Доклад: Михаил Иванович Глинка
Доклад: Михаил Иванович Глинка
Михаил Иванович Глинка.
Михаил Иванович Глинка родился 20 мая 1804 года, утром на заре, в селе
Новоспасском, принадлежавшем его отцу, капитану в отставке, Ивану Николаевичу
Глинке. Это имение находилось в 20-ти верстах от города Ельни Смоленской
губернии.
По рассказу матери, после первого крика новорожденного под самым окном ее
спальни, в густом дереве, раздался звонкий голос соловья. Впоследствии, когда
его отец был не доволен тем, что Михаил оставил службу и занимался музыкой,
часто говаривал: «Не даром соловей запел у окна при его рождении, вот и вышел
скоморох». Вскоре после рождения его мать, Евгения Андреевна, урожденная
Глинка, передала воспитание сына Фекле Александровне, матери отца. С ней он
провел около трех-четырех лет, видясь с родителями весьма редко.
Музыкальные способности в это время выражались «страстью» к колокольному
звону. Юный Глинка жадно вслушивался в эти резкие звуки и умел на 2-х медных
тазах ловко подражать звонарям. Глинка родился, провел первые годы и получил
первое свое образование не в столице, а в деревне, таким образом натура его
приняла в себя все те элементы музыкальной народности, которые, не существуя
в наших городах, сохранялись лишь в сердце России.
Однажды, после нашествия на Смоленск Наполеона, играли квартет Крузеля с
кларнетом, и мальчик Миша целый день оставался в лихорадочном состоянии. На
вопрос учителя рисования о причине его невнимательности Глинка ответил: «Что
я могу поделать! Музыка - душа моя!». В это время в доме появилась
гувернантка, Варвара Федоровна Кляммер. С ней Глинка занимался географией,
русским, французским и немецким языками, а также игрой на фортепиано.
В начале 1817 года родители решили отправить его в Благородный пансион. Этот
пансион, открытый 1-го сентября 1817 года при Главном педагогическом
институте, был привилегированным учебным заведением для детей дворян. Окончив
его, молодой человек мог продолжать свои занятия по той или иной
специальности или идти на государственную службу. В год открытия Благородного
пансиона туда поступил Лев Пушкин - младший брат поэта. он был на год моложе
Глинки, и они, познакомившись, подружились. В начале лета 1822 года Глинка
был выпущен из Благородного пансиона, оказавшись вторым учеником. Он поступил
на службу в ведомство путей сообщения. Но так как она отрывала его от занятий
музыкой, он вскоре вышел в отставку. Его учась в пансионе он уже был
превосходным музыкантом, он восхитительно играл на фортепиано, а его
импровизации были прелестны. В начале марта 1823 года Глинка отправился на
Кавказ, чтобы попользоваться там минеральными водами, но это лечение не
поправило его здоровья. В начале сентября он возвратился в село Новоспасское
и с новым рвением принялся за музыку. Он занимался музыкой очень много и
пробыл в деревне от сентября 1823 до апреля 1824; в апреле он уехал в
Петербург. В течение лета 1824 он переехал в дом Фалиева, в Коломне; около
того же времени он познакомился с Итальянским певцом Белолли и начал у него
учиться итальянскому пению.
Первая неудачная попытка в сочинении с текстом относится к 1825. Позже он
написал элегию «Не искушай меня без нужды» и романс «Бедный певец» на слова
Жуковского. Музыка все больше захватывала думы и время Глинки. Круг друзей и
поклонников его таланта расширялся. Его знали как прекрасного исполнителя и
сочинителя, как в Петербурге, так и Москве. Поощряемый друзьями, Глинка
сочинял все больше и больше. И сего ранних произведений многие стали
классикой. Среди них романсы: «Не искушай меня без нужды», «Бедный певец»,
«Память сердца», «Скажи, зачем», «Не пой, красавица, при мне», «Ах, ты,
душечка, красна девица», «Что красотка молодая».
В начале лета 1829 года вышел в свет «Лирический альбом», изданный Глинкою и
Н.Павлищевым. В этом альбоме впервые были напечатаны романсы и сочиненные им
танцы котильон и мазурка.
25 апреля 1830 Глинка уехал в Италию, стремясь «усовершенствоваться в
искусстве». Также предполагалось, что теплый климат Италии улучшит его
расстроенное здоровье. Прожив в Италии около 4-х лет, Глинка поехал в
Германию. Там он познакомился с талантливым немецким теоретиком Зигфридом
Деном и в течение месяцев брал у него уроки. По словам самого Глинки, Ден
привел в систему его музыкально-теоретические знания и навыки. За границей
Глинка написал несколько ярких романсов: «Венецианская ночь», «Победитель»,
«Патетическое трио» для фортепиано кларнета , фагота .
Вернувшись в 1834 г. В Россию , Глинка с увлечением стал сочинять оперу о
патриотическом подвиге Ивана Сусанина . Этот сюжет ему подсказал написать
либретто . Глинке пришлось обратиться к услугам барона Розена. Это либретто
прославляло самодержавие ,поэтому ,вопреки желанию композитора .оперу назвали
«Жизнь за царя».27 ноября 1836 года опера была с успехом исполнена на сцене
Большого театра в Петербурге .После премьеры композитор увлекся идеей
создания оперы на сюжет поэмы Пушкина «Руслан и Людмила». Композитор мечтал о
том ,чтобы сам Пушкин написал для нее либретто ,но преждевременная смерть
поэта помешала этому . Либретто создавалось по плану составленному Глинкой .
От народно-героической оперы «Иван Сусанин».вторая опера Глинки отличается не
только сказочным сюжетом ,но и особенностями развития. Работа над оперой
растянулась более чем на пять лет. В ноябре 1839 года, измученный домашними
неурядицами и утомительной службой в придворной капелле, Глинка подал
директору прошение об отставке; в декабре того же года Глинка был уволен.
Тогда же была сочинена музыка к трагедии «Князь Холмский», «Ночной смотр» на
слова Жуковского, «Я помню чудное мгновенье» и «Ночной зефир» на слова
Пушкина, «Сомнения», «Жаворонок». Сочиненный «Вальс-фантазия» для фортепиано
был оркестровым, а в 1856 переделан в обширную оркестровую пьесу. 27 ноября
1842 - ровно через шесть лет со дня первой постановки «Ивана Сусанина» -
состоялась премьера второй оперы «Руслан и Людмила» аристократические круги
встретили оперу с холодным равнодушием. Вскоре оперу совсем сняли со сцены;
редко ставился и «Иван Сусанин».
В 1844 Глинка вновь уезжает за границу, на этот раз во Францию и Испанию. В
Париже он знакомится с французским композитором Гектором Берлиозом. С большим
успехом прошел в Париже концерт из произведений Глинки. 13-го мая 1845 года
Глинка выехал из Парижа в Испанию. Там он знакомился с народными испанскими
музыкантами, певцами и гитаристами, используя записи народных танцев, Глинка
в 1845 году написал концертную увертюру «Арагонская хота» вернувшись в Россию
Глинка пишет еще одну увертюру «Ночь в Мадриде», тогда же была сочинена
симфоническая фантазия «Камаринская» на тему 2-х русских песен: свадебной
лирической («Из-за гор, гор высоких») и бойкой плясовой.
Последние годы жизни Глинка жил то в Петербурге, то в Варшаве, Париже,
Берлине. Он был полон творческих планов.
В 1848 - глинка начал сочинять крупные произведения на тему «Илья Муромец».
Не известно, оперу он тогда задумал или симфонию.
В 1852 композитор взялся за сочинение симфонии по повести Гоголя «Тарас Бульба».
В 1855 работа над оперой «Двумужница».
В январе, после концерта в Королевском дворце, где было исполнено трио из
«Жизни за царя», Глинка сильно заболел. Перед самой смертью Глинка
продиктовал В.Н.Кашпирову тему для фуги, более того, он попросил закончить
«Записки». Он умер 3-го февраля 1857 года в Берлине. Его прах перевезли в
Петербург и похоронили на кладбище Александро-Невской Лавры.
Основные произведения Глинки
Оперы:
«Иван Сусанин» (1836)
«Руслан и Людмила» (1837-1842)
Симфонические пьесы:
Музыка к трагедии Кукольника «Князь Холмский» (1842)
Испанская увертюра №1 «Арагонская хота» (1845)
«Камаринская» (1848)
Испанская увертюра №2 «Ночь в Мадриде» (1851)
«Вальс-фантазия» (1839, 1856)
Романсы и песни:
«Венецианская ночь» (1832), «Я здесь, Инезилья» (1834), «Ночной смотр»
(1836), «Сомнение» (1838), «Ночной зефир» (1838), «В крови горит огонь
желанья» (1839), свадебная песня «Дивный терем стоит» (1839), «Попутная
песня» (1840), «Признание» (1840), «Слышу ли голос твой» (1848), «Заздравный
кубок» (1848), «Песнь Маргариты» из трагедии Гете «Фауст» (1848), «Мери»
(1849), «Адель» (1849), «Финский залив» (1850), «Молитва» («В минуту жизни
трудную») (1855), «Не говори, что сердцу больно» (1856).
|