Доклад: Художники эпохи Высокого Возрождения
Доклад: Художники эпохи Высокого Возрождения
Отдельные тенденции искусства Высокого Возрождения предвосхищались в
творчестве выдающихся художников 15в. И выражались в стремлении к величавости
, монументализации и обобщённости образа.
Однако подлинным основоположником стиля Высокого Возрождения был Леонардо
да Винчи ( 1452- 1519) , гений, чьё творчество знаменовало грандиозный
качественный сдвиг в искусстве.Значение его всеобъемлющей деятельности ,научной
и художественной , стало ясно только тогда , когда были исследованы
разрозненные рукописи Леонардо .В его заметках и рисунках - гениальные
прозрения в самых различных областях науки и техники.Он был ,по выражению
Энгельса ,“ не только великим живописцем, но и великим математиком ,механиком,
инженером , которому обязаны важными открытиями самые разнообразные отрасли
физики.
Искусство для Леонардо было средством познания мира . Многие его зарисовки
служат иллюстрацией научного труда, и в то же время это произведения высокого
искусства . Леонардо воплощал собой новый тип художника - учёного , мыслителя ,
поражающего широтой взглядов, многократностью таланта.
Леонардо родился в селении Анкиано, недалеко от города Винчи. Он был
внебрачным сыном нотариуса и простой крестьянки .Учился он во Флоренции , в
мастерской скульптора и живописца Андреа Верроккь.Одна из ранних работ Леонардо
- фигура ангела в картине Верроккьо “Крещение”- выделяется среди застывших
персонажей тонкой одухотворённостью и свидетельствуют о зрелости её создателя.
К числу ранних произведении Леонардо относиться и хранящаяся в Эрмитаже “
Мадонна с цветком”( т.н. “ Мадонна Бенуа” ок. 1478г.), решительно отличающаяся
от многочисленных мадонн 15 в. Отказываясь от жанровости и тщательной
детализации , присущих творениям мастеров раннего Возрождения , Леонардо
углубляет характеристики , обобщает формы .Тонко моделированные боковым светом
фигуры матери и младенца заполняют почти всё пространство
картины .Естественны и пластичны движения фигур , органически связанных
между собой. Они ясно выступают на тёмном фоне стены . Открывающееся в окне
чистое голубое небо связывает фигуры с природой,
с необъятным миром в котором господствует человек. В уравновешенном
построении композиции чувствуется внутренняя закономерность .Но она не
исключает теплоты , наивной прелести , наблюдённой в жизни.
В 1480 г. Леонардо уже имел свою мастерскую и получал заказы. Однако
страстное увлечение часто отвлекало его от занятий искусством. Недописанными
оказались большая алтарная композиция “Поклонение волхвов” и “ Св. Иероним”. В
первой художник стремился к
преобразованию сложной монументальной композиции алтарного образа в
пирамидально построенную , легко обозримую группу , к передаче глубины
человеческих чувств. Во второй - к правдивому изображению сложных ракурсов
человеческого тела , пространства пейзажа .
Не найдя должной оценки своего таланта при дворе Лоренцо Медичи с
его культом изысканной утончённости ,Леонардо поступил на службу к
миланскому герцогу Лодовико Моро. Миланский период творчества Леоонардо
оказался самым плодотворным . Здесь во всю мощь раскрылась
многократность его дарования как учёного , изобретателя и художника.
Свою деятельность он начал с исполнения скульптурного монумента - конной
статуи отца герцога Лодовико Моро Франческо Сфорца . Большая модель монумента
, получившая единодушную высокую оценку современников, погибла при взятии
Милана французами в 1499 г. Сохранились лишь рисунки - наброски различных
вариантов монумента изображения то вздыбленного ,полного динамики скакуна , то
торжественно выступающего коня , напоминающего компазицеонные решения Донателло
и Верроккьо .Видимо , этот последний вариант и был претворён в модель статуи
.Это произведение позволяет считать Леорнардо одним из крупнейших скульпторов
того времени.
К миланскому периоду относятся живописные произведения зрелого стиля -
“Мадонна в гроте “ и “Тайная вечеря”.
“ Мадонна в гроте “( 1483 -1494 ) - первая монументальная алтарная
композиция Высокого Возрождения . Её персонажи Мария , Иоанн , Христос и ангел
приобрели черты величия , поэтическую одухотворённость и полноту жизненной
выразительности.Объединённые настроением задумчивости и действием - младенец
Христос благославля-
ет Иоанна - в гармоничную пирамидальную группу, словно овеянные лёгкой
дымкой светотени , персонажи евангельской легенды представляются воплощением
идеальных образов мирского счастья .
В мир реальных страстей и драматических чувств переносит самая
значительная из монументальных росписей Леонардо - “ Тайная вечеря”,
исполненная в 1495 -1497 гг. Для монастыря Санта Мария делла Грацие в Милане .
Отступив от традиционного толкования евангельского эпизода , Леонардо даёт
новаторское решение темы , композиции, глубоко раскрывающей человеческие
чувства и переживания . Сведя к минимуму обрисовку трапезной , нарочито
уменьшив размеры стола и выдвинув его к переднему плану , он сосредотачивает
внимание на драматической кульминации события , на контрастных характеристиках
людей различных темпераментов ,проявлении различной гаммы чувств ,
выражающихся и в мимике и в жестикуляции . которыми апостолы отвечают на слова
Христа : “Один из вас предаст меня “ .Решительный контраст апостолам
составляют образы внешне спокойного Христа , находящегося в центре композиции ,
и облокотившегося на край стола предателя Иуды , грубый хищный профиль которого
погружён в тень . Смятение , подчёркнутое жестом руки , судорожно сжимающей
кошелёк, и мрачный облик выделяют его среди апостолов , на чьих освещённых
лицах выражены удивление, сострадание , возмущение .Композиция фрески поражает
цельностью , единством , она строго уравновешена , центрична по построению .
Леонардо гениально решает проблему синтеза живописи и архитектуры .
После взятия Милана Леонардо покинул город . Начались годы странствий . По
заказу Флорентийской республики он исполнил картон для фрески “Битва при
Ангиари “. В полной драматизма и динамики композиции Леонардо , эпизоде битвы
за знамя , дан момент высшего напряжения сил сражающихся , раскрыта жестокая
правда войны .
К этому времени относится создание портрета Моны Лизы , одного из самых
прославленных произведений мировой живописи .
Пластически проработанная, замкнутая по силуэту , величественная фигура
молодой женщины господствует над отдалённым , окутанным голубоватой дымкой
пейзажем со скалами и вьющимися среди них водными протоками .Сложный
полуфантастический пейзаж тонко гармонирует с характером и интеллектом
портретируемой . Кажется, что зыбкая изменчивость самой жизни ощущается в
выражении её лица,оживлённого едва уловимой улыбкой, в её спокойно - уверенном
, проницательном взгляде . Лицо и холёные руки патрицианки написаны с
удивительной бережностью , мягкостью . Тончайшая , словно тающая, дымка
светотени ( т. н. сфумато ), окутывая фигуру, смягчает контуры и тени; в
картине нет ни одного резкого мазка или угловатого контура .
В последние годы жизни Леонардо большую часть времени уделял научным
изысканиям . Он умер во Франции , куда приехал по приглашению французского
короля Франциска 1 и где прожил всего два года .
|