: Рембрандт Харменс ван Рейн
: Рембрандт Харменс ван Рейн
РЕМБРАНДТ
Харменс ван Рейн
1606 - 1669
Голландия в 17-м веке была одной из самых богатых стран Европы. В её столицу
Амстердам стекались товары со всех концов мира. Разбогатевшие голландские
купцы и банкиры хотели, чтобы произведения искусства отражали всю их жизнь.
Живопись была в ту пору наиболее популярным и развитым видом искусства.
Каждый мало-мальски состоятельный голландец считал картину лучшим украшением
своего жилища. По словам современника, в голландских городах «все дома были
напичканы картинами».
Несмотря на то, что одни художники писали в основном портреты, другие -
жанровые сцены, третьи - натюрморты, четвертые - пейзажи, все они стремились
изображать окружающую жизнь реалистически: правдиво, просто, без прикрас. Это
им удалось, и многие из них прославились на века.
Но как ни высоко было мастерство голландских живописцев 17-го века, всех их
превзошёл своим великим искусством Рембрандт ван Рейн. Он велик удивительной
простотой и человечностью. Средствами живописи Рембрандт сумел, как никто до
него, раскрыть внутренний мир человека, его сложные душевные переживания.
Рембрандт родился в голландском городе Лейдене в семье мельника. Отец хотел,
чтобы он стал учёным, но юноша нашёл своё призвание в живописи. Он переехал в
Амстердам, и скоро к нему пришёл большой успех .Ему заказывали много картин и
портретов. Но шумная слава никогда не привлекала Рембрандта. Он не стремился
угождать богатым горожанам. И чем серьёзнее и глубже становилось его
искусство, тем меньше нравилось оно богатым, самодовольным заказчикам.
. Он писал то, что наблюдал в жизни, и всё, что он изображал, становилось
необычайно поэтичным. Это чудо совершала кисть великого мастера. В картинах
Рембрандта господствует полумрак, и мягкий золотистый свет выделяет из него
фигуры. Сами краски, словно согретые внутренним теплом, мерцают , как
драгоценные камни. «Изгнание торгующих из храма" (1626 ДЕРЕВО, МАСЛО 43 х
33). было написано Рембрандтом в двадцатилетнем возрасте. Некоторые черты
этого произведения говорят о неопытности начинающего мастера, хотя многое уже
предвещает его будущие шедевры. Нетрудно заметить в картине профессиональные
огрехи: ошибки в перспективе и в пропорциях. Однако уже сам выбор сюжета —
свидетельство независимых устремлений молодого живописца. Вопреки
привязанностям большинства голландских живописцев к бытовому жанру, он
обращается к исторической картине на библейский сюжет и пишет ее с
непривычным для „малых голландцев" драматическим накалом страстей.
Воссозданные на полотне крайние эмоциональные состояния — страха, ужаса,
гнева — свидетельство раннего интереса художника к внутреннему миру чело
века. Это несколько гротескное заострение душевных проявлений и было исходной
точкой в творческом пути Рембрандта, который привел его в дальнейшем к
открытию многоплановой жизни человеческой души. Наконец, важно и то, что уже
здесь молодой живописец стремится к воссозданию не только характеров, но и
нравственных проблем. Изображая библейский сюжет изгнания Христом торговцев и
менял из храма, Рембрандт отстаивает мысль о несовместимости суетной погони
за жизненными благами с высоким предназначением человека.
Кухня" Рембрандта — самый выдающийся рисунок голландской школы. С XVIII
столетия до середины 1930-х годов этот лист был известен под названием
„Блинщица". Его новое определение — „Кухня" — предложила В. М. Невежина,
которая увидела в композиции интерьер кухни в доме самого Рембрандта на улице
Бестрат в Амстердаме, а в главных персонажах рисунка — изображения Хендрикье
Стоффельс и ее маленькой дочери Корнелии.
Произведение зрелого Рембрандта, эта композиция раскрывает его мастерство
рисовальщика, его индивидуальное видение мира, его ощущение жизни.
Исполненный бистром в традиционной технике пера и размывки, лист построен на
сочетании немногих скупых линий и тонких переходов светотени. Мерцающая,
глубокая и прозрачная, она преобразует прозаическую сцену лиричный образ.
Картины и гравюры Рембрандта гораздо шире известны публике, нежели его
рисунки, остававшиеся на протяжении долгого времени предметом интересов
небольшого круга собирателей и знатоков. Между тем фигура Рембрандта-
рисовальщика ни в чем не уступает Рембрандту-живописцу или офортисту. Рисунки
мастера, сохранившиеся в огромном количестве — около 1700 листов, составляют
автономную область его творчества. И одной из самых замечательных
особенностей рембрандтовских рисунков является их способность делать зрителя
свидетелем и соучастником рождения художественной мысли гениального мастера.
К числу таких листов относится и небольшая зарисовка „Женщина с
ребенком"(1650-е гг. БУМАГА, БИСТР, ПЕРО. 11,1 х 9,7).
Исполненная тростниковым пером, она сохраняет всю свободу и
непосредственность мгновенного наброска с натуры или по памяти, когда рука
художника едва успевает наметить главные линии. Вместе с тем в графических
произведениях зрелого Рембрандта даже самые, казалось бы, приблизительные
очертания наделены огромной силой обобщения. Может быть потому в маленьком
наброске, принадлежащем музею, так поражает умение передать несколькими
штрихами не только позу и облик женщины, но и душевное состояние и даже ту
атмосферу любви и доверия, которая словно окутывает ее и ребенка.
Рембрандт ценил в человеке не знатность, не богатство, не внешнюю красоту, а
способность мыслить, чувствовать, переживать. Любимыми героями произведений
Рембрандта были простые люди. На его полотнах человек радуется, скорбит,
печалится, страдает.
В необычайно волнующих и проникновенных портретах Рембрандта как бы ощущаешь
прожитую человеком жизнь. Изображая своих близких, друзей, нищих, стариков,
каждый раз с удивительной зоркостью передавал он изменчивые душевные
движения, живую трепетность выражений лица, смену настроений.
Портрет пожилой женщины, по традиции (но без достаточных оснований),
именуемый „Портретом жены брата", написан Рембрандтом в поздний период его
творчества, когда были созданы самые прославленные из его портретных работ.
Моделями для многих из них служили либо друзья художника, либо люди из
близкого ему круга. В таких портретах исчезает привычная дистанция,
отделяющая художника от портретируемого, и между ними устанавливается та
степень доверительного взаимопонимания, которая составляет основу для
проникновенного раскрытия внутреннего мира модели. Среди рембрандтовских
портретов 1650-х годов портрет из нашего собрания выделяется особой
концентрированностью образного и композиционного замысла. Светом выхвачены
лишь лицо и верхняя часть фигуры; сложенные руки, обычно столь выразительные
у Рембрандта, спрятаны в рукава. Темно-красный платок, обрамляющий голову,
подчеркивает богатство пластической нюансировки лица и одновременно усиливает
впечатление отъединенности героини от окружающего, ее полную погруженность в
свой внутренний мир. Произведение это принадлежит к тому типу рембрандтовских
работ, которые называют портретами-биографиями. Женщина изображена здесь в
состоянии особой внутренней сосредоточенности, когда мысль и чувство слиты
воедино и размышление предстает в ореоле тончайших эмоциональных оттенков, а
глубокое переживание неотделимо от той мудрости, которая воспринимается как
итог прожитой жизни. И сама рембрандтовская живопись, его знаменитая
светотень — контрасты мрака и света, динамика их сложнейших градаций от
прозрачных теней до пламенеющих цветовых рефлексов — выступает как зримое
воплощение духовного богатства человеческой личности.
Одна из его поздних картин - «Возвращение блудного сына». Здесь изображён
человек, который когда-то покинул отчий дом и после долгих лет
скитаний, нищеты, унижений вернулся к отцу. И престарелый отец, ослепший от
горя, прощает его, обнимая дрожащими руками.
К самым значительным созданиям позднего пери ода его творчества принадлежит
картина „Артаксеркс, Аман и Эсфирь"(1660
ХОЛСТ, МАСЛО, 73 х 94).. Ее сюжет — эпизод библейской легенды о царице
Эсфири, обличившей перед своим супругом, персидским царем Артаксерксом,
коварные замыслы его приближенного Амана, грозившие уничтожением целому
народу. Скупые, но красноречивые жесты и позы персонажей раскрывают
драматический конфликт между ними. В картине царит напряженная атмосфера
ожидания. Только что закончила свое слово Эсфирь, Артаксеркс устремил взгляд
перед собой, рука его готова поднять жезл; под грузом обвинений согнулся
Аман. Сжавшись, он ожидает приговор царя. Торжество правды, осуждение зла,
воодушевленность Эсфири и подавленность Амана выражены в картине через
сложные сопоставления света, тени и цветовые оттенки. Фигура Эсфири озарена
сиянием, ее одежда с длинным шлейфом сверкает, как если бы она была покрыта
драгоценны ми камнями. В глубокую тьму погружен Аман. Рембрандт достигает
удивительной глубины в передаче внутренней жизни своих героев, их духовной
энергии. В напряженной эмоциональной среде картины оттенки света и цвета
воспринимаются как аналоги духовных и этических ценностей.
Рембрандт был не только живописцем, но и выдающимся мастером офорта.
Рембрандт Харменс ван Рейн последние годы жил в нищете, забытый всеми. Никто
из богатых заказчиков и не вспоминал уже о великом голландском художнике. В
беднейшем квартале Амстердама нередко встречали его - одинокого старика, чья
ветхая одежда была запачкана красками. Но суровые жизненные испытания не
сломили его. Он продолжал упорно работать и писал так, как подсказывало ему
сердце
Подготовила Конышева Екатерина 6 класс
|