Налог –это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.
Возможности финансовой стабилизации, во всяком случае –состояние доходной части бюджета, будет зависеть в основном от двух весьма влияющих друг на друга критериев. Первый и основной из них– развитие налоговой базы, т. е. общая ситуация в экономике, особенно в ее базовых отраслях; второй – налоговая система страны. Ибо от того, насколько оптимально выбраны объекты налогообложения, установлена величина налоговых ставок, отлажен механизм взимания налогов и т. д. , зависит обратное воздействие налоговой системы на налоговую базу. Есть еще и третий критерий– организация и эффективность налоговой службы государства. Основы ныне действующей налоговой системы Российской Федерации заложены в 1992 г. , когда был принят большой пакет законов РФ об отдельных видах налогов. За прошедшие годы было много, видимо, даже слишком много отдельных частных изменений, но основные принципы сохраняются.
Первые попытки перейти к налоговой системе, отказавшись от порочной практики установления дифференцированных платежей из прибыли предприятий в бюджет, были сделаны еще во второй половине 1990–1991 гг. в рамках союзного государства. Плохо подготовленные половинчатые шаги в этом направлении были заменены с 1992 г. Более стройной структурой российского налогового законодательства.
Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи определяют Налоговый кодекс РФ (часть первая) и Закон РФ“Об основах налоговой системы в Российской Федерации”. К понятию “другие платежи”относят обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, такие, как Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд занятости, Фонд социального страхования, дорожные федеральный и территориальные фонды. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, объем продаж, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты.
Предусмотрено, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный Законом период налогообложения. В законодательном порядке по налогам могут устанавливаться определенные льготы, к числу которых относятся:
Необлагаемый минимум объекта налога;
Изъятие из обложения определенных элементов объекта налога; Освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; Понижение налоговых ставок;
Вычет из налогового платежа за расчетный период;
Целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);
Прочие налоговые льготы.
Обязанность своевременно и в полной мере уплачивать налоги российским законодательством возлагается на налогоплательщика.
“Функция налога – это проявление его сущности в действии,
способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, инструмента распределительных отношений в обществе.
Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов–формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и пр. ). Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта. Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаряконтрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.
Регулирующая функция – регулирование отношений между бюджетами и внутри бюджетной системой. Стимулирующая функция – при помощи налоговых льгот, санкций решаются вопросы технического прогресса, капитальных вложений, расширение производства первичных товаров и ограничение вторичных.
Регулирующую и стимулирующую функции называют экономической функцией. Такое разграничение функций налогов носит целевой характер, так как все функции переплетаются и осуществляются одновременно. Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемыми законодательными органами власти.
Сегодня налоговая система призвана реально влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и одновременно служить барьером на пути социально обнищания низкооплачиваемых слоев населения”... “Элементами налогообложения являются:
Объект налогообложения; Налоговая база; Налоговый период; Налоговая ставка; Порядок исчисления налога; Порядок и сроки уплаты налога.
Объектами налогообложения служат: имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг либо другое экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.
Налоговая база –это стоимостная, физическая или другие характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и других документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций. Остальные налогоплательщики–физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых от организаций данных об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов.
Налоговый период –это календарный год или другой период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации. При создании организации в день, попадающий в период с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня воздания до конца календарного года, следующего за годом создания. При ликвидации или реорганизации организации до конца календарного года последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации или реорганизации. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты плательщик уплачивает пени. Уплата налога производится, как правило, разовой уплатой всей суммы налога в наличной или безналичной форме”...
“К числу прямых налогов относятся: налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций, земельный налог, подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество юридических и физических лиц, владение и пользование которым служат основанием для обложения. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций, целевых сборов: налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные товары, таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами, транспортный налог, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и др.
Во многих развитых странах в структуре налоговых доходов превалируют прямые налоги: США– 91, 1%, Япония – 71, 2%, Англия –54, 3% (1987 г. ). Однако в ФРГ этот показатель составлял 44, 1%. В России на долю прямых налогов приходится примерно 45% (1995 г. ).
Бюджетное устройство государства определяет организацию бюджетной системы, включающую целостную совокупность бюджетов всех уровней. В федеративном государстве (США, ФРГ, России и др. ) бюджетная система представлена федеральным, региональным и местным уровнями. Исходя из критерия многоуровневости бюджетной системы, в которой аккумулируются налоговые доходы государства, в налоговом законодательстве широкое распространение получила статусная классификация налогов”...
КОСВЕННОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
Вся совокупность законодательно установленных налогов, сборов, пошлин и других платежей подразделяется (классифицируется) на группы по определенным критериям, признакам, особым свойствам.
Первая классификация налогов была построена на основе критерия перелагаемости налогов, который первоначально еще в XVII в. был привязан к доходам землевладельца (поземельный налог– это прямой налог, остальные –косвенные). Впоследствии А. Смит, исходя из факторов производства (земля, труд, капитал), дополнил доход землевладельца доходами с капитала и труда и соответственно двумя прямыми налогами–на предпринимательскую прибыль владельца капитала и на заработную плату наемного работника. Косвенные же налоги, считал А. Смит, - это те налоги, которые связаны с расходами и перелагаются таким образом на потребителя. Классификация налогов на прямые и косвенные, исходя из подоходно-расходного критерия, не утратила своего значения и используется для оценки степени переложения налогового бремени на потребителя товаров и услуг. (см. Приложение: таблица № 1)
Законом “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”введена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц.
Первый уровень – федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Как и в других странах, наиболее доходные источники сосредоточиваются в федеральном бюджете. К числу федеральных налогов относятся: Налог на добавленную стоимость;
Налог на прибыль предприятий и организаций; Акцизы; Подоходный налог с физических лиц; Таможенные пошлины.
Перечисленные пять налогов создают основу финансовой базы государства”... “В федеральном бюджете на 2000 г. налоговые поступления и их структура составили (в млн. руб. и процентах):
Таблица 1 Налоговые поступления Млн. руб. В процентах Налоговые доходы, всего: 675 039, 1 100 В том числе: Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций 63 448, 5 9, 4 Подоходный налог с физических лиц: 23 928, 1 3, 5 Налог на игорный бизнес: 210, 0 0, 03
НДС на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории РФ:
174 869, 7 25, 9 Из них:
Возмещение НДС, уплаченного поставщикам материальных ресурсов, использованных при производстве экспортной продукции:
67 400, 0 НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 102 617, 8 15, 2 Акцизы В том числе:
На спирт этиловый из пищевого сырья, спирт питьевой, спиртосодержащие растворы 119 938, 4
2 198, 9 17, 8 На водку и ликеро – водочные изделия: 15 752, 0 На бензин автомобильный: 7 051, 2 На природный газ: 75 821, 3 На нефть (включая стабилизированный газовый конденсат): 15 097, 5 На легковые автомобили: 185, 9 На товары, ввозимые на территорию РФ: 3 831, 6 Федеральные лицензионные и регистрационные сборы 533, 7 0, 08
Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте:
1 549, 9 0, 2 Налоги на совокупный доход: 1 054, 9 0, 2 Налог на операции с ценными бумагами 300, 0 0, 04 Платежи за пользование природными ресурсами В том числе: Платежи за пользование недрами 11 112, 2 5 350, 0 1, 65 Платежи за пользование лесным фондом 793, 8 Плата за пользование водными объектами 681, 4 Земельный налог 3 891, 0
Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов
349, 0 Плата за право пользования объектами животного мира 47, 0 Ввозные таможенные пошлины 87 488, 0 13, 0 Вывозные таможенные пошлины 84 495, 2 12, 5 Прочие налоги, пошлины и сборы 3 492, 7 0, 52 .
“Второй уровень – налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов (региональные налоги). Наибольшие доходы региональным бюджетам приносит налог на имущество юридических лиц. В основном это соответствует мировой практике, с той разницей, что в большинстве стран не делается различия между налогом на имущество юридических лиц и налогом на имущество физических лиц. Чаще всего это один налог, хотя в некоторых странах имеется и такая практика, как в России. Очень сильно поддерживает финансовую базу региональных бюджетов целевой налог на нужды учреждений народного образования. Именно он дает необходимые средства для развития на региональном уровне этой отрасли. В 1999 г. В качестве региональных налогов начали функционировать налог с продаж и налог на вмененный доход. Третий уровень – местные налоги, т. е. налоги городов, районов, поселков и т. д. В понятие “район” с позиций налогообложения не входит район внутри города. Представительные органы (городские Думы) городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов.
Среди местных налогов крупные поступления обеспечивают: Налог на имущество физических лиц; Земельный налог; Налог на рекламу;
Налог на содержание жилищного фонда и социально - культурно сферы; Большая группа прочих местных налогов.
Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании– это отчисления от федеральных налогов”... “Поскольку налоги являются регулирующими доходами бюджета, из того, что тот или иной налог
относится, например, к федеральным, вовсе не следует, что весь сбор от него поступает в федеральный бюджет. Он распределяется между уровнями бюджета. Так, Указом Президента РФ № 685 от 8 мая 1996 г. “Об основных направлениях налоговой реформы в РФ и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины”введены минимальные значения долей поступления доходов от налогов в бюджеты разных уровней:
Таблица 2 Вид налога Федеральный бюджет Бюджет субъекта РФ Местный бюджет НДС 30 20 5 Акцизы на спирт, водку и ЛВИ 30 30 5
Акцизы на минеральные виды сырья, бензин, автомобили, импортные подакцизные товары
100 Акцизы на остальные виды подакцизных товаров 60 10 Налог на прибыль предприятий 10 15 5 Подоходный налог с физических лиц 10 30 5 Ресурсные налоги 30 30 30 Экологические налоги 30 30 10 Сборы за использование государственной символики РФ 100 Федеральные лицензионные сборы 100 Налог на землю (с учетом централизации) 10 20 30 Налог на имущество предприятий и организаций 40 40 Транспортный налог 10 40 .
“В общей сложности налоговым законодательством РФ предусматривается перечень, включающий 41 конкретный налог разного уровня. Однако в 1994–1996 гг. , благодаря Указу Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2270 “О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различный уровней”, налоговое творчество региональных и местных властей довело этот перечень до 200 (в каждом субъекте РФ было принято по 1–2 местных налога). В правительственном проекте Налогового кодекса РФ предлагается установить закрытый перечень налогов и сборов– 12 федеральных, 8 региональных и 12 местных. Оценивая классификацию налогов по уровневому критерию, следует отметить, что такое деление не имеет логического смысла и носит статусный характер. Одни федеральные налоги в качестве доходных источников полностью закреплены за бюджетами нижестоящих уровней, другие–лишь частично (по нормативам либо путем расщепления ставки). Учетно-экономическая целесообразность диктует иную группировку налогов, взимаемых с предприятий и организаций:
Налоги, относимые на издержки производства и обращения;
Налоги, включаемые в продажную цену продукции (работ, услуг); Налоги, относимые на финансовые результаты (до налогообложения прибыли); Налоги на прибыль и за счет прибыли, остающейся в распоряжении плательщика”... “Налоговая система Российской Федерации выполняет важную функцию бюджетного регулирования. Расширение самостоятельности и ответственности 89 национально– государственных и административно – территориальных образований России в решении социально –экономических проблем сопровождается укреплением их финансовой базы, осуществляемым путем перераспределения федеральных налогов. Закрепленные и регулирующие налоги полностью или в твердо фиксированном проценте на долговременной основе поступают в нижестоящие бюджеты. Такие налоги, как гербовый сбор, государственная пошлина, налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, имея федеральный статус, обычно полностью зачисляются в местные бюджеты.
Налог на прибыль предприятий и организаций в твердой доле: 11% + 19 % делится соответственно между федеральным и региональным бюджетами, а из них перечисляется в местные бюджеты.
Акцизы, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц распределяются между бюджетами, в зависимости от обстоятельств, включая финансовое положение отдельных территорий, проценты отчислений могут меняться. Нормативы утверждаются ежегодно при формировании федерального бюджета. Хотя налог на имущество юридических лиц является региональным, законодательно установлено, что половина его поступлений направляется в местные бюджеты. Налоговая политика страны обеспечивает взаимодействие бюджетов всех уровней и единство бюджетной системы Российской Федерации. ” .
“Ассоциацией коммерческого права в рамках Профессионального клуба юристов регулярно проводятся“круглые столы” по различным аспектам российского права. Одно из заседаний “круглого стола”было посвящено проблемам возврата из бюджета излишне уплаченных косвенных налогов…...
…. На обсуждение были вынесены три основных вопроса: каким образом введение новых косвенных налогов ухудшает положение налогоплательщиков; должны ли возвращаться переплаченные или излишне взысканные косвенные налоги; кому и в каком порядке может производиться возврат излишне уплаченных или взысканных косвенных налогов? …
…Участники конференции всесторонне обсудили понятие косвенных налогов, его значение в законодательной и правоприменительной деятельности, экономические и правовые отличия косвенных и прямых налогов.
По результатам научно-практической конференции участниками принята резолюция в которой отмечено следующее:
Деление налогов на прямые и косвенные может иметь юридическое значение. Предложение налогов как экономическое явление проявляется в отношении любых налогов.
Распределение бремени налога и возможность его прямого или косвенного переложения должны учитываться на уровне налоговой политики в целях соблюдения конституционных принципов равного налогового бремени и приоритета финансовых целей–взимания налогов и сборов.
Теория перелагаемости косвенных налогов не может использоваться как основание для отказа в возврате из бюджета излишне уплаченных (взысканных) косвенных налогов. Косвенный налог, также как и прямой, представляет собой изъятие собственности юридического плательщика налога. Средства, выбывшие без законных оснований, должны возвращаться собственнику.
Возврат излишне уплаченных сумм косвенного налога из бюджета юридическому плательщику не может быть поставлен в зависимость от возврата юридическим плательщиком суммы такого налога как части цены носителю налога, т. к. это приведет к неоправданному смешению налоговых и гражданско-правовых отношений. Налоги всегда ограничивают право собственности, поэтому введение любых новых налогов ухудшает положение налогоплательщиков. ”.
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ. АКЦИЗЫ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
С 1992 г в России одним из двух основных федеральных налогов стал налог на добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
Введение в России НДС обеспечивает равный подход к вовлечению в процесс формирования бюджета всех хозяйствующих субъектов независимо от организационно-правовых форм собственности.
“Налог регулируется Законом РФ “О налоге на добавленную стоимость” от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 в редакции последующих изменений и дополнений. Плательщиками налога на добавленную стоимость являются:
Предприятия и организации, имеющие статус юридических лиц, осуществляющие производственную и коммерческую деятельность;
Полные товарищества, реализующие товары (работы, услуги) от своего имени; Индивидуальные (семейные) частные предприятия, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;
Филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий, самостоятельно реализующих товары (работы, услуги);
Международные объединения и другие юридические лица, осуществляющие производственную и другую коммерческую деятельность на территории России. Плательщиками налога в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, являются предприятия и другие лица, определяемые в соответствии с таможенным законодательством.
Объектами обложения служат:
обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров, работ и услуг;
товары, ввозимые на территорию Российской Федерации в соответствии с таможенными режимами”...
В условиях рыночной экономики стоимость реализуемой продукции (товаров), работ, услуг исчисляется как исходя из свободных (рыночных) цен и тарифов, так и исходя из государственных регулируемых оптовых и розничных цен и тарифов, применяемых на отдельные виды продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, оказываемых населению. “Стоимость реализованной продукции, работ, услуг составляет облагаемый оборот, в который также включаются:
суммы средств, полученные предприятиями от других предприятий и организаций, в связи с расчетами за реализованную продукцию;
доходы, полученные от передачи во временное пользование финансовых ресурсов при отсутствии лицензии на осуществление банковских операций;
средства, полученные от взимания штрафов, взыскания пени, выплаты неустоек на нарушение обязательств, предусмотренных договорами поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), облагаемых НДС;
суммы авансовых и иных платежей, поступившие в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ (услуг) на расчетный счет либо полученные в порядке частичной оплаты по расчетным документам за реализованные товары (работы, услуги).
При реализации товаров объектом налогообложения являются обороты по реализации всех товаров
как собственного производства, так и приобретенных на стороне. В целях налогообложения товаром считаются предмет, изделие, продукция, в том числе производственно-технического назначения, недвижимое имущество, включая здания и сооружения, а также электро- и тепло- энергия, газ. К оборотам, облагаемым налогом, относятся также:
обороты по реализации товаров (работ, услуг) внутри предприятия для собственного потребления, затраты по которым не относятся на издержки производства и обращения (объекты социально-культурной сферы, капитальное строительство и др. ), а также своим работникам;
обороты по реализации предметов залога, включая их передачу залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства.
При исчислении облагаемого оборота по товарам, с которых взимаются акцизы, в него включается сумма акцизов.
Предприятия и организации розничной торговли, получающие доход в виде наценок, надбавок,
вознаграждений, исчисляют налог с суммы этого дохода. При этом размер наценки, вознаграждения, сбора применяется к стоимости товаров, включающей сумму налога.
Действующим законодательством установлен перечень оборотов, не облагаемых налогом на добавленную стоимость, а также перечень продукции (товаров), работ и услуг, освобождаемых от обложения этим налогом. К таким оборотам, товарам, работам и услугам, в частности относятся:
обороты по реализации продукции, полуфабрикатов, работ и услуг одними структурными единицами предприятия для промышленно-производственных нужд другим структурным единицам этого же предприятия (внутризаводской оборот). Под структурными единицами предприятия понимаются структурные единицы, не имеющие расчетного счета в учреждении банка и состоящие на балансе основного предприятия;
товары, экспортируемые непосредственно предприятиями-изготовителями, экспортируемые услуги и работы, а также услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке экспортируемых товаров и при транзите иностранных грузов через территорию РФ. При этом критерием экспорта работ и услуг является место их выполнения или оказания;
товары и услуги, предназначенные для официального пользования иностранных дипломатических и приравненных к ним представительств, а также для личного пользования дипломатического и административно - технического персонала этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними; услуги городского пассажирского транспорта (кроме такси), а также услуги по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении морским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом;
квартирная плата, включая плату на проживание в общежитиях; стоимость выкупаемого в порядке приватизации имущества государственных предприятий, стоимость приобретаемых гражданами жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда (в порядке приватизации) и в домах, находящихся в собственности общественных объединений (организаций), а также арендная плата за арендные предприятия, образованные на базе государственной собственности;
операции по страхованию и перестрахованию, выдаче и передаче ссуд, а также банковские операции;
операции, связанные с обращением валюты, денег, банкнот, являющихся законными средствами платежа (кроме используемых в целях нумизматики), а также ценных бумаг (акций, облигаций, сертификатов, векселей и др. ), кроме брокерских и других посреднических услуг. Исключение представляют операции по изготовлению и хранению указанных платежных средств и бумаг, по которым налог взимается; продажа почтовых марок (кроме коллекционных), маркированных открыток, конвертов, лотерейных билетов;
действия, выполняемые уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, а также услуги, оказываемые членами коллегии адвокатов;
плата за недра;
патентно-лицензионные операции (кроме посреднических), связанные с объектами промышленной собственности, а также получение авторских прав; услуги в сфере образования, связанные с учебно-производственным и воспитательным процессом; услуги по обучению детей и подростков в кружках, секциях, студиях; услуги, оказываемые детям и подросткам с использованием спортивных сооружений; услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях и уходу за больными и престарелыми; услуги вневедомственной охраны Министерства внутренних дел РФ. Под услугами в сфере образования следует понимать услуги, оказываемые образовательными учреждениями в части их уставной непредпринимательской деятельности независимо от их организационно-правовых форм: государственными, муниципальными, негосударственными, включая частные, общественные, религиозные. Указанная льгота предоставляется при наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности;
товары (работы, услуги), вырабатываемые и реализуемые учебными предприятиями образовательных учреждений (включая учебно-производственные мастерские), при условии направления полученного от этой деятельности дохода в данном образовательном учреждении на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса;
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет бюджета, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров;
услуги учреждений культуры и искусства, религиозных объединений, театрально-зрелищные, спортивные, культурно-просветительные, развлекательные мероприятия, включая видеопоказ. Под услугами религиозных объединений следует понимать услуги, связанные с осуществлением уставной деятельности, в том числе изготовление и реализацию их предприятиями предметов культа и религиозного назначения;
обороты казино, игровых автоматов, выигрыши по ставкам на ипподромах; ритуальные услуги похоронных бюро, кладбищ и крематориев, включая изготовление памятников и надгробий, проведение обрядов и церемоний религиозными организациями;
обороты по реализации конфискованных, бесхозяйственных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству;
обороты по реализации для дальнейшей переработки и аффинирования руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов, а также обороты по реализации в Государственный фонд РФ драгоценных металлов и драгоценных камней; платные медицинские услуги для населения, лекарственные средства (в том числе лекарства-субстанции), изделия медицинского назначения, протезно-ортопедические изделия и медицинская техника, а также путевки (курсовки) в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, туристско-экскурсионные путевки; технические средства, включая автомототранспорт, которые не могут быть использованы иначе, как для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов;
сбор (плата) за выдачу лицензий на осуществление отдельных видов деятельности и регистрационный сбор (плата) за выдачу документов, удостоверяющих право собственности граждан на землю.
Перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от НДС, является единым на всей территории РФ,
устанавливается законодательными актами и не может быть изменен решениями местных органов государственной власти.
Плательщиками НДС в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ, являются предприятия и другие лица, определяемые в соответствии с таможенным законодательством РФ.
Не уплачивают налог физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В настоящее время НДС установлены в следующих размерах:
а) 10% - по продовольственным товарам (кроме подакцизных), товарам для детей по перечню, утвержден
ному Правительством РФ;
б) 20% по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные продовольственные товары.
При реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам и тарифам, при уплате НДС с суммы разницы между ценой реализации и приобретения товаров, а также при реализации услуг, в стоимость которых включен налог (при осуществлении торговой, закупочной, посреднической деятельности и т. д. ), вместо ставок 10 и 20 % применяются расчетные ставки соответственно 9, 09 и 16, 67 %. При оформлении расчетных документов (счетов-фактур, актов выполненных работ, счетов на услуги и др. ), предъявляемых покупателям (заказчикам) на реализуемые товары (работы, услуги), сумма НДС выделяется отдельной строкой. При отгрузке товаров, оказании услуг, выполнении работ, не являющихся объектом налогообложения, расчетные документы - выписываются без выделения сумм налога и на них - делается надпись или ставится штамп“Без налога на добавленную стоимость”. Расчетные документы, в которых не выделена сумма налога, учреждениями банков не должны приниматься к исполнению. В случае частичной оплаты расчетных документов, в которых был выделен налог, соответственно уменьшаются суммы, причитающиеся поставщику.
Реализация товаров (работ, услуг) населению производится по свободным и регулируемым розничным ценам и тарифам, включающим сумму НДС по установленной ставке. На ярлыках товаров и ценниках, выставляемых в торгующих организациях, сумма налога не выделяется.
Поскольку НДС исчисляется исходя из размера чистого дохода, созданного на каждой стадии производства и обращения, а установленная ставка налога согласно действующему законодательству применяется к облагаемому обороту, то для окончательного определения суммы налога, подлежащ0ей уплате в бюджет, из НДС, полученного от покупателей и заказчиков, необходимо вычесть налог, уплаченный поставщикам и подрядчикам.
Поэтому НДС на приобретаемые сырье, материалы, топливо, комплектующие и другие изделия, основные средства и нематериальные активы, используемые для производственных целей (включая товары, вводимые на территорию РФ), на издержки производства и обращения не относится.
Сумма НДС, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога по оплаченным материальным ресурсам, топливу, работам, услугам, стоимость которых относится издержки производства и обращения. Предприятия, выпускающие и реализующие товары, облагаемые ставкам НДС в размерах 10 и 20 %, должны вести раздельный учет реализации товаров и сумм налога по ним в разрезе применяемых ставок и указывать в расчетных документах суммы– налога по видам товаров в зависимости от применяемых ставок. Полностью возмещаются из государственного бюджета суммы НДС, уплаченные предприятиями и организациями поставщикам и подрядчикам за материальные ценности и услуги производственного характера, использованные при производстве следующих видов товаров (выполнении работ, оказании услуг): товаров, экспортируемых непосредственно предприятиями-изготовителями, экспортируемых услуг и работ, а также услуг по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке экспортируемых товаров и при транзите иностранных грузов через территорию РФ;
товаров и услуг, предназначенных для официального использования иностранными средствами, а также для личного пользования дипломатического и административно-технического персонала этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними.
При реализации на территории РФ товаров (работ, услуг) за иностранную валюту взимание налога осуществляется также в иностранной валюте по установленной ставке. НДС уплачивается в доход бюджета, как правило, ежедекадно, ежемесячно или ежеквартально исходя из фактически облагаемых оборотов в зависимости от суммы налога и особенностей условий хозяйственной деятельности в различных отраслях народного хозяйства.
Контроль за полнотой исчисления с своевременностью перечисления НДС в бюджет осуществляется налоговыми органами на основании данных, сообщаемых налогоплательщиками в налоговых расчетах, представляемых в сроки, установленные действующим законодательством”...
“Налог на добавленную стоимость имеет устойчивую базу обложения, которая мало зависит от текущих материальных затрат. В бюджет начинают поступать средства задолго до того, как произойдет окончательная реализация готовой продукции (работ, услуг). Они продолжают поступать и при любой перепродаже готового изделия. Уклониться от уплаты налога сложно, хотя это и случается. Но выделение налога отдельной строкой в расчетных документах усложняет эти попытки и позволяет налоговым инспекциям эффективно контролировать уплату налога. Плательщик налога не несет на себе налогового бремени, связанного с взиманием НДС при покупке сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, поскольку компенсирует затраты, перекладывая их на покупателя. Лишь на последнем потребителе продукции процесс переложения заканчивается. У этого налога имеется и ряд других преимуществ, как у любого косвенного налога. Но у него есть и отрицательные стороны. Главная из них–неизбежное повышение цен, что усиливает инфляцию, снижает конкурентоспособность отечественных производителей.
Это обстоятельство привело к идее в течение 1999 –2000 гг. существенно снизить налоговую ставку НДС. Однако данное стремление вошло в противоречие с реальными возможностями сбалансирования федерального бюджета, в связи с чем пришлось отказаться от радикальных изменений. Опыт подтверждает, что НДС прочно вошел в налоговую систему Российской Федерации. Он имеет свои достоинства и недостатки. С его помощью не удалось сразу решить все финансовые проблемы, накопившиеся в стране. Да это вряд ли было возможно, так как решить их может только масштабный комплекс мер. Но в целом, он имеет позитивное значение, и будет функционировать в России в обозримом будущем.
При снижении ставки НДС с 28 до 20 и 10 % образовался дополнительный бюджетный дефицит. Чтобы его частично заполнить, в 1994 -1995 гг. действовал специальный налог для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства. Этот налог рассчитывался по базе НДС и взимался в размере сначала 3 %, а позднее–1, 5 % от налогооблагаемой базы. Плательщики налога, объект обложения, порядок и сроки уплаты, налоговые льготы определялись законом о НДС. Фактически специальный налог не имел самостоятельного значения, а был скрытой формой НДС и носил характер чрезвычайного налога. Теперь, оглянувшись назад, можно сказать, что необходимость во введении специального налога отсутствовала. Думается, что плавным снижением НДС не до 20 и 10 % сразу, а, например, до 23 и 13 %, можно было добиться тех же самых, а при необходимости и более высоких финансовых результатов. С течением времени можно было также постепенно снизить налог до сегодняшнего уровня. Издержки такого курса налоговой политики были бы меньше, поскольку он был бы более последователен”...
“Акцизы относятся к косвенным налогам, включаемым в цену товара. Ими облагается установленный законом перечень товаров, включая: спирт этиловый из всех видов сырья, кроме спирта коньячного, спирта-сырца и спирта денатурированного, спиртосодержащая продукция, кроме денатурированной, алкогольная продукция: спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино натуральное, вино специальное и другая пищевая продукция с содержанием этилового спирта более 1, 5 % от объема единицы алкогольной продукции, кроме виноматериалов, пиво, табачные изделия, ювелирные изделия, нефть, включая стабилизированный газовый конденсат, бензин автомобильный, легковые автомобили, кроме автомобилей с ручным управлением, в том числе ввозимых на территорию РФ, реализуемых инвалидам в порядке, определяемом Правительством РФ, отдельные виды минерального сырья в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ. Перечисленные выше группы товаров называются подакцизными товарами. Плательщиками акцизов являются:
по подакцизным товарам, производимым на территории РФ, в том числе из давальческого сырья, - производящие и реализующие их предприятия–юридические лица, их филиалы и другие обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, иностранные юридические лица, международные организации, филиалы и другие обособленные подразделения иностранных юридических лиц и международных организаций, созданные на территории РФ, иностранные организации, не имеющие статуса юридического лица, и простые товарищества, индивидуальные предприниматели;