В 2002-ом году по инициативе муниципальной библиотечной системы
администрацией города Костромы была принята «Программа развития библиотечного
дела в г. Костроме на 2002-2003 г.г.», которая предусматривает улучшение
технического оснащения системы, комплектование книжного фонда, улучшение
материально-технической базы библиотек. План программы на 2002-ый год
выполнен на 98%.
Большую работу по организации культурного досуга горожан, детей и подростков,
по профилактике наркомании ведут библиотеки, реализуя ряд городских программ
: «Дети Костромы», «Социальная защита населения Костромы», «Молодежь
Костромы» и другие.
Недостатком в работе библиотечной системы является недостаточное участие в
федеральных целевых программах, слабая инвестиционная политика и в городе, и
в области.
III. Ресурсное обеспечение деятельности муниципальных библиотек города
Выше было рассмотрено состояние библиотечно-библиографического и
информационного обслуживания населения Костромы. Проанализируем ресурсное
обеспечение отрасли.
В соответствии с письмом Министерства культуры РФ “О социальных нормативах”
от 27.05. 1996 года за № 01-137/16-19 и “Модельным стандартом деятельности
публичной библиотеки”, принятым Конференцией Российской библиотечной
ассоциации, в городах, являющихся центрами субъектов РФ, с населением свыше
250 тысяч человек необходимо иметь библиотек:
Таблица 9
Виды библиотек
Коли-чество
Критерии
- Областная научная библиотека
1
Научный, информационный, консультативный центр по вопросам культурного развития всех слоев населения.
- Областная детская библиотека
1
Исследовательский, информационный, консультативный центр по вопросам культурного развития детей.
- Областная юношеская библиотека
1
Исследовательский, информационный, консультативный центр по вопросам культурного развития юношества.
- Областная библиотека для слепых
1
Для обслуживания инвалидов по зрению.
- Центральная городская библиотека
1
Предусматривается её удобное месторасположение - в центре города или наиболее часто посещаемых культурных, торговых, деловых местных центрах - на пересечении пешеходных путей, вблизи транспортных сообщений.
- Книгообеспеченность на одного жителя города в Центральной библиотеке должна составлять 7-9 томов (фактически в Костроме книгообеспеченность на одного жителя в ЦГБ им. Пушкина составляет 2,4 книги).
- Объем фонда периодических изданий определяется из расчета 10 изданий на 1000 жителей; базовая обеспеченность публичной библиотеки периодикой – не менее 150 названий.
- Показатели для фонда звукозаписей и видеозаписей должны составлять не менее 10 единиц на 1000 жителей. Ежегодное пополнение – не менее 20 звукозаписей и 4 видеозаписей на 1000 жителей.
- Из общего фонда документов не менее 10% должны составлять справочные и библиографические издания.
- Для сохранения значимости фонда публичной библиотеки необходимо его постоянное обновление. В составе фонда должно содержаться до 50% наименований новых изданий на различных носителях (изданных в последние 10 лет).
- Помещение библиотеки по нормативам и стандартам должны соответствовать:
- абонемент 7 кв. метров на 1000 томов,
- читальный зал: 10 кв. метров на 1000 томов + число посадочных мест из расчета 2,5 кв. метра на 1 место (или 1,5 кв. метра на 1000 жителей),
- площади для пользователей в зоне справочной службы могут составлять 10 кв. метров на 1000 томов,
- для размещения выставок площадь одного из основных подразделений библиотеки требует увеличения до 10%,
- для проведения культурно-массовых мероприятий необходимо иметь отдельное помещение,
- количество служебных помещений должно составлять не менее 20% площади читательской зоны (площадь одного рабочего места персонала, занятого в процессах комплектования и обработки фондов -9-12 кв. метров, для персонала научно-методической службы - 9 кв. метра, для административного персонала 5-6 кв. метра, для директора и заместителя от 15 до 40 кв. метра).
- Персонал публичной библиотеки в городе с числом жителей от 50 тысяч и более формируется из расчета 1 работник на 2500 жителей, а также 1 работник на 1500 жителей в возрасте до 15 лет (при требованиях модельного стандарта иметь в ЦБС 112 библиотекарей (даже без учета возрастных различий пользователей) в Централизованной библиотечной системе штат библиотекарей составляет на 1.01. 2003 года 98 человек).
- Сумма, предназначенная для целей обучения персонала библиотеки, должна быть не менее 0,5 % от статей бюджета, выделяемых на персонал, и включать все расходы на обучение персонала, исключая зарплату.
Библиотеки-филиалы (включая Центральную детскую библиотеку)
19
Количество городских библиотек определяется плотностью населения и этажностью застройки: в районах с многоэтажной застройкой (8 и более этажей) – 1 библиотека на 20 и более тысяч человек; со среднеэтажной застройкой (4-5 этажей) - 1 библиотека на 10-12 тысяч человек.
Для обслуживания детей организуются специализированные детские библиотеки: 1 детская библиотека на 4-7 тысяч жителей в возрасте до 15 лет.
Публичная библиотека размещается с учетом ее максимальной пространственной доступности (по времени не более 15-20 минут, за которое местный житель может добраться до библиотеки.
При наличии в городе 4 областных и 20 муниципальных библиотек, по нормативам необходимо иметь еще 5 муниципальных библиотек.
Расчет необходимости библиотек:
3 библиотеки в многоэтажной застройке (1 – микрорайон “Давыдовский”, 1 - на микрорайоны “Паново” и “Малышково”, 1 – в районе улицы “Юных пионеров”),
16 библиотек, обслуживающих жителей с 15 лет и старше, в районах со среднеэтажной застройкой,
2 детские библиотеки в многоэтажной застройке (1- в микрорайоне “Давыдовский”, 1 - на микрорайоны “Паново”, “Малышково”),
4 детские библиотеки на районы со среднеэтажной застройкой.
Из приведенной таблицы можно сделать вывод о том, что в городе Костроме
модельные стандарты библиотек значительно ниже требуемых : недостает 5-ти
библиотек, площади помещений в ряде библиотек не соответствуют нормативам.
1. Материально - техническая база муниципального учреждения культуры
Централизованная библиотечная система города Костромы”по состоянию на 1 января
2003 года.
1. Характеристика зданий.
Таблица 10
Встроено – пристроенные здания
Отдельно стоящие здания
До 150
Кв. м.
Свыше 150 кв. м.
Из них требуют ремонта
До 150 кв. м.
Свыше 150 кв. м.
Из них требуют ремонта
14
9
18
-
2
2
Из 25 зданий библиотек лишь 7 являются типовыми строениями.
2. Наличие оргтехники, аудиовизуальной аппаратуры.
Таблица 11
Компьютеров
Копировальных аппаратов
Цветных
Телевизоров
Видеотехники
9
9
12
7
3. Автотранспорт.
Специализированная автомашина - библиобус “Кубань” после 11 лет эксплуатации
списана в январе 2001 года, в связи со стопроцентным износом и невозможностью
дальнейшей эксплуатации. Новая автомашина не приобретена.
К сожалению, материально-техническую базу муниципальных библиотек города
можно охарактеризовать как плачевную : 20 помещениям библиотек из 25
требуется проведение капитальных и текущих ремонтов, ряд помещений находится
в аварийном состоянии, пораженных грибком, а значит, такие помещения являются
источником опасности для хранящихся в них фондов документов и здоровья людей.
Кроме того, библиотечное оборудование библиотек (стеллажи, шкафы, столы,
стулья) физически изношенно, не отвечает современным требованиям, недостает
компьютерной и множительной техники.
По мнению начальника Отдела библиотек Министерства Культуры РФ Е.И. Кузьмина
«...каждая библиотека должна иметь 2 компьютера, факс, модем, ксерокс, доступ
в Интернет».
К сожалению, копировальные аппараты имеются лишь в 7 библиотеках,
компьютерное оборудование - в четырех.
Благодаря усилиям библиотечного коллектива библиотека № 12 получила
компьютерное оборудование, выиграв впервые в истории учреждений культуры
Костромской области Грант Института “Открытое Общество” Фонда Сороса по
программе “Создание библиотечного компьютерного клуба для детей-сирот”, а
библиотеке № 6 компьютерное оборудование передано административно – правовым
отделом администрации города для организации работы антинаркотической
направленности.
Для улучшения библиотечного обслуживания костромичей в настоящее время
необходимо предоставить Центральной городской библиотеке им. А.С. Пушкина
дополнительное помещение в центре города под читальный зал и помещение в
микрорайоне Черноречье для объединения муниципальных библиотек №16 и №19,
предусмотреть в Генеральном плане развития города строительство типовой
библиотеки в микрорайоне “Паново” в самое ближайшее время.
Муниципальным библиотекам города насущно необходима модернизация :
проведение, как минимум, современного ремонта, оснащение современной
техникой, систематическое и оперативное обновление, пополнение фондов
документов новой литературой. По предварительным расчетам Министерства
культуры РФ на обновление каждой библиотеки России нужно израсходовать
порядка 10 тыс. долларов.
2. Фонд документов библиотечной системы города.
Объем книжного фонда библиотечной системы г. Костромы по состоянию на 1-ое
января 2003 года составляет 638960 экземпляров.
Характеристика фонда документов
МУК «Централизованная библиотечная система города Костромы»
Таблица 12
Состоит экземпляров (тысяч экземпляров)
Год
Всего
В том числе:
Печатные
Документы
Электронные издания
Аудио – визуальные документы
На иностранных языках
1999
662,20
661,44
-
0,75
-
2000
654,04
653,22
-
0,81
-
2001
643,9
642,9
0,03
0,98
1,75
2002
638,9
637,7
0,04
1,15
1,78
Объем книжного фонда ЦБС с 1999 по 1 января 2003 года сократился на 23 тысячи
300 экземпляров. За 2002 год сокращение фонда составило 4999 экз. Снижение
библиотечного фонда происходит за счет списания непрофильной, морально и
физически устаревшей литературы для замены ее новыми востребованными
читателями изданиями.
Для того, чтобы проанализировать достаточность книжного фонда документов в г.
Костроме, приведем несколько международных и всероссийских макропоказателей
. Международной организацией ЮНЕСКО введен макропоказатель
[3]- приобретение новых книг на одну тысячу жителей. Норматив ЮНЕСКО
составляет 250 книг на одну тысячу жителей. Приведем статистику городов России:
Чукотка-526 книг, Мурманск-273 книги, Вологда-243 книги, Москва-100 книг,
Курск-31 книга, Пенза-39 книг, а о Костроме говорить вообще не приходится, т.к.
общая книгообеспеченность (а не новые книги!) в расчете на одного читателя в
2003 году составила 11 экземпляров книг. Вместе с тем известно, что те регионы
и города, где приобретается меньше 100-150 книг в расчете на одну тысячу
жителей, по заявлению начальника Отдела библиотек Министерства Культуры РФ Е.И.
Кузьмина « ...можно смело объявить зоной гуманитарного бедствия, или, точнее,
зоной информационной изоляции, что свидетельствует о блокаде целых пластов
общества от знаний общемировых процессов и потому выталкивает их на обочину
развития цивилизации. Неудивительно, что в таких регионах экономические и
социальные проблемы нарастают в геометрической прогрессии».
в России библиотекарей не довольны оплатой своего труда, но, вместе с тем, не
хотят менять работы. Заработная плата библиотекаря города Костромы с высшим
образованием и стажем работы свыше 5-ти лет составляет 1626 рублей, что
ниже прожиточного минимума, установленного на территории города ! Причем это -
размер заработной платы с учетом 35%-ой надбавки к должностному окладу. С 1995
года администрация города Костромы для оказания социальной поддержки
библиотекарям ежегодно выделяет из городского бюджета дополнительные средства
на установление надбавок к должностным окладам работников библиотечной системы
в размере 35% фонда оплаты труда. Средняя зарплата библиотекаря по библиотечной
системе в 2003 году составляет с учетом 35%-ой надбавки 1485 рублей.
Библиотечный коллектив города – профессиональный коллектив единомышленников,
стремящихся внести свой посильный вклад в улучшение показателей работы всей
системы.
В библиотечном коллективе города практически отсутствует текучесть кадров.
Однако, старение коллектива и «вымывание» перспективных молодых кадров является
одной из острых кадровых проблем библиотечной системы. Молодежь не приходит
работать в библиотеку по причине низкой заработной платы, ведь должностной
оклад молодого специалиста-библиотекаря в 2003 году составляет 1100
рублей.
Важно отметить, что с 1992 года с введением системы оплаты труда работников
бюджетной сферы по разрядам ЕТС, Министерством культуры РФ так и не были
разработаны квалификационные требования для библиотекарей в соответствии с
категориями, не предусмотрено поощрение за выслугу лет.
IV. Основные проблемы и перспективы развития библиотечной
системы города Костромы
Основные проблемы библиотечной системы Костромы :
1. Недостаточное бюджетное финансирование и, как следствие, :
- низкий уровень пополнения книжного фонда
- недостаточность средств для проведения подписки на периодические
издания
- слабая материально-техническая база
- отсутствие средств на приобретение оборудования и инвентаря,
проведение капитальных и текущих ремонтов
- недостаточное оснащение отрасли компьютерной и множительной
современной техникой
- отвлечение значительных средств на установку решеток на окна,
металлических дверей, охранные мероприятия в связи со сложной криминогенной
обстановкой в городе.
2. Низкий уровень зарплаты библиотечных работников
3. «Старение коллектива».
4. Ветшание фонда документов (физический износ)
5. Слабая инвестиционная политика
6. Не проведение модернизации отрасли
7. Слабое внедрение новых информационных технологий.
8. Ведомственные и административные барьеры для участия муниципальных
библиотек в федеральных программах.
Проблемы, стоящие перед городом Костромой в организации и развитии
библиотечно-библиографических и информационных услуг свойственны практически
всем библиотекам России, о чем говорило большинство участников Всероссийского
совещания руководителей Федеральных и Центральных библиотек субъектов РФ
«Управление и кадры», проходившего в ноябре 2001 года в Москве, т.е.
проходящие в России экономические и политические реформы значительно
затормозили, а где-то и отбросили назад развитие библиотечного дела.
Однако, приведенный краткий анализ постановки библиотечного дела в городе
Костроме позволяет сделать вывод об усилении роли библиотек в культурном
обслуживании костромичей, в обеспечении их доступа к информационно-
библиотечным фондам. У библиотек есть перспектива.
Для дальнейшего перспективного развития информационного библиотечного
дела в городе предлагается проведение следующих мероприятий:
Подготовка и реализация программ развития библиотечного дела в Костроме
сроком на два года (наиболее оптимальный срок) по мере реализации предыдущей
программы.
1. Участие библиотечной системы в Федеральных целевых программах,
программах «Фонда Сороса», проектах «Евразия» и др.
2. Вынесение вопроса на заседания Совета администрации и городской
Думы «О выделении средств на пополнение книжного фонда библиотек и
проведение подписки отдельной строкой в городском бюджете».
3. Координация деятельности с российскими библиотеками.
4. Оптимизация действующей сети муниципальных библиотек.
5. Внедрение в деятельность библиотек новых информационных технологий.
6. Модернизация отрасли.
7. Развитие кадровой политики и проведение мероприятий по
социальной защите библиотечных работников.
8. Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг.
9. Создание электронного каталога для справочно-библиографического
обслуживания в автоматизированном режиме.
10. Дальнейшее улучшение и увеличение платных услуг населению.
11. Внедрение новых технологий переплетных и реставрационных работ по
предупреждению физического износа документов.
12. Развитие исследований чтения и читательского спроса в библиотеках.
13. Открытие новых библиотек в районах города «Паново», «Малышково»,
«Давыдовском».
Заключение.
В данной работе исследовано состояние библиотечно-библиографического и
информационного обслуживания населения города Костромы. Для этого были
проанализированы существующая постановка информационного обслуживания и
ресурсное обеспечение деятельности муниципальных библиотек города.Анализ
постановки информационного и библиотечного дела в городе, ресурсного
обеспечения отрасли позволяет сделать выводы:
1. Информационно-библиотечное обслуживание в городе ежегодно улучшается, по
всем показателям работы муниципальных библиотек отмечается рост,
увеличивается перечень и качество информационных услуг.
2. Муниципальные библиотеки имеют слабую материально-техническую базу.
3. Недостаточное бюджетное финансирование отрасли на протяжении ряда лет
является основной причиной низкого уровня пополнения библиотечных фондов
документов, оснащения отрасли компьютерной и множительной техникой, не
проведения модернизации отрасли.
3. Кадровый состав муниципальных библиотек
высокопрофессионален.
Проблемы
Предлагаемые мероприятия
1. Недостаточное бюджетное финансирование.
1. Участие библиотечной системы в федеральных целевых программах.
2. Выделение средств на пополнение книжного фонда и проведение подписки отдельной строкой в городском бюджете. Данные расходы зачесть в защищённые статьи бюджета.
3. Оптимизация действующей сети муниципальных библиотек.
2. Слабое внедрение новых информационных технологий.
1. Внедрение в деятельность библиотек новых информационных технологий, создание электронного каталога для справочно-библиографического обслуживания в автоматизированном режиме.
3. Недостаточный объём пополнения фонда документов.
1. Увеличение объёма платных услуг населению.
2. Внедрение новых технологий переплётных и реставрационных работ по предупреждению физического износа документов.
4. Низкий уровень заработной платы библиотечных работников.
1. Развитие кадровой политики и проведение мероприятий по социальной защите библиотечных работников.
5. Отставание муниципальных библиотек города от модельных стандартов и социальных нормативов.
1. Открытие новых библиотек в районах города «Паново», «Малышково», «Давыдовский».
2. Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг.
Список использованной литературы
Законодательные и нормативные материалы:
1. Федеральный закон №78-ФЗ от 29 декабря 1994 года «О библиотечном деле».
2. Закон Костромской области №74-ЗКО «О внесении изменений и дополнений в
Закон Костромской области «О нормативах минимальной бюджетной обеспеченности
Костромской области».
3. Решение Думы города Костромы №179 от 20 декабря 2001 года «О Программе
развития библиотечного дела в г. Костроме».
Книги и статьи:
1. Автоматизированные информационные ресурсы России. Национальный
доклад//Вести общества информатики и вычислительной техники.-М., ВИМИ.-1994.-
№4-5.- 95 с.
2. Управление и кадры. Материалы Всероссийского совещания руководителей
федеральных центральных библиотек субъектов РФ. Изд-во «Пашков дом», М.,
2002. 17 с.
3. Библиотековедение. Изд-во «Апогей». М., 2001. 15 с.
4. Зайцев В.Н. Роль и формы участия национальных библиотек России в
формировании библиотечной политики. Изд-во «Норма-М», М., 2001. 43 с.
5. Кузьмин Е.И. Библиотеки России на рубеже тысячелетий. Государственная
политика в управлении библиотечным делом : смена парадигмы. М., Либерея, 1999
г., 224с.
6. Большие и малые библиотеки России: Справочник./Сост.: Н.В. Шахова,
Е.И. Кузьмин, 1996 г., 318с.
7. Региональные библиотеки России в зеркале цифр и информации:
Статистический сборник, 1998 г., 183 с.
8. Информационные ресурсы России./НТЦ «Информрегистр, М., 1999 г., 203 с.
9. Савин А.Н. Информация-«сырье» для инноваций, основа для принятия
важных решений. Информационные ресурсы России, 2002 г., №5,
9-13 с.
Информационные ресурсы Internet:
1. www.bankreferatov.ru
2. www.zhizny.narod.ru
3. www.ofdocts.ru
Приложения
Основные цифровые показатели работы муниципальных библиотек за 2001 и 2002 годы:
Основные проблемы и перспективы развития бибилиотечной системы города Костромы.
Проблемы
Предлагаемые мероприятия
1. Недостаточное бюджетное финансирование.
4. Участие библиотечной системы в федеральных целевых программах.
5. Выделение средств на пополнение книжного фонда и проведение подписки отдельной строкой в городском бюджете. Данные расходы зачесть в защищённые статьи бюджета.
6. Оптимизация действующей сети муниципальных библиотек.
2. Слабое внедрение новых информационных технологий.
1. Внедрение в деятельность библиотек новых информационных технологий, создание электронного каталога для справочно-библиографического обслуживания в автоматизированном режиме.
3. Недостаточный объём пополнения фонда документов.
3. Увеличение объёма платных услуг населению.
4. Внедрение новых технологий переплётных и реставрационных работ по предупреждению физического износа документов.
4. Низкий уровень заработной платы библиотечных работников.
1. Развитие кадровой политики и проведение мероприятий по социальной защите библиотечных работников.
5. Отставание муниципальных библиотек города от модельных стандартов и социальных нормативов.
3. Открытие новых библиотек в районах города «Паново», «Малышково», «Давыдовский».
4. Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг.
Система библиотечного обслуживания в городе
Костроме.
Структура затрат на содержание
муниципальных библиотек.
Структура данного вида затрат в общих расходах, в процентах
Наименование затрат
1915 год
2001 год
2002 год
Расходы на оплату труда
28,77
35,4
46,9
Материальные затраты
22,98
30,77
35,1
Комплектование библиотечного фонда
46,63
21,71
15,5
Содержание
Введение...................................1
I. Постановка библиотечно-информационного обслуживания в
городе Костроме................................2
II. Состояние библиотечно-библиографического и
информационного обслуживания населения в городе Костроме..................9
III. Ресурсное обеспечение деятельности муниципальных
библиотек города....19
1. Материально-техническая база библиотечной системы города
Костромы............................22
2. Фонд документов библиотечной системы города.............23
3. Финансовое обеспечение деятельности муниципальных библиотек города
Костромы............................28
4. Трудовые ресурсы библиотек города Костромы............31
IV. Основные проблемы и перспективы развития библиотечной
системы города Костромы...............................33
Заключение...............................34
Список использованной литературы......................37
Отзыв руководителя (от вуза)........................
Отзыв руководителя (от организации).....................