Доклад: Леонардо да Винчи
Доклад: Леонардо да Винчи
ДОКЛАД
ПО МХК
НА ТЕМУ:
«Леонардо да Винчи»
Выполнил ученик 10«А» класса
Школы№528 ЦАО города МОСКВЫ
Савельев К. А.
МОСКВА 10.03.1999 год
Леонардо да Винчи, из всех известных нам творцов в истории
человечества, обладал наиболее всесторонней гениальностью. Он считал себя,
прежде всего художником, но из его записных книжек и рисунков видно, что в
свое представление об искусстве он вкладывал многое из того, что ныне мы
называем естественнонаучными вопросами. Он настолько был убежден в
могуществе человеческого зрения как отличного инструмента для исследования
природа, что видеть и знать, по его мнению было одним и тем же. Художники,
говорил он, это лучшие из ученых; они не только наблюдают природу лучше,
чем другие люди, но думают о том, что видят и затем рассказывают остальным
о виденным ими в своих картинах. Нынешнее ученые предпочитают передавать
свои знания в словах и для этой цели ими изобретено очень много новых
слов? Во времена Ренессанса считали, что "хорошая картина ценнее тысячи
слов".
Собственные рисунки Леонардо так ясны и полны жизни, что даже если мы не
можем прочесть его надписи на них, то способны уловить его мысли, просто
рассматривая его рисунки. Какая бы деталь нас не заинтересовала в
нарисованном Леонардо предмете, мы найдем, что он тоже думал о ней. Он
первый из людей, кто, наряду со многим другим проектировал летательные
аппараты и сделал точные зарисовки внутреннего устройства человеческого тела.
Его ум, как ученого можно оценивать также, изучая эскизы, делавшиеся им в
1504 году для картины, изобразившей большую битву. Главная цель этого
эскиза - показать, что выражения лиц людей, также как и морд
животных, движимых сильными переживаниями имеют нечто общее. В данном случае,
когда этим переживанием является ярость и человек, и лев, и лошадь скалят
зубы и рычат. Мы встречаемся здесь с одним из наиболее ранних психологических
исследований, то есть исследований которые мы считаем очень современными.
Леонардо так и не закончил картину битвы. В течение тех же нескольких лет
он писал свою самую прославленную Мону Лизу. Если мы сравним ее с более
ранними образцами портретной живописи, то тут же увидим, что портрет работы
Леонардо выглядит более законченным, объемным. Сама фигура, низкая стена
за ней и отдаленный ландшафт не противопоставлены друг другу, как
отдельные объекты. Картина в целом становится более важной, чем любая из
ее частей. Новая, неизвестная ранее гармония - одна из целей живописи
расцвета Ренессанса.
В этой картине Леонардо достиг такой гармонии не только путем более
тщательной композиции, но и живописными средствами, благодаря которым все
видно как бы сквозь легкую дымку, прикрывающую небольшие детали,
смягчающую очертания, создающую незаметные переходы между формами и красками.
Таким образом он многое предоставил нашему воображению и в этом причина
того, что Мона Лиза поражает нас, глядя на зрителя словно живая. То же
справедливо и в отношении ландшафта (где Леонардо показывает нам, как земля
"вырастает" из скал и воды) и в отношении лица Моны Лизы с его таинственной
улыбкой. О чем думает Мона Лиза? Практически это зависит от того, что
думаем мы сами, глядя на её изображение. Может быть сам Леонардо был
немного таким же как она: люди видели его всегда уравновешенным и
дружелюбным, но никто точно не знал, что у него на уме.
|