p>Высокая аварийность (0, 5 аварии/(г. (км) в Москве против 0, 2 аварии/(г. (км) в Западной Европе). Устаревшее оборудование.
Сильные утечки из водопроводных сетей. В мэрии не раз обсуждалась проблема установки счетчиков воды, чтобы люди учились экономить воду. Например, расход воды в Москве на человека в десять раз больше, чем в Израиле. Но, как оказалось, лучший способ экономии воды — это не счетчик, а замена прогнивших труб и неисправных кранов, через которые теряется огромное количество воды. К сожалению, замена коммуникаций обойдется городу значительно дороже установки счетчиков. Завышенное употребление воды, в том числе в жилищном секторе. В Москве расход на одного человека в сутки составляет около 400 л воды, что долгое время подавалось как одно из “завоеваний социализма”, но в действительности оказалось следствием безразличного отношения как людей, так и властей к вопросам экономии воды. В частности, в большинстве городов стран Западной Европы и США водопотребление составляет 200 л воды в сутки на человека. Слабое развитие резервных систем водоснабжения.
В настоящее время предложен и реализуется комплекс мер, позволяющий снизить расход воды в Москве. В жилищном секторе это установка регуляторов давления, автоматизация насосов подкачки, применение водосберегающей арматуры, сокращение утечек и нерационального расхода воды в жилых зданиях, установка счетчиков, совершенствование системы контроля водопотребления, дальнейшее развитие сети промышленного водоснабжения. Планируется организация систем резервного водоснабжения за счет строительства Южной, Северной и Восточной артезианских систем. 6. 2. 2. Канализация
Канализационная система города предназначена для удаления городских сточных вод и состоит из трех связанных подсистем: Северной, Центральной и Южной, которые обеспечивают прием и транспортировку сточных вод на две станции (Курьяновскую и Люберецкую), расположенные на юго-востоке Москвы. Схема очистки сточных вод на московских станциях аэрации показана на рис. 2 (прил. 9). Среднесуточное поступление сточных вод составляет 6200 тыс. м3/сут. Основные проблемы, характерные для канализационных сетей Москвы: Перегруженность канализационных систем и неравномерное поступление стоков. Негативное влияние Курьяновской станции аэрации на экологическую обстановку в городе. Проблемы переработки, вывоза и захоронения илового осадка.
Для решения этих проблем планируются:
Строительство аварийно-регулирующих резервуаров для обеспечения снижения неравномерности поступления сточных вод и повышения надежности водоотведения. Развитие и реконструкцию Курьяновской, Люберецкой, Зеленоградской станций аэрации с внедрением технологий биологической очистки с глубоким удалением соединений фосфора и азота. Сейчас введены в эксплуатацию современные очистные сооружения мощностью 580 тыс. м3/сут. на Ново-Люберецкой станции аэрации в Южном Бутове; проведена реконструкция очистных сооружений Люберецкой и Курьяновской станций. Сбросы загрязняющих веществ в водоемы уменьшились в 1, 7 раза по сравнению с 1995 годом, а объем сточных вод снизился на 3%. Строительство узлов обработки осадка с обеспечением его последующей утилизации; реконструкция иловых площадок станций аэрации; окончание работ по рекультивации иловых площадок в Марьинском парке. Строительство станций аэрации малой мощности (Солнцевская, Бутовская, Новоподрезковская, Тушинская, Куркинская и другие), обеспечивающих развитие локальных систем очистки сточных вод. Все же, несмотря на ряд проблем, канализационная система Москвы успешно справляется со своими задачами. Иная ситуация складывается с отведением и очисткой поверхностного стока. Учитывая, что питание Москвы-реки и ее притоков формируется в основном за счет дождевых и талых вод, сбор, транспортировка и очистка этих вод является крупной проблемой, от степени решения которой во многом зависит состояние водных объектов города. На сегодня система отведения поверхностных вод состоит из 5110 км водосточных сетей, более 300 водовыпусков в реки Москва и Яуза; заключенных в коллекторы малых рек и ручьев общей протяженностью 266 км; водообводнительной системы и гидроузла на реке Яузе; различных прудов и водоемов; 82 очистных сооружений на концевых участках водостоков. Через эти сооружения проходит примерно половина общего объема отводимых с территории города сточных вод, и общим для них является недостаточная степень очистки сточных вод от загрязняющих веществ. Уличная сеть канализации отведения поверхностного стока весьма неразвита и не справляется с имеющимися нагрузками. Очистка стока предусмотрена только по двум ингредиентам: взвешенным веществам и нефтепродуктам, но даже при этом в водоемы города каждый день попадает около 11, 5 т нефтепродуктов. Планируется первоочередное строительство уличной водосточной сети и сооружений очистки поверхностного стока, реконструкция имеющихся систем, использование (прежде всего в центральных районах города) комбинированной системы — с подключением к сети городской канализации, организация локальных систем очистки на территории промышленных предприятий. 6. 3. Уборка отходов
Объем образования твердых бытовых отходов остается в Москве практически постоянным на протяжении 8-10 лет, оставаясь на уровне 8-10 млн т/г. Лишь около 10% твердых бытовых отходов утилизируется индустриальными методами на двух заводах, причем оборудование этих заводов морально устарело и не соответствует современным экологическим требованиям. Самый же распространенный способ борьбы с бытовыми отходами — это вывоз на свалки: оставшиеся 90% отходов вывозятся на “усовершенствованные” свалки в Московскую область, что лишь способствует ухудшению экологической ситуации в Подмосковье. Проблемы мусорных свалок: Эпидемиологическая опасность. Свалки способствуют распространению различных эпидемий. Биологическое загрязнение. Дело в том, что анаэробное гниение органических отходов сопровождается образованием опасного биогаза, что представляет угрозу для человека, вредно воздействует на растительность, отравляет воду и воздух. А главный компонент биогаза — метан признан одним из виновников возникновения парникового эффекта, разрушения озонового слоя атмосферы. Пожарная опасность. Нередко свалки горят, выбрасывая в атмосферу ядовитый дым. Отчуждение земель. Под полигоны для мусора земля на десятки лет отчуждается. Чтобы обустроить полигон и содержать его на уровне современных экологических требований, нужны очень большие средства. Очень дорого обходится рекультивация закрытых, уже не действующих полигонов (рекультивация одного га мусорного полигона обходится сегодня примерно в 1 млн долл. ). Транспортная проблема. На перевозку мусора тратятся большие средства, поскольку большинство свалок расположено далеко от города. Вокруг Москвы зарегистрировано около 200 свалок. Десять наиболее крупных полигонов — это Саларьево, Щербинка, Кучино, Икша, Царево, Долгопрудный, Сабурово, Кнетьево, Тимохово и Часцы. Из них наиболее опасны Щербинка, Хметьево и Тимохово. Также существует немало “диких”, несанкционированных свалок, в том числе на территории Москвы. В настоящее время на территории города имеется более сотни несанкционированных свалок общей площадью около 940 га, то есть около 1% от общей площади города, причем часть из них — в жилых районах, см. карту 5 (прил. 21). В Московской области свалки занимают свыше 800 га. Переработка бытовых отходов в столице усложняется из-за высокой плотности населения. В ближайшем будущем планируется построить шесть мусоропрессовочных станций и несколько мусоросжигательных заводов [см. рис. 3, 4 (прил. 10)], реконструировать существующие предприятия и рекультивировать закрытые полигоны. В 1999 году пущена первая очередь мусоросжигательного завода на Алтуфьевском шоссе. Объем переработки отходов на действующих заводах приблизился к 200 тыс. т/г. Действуют три станции прессования мусора с объемом переработки более 400 тыс. т. В 1999 г. пущено в эксплуатацию современное автоматизированное производство (завод “Эколог”) по термическому обезвреживанию биологических отходов. Созданы мощности, позволяющие полностью перерабатывать отдельные виды промышленных отходов (гальванические растворы и шламы, люминесцентные лампы и др. ). Построена третья очередь полигона по захоронению промышленных отходов “Саларьево”, которая позволит принимать на захоронение дополнительно один млн тонн инертных отходов. На Юго-Востоке столицы на промышленной площадке Руднево пущен новый завод с тремя технологическими линиями, каждая производительностью 13, 5 т/ч. Отходы сжигаются в псевдоожиженном вихревом слое. Реконструируется мусоросжигательный завод № 2: его производительность поднимется до 150 тыс. т/г. Все заводы оснащены разветвленными многоступенчатыми системами газоочистки и отвечают самым строгим в Европе системам очистки дымовых газов. Но пока делаются только первые шаги во внедрению современных технологий утилизации: сортировки мусора, его вторичной переработки или эффективного и экологически чистого уничтожения. В Москве не отработана общегородская система сортировки мусора, и в сознание горожан не внедрено то, что таким способом можно достичь экономии и помочь окружающей среде. В принципе, даже самые сознательные из нас (те, кто сдавал макулатуру, металлолом, стеклотару) сейчас столкнулись с тем, что пункты вторичного сырья закрылись. Так что обыкновенному жителю не видно не то что улучшение в этом вопросе, но, наоборот, заметно ухудшение. Хотя, как доказал Мэтью Лич, аналитик из Центра исследований технологий окружающей среды в Лондоне, для макулатуры, например, самый экономичный метод утилизации — это сжигание. Сбор макулатуры на Западе имеет больше психологическое значение. По подсчетам Лича, вместо каждого срубленного дерева будет посажено новое, и оно при своем росте поглотит тот углекислый газ, который выделяется при сжигании макулатуры. 6. 4. Чистота улиц и дворов
В 1995 г. Мэр Москвы Ю. М. Лужков издал ряд постановлений, обязывающих префектов и подчиненные им структуры следить за чистотой во дворах и на улицах города. В противном случае чиновникам грозило увольнение. Сейчас уже заметно, что в наших дворах и улицах стало значительно чище. Основной проблемой наших дворников является борьба со снегом и снежными заносами. Несмотря на то, что каждый год готовится техника и люди, когда наступает данное стихийное бедствие, оказывается, что ни техники, ни людей не хватает, и нарушается привычная жизнь города. Возникают транспортные проблемы, которые оказывают непосредственное влияние на экономику Москвы. 6. 5. Работа экстренных служб
6. 5. 1. Милиция
Сколько существует закон, столько и его блюстители. Однако за последние годы образ милиционера очень сильно изменился в глазах обычного гражданина. Сейчас, когда произносится слово “милиция”, тут же возникает ассоциация со словами “коррупция”, “беспредел”, “преступность”. На сегодняшний день “блюстители закона и порядка” не в состоянии защитить общество от криминальных структур. Конечно, какие-то успехи и удачи есть, но что касается борьбы с организованной преступностью, мы видим неспособность даже высших чиновников отстоять закон и порядок. СМИ также все время указывают на несостоятельность органов власти. Как последнее время пишут в газетах, лишь только ширпотребный фильм “Менты” дает нам образ бескорыстного, преданного делу, хотя и вполне современного служителя закона. Конечно, это говорит о том, что в обществе далеко не всё в порядке, но в создании негативного образа милиционера зачастую виноваты сами милиционеры: когда занимаются незаконными поборами, вместо патрулирования улиц охраняют частные предприятия, а когда нужны, милиционеров невозможно найти и т. п. Создается впечатление, что честных людей вообще не осталось, кроме учителей и врачей. Количество служителей порядка на душу населения в Москве огромно, оно в несколько раз превышает этот же показатель в западных странах (например, в огромном Нью-Йорке их всего 40 тыс. , у нас — около 200 тыс. ). В 1999 г. в Москве прошла проверка Генеральной прокуратурой действий московских правоохранительных органов. Выяснилось, что за минувший год каждый шестой сотрудник милиции был привлечен к ответственности. В результате проверки дополнительно возбуждено 38 дел об убийствах и более трех тысяч дел по другим статьям. Есть факты применения насилия в милиции, несанкционированных обысков без понятых в квартирах, во время которых подбрасываются наркотики. После четырех лет относительной стабильности кривая преступности опять поползла вверх. В городе выросло количество убийств, краж, разбоев, изнасилований, похищений людей, хулиганств, хищений оружия, незаконного оборота наркотиков. Эти цифры особенно высоки в Северо-Западном, Юго-Западном, Юго-Восточном округах и в Зеленограде. Число бытовых преступлений, в частности убийств, увеличилось за прошлый год на 30 процентов. Они нередко возникают из тлеющих конфликтов, а милиция подчас отказывается принимать заявления пострадавших от семейных “разборок”. В истекшем году несовершеннолетними и с их участием совершено 3590 преступлений, из них более половины (69, 5%) составляют тяжкие и особо тяжкие виды. Четверть преступлений совершена в группе. К ответственности привлечено 3902 несовершеннолетних, из них 3354 — к уголовной. В центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей было помещено 6043 несовершеннолетних, из них 324 — жители Москвы. Есть, впрочем, и положительные стороны. За год раскрыто более 59 тыс. преступлений, что на 10, 7% больше, чем за 1998 г. , в том числе 23 415 (+14, 4%) — тяжких и особо тяжких видов. Общая раскрываемость составила 80, 4% (+1, 4%), а по линии тяжких и особо тяжких — 68, 8% (+2, 0%). Повысилась раскрываемость убийств (+2, 7%), краж (+4, 0%), в том числе квартирных (+3, 5%), грабежей (+1, 6%) и разбойных нападений (+3, 1%), преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия (+5, 4%). К уголовной ответственности привлечено более 45, 9 тыс. человек. 6. 5. 2. Пожарная служба
В древней Москве существовала пожарная повинность, которую исполняли горожане, назначавшиеся по одному человеку от десяти дворов. И только в 1792 г. при московском обер-полицмейстере была основана пожарная экспедиция, а 1804 г. — создана профессиональная городская пожарная команда. В 1930-х годах развернулось строительство пожарных депо для содержания и обслуживания пожарной техники. Были проведены работы по расширению водопроводной сети, устройству уличных гидрантов, разработаны профилактические противопожарные средства. На сегодняшний день современной пожарной техникой оснащены все пожарные части города. Созданы спецмашины и устройства для тушения пожаров в высотных зданиях. На химических предприятиях, местах хранения горючих продуктов применяется воздушно-механическая пена, огнегасящие порошки, инертные газы. Пожарные располагают теплоотражательными костюмами и кислородными изолирующими противогазами. В борьбе с пожарами используются вертолеты. В ноябре 1995 г. в Москве отрылся единый диспетчерский пункт, на который по телефону “01” поступают все сигналы о пожарах. Есть и проблемы. Одна из основных — это ложные вызовы, на которые впустую тратится много времени и средств. В то же время, несмотря на высокую оснащенность пожарных команд, во время пожаров гибнут люди. Вина здесь, скорее всего, не пожарных, а самих граждан, попавших в экстремальную ситуацию; их паника и неправильные действия приводят к гибели. Многие выбрасываются из окон, другие пытаются спрятаться в закрытых помещениях, загоревшийся телевизор тушат водой. Поэтому необходимо обучать людей, как вести себя во время пожара. На самым главным является профилактика самого пожара. Бывает, что пожар возникает из-за неисправной техники. Но чаще всего виноват человек. 6. 5. 3. Скорая помощь
Первые станции Скорой помощи открылись в Москве в 1898 г. На сегодняшний день служба Скорой помощи включает 60 подстанций, имеющих около 600 специализированных машин. Созданы специальные бригады по оказанию помощи при инфарктах миокарда, инсультах, острой педиатрической патологии, а также специальные больницы скорой помощи. Одна из главных больниц скорой помощи — институт Склифосовского. Но, несмотря на то, что в последние годы станции скорой помощи стараются оснастить новыми машинами, лекарствами, медицинской техникой, все равно ощущается их нехватка. В среднем Скорой помощи при вызове приходится ждать 15–20 мин. , но нередки случаи, особенно во время праздничных дней, что “Скорая” приезжает через 40–60 мин. Конечно, гораздо оперативнее работают специализированные реанимационные бригады, но было бы гораздо лучше, если бы в Москве и другие городские службы, такие, как милиция, пожарная охрана, умели оказывать первую медицинскую помощь, имея для этого необходимые знания и средства, чего в настоящий момент не наблюдается. Можно сказать, что из-за низкой зарплаты уменьшается количество врачей, работающих на скорой помощи, отсюда и ошибки при постановки диагноза, низкое качество лечения и т. д. Часты случаи отказа в госпитализации людям преклонного возраста и “групп риска” (наркоманы, бомжи и т. п. ). Тем не менее, московским Правительством делается все возможное для улучшения работы Скорой помощи: завершено строительство и введены в строй 24 новые подстанции, введена в эксплуатацию автоматизированная система управления скорой медицинской помощи, позволяющая осуществлять постоянный контроль за процессом от вызова до работы бригады. 6. 5. 4. Службы спасения
К привычным телефонным номерам спасательных экстренных служб “01”, “02” и “03” скоро можно будет прибавить еще одну цифру: “112”. Дело в том, что МЧС РФ объявило о создании единого телефона спасателей. Этот проект стал частью федеральной программы по снижению риска и последствий чрезвычайных ситуаций. Согласно планам МЧС, уже к 2003 г. единый телефон спасения будет работать во всех городах России. Когда случается беда, люди обычно теряются и не сразу понимают, куда лучше звонить: медикам, пожарным или в милицию, а время в критических ситуациях стоит очень дорого. Такая практика не раз доказала свою эффективность в Западной Европе и в США. Сначала единый номер спасения появится, конечно, в Москве. В Москве есть поисково-спасательная служба отряда “Центроспас”. Это 50 человек личного состава и восемь единиц специальной техники, в том числе альпинистское и водолазное оборудование. В разных концах Москвы постоянно дежурит два экипажа службы по четыре-пять человек в каждом. За сутки поисково-спасательная служба совершает около пятнадцати выездов. Оперативный дежурный сообщает о происшествии ближайшему экипажу. При необходимости объявляется тревога и вызываются все резервные спасатели. При чрезвычайных ситуациях все аварийные службы, Скорая помощь, милиция, пожарные автоматически вызывают “Центроспас”. Кроме того, в центре медицинской помощи постоянно дежурит вертолет “Центроспаса” с врачом и фельдшером на борту. “Центроспас” участвовал в спасательной операции 9 сентября после теракта на ул. Гурьянова, где до этого стоял дом № 19. Телефон “Центроспаса” — (095) 426? 8900 или (095) 426? 8414. 7. Промышленность
7. 1. Москва — крупнейший промышленный центр страны
Это действительно так. В Москве производится примерно 7, 5% всей промышленной продукции России, см. табл. 5 (прил. 5), а также табл. 7 (прил. 7). Рост городской экономики по многим отраслям составляет от 3% до 14%, см. табл. 8 (прил. 11). 7. 2. Виды промышленности
Исторически сложилось, что после революции в Москва из мирового центра легкой, в частности, текстильной, промышленности превратилась в крупнейший центр машиностроения и тяжелой промышленности. При этом большую роль сыграло то, что Москва была крупнейшим транспортным узлом, что облегчало подвоз материалов в условиях индустриализации. В настоящее время в Москве остается значительное число предприятий тяжелой промышленности. Это машиностроение и металлообработка, автомобилестроение, станкостроение, электротехническая промышленность, приборостроение, производство химического оборудования, химическая и нефтеперерабатывающая промышленность, а также строительная промышленность. Большинство этих предприятий неуместно в мегаполисе. Важную роль играют и предприятия легкой промышленности (хлопчатобумажной, обувной, пищевой, табачной, полиграфической). Основной проблемой московской промышленности является, таким образом, сравнительно высокая доля предприятий тяжелой промышленности, многие из которых не реконструированы и не отвечают современным экологическим нормам. В настоящее время в промышленности Москвы наблюдаются в целом позитивные тенденции. Снижается доля тяжелой промышленности, а легкая выходит на лидирующие позиции. Особенно сильное развитие получила пищевая промышленность, на долю которой приходится около 30% всей промышленной продукции в Москве. Ведется работа по выводу вредных промышленных предприятий за пределы Москвы и реконструкции многих других, но, как показывает практика, из-за сопротивления руководства перевести предприятия бывает сложнее, чем сдвинуть с места гору. Впрочем, многие предприятия в Москве престали работать, но не потому, что их перевели за пределы МКАД, а потому, что они обанкротились. Простаивают цеха, оборудование, и что делать с такими предприятиями, также является проблемой. 7. 3. Размещение по территории
Наибольшие проблемы в московской промышленности возникают не из-за ее структуры, а из-за размещения по территории. В настоящее время большинство московских промышленных предприятий размещено в соответствии с концепцией промзон, окончательно закрепленной в Генплане 1971 г. , который действует и поныне. В соответствии с ним, на территории Москвы создавалось 66 промзон, каждая из которых объединяла несколько промышленных предприятий, см. карту 6 (прил. 21). От жилых кварталов промзоны должны были отделяться полосами зелени. Тем не менее концепция промзон оказалась во многом неудачной. Возрастает время, необходимое, чтобы добраться до работы.
Зеленые полосы реально не спасают от загрязнения, т. к. начинается их “внеплановая застройка”. Промзоны имеют неприглядный внешний вид, поскольку считалось, что “тут красота не нужна”. Площадь промзон составляет ни много ни мало 25% от общей площади города, а используется обычно очень неэффективно. Как показывает современная практика, реально промзоны нужны только для тех производств, где не удается полностью устранить их вредное влияние на окружающую среду, каковых не так уж много. Большинство же предприятий, соответствующих современным нормам, не нуждается в разрыве с жилыми кварталами, а наоборот, делает их более удобными для жилья (из спальных, где можно только ночевать, они превращаются в место, где можно и работать). В будущем планируется снижение площади промзон с 21 тыс. га до 15 тыс. га, причем 16 промзон будет ликвидированы, а у 20 других будет уменьшена площадь. 8. Инфраструктура
8. 1. Территориальное деление Москвы
Территория Москвы, как крупного мегаполиса, все время растет с начала ее основания, см. карту 7 (прил. 21). В настоящее время территория Москвы составляет 1079, 9 км2 и делится на десять административных округов, в составе которых 128 административных районов. Однако важным является не юридическое деление территории Москвы, а ее разбиение на части элементами ландшафта и рукотворными преградами, в результате чего нарушается взаимодействие между различными частями города, связанными лишь одной-двумя автомагистралями. В настоящее время наиболее существенный “вклад” в такое деление вносят Москва-река и особенно магистрали железных дорог. В качестве примера можно привести ситуацию в СВАО, где Ярославская железная дорога практически полностью отделяет жилые кварталы, прилегающие к Ярославскому шоссе, от районов Свиблово, Бабушкинская, Медведково. Решение данной проблемы сильно затруднено тем, что реконструкция железных дорог — существенно более дорогой и трудный процесс, чем реконструкция автомагистралей, а во многих случаях реконструкция почти невозможна (так, в уже упоминавшемся СВАО находится крупнейшая сортировочная станция Лосиноостровская длиной 4 км и шириной около 300 м, через которую провести какие-то путепроводы почти немыслимо). Другая проблема территориального деления — неэффективное использование городской территории, в результате чего город, вместо того, чтобы использовать существующие территории, растет вширь, постепенно захватывая пригородные земли. Причин этому несколько. Это, в частности, занимающие огромные площади промзоны (см. п. 7. 3). Но есть и другие факторы: неэффективная застройка территории, использование ряда земель под сельхозугодия (теплицы). Другая проблема, характерная для существующего территориального деления Москвы — это перегрузка центра. В будущем планируется разгрузка центра путем его реконструкции. А именно, в центре будут сохранены лишь важнейшие объекты общегородского и федерального значения, а все остальные переедут на периферию. Кроме того, за пределы Центра будет вынесено множество контор, а на их месте будут открыты гостиницы, музеи, театры, рестораны, пешеходные зоны и т. п. 8. 2. Транспорт
8. 2. 1. Дорожная сеть Ошибка! Неизвестный аргумент ключа.
Исторически сложившаяся радиально-кольцевая уличная система Москвы создала специфические условия для развития московского транспорта. По мере роста города нарастали противоречия со сложившейся радиально-кольцевой структурой и ростом тангенциальных (хордовых) связей, что в сочетании с резко возросшим за последнее десятилетие числом автомобилей на дорогах привело к перегрузке основных автомагистралей, особенно в центре города, и ряду других негативных последствий. Основные проблемы, характерные для московской дорожной сети, следующие: Сравнительно слабое развитие кольцевых и тангенциальных связей: если радиальные направления дорог четко прослеживаются на карте, то кольцевая структура четко видна только в нескольких случаях (Садовое и Бульварное кольцо, МКАД), что приводит к излишним перемещениям автотранспорта и концентрации его в центре города (по некоторым данным, 60% всего автотранспорта в пределах Садового кольца — это транзит). Малая ширина улиц в центре, где сложившаяся застройка представляет собой историческую ценность что затрудняет их реконструкцию. Наличие уже построенных мостов, туннелей, развязок, подземных переходов — все это усложняет реконструкцию московских дорог. Недостаточное число скоростных многополостных магистралей и “дублирующих дорог”, способных принимать нагрузку в часы пик. Малое количество подземных пешеходных переходов и многоуровневых развязок, в том числе на самых оживленных магистралях, что приводит к пробкам на перекрестках. Низкая плотность дорожной сети: всего 5, 3 км/км2, причем значительная часть этих дорог не относится к магистралям. Плохая экологическая ситуация вблизи крупных автодорог.
В настоящее время все эти проблемы достаточно успешно решаются. Завершена реконструкция МКАД, которая стала, пожалуй, самой удобной магистралью в Москве. Многие дороги расширяются и на них строятся развязки и подземные переходы, что сильно снижает напряженность на них (можно, например, указать на недавно построенную развязку Ленинский проспект — проспект Вернадского). Введены в эксплуатацию многоэтажные гаражи-стоянки на 66 тыс. машино-мест. Имеются трудности в подборе фирм-инвесторов, в некоторых случаях против строительства таких гаражей возражало населения из-за их близкого расположения к жилым домам. Ведется строительство Третьего транспортного кольца, которое должно принять на себя часть потока машин, направляющихся к Садовому кольцу, см. табл. 9 (прил. 12). Планируется и строительство новых дорог, причем основным считается метод “пробивки”, когда расширяются дворовые проезды и узкие улицы. Также предполагается строительство “дорог-дублеров” на наиболее напряженных участках, см. табл. 9 (прил. 12). Они будут брать на себя часть нагрузки в часы пик. Кроме того, будет повышаться эффективность использования существующих дорог. На некоторых дорогах будет использоваться рекурсивное движение, когда определенные полосы применяются в разное время для движения в противоположных направлениях. Планируется расширить опыт применения системы “Старт” (которая ныне используется только в пределах Садового кольца, а также на проспекте Мира и Ленинградском проспекте) на многие другие автомагистрали, создав общегородскую систему управления автотранспортными потоками. 8. 2. 2. Общественный транспорт
В Москве основными видами наземного общественного транспорта являются автобус, троллейбус и трамвай, см. табл. 10 (прил. 13). Между ними существует своеобразное “разделение труда”. Автобусы ориентированы прежде всего на доставку пассажиров к ближайшим станциям метро. Троллейбусные линии проходят главным образом в центре города, где присутствие автобусов ухудшило бы и без того неважную экологическую обстановку. Трамвайные линии, количество которых постепенно сокращается, использовались как заменитель метро в тех районах, где оно еще не было построено (например, в Медведково). В целом наземный транспорт успешно справляется со своей задачей, но в его работе имеется ряд недостатков. В частности, это: Ориентация на доставку пассажиров к станциям метро, в результате чего практически утрачены хордовые связи между соседними районами. Переполненность автобусов, троллейбусов и трамваев в часы пик. Отсутствие новых видов общественного транспорта.
В настоящее время планируется электрификация Малого кольца железной дороги с организацией на нем нового вида пассажирского транспорта (шести-восьмивагонные поезда, близкие к используемым в метро, остановки через 1, 5–2 км) — рельсового автобуса, см. рис. На Малом кольце будет расположено 32 остановки на расстоянии в среднем 1-2 км друг от друга. В качестве подвижного состава предполагается использовать модель “РА 1”. Реконструкция будет проходить одновременно со строительством Третьего транспортного кольца. Ошибка! Неизвестный аргумент ключа.
На малом кольце Московской железной дороги будут построены и реконструированы 32 станции. Для организации на них пассажирского сообщения рельсовый автобус может стать наиболее популярным и эффективным видом транспорта. Рельсовый автобус РА 1
Ошибка! Неизвестный аргумент ключа. Ошибка! Неизвестный аргумент ключа. Ошибка! Неизвестный аргумент ключа. Также планируется организация в Москве “воздушного такси” на базе проектируемого многофункционального вертолета городского типа Ка-226. В периферийной части города наряду с традиционными средствами доставки пассажиров к станциям метро будут использоваться линии скоростного трамвая, как наземные, так и проложенные на эстакадах. Новым видом городского транспорта в городе станут монорельсовые дороги, см. рис. 5 (прил. 14). Монорельсовый надземный поезд ничто не мешает сделать сборным, многоцелевого назначения. Движение будет производиться и по графику, и по вызову, что сделает его универсальным. А отсутствие стрелок, пересечений и других помех позволит составам проходить даже относительно короткие участки пути с высокой, до 150–200 км/ч. , маршевой скоростью. К тому же монорельсовые дороги безопасные и экологически чистые, им не страшны заносы. Первая такая дорога пройдет вокруг ВВЦ и выйдет на проспект Мира и Ботаническую улицу. Первый опытный участок может быть открыт уже в 2000 г. В Москве планируется постройка нового скоростного вида транспорта, первая очередь которого обеспечит связь между Москвой-Сити и аэропортом Шереметьево-2 (расстояние 34 км) за 22–25 мин. В дальнейшем планируется продлить этот вид транспорта до Внуково и Домодедово. Тип этой системы еще не определен, но вполне вероятно, что это будет поезд на магнитной подушке, а может, и монорельсовая дорога. Ошибка! Неизвестный аргумент ключа. Ошибка! Неизвестный аргумент ключа. Основным видом общественного транспорта в Москве считается метрополитен. Длина линий Московского метрополитена — одна из самых больших в мире, но очень остро ощущается их нехватка. В большей степени эта проблема характерна для новых районов, где метро вовсе отсутствует, но заметна и в центре, где имеющиеся линии в часы пик очень перегружены. (За рубежом принято на наиболее оживленных направлениях прокладывать рядом две, три или даже четыре ветки, разгружая их, в московском метрополитене таких примеров пока два — участок от ст. м. Киевская до ст. м. Арбатская и участок от ст. мм. Охотный Ряд и Площадь Революции до ст. мм. Библиотека им. Ленина и Арбатская). Планируется построить несколько новых линий и продлить существующие, а также построить два новых кольца: “дублер” на расстоянии от одной станции от существующей Кольцевой линии, а также Большое кольцо, которое на севере пройдет там же, где Окружная железная дорога, а на юге сомкнется с Замоскворецкой линией, состоящей из трех станций. Со временем появятся и экспресс-линии (например, в Южном Бутове). Протяженность линий метро возрастет с 262 до 420 км. Но следует отметить, что темпы строительства метро во много раз ниже желаемых, что объясняется тем, что финансирование строительства метро осуществляется не из городского, а из федерального бюджета. Крайне сложным остается положение с выполнением программы развития метрополитена. Выделенные средства позволили ввести в эксплуатацию в 1999 г. станцию “Дубровка” на Люблинская линии метрополитена, а также продолжить строительство перегона от станции “Пражская” до проектируемой станции “Россошанская”. Кроме того, намечается строительство мини-метро. От обычного оно отличается уменьшенным диаметром туннеля (4, 8 м против 5, 5 м) и преимущественно наземными линиями. Именно такой вид Метро планируется пустить до Жулебина, Бутова, Новокосина. Первая же ветка мини-метро длиной 2, 78 км должна связать Сити с Киевским вокзалом и Александровским Садом. Эта линия в перспективе должна быть продолжена до проектируемого Евровокзала в районе платформы “Тестовская” Смоленского направления МЖД. 8. 2. 3. Железнодорожный транспорт
Из Москвы выходят десять магистральных направлений железных дорог, обслуживаемых девятью вокзалами. На территории современной Москвы в начале XX века было построено Малое кольцо, обеспечивающее соединение между станциями. Расположение Москвы в центре европейской России обуславливает огромный транзит через ее вокзалы; по объему пассажирских перевозок Москва превосходит три крупнейших пассажирских узла СНГ (Ленинградский, Киевский, Харьковский) вместе взятые. Характерная черта грузооборота московского железнодорожного узла: количество прибывающих грузов во много раз превышает количество отправляемых. Большую часть поездов, следующих в Москву, составляют электрички. Благодаря их функционированию дневное население Москвы увеличивается примерно на один млн чел. Таким образом, железные дороги являются важнейшим фактором жизни всех москвичей, без их существования существенно затруднилась бы, по крайней мере сейчас, жизнь самого города. Но существует и ряд отрицательных сторон. Важнейшие из них — следующие: Разбиение территории города железными дорогами на почти изолированные территории (подробнее см. п. 8. 1). Неэффективное использование городской территории, в том числе расположенной почти в центре: большую площадь занимают не только пути и станции железной дороги, но и сортировочные, депо, ремонтные мастерские, отстойные пути. Плохая экологическая обстановка на железных дорогах, что вызывается большим количеством работающих на сортировочных станциях тепловозов, а также вибрациями грунта от частого движения поездов. Неравномерное распределение нагрузки и перегрузка вокзалов. Наиболее загруженным является Ярославский вокзал, связывающий с Москвой всю восточную часть страны, и Курский вокзал; нагрузка, например, на Рижский вокзал, меньше в несколько раз. Низкая комфортность в большинстве поездов и электричек.
Несмотря на отдельные попытки, ситуация с железными дорогами в Москве остается в целом неизменной, хотя проведенная реконструкция вокзалов, начало электрификации и организации пассажирского сообщения на Малом кольце железной дороги, несомненно, способствуют улучшению ситуации. Кроме того, на большинстве пригородных направлений уже используются поезда “Экспресс” повышенной комфортности (Москва — Тула, Москва — Рязань, Москва — Ярославль и т. п. ). Они вполне рентабельны, а сокращение времени поездки составляет в среднем 1, 5 ч. 8. 2. 4. Аэропорты
В настоящее время на территории Московского региона действует пять аэропортов общего назначения: Внуково, Домодедово, Шереметьево-1, Шереметьево-2 и Быково. Основные проблемы московских аэропортов следующие: Размещение аэропорта Быково в массиве городской застройки, сильно усложняющее его эксплуатацию. Шумовое загрязнение прилегающих к аэропортам районов.
Недостаточно развитые транспортные связи аэропортов с Москвой. Аэропорт Быково уже много лет планируется закрыть, но пока что до закрытия далеко. Кроме того, как уже упоминалось, планируется строительство Скоростной транспортной системы, которая свяжет Москву-Сити и Шереметьего-2. 8. 3. Связь
Положение со связью, в частности, с телефонной, в Москве в целом удовлетворительное. По уровню телефонизации Москва превосходит все остальные города России; телефон есть почти в каждой семье. Развит рынок мобильной связи: по прогнозам маркетологов, к концу 2000 г. в Москве будет от 900 тыс. до 1, 2 млн пользователей трубок (согласно последним данным, в Москве сотовыми телефонами пользуется 5, 7% населения). Развивается цифровая телефония и другие прогрессивные виды связи. Большое количество компаний по сравнительно доступным тарифам (порядка 1 долл. /ч. )предоставляет коммутируемый (по обычным телефонным линиям) доступ в Интернет. Основные проблемы складываются на МГТС. МГТС — одна из крупнейших телефонных компаний мира по числу абонентов. В ее составе имеются телефонные станции всех систем, от самых первых автоматических — машинной системы — до современных цифровых. При этом структура телефонной сети явно не отвечает современным требованиям, т. к. с ее помощью невозможно предоставление современных дополнительных услуг связи. Качество соединения зачастую не соответствует даже весьма скромным российским стандартам. Большой проблемой является наличие огромного числа спаренных телефонов. Наконец, многие новые районы слабо телефонизированы. В 1999 г. было введено 100 232 телефонных номера, прежде всего для жителей районов новостроек Митино, Строгино, Марьинский парк. Сейчас в городе обеспеченность телефонной связью составляет 50, 2 ед. /100 чел. против 47, 4 ед. /100 чел. в 1996 г. В настоящее время развитие телефонной связи осуществляется по двум направлениям. Первое — это наращивание емкости телефонной сети с целью телефонизации жилого фонда города в районах массовой и точечной застройки. Второе — это реконструкция существующей аналоговой сети по принципу построения цифровой коммутируемой сети на базе 10 мощных транзитных узлов, соединенных между собой волоконно-оптическими линиями связи. Ожидается значительное (в 1, 5 раза) расширение емкости телефонной сети: на каждых сто жителей столицы будут приходиться 65 номеров обычной, 40 — сотовой, 20 — факсимильной, 15 — компьютерной, 10 — спутниковой связи. 8. 4. Рынки
Москва — наиболее дорогой город в европейской части России. По уровню цен она стоит на 12-м месте среди 80 регионов России. После кризиса 17 августа 1998 г. оборот продовольственных товаров сократился на 17% в сопоставимых ценах, непродовольственных товаров — на 19%, объем продукции общественного питания — на 10%. В структуре товарооборота доля продовольствия сохранилась на уровне 1998 г. В начале 1990-х гг. рынки появлялись в Москве как грибы после дождя. Горожане быстро разделились на тех, кто покупал все необходимое на мелкооптовых рынках, и тех, кто предпочитал приобретать товары в магазинах. Первых было большинство, поэтому множество магазинов осталось не у дел. Победа “рыночных отношений” объясняется просто: товары на рынках на 10–15% дешевле, чем в магазине. Факт: вплоть до 17 августа 1998 г. в столице работало 240 продуктовых и около 150 смешанных мелкооптовых рынков. Сейчас их несколько меньше: соответственно 219 и 120. Наличие этих рынков важно для бюджета большинства горожан. Но рынкам присущ и ряд отрицательных сторон. Уследить за качеством продаваемых на рынке товаров довольно трудно. Не один из мелкооптовых продуктовых рынков не пройдет объективную проверку санэпидемстанции из-за отсутствия холодильников в контейнерах и санитарных книжек у продавцов, торговли с одного прилавка сырым мясом и готовыми к употреблению продуктами. Практически невозможно контролировать и доходы рынков, несмотря даже на то, что с 1 апреля 1997 г. владельцы всех рынков были обязаны установить кассовые аппараты. В ходе рейдов налоговой полиции выяснилось, что на столичных рынках в незаконном обороте ежедневно находится до 10 млн рублей и около 200 тыс. долларов. Поэтому рынки не приносят городской казне ожидаемых денег. Власти начали бороться с мелкооптовыми рынками еще в 1996 г. , когда столичным правительством была принята концепция создания в городе крупных оптовых рынков. Согласно этому документу, вместо сотен мелкооптовых рынков в Москве к 2001 г. должны построить 25 крупных торговых комплексов с развитой инфраструктурой и прозрачной финансовой деятельностью. Надо, однако, сказать, что рассчитаны эти рынки не на рядовых покупателей, а на поставщиков больших партий товаров и оптовиков. Реализация программы была возложена на специально созданное при мэрии ОАО “Оптовые продовольственные рынки”, где городу принадлежит 53, 75%. Для введения в строй первых десяти рынков необходимо не менее 1, 5 млрд руб. , из которых 200 млн собиралось вложить Правительство Москвы. На сегодня известно, что лишь а разработку проектной документации потрачено около 30 млн рублей из внебюджетных источников. По словам генерального директора Оптпродрынков, сроки строительства срываются, потому что после кризиса возникли проблемы с привлечением инвестиций. Первый и пока единственный продовольственный рынок европейского типа открылся в Москве 25 декабря 1999 г. с опозданием на год. Строительство этого рынка, “Отрадное”, обошлось властям города в 1, 3 млн руб. при общей стоимости проекта 99, 3 млн рублей, выложенных инвесторами. После событий 17 августа 1999 г. городу пришлось отказаться от планов строительства рынков за пределами МКАД. В итоге список строительных площадок сократился с 25 до 17 объектов. Частники могли вздохнуть с облегчением. Угроза уничтожения мелкооптовых рынков миновала. Но у Правительства Москвы есть механизмы, позволяющие “выдавливать” частников с рынков. В 1997 г. был разработан законопроект об оптовых рынках. Суть его в том, что для организации рынка должно быть создано АО, где городу будет принадлежать 51% акций, при этом каждый из остальных акционеров не может владеть более чем 15% акций. При таком распределении московские власти могут полностью контролировать работу городских рынков, пополнять бюджет за счет налогов и арендной платы. Не каждому торговцу по плечу такие расходы. Это значит, что скоро дорогостоящие павильоны будут пустовать. Доведя рынок до банкротства, власти смогут за копейки выкупить доли других акционеров, вложивших деньги на постройку рынка. Став монополистом, Правительство Москвы может выбирать поставщиков продуктов. При таком распределении сил частнику практически не остается выбора: либо делиться с властями, либо уходить из этого бизнеса. Впрочем, с принятием закона об оптовых рынках вышла заминка: законопроект дважды отклонялся. Но Правительство Москвы не отказывается от своих планов. В конце января 2000 г. мэрия объявила о намерении закрыть в ближайшие полгода около пятидесяти рынков. Не повезло тем, у кого истекают права аренды и чья территория прилегает к стройплощадкам Третьего транспортного кольца. В ближайшее время в Северо-Восточном округе будет закрыто пять рынков, в Центральном — три, в Западном — девять, в Северном и Восточном — по четыре, в Северо-Западном — один. Правда, в отдельных случаях мэрия готова финансировать реконструкцию оптовых рынков. В их числе: “Новые Черемушки”, “Кунцевский”, “Солнцево”, “Гагаринский”, “Богородский”, “Москворецкий”, “Пировский”, “Садовод”. Радоваться нечему. В любом случае гражданам придется доплачивать из своего кармана за ужесточение контроля за рынками и за переезд торговцев в современные комплексы. Еще одна проблема — это то, что, как считают в московской милиции, рынки — рассадник преступности. В мае 1998 г. московское РУОП задержало за вымогательство коммерческого директора и трех работников охранного предприятия “Гарант”, охраняющего рынок в Лужниках. В ходе следствия выяснилось, что “Гарант” связан с липецкой преступной группировкой и является “крышей” работающих на рынке предпринимателей. В ноябре 1999 г. в Москве был убит директор строящегося в Северном Бутове мелкооптового рынка Бениамин Шалолашвили. Сотрудники правоохранительных органов считают, что убийство произошло по заказу конкурентов с находящегося рядом муниципального рынка. Такие случаи можно перечислять очень долго. Для того, чтобы компенсировать закрытие рынков и в целях поддержания малообеспеченных граждан Правительством Москвы начата работа по регулированию уровня розничных цен. В 1999 г. было открыто 20 магазинов, где торговля производится по сниженным ценам. Практикуется предоставление скидок в отдельные дни на товары и услуги предприятиями торговли жителям обслуживаемого района, а также пенсионерам по предъявлению пенсионных удостоверений. Продолжается работа по совершенствованию системы привлечения кредитных средств населения в оборотный капитал “Народных магазинов”. Начата подготовка к осуществлению проекта “Карта москвича”. Определены 66 предприятий потребительского рынка и услуг Зеленограда и района Выхино-Жулебино для внедрения безналичных форм оплаты за товары и услуги. В Зеленограде проведена презентация пилотного проекта “Карта москвича”. 9. Жилье