Глобальная история Вселенной от океана «чистой» энергии до Третьей Мировой Ядерной войны - (реферат)
p>Культура древней Греции родилась самостоятельно. В отличии от Иудаизма, грекам никто не помогал, они самостоятельно создали свою культуру. Этим они доказали еще один человеческий закон: “Человек всегда делает лучше то, что делает сам, самостоятельно исправляя свои ошибки в постижении окружающего мира”. Как же появилась греческая цивилизация? Греческая цивилизация – это смесь различных культур. Греки взяли от своих соседей все самое лучшее [9; 4-5, 8-10]: “Возникновение и расцвет греческой цивилизации, совершившиеся фактически на протяжении жизни нескольких поколений, составляли загадку уже и для самих греков. Уже в V в. до н. э. появились первые попытки объяснения этого феномена. Прародителем многих достижений греческой культуры был объявлен Египет. Одним из первых был здесь “отец истории” Геродот, чрезвычайно высоко ценивший культуру Древнего Египта. Знаменитый ритор Сократ утверждал, что Пифагор воспринял свою философию в Египте, а Аристотель называет эту страну родиной теоретической математики. По утверждению одного из учеников Аристотеля, геометрия была изобретена египтянами. Греческий философ Фалес, побывав в Египте, заимствовал у египтян геометрию и перенес ее в Грецию. Позже это сообщение подтвердил знаменитый Плутарх. Он сообщает, что родоначальник греческой философии Фалес был финикийцем по происхождению. Приехав в Египет, он учился у жрецов, заимствовал у них представление о воде как первоначале всего сущего, а также знания по геометрии и астрономии. Такие же сведения мы находим у древних авторов относительно Гомера, Ликурга, Солона, Демокрита, Гераклита и других выдающихся представителей греческой культуры. Что же заставляло греков искать восточные корни своей собственной культуры? Современная наука указывает несколько причин. Во-первых, греки, знакомясь с египетской культурой (и культурой других стран Древнего Востока), действительно, многое заимствовали, а в других случаях обнаруживали черты сходства между своей культурой и культурами Востока. Зная о большей древности восточных цивилизаций, греки склонны были объяснять происхождение того или иного явления греческой культуры заимствованиями эллинов на Востоке, что казалось логичным. Во-вторых, этому способствовал консерватизм жизненных устоев, характерный для всех древних обществ. Греция не составляла исключения в этом отношении. Древним грекам было присуще глубокое уважение к старине. Вот почему греки были готовы щедро отдать другим народам свои собственные достижения. Такие понятия, как национальный престиж и приоритет, в древности на сферу культуры, видимо, еще не распространялись. В чем же особенность древнегреческой истории, определившая характер ее культуры? Еще в прошлом веке была высказана мысль, что главной особенностью древнегреческого общества было существование полиса. Полис – это разновидность города-государства, особая форма общественного устройства, характерной чертой которого была демократическая форма правления. Полис и создал условия для рождения “греческого чуда”. Эта точка зрения получила признание в науке. Влияние полиса на развитие греческой культуры признают все, но возникает ряд новых вопросов и прежде всего такой: можно ли говорить об исторической уникальности античного полиса. Ведь города-государства существовали не только в античном мире. На Древнем Востоке они появились гораздо раньше, чем в Древней Греции. Ученые расходятся во мнениях по этому вопросу, но большинство из них согласны в том, что между древневосточным и античным городом существовали большие различия. На Востоке сложились такие исторические условия, при которых город-государство терял свою независимость, и попадал под власть деспотического государства. В дальнейшем развитие цивилизаций в странах Древнего Востока проходило в условиях почти полного контроля со стороны государственной власти и жречества над духовной жизнью общества. Регламентация культурной жизни сковывала ее развитие. Возникновение античного города-государства относится к более поздней исторической эпохе – началу первого тысячелетия до н. э. В Греции не сложилось крупных монархий с деспотической властью царя. Не было здесь и влиятельного жречества, обладавшего монополией на духовную деятельность. Из греческих общин постепенно формируются небольшие по размерам государства-полисы, в которых создаются необходимые предпосылки для развития культуры. Решающее значение при этом имело отсутствие политического и духовного гнета, политическая и личная свобода, которой пользовались граждане полиса. В этом и было главное отличие античного общества как от первобытных общин, где жизнь каждого человека жестко регламентировалась родовыми обычаями, так и от древневосточных обществ, в которых такую регламентацию осуществляла государственная бюрократия. А какова же роль античного рабства? Отрицать влияние рабства на развитие греческого общества и его культуры нельзя. Распространение рабского труда давало гражданам греческих полисов необходимый досуг и открывало возможность для занятий в разных сферах науки и культуры. Однако заметим, что расцвет греческой культуры наступил раньше, чем рабовладельческие отношения достигли своего полного развития. Выходит, что роль рабства не была решающей. Теперь, кажется, мы определим те исторические условия, которые сделали возможным появление “греческого чуда”, но возникает еще одно соображение, которое мешает нам признать приведенные объяснения исчерпывающими: всегда ли достаточно политической и личной свободы, наличия досуга для того, чтобы люди обратились к художественному или научному творчеству. Мы знаем много способов использовать свой досуг и не всегда, к сожалению, люди отдают предпочтение таким благородным занятиям, как наука и искусство. Необходим был еще такой общественный и духовный настрой, который бы поощрял творческую деятельность в самых различных сферах, включая культуру. И такой настрой в древнегреческом обществе был. Ученые говорят об агональном характере греческой культуры, который порождал духовный климат, стимулирующий творческие достижения на самых разных поприщах. Агон – древнегреческое слово, означавшее состязание. Каждый современный человек имеет представление о зародившихся в Древней Греции Олимпийских играх. Они свидетельствуют о значении агона в жизни древних греков. Напомним некоторые хорошо известные факты: Олимпийские игры имели общегреческое значение. На игры собирались атлеты и зрители со всех концов греческого мира, т. е. со всего Средиземноморья и Причерноморья, отложив на время Игр и государственные, и частные дела. Списки победителей – олимпиоников, высеченные на мраморных плитах, выставляли в гимназии Олимпии для того, чтобы слава победителей сохранялась в веках. По Олимпиадам, проходившим один раз в четыре года, в Древней Греции велось летосчисление. Олимпионики были окружены почетом в родном городе. Их избирали на высшие должности, предоставляли почетные места в театре, освобождали от налогов и до конца жизни кормили за общественный счет. Трудно найти в истории другую страну и народ, где спортивные соревнования приобрели бы такую популярность, а победа в них так высоко ценилась. Олимпийские игры были самыми известными, но не единственными соревнованиями в Древней Греции. Общегреческие состязания проходили и в других местах. В них принимали участие не только атлеты, но также музыканты, поэты и художники. Агональный, соревновательный дух охватывал все сферы жизни. В книге А. И. Зайцева, о которой мы уже упоминали, приведены факты, свидетельствующие о том, что агон проникает в науку и культуру, становится мощным стимулом творческой деятельности. Труднее ответить на вопрос: почему агональный дух был присущ грекам в большей степени, чем другим народам. Влиянием полиса его не объяснить. Проявления агонального духа мы находим еще в гомеровский период, когда полиса еще нет. То же можно сказать и об особом характере греческой религии, отличающей ее от религий Древнего Востока. В гомеровском эпосе мы встречаем комические и фривольные сцены с участием богов, что было бы невозможно при господстве религии в духовной жизни”. Вот мы и находим ответы на вопрос происхождения цивилизации. Это: взаимопроникновение культур, наличие полиса (демократии на местах), наличие свободного времени для занятий наукой или культурой, наличие агона (свободной конкуренции), слабое влияние религии в повседневной жизни. Все это до сих пор является основополагающими принципами развития любого демократического общества. Легенды древней Греции – особая статья. Греки не только смеются над своими богами, они придают им человеческие черты, то есть сравнивают сами с собой. Еще один миф древней Греции – миф об Атлантиде. Атлантида, скорее всего – это не остров, а морская база инопланетян, вернее, стартовая площадка для космических кораблей. Когда в площадке отпала необходимость, то она была разобрана, либо затоплена, либо перенесена в другое место. Уходя, гуманоиды распространили миф: атланты ушли, чтобы уступить место суперлюдям. Цель этого мифа: показать людям, к чему стремиться. Фашистская пропаганда поставила вместо суперлюдей арийцев, сделав этот миф основой своей идеологии. Древняя Греция стала основой для возникновения Римской республики. Римская республика, взяв знания о военном деле еще от эллинов, изучив опыт Александра Македонского, создали хорошо дисциплинированную и обученную армию. Республиканская армия захватила очень большую территорию, но большая территория превратилась в большую проблему. Появились трудности с предоставление гражданства людям на захваченных территориях. Рим стал разрываться от внутренних противоречий, а система полиса себя исчерпала. Этой ситуацией воспользовался Сулла, командующий армией. Сулла впервые ввел войска в Рим. Сулла легко захватил Рим, но впоследствии он был отстранен от власти. Но вскоре Сулла предпринял новую попытку захвата власти, и попытка удалась. Сулла стал тираном, попиравшим законы Рима. Вместо полисов Сулла создал сенат, где собрал самых влиятельных и богатых людей Рима. Сулла стал примером единоличной власти. Сулла добровольно отказался от власти, но мир уже не мог быть таким, как прежде. Снова возникла смута в государстве. Сенат стал мощной силой, утверждающей свои порядки, но и армия была мощной силой государства [10; 154-155]: “Коалиция Помпея, Цезаря и Красса (первый триумвират). После разгрома заговора Катилины в Риме и Италии как популяры, так и сенатская знать с тревогой ожидали возвращения восточной армии Помпея, они опасались, что победоносный военачальник вместе с верными ему легионами насильственно захватит власть в государстве. Однако Помпей рассеял тревоги столичных политиков. Прибыв в Италию в 62 г. до н. э. , он, как и предписывала конституция, сразу распустил свои войска, не обнаружив охоты вести их на Рим по примеру Суллы. К тому же, после подавления заговора Катилины политическое положение для установления диктатуры было неблагоприятным. Трусливая сенатская аристократия, которая так боялась легионов Помпея, после их роспуска приложила все силы, чтобы унизить победоносного полководца. Ему было отказано в консульстве на следующий год, сенат не утверждал сделанных им распоряжений на Востоке, наконец, был провален законопроект народного трибуна Флавия, который предлагал наделение ветеранов Помпея земельными участками. Помпей оказался в затруднительном положении. Военачальник, одержавший множество побед, разбивший войска 22 восточных царей и царьков, хорошо устроивший дела в восточных провинциях, в результате происков столичных политиков оказался перед опасностью потерять свой авторитет. Сенат грозил аннулировать его распоряжения на Востоке. Он даже не мог выполнить свое обещание о наделении ветеранов земельными участками. Помпей действовал энергично и решительно, чтобы сломить сопротивление сенатской олигархии. Он договорился с двумя наиболее крупными политическими деятелями того времени – Крассом и Юлием Цезарем. Это негласное соглашение о совместной борьбе с сенатской олигархией, заключенное в 60 г. до н. э. , и получило в истории название первого триумвирата. Первый триумвират был по существу объединением различных антисенатских сил: победоносного полководца Помпея, опиравшегося на ветеранов, Красса, которого поддерживали всадники, Юлия Цезаря, одного из наиболее популярных среди городского плебса политических деятелей. Каждый из участников соглашения преследовал свои цели: Помпей добивался утверждения всех своих распоряжений на Востоке и земельных наделов для ветеранов, Цезарь искал консульства и расширения политического влияния, а Красс – власти и наместничества в провинции и, вместе с тем, удовлетворения притязаний всадников. Создание такой антисенатской коалиции предопределило ее большую роль в государственных делах Рима в течение всего следующего десятилетия. Первым успехом коалиции было избрание Юлия Цезаря консулом на 59 г. до н. э. Во время своего консульства Цезарь провел ряд законов, которые удовлетворяли сторонников Помпеи и Красса. Были приняты аграрные законы о разделе кампанских земель, что частично удовлетворило ветеранов Помпея. Все распоряжения Помпея на Востоке были утверждены. В интересах всадников был проведен закон о снижении откупной суммы налога с провинции Азия на одну треть. Проведение этих мероприятий проходило в жестокой, временами вооруженной борьбе. Форум и улицы Рима превращались в место настоящих схваток сторонников к противников триумвиров. Дело не обошлось без вмешательства ветеранов Помпея. Борьба достигла такой остроты, что второй консул, представитель оптиматов Бибул, был фактически отстранен от должности. На вмешательство отдельных трибунов, накладывавших “вето” на законы Юлия Цезаря, не обращали внимания. Консульство Цезаря превратилось по существу в единоличное правление. В своих собственных интересах Цезарь добился назначения после консульства наместником в провинции Цизальпинская и Нарбонская Галлия сроком на пять лет с правом набора двух легионов. Цезарь пользовался поддержкой городского плебса и считался популяром. Законы Цезаря 59 г. до н. э. выражали интересы широких кругов населения. К тому же, Цезарь проводил свои законы через народное собрание минуя сенат. Перед отъездом из Рима в провинции Цезарь предпринял меры для того, чтобы сохранить свое влияние в Риме. В частности, он попытался использовать в своих интересах лично обязанного ему народного трибуна 58 г. до н. э. Публия Клодия Пульхра. ” Цезарь стал основателем новой власти – власти императоров. Цезарь захватил еще большие территории. Но теперь все изменилось. Соседние народы больше не являлись примером для Рима. Не было взаимопроникновения культур. Всех, кто не понимал латынь, называли варварами и не воспринимали их культуру. Теперь империя могла развиваться только захватывая новые территории.
Глава 4. Христианство
Христианство родилось из иудаизма. Христианство тоже было создано гуманоидами. Иудаизм не достиг той цели, которой хотели гуманоиды. “Наверно, религия очень кровожадна”, – решили они. Но как отменить жертвоприношения? Это был очень сложный вопрос. И ответ был найден! Гуманоиды пошлют людям пророка, который будет говорить о доброте и смирении. Потом люди принесут его в жертву. Гуманоиды, обладая высокими технологиями и обширными знаниями в медицине, смогут через три дня оживить пророка. Первое, что они делали, – это провели генетический эксперимент. С помощью этого эксперимента были выведены клетки человека с сильной энергетикой. Незаметно и безболезненно ввести эти клетки в деву Марию при высоком уровне медицины не составляло никакого труда. Прежде чем родился Иисус, об его будущем рождении было сообщено волхвам. Еще до появления Моисея гуманоиды сотрудничали с волхвами. Волхвы – это купцы, из-за особенности своей профессии вынужденные путешествовать. Это особенность была очень выгодна гуманоидам, ведь волхвы могут распространять свои идеи на очень большие расстояния. Какими бы могущественными не были гуманоиды, они не смогли бы специально зажечь звезду. Но и звезда не может двигаться по небосклону, чтобы неподвижно остановиться над Вифлеемом. Иисус родился! Гуманоиды на орбите Земли зажгли “звезду” – спутник с ядерным реактором и мощным прожектором. Телескопов тогда не было, и люди верили своим глазам, а видели они звезду. Им в голову не могло прийти, что звезда искусственного происхождения. Еще со времен Моисея гуманоиды с помощью “ангелов” – хорошо обученных агентов, поддерживали связь с подопытными. Люди действительно являлись подопытными. Гуманоиды сами не знали, как добиться того результата, которого они ожидали от людей, поэтому они постоянно меняли условия опыта. Но, постоянно проводя опыты, гуманоиды часто “засвечивали” свою технику. Например, шестикрылый херувим – шестилопастный вертолет, а крылья ангела – либо парашют, либо реактивный ранец. Тот, кто прочитал или смог прочитать это, наверняка возмутится, разозлится и, возможно, захочет меня убить. Но я повторял и повторяю: “Чтобы понять, для чего мы живем и существуем, надо понять и осознать свое прошлое. Если мы этого не сделаем, то нам будет трудно протиснуться в узкое игольное ушко нашего будущего”. Если вы не осознаете этого, то путь в будущее для вас будет закрыт. Не важно, какой мы расы, национальности или веры, мы все сыны Адама, мы все братья, но люди не хотят этого понимать и продолжают вести бесконечные войны. Почему мы убиваем друг друга? Почему одни голодают, а другие уничтожают излишки продуктов? Почему мы не можем избавиться от застарелых болезней человечества? Неужели вы не хотите узнать это? Разве человек животное, что не слушает голос разума? Все, кто хочет знать, читайте дальше. Иисуса с детства учили и готовили к роли пророка. Иисус – это человек великой веры. Гуманоиды воспитали эту веру и не раз проверяли ее. Иисус с честью выдерживал любые испытания. С помощью своей веры Иисус легко мог совершать чудеса. Иисус легко внушал людям, что вода – это вино. Силой своей веры, своей энергии, своей гравитации Иисус излечивал людей и ходил по воде. Инопланетяне неотрывно следили за своим пророком и если нужно было накормить пять тысяч человек, то пища немедленно доставлялась. Люди погружались в гипноз, и корзины наполнялись. Когда люди выходили из гипноза, то видели полные корзины пищи. Чтобы ввести в гипноз пять тысяч человек, достаточно распылить нервный газ или воздействовать на мозг электромагнитным излучением. Иисус предчувствовал свою смерть и знал, что его принесут в жертву. Гуманоиды внушили Иуде пойти на преступление. По ложному доносу Иуды Иисус был арестован. Иисуса приняли за очередного городского сумасшедшего. Иисуса высекли и хотели отпустить, но толпа, подкупленная гуманоидами, требовала смерти. На этот раз инопланетяне очень хорошо изучили человеческую психологию: лидеры любят угождать толпе, а мученская смерть пророка возвысит его до уровня бога. Иисус был обречен, и Понтий Пилат подписал ему смертный приговор. Климатические установки инопланетян заработали на полную мощность. С утра над Голгофой светило Солнце, а к вечеру разразилась настоящая буря. Когда Иисус умер, Вифлеемская звезда погасла. Остальное было делом техники и медицины. Тело Иисуса было выкуплено, позже оно было изъято из гробницы. В течение трех дней гуманоиды оживляли Иисуса. Иисус воскрес и показался своим ученикам. Когда все удостоверились, что Иисус жив, то гуманоиды забрали его к себе “на небо”. Первая часть эксперимента была завершена, теперь ученики Иисуса проповедовали его идеи. Гуманоиды активно помогали ученикам, особенное внимание они уделяли святому Петру. Святой Петр отправился в Рим. Рим со времен Цезаря стал вариться сам в себе. Единственной доктриной развития империи считался захват новых территорий. За счет захваченных территорий Рим стал купаться в роскоши. Знать предавалась распутству, когда народ бедствовал. Всем было видно, что Рим лишен всякой духовности в отличие от христианства [10; 270-271]: “После страданий и смерти Иисуса Христа человеческий род весь, а не только еврейский народ, освободился от первородного греха и получил возможность свободно исполнять заповеди любви, красоты и милосердия, готовить себя к Страшному суду и наступлению вечного блаженства через внутреннее самосовершенствование. Необходимость следования заповедям Иисуса Христа и получение за это вечного небесного блаженства – это Новый договор, Новый Завет, который пришел на смену прежнему договору, Ветхому Завету, заключенному Богом с пророком Моисеем и народом Израиля. В христианском вероучении можно отметить ряд принципиально новых религиозных идей по сравнению с другими религиозными системами. Прежде всего, в новом учении прокламировался не местный, национальный или племенной, а космополитический характер. Новое учение исходило из принципиального положения о единстве всего рода человеческого, вытекало из понятия единого для всех народов Бога, и понятие избранности, приближения, слияния с божеством связывало не с племенной принадлежностью, а с выполнением главных заповедей христианства и верой в Иисуса Христа. В христианстве дано было более полное и философицированное понятие божества, чем до сих пор. Божество – это грозная и карающая сила, но оно, прежде всего, абсолют разума, добра и милосердия. Выдвижение на первый план именно этих сторон предполагало принципиальную близость Бога к человеку и, прежде всего, человеку малому. Люди в силу слабости человеческой природы постоянно заблуждаются, совершают проступки (даже ближайший ученик Иисуса Христа апостол Петр трижды в один вечер отрекался от своего учителя), но Бог в силу своей абсолютной доброты и благости прощает их, терпеливо заботливо и наставляет на истинный путь. Согласно христианскому вероучению земная жизнь, пребывание в человеческой плоти заполнены страданием, преступлениями, злом. В земной жизни трудно противостоять злу. Однако земная жизнь – это не вся жизнь конкретного человека, поскольку он есть творение Божие, носитель божественности, и если человек не утратил ее своим греховным существованием, после смерти он может приобщиться к божеству, к вечной жизни около Бога. Поэтому основной заповедью и принципом христианства является не жизнь земная, не стремление провести ее в роскоши, довольстве и наслаждении, а подготовка себя к жизни вечной, загробному блаженству. В связи с этим все земные ценности – власть, богатство, удовольствия, слава – не имеют значения, более того, они порочны в своей основе, поскольку обладание ими связано со страданием, болезнями, преступлениями. А раз земная жизнь порочна и греховна, ее нужно прожить так, чтобы подготовить себя к жизни вечной, очиститься от пороков, быть равнодушным или даже враждебным к удовольствиям, власти, богатству, главное внимание обратить на внутреннее воспитание своей души как частицы божественного начала в человеке, заняться самосовершенствованием, вести добродетельную жизнь, воспитывать в себе чувства любви, добра и милосердия ко всем людям как к божественным творениям. В раннехристианской этике центр тяжести смешался с внешних сторон образа жизни, включая соблюдение обрядов, на что обращалось главное внимание во многих античных и восточных религиях (особенно в иудейской), на чистую добродетельную жизнь, внутреннее самоусовершенствование. Направленность на внутреннее слияние с божеством, отказ или равнодушие к внешним благам смогли решить глубокое противоречие между необходимостью жить в сложном и противоречивом мире, выполнять многочисленные обязанности – будь это раб, ремесленник, торговец, чиновник или сенатор – с возможностью исповедовать свои религиозные убеждения. Важнейшим нравственным положением евангельского учения было провозглашение принципа, изложенного в Нагорной проповеди: “Блаженны нищие духом, ибо их Царство Небесное, блаженны плачущие, ибо они утешатся, блаженны кроткие, ибо они наследуют землю, блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся”. В этом положении провозглашалась великая мысль о том, что страждущие, смиренные, плачущие, обиженные – это люди, менее отягощенные грехом, пороками и гордостью и потому более внутренне подготовленные к Царству Небесному, чем богатые, властные, эгоистичные люди. “Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царство Божие”. Это нравственное положение прямо апеллирует к человеку трудящемуся, человеку обездоленному, к социальным низам, давая им духовную надежду на будущий реванш за их тяжелую и несправедливую долю в этом мире. Вместе с тем, в этих положениях социальные и нравственные мотивы настолько тесно переплетены, что апелляция к бедным и страждущим не противопоставлена призыву и к людям иного социального положения: ведь “алчущие и жаждущие правды, плачущие и кроткие” могли быть в различных общественных слоях. Эти этические положения раннего христианства обеспечивали ему поддержку в первую очередь трудящегося населения Империи, но были притягательны и для других социальных слоев Империи, что сделало общественную базу новой религии поистине массовой”. Но Массовое распространение религии не всегда нравилось власть предержащим [10; 274]: “Особое значение в жизни ранних христианских общин занимало отношение верующих и общины в целом с императорской властью. Они были сложными и довольно противоречивыми. В Евангелиях содержатся четкие указания на повиновение властям и честное выполнение всех необходимых обязанностей. При существующих в Риме еще с республиканского времени религиозной терпимости, многочисленных культах, преимущественном интересе к внешней стороне религиозного поклонения новая религия не могла вызвать каких-либо подозрений со стороны императорской власти. Однако положение было не столь простым и однозначным. Вера в пришествие Христа как Мессии, который должен покарать людей, концепция земной жизни как мира, наполненного грехом, пороками и преступлениями, который должен быть осужден во время Страшного суда и разрушен, а на его обломках должно быть создано тысячелетнее царство справедливости, стояла в очевидной оппозиции к концепции золотого века, довольства, могущества и процветания Римской Империи, олицетворяемой и поддерживаемой императорской властью. Христиане отрицали тем самым всю систему духовных и культурных ценностей античного мира. Сама апелляция христианского вероучения к обиженным, гонимым, плачущим аккумулировала в христианских общинах все недовольные существующей жизнью социальные элементы. К тому же вера в Христа запрещала христианам принимать участие в обязательном для всех жителей Империи императорском культе, что рассматривалось как открытое неповиновение властям. Наконец, тихие таинственные собрания первых христиан в уединенных местах, их презрение к пышным языческим зрелищам, гладиаторским боям, цирковым представлениям вызывали у городской черни подозрение, рождали слухи и сплетни, создавали вокруг христиан нездоровый психологический климат. Вот почему, хотя общеимперских декретов о каких-либо преследованиях первых христиан не было, отдельные случаи гонений и даже убийств со стороны взбудораженной какими-либо слухами толпы имели место. Погибшие за веру христиане объявлялись их единоверцами мучениками и становились объектом почитания. Одними из первых мучеников были глава общины в городе Смирна Поликарп и богослов Юстин, казненные во времена Марка Аврелия. Первое крупное гонение на христиан, скорее всего, было в Риме при императоре Нероне в 64 г. , когда они были обвинены в поджоге Рима. Однако в целом как царствующие императоры, так и провинциальные власти довольно терпимо относились к последователям новой религии, хотя именно с середины II в. начинается ожесточенная полемика античных авторов (Лукиан, Цельс, Цецилий и др. ) с основными положениями нового вероучения”. Римская империя развивалась за счет захваченных территорий. Но их постоянное увеличение принесло другие беды: войска врастали в свое окружение, удаленность от центра вызывало недовольство в армии. Римская империя не могла существовать без захваченных территорий, но и постоянный захват не имел смысла. Римская Империя остановилась в своем развитии, стала вариться сама в себе, медленно сползать вниз. Спустя столетия, когда, казалось, Римская Империя развалилась на части, новый император Диоклетиан объединил Империю. Сменивший его Константин закончил начатые Диоклетианом реформы и примерился с христианами [10; 328-331]: “Если почти во всех областях государственной деятельности Константин был последовательным продолжателем многочисленных реформ Диоклетиана, то в области религиозной политики он был его принципиальным противником. В отличие от Диоклетиана Константин оценил силу церковной организации и авторитет христианства среди самых различных слоев населения и армии. Если Диоклетиан усматривал в христианской церкви своего рода государство в государстве и полагал, что она ослабляет власть римского императора – Доминуса и бога, то Константин увидел в христианском учении другие мотивы и понял, что христианство и его мощная церковная организация могут быть прочной опорой абсолютной власти. К тому же практический политик Константин видел безрезультатность религиозных преследований Диоклетиана, которые лишь накаляли внутреннюю обстановку в Империи. Поэтому Константин принимает важное решение о примирении с христианской церковью и о ее решительной поддержке. Еще в 311 г. август Галерий отменил гонения на христиан. В 313 г. после побед над своими политическими соперниками Константин и Лициний в городе Медиолане издали свой знаменитый эдикт, известный в исторической литературе как Медиоланский, или Миланский. По этому эдикту христианская религия объявлялась равноправной со всеми другими религиозными системами. Конфискованное или разграбленное имущество церкви должно было быть возвращено или за него выплачивалась компенсация. Среди христиан в это время усилились разногласия. Они были порождены изменениями социального состава христианских общин. Усиление взаимных связей между ранее разобщенными христианскими общинами обнаружило разные варианты христианского вероучения”. В христианстве появляются оппозиционные течения донатизма и ариантство. Константин хотел стать во главе христиа нской религии, поэтому боролся со всеми сепаратистскими течениями [10]: “В борьбе с донатизмом Константин созывал съезды – соборы епископов – еще тогда, когда был правителем западной половины Империи. А сделавшись ее единым главой, он сразу решил созвать собор всех епископов Запада и Востока для того, чтобы покончить с религиозными разногласиями. Собор состоялся в 325 г. в малоазийском городе Никее. Он получил название 1-го Вселенского, т. е. представлявшего не какую-либо часть или половину, а всю римскую “Вселенную”, всю Римскую империю. Открыл заседание еще остававшийся язычником и великим понтификом Константин. Прения на соборе были бурными. Константин настаивал на том, чтобы враждующие стороны пришли к соглашению на ортодоксальной основе, и под его давлением большинство епископов осудило арианство. Два епископа, отказавшиеся подписать решение Никейского собора, и сам Арий были прокляты и сосланы. Но арианство, как и донатизм, продолжало существовать и достигло своего наибольшего распространения после смерти Константина. Кроме того, на соборе в Никее был принят церковный христианский календарь (распределение христианских праздников по месяцам и числам), а также была уточнена система христианской иерархии. Епископы Рима, Александрии и Антиохии получали звание патриархов, а первые два – почетные звания пап. Во главе клира провинций были поставлены архиепископы, а в городах клир возглавлялся епископами, которые, как правило, находились в лояльных отношениях с представителями имперской администрации. Во время борьбы за власть у Константина не было постоянной резиденции. Рим еще в конце III в. перестал быть местопребыванием императорского двора. Восточная часть Империи относительно меньше, чем западная, подвергалась набегам варварских племен, была более однородна по своей культуре и более развита в экономическом отношении. Здесь, неподалеку от малоазийской Никомедии, столицы августов Диоклетиана и Галерия, на европейском берегу Боспора Фракийского находился древнегреческий город Византия. Он стоял на пересечении морских и сухопутных путей, на полуострове, надежно защищенном природой. В него и перенес Константин столицу Империи и дал ему новое название: Новый Рим – Константинополь. Расширение городской территории древнего Византия, постройка роскошных зданий, дворцов, стадиона и ипподрома, терм и библиотек начались около 328 г. , а в 330 г. состоялось освящение и провозглашение города новой столицей. Торжество сопровождалось христианскими и языческими обрядами, причем император Константин был обоготворен в качестве Гелиоса, а Константинополь посвящен богине Тюхе – благоприятной судьбе. В новую столицу были перевезены произведения искусства из разных городов. В Константинополе был создан свой сенат из части сенаторов, переселившихся из Рима и вновь назначенных Константином. Как и в Риме, была учреждена должность городского префекта. Константинопольский плебс стал пользоваться теми же льготами, что и римский. Новая столица не была связана со старыми римскими традициями, что было удобно для укрепляющегося домината. Последние годы жизни Константин провел в Константинополе и его окрестностях. Умер он в 337 г. Незадолго до смерти Константин стал христианином, приняв крещение от сочувствовавшего арианам епископа Евсевия. Сенат, по традиции, обожествил умершего императора”. Константин фактически объединил в своих руках и светскую и духовную власть. После смерти Константина императоры становились и главами христианских церквей римской империи. Но кроме этого, начинают увеличивать свою власть и религиозные общины. Из одной такой общины (римской) и возникнет институт пап [10; 274]: “Среди отдельных общин выделяются наиболее крупные и авторитетные, которые рассматриваются окружающими общинами как своего рода лидеры. Признанным лидером была, бесспорно, Иерусалимская община, основателем которой был Иисус, первая христианская община вообще. Одной из самых авторитетных после нее была община в Антиохии, основанная апостолом Павлом. С конца I в. начинает играть важную роль христианская община в Риме, к середине II в. – в Александрии, а в конце II в. – и в Карфагене. Руководителями наиболее влиятельных и богатых общин были очень известные в христианском мире мыслители, наделенные недюжинным умом и сильной волей, такие, как мученик и философ Юстин, неистовый Климент Александрийский, талантливый писатель, пресвитер Карфагенский Тертуллиан. Их богословские размышления, страстная полемика с противниками из среды античных философов и нарождающейся ереси, горячие проповеди, смелые взаимоотношения с властями создавали популярность не только им самим, но и всей общине. Среди христианских общин Империи к концу II в. стала выделяться в силу своего столичного положения, многолюдства и богатства община Рима и расти авторитет ее главы, римского епископа, который будет закрепляться в последующие столетия. ” Глава 5. Общая история
Дальнейшая история сопровождалась распадом Римской Империи и образованием на ее территории других империй: на севере – франкинское государство; на юге – арабский халифат, на востоке – все, что осталось от Римской Империи – Византийская империя. История государства идет по следующим основным этапам:
1) Объединение племен какой-либо идеей (у Франкинского государства – католическая вера, у Арабского халифата – мусульманская вера, у Византийской империи – православие). 2) Распад империи на отдельные государства.
3) Феодальная или княжеская система правления. Раздробление государства на отдельные удельные княжества. 4) Кризис феодальной или княжеской системы. Междоусобные войны. 5) Объединение государства в сильную державу с монархом во главе. 6) Кризис монархической власти, образование демократической системы правления. Каждый из этих пунктов был кровавой эрой в человеческой истории. Первый этап – образование империй всегда происходил легче, если этот этап сопровождался обращением в свою веру захваченных народов. Еще при императоре Константине в христианстве образовались противоречия. Императоры считались наместниками бога на Земле, поэтому они единолично хотели править христианством. Император единолично назначал патриархов церкви. Такое положение не устраивало многих христиан. Католики установили свой центр в Риме во главе с папой римским. Папа руководил духовной жизнью христиан, а светской жизнью руководил король. Как я уже говорил, ислам родился из иудаизма. Мухаммед взял основные идеи из Библии. Так же, как и христианство, ислам было религией бедняков. Так же, как и христианство, ислам поднял племена, объединил их и повел на захват новых земель. Но в дальнейшем их не минула та же участь, что и христиан. Ислам распался на шиитов и суннитов. также , как и в христианстве, речь шла о власти. Одни хотели единолично сконцентрировать в своих руках и светскую и духовную власть, другие требовали разделения. Как и христиане, мусульмане до сих пор не смогли договориться. Христианство и ислам, рожденные от одной ветви – иудаизма, из-за религиозных противоречий воевали между собой с переменным успехом. Католики предприняли пять крестовых походов на Иерусалим. Если первый поход, предпринятый в 1095 г. принес богатую добычу, то остальные четыре потерпели неудачу. Местное население не хотело поддерживать крестоносцев, и постоянно восставало против них. В это время на территории бывшей Римской империи образовались государства. Правда, эти образования трудно было назвать полноценными государствами. Король всегда опирался на феодалов или князей. Их военная поддержка помогала от набегов соседей. Но за эту поддержку феодалы требовали от короля земельных угодий. На этих угодьях феодалы единолично правили: имели свою армию, полицию, единолично собирали налоги. Фактически королю подчинялась лишь небольшая область, контролируемая его собственной армией. Феодалы были потомками знатных семей и часто являлись родственниками королей. Поэтому если армия феодала была сильней королевской, то феодал мог захватить трон и провозгласить себя королем. Королю было выгодно отправлять феодалов в крестовые походы, чтобы убрать соперников в борьбе за трон и прекратить грабеж внутри страны. Но не в восторге были жители захватываемых земель, ведь они еще не оправились от нашествия турок-сельджуков. В середине 11 века большая часть арабских владений на Ближнем Востоке была захвачена племенами турок-сельджуков. В 1055 году они захватили Багдад. Правитель турок-сельджуков был коронован халифом и получил от него титул султана. Раньше, когда мусульманами правил халиф (заместитель пророка) государство называлось халифатом. При султане оно стало называться султанатом. До захвата турками-сельджуками халифат прошел путь от распада халифата до войн удельных князей. Появление султаната отбросило мусульман в развитии назад и им снова пришлось повторять пройденное. Мусульманские государства, истощенные и разрозненные междоусобными войнами, представляли легкую добычу для большой и единой армии турок-сельджуков. То же самое произошло с Россией. Через Россию прошли многочисленные племена татаро-монгол. Дальнейшие события не выходили за рамки исторического развития. Церковь, которая имела огромную роль в государстве, пыталась подчинить себе католические государства. Сначала церковь инициировала крестовые походы, позднее она стала продавать индульгенции и с помощью инквизиции организовывать охоту на ведьм. Церковь воевала с государствами с переменным успехом. Борьба за власть приводила к появлению католиков и протестантов. Серьезной победой государством над церковью можно назвать Авиньонское пленение пап французским королем Филиппом IV. С 1309 по 1378 гг. Франция выбирала и назначала пап. Большим прорывом в историческом развитии Англии и Франции я считаю столетнюю войну с 1337 по 1453 гг. Казалось бы: “Какой это прорыв? Война, чума, голод.... ” Но это только на первый взгляд. Война объединила народ, уничтожила многих феодалов, у Англии и Франции появились постоянные армии. Все это стало предпосылками для образования единых государств. Наступил 15 век, век объединения. Европейские государства стали объединяться. Наступил век эпохи Возрождения. Теперь на территории одного государства существовали одни законы, единая власть. Вся власть сконцентрировалась в руках королей. Вместо князей появились дворяне. Князья никуда не исчезли, но отношения с властью изменились. Дворяне стали верными помощниками королей в военных, политических и экономических делах. Теперь дворяне вели не свою, а государственную политику. Отстаивали не свою, а государственную военную доктрину. Дворяне действовали не только в своих, но и в большей степени в государственных интересах. Все это только усилило государства. Стали активно увеличиваться города. Города, которые были созданы как защита от набегов, стали центрами сосредоточения торговли, искусства, науки [11]: “Растущим городам и королевской власти требовались образованные люди. Нужно было подсчитывать доходы от торговли, вести дела в городских советах. Ученые богословы мало наблюдали природу. Источником знаний для них был прежде всего авторитет: они искали ответы в Библии”. Это привело к тому, что короли стали открывать нецерковные университеты. Началось активное развитие науки. Путешествие Марко Поло доказало, что земля круглая. Люди искали морской путь в Индию. Летом 1492 г. Колумб достиг берегов Америки, а в мае 1492 г. был открыт морской путь в Индию. Оба этих открытия подхлестнули европейские страны к дальнейшему развитию и освоению новых земель. У европейских государств появилось множество колоний по всему миру. Королевства богатели и казались незыблемыми. Эту картину портили пираты и непрекращающиеся конфликты между европейскими государствами. Казнь Карла I буквально взорвала эту идиллию. Все королевства увидели, что власть королей не так уж и незыблема. На место Испании с ее могучим флотом пришла Англия. Англия захватила многие колонии Испании, в том числе Америку. Объявление независимости Америки в 18 веке не вызвало такого широкого резонанса в мире, как казнь Карла I. Америка казалась такой далекой с ее проблемами. Объявление независимости Америки привело к новому этапу исторического развития – этапу демократического развития. Теперь главой государства стал выборный президент. Казалось бы, такая система уже существовала в древнем Риме. Но это было не так. Люди на территориях, захваченных Римом, не являлись гражданами Рима. О едином государстве не было и речи. Все зависело от того, как военачальники правили на захваченных территориях. В Америке же все, кроме рабов, являлись гражданами в государстве с единой системой власти и единым основным законом – конституцией. Люди могли сами выбрать себе президента. Россия в 17 веке из-за 300-летнего нахождения под татаро-монгольским игом серьезно отставала в развитии от остальной Европы. Царь Петр I, живший с 1672 по 1725 годы, прекрасно это понимал. Царь огромной державы стал обычным учеником. Он работал плотником, кузнецом, матросом. Он учился в Голландии и отправлял туда учиться детей из знатных семей. Это принесло свои результаты. Россия вернула все свои долги, стала могучей военной и торговой морской державой. Россия стала влиятельной державой в Европейской политике. Казнь Карла I хоть и вызвала шок в королевствах, но она не вызвала у королевств серьезных беспокойств, ведь там произошла реставрация монархии. Объявление независимости Америки тоже не вызвало серьезного беспокойства. В 1789 г. толпы парижан разрушили Бастилию. Началась французская революция. Казни королей и многих знатных людей вызвали не просто шок, а возмущение всех королевств. Соседние государства попытались раздавить республику. Это вызвало подъем национально-освободительного движения и привело к власти Наполеона. Поход Наполеона можно назвать предтечей мировых войн. В войне с Наполеоном участвовали практически все Европейские государства. Когда Наполеон в 1812 году был разбит в России, а позднее в битве при Ватерлоу был окончательно разгромлен, тогда королевства устояли, но все увидели силу республики и поняли, насколько сладок хлеб свободы. Королевства стали ослаблять свою хватку на горле народа, но до настоящей свободы было еще далеко. Европейские государства стали постепенно освобождать крестьян. Но королевства упустили еще одну опасность, таящуюся в городах, – рабочих. Развитие городов приводило к появлению новых технологий, новых производств. Открывались новые заводы и фабрики. На фабриках и заводах работало много разорившихся крестьян. За тяжелый труд на фабрике и заводе мало платили, а социальные условия оставляли желать лучшего. Это привело к появлению социалистических партий. Появление социалистических партий было закономерным при росте городов и усилении государственной власти. В государствах появлялось острая потребность в крупных производствах и эта потребность удовлетворялась. Но отношения между работником и работодателем оставались на уровне средневековых. Начинался 20-й век. Если оглянуться назад, то видно, как развивалось человечество. Если империи существовали в течение многих столетий и тысячелетий, то королевства существовали в течение столетий. С каждым веком скорость развития человечества только увеличивалась. Государства, воюя между собой, постоянно соперничали, перенимали друг у друга опыт, знания, технологии. Война являлась двигателем прогресса, не миновал этой участи и 20-й век. То, что произошло в восемнадцатом веке, раньше происходило в течение столетий. То, что происходило в девятнадцатом веке, раньше происходило в течение тысячелетия. Но то, что происходило в двадцатом веке, раньше не могло произойти за всю историю человечества. Восемнадцатый век был веком новых технологий, новых открытий, но эти открытия были ничто по сравнению с технологиями и открытиями девятнадцатого века. А то, что произошло в двадцатом веке, можно назвать настоящим технологическим взрывом. Появилось огромное количество знаний, учений, наук. Если развитие человечества сравнить с развитием ребенка, то человечество в эпоху империй и королевств находилось в младенческом и детском состоянии. Человечество только пыталось изучать окружающий мир. Все религии пришли к человечеству, когда оно находилось в детском состоянии и пыталось с помощью религии разрешить противоречия, возникающие при изучении мира. Двадцатый век стал веком подросткового роста – переход из детского во взрослое состояние.