Вешние воды русского искусства.
Почти 130 лет назад (в декабре 1871 года), из Петербурга отправилась в путь
по России первая передвижная выставка. Это событие вызвало большой
общественный резонанс. Передвижники - художники-реалисты – порвали с
академизмом и как бы поставили зрителя лицом к лицу с Россией. В искусстве
передвижников мы наблюдаем подчас мучительный поиск идеала. Он чаще всего
воплощается в образе передовых интересов той поры, в стихийной мощи народа. Но
нередко он выступал в образе природы, в размышлениях о жизни.
Вершину развития русской пейзажной живописи представляют собой искусство
И.И.Левитана. Своим творчеством он как бы подвел итог основным тенденциям
развития пейзажа 19 века, выразившийся в редком многообразии мотивов и тем его
искусства, в разнообразии живописных приемов, составляющих творческий метод
художника. В картинах Левитана нет людей. Художник пейзажем и через пейзаж
передавал свои мысли и свое настроение. Но критика отмечала, что, хотя «в
пейзажах Левитана почти никогда нет фигур.., невольно приходит мысль, что если
бы в них были фигуры, то это были бы фигуры, взятые из передвижнической
живописи».
И.И.Левитан – создатель «пейзажа настроения», которому присущи богатство
поэтических ассоциаций, мажорность, раскрытие тончайших состояний природы,
тонко нюансированная живопись. «Картины Левитана требуют медленного
рассматривания»,- писал К.Паустовский. Зритель учится по-новому видеть,
по-новому любить их, он учится новому для себя отношению к родной природе.
Среди его работ, отмеченных особым лиризмом восприятия жизни русской природы,
одно из первых мест по праву занимает картина «Весна-большая вода». Уже сам ее
мотив – широкое весеннее половодье – вызывает активное лирическое переживание у
зрителя, рождая поэтические ассоциации.
«Должна быть дружная весна,
Снега осядут разом,
И солнце, встав из-за гумна,
Весь мир окинет глазом».
(«Перед весной» П.А.Радимов, русский художник-пейзажист, поэт.)
« Весна перед вами, и душа ее, ее сокровеннейшее настроение охватывает вас с
непривычной силой»,- эти слова написал А.В.Луначевский об этой картине. Этот
мотив мастерски разработан художником. Да, весна перед нами. Еще не зазеленели
почки, но уже растаял весь снег, и прозрачная, весенняя, голубая вода вышла из
берегов и затопила леса и прибрежные деревушки. Эта весна еще не зеленая – она
голубая. В нежнейшей лазури прозрачной студеной воды отражаются тонкие, как
свечки, белые стволики берез. Тени голых деревьев падают на подсушенную солнцем
рыжую землю. Тени – голубые – лежат на поверхности голубой воды. Но это не
стихийное бедствие – это радость – весна!.. Земля пробуждается!.. И если
разотрешь пальцами еще сухую и мертвую на вид березовую почку, услышишь резкий
радостный запах: сок струится по оттаявшим стволам деревьев. В весне всегда
таится надежда – на хорошее лето, на урожай, на счастье.
Краски, которыми пользуется художник, легки и прозрачны. Как нельзя лучше
передают они прозрачность воды и воздуха, светлую голубизну небес и ласковость
весеннего солнца. Природа почти дематериализована: вода и небо, солнце и
воздух. Деревня где-то далеко, она едва видна, а мельканье белых стволов берез
вместе с их отражением в тихой глади воды создают ощущение чего-то зыбкого,
непостоянного. Лишь крепкий ствол дуба, одиноко и прямо торчащий среди
гнущихся, словно вибрирующих березок, да легкий челнок у края воды связывают
изображение с земным, материальным, напоминающим о людях, живущих среди этой
прекрасной и на сегодня лишенной тревог и волнений природы. Подобное
«очеловечивание» природы очень характерно для творчества И.И.Левитана.
Пейзажи Левитана пленяют зрителя большой музыкальностью. Поразительно
музыкальна и «Весна-большая вода». Мягкие сочетания голубого и золотистого в
картине, четкий ритм чередования плавно изгибающихся березок создают нежную,
чистую мелодию чарующей прелести русской весны. «Школой любви к Родине»
называют живопись Левитана.