Курсовая: Культурно-досуговая деятельность на Руси
Курсовая: Культурно-досуговая деятельность на Руси
Введение
Культурно-досуговая деятельность в нашем обществе является автономным
образованием, в тоже время она тесно связана с другими видами деятельности:
бытовой, религиозной, торговой, социальной, политической. В историческом и
современном аспектах отчётливо просматриваются различия между организацией
досуга в специализированном центре культурной деятельности (театр, концертный
зал, картинная галерея) и в неком неорганизованном пространстве. Культурно-
досуговая деятельность в этом случае сопутствует какому-либо другому
процессу, а не является самоцелью.
Я выбрала эту тему для того, чтобы лучше узнать историю развития досуга
населения России. Увидеть существенные изменения, взаимосвязь всех граней
деятельности человека и непосредственное выражение их же в досуге. Хотела
увидеть культурное развитие и достижения на данный момент. Чему отдаёт
предпочтение человек на данном историческом этапе.
Отличительным качеством культурного досуга является его эмоциональная
окрашенность, возможность привнести в каждую форму занятий душевные
переживания. Досуговая сфера, кроме того, даёт субъекту возможность
заниматься любимым делом, встречаться с интересными людьми, посещать значимые
для него места, быть участником важных событий.
Мнение учёных относительно понятия досуга неоднозначны. Одни считают досугом
просто время, не занятое работой, т.е. свободное время, включающее
развлечения, личные занятия, хобби и т.д. Другие - социальную организацию
свободного времени именно в форме досуга, досуговых занятий.
На самом деле, в понятие "досуг" мы вкладываем несколько иное содержание: это
сфера свободного, нерегламентированного поведения человека, возможность
выбора досуговых занятий и в тоже время стройность, целенаправленность самого
процесса досуга, охватывающего искусство, игру, общение, развлечения,
художественное творчество и т.д.
В досуге как нельзя лучше показано стремление людей каждой эпохи, его
духовное содержание. Поэтому наблюдая за историческими изменениями культурной
деятельности Русского народа, безусловно видишь целостность формирования его
сознания и духовных сил.
Становление досуга по XVII век
Досуг, как социальное явление, имеет глубокие исторические корни, он всходит
к периоду каменного века, когда возвращение древних охотников с добычей
воспринималось соплеменниками, как большой праздник.
Переход племён к оседлому образу жизни и занятия земледелием сопровождались
целой системой праздников.
Календарные обычаи и обряды годичного цикла, связанные с трудовой
деятельностью народа, - это сложное общественное явление, своеобразное
отражение их социально-политической, историко-культурной, этнической,
духовной жизни на различных этапах развития. Как концентрированное выражение
духовной и материальной культуры народа, календарные праздники несут на себе
печать этнической специфики. В тоже время они отражают типологическую
общность человеческой культуры, влияние историко-культурных контактов и
связей.
Календарные обычаи и обряды составляют важную часть такого явления, как
праздник.
Существуя во всех обществах с глубокой древности праздники являются
необходимым условием социального бытия. По образному выражению М.М. Бахтина,
"празднество (всякое) - это важная первичная форма человеческой культуры".
Во все времена праздник воспринимался как противопоставление будням. И.М.
Снегирёв писал: "Само слово праздник выражает упразднение, свободу от
будничных трудов, соединённую с весельем и радостью. Праздник есть свободное
время, обряд - знаменательное действие, принятый способ совершения
торжественных действий; последний содержится в первом".
Сложность и многогранность праздника как непременной части человеческой
культуры нашли своё выражение и в его социальной многофункциональности. Так
можно отметить следующие функции праздника: торжественное обновление жизни;
коммуникативную и регулятивную функции, компенсаторную; эмоционально-
психологическую и нравственно-воспитательную функции.
Каждое из этих направлений расширяет наше представление о празднике и его
роли в развитии культуры.
С годами праздники наполнялись новыми религиозными представлениями,
адекватными подробностями земледельческого населения.
Не смотря на то, что праздники органически вплелись в ткань повседневной
жизни людей и имели для них, в первую очередь, культурное значение, именно
праздники, по мнению многих учёных, можно отнести к первоначальным формам
досуговой деятельности.
Чередования будней и праздников характеризовало и быт восточных славян,
занимавших обильную территорию - от побережья Финского залива, Ладожского и
Онежского озёр до устья рек Дуная, Днепра и верховьев Волги и Оки. К моменту
возникновения государственности в конце IX - начала ХХ веков славяне имели
достаточно развитую праздничную культуру. Наибольшее количество праздников
приходилось на позднюю осень, зиму и раннюю весну, где крестьянин получал
некоторую передышку от напряженного труда.
Божества также дошли и до нас. Масленица (проводы зимы), святки (конец
декабря - начало января), праздник Ивана Купала (в ночь с 23 на 24 июня) и
так далее.
Во время праздников члены крестьянской общины устраивали пиршества за общим
столом, получившее название "братчины", как и праздники в целом, не только
помогали людям восстановить психические и физические силы, но восполняли
функцию единения для противостояния врагам.
Народное музыкальное творчество - одна из важных областей художественной
культуры народа. Издревле складывали люди песни и напевные сказы, стремясь
выразить свои мысли об окружающей действительности, свои душевные переживания
в прекрасных поэтических и музыкальных образах.
Лучшие создания народного музыкально-поэтического искусства отличаются
непосредственностью высказывания, искренностью и задушевностью; многим песням
и сказам присущи вместе с тем и глубина и значительность художественного
замысла.
На протяжении многовековой истории человечества песни сопутствовали трудовой
деятельности людей, отражали их отношение к происходящим событиям, к судьбам
родной земли.
Старинные народные песни - плод коллективного творчества многих людских
поколений. Одна из характерных особенностей этих песен заключается в их
устном бытовании.
Песни творились устно, непосредственно в процессе живого исполнения и тем же
изустным путём переходили от одного певца к другому, от старших поколений к
младшим. В процессе изустной передачи видоизменялись слова и напев песен, так
как народным певцам присуще творческое отношение к тому, что они исполняют.
Каждый вносил в песню что-то своё, и таким образом возникали многочисленные
варианты первоначальных напевов. Видоизменялись, разумеется, и слова песен.
Имена первоначальных создателей теряются в глубине веков, так как создание
широких народных масс, всякая народная песня, эпический сказ, частушка
составляют достояние всего народа. Личное, индивидуальное начало в
неразрывном гармоничном единстве сочетается с коллективным, как основным,
ведущим.
Русская народная музыка - особая самостоятельная облаять народного
музыкального творчества. Ещё со времён Киевской Руси, у древних восточных
славян существовал богатый и разнообразный инструментарий. Установлено, что
существовали инструменты духовые, струнно-щипковые, смычковые, ударные.
Игра на музыкальных инструментах сопровождала у древних восточных славян и
события семейного быта, и массовые народные праздники на открытом воздухе, и
военные походы.
Песни, пляски, музыка, стихи, сказания, игры и развлечения сделались
неотъемлемой частью праздников.
"Ряженье" сопровождавшее святки, масленицу и т.д. обладало характерными
чертами, присущими театральному действу.
Распространены игры, борьба, кулачный бой, беганье в запуски, метание копья.
Выделение у славян родоплеменной знати и дальнейший процесс социального
расслоения общества, особенно усилившийся после образования государства,
обусловили появление первых различий в организации отдыха. Например, в
княжеском дворе устраивались пышные пиры в честь празднества, удачного
сражения, гостей.
Любимой забавой высшей знати становится звериная и птичья охота.
В перерывах между сражениями на княжеском двору проводились важные военные игры.
Распространение христианства среди славян, начинавшееся ещё в IХ веке и
официально введённое в Киевской Руси в 988 году, оказало огромное влияние на
жизнь и быт народа. Борясь с языческой верой, блюстители христианской церкви
с особым ужесточением набросились на народные праздники. С принятием
христианства в Древней Руси появляется календарь празднеств, отвечающий
требованиям новой религии.
Церковь не смогла искоренить это. Многие отмеченные крестьянские праздники
нашли свою нишу в христианском календаре.
До принятия христианства существовала недифференцированность русского быта и
обрядовости, и потребность в особых игрецах, помимо жрецов или волхвов,
выполнявших все обрядовые и ритуальные функции, ещё не возникла. "Вертимое
плясание", пляски и хороводы были общим делом всех участников этих обрядовых
действ. Христианство разобщило народ и жречество. Язычество, как культ, было
подорвано, но языческая обрядность продолжала существовать на началах
двоеверия. Боги поверженных культов становились бесами. Часть жрецов
продолжала отстаивать культ, прежняя роль волхвов не угасала, известны
восстания, когда "из чащи времён" прошлое завладело умами даже через
несколько веков после введения христианства. Другая часть постепенно
вырождалась в мелких колдунов и чародеев, знающихся с нечистой силой (т.е. с
теми же своими богами). Из вырождавшихся волхвов произошли первые скоморохи.
Недаром на протяжении всей своей исторической жизни скоморохи слыли ведунами
и знахарями, людьми, якшающимися с нечистой силой, способными напустить
"порчу" и принести всякий вред. Главная сфера их первоначальной деятельности
- обряды, связанные с ритуальным смехом.
Существовало несколько категорий русских скоморохов: одни постоянно жили в
деревне, это оседлые непрофессиональные скоморохи; другие постоянно жили в
городе и, наверняка, были профессионалами; третьи - скоморохи "походные", или
бродячие, странствующие, не имеющие хозяйства, безусловно профессионалы.
В деревнях и сёлах нужда в скоморохах ощущалась главным образом в дни
праздников, составной частью являлись, как я ужу писала, народные игрица.
Скоморохи были также непременными участниками свадеб и общественных пиров -
братчин. В остальное время скоморохи мало чем отличались от остальных
деревенских жителей.
Какая-то часть скоморохов, живших в городах, вела аналогичный с деревенским
образ жизни, занимаясь в периоды между праздниками делами - ремёслами,
торговлей и т.д. До городских скоморохов (да и то до некоторой степени
условно) оставалось только время постов, все же остальные дни они могли,
особенно в больших городах, находить применение своим способностям. По-
видимому, постоянную работу скоморохам обеспечивали и развлечения в кабаках.
Любопытство взаимозависимости искусства скоморохов с театром. Причём обращу
внимание на различие, обнаруживаемое между традициями скоморохов "походных",
т.е. странствующих вне зависимости от того, были ли они городскими или
деревенскими.
Замечу попутно, что возраст русского театра многие склонны исчислять всего
тремя столетиями ( в 1972 году исполнилось 300 лет со времени устройства
первого спектакля "Комедийной хоронины" при дворе царя Алексея Михайловича),
в известном смысле это верно. Но театрализованные зрелища на Руси значительно
старше. Я имею ввиду театр народный, элементы которого отчётливо проступали
ещё во времена язычества. Несомненная роль скоморохов в процессе становления
форм русского народного театра.
Со временем в праздниках и обрядах происходили, конечно, изменения, но
процесс этот, по крайней мере в XI - XVI веках, шёл очень медленно. Каждый
праздник и обряд проходил из года в год по всем хорошо известному чину,
каждому празднику и обряду соответствовали строго определённые песни, танцы и
игры.
Например, на святки устраивались игры с маскированием и ряженьем. Интересна
была масленичная игра. Она представляла собой целый цикл, разворачивающийся в
течении нескольких дней, притом в каждый из дней проводилась строго
определённая часть, почти неизученной у нас игры.
Заранее определённый распорядок обуславливал характер и особенности искусства
оседлых скоморохов. "Сценарий" каждого игрица был досконально известен
каждому участнику; были какие-то твёрдые закреплённые функции, чётко
определённый круг обязанностей. Одна из таких обязанностей это то, что люди
собирались на игрице по зову, по сигналу скомороха.
Оседлые скоморохи не имели нужды создавать всё заново, они играли, пели,
смешили, развлекали, пользуясь готовым, тем , что создал народ и что
сохранило их искусство. Новое вносилось в то или иное произведение народного
творчества в основном за счёт импровизации. Походные же скоморохи
значительную часть своего репертуара создавали сами, а главное - их репертуар
складывался уже независимо от игриц и обрядов, и приобретал самостоятельный
смысл и интерес.
Разность условий, в которых действовали походные и оседлые скоморохи,
породившая различие в характере их творчества, сказалась в конце концов и на
итоге их деятельности. Я имея ввиду различие форм, в которые вылилось
творчество скоморохов ко времени своего расцвета (XVI - XVII веков). Походные
скоморохи оказались почти малоопытными "хозяевами" таких театральных и
близких им форм, как "Петрушка", медвежья потеха, раек и др., т.е. форм
мобильных, дающих возможность устраивать представление без долгих
приготовлений - активно участвовали в процессе становления иной разновидности
русского народного театра, именно театра, рождённого игрицами. "Царя
Максимильяна" и "Лодки" и спектакли театра охочих комедиантов, т.е. театр
живого актёра.
Преимущественное внимание походных скоморохов к медвежьей потехе и "Петрушке"
объясняется их исконной популярностью у народа. Это особенно характерно для
медвежьей потехи.
Популярность такого представления определялась не только любопытством. Образ
медведя у русского народа вызывал целый круг представлений, идущий ещё от
времён язычества. Кроме того, действия учёного медведя в совокупности с
иногда обширными репликами вожака находятся в русле наиболее популярный
традиций или направлений народного творчества в целом, определяющими чертами
которых являются пародия и гротеск.
Медвежья потеха и кукольное представление, хотя и не исчерпывают всего
многообразия форм искусства походных скоморохов, вполне могут служить
основанием для заключения о его важнейшей особенности. Это сплав необычного с
традиционным. Необычное - необходимое условие для возбуждения внимания
зрителей. Традиционное - использование знакомой канвы, всего созданного
раннее, форм юмора, сатиры, пародии и гротеска - столь же необходимое условие
для того, чтобы быть понятым и принятым зрителями.
Церковь постепенно выступала для средневекового человека и в качестве
своеобразного культурного центра. Она давала городским и сельским жителям
возможность (а сельским, пожалуй, единственную) приобщиться к лучшим для того
времени образцам зодчества, живописи (настенные росписи, культовые предметы),
музыки, пения, познакомиться с печатным словом.
На протяжении XVI века в Русском государстве создавались условия для
расширения форм культурной деятельности в сфере досуга. Укрепление
могущества Российского государства содействовало развитию духовной культуры
общества. Возрождались книжные традиции Киевской Руси. Во второй половине XV
века в Москве уже имелась книжная торговля. Но главным стимулятором развития
книжности явилось книгопечатание, введённое на Руси по почину царя Ивана
Грозного и митрополита Макария. В XVII веке в Москве делаются переводы
латинских и немецких книг и появляются первые библиотеки с собраниями
иностранных сочинений при посольском приказе, в церковных учреждениях, в
домах богатых вельмож.
Через иностранцев россияне знакомились бытом и нравами, господствовавшими в
западных странах, с более продвинутыми формами досугового
времяпрепровождения. В Русском государстве начало развиваться искусство,
стали проникать новейшие научные знания. Однако благами культуры могла
воспользоваться лишь незначительная часть населения, преимущественно
представители высшей аристократии, и прежде всего царь и его приближённые.
Особенно любимым занятием во время отдыха было чтение. Но в подавляющем
большинстве весь русский народ в проведении своего досуга продолжал следовать
патриархальным традициям.
Одна из причин сохранения старых патриархальных привычек в жизни россиян, в
том числе и в проведении досуга, крылась в необразованности подавляющего
большинства людей. Это отличало высший аристократический слой общества.
Другая причина заключалась в боязни правящей верхушки, всяких нововведений,
которые могли иметь для класса феодалов неблагоприятные последствия:
просвещение умов и, как следствие, восстания против существующих порядков.
Отличительной чертой быта знатных и зажиточных россиян было "затворничество"
женщин, что сказывалось и на их досуге. Женщины вели крайне замкнутый образ
жизни. Сфера деятельности ограничивалась домом, и общение допускалось лишь с
небольшим кругом родственников. Отлучиться из дома женщина могла только с
позволения мужа.
В образе жизни городского населения и сельского населения вплоть до конца
XVII века особых различий не существовало, но условия городской жизни всё же
давали некоторые преимущества для жителей в приобщении к духовной культуре и
выборе досуговых занятий.
Уже в устройстве городской жизни обозначались тенденции, обусловившие в
последующие времена продвинутость городского населения в культурных
ориентациях и способах проведения досуга. Характеризую развитие досуговой
деятельности до XVII века, замечу, что формы её не отличались большим
разнообразием и дифференцированностью в зависимости от принадлежности
субъекта деятельности к той или иной социальной группе. Досуг всех слоёв
российского общества опирался на народную, традиционную основу.
XBVIII - XIX Века
XVIII век для России был переходным моментом, а для ярмарочной площадной
культуры стало и отправной точкой, началом яркого и сложного, хотя и
сравнительно короткого пути, но об этом погодя.
Эпоха Петра I знаменовала глубочайшие перемены в жизни страны. Становлению
Российской империи способствовали глубокие сдвиги в экономике и политике: всё
это сопровождалось изменениями в мировоззрении и психологии людей и,
разумеется, влекло за собой социальные и культурно-бытовые преобразования.
Из многочисленных явлений культуры и быта, возникших или начавших "новую
жизнь" в Петровскую эпоху, обращу внимание на следующее.
Развитие промышленности и рост городов привели к оживлению торговли внутри
страны, к созданию единого общероссийского рынка. Резко увеличилось
количество ярмарок и их товарооборот, усилился приток иностранных купцов. Уже
к началу к 1830-х годов в России насчитывалось более тысячи семисот ярмарок с
оборотом в сотни миллионов рублей, и к концу столетия в одной только
Воронежской губернии устраивалось свыше шестисот ярмарок. На Нижегородской
ярмарке в 1875 году в среднем в сутки бывало до 135398 человек. Любопытно,
что число людей определялось по количеству выпеченного хлеба, "полагая по три
фунта (примерно по 1.2 кг) на человека в сутки".
Площадь, бывшая центром общественной торговли жизни города, стала с XVIII
века и местом проведения массовых празднеств.
Многолюдные гуляния и праздники всегда входили в городской быт, но на
протяжении долгого времени они полностью копировали крестьянскую традицию:
устраивались в те же календарные сроки и в тех же формах (ряженные на
святках, катание на лошадях и с ледяных гор на масленицу, качели на пасху,
завивание венков и хороводы "на природе" на троицу и т.п.). Сами гуляния
назывались в народе "под горами" или "под качелями".
С XVIII века заметно различается быт городов и деревень. Перемещение
традиционных земледельческих в новые, городские условия на могло не сказаться
на их характере. В атмосфере промышленного города нарушаются такие
существенные черты крестьянского праздника, как его строгая регламентация и
обрядность, перестаёт ощущаться магическая сторона действий и слов, уходят из
памяти исконные матировки языческая предназначенность празднеств. Резко
меняется также состав участников гуляний и ярмарок, здесь сталкивается
огромное число людей, представителей всех сословий, многих местностей и
национальностей. Гулянье становится открытой системой и легко впитывает в
себя элементы и формы различных традиций, сфер быта, культуры, искусства.
В.О. Ключевский отмечал, что ещё с середины XVII века на русское общество
"стала действовать иноземная культура, богатая опытами и знаниями", причём
это западное влияние неравномерно протекало в разные слои населения,
коснувшись прежде всего его верхних кругов. Произошло и социальное расслоение
в сфере потребления искусства: в то время как крестьянское население по-
прежнему хранило традиционную культуру, высшее сословие ориентировалось на
Запад, перенимало обычаи, подражало людям европейской знати, городские же
низы, непривилегированная часть жителей крупных городов ощущали необходимость
в создании своего искусства - так начал формироваться городской фольклор.
Слишком решительные и смелые реформы не редко встречали непонимание и отпор в
различных кругах патриархальной России, поэтому Пётр "настойчиво искал новые
формы и методы поведения пропагандистской компании в поддержку своих
начинаний".
Так, в 1702 году Пётр I распорядился воздвигнуть в самом центре Москвы, на
Красной площади, "комедийную хоромину" - первый публичный театр, на
представления которого могли приходить все желающие.
По словам крупнейшего исследователя ранней русской драматургии, Н.С.
Тихонравова, "театр должен был служить Петру тем, чем была для него горячая
искренняя проповедь Феофана Прокоповича: он должен был разъяснить
всенародному множеству истинный смысл деяний преобразователя". Как известно,
с этой задачей труппа "комедийной хоромины" не справилась, однако интерес к
театру пробудился в разных слоях городского населения: в России второй
четверти XVIII века бытовали театры: придворный, школьный, городской
демократический и устный народный.
В какой-то мере требованиям Петра отвечали панегирические драмы,
разыгрывавшиеся на сцене Славяно-греко-латинской академии и Московского
госпиталя.
Тематика и проблематика крупных народных драм, являющих связи с литературными
и лубочными источниками на всех уровнях, тем не менее сходны с другими
жанрами фольклора.
"Разбойничья" драма особенно любима народом за атмосферу романтической
вольности, в которой была возможность существовать вне социальной иерархии
общества, мстить обидчикам, восстанавливать справедливость. Однако,
необходимо драма и мрачных коллизий: постоянное ощущение опасности,
неприкаянность разбойников, их "отверженность" были чреваты жестокостью.
Столь же актуальной для народа была проблематика драмы, в которой борьба за
веру (злободневная в период борьбы церкви и государства с расколом)
осмыслялась как стойкость в убеждениях, способность противостоять тирану.
Отличительной чертой народной драмы являются выходные монологи её героев.
Развёрнутые характеристики персонажей были свойственны и ранней русской
драматургии, и ветреным пьесам, и сценкам ряженья. В народных пьесах
встречаются устойчивые по на бору элементов-формул выходные монологи, что,
конечно, способствовало их лёгкому запоминанию и воспроизведению. Герой
должен был рассказать, кто он, откуда прибыл, зачем явился, что собирается
делать. Зрителей не удивляла эта своеобразная "самореклама", взаимных
характеристик попросту не было. Особенности строения сюжета и образов героев
связаны со спецификой народного представления. Оно происходило без сцены,
занавеса, кулис, бутафории и реквизита. Действие развёртывалось в избе, среди
народа; не участвующие в сцене актёры стояли полукругом, по мере надобности
выходя вперёд и представляясь публике. Перерывов в представлении не было.
Условность времени и пространства - ярчайшая черта народного театрального
действа. Оно требовало активного сотворчества зрителей, которые должны были
вообразить, руководствуясь словами героев, вместо событий.
Для популяризации своих преобразований Пётр I прибегал к таким публичным
зрелищам, как уличные маскарады, торжественные шествия (обязательно
предполагавшее возведение триумфальных ворот), иллюминации, пародийные
обряды и т.п. Здесь, с одной стороны, использовались традиции народного
святочного и масленичного ряженья, с другой - символы и аллегории школьного
театра.
Пётр увлекался фейерверками и часто принимал в них непосредственное участие,
не жалея на их устройство денег, поскольку фейерверки обладали огромной
зрелищной эффектностью и доступны были широкому кругу зрителей. В то самый
день, когда Петра I торжественно провозгласили императором всероссийским, в
небе Петербурга загорелся храм Януса, освещенный двадцатью тысячами
разноцветных огней.
Опыт фейерверочного театра, "огненных действ", как их тогда называли, позднее
использовался и для создания сценических эффектов в театральных постановках и
в балаганных феериях.
XVIII век не без основания называют "играющим веком". Действительно, игровая
стихия захватила многие стороны общественной жизни и быта, сама культура
носила от части игровой характер. Однако, это столетие по праву считается и
временем просвещения. Изменения в экономической, политической и культурной
жизни России требовали всё большего числа грамотных, знающих людей.
Развивалось книгопечатание, расширялся круг читателей, зарождалась и новая
литература, отвечающая интересам демократических слоёв городского населения.
На рубеже XVII - XVIII столетий зачитывались похождениями купеческого сына
Саввы Грудцына и мелкого дворянина Фрола Скобеева - героев, каких на знала
древнерусская литература. Большое распространение в рукописной светской
литературе того времени получили и "жарты"- небольшие стихотворные
произведения комического и сатирического характера (типа анекдота, бытовой
новеллы), утверждающие в качестве положительных, ценных качеств человека
здравый смысл, хитрость. И оригинальная русская бытовая повесть, и жарты, и
сатирические произведения широко использовали отечественный фольклор,
западный авантюрно-рыцарский роман, авторы их предпочитали разговорный язык с
привлечением форм и выражений из области приказного делопроизводства.
С конца XVII века всё более популярными становились светские лубочные
картинки, среди которых значительный процент составляли западноевропейские
"потешные" листы, русские лубки с изображением шутов, скоморохов, народных
праздников, гуляний, сказочных героев. В XIX веке на смену им пришли лубочные
книжки с текстами повестей, сказок, сатир, пользующиеся повышенным спросом в
среде читающей демократической публики.
Характерной чертой России XVIII века был и наплыв в страну иностранцев, в том
числе бродячих актёров, познакомивших население (прежде всего городское) с
европейским ярмарочным искусством.
Формирующийся площадной фольклор вбирал в себя и традиционные народные
зрелища: выступления кукольников, вожаков медведей, музыкантов и балагуров.
Их года в год городская площадь впитывала, отбирала, перерабатывала весь
разнообразный материал, выплёскивающийся сюда в различные дни,
приспосабливала его к требованиям основного своего посетителя, и в тоже время
формируя его вкусы и запросы. Всё это привело к тому, что на ярмарках и
гуляньях возводились целые увеселительные городки, включавшие как старые, так
и новые, не известные деревенской России развлечения и зрелища.
Балаганы, качели, карусели, горы составляли, без сомнения, основу гуляний.
Однако они были далеко не единственными объектами внимания гуляющей публики.
Неповторимый колорит и своеобразие площади придавала также разнообразная
реклама: устная, живописная, театрализованная. К первому виду следует отнести
громкие зазывы торговцев и ремесленников, ко второму - всевозможные вывески и
афиши. Под театрализованной рекламой понимаются выступления балаганных,
качельных, карусельных "дедов", а также разыгрывавшиеся на балконах
балаганов, специальных подмостках качелей, каруселей и цирков пантомимы,
комические диалоги и целые сценки. Устная и зримая реклама на была
исключительно ярмарочным или праздничным явлением. Широко распространённая в
обычной, повседневной жизни горожан, она на площади во время веселья
представала в концентрированном, более ярком обличии, иногда в особом,
праздничном варианте. Театрализованная реклама существовала только на
ярмарке, на гулянье, начинаясь и кончаясь с первым и последним взлётом
качелей, поворотом карусельного круга, с открытием и завершением
представлений в балаганах.
В самом деле, пестрота ярмарки, гулянья поражает. Там были русские
традиционные горы или качели мирно соседствовали с балаганом, где итальянские
заезжие комедианты разыгрывали пантомимы-арлекинады; старинные наигрыши
владимирских рожечников перебивались звуками многочисленных шарманок;
ярославский вожак с учёным медведем выступал бок о бок с демонстрировавшим
свои фокусы китайцам; отставной солдат-раешник старался перекричать
балаганного деда-зазывалу; тут же Петрушка отбивал зрителей у балагана с
учёными канарейками, а кабинет восковых фигур соперничал с куклами,
разыгрывавшими "Доктора Фауста".
Гулянье представляло собой красочный хаос не только со стороны содержания,
исполнения, но и со стороны звукового и внешнего оформления. Разномастные,
яркие наряды гуляющих и необычные броские костюмы "артистов" вместе с
кричащими вывесками балаганов, качелей, лавок, трактиров и переливавшимися
всеми цветами радуги изделиями кустарных промыслов (ложки, игрушки, дуги,
прялки) представляли для глаза тоже, что для уха - "гигантский, чудовищный,
безобразный хаос" звуков, создающийся тем, что одновременно пищит шарманка,
ревёт труба, стучат бубны, поёт флейта, гудит барабан, говор, возгласы,
песни.
Народная песня, звучавшая во второй половине XVIII и в XIX веке на улицах и
площадях больших городов, на постоялых дворах и в трактирах, в среде мелких
городских ремесленников, среди дворовой челяди в барских усадьбах, а также в
быту солдат и матросов, - это преимущественно городская песня с присущими ей
своеобразными выразительными особенностями поэтического и музыкального языка.
Важная стилевая особенность мелодического склада городских песен заключалась
в их аккордово-гармонической основе и простом чётком ритме. Городскую песню
всегда нетрудно узнать по особенностям её стихосложения, близкого к
литературному. Равнослоговые строчки имеют отчётливое двухдольное и
трёхдольное ударение, образующее стихотворные стопы.
Начиная с XVIII века русская песня развивается в тесном соприкосновении с
музыкой городского быта, с профессиональным творчеством. В последние четверти
века в России формируется национальная музыкальная школа. Среди первых
отечественных композиторов ярко выделяются И. Хандошкин, В. Пашкевич, М.
Матинский, Е.Фомин, Д.Кашин.
Русская песня исполняется в городском быту этого времени в новой манере; не с
подголосками, как это было ранее, а в хоровом гармоническом изложении (обычно
на три голоса или с терцовой второй), а также с аккордовым сопровождением.
В XIX веке возникает новый по содержанию и форме жанр устного народного
творчества. Новизна содержания частушек - отражение в них всего того нового в
быту, хозяйстве и в сознании людей, что принесли в жизнь нашей страны богатые
событиями конец XIX и XX веков.
Слово "частушка" - первоначально одно из названий коротких, "частых" (в
отличие от "протяжных", "долгих") песен.
Частушки - главный жанр крестьянской лирической поэзии в последнее столетие.
Мир и взаимоотношения людей в них изображаются с точки зрения деревенского
человека. Они исходят от крестьянина (преимущественно в образе девушки или
парня), к нему же обращены.
Сами частушки вполне определённо говорят о своих возможностях и значении в
жизни людей. Вот одна из них:
В песнях радость, в песнях горе,
В песнях и весельице.
Только в песнях нахожу
Сердечку утешеньице.
Новизна частушек все же такова, что не позволяет противопоставлять их
старинным песням, говорить о разрыве с ними. Частушки возникают на глубокой
основе русских песенных традиций развивают и обогащают их, вбирая в себя
возможности и качества жанров и видов русской крестьянской песни.
Короткие припевки издавна были известны на Руси. Они исполнялись на свадьбах,
при различного вида играх и хороводах во время календарных праздников
(святки, масленица, красная горка, семик и др.), имели обрядовый,
"утилитарный" характер, т.е. это были песни-заклинания, просьбы, призывы,
побуждающие участников обряда или игры к какому-либо действию. У частушек, в
отличие от их предшественников, нет этого качества "утилитарности": они -
"чистая" лирика, поются обычно одна за другой без особого выбора, не
обязательно сопровождаются действиями (плясками).
Введя систему праздников Петр I обязал дворян принимать в них активное
участие. Однако уже в XVIII веке, а особенно в последующее время, дворяне
стремились "отгородиться" от "простонародья". В послепетровскую эпоху,
общественные формы досуга дворян получили дальнейшее развитие. Они уже не
вводились царскими указами, с применением административного нажима. Напротив,
дворянская среда стала более "открытой" для различных заимствований,
порождало и свои собственные формы развлечений и досуговых занятий.
В годы царствования преемников Петра I, особенно Екатерины I, "ассамблей"
(неотъемлемыми элементами которых были музыка и танцы) постепенно стали
уступать место разного рода балам, которые устраивались по случаю больших
торжеств или важных семейных событий. Конец XVIII века отмечен особо активной
ролью императорского двора в проведении балов, маскарадов, ужино для
дворянства.
С конца XVIII века в России стали возникать чисто клубные формы досугового
времяпрепровождения дворян. В 1770 в Петербурге, а через два года в Москве
появились первые Английские клубы, в число членов которых могли входить
только потомственные дворяне. Эти клубы ставили своей задачей организацию
отдыха, общения, развлечений для представителей дворянских кругов.
Развитию общественных форм дворянского досуга способствовало формирование в
России системы культурно-просветительных учреждений. Уже в XVIII веке стали
появляться первые музеи (например, знаменитая петровская Кунсткамера,
основанная 1719 году в Санкт-Петербурге, создание в Зимнем Дворце при
Екатерине II Эрмитажа и др.), публичные театры, которые я уже упоминала,
организовываться художественные выставки.
В конце XIX-XX веков получили распространение аристократические клубы и
кружки по интересам различных направлений: художественные, литературные,
музыкальные, любителей балета и др., которые объединяли узкий круг людей из
высших слоев дворянского сословия.
Со второй половины XIX века в либерально настроенных дворянских кругах стало
возрастать число людей, посвящавших свой досуг общественной работе,
направленной на развитие народного образования. Их силами создавались
бесплатные школы для бедных, организовывались народные чтения в парках и
садах.
К началу XX века хороводы у сельских жителей практически исчезали из летнего
досуга молодежи, но гулянья, игры, беседы остались.
Последние десятилетия XIX-XX веков были отмечены расширением сети
образовательных учреждений в сфере досуга: функционировали воскресные и
вечерне-воскресные школы, различные образовательные курсы и кружки, в конце
XIX века появились первые народные университеты. Эти образовательные
учреждения посещались малоимущими и не имеющими образования мещанами,
особенно рабочими фабрик и заводов, которые в этот период представляли собой
уже достаточно крупный слой в среде городского населения. В начале XX века в
целях своего собственного просвещения рабочие стали создавать самодеятельные
организации: "общества самообразования рабочих". На рубеже XIX-XX веков в
России появились первые Народные дома, ставящие своей целью организацию
разумных развлечений для народа.
В связи с нарастанием революционного движения в начале XX века общественные
формы просвещения все чаще стали использоваться представителями различных
политических движений для пропаганды своих идей. Под прикрытием различных
занятий в кружках, в вечерне-воскресных школах проводились беседы на
политические темы или чтение политической литературы.
Начало XX века также характеризовалось развитием различных общественных
организаций, в которые объединялись представители интеллектуальных профессий.
Это общества врачей, краеведов, театральные и литературные общества. Как
правило, подобные общества были многочисленны по количеству участников.
Довоенный период 1917 - 1941
Второе и третье десятилетие 12 века в России отмечены крупнейшими событиями.
Революционные события, гражданская война внесли существенные коррективы в
процесс развития культурно-досуговой деятельности, изменили её содержание.
Первые шаги новой государственной власти были направлены на лишение имущих
слоёв общества и привилегий. Национализация затронула и сферу культуры:
театры, музеи, библиотеки, кинотеатры, коллекции произведений искусства.
Государство контролировало содержание деятельности учреждений культуры,
выделяло необходимые ассигнования.
Культурно-просветительные учреждения активно включились в работу по обучению
людей, не получивших начального образования. В библиотеках, народных домах,
клубах, народных университетах создавались пункты ликвидации неграмотности
При клубах создавались полит кружки. В эти же годы в стране начала интенсивно
развиваться художественная самодеятельность. Наиболее приоритетным жанром
была театральная самодеятельность. В выборе репертуара театральные кружки
ориентировались в основном на классические пьесы революционного содержания,
агитпьесы, написанные на острые злободневные темы.
В связи с экономической разрухой, явившейся следствием гражданской войны и
начавшегося после неурожая 1921 года голодом, государство вынуждено было
перевести культурно-досуговые учреждения на местный бюджет. Эти меры привели
к резкому сокращению учреждений культуры, особенно в сельской местности.
Однако уже в 1922 году губернские власти вновь стали финансировать культурно-
досуговые учреждения. В конце 20-х годов в городах были созданы первые Дома
культуры, в начале 30-х годов - Дворцы культуры, в сельской местности -
колхозные и совхозные клубы и библиотеки; с 1929 года стали появляться первые
районные библиотеки и районные Дома культуры.
С появлением колхозов и совхозов в быт крестьян начали входить новые формы
массовых праздников "первой борозды", "урожая" и др.
Русская эстрада, сформировавшаяся в самостоятельный вид искусства на рубеже
XX века, к 1917 году являло собой довольно пёструю картину. В отличие от
цирка, который имеет значительно более давнюю историю, эстрада - искусство
молодое, но развившееся необыкновенно стремительно. Этот процесс был связан с
распространением так называемой "массовой" культуры, с ростом населения
городов, которое требовало развлечения и зрелищ.
Одновременно с эстрадой в начале века не менее стремительно развивалось и
другое молодое искусство - кино. В городах один за другим открывались
кинотеатры, или, как они тогда назывались, синематографы. На этом этапе, т.е.
в предреволюционное десятилетие, два молодых искусства - кино и эстрада шли
рядом, рука об руку, завоёвывая зрителей, принадлежащих к самым разным
общественным и социальным группам.
Мода на эстраду не могла не привести к штампованности продукции, рассчитанной
на обывательский запрос и вкусы городского населения. Популярная тогда
"рваные куплетисты", т.е. исполнители, выходившие на эстраду в костюме и
гриме босяка, среди которых были и люди талантливые, развлекали аудиторию
низкопробными куплетами. Примерно этот же процесс просматривается и в кино,
которое Эл. Андреев называл "молохом", пожирающим литературу. Всё это не
могло не породить презрительного отношения части интеллигенции к новым видам
искусства - кино и эстраде, как низшим, рассчитанным на вкусы обывателя. Но
если к кинематографу очень скоро, уже в 20-е годы, удалось завоевать
авторитет одного из высших видов искусства, то эстрада продолжала вызывать, а
порой и сей час ещё вызывает недоверчивое отношение, как "малая" форма,
находящаяся где-то в периферии общего поступательного процесса
художественного творчества.
Однако уже на дореволюционной эстраде выступали крупнейшие актёры с высоко
художественным репертуаром. В театрах миниатюр и кинодиверсментах можно было
услышать и смелый сатирический куплет, и острую злободневную репризу
конферансье. В творчестве лучших артистов давали себя знать демократические
корни эстрадного искусства, которые, как и его ближайшие родственники, театр
и цирк, рождалось на площади в выступлениях гистрионов, фокусников,
жонглеров, скоморошьих играх, в нехитрых представлениях ярмарочных балаганов.
Так на общем фоне серости и штампованности дореволюционной эстрады,
серийности её продукции, что эстетики считают типичными признаками "массовой"
культуры, загорались огоньки, которые освещали дальнейший пуль эстрадного
искусства, свидетельствовали о его потенциальных возможностях.
Бурно развивающаяся советская действительность ставила перед всем искусством,
и в том числе перед эстрадой, интереснейшие творческие задачи. Руководствуясь
указанием партии, советская эстрада стремилась решать эти задачи, активно
участвовать в воспитании советских людей, в обогащении их духовной культуры.
На ряду с этим стало заметно тенденция к уменьшению форм досугового
времяпрепровождения, характерных для быта российского населения в прошлом:
стало сокращаться число людей, посещающих церковь и отмечающих религиозные
праздники.
1941 - 1945 года
Великая Отечественная война, длившаяся 1418 бесконечных дней и ночей и
унесшая почти 27 млн. жизней людей, была огромным испытанием и для культурно-
досуговых учреждений.
С началом войны резко сократились ассигнования на содержание клубов,
библиотек, Домов культуры, уменьшалась их сеть. Уже во второй половине 1941
года количество клубных учреждений и библиотек уменьшилось на половину по
сравнению с предвоенным периодом. На фронт и в партизанские отряды ушла
значительная часть профессиональных работников учреждений культуры. Многие
учреждения культуры стали базой военный госпиталей, воинских частей и
эвакуированного населения.
Деятельность учреждений культуры была подчинена организации масс на защиту
Родины и решению насущных народохозяйственных задач военного времени.
Основным содержанием работы домов культуры, клубов, библиотек, музеев, изб-
читален стало разъяснение характера и целей войны, разоблачение сущности
фашизма, освещение различными формами и методами хода войны, ознакомление с
международным и внутренним положением Советского союза. Учреждения культуры
пропагандировали героические подвиги советских людей в тылу и на фронте; тема
советского патриотизма стала ведущей в их деятельности.
Были созданы разнообразные передвижные учреждения культуры - походные клубы,
агитэскадрильи, агиткатера (на фронте), библиотеки -передвижки, агитпоезда,
агитмашины, агитповозки, агитпункты. В полной мере использовался опыт
передвижной работы времён гражданской войны.
Особой любовью у народа пользовались писатели-фронтовики: Н. Тихонов, К.
Симонов, М. Шолохов и др.
Пожалуй, наиболее полно это время отразилось в таких эстрадных жанрах, как
песня и танец. Песня героическая, патриотическая, массовая постоянно звучит с
эстрадных подмостков и оказывает влияние на песню лирическую. В результате
такого взаимопроникновения возникают песни, в которых лирика приобретает
гражданскую окраску.
Не только песни, но и танец идёт на прямое, открытое сближение с
современностью. Бурной жизнерадостностью мироощущения, стремительностью
темпа, активным утверждением положительных начал нашей жизни покоряли
сюжетные композиции А. Редель и М. Хрусталёва, Н. Мирозоянц и В. Резцова.
Несколько медленнее осваиваются новые темпы разговорными жанрами. Трудности
усугубляются тем, что в это период, когда главным для художника становится
пристальное внимание к разработке характера советского человека, к его
психологии, изображение его жизни и борьбы, роль и назначение малых форм в
системе искусств ставится под сомнение.
В ноябре 1944 года СНК РСФСР принял постановление "О мерах по улучшению
работы изб-читален, сельских клубов и районных домов культуры".
Предусматривались меры по восстановлению закрывшихся в годы войны учреждений
культуры. Ставилась задача иметь в каждом сельском Совете клуб, в каждом
районном центре - Дом культуры. Постановлением СНК в феврале 1945 года был
создан Комитет по делам культурно-просветительных учреждений при СНК РСФСР.
Такие же комитеты создавались в союзных республиках.
Предстояло так же расширить сеть средних и высших учебных заведений,
готовящих кадры для клубов, библиотек, музеев и других учреждений культуры.
1945-1990 года
В послевоенный период наметились изменения в культурных потребностях людей,
способах проведения ими своего свободного времени. Это было обусловлено целым
комплексом факторов: постепенным сокращением трудового дня для рабочих и
служащих на государственных предприятиях, в учреждениях и организациях,
способствующем увеличению количества свободного времени; повышением
образовательного уровня населения, улучшением его жилищных условий, ростом
доходов; процессами урбанизации, развитием СМИ и, особенно, появлением и
распространением телевидения.
В течении 1945 - 1970 годов деятельность культурно-досуговых учреждений
обогатилось новым содержанием по всем направлениям. Стала развиваться
лекционная работа. Тематика лекций охватывала вопросы политики, экономики,
науки, искусств, морали и т.п. В значительной степени оживлению лекционной
работы способствовало возникновение в 1947 году Общества политический и
научных знаний. Со второй половины 50-х годов в клубных учреждениях активно
стало использоваться такая форма работы, как "тематический вечер". Это были
вечера-встречи, вечера-чествования, вечера-портреты, вечера боевой и трудовой
славы, вечера-митинги, вечера-репортажи, вечера вопросов и ответов. Получили
распространение "устные журналы", "световые газеты", а с конца 50-х годов
возродились "воскресные чтения".
С середины 50-х годов получили распространение агтационно-художественные
бригады. Развитие на рубеже 50 - 60-х годов "авторской песни" дало толчок
возникновению в 1970 году первых клубов самодеятельной песни. Со второй
половины 50-х годов, в рамках художественной самодеятельности стали
появляться эстрадные коллективы, оркестры народных инструментов, кружки
сочетающие спортивные элементы с музыкальным искусством: акробатические
художественной гимнастики, в 60-х годы - ансамбли бального танца, вокально-
инструментальные ансамбли, эстрадно-цирковые ансамбли. Развитие технического
творчества способствовало появлению новых видов самодеятельного
художественного творчества: фотокружков, фотостудий, киностудий. Расширились
масштабы изобразительного и декоративно-прикладного самодеятельного искусства
в произведениях народных мастеров появилось больше самобытности, ощутимее
стала связь с традиционной народной культурой, фольклором. Стимулом были
проводимые смотры, конкурсы, фестивали художественной самодеятельности.
Активизировалась работа клубных учреждений по проведению массовых праздников.
С начала 50-х годов в стране начинает складываться традиция отмечать дни,
посвященные различным профессиям.
Уделялось внимание работе с детьми. Во дворах жилых домов создавались детские
клубы, кружки художественной самодеятельности, детские "комнаты". Организацию
культурной работы брали на себя женсоветы домоуправлений или домовые комитеты
при содействии культурно-досуговых учреждений: Дворцов и Домов культуры,
библиотек, кинотеатров и др.
В 70 - 80-е годы в отличие от предыдущего периода в структуре досуга
изменилось соотношение общественно организованных форм и индивидуальных:
прослеживалась тенденция к возрастанию последних. С наибольшей полнотой
проявились процессы "одомашнивания" досуга, замедление темпов роста,
посещаемости учреждений культуры, а по некоторым учреждениям её резкое
снижение. Это коснулось в частности кинотеатров, концертных учреждений,
музеев, клубов.
В 70 - 80-е годы продолжал интенсивно развиваться туризм. Широкий размах
получили его неорганизованные и слабоорганизованные формы. Замечу, что
развитию самодеятельного туризма способствовало существенное увеличение
транспортных средств, находящихся в личной собственности граждан.
С середины 70-х годов начало развиваться самодеятельное фольклорное движение,
представленное фольклорными ансамблями, любительскими фольклорными
объединениями.
Несмотря на увеличившиеся масштабы социально-культурной инфраструктуры к
концу 80-х годов в стране сохранялось значительная региональная
дифференциация в особенности населения учреждениями культуры. Сельские
поселения по насыщенности учреждениями культуры значительно отставали от
города. Практически были лишены базы культуры микрорайоны больших городов.
Остро стояла проблема закрепляемости кадров. Текучесть кадров отличало
клубные, библиотечные, музейные учреждения. Особенно плохо закреплялись
специалисты на селе. Основными причинами такого положения было отсутствие
работы, соответствующей квалификации специалистов, плохие жилищные условия,
низкая оплата труда. Для клубных работников особая трудность заключалась в
нерегламентированности работы клубных учреждений, а также в моральном плане -
падение престижа этих учреждений в глазах населения.
Телевидение сыграло тоже немаловажную роль. Телевизионный спектакль,
телевизионный фильм и др. сложились быстрее, чем телевизионный концерт,
специфика которого ещё осваивается голубым экраном.
И всё же такие завоевавшие завидную популярность передачи, как "Голубой
огонёк", "Кабачок 13 стульев", "Бенефис", свидетельствует о тех органических
связях, которые уже устанавливаются между искусством эстрады и телевидением.
Свободное взаимодействие артистов с гостями на "Голубом огоньке" по-своему
развивает традиции эстрадного театра, которые предстают в современном
телевизионном варианте.
1990 - по наши дни
События 90-х годов - изменения политического строя в России, переход к
рыночным отношениям - оказали заметное влияние на сферу досуга. Наиболее
ощутимыми они стали для системы учреждений культуры. В соответствие с новым
законодательством учреждения культуры получали большую самостоятельность в
организации своей деятельности: были сняты идеологические запреты, устранены
ограничения в выборе направлений работы, в формировании штата работников.
Подготовка кадров организаторов досуга в высших и средних учебных заведениях
стала осуществляться с большим учётом особенностей экономического и
социального развития общества, изменений, происходивших в культурных
интересах и досуговых ориентация людей. Произошли преобразования в системе
учебных заведений.
Изменились источники финансирования учреждений культуры. На ряду с
государственными средствами они могли получать доходы за счёт расширения
ассортимента платных услуг, осуществление коммерческой деятельности,
пожертвований от частных лиц, предприятий и организаций. Стали появляться
досуговые учреждения, функционирующие на основе полной самоокупаемости:
театры-студии, многопрофильные творческие объединения, концертные залы,
картинные галереи, клубы и т.п. Создавались частные досуговые учреждения,
ориентированные преимущественно на получение прибыли: казино, ночные клубы,
бары и рестораны с разнообразными шоу-программами.
На финансовом положении культурно-досуговых учреждений сказывалось и
отсутствие у их работников навыков развёртывании платных услуг. К тому же, в
силу ухудшение материального положения подавляющего большинства населения
России, многие люди не могли воспользоваться этими услугами. Мало надежд
давало и спонсорская деятельность. Ввиду этих обстоятельств материальная база
учреждений культуры стало приходить в упадок, количество их сокращается.
Снизился уровень зарплаты работников культуры.
В таком плачевном состоянии находится наша культура до сих пор. Жизнь
выдвинула много новых проблем в создании условий для осуществления населением
России культурно-досуговой деятельности, решение которой предстоит искать в
последующие годы.
Список литературы
1. Борев Ю. Эстетика. - М.: Политлитература,1998.
2. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура
средневековья и Ренессанса. - М.: 1965.
3. Белкин А.А. Русские скоморохи. - М.: Наука, 1975.
4. Генкин Д.М. Массовые праздники. - М.: 1975.
5. Гребенюк В.П. Публичные зрелища петровского времени и их связь с
театром. - М.: 1976.
6. Еремеев А.Ф. Происхождение искусства. - М.: 1970.
7. Кузнецов Е. Из прошлого русской эстрады. - М.: 1958.
8. Кажин В.Я. Русская советская эстрада. - М.: 1946-77.
9. Чепелев В.И. Клубоведение. - М.: Просвещение, 1980.
10. Календарные обычаи и обряды в странах Европы. - М.: 1977.
11. Ремизова Т.А. Культурно-просветительная работа в СССР. - М.: 1974.
12. Ключевский В.О. Западное влияние в России после Петра. - М.: 1983.
13. Культурно-досуговая деятельность М 1998
14. Лихачёв. Памятники литературы древней Руси. - М.: 1984.
15. Некрылова А.Ф. Народный театр. - М.: 1990.
16. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. М.: 1978.
17. Лагунова М.И. Обряды и праздники на Дону. - М.: 1988.
18. Попова Т. Основы русской народной музыки. М.: 1977.
19. Мазаев А.И. Праздники как социально-художественное явление. М.: 1978.
20. Полевой Н. История Петра Великого. - М.: 1976.
21. Савушкина Н.И., Дмитриев Ю.А. Русские народные городские праздники,
увеселения и зрелища. М.: 1984.
22. Уварова Е.Д. Русская советская эстрада 1930-1945. - М.: 1977.
23. Анастасьев А.И. Русская советская эстрада 1917-1929. - М.: 1977
24. Русская литература XVIII века Стенник О.В. 1991
25. Сакович А.Г. Русский настенный лубочный театр XVIII-XIX века. - М.: 1985.
26. Тихонравов Н.С. Русские драматические призведения 1672-1725 года. - М.:
1977.
27. Театрализованные праздники и зрелища 1672-1725 г. - М.: 1977.
28. Семиванова Ф.М. Частушки. - М.: 1990.
|