Доклад: Перов
Доклад: Перов
МИНИСТЕРСТВО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
СОШ №83
ДОКЛАД
по истории на тему:
«Жизнь и творчество Василия Перова»
Выполнила : ученица 8-го «А» класса
Кузёмка Анна
Проверила: Демченко С. В.
КРАСНОДАР 2002
ПЕРОВ Василий Григорьевич [21 декабря 1833 (2 января 1834) или 23 декабря
1833 (4 января 1834), Тобольск — 29 мая (10 июня) 1882, село Кузьминки, ныне
Москва], русский живописец, один из организаторов Товарищества передвижников.
Автор жанровых картин («Сельский крестный ход на Пасхе», 1861), проникнутых
сочувствием к народу («Проводы покойника», 1865, «Тройка», 1866),
психологических портретов («А. Н. Островский», 1871; «Ф. М. Достоевский»,
1872).
Живописный анекдот
Незаконный сын барона Г. К. Криденера; фамилия «Перов» возникла как прозвище,
которое дал будущему художнику его учитель грамоты, заштатный дьячок. Учился
в Арзамасской школе живописи (1846-1849) и в Московском училище живописи,
ваяния и зодчества (1853-1861), в частности у С. К. Зарянко. Жил и работал в
Москве, а в 1862-1864 в Париже (пенсионер Академии художеств). Испытал особое
влияние П. А. Федотова, а также журнальной сатирической графики и немецкого
бытового жанра дюссельдорфской школы. Был одним из членов-учредителей
Товарищества передвижных художественных выставок.
Ранние произведения Перова проникнуты анекдотически «обличительным»
настроением, представляя собой живописные карикатуры, в том числе на
духовенство («Сельский крестный ход на Пасхе», «Проповедь в селе», оба —
1861; «Чаепитие в Мытищах», 1862; все — Третьяковская галерея); мастер
тщательно выписывает характеры и обстановку, стремясь к нравоучительному
эффекту. Любовь к анекдоту сохраняется у него и позже («Приезд гувернантки в
купеческий дом», 1866, там же). Сатирическое настроение, однако же, с годами
ослабевает, сменяясь драматической экспрессией либо добродушным юмором.
«Проводы покойника»
Колорит Перова обрел новую, более острую, тональную выразительность в таких
картинах, как «Проводы покойника» (1865) и «Тройка. Ученики мастеровые везут
воду» (1866; обе — там же); крестьянские похороны в первом случае и эпизод из
жизни обездоленных детей-подмастерьев во втором предстают уже не просто
социальной сатирой, но драмой об «униженных и оскорбленных», по смыслу своему
общечеловеческой. Сила символико-психологического обобщения — и
соответственно параллели с прозой Ф. М. Достоевского, — еще более значительны
в «Утопленнице» и в особенности в картине «Последний кабак у заставы» (обе —
1868, там же). Туманный утренний город за фигурой женщины-самоубийцы и (в
«Кабаке...») закат, гаснущий за городской чертой кажутся роковым порубежьем,
придающим серой и низменной бытовой среде подобие земного ада.
«Последний кабак у заставы»
Портретная живопись
«Портрет А. Н. Островского»
Перов внес также большой вклад в искусство портрета. Он создал образы ряда
известных деятелей культуры («А. Н. Островский», 1871; «В. И. Даль», «М. П.
Погодин», оба — 1872; все — Третьяковская галерея). Его портрет Ф. М.
Достоевского (1872, там же) считается лучшим живописным изображением
писателя. Персонажи Перова, — в т. ч. крестьянин «Фомушка-сыч» (1868) или
купец И. С. Камынин (1872; оба — там же), полны особой внутренней
значительности вне зависимости от своего социального и культурного статуса;
яркая индивидуальность порой сочетается в них с беспрецедентной (для русской
портретной традиции тех лет) напряженностью духовной жизни, иногда на грани
мучительного трагизма (как в портрете Ф. М. Достоевского).
«Портрет Ф. М. Достоевского»
Мягкой юмористической
разрядкой на этом фоне кажутся жанровые композиции 1870-х гг. («Птицелов»,
1870; «Охотники на привале», 1871; «Рыболов», 1871; все — Третьяковская
галерея). Созерцая простых обывателей с их отнюдь не героической, но все же
«человечкиной» душой, Перов здесь —если говорить о литературных параллелях —
приближается к Н. С. Лескову. Впрямую его литературные симпатии сказываются в
картине «Старики-родители на могиле сына» (1874, там же), написанной как
иллюстрация к финалу тургеневских «Отцов и детей». Сам художник обнаруживает и
писательский талант (рассказы из народной жизни «Тетушка Марья», 1875; «Под
крестом», 1881).
В поздний период мастер стремится к созданию грандиозных, обобщающих образов
национальной истории. Однако законченные исторические картины Перова («Суд
Пугачева», 1875, Исторический музей, Москва, вариант — 1879, Русский музей;
«Никита Пустосвят. Спор о вере», 1880-81, Третьяковская галерея) не
принадлежат к числу его шедевров, поскольку как раз должной степени
монументального обобщения в них и не удается достичь. Среди учеников Перова
(когда он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в
1871-82) были Н. А. Касаткин, С. А. Коровин, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин.
Суд Пугачева
Спор о вере
Блаженный
Киргиз-каторжник
Отпетый
Голубятник
Ботаник
Портрет А.Н.Майкова
Портрет И.С.Тургенева
Утопленица
Портрет Ф.М.Достоевского
Портрет А.Н.Островского
Портрет А.Г.Рубинштейна
Портрет В.И.Даля
Странник
Спящие дети
Дворник-самоучка
Дворник и барыни
Чаепитие в Мытищах
Сцена на могиле
|