рефераты курсовые

Экономическое развитие Тобольской губернии в первой половине 19 века - (диплом)

p>Правительство ещё в царствование Петра I пыталось организовать для китайской торговли компанию наподобие Ост-Индской, а кяхтинские купцы сами объединились в общества, которых к 1800 году насчитывалось шесть: Московское, Тульское … и Тобольское (назывались по принадлежности к губернии). Причиной создания компаний было то обстоятельство, что купцы не имели достаточных капиталов для торговых операций, а назывались компаниями, потому, что каждая сначала торговала“особенными”товарами, которых не было у остальных: например, Тобольская и Иркутская привозили белку, песцов, лисицу, мерлушку и юфть. 2 [2Щеглов И. В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири (1032-1882г. г. ). Сургут, 1993. С. 214. ]

Русско-китайская торговля носила меновой характер. По правилам 1800 года мена с китайцами производилась исключительно товарами по ценам, назначавшимися с общего согласия купечества, избранными с обеих сторон представителями– “компаньонами”. Покупка и продажа товаров за деньги была строго запрещена. Вести торговлю с Китаем могли только русские подданные. 3 [3Кинипина Н. С. Политика русского самодержавия в области промышленности. М. ; 1968. С. 106. ]

В 1824 году вышел указ о запрете свободной торговли с Азией4 [4ПСЗ. Т. XXVI. С. 252. ], который преследовал понизить цены китайских товаров и повысить цены на российские, а также оградить российские товары от конкуренции. Западно-Сибирским торговцам представили некоторые льготы в азиатской торговле: с 1829 года купцам третьей гильдии дозволено было право заграничной азиатской торговли5 [5 ПСЗ. т. XXVI. С. 304. ]Это же право в 1835 году было распространено и на крестьян, торговавших по свидетельствам третьего класса. 1 [1 ПСЗ. т. XXVI. С. 510. ]

В 1855 году устанавливалась свободная торговля с Китаем по “вольным”ценам, разрешалась покупка китайских товаров на золотую и серебрянную монету, правда в определённых размерах, не более 1/3 ценности мануфактурных товаров. 2 [2 ПСЗ. Т. XXVII. С. 90. ] В Ритчевский рассматривал таможенно-тарифную политику правительства. Вот что он отмечал: “…Со времени Екатерины II постепенно сглаживаются крайности покровительства и опёки промышленности и торговли, и главным средством поощрения их становилось регулирование тарифов. В 1800 году был значительно усилен таможенный тариф 1797 года, а в 1801 году, со вступлением на престол Александра I, последовали многие облегчения. Для установления равновесия между вывозом и привозом в 1810 году издан тариф строго запретительского характера. Только после 1815 года таможенная политика резко изменилась, что особенно выразилось в новом, чрезвычайно свободном тарифе 1819г. –это был самый низкий тариф, который Россия когда-либо имела, по которому разрешены были к ввозу все ранее запрещенные товары, с наложением на них умеренных пошлин. По поводу этого тарифа Канирин заявил: “…тариф убил русскую промышленность. В этой связи правительство в 1822г. возвращается к прежней запретительной системе.

При дальнейших переработках тарифа до 1850г. продолжали придерживаться строго охранительной системы. С изданием тарифа 1850г. правительство перешло к более умеренной охранительной системе: промышленность поощрялась уменьшением пошлин на главные фабричные материалы, понижались пошлины, проносящие вред правильной торговле”1 [1Ритчевский В. Торговая, таможенная и промышленная политика России со времен Петра Великого до наших дней. С-Пб. , 1909. С. 74-75. ].

Таможенно-тарифная политика нашла протекционисткий характер. Она преследовала цель– закрыть доступ в Россию иностранным товарам.

В 1754-56г. г. были приняты законы, превращавшие винокурение в заповедное поле предпринимательства казны и дворян. 2 [2 ПСЗ. т. XXXV. С. 231. ]В первой трети 19 в. винными откупщиками и арендаторами казенных заводов в Тобольской губернии были, главным образом, предприниматели из центральных губерний России.

В 1819г. были отменены винные откупа, продажа вина передана в казенное управление. Такой порядок держался до 1827г. 3 [3 Сборник постановлений Министерства Народного просвещения. С-Пб. , 1860. С. 323. ] Это означало признание властями кризиса прежней системы казенных поставок. В 1843г. частным лицам разрешалось устройство винокуренных заводов в Сибири, а казенные заводы стали сдаваться в аренду. 4 [4 ПСЗ. т. XXXVI. С. 95. ] Продажа казенного вина отдавалась на откуп купцам и отставным чиновникам. В 1847г. откупная система преобразовывалась в систему акцизно-откупного комиссионерства, предусматривающую отдачу с торгов права на сбор акциза с владельца водочных заводов, содержателей трактиров, харчевен… Откупщикам, получившим на торгах право сбора акциза, предоставлялась и монополия на оптовую и розничную торговлю вином на подведомственной территории. 5 [5Мариупольский А. М. Оптовая торговля вином в Западной Сиб. (60-80г. г. 19в. )//Предприниматели и предпринимательство в Сиб. (18– нач. 20в. ). Барнаул, 1995. С. 78. ] Для поощрения сибирской промышленности в 1839г. был утвержден указ о раздаче даром земель под фабрики и заводы, который гласил“…дозволяется частным лицам устраивать в Сибири винокуренные заводы на казенных и частных землях. Из казенных земель необходимое под заводы пространство должно отводиться только из пустых земель, никем незанимаемых и остающихся за удовлетворением местных жителей, без всякого полезного употребления. Заводы должны строиться в местах более изобилующих лесом и хлебом, но не имеющих способов к сбыту сего и сколько возможно отдаленных одно от другого, разрешая в каждом из сих мест построить не более одного завода. По устройстве завода на казенной земле взыскивать с владельцев оных, по соглашению с ними, особый акциз с каждого ведра выкуренного вина…”

Но Ядринцев в своей книге писал: “Но поощрение это не привело ни к чему, так как одних земель было мало, нужны были технически образованные, умелые взяться за промышленные предприятия, опытные рабочие руки и, наконец, понимание экономических нужд края”. 1 [1Ядринцев Н. М. Сибирь как колония. Сиб. , 1892. С. 353. ] Государственная политика носила противоречивый характер, когда с одной стороны принимались законы, стимулирующие развитие рыночных отношений, а с другой–правительство сохраняет сложную социальную структуру городского населения, проводя дифференцированную политику, то есть меры, направленные на развитие торговли и промышленности, принимались отдельно в рамках каждого предпринимательского сословия. Дифференцированность политики абсолютизма была направлена на разобщение интересов различных торгово-промышленных слоев. Самодержавие осуществляло такую политику, так как боялось, что свобода рыночных отношений может разрушить сословные перегородки, а это приведет к либерализации нарождающейся буржуазии и перераспределение власти в ее пользу.

    2. Реализация государственной экономической политики в
    Тобольской губернии

В 1796г. было проведено новое административное деление империи. Вся Сибирь разделена на две губернии Тобольскую и Иркутскую. В Тобольскую губернию вошли девять уездов: Тобольский, Тюменский, Туринский, Курганский, Ишимский, Ялуторовский, Тарский, Березовский, Сургутский. 1 [1 ПСЗ. Т. XXIV. С. 176. ] Наиболее крупным городом являлся губернский центр Тобольск. Основой его хозяйственного роста была торговля, в особенности пушниной, в обмен на товары, поступавшие из Европейской России. Кроме того, одним из главнейших производительных занятий жителей города было рыболовство.

“Торговыми вратами”Сибири в середине 19в. была Тюмень, занимающая пограничное положение между Европейской Россией и Сибирью, а также через Тюмень проходил главный коммерческий тракт всех сибирских караванов, торгующих с Кяхтою. Тюмень специализировалась на обработке животного сырья. Основу предпринимательства в Тюмени составило кожевенное производство, город по праву считался“кожевенным цехом” Сибири. 2 [2 Свод статистических сведений о городах Западной Сибири за 1848г. С. 72-74. ] Хозяйственными центрами своей округи являлись новые города Ишим, Ялуторовск, Курган. Эти города находились на юге Западной Сибири, в районе развития земледелия и животноводства. Названные города стали значительными центрами торговли хлебом в Западной Сибири. Промышленность в основном специализировалась на переработке растительного и животного сырья. Сосредоточение больших запасов хлеба в Ялуторовске и Кургане вызвало появление в этих городах и уездах предприятий по переработке зерна (мельниц, крупорушек). Промышленность Ишима состояла, главным образом, из салотоплеех заводов, так как в город доставляли сало, кожи, овчины из Петропавловска и его окрестностей.

Берёзов и Сургут –места сосредоточения торговли с северными инородцами. Берёзов последний пункт в котором закон позволял торговлю спиртными напитками, дольше на север ввоз водки был запрещён. Одним из основных занятий русских жителей северных городов было ведение рыболовческого хозяйства. 1 [1Клокман Ю. М. социально-экономическая история русского города вторая половина 18 века. М; 1967. С. 201. ]

Обширная территория Тобольской губернии не позволяла вести объективную статистику народонаселения. Этому препятствовали также частые миграции жителей городов и сельской местности. Поэтому точных данных о количестве жителей Тобольской губернии нет, в научной литературе существуют разные точки зрения. К середине 19 в. В Тобольской губернии насчитывалось 165 ярмарок и торжков, из них 19 в городах и 146 в округах, Наиболее крупная из них Васильевская ярмарка в Тюмени, учреждённая в 1845 году, Никольская в Ишиме и Обдорская ярмарка. 2 [2 Памятная книга Тобольской губернии за 1860. С. 147, 148. ] В Ишимском округе было 6 ярмарок; наиболее крупная в Абацком, куда съезжалось до 50 тыс. чел.

В Курганском 11 ярмарок и 48 торжков. Наиболее крупная ярмарка в селе Иновском. В Ялуторовском округе действовало 20 значительных ярмарок и 35 торжков. Для скупки сала, масла, кож приезжали иногородные купцы или их агенты. 3 [3Статистическое обозрение Сиб. , составленное Сиб-м Комитетом. С-П, 1854. С. 133, 134. ]

Разрозненность городов привела к образованию большого числа сельских ярмарок и торжков, расплодивших множество мелких торговцев, переезжавших с одного рынка на другой. Торговля по мелким торжкам и ярмаркам не могла явиться фактором централизации населения немногих городов.

В Тобольской губернии в 1836 году было 48, а в 1853 –81 ярмарка. Стоимость товаров, привезённых на ярмарки в 1836 году составила примерно 4 млн. 450 тыс. рублей, а стоимость проданных товаров– 2 млн. 320 тыс руб. 1 [1 Беседина О. Н... Резун Д. Я. Городские ярмарки Сибири 18 – первая половина 19в. Новосиб. , 1992. С. 81-82. ]

    Рост городского населения за 1825 – 1858 годы.
    Города
    1825
    1858
    Рост в %
    Тобольск
    Тюмень
    Берёзов
    Ишим
    Курган
    Тара
    Туринск
    Ялуторовск
    16882
    7727
    922
    1211
    1290
    432, 3
    2630
    1845
    15894
    10284
    1420
    2298
    3333
    4610
    3881
    2789
    Снижение
    33, 1
    154
    189, 7
    258, 4
    106, 6
    147, 6
    151, 2

Рост городского и сельского населения в Тобольской губернии в период 1825-1858 годы.

    Городское
    сельское
    1825 1858 увелич. в %
    1825 1858 увелич. в %
    50, 3 тыс. 74, 2 тыс. 147, 5
    539, 2 тыс. 947 тыс. 176, 6

За 33 года городское население увеличилось на Ѕ, а сельское больше, чем на Ѕ. Это привело к снижению удельного веса городского населения с 8, 5% в 1825 году до 7, 3% в 1858 году. 2 [2Подсчитано по данным Кабо Р. М. Города Западной Сибири. М. ; 1949. С. 153, 154, 156. ]

    Проследим динамику численности населения г. Тобольска.

Диаграмма свидетельствует о замедлении роста численности населения г. Тобольска1 [1Подсчитано с помощью данных Свода статистических сведений о городах Западной Сибири за 1848г. ]

О социальном составе жителей городов Тобольской губернии говорят следующие данные:

В Тюмени в 1822-1824годах насчитывалось 1721 домовладелец. Кроме 1013 домовладельцев купцов, мещан, цеховых в обывательской книге зарегистрировано 708 домовладельцев, не платящих подать в городе. Среди них 21 дворянин, 31 представитель духовного звания, 11 унтер-офицеров, 24 казака, 113 солдат, 287 ямщиков, 224 крестьянина2 [2 ГАТО, ф. И-2, оп. 1, д. 1014, л. 11-13. ]… Самым многочисленным контингентом городских обывателей были мещане. Они составили второе по численности после крестьянства сословие царской России и являлись основной частью населения городов Тобольской губернии. По данным четвертой ревизии (1782г. ) 44, 7% городского населения принадлежало к мещанскому сословию.

Рассмотрим динамику численности мещанского сословия Тобольской губернии:

Численность мещан с начала века до 20-х годов снижается, а с 20-х годов до сер. 19 столетия возрастает. 1 [1Диаграмма построена на основе данных, подсчитанных по материалам ГАТО, ф. И-2, оп. 1, д. 932, л. 157, Обзор Тобольской губернии за 1858г. ]

К середине 19в в Тобольской губернии насчитывалось 2. 232 представителя купеческого сословия, что составляло 33, 4% населения.

    Выясним изменение численности купеческого сословия:

Подсчитано по материалам ГАТО, ф. И-2, оп. 1, д. 932, л. 185, 187, 189 и Кабо Р. М. Указанное сочинение.

В первой четверти 19в. наблюдается сокращение численности купечества. С 1800г. по 1825г. она уменьшилась почти в 6 раз. Причину этого явления сами купцы видели прежде всего в экономической политике правительства, которое по их мнению плохо защищает отечественную промышленность и торговлю от конкуренции, а купечество от конкуренции торгующих крестьян, непомерно утяжеляет налоговый пресс.

Во второй четверти 19в. численность купцов начала расти. Причинами этого явились общая интенсификация экономической жизни страны, увеличение численности неподатных слоев–дворянства, чиновничества, военных. В силу своего происхождения и сословного положения, характера деятельности они были оторваны от натурального домашнего хозяйства и основную часть своих потребительских запросов удовлетворяли именно через рынок и базар; повышение товарности крестьянского хозяйства. Местная администрация была проводником экономической политики, которую осуществляла центральная власть. Местные органы контролировали хозяйственную жизнь города, задаваясь целью регламентировать все существовавшие виды торговой деятельности.

На соблюдение торговых прав горожан направлялись усилия местного чиновничества. Прежде всего за исполнением правил торговли наблюдали городские думы. Где их не было–ратуши, магистраты. Эти органы докладывали о результатах проверок казенной палате. 1 [1Рабцевич В. В. политика абсолютизма по отношению к городам Западной Сибири в 80-х годах 18–1-й четверти 19в. // Города Сибири (Экономика, управление и культура городов Сибири в досоветский период). Новосиб. , 1974. С. 193. ]

В компетенцию Городской думы входили надзор за правилами торговли, учет городского населения, запись в городские сословия, выдача купцам и мещанам паспортов и билетов на право отлучки по торговым делам и на промыслы, установление цен на продукты питания.

Городская дума осуществляла надзор за службой лиц, выбранных на должности, тем более, что многие купцы или мещане пытались“избегать” выполнения своих обязанностей перед государством. В обязанности думы входило предоставление в казенную палату ведомостей о ценах на продовольствие и фураж, о торговых ценах. С 1848г. дума должна была заниматься сбором статистических сведений.

Дума занималась формированием городского бюджета, на средства которого содержались все местные органы управления и выплачивалось жалованье чиновникам (государственное жалованье получали только полицейские чиновники). 1 [1 ПСЗ. Т. XXXVIII, С. 125. ] Наибольшие отчисления в городской бюджет шли с “питейных” прибылей. В Тюмени в конце 18-начале 19в. они составили от 285 до 300 рублей. 2 [2 ГАТО, ф. И-2, оп. 1, д. 209, л. 15. ] А также бюджет пополнялся за счет отчислений от сферы мелкой торговли и услуг. Городской бюджет г. Тюмени получал с торгующих крестьян по свидетельствам до 23 рублей, с разносчиков лакомств 25 рублей, примерно столько же давали городу гостинные и постоялые дворы. 3 [3 ГАТО, ф. И-2, оп. 1, д...209, л. 20-21. ] В 1840г. городской бюджет Тюмени составил 12тыс. 50 рублей. 4 [4Рабцевич В. В. Сибирский город в дореформенной системе управления. Новосиб. , 1984. С. 78-80. ]С 1845г. в Тюмени начала действовать ярмарка, получившая название Васильевская. Это сказалось на благосостоянии города, доходы которого стали расти. Городские магистраты выполняли следующие функции: выдача свидетельств на получение горожанами подрядов; наблюдение за тем, чтобы в городе не продавались иностранные товары без таможенного клейма; ревизия винных и соляных магазинов; составление еженедельных ведомостей об опротестованных векселях; отчитывались о городских доходах и расходах перед казенной палатой; проверяли мещанские книги по торговле; осуществляли надзор за соблюдением правил купеческой торговли; раскладка государственных и земских городских сборов; надзор за продажей вина и соли; контроль цен на съестные припасы, фураж и провиант; предоставляли сведения о хозяйственной жизни города; наказывали за отлучку из города без разрешения. При магистрате действовали городские словесные суды, которые решали споры о денежных займах, имущественном ущербе, о подрядах, расчетах между купцами, иногда их называли“торговыми судами”. 1 [1Рабцевич В. В. Сибирский город в дореформенной системе управления. Новосиб. , 1984. С. 78-80. ]

Казённая палата учитывала сборы, составляла реестры о доходах и расходах казначейства, заботилась о доставке и сохранении сборов, осуществляла монополию торговли вином и солью.

В уездах эти функции выполняли уездные казначейства, которые подчинялись казённой палате и отсылали туда ведомости о собранных доходах и недоимках. Свидетельства на торговли и промыслов, билеты на лавки, магазины и другие торговые заведения выдавались в уездных казначействах после взноса установленной пошлины, свидетельства и билеты имели силу в городе, где они выдавались и в его предместии или уезде. Действительны они были со дня выдачи до 1 января следующего года.

Уездное казначейство составляло списки тех, кому были выданы билеты или свидетельства. Один экземпляр отсылали в Городскую думу или ратушу, а другой хранился в Казённой палате, где составлялись общие списки по всей губернии и один экземпляр такого списка отправлялся в министерство финансов. 2 [2 ГАТО, ф. И-2, оп. 1, д. 1256, л. 41-43. ] Городская полиция следила за порядком торговли; наблюдала за качеством измерительных приборов; взыскивала недоимки; объявляла о торгах, где заключались договоры на казённые подряды и поставки; принимала меры к соблюдению винной монополии и монетной регалии государства; следила, чтобы в городе не было лавок без выданных на то разрешений; осуществляла сбор денег с иногородных купцов. В 1823 году городская полиция Тюмени ликвидировала перекупку сельскохозяйственных продуктов с целью прекращения спекуляции. Также надзор за выполнением правил торговли осуществляли выборные от города должностные лица: общегородские и частные маклеры, нотариусы, смотрители“неуказных” торгов и торговых рядов, альдерманы. 1 [1Рабцевич В. В. Управление городами в Сибири последней четверти 18-первой половины 19в// Сибирские города 17-нач. 20 в. , Новосиб... 1981. С. 77-79. ] По указу губернского правления городничие и стряпчие с 1815 года ежемесячно производили“свидетельствование”вина в складах казённого и заготавливаемого откупщиками на собственные средства. О результатах проверок они“доносили”Казённым палатам. Попутно они причисляли откупщиков в гильдии, соответствующие сумме содержимых ими сборов, так как многие предпочитали записываться в более низкую гильдию, чтобы платить меньший налог. 2 [2 ТФ ГАТО, ф. И-329, оп. 4774, л. 81-82. ] Значение купечества 1-й половины 19 в. заключается в его социальной и личностной мобильности, которая связана с характером различных казённых и городских служб, которые они несли вследствие немногочисленности коронной бюрократии и почти полного отсутствия дворянства. Явившиеся наиболее состоятельными членами городской общины купцы занимали ключевые посты в системе городского самоуправления, которые требовали образования (грамоты), имущественной ответственности за казённую службу. Они были бургомистрами, ратманами, президентами магистрата, городскими головами, “счётчиками” у винной и соляной “продажи”, при сборе подушных денег, оценивали казённую пушнину, работали на таможнях. 1 [1Рабцевич В. В. социальный состав органов городского самоуправления западной Сибири в 80-х гг. 18-1-й четверти 19в. // История городов Сибири досоветского периода (17-нач. 20в. )– Новосиб. : Наука, 1977. – С. 369. ]

Для сибирского купечества характерно активное сочетание торговой деятельности с занятием высоких должностей в городском самоуправлении. Занятие купцами высоких должностей сказывалось благоприятно на торговой деятельности их самих и их родственников. Купец, который исполнял службу“с похвалою” получал признание общества и правительства, мог просить присвоения звания “именитого” и “потомственного почётного гражданина”. Также среди сибирских купцов выделялись “первостатейные”коммерсанты. Эти категории купечества проживали в основных торговых пунктах Тобольске, Тюмени и др. Они монополизировали оптовую торговлю, откупа крупных казённых подрядов и внешний торг со странами Средней Азии и Китаем. 2 [2Шахеров В. П. Экономико-правовые аспекты классово-сословной структуры сибирского города в период позднего феодализма// Экономическая политика царизма в Сибири в 19-начале 20в. Иркутск, 1984. С. 17-18. ]

На руководящих постах городского управления с 1786 г. по 1824 г. в Тобольске находились наиболее состоятельные представители городской верхушки или члены их семей: дважды должность городского головы занимали купцы 1-й гильдии Ширков, Селиванов, отец и сын Пиленковы, Кремлёв. 3 [3ТФ ГАТО, ф. И-8, оп. 1. д. 2, л. 39, 214-215. ] В Тюменском самоуправлении господствовали целые семейные корпорации: Аласины (отец и три сына, купцы 2-й гильдии)– владельцы кожевенных заводов и торговых лавок; Прасоловы – купцы второй гильдии, обладатели кожевенных предприятий. 4 [4 ГАТО, ф. И-2, оп. 1, д. 507, л. 86, 89. ] Причины постоянной протекции городских органов Тюмени кожевенному производству в том, что все городские головы Тюмени этого периода имели собственные кожевенные заводы.

Используя своё положение в городских органах управления, местные купцы “отстаивали” свои интересы перед “десантом”приезжих купцов. Так приезжим запрещалось производить оптовые покупки продовольствия и товаров, пока их не сделают местные купцы. В некоторых городах приезжим купцам разрешалось торговать лишь на 2-й или 3-й день ярмарки. В 1814 году генерал-губернатор Сибири Пестель запретил торговать иногородним купцам без билетов от думы. В то же время устанавливалась выдача видов на право выезда в ясачные волости и заверена в думе книга для фиксирования выдачи билетов и какое количество скота дозволено купить (в одни руки дозволялось покупать по 500 и более). 1 [1 ТФ ГАТО, ф. И-329, оп. 4774, д. 153, л. 25, 28. ] Действуя в русле политики абсолютизма, местные власти должны были осуществлять регламентацию всех сторон жизни торгово-промышленного населения как форму социального и податного надзора, сохраняя сложную корпоративную структуру общества.

В городах действовали подробные правила, определяющие объём торговых прав каждого городского сословия. Льготы представлялись наиболее зажиточным торговым слоям.

В 1800 г. по требованию губернского прокурора губернское правление издало указ о запрещении торговли на ярмарках купцам третьей гильдии. Самовольно выехавшие на ярмарки насильно высылались на места прописки. Своё решение правление аргументировало необходимостью стимулировать объявление торговцами настоящих капиталов, отсутствие которых могло бы принести убыток казне при взимании процентных платежей. 2 [2 ТФ ГАТО, ф. И-329, оп. 4774, д. 98, л. 61-63. ] Специально командированные чиновники допускали к приобретению лавок в гостиных дворах, рядах, на торговых местах, частных рынках, а также в тех домах, где лавки устроены целыми линиями, только купцов и мещан, тем самым ущемляя права других торговых сословий. 1 [1 ГАТО, ф. И-2, оп. 1, д. 1257, л. 70-71. ] Торгующие в городе крестьяне подчинялись магистратам и ратушам в окрестностях городов.

В 1822 году тобольское губернское правление издало указ об улучшении учёта крестьянской торговли в городах“и вообще по торговле, чтобы никто не пользовался правом, ему не принадлежавшим. ”Для крестьянской торговли в городе существовали определённые дни и часы. Объём крестьянской торговли регулировался установленным перечнем товаров. Для торговли в городе крестьяне должны были брать свидетельства с платежом соответствующих пошлин. 2 [2 ГАТО, ф. И-2, оп. 1, д. 1009, л. 90. ] Местные власти заботились о качестве товаров, продаваемых в лавках и магазинах. Генерал-губернатор Чичерин повелел полицейскому присутствию: “…запечатать все мучные лавки Тобольска и не только из каждой лавки, но из каждого закрома, взять муку, испечь пробные хлебы и ко мне представить. Привозную муку для продажи на базаре, не учиня апробации печением хлеба, продавать запретить. ”

Чичерин строго следил за соблюдением плана застройки города Тобольска, чем иногда ущемлял деятельность торгового населения. Он дал распоряжение полицмейстерской конторе следить за исполнением плана застройки: “На базаре, где никакого строения производить не повелено, построена лавочка, которую нужно сегодня же разломать и взыскать с хозяина штраф 10 рублей. ”3 [3 О распорядках Чечерина в Тобольске. Тоб-к, 1891. С. 21, 25. ] С 1816 года на генерал-губернатора возлагалась проверка сельских магазинов, так как выяснилось, что нередко начальники магазинов доставляли неверные ведомости о наличии хлеба в магазинах. Сибирский генерал-губернатор издал указ, по которому каждый магазин за несвоевременное предоставление сведений облагался штрафом в 25 рублей, при чём штраф удваивался при каждой неуплате и если ведомость составлена с ошибками.

Проявлением заботы “о делах торговых” стали “Подтвердительные правила о свободе внутренней торговли в Сибири”, изданные генерал-губернатором Сперанским в 1820 году. До Сперанского сибирская торговля была особенно сильно стеснена как законодательно, так и произволом местных властей. Каждая река, всякий город, власть требовали оплаты за провоз товаров, прогон скота. Население одной губернии и даже округа не имело права продавать хлеб, скот и лес за их пределы без особого разрешения властей. Сперанский писал, что“вся почти внутренняя торговля поставлена в зависимости и в произвольном распорядке земских чиновников. ”1 [1 Завалишин И. Описание Западной Сибири. Т. 1. М. , 1862. С. 571-572. ] Каждая статья этих правил была основана на жалобе или происшествии, обнаруженным следствием. В частности, идя на встречу иногородцам, которые жаловались на раззорительную торговлю чиновников, устанавливающих“непомерно”высокие цены на товары первой необходимости, Сперанский вводит положение о запрете чиновникам торговать с ясачными и заниматься заготовкой хлеба для казённых магазинов. Хлеб должен был продаваться с торгов на основании общих правил. Если крестьян, продающих хлеб, на объявленные торги являлось мало, то разрешалось каждой воинской части или винокуренному заводу посылать своих комиссионеров в сёла, где они могли купить хлеб.

От городской и волостной полиции требовалось и не дать ни малейшего стеснения внутренней торговле. Запрещалось препятствовать привозу продуктов сельского хозяйства в города или селения и продаже их по вольным ценам. Все продукты одного округа или губернии разрешалось свободно доставлять и продавать в других местах.

“Подтвердительные правила” содержали пункт о праве свободной торговли как своим, так и покупным скотом. 1 [1Исторические сведения о деятельности графа М. М. Сперанского в Сибири с 1819 по 1822 (собраны В. Вагиным). С-П, 1872. Т. 1 С. 432-434. ]

Никто не должен был спрашивать особого разрешения на прогон скота по трактовым или проселочным дорогам. Эти правила открывали простор развитию торговли сельскохозяйственными продуктами.

Значение этих правил заключается в том, что они положили начало свободы внутренней торговли в Сибири, устранив местные ограничения и до издания свода законов имели силу местного закона.

Местная администрация находилась в зависимости от центра и внедряла дифференцированную политику абсолютизма. Проводя в жизнь социально—экономическую политику самодержавия, местные органы власти направляли свою деятельность на стимулирование торговли (Подвердительные правила о свободе внутренней торговли в Сибири), чтобы удовлетворить фискальный интерес государства, то есть была политика“дозированного”рынка, цель которой заключалась в сохранении незыблемости устоев сословной империи.

    ГЛАВА II. Участие городских предпринимательских слоев
    в экономической жизни региона
    1. Торговое предпринимательство

Первая половина 19в. –это период динамического формирования рыночных отношений в провинциях Российской империи. Этот процесс в европейской части России начался еще в 17в. , заложив основы всероссийского рынка.

В силу объективных обстоятельств, а именно удаленности Сибири от центральной России, развитие капитализма здесь началось позднее. Важным шагом, ускорившим этот процесс стало строительство Сибирского (Московского) тракта. Первоначальное накопление капитала шло в сфере торговли и ростовщичества. Ряд причин этого явления кроется в многоукладности экономики. Коренным народам севера Тобольской губернии был присущ натурально-патриархальный уклад, мелкотоварный господствовал в деревне и домануфактурный характер производства в городах (лишь кожевенное производство в 1809-10г. г. вышло на мануфактурный уровень производства).

Такое переплетение социально-экономических укладов стало возможным в связи с особенностями геополитического положения Тобольской губернии: большая протяженность территории, огромные массивы неосвоенных земель, слабая концентрация населения, малочисленность городского населения (2-55 проживало в городах), богатые лесные ресурсы, наличие множества водных путей сообщения и в то же время недостаточность удобных сухопутных дорог (что затрудняло транспортировку грузов) отдаленность от европейской части России и вместе с тем близость к азиатским народам. 1 [1Шпалтаков В. П. Особенности первоначального накопления капитала в Сибири в 1-й половине 19в// Роль Тобольска в освоении Сибири. Тобольск, 1987. С. 66, 67. ] Переплетение различных укладов дороговизна жизни, суровость климата привели к тому, что разные формы торговли развивались параллельно, не конкурируя, не подавляя, а дополняя друг друга.

Более высокие нормы прибыли в сибирской глубинке по сравнению с центром стороны при продаже промышленных товаров, созданных в Европейской России или за рубежом; отсутствие конкуренции со стороны местной слаборазвитой промышленности позволяло торговцам произвольно устанавливать высокие цены на продаваемые товары; применение неэквивалентного обмена в торговых операциях с коренными народностями севера; сбыт некачественных товаров; скупка местного сырья; торгово-ростовщические операции в вино - водочной отрасли и торговле зерновыми культурами; неразвитость капиталистических отношений, узость внутреннего рынка и мелкотоварное крестьянское хозяйство с его отсталым производством и хроническим безденежьем–все это говорит о том. Что данный регион представлял собой благоприятную почву для накопления первоначального капитала.

Развитие товарно-денежных отношений создало в Сибири внутреннюю базу формирования предпринимательских слоев населения свыше 2/3 всех крупных предпринимателей здесь составили местные уроженцы.

Выполняемые городами административные функции обусловили наличие в составе городского населения группы чиновников. По количеству жителей, примыкающей к этой группе, выделялись прежде всего губернские и уездные города, такие как Тобольск и Тюмень. 2 [2Бойно В. П. Крупная буржуазия Тюмени во второй половине 19в. // 400лет Тюмени: история и современность. Тюмень, 1986. С. 74. ]

Чиновники не являлись доминирующим источником в формировании предпринимательских слоев. Их удельный вес вместе с иностранцами и дворянами в этом процессе составил 9%.

В 1815г. гражданским служащим было запрещено исполнять одновременно несколько должностей, что лишало их возможности содержать себя честным путем. Прожить на одно жалованье было практически невозможно.

В 1820-е годы высший оклад опытного канцеляриста в губернии составлял 20 рублей в месяц, а столоначальника губернского правления–33рубля (с 1805г. жалованье выдавалось ежемесячно). В 1827г. оклады канцелярских служителей были увеличены, канцеляристы низших разрядов даже стали получать на паек и обмундирование. Но в условиях удорожания жизни новые оклады не могли существенным образом улучшить положение служащих. Существовала огромная разница в окладах высших и низших категорий гражданских служащих. По штатам 1800г. губернатор получал 3000рублей в год (1800– жалованье и 1200 – столовые), что в 30 раз и более превышало жалованье канцелярского служителя. Бесконтрольность должностных лиц, низкий нравственный и образовательный уровень, мизерные оклады, бумаготворчество и многоступенчатость в прохождении бумаг–все это благоприятствовало расцвету взяточничества и казнокрадства, т. е. злоупотребления вытекали из самой жизни и состояния общества. 1 [1 Писарькова Л. Ф. Российский чиновник на службе в конце 18 – первой половине 19в. // Человек. 1995. №4. С. 147, 150. ] Насколько прочно взяточничество укоренилось в сознании сибирских жителей, свидетельствует записка о состоянии Ишимского округа, представленная в 1835г. генерал-губернатору советником Тобольского губернского суда коллежским асессором Апахкиным. “Здесь приучены крестьяне до того, что как только приедет чиновник, дается ему для первого знакомства 5-10рублей. В деревне Лебяжей, где я остановился для смены лошадей, хозяин квартиры принес и положил передо мной копеек 40 (хорошо ценят чиновников), когда я спросил, что это значит? –он ответил: как же, батюшка, не поблагодарить Вас, - Вы трудитесь. Беспокоитесь за нас! –на силу я отказался. Крестьянину показалось и странно и обидно, что я не взял их.

Мужик твердо знал, что писарю надо и помощников ораву держать, исправнику и заседателю на усиление канцелярии платить и поэтому соглашался на так называемые“темные сборы”, которые по сути дела были средством откупиться от всевозможного начальства и оградить свою жизнь и хозяйство от неконтролируемого административного произвола”. 1 [1 ТФ ГАТО, ср. И-479, оп. 194, д. 56, л. 17, 18, 19 об. ] Во все судебные установления от земского суда до Сената проситель никогда не приходил с пустыми руками. По понятиям того времени добровольные приношения были вполне законны и отказываться от них“значило бы обидеть просителей и выказать пустой педантизм”. Не дать запрашиваемую сумму –означало обречь себя на многолетнюю волокиту или проиграть дело, т. к. решение его полостью зависело от воли чиновника, который мог при желании повернуть все в противоположную сторону.

В условиях бессилия власти законодательным путем защищать интересы граждан взятки нередко были единственным рычагом, приводившим в движение механизм бюрократической машины.

Отношение общества к допускавшим злоупотребления было более чем терпимым: кто много“получал”, тот и высоко почитался, кто “получал” мало или ничего не получал, кроме жалованья, тот “мелко плавал2 в общественном мнении. Чиновник “берущий” более удобен для общества, чем “праведник”. Чиновника, который “жил и давал жить другим”, называли “душа – человек”. 1 [1 Ремнев А. В. Самодержавие и Сибирь. Омск, 1995. С. 209-210. ] Об отношении сибирского общества к чиновничеству говорит народный эпос: Чиновный класс хлопочет о прибыли

    И прочного гнезда себе не вьет:
    Сегодня здесь, а завтра за Уралом,
    Кто нажился, тот едет генералом,

Кто не сумел, тот с посохом идет. 2 [2 ТФ ГАТО, ф. И-479, оп. 194, д. 61, л. 35. ] Добросовестных чиновников вообще в стране было мало, а в Сибири и в особенности, так как там сказывался сильный недостаток в служащих и приходилось чиновников, изгнанных из одного ведомства за предосудительные поступки, принимать на службу в другое. Так“…по решению Сената приказано было отстранить от должности и впредь на службу по полиции не определять Тарского земского исправника–надворного советника Гуляева. Пока шел процесс делопроизводства, Гуляев поступил в 1807г. на должность асессора в Томский гражданский и уголовный суд. При этом Сибирский генерал-губернатор представлял, что Гуляев по усердию к службе и деловитости, достоин поощрения”3 [3 Там же, д. 15, л. 18-20. ]. Произвол властей царил повсеместно, считался нормальным явлением и практически всегда оставался ненаказуемым. Это подтверждают следующие примеры: “Встревоженные намерением Александра I посетить Сибирь, местные власти с удвоенной энергией улучшали дороги. Тюменский исправник Де Граве и заседатель земского суда Стрелков самовольно заставили крестьян строить дорогу зимой 1825г. При этом они принудили крестьян дать подписку, будто они сами этого пожелали”. 4 [4 ТФ ГАТО, ф. И-479. , оп. 194, д. 53, л. 13. ]

“…Ишимский городничий Мищенко сгонял на дорожные работы даже престарелых женщин, а некоторых мещан заставлял работать в колодках…”1 [1 ТФ ГАТО. Ф. И-479, оп. 194, д. 53, л. 18. ]. “В Камышловской волости Тюкалинского округа исправник Бердюгин организовал казачью погоню за доверенными от крестьянского общества, отправившимися с жалобой в Тобольск к ревизорам. Когда же их вернуть не удалось, Бердюгин весь свой гнев обрушил на оставшихся составителей жалобы: бил своеручно по щекам и держал под караулом, а один взят даже из волости и посажен в Тюкалинский острог”. 2 [2 Там же. Л. 20, 21 об. ]

Имели место случаи, когда чиновники все-таки несли административное взыскание за самоуправство:

Так, во время своего пребывания в Сибири (1819-1822г. г. ) генерал-губернатор Сперанский отстранил от должностей ялуторовских исправника и комиссара Кирилова и Романова. А также тюменского городничего Лапина. 3 [3 Там же, л. 39, 43. ]

Чиновничество рассматривало свою службу в Сибири прежде всего как средство личного обогащения и не останавливалось ни перед какими законодательными нормами. Тем более, эта категория населения освобождалась от податей и повинностей.

Сбор исака и податей является одним из способов наживы для чиновничества. При взыскании платежей”… самые оклады взыскивались не в положенном казной размере, но в гораздо высшем”. Также важным источником неправедных доходов были приношения откупщиков питейных сборов, заведывание казенными крестьянами, всякого рода общественные работы, заготовления и подряды: 4 [4 Там же , ф. И-8, оп. 1, д. 93, л. 58. ] “Дворянский заседатель Нолинского земского суда Вилкин взыскивал с крестьян Нолинской округи заработанные ими на казенных караванах деньги и держал их у себя”. 1 [1 ТФ ГАТО, ф. И-8, оп. 1, д. 93, л. 58. ]

На протяжении ни одного десятилетия неизменной статьей неправедных доходов чиновников служили“соляные операции”. Постоянные доходы приносили транспортировка и хранение соли. В данном случае умение заключалось в том, чтобы потопить барку“с солью”, предварительно продав эту соль, или воспользоваться затоплением соляных амбаров во время наводнения и“… показать утекшую (для казны) такую соль, которая была продана или в преддверии наводнения или после”. 2 [2Бородавкин А. П. , Говоркков А. А. К истории торговли и торгово-ростовщического капитала в Сибири 19в. // Вопросы истории Сибири. В. 2. – Томск, 1965. – С. 44, 47. ] Чиновники наживали свои состояния за счет торговли в казенных магазинах. Наибольшее распространение казенная торговля получила в инородческих районах. В казенных магазинах население могло закупать необходимые припасы. Эта торговля сопровождалась крупными злоупотреблениями чиновников, которые заведовали магазинами: практиковалось повышение цен, торговля за свой счет под казенным флагом. 3 [3Бородавкин А. П. , Рабинович Г. Х. , Сухотин Л. П. Об особенностях развития капитализма в Сибири (1861– середина 90-х г. г. 19в. )// Вопросы истории Сибири. В. 2. Томск, 1965. С. 83, 84. ] Вахтеры казенных хлебозапасных магазинов обогащались за счет ущемления интересов иногородцев. Многие вахтеры после ухода в отставку открывали собственную торговлю или становились крупными предпринимателями– Буторины. 4 [4 ТФ ГАТО, ф. И-152, оп. 18944, д. 57, л. 73. ] Привлекал внимание чиновничества и меновый торг с промысловым населением севера (ханты, манси, ненцы), который приносил фантастические барыши (например, ведро водки, стоившее 5 руб. , продавалось за 20 руб. ). При торговле с инородцами наиболее распространенной была меновая форма коммерческих сделок. В среде коренного населения севера наблюдалась неразвитость денежного обращения, поэтому инородцы старались продать свой товар за деньги только в том случае, если им требовалось уплатить повинности. Меновая форма торговли была выгодна и другой стороне, т. к. появилась возможность сбывать местному населению непользующийся спросом товар. Кроме того, скупщики нередко прибегали к обману охотников. Пользуясь их невежеством, торговцы обсчитывали и обвешивали покупателей. Эти люди либо обменивали непосредственно товар на товар, либо ссужали в долг хлеб, чай, водку, табак, спички, порох, оружие, оцененные по завышенным ценам, а должник обязывался отдавать продукты своего промысла (пушнину, рыбу, кедровые орехи по более дешевым ценам. При скупке пушнины у охотников–аборигенов часто использовался спирт, несмотря на то, что закон запрещал торговлю спиртными напитками в местностях, населенных сибирскими народами. Торговля спиртным шла повсеместно и официально признавалась властями. 1 [1Старцев А. В. Пушная торговля в Сибири как источник первоначального накопления капитала во 2-й половине 19–начале 20в. // Вопросы социально-экономического развития Сибири в период капитализма. – Барнаул. 1984. – С. 74, 75, 76. ]

Особое значение в накоплении капитала надо отвести сибирско-азиатской торговле (с Казахстаном, Средней Азией, Китаем) в которой города Тобольской губернии выступали как крупные перевалочные пункты транзитных товаров. Используя это обстоятельство в целях обогащения, чиновники брали казенные подряды на перевозку грузов и вели транспортировку частных грузов. А также выступали посредниками по обмену русских промышленных товаров на китайский чай, монгольский скот, пушнину и продукты скотоводства тувинцев. Главный предмет внутренней торговли в Тобольской губернии хлеб. Который расходился в военные магазины, на солеваренные заводы, золотые прииски, винокуренные заводы и народам севера. Волостные чиновники и полиция усматривали в хлеботорговле благоприятные условия для неправдных доходов. Отрезая крестьян от рынка сбыта, они самовольно устанавливали в каждом округе низкие цены на хлеб, по которым принуждали крестьян продавать его. 1 [1Кузьмина Ф. М. Развитие товарно-денежных отношений в сибирской деревне первой половине 19в. // Вопросы истории Сибири. В. 3. Томск, 1967. С. 49. ] Хлебная торговля являлась одним из источников накопления первоначального капитала. Увеличение объема хлебной торговли объясняется тем, что хлеб–это сырье для виноводочной промышленности (развитие которой шло полным ходом и ростом городов).

Для накопления первоначального капитала предприниматели использовали откупа доходных статей казны. В Тобольской губернии наибольшее распространение получила откупная система содержания питейных заведений.

В первое десятилетие 19в. использовался симбиоз продажи вина “на вере”и откупной системы. Суть этого нововведения состояла в следующем: на добровольной основе заключался контракт с“верными содержателями винной продажи, которые обязывались организовывать реализацию вина по установленным ценам, получая поведерную плату за проданное вино. “Верные”содержатели от своего имени нанимали сидельцев в питейные дома, расположенные на законтрактованной территории. Чтобы избежать появления крупных недоимок, продажа вина отдавалась не в целом в масштабах губернии одному или нескольким лицам, а раздробительно: по городам и уездам, в результате число агентов казны по питейным сборам возрастало до нескольких десятков. Функции“верных”содержателей брали на себя в основном местные купцы и торгующие мещане, а контроль“по питейной части” (доставка спирта, ревизия винокуренных заводов…) осуществляли чиновники. – Поклевский – Козелл А. Ф. Обязывавшие к содержанию винной продажи “на вере”должны были уплачивать определенный откупной сбор за использование казенных кабаков, а также возможность организовывать в них“харчевую продажу” и торговлю иными, помимо вина и водки спиртными напитками. В первой четверти 19в. большинство сибирских винокуренных заводов принадлежало казенному ведомству. Предприниматели брали такие заводы в аренду. В период 1823-1827г. г. содержание откупов по одной части Тобольской губернии вместе с Омской областью было отдано купцам Поповым и Филимоновым с уплатой в казну ежегодно откупной суммы 389. 000 рублей, а по другой части Тобольской губернии вместе с северным краем–ярославскому купцу 1-й гильдии Мясникову, с уплатой в казну 702. 000 рублей ежегодно. 1 [1 ТФ ГАТО, ф. И-152, оп. 53, д. 129, л. 57, 59, 60. ] В 1847г. откупная система была преобразована в систему акцизно-откупного комиссионерства, предусматривавшую отдачу с торгов права на сбор акциза с владельцев водочных заводов, содержателей трактиров, харчевен… Откупщикам, получившим на торгах право сбора акциза, предоставлялась и монополия на оптовую и розничную торговлю вином на подведомственной территории.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Рефераты