Инфляция. Антиинфляционная политика государства. Роль Центрального Банка - (реферат)
Инфляция. Антиинфляционная политика государства. Роль Центрального Банка - (реферат)
Дата добавления: март 2006г.
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра экономической терии
РЕФЕРАТЪ ИНФЛЯЦИЯ. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА. Роль Центрального банка Студент I МО группы 4-12 Сальников. А. А МОСКВА 1993 г. СОДЕРЖАНИЕ
Вступление..................................................................стр. 3 1. Что такое инфляция? ....................................................стр. 3
2. Причины инфляции.........................................................стр. 5 3. Антиинляционная политика.............................................стр. 7 4. "Антиинфляция" по-российски........................................ стр. 9 5. Центральный банк.........................................................стр. 10 6. Таргетирование............................................................стр. 14 7. Как спасти отечество? .................................................стр. 18 8. Вместо заключения....................................................... стр. 20 * * *
В наше время, кажется, нельзя прожить и дня, не услышав этого коварного и интригующего слова. О ней говорят, с ней борятся, ее боятся. Что же такое инфляция?
Именно потому, что тема эта столь популярна в наши дни, я
остановился на ней как на предмете своего скромного исследования. Я хотел бы уяснить себе, что это за феномен; каковы его корни; столь ли он опасен для экономики, как это говорят, и если да, то почему; и как с ним борется государство. Я хотел бы отметить, что мои стремления были направлены на то, чтобы установить, как все это бывает обычно. Поэтому я старался по возможности меньше - в качестве лирических
отступлений и любопытных иллюстраций - использовать опыт нашей многострадальной родины, столь исключительное место занимающей в пестрой толпе других наций. Более подробно меня заинтересовало влияние центрального банка на регулирование денежной политики государства, его возможности по ограничению темпов инфляции. 1. ЧТО ТАКОЕ ИНФЛЯЦИЯ? Прежде чем говорить о многочисленных противоядиях, необходимо выяснить, что же это за яд, что за ужасное явление, с которым так усердно многие годы борятся мужественные правительства. Обратимся к Большой советской энциклопедии. "Инфляция (от лат. inflatio - вздувание), переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, вызывающее их обесценение. (.... ) В результате инфляции бумажные деньги обесцениваюеся по отношению к денежному товару - золоту, а также по отношению ко всей массе рядовых товаров и к иностранной валюте, сохраняющей прежнюю реальную ценность или обесценившейся в меньшей степени, "1) - гласит энциклопедия. Словарь "Язык рынка" дает следующее определение: "Инфляция процесс переполнения каналов денежного обращения, выраженный в обесценении денег, росте цен на товары и услуги и снижении реального жизненного уровня трудящихся. "2) Словарь банковско-биржевой лексики определяет инфляцию как "чрезмерную экспансию денежной массы, сопровождаемую ростом цен и сокращением спроса. "3)
"Инфляция - чрезмерное увеличение количества обращающихся в стране бумажных денег, вызывающее их обесценение, "- так описывает этот термин толкователь русского языка С. И. Ожегов.
Суммируя все эти, в общем-то идентичные, определения, можно сказать, что инфляция - это денежный феномен, выраженный в устойчивом и непрерывном росте цен, вызванном избытком денежной массы в обращении. Иными словами, эта проблема возникает в ситуации, когда кассовая наличность предпринимателей и потребителей (предложение денег) превышает реальную потребность (спрос на деньги). Очевидно, что в таком случае субъекты хозяйственных отношений постараются по
возможности избавиться от возникших избытков денег, увеличивая свои расходы и уменьшая денежные сбережения. Это вызывет расширение спроса, повышение цен и снижение покупательной способности денеготрицательные последствия неверной денежной политики государства, чреватые значительными экономическими и социальными потрясениями.
Вообще, корни такого явления, как инфляция, всегда кроются в ошибках проводимой государственной политики. Причинами могут послужить весомый дефицит бюджета, неверные мероприятия по денежной эмиссии и многое другое по отдельности и в совокупности.
Однако, инфляция, хотя и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция, имея длительную и богатую историю, и сейчас представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира.
Как экономическое явление инфляция существует уже давно. Возможно, она появилась чуть ли не одновременно с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана. В экономической науке этот термин стал употребляться начиная с XIX века, после массового введения правительствами многих государств в обращение бумажных денег, и особенно широкое употребление получил в XX веке после 1 мировой войны.
Современная инфляция представляет собой сложный многопрофильный процесс, в той или иной мере охвативший все страны. Высокие темпы инфляции наносят серьезный ущерб экономическому развитию страны, ее населению. Идеальный вариант здоровой экономики - отсутствие инфляции, хотя, как и всякий идеал, он труднодостижим.
2. ПРИЧИНЫ ИНФЛЯЦИИ Кратко о причинах, вызывающих инфляцию. Во первых, это диспропорциональность государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците госбюджета, финансируемом за счет займов в центральном эмиссионном банке страны (дальше - центральном банке). Во
вторых, инфляционный рост цен может происходить, если финансирование инвестиций происходит аналогичными методами, то есть за счет бюджетного дефицита. Особенно инфляционно опасными являются инвестиции, связанные с милитаразацией экономики - так как создают дополнительный платежеспособный спрос, что ведет к росту денежной массы без соответствующего товарного обеспечения. В-третьих, общее повышение уровня цен свяывается с изменениями в струре рынка в XX веке, приобретение им олигополистического характера. Производителиолигополисты длительное время поддерживают несоответствие совокупного спроса и предложения в целях обеспечения своего контроля над ценообразованием. В-четвертых, существует такой феномен, как "импортируемая инфляция", связанный с ростом открытости национальных экономик и увеличением взаимозависимости между ними. Кризисы, стихийные бедствия, войны, сильные инфляционные процессы в одних странах могут вызвать резкий скачок цен на какие-то импортируемые товары, и по технологической цепочке - инфляцию в масштабах всей страны. И, наконец, пятая причина - инфляционные ожидания, выраженные в раскручиванию темпов роста общего уровня цен по спирали зарплатацены и сырье(энергоносители)-товары. В теориях, разрабатываемых западными экономистами, условно выделяются "инфляция спроса" и "инфляция издержек. " В первом случае рассматривается нарушение равновесия между спросом и предложениеи со стороны спроса. В условиях почти полной занятости и почти 100% загрузки производственных мощностей при высоком уровне покупательной способноси трудящихся в обращении возникает избыток денег по отношению к количеству товаров, повышаются цены. Основными причинами здесь могут быть расширение государственных заказов, военных и социальных. Во втором случае наблюдается рост цен вследствие увеличения издержек производства. Факторами, влияющими на эти экономические процессы, могут быть олигополистическая практика ценообразования, экономическая и финансовая политика государства, рост цен на сырье, действия профсоюзов, направленные на повышение заработной платы, и другое.
3. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Значительное внимание всегда уделялось государсвом регулированию денежной массы. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежнокредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.
Оценивая характер антинфляционной политики, можно выделить в ней три общих подхода. В рамках первого (предлагаемого сторонниками современного кейнсианства) предустатривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако, одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и дяже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица. Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-70е годы, может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.
Второй подход рекомендуется авторами-сторонниками монетаризма в экономической теории. На первый план выдвигается денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится неподконтрольным правительству центральным банком, который определяет эмиссию, изменяет количество денег в обращении и ставки ссудного процента. Сторонники этого подхода считают, что государство должно проводить дефляционные
мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искуственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией. Пытаясь обуздать вышедшую из-под контроля инфляцию, правительства многих стран, начиная с 60-х годов, проводили так называемую политику цен и доходов, главная задача которой по существу сводится к ограничению заработной платы - третий метод. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигает объявленной цели. 4. "АНТИИНФЛЯЦИЯ" ПО-РОССИЙСКИ Необходимо отметить, что комбинация различных способов подавления инфляции зависит от конкретных экономических условий той или иной страны. Становление рынка в нашей стране, в частности, в значительной мере зависит от интенсивности инфляционных процессов. Борьба же с этим явлением методами тотального или значительного административного контроля над ценами и доходами, как это практиковалось раньше, без устранения их причин, негативно сказывается на развитии рыночных отношений и стабильности экономики. Предложения по введению государственного заказа, обильному инвестированию промышленности (за счет бюджетного дефицита), установлению жесткого курса валюты и вообще твердых цен на все товары - вызывают сомнения в нормальности их авторов. Странно, почему подобные мероприятия практикуются сейчас на Украине. В любом случае, это наглядный пример всем странам СНГ.
Необходимы серьезные и комплексные антиинфляционные мероприятия. Сложность ситуации состоит в том, что антиинфляционную политику в России сейчас нельзя все-таки свести к только косвенным экономическим рычагам. Дело в том, что в России, наряду с общими закономерностями, важнейшей причиной инфляции можно считать уникальную диспропорциональность в экономике, возникшую как следствие командноадминистративной системы. Советской экономике были присущи длительное развитие в режиме военного времени, и, как следствие, чрезмерная доля военных расходов в ВНП, высочайшая степень монополизации производства, распределения и денежно-кредитной системы и другие особенности. Очевидно, что нарушение народнохозяйственных пропорций невозможно устранить без определенной структурной политики государства, осуществляемой даже прямыми административными мерами, в частности, сокращением военного производства и расходов, а также рационализацией производственных капиталовложений, обильным финансированием за счет акционерных и частных капиталов, широким привлечением иностранных инвестиций и сокращением бюджетного финансирования. Необходимо сломать монополистическую структуру советской экономики.
Все это важно дополнять мерами, которые ограничат денежную массу, устранят дефицит государственного бюджета, стабилизируют соотношение валют, а также созданием условий для здоровой конкуренции. В таком случае успех будет достигнут.
5. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК В усовиях системы металлического обращения происходило стихийно-рыночное саморегулирования количества денег в обращении. Сама природа металлических денег (золотых и серебряныхпопытки увеличить эмиссию чеканкой медных денег по цене серебряных, конечно, предпринимались) исключает возможность увеличения денежной массы для покрытия государственных расходов за счет бюджетного дефицита. Ликвидация свободного размена банкнот на золото по номиналу в условиях резкого развития банковско-кредитной системы привели к тому, что чисто рыночный механизм перестает регулировать объем денежной массы.
Деньги - важнейший элемент рыночной системы хозяйства, и стабильность денежной системы государства - непременное условие нормального функционирования всей национальной экономики. Расстройство денежного обращения вызывает значительные темпы инфляции, подрыв рыночных механизмов, экономики в целом. Поэтому возникла объективная необходимость в создании нового механизма государственного контроля за количеством денег.
Значительное место в государственном регулировании денежного
обращения принадлежит центральному банку в силу его ключевого положения в национальной системе кредитно-денежных отношений. Его возможности по контролю за приростом денежной массы значительны: косвенное воздействие на денежную базу (сумму наличных денег, остатки на резервных счетах коммерческих банков в центральном банке) через предоставление своих ресурсов, изменение нормы процента, проведение операций на открытом рынке, рефинансирование, изменение уровня банковской ликвидности - непосредственный путь к достижению желаемых результатов. Возложенную на него функцию контроля за денежным обращением центральный банк может осуществлять в нескольких формах.
Во-первых, только ему подчинена денежная эмиссия. Здесь надо заметить, что для эффективного выполнения центральным банком своих задач необходимо исключить возможность любого давления со стороны правительства либо других государственных структур для осуществления своей политики или ведения других операций, так как подобное вмешательство может вызвать бесконтрольное увеличение ликвидности банковской системы. В подавляющем большинстве стран есть специальный закон о Центральном (Национальном, Федеральном резервном, др. - от названия не меняется сущность) банке, устанавливающий его независимость от правительства, главы государства и парламента. Но, естественно, мероприятия центробанка проводятся по согласованию с правительством и в рамках общей национальной политики.
Во-вторых, центральный банк осуществляет косвенный контроль над денежной массой через воздействие на процентную ставку - норму минимальных обязательных резервов на счетах в центральном банке для коммерческих банков, который осуществляется законодательно, с дифференциацией по видам депозитов и кредитных институтов.
Для понимания этой операции необходимо остановиться подробнее на таком термине, как банковская ликвидность, то есть способность превращаться в наличные деньги. Совокупная ликвидность банковской системы обеспечивается центральным банком путем обмена платежных исков к нему самому на долгосрочные активы коммерческих банков (в реальной практике в качестве залога). Таким образом центральный банк выступает
в роли "последнего кредитора в критической ситуации". Эта оперция позволяет коммерческим банкам-держателям неликвидов удовлетворять требования вкладчиков на фонды.
Высокий уровень ликвидности при низкой норме процента прежде всего расширяет спрос на кредиты и государственные ценные бумаги со стороны частного сектора, а также стимулирует рост расходов частных лиц на товары и услуги, вызывает повышение уровня экономической активности, то есть оказывает давление на рост цен, уровень ценовой инфляции. Поэтому увеличение нормы минимальных обязательных резервовпуть к уменьшению ликвидности банковской системы, ограничению кредитных операций и, как конечный результат, вызывает сокращение темпов роста денежной массы.
Для регулирования совокупной ликвидности центральный банк в соответсвии с целями национальной политики, кроме изменения нормы процентной ставки, прибегает к ряду других методов, осуществляя прямое финансирование правительственных расходов, покупая ценные бумаги, ведя операции на открытом рынке.
Надо, однако, заметить, что реакция на подобные меры будет варьироваться в зависимости от соотношения предложения и спроса на кредитные ресурсы на момент их реализации. Норма процентной ставки также во многом зависит от общего развития производства, коньюктурного колебания цен, дефицита государственного бюджета и даже от многих внешнеэкономических факторов. Поэтому подобные меры косвенного воздействия дают ощутимые результаты лишь в долгосрочном плане. В-третьих, это - сокращение кредита, неизбежное в условиях
высокого уровня притока капитала из-за границы. Необходимо отметить, что долгосрочные сберегательные активы небанковских структур тоже могут колебаться. Поэтому кредитная экспансия только частично увеличивает количество денежной массы, а сокращение объемов предоставляемых кредитов лишь частично ее уменьшает.
В целом можно сказать, что влияние центрального банка значительно, но отнюдь не имеет определяющего значения. Проводя политику по обузданию инфляции в масштабах целого государства,
необходимо помнить, что денежные отношения не оторваны от других сфер экономической и социальной жизни страны. Активные действия, проводимые исключительно в рамках возможностей центрального банка, без других комплексных мер могут не возыметь должного действия, и даже вызвать обратный эффект. Ограничение эмиссии, повышение минимальных обязательных резервов и уменьшение спроса на кредиты, особенно в условиях олигополистичнеской структуры рынка, может привести к сокращению инвестиций и объемов производства. Тем не менее, повышение регулирующей роли центрального банка важная предпосылка успеха. Необходимо предоставить ему необходимую самосоятельность в осуществлении денежной политики, законодательно закрепленную возможность контролировать каналы, по которым возникает нагнетание денежного обращения в стране, в то же время обеспечив согласованность его мероприятий с общей политикой, проводимой правительством.
В условиях экономического кризиса, неразвитости рыночных
отношений, слабости денежной и кредитно-финансовой системы центральный банк неизбежно будет пользоваться жесткими административными методами регулирования, и только в перспективе - переход к косвенному регулированию, в том числе через установление целевых ориентиров, на чем, кстати, надо остановиться подробнее. 6. "ТАРГЕТИРОВАНИЕ" - установление центральным банком целевых ориентиров прироста денежной массы. Фридмен, один из апостолов современного монетаризма, например, принимал величину темпа роста денежной массы в 4% в год за оптимальную, так как при таком росте, по его мнению, одновременно сохраняется стабильность покупательной способности денег и обеспечивается экономический рост при высоком уровне занятости.
Впервые опыт таргетирования приобрел Бундесбанк - центральный банк Германии - в 1974 году, и с тех пор он ведет активные мероприятия в этой области. К настоящему времени подобная практика распространилась на большинство экономически развитых стран.
В одних случаях таргетирование сводится к чистой формальности, официальному прогнозу возможного развития ситуации. В других случаях либо устанавливается твердая контрольная цифра допустимого роста по одному или нескольким денежным агрегатам на определенный период времени, либо применяется так называемая "вилка" - устанавливаются верхний и нижний допустимый предел. Использование "вилки" объясняется рядом объективных причин, в том числе краткосрочным изменением коньюктуры, внешнеэкономическим воздействием, трудностями, связанными со статистическим измерением денежной массы. Широкая "вилка" в 3% (которую применял, например, тотже Бундесбанк в 1979-1983 и 1986-1988 годах)4) говорит об увеличении степени неопределенности и снижении эффективности регулирования денежной массы.
Вместе с тем, устанавливая значительную разницу между верхним и нижним пределами темпа роста денежной массы, центральный банк сознательно создает большие возможности реагирования на возникновение диспропорций, не подрывая доверия к своей политике управления денежным обращением. Надо, кстати, сказать, что сторонники монетаризма в экономической теории утверждали, что центральный банк не должен ни в каком случае отступать от намеченных ориентиров, обращать внимание на краткосрочные колебания коньюктуры цен, валютных курсов, спроса на деньги. Но рецепты стабилизации экономики, предлагаемые теоретиками монетаризма, нигде не были восприняты буквально. Следуя в общем в русле этого экономического учения, центральные банки на практике проводили меры, от него отклоняющиеся или даже просто ему обратные, ибо главной целью своей деятельности видели не доказательство верности или ложности той или иной теории, а удовлетворение национальных интересов и благосостояние своей страны.
Поэтому, несмотря на рецепты монетаристов, центральные банки при установлении целевых ориентиров учитывали краткосрочные колебания коньюктуры цен, валютных курсов, спроса на деньги. В течение года банк объявлял, какой именно из границ "вилки" он будет придерживаться.
Отвечая на два основных аргумента противников таргетирования, нужно отметить, что инфляционные процессы обладают огромной энертностью. Очевидно поэтому, что, имея в стартовой позиции значительные темпы обесценения денег, центральные банки не могут при установлении целевых ориентиров не учитывать "неизбежного" темпа инфляции. Это, однако, вовсе не говорит о неэффективности таргетирования.
И еще: неустойчивое общеэкономическое положение, внешнеэкономические факторы, тесное интегрирование национальной системы хозяйства в мировую экономику и многое другое - вот те причины, благодоря которым правительства развитых государств не могут проводить полностью автономную денежную политику. Международный перелив капитала, различия в нормах процентных ставок по странам и колебания курсов валют заставляют иногда центральные банки отступать от намеченных целей. Так, в 1978 году центральный банк ГерманииБундесбанк - пошел на незапланированное понижение нормы процента, что вызвало значительное увеличение денежной массы в обороте. В данном случае банк руководствовался теми соображениями, что в условиях значительного экономического роста, повышения курса марки к другим твердым валютам и интенсивной германской экономической экспансии подобные меры были бы полностью оправданы.
Подводя промежуточные итоги, я могу сказать, что значение таргетирования среди всех методов регулирования денежного обращения центральным банком трудно переоценить. Установление целевых ориентиров и наблюдение за реальной динамикой цен позволяет своевременно принимать решения о необходимых регулирующих мероприятиях. Таргетирование, таким образом, выполняет функцию индикатора, указывающего на необходимость проведения тех или иных изменений. Кроме того, определение целевых ориентиров влияет на инфляционные ожидания хозяйственных субъектов, что само по себе является важным самостоятельным фактором степени обесценивания денег и способствует снижению инфляции. Безусловно, этот фактор возымеет действие только при значительной степени доверия населения полинике центробанка и
правительства. Установление заранее невыполнимых целей - путь к усугублению всех возникших проблем. Вообще, без веры жить трудно....
7. КАК СПАСТИ ОТЕЧЕСТВО? Принципиально различаются два подхода к способам преодоления кризиса: рыночный и коммунистический. Я убежден в том, что спад для экономики периода реформ - дело абсолютно нормальное, на это указывает и весь мировой опыт, и наш собственный времен 1920-х годов. Так же очевидно для меня, что эти реформы были необходимы. Возвращение к командно-административной системе (либо к политике доминирования административных методов ведения хозяйства) просто невозможно.
Поэтому преодоление спада не может рассматриваться как вещь сама по себе. Важно - к чему мы придем, что будет после. Для меня "построение" рыночного, нормального, свободного государства - главная цель, и по отношению к ней я сужу современных политиков и их программы.
Для достижения этой цели безусловный приоретет имеет, конечно, финансовая стабилизация, и лишь в условиях сбалансированных финансов, умеренной инфляции и положительных процентных ставок можно реабилитировать накопления и сформировать инвестиционный капитал. Что же касается "воздушных" централизованных капиталовложений, то есть государственных инвестиций, проводимых за счет увеличения бюджетного дефицита, то это лишь усугубит проблемы: жить надо по средствам.
В оценке современного состояния нашей экономики существуют два различных мнения: первое, что спад в производстве объясняется исключительно структурной перестройкой экономики, и второе, что этот спад приобрел уже тотальный характер. Никто не спорит с тем обстоятельством, что в предперестроечный период никакого спада не наблюдалось, и в то же время значительная часть произведенной продукции просто не востребовалась, то есть производилась зря. Однако, если обратиться к опыту западных стран, то можно убедиться, что там структурные изменения были ориентированы прежде всего на модернизацию промышленности. В России же наряду со свертыванием ряда "иррациональных" отраслей (больше всего, конечно, военное производство) не наблюдается никаких надежд на начало процесса обновления основного капитила промышенности.
Причины на это опять-таки две: во-первых, у государства для этого нет средств, а частные и акционерные капиталы отпугиваются нерентабельностью инвестиций и инфляцией. Если обратиться к мировому опыту и к собственной истории времен НЭПа, то с источником денег там все вроде бы ясно.
Послевоенная Западная Европа получала помощь на восстановление индустрии от Америки по плану Маршалла, сама Америка проводила индустриализацию на деньги, вырученные от разработки месторождений техасской нефти и клондайкского золота (не будучи при этом отягощенной грузом требующих модернизации производств, как современная Россия). Нэповский нарком Григорий Сокольников предельно четко видел источник финансирования социалистической индустриализации: он, совершенно не стесняясь, использовал ножницы цен на промышеленную и сельскохозяйственную продукции и этим оригинальным способом откачивал средства из села. Кроме того, Сокольников весьма избирательно подходил к своей собственной финансовой стабилизации: твердым червонцнем тогда расплачивались отнюдь не со всеми, ведь параллельно с червонцем какоето время широко эмитировали и старые дензнаки. Это значит, что и бюджетный дефицит эксплуатировался без излишней деликатности.
Вторая причина - даже если правительству удастся добиться
финансовой стабилизации, не обязательно это приведет к модернизации промышленности, так как при нынешнем уровне спада в машиностроении, которое и является ее источником, мы можем в недалеком будущем оказаться со стабильными финансами, но без машин. И в то же время при нынешнем состоянии экономики протекционизм применительно к внутренним товаропроизводителям абсолютно бесполезен - а по отношению к потребителю просто опасен. Защита внутреннего рынка хороша тогда, когда в народном хозяйстве страны развертываются какие-то инвестиционные проекты, намечается рост производства. Этого ничего не наблюдается, и при настоящем спаде увеличение импортных тарифов
приведет лишь к оскуднению и без того небогатого рынка и укрепит монополию многих отечественных неконкурентноспособных, а подчас и просто нерентабельных (обанкротившихся) предприятий.
Итак, не все так чудесно. Я остановлюсь на критике, так как сам не могу предложить достойного решения проблемы. Остается надеяться, что выход будет найден и что новое поколение политиков будет действительно новым по отношению к этим проблемам.
8. ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ Инфляция используется государством для
покрытия непроизводительных государственных расходов и финансирования затрат предпринимателей в целях стимулирования деловой активности. Она обостряет социально-классовые противоречия, а при высоком уровне ее развития приводит в расстройство весь процесс капитилистического производства, в результате чего становится необходимым проведение денежной реформы и стабилизация валюты. В России уже создана национальная валюта. Если правительство будет пользоваться богатым теоретическим и практическим багажом знаний по финансовой стабилизации, а есть основания предполагать, что оно будет, то таковая стабилизация будет достигнута, и все мы заживем счастливо.
ПРИМЕЧАНИЯ 1) Большая советская энциклопедия 2) Язык рынка - словарь. М. :Росс, 1992 3) Словарь банковско-биржевой лексики. М. :МаксОР, 1992 4) Цит. по "Российский экономический журнал" №11/1992г.
Крылов В. "Проблемы регулирования денежной массы (на примере Германии)" СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. "Деньги и кредит" №5/1993г.
Кучукова Н. С. "Поиск стратегии обеспечения финансовой "стабильности" 2. "Российский экономический журнал" №11/1992г.
Крылов В. "Проблемы регулирования денежной массы (на примере Германии)" 3. "Вопросы экономики" 12/1991г.
"Коммерческие банки и центральный банк в рыночной экономике" 4. "Курс экономической теории" Киров-1993г.