Контрольная: Макиавелли
Контрольная: Макиавелли
Рязанский государственный медицинский университет
им. акад. И. П. Павлова
Юридический факультет
Контрольная работа
По истории политических и правовых учений
На тему: «Политико-правовая концепция Николо Макиавелли»
Выполнил:
Студент III курса з/о отделения
(на базе средне-специального
образования)
Курилин А. Н.
Рязань, 2004
МАКИАВЕЛЛИ, (Machiavelli) Никколо (3.5.1469, Флоренция,—22.6.1527, там
же), итальянский политический мыслитель, писатель, историк, военный теоретик.
Из обедневшей знатной семьи. С 1498 был секретарём Совета десяти Флорентийской
республики, выполнял важные дипломатич. поручения. В 1512, после
восстановления тирании Медичи, был отстранён от службы и сослан в своё
поместье под Флоренцией. Наиболее значит, соч.: «Рассуждения по поводу первой
декады Тита Ливия» (1531, рус. пер. 1869), «Государь» (1532, рус. пер. 1869;
«Князь» в Соч., т. 1, 1934), «История Флоренции» (1532, рус. пер. 1973).
Макиавелли, страстный патриот, считавший, что бедствия Италии объясняются гл.
обр. политич. раздробленностью, создал теорию государства, способного, как он
полагал, преодолеть эту раздробленность. Важным вкладом Макиавелли в историю
политич. идей Возрождения был его подход к проблеме государства со светских (а
не с теологических) позиций: он пытался раскрыть законы обществ, развития,
основываясь на данных истории, на раскрытии человеческой психики, на учёте
реальных фактов, реальной обстановки. К. Маркс относил Макиавелли к числу тех
политич. мыслителей, которые «...стали рассматривать государство человеческими
глазами и выводить его естественные законы из разума и опыта, а не из
теологии». Макиавелли разделял веру большинства гуманистов в могучие творческие
возможности человека. Согласно концепции Макиавелли, сильная личность способна
противостоять «фортуне», случайным стечениям обстоятельств (роль которых в
истории велика), противопоставив им свою энергию и проницательность (в идее
борьбы личной «доблести» — virtu и «фортуны» особенно ярко проявились черты,
характерные для взглядов эпохи Возрождения); всестороннее рассмотрение
обстоятельств и умение изменять политику в соответствии с ситуацией способны
обеспечить успех правителям. Лучшей формой государства Макиавелли считал
республику, однако был убеждён, что итал. действительность (непрерывная вражда
между собой итал. государств, подвергающихся нападениям иноземцев) требует
установления единовластия; только при сильном государе возможно создать
независимое итал. государство, свободное от чужеземного ига. Он полагал, что
для упрочения государства допустимы любые средства — насилие, убийство, обман,
предательство (впоследствии появился термин «макиавеллизм», обозначающий
политику, пренебрегающую законами морали). Макиавелли резко осуждал политику
феод, знати и особенно папства, приводившую к постоянным раздорам,
препятствовавшую складыванию единого итал. государства; вместе с тем он
опасался и «черни» (plebs), легко вовлекаемой в авантюры. Его симпатии — на
стороне средних и высших слоев торгово-ремесленного населения итал. городов
(«народа» — populo). Как историк Макиавелли сделал важный шаг в развитии
историографии. Он искал исторические закономерности, глубокую причинную связь
событий. Макиавелли, убеждённый в неизменности человеческой природы,
рассматривал историю как столкновение «вечных» страстей и интересов,
индивидов и сословий. Важнейшей движущей силой истории Макиавелли считал
политич. борьбу, которая в его изложении часто выступала как борьба
социальная, классовая.
Макиавелли — автор карнавальных песен, сонетов, новелл и др. лит.
произведений. Наиболее выдающееся из них — комедия «Мандрагора» (рус. пер.
1924), резко бичующая нравы тогдашней Флоренции. Особым нападкам подвергнута
церковь с её лицемерием и растлением нравов. Отличительная черта комедии —
целеустремлённость, воля, активность её персонажей. Макиавелли обогатил
итал. литературу ясной, лаконичной, лишённой риторич. украшений прозой.
Макиавелли был «...первым достойным упоминания военным писателем нового
времени». В трактате «О военном искусстве» (1521, рус. пер. 1936) резко
критиковал систему наёмных войск, состоящих, по его мнению, из подонков
общества и занимающихся грабежом, и рекомендовал заменить наёмников
постоянной армией милиционного типа, построенной на основе всеобщей воинской
повинности и полностью подчинённой государю. «Жизненной основой всякого
войска» Макиавелли считал пехоту; кавалерия, полагал Макиавелли, должна быть
немногочисленной, хорошо обученной и экипированной. Макиавелли отводил гл.
роль в бою холодному оружию и недооценивал огнестрельное оружие, поскольку оно
в то время было несовершенным. Макиавелли требовал от армии высокой тактич.
выучки, слаженности, дисциплины, способности к быстрому манёвру, придавал
большое значение резервам. Стратегич. взгляды Макиавелли были непоследовательны
(он выдвигал в качестве гл. средства достижения победы то решит, сражение, то
измор противника). Многие положения Макиавелли заимствовал у Вегеция, нередко
механически перенося опыт армии Др. Рима в совершенно иную эпоху. В 1506— 1510
создал во Флоренции пешее и конное ополчение (до 20 тыс. чел.), имевшее единое
обмундирование и проходившее систематич. боевую подготовку (однако в 1512 оно
было разбито профессиональной исп. армией). Католическая церковь в 1559 внесла
сочинения Макиавелли в «Индекс запрещённых книг»
[1].
Макиавелли долгое время был должностным лицом Флорентийской республики,
имеющим доступ к ряду государственных тайн. Жизнь и деятельность Макиавелли
относятся к периоду начавшегося упадка Италии, до XVI в. бывшей самой
передовой страной Западной Европы. В северной и средней Италии еще в
XII—XIII вв. сложились города-республики (Венеция, Флоренция, Генуя и др.) с
развитой ремесленной и торговой экономикой. Промышленная и торговая верхушка
этих городов сумела, опираясь на народ, подчинить себе феодалов своего
округа, создать свою коммунальную государственность. Однако перемещение
главных торговых путей в связи с открытием Америки, развитие производства в
других странах Европы вели к упадку итальянской промышленности и торговли,
подрывали силы буржуазии итальянских городов. В Италии не сложилось единое
государство — на ее территории существовали городские республики, папское
государство, а также владения Испании. Раздробленная Италия подвергалась
нашествиям иноземных войск; в ряде городов-государств силами феодальной
реакции учреждались тирании, опиравшиеся на наемные войска. После
установления во Флоренции синьории Медичи Макиавелли был лишен должности.
Последний период жизни он занимался литературной деятельностью. Кроме
сочинений на темы политические ("Рассуждения на первую декаду Тита Ливия",
"Государь", "О военном искусстве" и др.) и исторические ("История Флоренции")
его перу принадлежит ряд художественных произведений.
Сочинениями Макиавелли положено начало политико-правовой идеологии Нового
времени. Его политическое учение было свободно от теологии; оно основано на
изучении деятельности современных ему правительств, опыта государств
Античного мира, на представлениях Макиавелли об интересах и стремлениях
участников политической жизни. Макиавелли утверждал, что изучение прошлого
дает возможность предвидеть будущее или по примеру древних определить
средства и способы действий, полезных в настоящем. "Чтобы знать, что должно
случиться, достаточно проследить, что было... Это происходит от того, —
пояснял Макиавелли, — что все человеческие дела делаются людьми, которые
имели и всегда будут иметь одни и те же страсти и поэтому они неизбежно
должны давать одинаковые результаты".
Природа человека одинакова во всех государствах и у всех народов; интерес
является наиболее общей причиной человеческих действий, из которых
складываются их отношения, учреждения, история. Для того чтобы управлять
людьми, надо знать причины их поступков, их стремления и интересы. Устройство
государства и его деятельность должны основываться на изучении природы
человека, его психологии и влечений. "Природа создала людей таким образом, —
писал Макиавелли, — что люди могут желать всего, но не могут всего
достигнуть". Из-за этого люди беспокойны, честолюбивы, подозрительны и никогда
не довольствуются своей долей. Поэтому в политике всегда следует рассчитывать
на худшее, а не на доброе и идеальное
[2].
В центре исследования Н. Макиавелли находится государство. Он создает
принципиально новую концепцию государства.
Он первым различает понятия "государство" и "общество".
Государство, по Макиавелли, — это политическое состояние общества, выражающее
отношения государства и подчинения, которые складываются между правителями и
подданными. Отношения властвующих и подвластных основаны на двух ресурсах —
любви и страхе подданных. Государство незыблемо, если правительство не дает
повода к заговорам и возмущениям, если страх подданных не перерастает в
ненависть, а любовь — в презрение.
Причины возникновения государства Н. Макиавелли выводит из природы человека,
из естественной потребности в безопасности и гарантии частной собственности,
которые он назвал благами свободы. В лучшей степени эти блага гарантированы в
республике: "Ибо каждый человек в этих странах, не задумываясь, приумножает
и приобретает блага, которыми рассчитывает затем свободно пользоваться.
Следствием этого оказывается то, что все граждане, соревнуясь друг с другом,
заботятся как о частных, так и об общественных интересах и что общее их
благосостояние на диво растет".
Будучи знатоком человеческой психики, Н. Макиавелли предостерегает правителя
посягать на имущество подданных, поскольку это неизбежно порождает
ненависть.
Он дает практический совет правителю: "Даже когда государь считает нужным
лишить кого-либо жизни, он может сделать это, если налицо подходящее
обоснование и очевидна причина, но он должен остерегаться посягать на чужое
добро. Люди быстрее забудут смерть отца, чем потерю наследства".
Формы государства имеют тенденцию сменять друг друга, отражая тем самым
состояние общества и соотношение борющихся сил, главным образом народа и
знати.
Н. Макиавелли сформулировал концепцию циклического развития государственных
форм, в основе которой лежит идея кругооборота, взаимообращения добра и зла.
Выделив шесть форм государства, он рассматривал три из них как "дурное во
всех отношениях" (тирания, олигархия и охлократия), а относительно трех
других писал, что они "хороши сами по себе" (монархия, аристократия,
демократия).
Согласно Н. Макиавелли, достигнув предела совершенства, форма государства
клонится к упадку, переходя в свою противоположность. Это происходит потому,
что природа не позволяет вещам пребывать в состоянии покоя. Монархия
сменяется тиранией, тирания — аристократией, аристократия уступает место
олигархии, на смену последней приходит демократия, которая, в свою очередь,
перерастает в охлократию (власть толпы).
Следует заметить, что к выбору формы Н. Макиавелли подходит конкретно-
исторически.
Если страна расколота на враждебные лагеря в результате борьбы аристократии и
народа, распрей между многочисленными кланами и группами, то ей больше
подходит монархия - как для объединения Италии в единые государства. Эту идею
он обосновывает в работе "Государь".
Когда государство объединено и наступил гражданский мир и процветание в
обществе, то дальнейший прогресс, по мнению Макиавелли, связан с республикой.
Об этом он пишет в "Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия".
Наилучшей формой правления Н. Макиавелли считал умеренную республику,
сочетающую достоинства монархии (сильное объединяющее начало), аристократии
(мудрость и добродетельное правление) и демократии (свобода и участие народа
в управлении). Следует отметить, что умеренную республику он считал
результатом договора и средством согласования стремлений и интересов
борющихся социальных групп. "В каждой республике всегда бывают два
противоположных направления: одно - народное, другое - высших классов; из
этого разделения вытекают все законы, издававшиеся в интересах свободы".
Стремление к безграничному господству одной социальной группы над другой
приводит к краху республики. Н. Макиавелли проводит историческую параллель
между Римской республикой и Флорентийской.
В Древнем Риме смешанная республика сложилась в результате борьбы и
компромиссов народа и аристократии, но их непримиримые распри вокруг
аграрного закона погубили республику. В истории Флоренции раздоры простого
народа (пополанов) и знатных людей (нобилей) с самого начала носили
бескомпромиссный характер. Этот антагонизм обусловил непрочность
Флорентийской республики.
Рассматривая государство как сферу реализации интересов и потребностей
различных групп и общностей, Н. Макиавелли обращал серьезное внимание на
средства и методы осуществления государственной власти.
Он создал концепцию эффективного лидерства, в основе которой лежит набор
принципов и правил (максим), которым должен следовать правитель, стремящийся
укрепить собственную власть и расширить границы государства.
Государства создаются и сохраняются не только с помощью военной силы, но и
опираясь на хитрость, коварство и обман. "Надо знать, что с врагом можно
бороться двумя способами: во-первых, законами, во-вторых, силой. Первый
способ присущ человеку, второй - зверю; но так как первое часто
недостаточно, то приходится прибегать и ко Сорому. Отсюда следует, что
государь должен усвоить то, что заключено в природе и человека, и зверя... -
поучал Макиавелли. - Из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и
лисе. Лев боится капканов, а лиса - волков, следовательно надо быть подобным
лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков".
Государь не должен быть всегда верен договору. "Мы знаем по опыту, что в наше
время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать слово, и
умел, кого нужно, обвести вокруг пальца..."; "разумный правитель не может и
не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и
если отпали причины, побудившие его дать обещания".
Правитель должен знать, что ожидают от него подданные, и "постараться всеми
своими поступками создать себе славу великого человека, наделенного умом
выдающимся".
Отношения с подданными государь должен основывать на любви и страхе. "Людей
следует либо ласкать, либо уничтожать, ибо за мелкое зло человек может
отомстить, а за большое - не может", - замечает Н. Макиавелли.
Причем жалость и благодеяния необходимо использовать по-разному. Все обиды и
жестокости надо учинять разумом, поскольку, "чем меньше их раскроют, тем
меньше от них вреда; благодеяния же полезно оказывать мало-помалу, чтобы их
распробовали как можно лучше".
Дела, неугодные подданным, государь должен возлагать на других, а угодные —
исполнять сам[3].
Государство (независимо от его формы) Макиавелли рассматривал как некое
отношение между правительством и подданными, опирающееся на страх или любовь
последних. Государство незыблемо, если правительство не дает повода к
заговорам и возмущениям, если страх подданных не перерастает в ненависть, а
любовь — в презрение.
В центре внимания Макиавелли — реальная способность правительства повелевать
подданными. В книге "Государь" и других сочинениях содержится ряд правил,
практических рекомендаций, основанных на его представлении о страстях и
стремлениях людей и социальных групп, на примерах истории и современной ему
практики итальянских и других государств.
Целью государства и основой его прочности Макиавелли считал безопасность
личности и незыблемость собственности. "Человек, которого лишают какой-либо
выгоды, никогда не забывает этого: достаточно малейшей надобности, чтобы
напомнить ему это; а так как его надобности возобновляются с каждым днем, то
он вспоминает это каждый день". Самое опасное для правителя, неустанно
повторял Макиавелли, — посягать на имущество подданных — это неизбежно
порождает ненависть (а ведь никогда не ограбишь так, чтобы не осталось и
ножа). "Даже когда государь считает нужным лишить кого-либо жизни, он может
сделать это, если налицо подходящее обоснование и очевидна причина, но он
должен остерегаться посягать на чужое добро... Люди скорее забудут смерть
отца, чем потерю наследства".
Незыблемость частной собственности, как и безопасность личности, Макиавелли
называл благами свободы, считал целью и основой прочности государства. По его
учению, блага свободы наилучшим образом обеспечены в республике. В свободных
землях и странах, рассуждал Макиавелли, богатства все время увеличиваются:
"Ибо каждый человек в этих странах, не задумываясь, приумножает и
приобретает блага, которыми рассчитывает затем свободно пользоваться.
Следствием этого оказывается то, что все граждане, соревнуясь друг с другом,
заботятся как о частных, так и об общественных интересах и что общее их
благосостояние на диво растет".
Макиавелли воспроизводит идеи Полибия о возникновении государства и
круговороте форм правления; вслед за античными авторами он отдает
предпочтение смешанной (из монархии, аристократии и демократии) форме.
Особенность учения Макиавелли в том, что смешанную республику он считал
результатом и средством согласования стремлений и интересов борющихся
социальных групп. "В каждой республике всегда бывают два противоположных
направления: одно — народное, другое — высших классов; из этого разделения
вытекают все законы, издававшиеся в интересах свободы". Предпосланные всему
учению о государстве рассуждения о природе человека (индивида) Макиавелли
существенно дополняет исследованием общественной психологии социальных
групп, борющихся за влияние в государстве. В Древнем Риме смешанная
республика сложилась в результате борьбы и компромиссов народа и
аристократии, но их непримиримые распри вокруг аграрного закона погубили
республику. В истории Флоренции раздоры простого народа (пополанов) и знатных
людей (нобилей) с самого начала носили бескомпромиссный характер; этим
обусловлена непрочность Флорентийской республики.
Макиавелли стремился опровергнуть общее мнение историков о порочности народа.
Народные массы постояннее, честнее, мудрее и рассудительнее государя. Если
единоличный правитель лучше создает законы, устраивает новый строй и новые
учреждения, то народ лучше сохраняет учрежденный строй. Народ нередко
ошибается в общих вопросах, но очень редко — в частных. "При избрании
должностных лиц, например, народ делает несравненно лучший выбор, нежели
государь". Даже взбунтовавшийся народ менее страшен, чем необузданный тиран:
мятежный народ можно уговорить словом — от тирана можно избавиться только
железом; бунт народа страшен тем, что может породить тирана, — тиран уже
наличное зло; жестокость народа направлена против тех, кто может посягнуть на
общее благо, "жестокость государя направлена против тех, кто, как он
опасается, может посягнуть на его собственное, личное благо".
От народа отличается знать. "Нет города, где не обособились бы два этих
начала: знать желает подчинять и угнетать народ, народ не желает находиться в
подчинении и угнетении". Если бы не сопротивление народа, аристократы
античного Рима погубили бы свободное государство лет на триста раньше;
честолюбивые устремления знати — источник беспокойства и смут в
государстве. Макиавелли все же считал знать неизбежной и нужной частью
государства. Из среды аристократов выдвигаются государственные деятели,
должностные лица, военачальники; совершенное подавление пополанами
флорентийских нобилей, писал Макиавелли в "Истории Флоренции", привело к
угасанию воинской доблести и душевного величия, а тем самым к ослаблению и
унижению Флоренции.
Свободное государство должно быть основано на компромиссах народа и знати;
суть "смешанной республики" в том и состоит, что система государственных
органов включает аристократические и демократические учреждения, каждое из
которых, выражая и защищая интересы соответствующей части населения,
сдерживает посягательства на эти интересы другой его части.
Вместе с тем Макиавелли с ненавистью отзывался о феодальном дворянстве и
призывал к его уничтожению.
"Дворянами именуются те, кто праздно живет на доходы со своих огромных
поместий, нимало не заботясь ни об обработке земли, ни о том, чтобы
необходимым трудом заработать себе на жизнь. Подобные люди вредны во всякой
республике и в каждой стране. Однако самыми вредными из них являются те,
которые помимо указанных поместий владеют замками и имеют повинующихся им
подданных". Засилье дворян, которыми переполнены Неаполитанское королевство,
Римская область, Романья, Ломбардия, мешает возрождению Италии. Из-за дворян
там не было ни республики, ни политической жизни; "подобная порода людей —
решительный враг всякой гражданственности". "Желающий создать республику там,
где имеется большое количество дворян, не сумеет осуществить свой замысел, не
уничтожив всех их до единого".
На пути к созданию будущей свободной Итальянской республики много препятствий.
Освобождение страны от иноземных войск и наемников, от мелких тиранов и
многочисленных дворян, от папского государства и интриг католической церкви,
поддерживающей раздробленность страны, требует крайних мер, проводимых
абсолютной и чрезвычайной властью единоличного правителя, уничтожающего
укоренившиеся пороки, учреждающего мудрые законы и порядки. Этой проблеме
посвящено наиболее известное произведение Макиавелли "Государь" (в иных
переводах — "Князь"; дословно — "О принцепсе")
[4].
Н. Макиавелли считается родоначальником политической науки. Именно он
определил предмет, метод и закономерности политики.
Макиавелли обосновал самостоятельность политической сферы, ее относительную
автономность от других областей жизни общества (экономики, культуры и т. д.),
поскольку политика имеет собственную логику, содержание которой определяет
политическая власть. Именно власть во всех ее проявлениях и является
предметом политической науки.
Макиавелли изучал политику как социальную реальность, а не воображаемый,
идеальный мир. Он перенес политику из сферы воображаемого в плоскость
объективного и реального.
В трактате "Государь" он определял политику как "совокупность средств,
которые необходимы для того, чтобы прийти к власти, удержаться у власти и
полезно использовать ее... Итак, политика есть обращение с властью,
заданное обстоятельствами и зависящее от могущества властителя или народа,
а также от текущей ситуации".
Политика, по Макиавелли, будучи самостоятельной сферой жизни, имеет
собственную логику, которую определяет не Божественный Промысел, а действие
двух факторов:
1) идея объективной исторической необходимости закономерности: "Чтобы знать,
что должно случиться, достаточно проследить, что было...". Эту историческую
необходимость мыслитель называет «судьба»;
2) политическая энергия индивида как набор личных качеств (доблести, силы,
хитрости, предприимчивости и т. д.), необходимых для завоевания власти.
Природа политики, по мнению Н. Макиавелли, коренится в глубинах человеческой
психики. Человек как существо, наделенное разумом и свободной волей,
стремится к превосходству над другими индивидами для получения желаемых благ:
"Это происходит оттого, что все человеческие дела делаются людьми, которые
имели и всегда будут иметь одни и те же страсти и потому они неизбежно должны
давать одинаковые результаты".
Однако желания всегда обгоняют реальные возможности человека. "Природа
создала людей таким образом, - писал Макиавелли, - что люди могут желать
всего, но не могут всего достигнуть".
Из-за этого люди беспокойны, честолюбивы, подозрительны и никогда не
довольствуются своей долей.
Участие в борьбе за политическую власть позволяет человеку удовлетворить те
потребности, которые были для него недоступны.
Интересы и потребности являются мотивами политического участия. Однако
наиболее значимые потребности и интересы человек реализует в определенных
условиях, с которыми вынужден сообразовывать свои поступки. "Чтобы не была
потеряна свободная воля, можно полагать правдой, что судьба предопределяет
половину наших действий, а другой половиной, или около этого, она
предоставляет управлять нам".
Макиавелли считал, что политическая наука — это наука практическая, служащая
решению жизненно важных задач. Политическая наука, по его мнению, должна
постигать истинное положение вещей, непосредственно наблюдая за фактами:
поведением политических лидеров, масс, их взаимодействием.
Метод политического реализма, который ввел в политическую науку Н.
Макиавелли, окончательно освобождает ее от религии.
Задачу политической науки он видел в том, чтобы выявить:
закономерности развития различных форм государства;
факторы их устойчивости;
- их связь с расстановкой политических сил;
- обусловленность политики экономическими, военными, географическими,
психологическими факторами[5].
Н. Макиавелли отделил политику и право от морали на том основании, что мораль
— это сфера вечного, а политика и право — сфера повседневных интересов.
Позднее политику, основанную на культе насилия, безнравственности, назвали
"макиавеллизмом".
Политика, по его мнению, не должна основываться на моральных принципах,
должна исходить из целесообразности, соответствовать опыту, практике,
конкретной ситуации. Политика подчинена достижению определенных целей,
которые ставят участники политических взаимодействий. Выбор цели зависит от
обстоятельств, а не от морали. Поэтому цель следует сообразовывать со
средствами, а средства — с обстоятельствами и результатами. Следовательно,
принцип относительности, по Н. Макиавелли, решает проблему соотношения целей
и средств в политике. "Государь, - отмечал мыслитель, - если он желает
удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в
жестокости. Учинив несколько расправ, он проявит больше милосердия, чем те,
кто по избытку его потворствует беспорядку. Ибо от беспорядка, который
порождает грабежи и убийства, страдает все население, тогда как от кар,
налагаемых государством, страдают лишь отдельные лица".
Однако использование коварства и насилия является, по Макиавелли, не
самоцелью, а неизбежным злом, направленным против еще большего зла.
Прогрессивное по методологической основе политическое учение Макиавелли
несло на себе отпечаток эпохи. Это особенно ярко выразилось во взглядах
Макиавелли на методы осуществления государственной власти, способы и приемы
политической деятельности.
В произведениях Макиавелли политика не только отделялась от морали, но и
противопоставлялась общераспространенным представлениям о должном и
недолжном, постыдном и похвальном, человечном и бесчеловечном, позорном и
почетном. Деятельность государства он исследовал как такую сферу проявления
интересов, чувств, настроений людей, социальных общностей и правительств, в
которой действуют особые правила, не тождественные нормам морали,
регулирующей отношения между частными лицами. Поступки основателей
государств, завоевателей, узурпаторов престола, создателей законов,
политических деятелей вообще, рассуждал Макиавелли, должны оцениваться не с
точки зрения морали, а по их результатам, по их отношению к благу
государства.
Макиавелли стремился обосновать несовместимость политических правил и
элементарных норм морали и их принципиальную противоположность.
Государства, писал Макиавелли, создаются и сохраняются не только при помощи
военной силы; методами осуществления власти являются также хитрость,
коварство, обман. "Надо знать, что с врагом можно бороться двумя способами:
во-первых, законами, во-вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй
— зверю; но так как первого часто недостаточно, то приходится прибегать и ко
второму. Отсюда следует, что государь должен усвоить то, что заключено в
природе и человека, и зверя... — поучал Макиавелли. — Из всех зверей пусть
государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса — волков,
следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву,
чтобы отпугнуть волков".
Государственный деятель не должен быть всегда верен договорам: "Мы знаем по
опыту, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался
сдержать данное слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца... Разумный
правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это
вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание".
Идеалом государственного деятеля, которым Макиавелли восхищался, был герцог
Романьи Чезаре Борджиа, стремившийся расширить свои владения вероломными и
жестокими способами, типичными для феодалов эпохи позднего средневековья.
Ссылаясь на деяния романского герцога и ставя их в пример, Макиавелли писал,
что для укрепления и расширения государства политик должен уметь решаться на
великие, виртуозные злодейства, подлости и предательства, требующие, как он
считал, мужества, геройства, широты души. В политике единственным критерием
оценки действий правителя государства является укрепление власти, расширение
границ государства. Для достижения этой цели правитель должен использовать
все средства, в том числе аморальные: "Пусть обвиняют его поступки, лишь бы
оправдывали результаты, и он всегда будет оправдан, если результаты окажутся
хороши".
При всем том, учил Макиавелли, вероломство и жестокость должны совершаться
так, чтобы не подрывался авторитет верховной власти. Отсюда вытекает одно из
излюбленных Макиавелли правил политики: "Людей следует либо ласкать, либо
изничтожать, ибо за малое зло человек может отомстить, а за большое — не
может". "Следует или вовсе не обижать никого, или удовлетворять своей злобе
и ненависти одним ударом, а потом успокоить людей и возвратить им
уверенность в безопасности". Лучше убить, чем грозить, — грозя, создаешь и
предупреждаешь врага, убивая — отделываешься от врага окончательно. Лучше
жестокость, чем милосердие: от наказаний и расправ страдают отдельные лица,
милосердие же ведет к беспорядку, порождающему грабежи и убийства, от
которых страдает все население. Лучше быть скупым, чем щедрым, — щедрый
обирает многих, чтобы одарить немногих, скупым же недовольны немногие, а
народ не обременен излишними поборами. Лучше внушать страх, чем любовь, —
любят государей по собственному усмотрению, боятся — по усмотрению
государей, мудрому правителю лучше рассчитывать на то, что зависит от него.
Все обиды и жестокости надо учинять разом: "Чем меньше их распробуют, тем
меньше от них вреда; благодеяния же полезно оказывать мало-помалу, чтобы их
распробовали как можно лучше". Дела, неугодные подданным, государи должны
возлагать на других, а угодные — исполнять сами.
Рекомендуя правителям государства в зависимости от того, куда дует ветер
фортуны, "по возможности не удаляться от добра, но при надобности не
чураться и зла", Макиавелли в то же время советовал государям притворяться
носителями нравственных и религиозных добродетелей. В государственной
деятельности, поучал Макиавелли, "всегда в выигрыше оказывался тот, кто имел
лисью натуру. Однако натуру эту надо еще уметь прикрыть, надо быть изрядным
обманщиком и лицемером". "Самое главное для государя — постараться всеми
своими поступками создать себе славу великого человека, наделенного умом
выдающимся... Каждый знает, каков ты с виду, немногим известно, каков ты на
самом деле, и эти последние не посмеют оспорить мнение большинства, за
спиной которого стоит государство".
Эти и аналогичные рекомендации Макиавелли черпал из современной ему
политической практики.
В период позднего средневековья феодальные отношения во всех странах
образовывали запутанный клубок прав и обязанностей, порождающий
непрекращающиеся конфликты феодалов, непрерывную борьбу между королевской
властью и вассалами, вереницу измен, предательских убийств, отравлений,
коварных интриг, прикрываемых поэтическим именем рыцарства, рассуждающего о
дворянской чести и дворянской верности.
Именно эту практику Макиавелли поднял на теоретический уровень "высокой
политики" и попытался дать ей своеобразные оправдания. Многие рекомендации
Макиавелли послужили практическим руководством для беспринципных политиков;
поэтому "макиавеллизм" стал символом политического коварства
[6].
Важным средством политики Макиавелли считал религию. Религия, рассуждал
Макиавелли, — могучее средство воздействия на умы и нравы людей. Именно
поэтому все основатели государств и мудрые законодатели ссылались на волю
богов. Там, где есть хорошая религия, легко создать армию. В Древнем Риме
"религия помогала командовать войсками, воодушевлять народ, сдерживать
людей добродетельных и посрамлять порочных". Государство должно использовать
религию для руководства подданными.
Макиавелли, однако, не одобряет современное ему христианство, проповедующее
смирение, самоуничижение, презрение к делам человеческим. "Религия античная
почитала высшее благо в величии духа, в силе тела и во всем том, что делает
людей чрезвычайно сильными. А если наша религия и требует от нас силы, то
лишь для того, чтобы мы были в состоянии терпеть, а не для того, чтобы мы
совершали мужественные деяния. Такой образ жизни сделал, по-моему, мир слабым
и отдал его во власть негодяям: они могут безбоязненно распоряжаться в нем
как угодно, видя, что все люди, желая попасть в рай, больше помышляют о том,
как бы стерпеть побои, нежели о том, как бы за них расплатиться". Макиавелли
порицал католическую церковь и духовенство: "Дурные примеры папской курии
лишили нашу страну всякого благочестия и всякой религии". Кроме того, писал
Макиавелли, католическая церковь держала и держит страну раздробленной. В
канун Реформации Макиавелли прозорливо предсказывал, что католическая религия
"близка либо к своей гибели, либо к мучительным испытаниям".
Рассматривая религию как одно из средств управления людьми, Макиавелли
допускал преобразование христианства так, чтобы оно служило прославлению и
защите отечества. Отличие его позиции от позиции приверженцев Реформации в
том, что образцом и основой религиозной реформы он считал не идеи
первоначального христианства, а античную религию, всецело подчиненную целям
политики. Не политика на службе религии, а религия на службе политики —
такой взгляд резко расходился со средневековыми представлениями о
соотношении церкви и государства.
В противоположность католическим богословам, стремившимся подчинить учение о
праве и государстве христианской этике, Макиавелли отделял политику от морали.
Политика (учреждение, организация и деятельность государства) рассматривалась
как особая сфера человеческой деятельности, имеющая свои закономерности,
которые должны быть изучены и осмыслены, а не выведены из св. писания или
сконструированы умозрительно. Такой подход к изучению государства был
громадным шагом вперед в развитии политико-правовой теории
[7].
В качестве средства регуляции Н. Макиавелли рассматривал религию, могучее
средство воздействия на умы и нравы людей. По этой причине мудрые
законодатели часто ссылались на волю богов: в Древнем Риме "религия помогала
командовать войсками, воодушевлять народ, сдерживать людей добродетельных и
посрамлять порочных".
Макиавелли отвергал современное ему христианство и считал необходимым
вернуться к античной религии: "Религия античная почитала высшее благо в
величии духа, в силе тела и во всем том, что делает людей чрезвычайно
сильными. А если наша религия и требует от нас силы, то лишь для того, чтобы
мы были в состоянии терпеть, а не для того, чтобы мы совершали мужественные
деяния"... По мнению Макиавелли, религия должна быть на службе у государства,
а не наоборот.
Произведения Макиавелли оказали громадное влияние на последующее развитие
политико-правовой идеологии. В них сформулированы и обоснованы главные
программные требования буржуазии: незыблемость частной собственности,
безопасность личности и имущества, республика как наилучшее средство
обеспечения "благ свободы", осуждение феодального дворянства, подчинение
религии политике и ряд других. Наиболее проницательные идеологи буржуазии
высоко оценили методологию Макиавелли, в особенности освобождение политики от
теологии, рационалистическое объяснение государства и права, стремление
определить их связь с интересами людей. Названные положения Макиавелли были
восприняты и развиты последующими теоретиками (Спиноза, Руссо и др.). Камнем
преткновения для этих теоретиков явились, однако, "макиавеллизм" и его
оценка.
Делались попытки противопоставить наиболее известную книгу "Государь", в
которой определяются "чрезвычайные меры" для объединения Италии, другим
произведениям Макиавелли, усмотреть противоречие между ними. Попытки
неудачны, поскольку другие его сочинения содержат такие же рекомендации,
причем специально оговорено, что способы усиления могущества государей и
республик тождественны. "Всегда, когда приходится обсуждать вопрос, от
которого единственно зависит спасение государства, — писал Макиавелли, — не
следует останавливаться ни перед каким соображением справедливости и
несправедливости, человечности или жестокости, славы или позора, — но
отбросив всякие соображения, решиться на то, что спасает и поддерживает
свободу".
Неудачны и попытки истолковать книгу "Государь" как обличительный памфлет
против тиранов, разоблачающий их повадки, либо представить "макиавеллизм"
как искажение подлинных идей Макиавелли.
Суть дела в том, что рассуждения Макиавелли о способах и приемах политической
деятельности предопределялись не только спецификой исторических условий того
времени, но и сущностью методов власти меньшинства, опирающегося на насилие.
Политика господствующих классов всегда стремилась найти идейную опору в
общественной морали и теоретическое обоснование в философии. Макиавелли поменял
местами опору и обоснование: его поиск теоретических основ эффективности
политики правящего меньшинства неизбежно привел к противопоставлению принципов
такой политики общепризнанным элементарным нормам морали, к обоснованию
конкретных рекомендаций, приноровленных к практике противостоящих народу
правительств. Именно поэтому труды Макиавелли оказали влияние не только на
развитие политико-правовой теории, но и на реальную политику ряда
государственных деятелей, одни из которых (Ришелье, Наполеон, Муссолини)
открыто признавали это влияние, другие же, следуя практическим рекомендациям
Макиавелли, его же лицемерно порицали ("Анти-Макиавелли" Фридриха II
Прусского). В одном из своих строго секретных писем для членов Политбюро ЦК
РКП(б) Ленин называл Макиавелли умным писателем по государственным вопросам,
справедливо говорившим о способах достижения известной политической цели
[8].
Список литературы
1. Большая советская энциклопедия. Т. 15. М., 1974.
2. Вайнштейн О. Л., Западноевропейская средневековая историография,
Макиавелли — Л., 1964.
3. Виллари П. Н. «Макиавелли и его время», пер. с итал., т. 1. М., 1969.
4. История политических и правовых учений: Учебник /Мухаев Р. Т. – М.:
Приор-издат, 2004.
5. История политических и правовых учений: Учебник /под ред. О. Э.
Лейста. – М.: Юрид. Лит., 1997.
6. Рутенбург В. И., Жизнь и творчество Н. Макиавелли. Л., 1973.
7. Санктис Д. Ф., История итальянской литературы, Макиавелли; пер. с
итал., т. 2, , 1964.
8. Строков А. А., История военного искусства, т. 1, Макиавелли, 1975.
[1] Большая советская энциклопедия. Т. 15. М., 1974, стр. 241.
[2] История политических и правовых
учений: Учебник /под ред. О. Э. Лейста. – М.: Юрид. Лит., 1997, стр. 129.
[3] История политических и правовых
учений: Учебник /Мухаев Р. Т. – М.: Приор-издат, 2004, стр. 139.
[4] История политических и правовых
учений: Учебник /под ред. О. Э. Лейста. – М.: Юрид. Лит., 1997, стр. 134.
[5] История политических и правовых
учений: Учебник /Мухаев Р. Т. – М.: Приор-издат, 2004, стр. 143.
[6] История политических и правовых
учений: Учебник /под ред. О. Э. Лейста. – М.: Юрид. Лит., 1997, стр. 138.
[7] История политических и правовых
учений: Учебник /Мухаев Р. Т. – М.: Приор-издат, 2004, стр. 145.
[8] История политических и правовых
учений: Учебник /под ред. О. Э. Лейста. – М.: Юрид. Лит., 1997, стр. 140.
|