рефераты курсовые

Контрольная: Тропинин и девочка с яблоком

Контрольная: Тропинин и девочка с яблоком

Гуманитарная классическая гимназия № 57

Письменная зачётная работа

ученика 10 класса “А”

Гонцова Дмитрия

на тему :

“Тропинин. «Девочка с яблоком»”

Руководитель работы :

преподаватель МХК

Каракуца Алла

Григорьевна.

Курган 1998

Содержание

1. Обоснование выбора темы ..............3

2. Обзор литературы.................4

3. “Девочка с яблоком”................5

4. Список литературы .................8

Обоснование выбора темы

Я выбрал данную тему потому что, я уже был неплохо знаком

с творчеством Тропинина, и знаком с его произведениями больше, чем с

произведениями других авторов. Картину же “Девочка с яблоком” я выбрал, так

как она является ученической работой Тропинина, и в связи с этим, её

сопровождает большое количество проблем и разногласий, то есть будет легче

раскрыть тему зачётной работы.

Обзор литературы

Вообще, из трех найденных источников решающую роль сыграли №2 и №3, так как

в них наиболее полно излагается тема, источники имеют небольшие разногласия

относительно колорита картины. Из источника №1 взяты общие сведения о

Тропинине. В нём наиболее ярко описывается художественный стиль автора.

Девочка с яблоком

Среди русских живописцев первой половины XIX века Василий Александрович

Тропинин (1776-1857) особенно дорог соотечественникам за то узнаваемое

сердцем чувство национального, что пронизывает все его работы : превосходные

в художественном отношении портреты современников, типичные образцы русской

жизни и бытовые сцены. Великая роль Тропинина в общем процессе демократизации

отечественного искусства, в становлении реалистического метода.

Интересы художника тесно связаны с именем Жана Батиста Грёза. Этого живописца

Тропинин копировал всю жизнь, “цитировал” и даже откровенно заимствовал

композиции его отдельных работ. Таковы, например “Девочка с яблоком”

(единственная сохранившаяся работа Тропинина академического периода) и

“Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке”, показанной на академической

выставке 1804 года и принесший первое признание автору. За Тропининым

закрепилось имя “русского Грёза”, которое не просто определяет его место в

национальной живописи, а указывает на органичную связь с искусством

французского мастера. Если в работах голландцев и фламандцев Тропинин находил

поддержку своей реалистической ориентации, исканиями в области жанра, то с

Грёзом его сближало сентименталистско-просветительское мировоззрение,

присущее им обоим. Тропинин видел работы Грёза в подлинниках – в Академии

художеств, в Эрмитаже, позже – в частных собраниях. Таким образом, Тропинин

мог досконально изучать манеру чтимого им художника.

Начнем с самых истоков творчества Тропинина. В собрании московского

коллекционера Ю. В. Невзорова сохраняется ученическая работа Василия

Андреевича. Она представляет собой по-русски интерпретированную копию

популярного образа французского сентиментализма – головки Грёза “Девочка с

яблоком”. Насколько явственна связь тропининской работы с грёзовской, буквально

повторяющей в сюжете, композиции, в повороте фигуры и аксессуарах оригинал,

настолько же видно и несходство их в главном. Образ Грёза абстрактен, лишён

индивидуальных черт – это сочинённый сплав чувственного экстаза и юной

миловидности. Образ Тропинина – по существу, портрет. Тропинин хоть и старался

как можно ближе следовать выбранному им оригиналу, он сохранил почти точный его

размер (34,7´27,5), пытался буквально воспроизвести позу и одежду

грёзовской девочки с яблоком (видимо это и явилось причиной неестественности и

надуманности позы в картине Тропинина), однако голову, лицо ребёнка автор писал

с натуры. Здесь-то и обнаружилась диаметрально противоположная трактовка одного

и того же образа двумя художниками. Изящную чувственную головку Грёза,

откинутую в тёмном экстазе, Тропинин заменил грустным личиком, возможно,

дворовой крепостной девочки, написав её со всей непосредственностью и

истинностью. В задумчивом взгляде глаз, в печальном личике, обрамлённым копной

пушистых волос, читается, скорее всего, трудная, совсем не детская доля. Глаза

девочки со зрачками плоскими и матовыми, как бы окутанными дымкой, с белками

голубого цвета, с точечными бликами не смотрят на зрителя, а устремлены куда-то

в неведомую даль. Более точно и подробно очерчены ноздри и губы ребёнка.

Мазочки красной краской положены вверху века, у ноздрей, в очертаниях пальцев,

как будто кровь просвечивает через кожу. Лёгкий румянец на золотистой

поверхности лица девочки перекликается с густой розовой окраской яблока.

Эмоциональное восприятие личности поставило художника перед необходимостью

иначе, чем в традиционном искусстве, отнестись к вопросу колористического

решения образа. Цвет отныне становится для него не только признаком формы и

декоративным элементом изображения, он служит выражением чувств автора, его

отношения к натуре. Цвет его с большой примесью белил – глухой, непрозрачный,

он также условен, как условная форма яблока, будто выточенного из дерева. Общий

золотисто-оливковый тон живописи, почти жёлтый на свету, в тенях зеленоватый,

сгущающийся в фоне до совсем тёмного, настолько “тропининский”, что впервые

увиденная картина показалась давным-давно знакомой. В ученической работе

Тропинину ещё не удаётся на этом пути достигнуть живописной целостности.

Интенсивная белильно-розовая окраска яблока, являясь цветовым акцентом

изображения, ещё по-лубочному условна и не вполне связана с тающими

золотисто-коричневыми и оливковыми тонами фона и пушистых волос девочки, с

прозрачной нежностью красок её лица. Вместе с тем повышенная активность

розового цвета усиливает эмоциональное звучание образа. Впрочем, дело не только

в колорите. Знакома сама “настроенность” образа – та душевная мягкость, которая

свойственна искусству Тропинина. И, несмотря на нарушение пропорций, ошибки в

рисунке, уже здесь, в этом произведении, которое справедливо было признано

ленинградским искусствоведом Т. А. Перовой-Чаковой первой среди известных

живописных работ художника, отчётливо проявились многие характерные черты

будущего творчества Тропинина. Прежде всего это разнообразие живописной

фактуры. Даже в этом ещё “неуклюжем”, ученическом произведении можно увидеть и

очень свободную, лёгкую манеру живописи и тонкие многослойные лессировки,

которые образуют матовую, почти фарфоровую поверхность лица. Голубой тон

подмалёвка, слегка проступающий на застенных частях лица, явственно

обнаруживается и в глубоких складках одежды, написанной так же свободно, но

густоразведённой краской, жесткой кистью; подмалёвок хорошо виден и сквозь

легко положенные мазки на голове, передающие пушистую копну пепельных волос.

В картине обращает внимание несоответствие сложной, отработанной живописной

техники неумелому рисунку, беспомощной композиции, что, видимо, было

результатом непоследовательности образования художника, который не успел

основательно усвоить начала академической школы, но натренировал руку и глаз

на копировании. “Девочка с яблоком” обнаруживает перед нами самые истоки

творчества Тропинина, выросшего на почве русского сентиментализма.

Таким образом, творчество Тропинина с первых же шагов протекало в рамках

национальной традиции, и первая ученическая картина представляла характерный

образец русской сентименталистской живописи. На этом этапе он явился

переводчиком, который переложил французского мастера на русский душевный лад.

Литература

1. Е. Ф. Петинова, “Василий Андреевич Тропинин”, Художники РСФСР, Л, 1987.

2. А. Амшинская, “Василий Андреевич Тропинин”, Искусство, М, 1970.

3. “Василий Андреевич Тропинин”, Изобразительное искусство, М, 1982.


© 2010 Рефераты