рефераты курсовые

Средства массовой информации в контексте межнациональных и федеративных отношений

научились охранять общество от подобных «ценностей». Надо заметить, что

Совет Национальностей Верховного Совета России, а затем и Миннац России

приложили немало усилий для создания газеты «Федерация», для того, чтобы

она стала газетой народов России, однако из-за отсутствия средств она

прекратила свое существование. Нет возможности у Миннаца и проплачивать

выпуск специальных телепередач по вопросам национальной политики.

У России нет и не может быть будущего без политики, способной

обеспечить гармонию в межнациональных отношениях, сотрудничество всех

населяющих страну народов - без четкой национальной политики.

Доктор исторических наук, профессор Михайлов В.А. определяет

национальную политику, с одной стороны, как искусство соединения

национальных интересов, а с другой - как обеспечение «торжества прав

человека для всех народов, вне зависимости от их численности.

Удовлетворение жизненных нужд, специфических социальных культурных

потребностей населения всех субъектов Федерации должно при этом

осуществляться на основе глубокого знания истории, каждого конкретного

региона, традиций и верований его населения. В таком смысле , считает

ученый, можно говорить о правомерности «нескольких национальных политик».

Национальная политика в сегодняшних условиях - это политика конкретного

решения вопросов в конкретном регионе, в конкретной республике, в

конкретном месте[20]».

Основной закон Российской Федерации позволяет гуманистично и

демократично решать национальные проблемы, строить отношения между

народами. Устранен и ранее существовавший «ранжир» народонаселения,

согласно которому граждан страны классифицировали по категориям:

нация, народ, народность, национальная группа. В нынешней четко говорится о

равенстве всех народов независимо от их национальности и численности.

В этой связи отметим и новой подход к определению национальности.

Национальная принадлежность - это вопрос прежде всего самоопределения

человека на индивидуальном, личностном уровне. Только признание права на

такую самоидентификацию по духовному самоощущению является истинно

демократичным. Такая практика в Конституции зафиксирована впервые в нашей

истории-теперь определение национальности зависит не от фатального стечения

обстоятельств, а является следствием мироощущения человека, его духовных

потребностей, способа самовыражения, его отношением к языку и культуре.

В средствах массовой информации до настоящего времени в

опосредованной, неявной форме бытует сталинская формулировка о том, что нет

нации без общности языка, территории, экономической жизни, психического

склада и культуры. Это вносило раньше и вносит теперь определенную путаницу

и при встречах с зарубежными учеными, так как в мировой практике понятие

«нация» обычно тождественно понятию «государство». Между тем даже в том

случае, когда нация в силу разного рода обстоятельств оказывается

разбросанной по свету, она сохраняется и развивается через сохранение общей

культуры, духовных традиций. Недооценка этого явления всегда играла роковую

роль в первую очередь в многонациональных государствах.

На основе проекта Государственной программы национального возрождения

и межнационального сотрудничества народов России, разработанной

коллективом авторов под руководством

Р.Г.Абдулатипова,[21] национальная политика определяется как система мер,

направленная на обновление и дальнейшее эволюционное развитие национальной

жизни народов России, независимо от их численности, а также на создание

равноправных и многосторонних отношений между всеми народами страны, на

формирование демократических механизмов постоянного диалога между

государством и национальностями.

В демократическом государстве национальная политика строится на

основе тщательного и своевременного учета национально-специфических

интересов конкретных народов, их согласования друг с другом, а также с

общенациональными, общегосударственными интересами развития всего

сообщества народов России и страны в целом. Соответственно,

национальной политике присущи определенные основополагающие ценности

(принципы), которые должны быть проведены на всех уровнях ее формирования и

осуществления в системе органов государственной власти.

Эти принципы вытекают из мирового опыта, из исторических особенностей

многовековой российской государственности, из современных реалий Российской

Федерации. В частности, при формировании данных принципов следует принять

во внимание следующие особенности государственно-национальной жизни России,

присущие ей неизменно во все времена:

- преимущественно мирное сосуществование самого крупного народа

России - русского и других российских этносов, терпимое отношение

государства ко всем религиозным конфессиям, к традициям, культуре,

особенностям уклада жизни нерусских народов;

- приоритетное значение для русских, других народов России духовных

и нравственных ценностей по сравнению с экономическими,

материальными;

- государственническо - национальный менталитет подавляющего

большинства россиян, независимо от их национальности и

вероисповедания: сильное единое государство, коллективные права

этноса, народа для них не меньшая, а может быть, даже большая

ценность, нежели права и свободы человека и гражданина.

С учетом сказанного, можно сформулировать следующие принципы

национальной политики Российского государства:

- уважение прав и основных свобод человека, независимо от его

национальности, происхождения, социального положения и места

проживания;

- уважение и равенство всех народов, в том числе их права на

различные формы своего конституционного самоопределения при

условии сохранения территориального единства страны, целостности

российской государственности, спокойствия, мира и сотрудничества

со всеми народами своего региона и всей страны;

- равная суверенность и ответственность перед населением своих

республик, краев и областей, национальных автономий. Сохранение по

их желанию традиционного статуса в составе федерации,

закрепленного Федеративным договором и Конституцией Российской

Федерации;

- единство многонационального народа Российского государства как

сообщества равноправных народов и граждан страны;

- развитие многонационального российского общества на основе

свободного, открытого, демократического диалога между

гражданами, народами - с одной стороны, и властью всех уровней - с

другой;

- гарантированная защита со стороны государства личной безопасности

человека, обеспечение безопасной жизни каждого этноса;

- защита от любых форм дискриминации по национальному признаку,

пресечение политических, идеологических и

пропагандистских акций, разжигающих расовую, национальную вражду и

рознь;

- государственная поддержка национальных меньшинств,

малочисленных народов в деле сохранения их культуры, языка,

традиций и среды обитания;

- создание механизмов международных гарантий защиты прав и свобод

этнических россиян в иностранных государствах.

Эти принципы образуют фундамент национальной политики Российской

Федерации, но они по сути являются и принципами деятельности российских

СМИ, и неуклонное следование им определяет и эффективность реализации

стратегии национальной политики.

Высшая цель национальной политики, а значит и задача СМИ - в

формировании такого общества, где бы своевременно и максимально полно

удовлетворялись национальные потребности как отдельного человека, так и

конкретного этноса или всех проживающих в стране народов, причем так, чтобы

это не ущемляло законных интересов других лиц или этносов, не

сопровождалось напряженностью и конфликтами. Достижение этой цели

предполагает создание соответствующих условий и механизмов

воспроизводства национально-этнической жизни каждого народа во всем ее

богатстве при сохранении и углублении традиций равноправного развития

сотрудничества народов всей страны.

Свободное национальное развитие того или иного народа в

сотрудничестве с другими народами не только не исключает, а, напротив,

усиливает его национальную консолидацию на основе общности культурно-

исторического прошлого, национальных ценностей и интересов. Как для

национального развития конкретного этноса, так и для межнационального

сотворчества вредны противопоставление одного народа другому или другим,

проявление агрессивного национализма и шовинизма, культивирование

психологии национальной исключительности и предвзятости.

Экономическое и культурное обособление наносит огромный ущерб

экономике и культуре каждого народа, региона и всей стране в целом.

Преодоление кризисных явлений в жизни конкретного народа и всего

государства, движение к все более высоким ступеням материального и

духовного прогресса возможны только на пути всемерного развития

рациональной экономической и культурной интеграции.

Настоящее и будущее российских народов, межнациональных отношений в

России в решающей мере зависит от социально-экономического положения и

национального самочувствия русского народа. Поэтому первоочередными

являются задачи решения накопившихся в течение десятилетий социально-

экономических и этнокультурных проблем русской нации ее

подлинного национального возрождения и расцвета.

Задачи СМИ в области социально-культурной и духовной сфер развития и

сотворчества народов:

- противостояние (сдерживание) процесса направления

высвобождающейся национальной энергии в разрушительное русло.

Отсюда необходимость подъема национальной культуры, которая

повсеместно находится в тяжелейшем положении. Кризис культуры,

особенно ее инфраструктурной базы, затронул все народы,

проявляется во всех областях социокультурной деятельности. В этих

условиях от государства требуется принятие специальных

практических мер, обеспечивающих преемственность развития и

выживаемость национальных культур;

- публикация материалов, раскрывающих основополагающие принципы

национально-культурного развития каждого народа и всего сообщества

российских народов в условиях демократии. Свобода творческой

деятельности человека, осознание каждым народом уникальности

своего многовекового культурного наследия и необходимости

реализации его потенциала на благо всего Отечества, сохранение и

оздоровление социокультурной и экологической среды обитания этноса

и человека, свобода выбора каждым народом своего самобытного пути

в цивилизационно- культурном процессе, ориентация на культурное

сотворчество народов, воспитание граждан страны в духе уважения

других культур мира, в духе сотрудничества и созидания - эти и

другие принципы должны быть учтены в политике национально-

культурного развития и межнационального сотворчества

культур;

- ключевое значение для духовного развития

многонационального российского народа, формирования духовного

облика россиянина имеет русская культура. Исторически сложилось

так, что невозможно говорить о духовном возрождении любого народа

России, всего Отечества в отрыве от возрождения, сохранения и

развития русской культуры;

- поддержка СМИ требуется также для сохранения и развития культурных

ценностей малочисленных народов. Состояние финансирования

учреждений культуры и искусства, издательств, средств массовой

информации на языках малочисленных народов ныне таково, что

сохранение их культуры в современных условиях находится под

вопросом.

- ориентация на создание четких правовых гарантий защиты и развития

этнокультурной самобытности народов, сдерживание этнокультурного

нигилизма, питаемого безнациональной массовой культурой, которая

распространяется по всему миру. Проведение в жизнь идеи создания

условий для сохранения и развития своей культуры в такой

общественно-политической среде, которая благоприятствует духовному

сотворчеству народов.

Особенно актуальна задача повышения уровня культурно-исторического

сознания россиян. Ее решение требует ясного осознания каждым народом,

каждым гражданином ценности своей самобытной национальной культуры,

ценности культуры других народов, общности духовного мира соотечественников

- россиян. Это в свою очередь требует соответствующей перестройки

деятельности систем образования, воспитания, всей социокультурной сферы

Ставится разработка целого ряда федеральных и региональных программ,

направленных на выравнивание социально-культурной инфраструктуры

народов и территорий. Плюралистический, многокультурный характер

должны обрести культурно-информационная система государства в целом и

субъектов Федерации. Важно расширить объем радио- и телевещания на языках

народов России. Нужен специальный межнациональный канал на телевидении.

Действенной формой реализации культурных потребностей

дисперснопроживающих национальностей может стать

экстерриториальная культурно-национальная автономия. Осуществляя

реализацию социально-культурного и шире - духовного облика национальных

групп, национально-культурная автономия будет способствовать их

межнациональному согласию и сотрудничеству.

Для учета и реализации культурных потребностей людей различных

национальных групп следует создавать соответствующие учреждения в органах

государственной власти в центре и на местах, обеспечивать их тесное

взаимодействие с национально-культурными ассоциациями. На смену жестко

регламентированной языковой политике должна прийти мобильная

многовариантная языковая стратегия, функционирующая в соответствии с

реальными потребностями на различных уровнях. Здесь важно реализовать два

комплекса мер. Во-первых, меры, направленные на поддержку русского и других

национальных языков, и, во-вторых, меры, способствующие удовлетворению

специфических потребностей носителей иных языков, не являющихся

государственными. Придача в ряде республик статуса государственного двум

или нескольким языкам должна сопровождаться правовой проработкой

проблем взаимодействия языков в процессе их функционирования, соблюдения

государственными органами, должностными лицами и гражданами законов о языке

(языках).

В разработке и реализации специальных федеральных и региональных

программ нуждаются языки многих народов России. Важно преумножить имеющийся

позитивный опыт культурно-языкового развития народов, их культур и

литератур, издательского дела на национальных языках. Стоит подумать над

разработкой и принятием субъектами Федерации совместных программ развития

языков и национальных культур. Следует взять под государственную опеку

продолжение работы по созданию письменности для бесписьменных народов.

Анализ состояния основных тенденций и особенностей этноязыковых

процессов в СМИ подскажет органам власти и управления в Центре и на местах

другие необходимые меры. Но в любом случае следует помнить, что

этноязыковые ситуации, традиции сохранения, развития и адаптации родных

языков являются важным фактором национального самосознания и

этнополитического самочувствия населения конкретных регионов.

Реализация задач этнокультурного развития и сотворчества народов

включает в себя принятие законов, регламентирующих деятельность национально-

культурных ассоциаций. Требуются также соответствующие законодательные

акты, касающиеся функционирования средств массовой информации,

библиотек, музеев, развития национального искусства, определяющие

порядок редакционно-издательской деятельности на языках народов России.

Актуальным остается вопрос правовой защиты культуры, языка, среды обитания,

традиций и форм хозяйствования конкретных народов. Остро ощущается

потребность в пакете законодательных актов по охране культурно-

исторического и природного наследия народов страны. Они могли бы быть

подготовлены на основе осуществления специальных исследовательских

программ, обеспечивающих комплексное изучение этнокультурных и языковых

процессов развития наций и их культурное взаимодействие.

Задачи СМИ в области решения социально-психологических проблем

национального развития и межнационального общения:

На настоящем этапе развития наций и межнациональных отношений

социально-психологические проблемы их жизнедеятельности выходят на первый

план. Это закономерно обусловлено как ростом национального самосознания,

так и кризисными явлениями в обществе. Негативную, будоражащую национальные

чувства роль сыграли разочарование в недавнем прошлом, методичное

навязывание СМИ установки на полную ущербность этого прошлого, социально-

политический, экономический и духовно-нравственный кризис, отсутствие

доверия к государственной власти.

В этой ситуации национальная принадлежность выступает как главный и

самый понятный компенсаторный механизм. Отсюда повышенная доверчивость при

восприятии людьми различного рода национальных идей и лозунгов, легкость, с

какой они становятся жертвами популистской и не всегда чистоплотной

политики узкого круга этнической элиты. Поэтому национальная политика

государства должна строиться с учетом психологического состояния

национального самосознания, обостренного отношения ко всему, что связано

с национальным достоинством, национальным самочувствием. Нерв

национальной жизни сегодня слишком болезнен.

Сказанное подводит к выводу о необходимости специальных

исследовательских программ, которые дали бы картину национально-

психологического самочувствия отдельных народов, населения конкретных

регионов и в целом национально-психологического состояния страны.

Дифференциация здесь значительная. Одни народы подверглись депортации,

другие репрессиям, третьи оказались переселенными, где насильно, а где

добровольно, представители четвертых приехали когда-то из других мест,

чтобы помочь коренным народам, представители пятых раньше ездили по всей

России и «шабашничали», то есть зарабатывали деньги, и так далее. В течение

веков сложился комплекс этнопсихологических стереотипов, накопились

взаимные обиды и предубеждения. Вот почему от органов власти всех уровней

при проведении национальной политики требуются осторожность, взвешенность и

деликатность. Особого внимания заслуживают, в частности, социально-

психологические изменения происходящие в национальном самосознании русской

нации под воздействием таких факторов, как изменение политического и

нравственного статуса русских на бывших национальных окраинах,

неблагодарная, а то и просто враждебная реакция на помощь и поддержку,

которую проявляют отдельные республики и страны, превращение русских в ряде

новых государств в «национальное меньшинство», взваливание на них

ответственности за все беды и несправедливости, причиненные центральной

властью, будь то в Российской империи или в СССР и так далее.

Национально-психологическую ситуацию следует подвергать анализу и

систематически прослеживать во всех регионах, доводя дело до создания

механизмов нравственно-психологической защиты чести и достоинства народов

России. Такие механизмы, призванные обеспечивать своевременную

нейтрализацию пагубных для этнического самочувствия и

межэтнической социально-психологической стабильности явлений и

процессов, должны встраиваться в культурно-информационную систему общества

в целом и конкретных регионов и «работать» на создание общественно-

политического и психологического климата, благоприятного для национального

развития, межнационального диалога и согласия.

Национальные меньшинства и малочисленные народы восприняли курс

на демократию как шанс на получение возможности в полной мере удовлетворить

свои культурно-политические и социально-экономические чаяния. Эти надежды

не оправдались. Более того, народы ощутили огромную опасность для

сохранения своей этнокультурной самобытности, социально-экономического

выживания.

Мировой опыт показывает, что кризис экономической жизни общества,

рост безработицы и социальной конкуренции ведут к усилению межэтнической

напряженности. В такой ситуации начинают активно действовать этнические

элиты, которые формируют образ врага из инонациональных групп, национальных

меньшинств. Чтобы блокировать подобные явления, власти следует

сосредоточить усилия на придании всем созидательным процессам

общегражданского характера: ни один народ, ни один регион не может быть

исключен из них. Социальное внимание, социальную заботу должны ощущать все

национальные группы. Задача государства, гражданского общества в нынешних

трудных условиях - поддерживать чувство уверенности в завтрашнем дне,

создавать идейно-нравственную и психологическую атмосферу, настраивающую

всех граждан, все народы нашей многонациональной страны на совместное

преодоление кризисных явлений.

Особая роль в этом принадлежит массовой культурно-информационной

работе среди населения, которая должна строиться на основе специальных

программ и требует соответствующих средств.

«Сверхзадача» этой работы - утверждение таких принципов как защита и

уважение достоинства нации и национального достоинства человека; свободное

национально-культурное самоопределение личности; соблюдение законов страны

и ориентация на равноправный диалог национальностей и культур, их

бесконфликтное взаимодействие в режиме духовного сотворчества; недопущение

дискриминации личности по национальному признаку; формирование атмосферы

уважения к культурно-языковым традициям всех народов страны, культуры

межнационального общения.

Задачи СМИ в области воспроизводства и миграции населения как

предмета национальной политики многонационального государства.

В современном мире эффективная национальная политика невозможна

без учета этнических аспектов, демографических и миграционных

процессов. Отсюда необходимость постоянного изучения таких показателей, как

рождаемость и смертность населения, его воспроизводство с анализом

региональной и национально-этнической дифференциации этих показателей;

состояние здоровья населения в субъектах федерации и в масштабах всей

страны; факторы депопуляции, имеющие определенную этническую специфику;

положение семьи с учетом национальных традиций; миграция населения как

наиболее болезненное и тревожное последствие межнациональных

конфликтов[22].

Концепция управления демографическими процессами в многонациональной

России, отражающая приоритеты национальной политики государства, должна

исходить из трех обстоятельств:

- создание условий для развития традиционной национальной семьи;

- формирование процесса воспроизводства населения с учетом специфики

состояния конкретных этносов и регионов;

- своевременное принятие долгосрочных мер (поскольку

демографические процессы обладают высокой инертностью, сдвиги в

этой сфере происходят лишь за период, равный длине

демографического поколения).

Мировой опыт говорит о том, что демографические программы и программы

развития семьи, усилия по укреплению здоровья населения страны относятся к

числу наиболее капиталоемких. Причем они не приносят непосредственной

прибыли. Поэтому соответствующие расходы ложатся в основной своей массе

на государство - на федеральный и местные бюджеты. В большинстве регионов

России происходит ухудшение демографических показателей, сокращается

средняя продолжительность жизни, ухудшается здоровье населения. Вот

почему, несмотря на переживаемые государством финансовые трудности,

важно изыскивать ресурсы для долгосрочных государственных программ,

реализация которых призвана переломить эти губительные для людей и народов

тенденции. При этом следует нацелить программы на преодоление региональной

и этнонациональной дифференциации уровня обеспеченности медицинской

помощью. Для каждого конкретного этноса должны быть составлены

программы, способствующие преодолению депопуляционного барьера и

обеспечению хотя бы простого замещения поколений. Соответственно, должны

быть разработаны и программы оптимизации процесса планирования семьи,

охраны здоровья матерей и будущих поколений.

Исходя из совокупности социально-экономических и

этнополитических факторов, следует разработать концепцию формирования

населения в отдельных регионах страны. Учитывая сложность этнических

процессов в России, важно выработать общие принципы проведения в конкретных

регионах исследований по проблемам воспроизводства, миграции и занятости

населения.

В связи с этим нужно держать под постоянным контролем

исследовательских центров и государственных органов власти:

- основные тенденции динамики численности, возрастной и этнических

структур населения России на долгосрочный период;

- этнорегиональную дифференциацию рождаемости и перспективы

воспроизводства населения; этнорегиональную дифференциацию

брачности и перспективы модернизации семейной структуры населения;

- межгосударственные, межрегиональные и межэтнические миграционные

процессы, их последствия для расселения этнических структур

населения в отдельных регионах страны.

В связи с вышеуказанными проблемами следует существенным образом

доработать законодательно-нормативную базу их своевременного решения.

Задачи СМИ в решении проблем малочисленных народов.

Одним из главных показателей состояния национальной политики страны

является положение малочисленных народов, численность которых не превышает

50 тысяч человек. Их в Российской Федерации более 60. Проблемы развития

малочисленных народов охватывают на деле весь комплекс вышеперечисленных

вопросов и программ. Как правило, малочисленные народы России образуют

самостоятельные этнические организмы, но есть и тенденции к их объединению

в большие этносы. Каждый из этих этносоциальных процессов требует

специальных государственных программ поддержки и развития. Провозглашенные

в начале демократических преобразований намерения перевести малочисленные

народы, особенно народы Севера, от иждивенческих ориентации к достойному

существованию за счет самостоятельной хозяйственно-экономической

деятельности пока не принесли ничего, кроме разрухи существовавших хозяйств

и системы обеспечения. Места проживания малочисленных народов с учетом

характеристики всего комплекса объективных условий их жизнедеятельности

фактически становятся зонами этнического бедствия. Нужны срочные программы

- микроэкономические и этнокультурные, то есть направленные не на целый

регион, как это уже делалось неоднократно и без пользы для конкретных

народов, а на локальные этнические сообщества, на выживание каждого

отдельного малочисленного этноса.

Стала ясна, в том числе и из международного опыта, необходимость

обозначения малочисленных народов в качестве самостоятельных

социально-политических и социально-культурных, а в некоторых случаях и

экономических субъектов политики, носителей самобытного культурно-

исторического и хозяйственного образа жизни на исторической территории

предков. Есть опасность, что без разработки и осуществления специальных

программ и дальше будут происходить нивелировка и сглаживание уникальных

условий жизнедеятельности малочисленных этносов, фактически на повестку дня

ставится вопрос об их социокультурном выживании. Долг государства -

оградить эти народы от грубого вмешательства в их образ жизни и среду

обитания, разработать и осуществить проекты их совместного проживания с

другими малочисленными этносами.

Иными словами, речь идет о двуединой задаче. С одной стороны,

оберегать малочисленные народы от чрезмерного инонационального

вмешательства, сохранить их этноисторическое, самобытное лицо. А с другой -

сделать их участниками современных цивилизационных процессов.

Основная проблема малочисленных народов сегодня - это их

неспособность в силу объективных причин быть равносильными

(конкурентоспособными) с более мощными, многочисленными группами населения

в том, что касается возможности самостоятельно создавать политические,

социокультурные, социоимущественные, экономические условия своего

полноценного этнокультурного воспроизводства и хозяйственного

самообеспечения. Поэтому в национальной политике следует предусматривать

право этих народов на нетрадиционные формы политического самоуправления.

Соединение этих двух начал - социально-экономической и этнической

самобытности и самобытности форм самоуправления позволит малочисленным

народам стать в перспективе самостоятельными, вполне жизнеспособными

субъектами страны.

Решающее значение при этом имеет налоговая система, направленная на

активизацию хозяйственной деятельности локальных этнокультурных общностей.

Она должна предоставлять льготные условия возрождения традиционных форм

хозяйствования. Сходные меры можно принять и по отношению к

старообрядческим общинам русских, а также к общинам татар, украинцев и

других национальностей. Стоит подумать над разработкой и реализацией

специальных государственных программ по созданию прибыльных

этнонациональных предприятий и корпораций в районах компактного проживания

представителей малочисленных народов. Кроме чисто производственной

деятельности эти предприятия могли бы решать задачи воспроизводства

традиционных систем жизнедеятельности, восстановления культурно-

хозяйственной идентификации этих этносов. В этом плане полезно было бы

изучить опыт этнонациональной политики в отношении малочисленных народов,

имеющийся в странах Скандинавии, Канаде, США.

Новую систему механизмов государственной национальной политики

сначала можно было бы отработать экспериментально в отдельных районах

компактного проживания малочисленных народов.

Национальная политика по отношению к малочисленным народам не должна

замыкаться только на обеспечении их физического собирания и сохранения в

резервациях. Не должна она ограничиваться и «суверенизацией» их культурно-

исторического опыта, патронажной помощью. Ее цель - превращение

малочисленных народов в самостоятельные субъекты жизни многонационального

федеративного государства.

Для эффективной работы СМИ в обозначенных областях необходимо новое

этнополитическое мышление, понимаемое как совокупность взглядов, идей,

концепций и теорий, а также приемов, методов, путей и способов снятия

межэтнических противоречий, решения этнополитических конфликтов,

стабилизации этнополитической ситуации и т.д. Этнополитическое мышление-

продукт исторического развития цивилизации. Оно является одной из форм

отражения общественного бытия, и, прежде всего, условий существования

этносов (наций и этнонациональных групп), их взаимоотношений с

государством. Этнополитическое мышление не только отражает реалии

этнополитической ситуации в стране и мире, но и оказывает на них

существенное влияние. Характер этого влияния, степень его консервативности

и реакционности или, напротив, демократичности и прогрессивности зависят от

типа мышления - старого или нового.

Новое этнополитическое мышление - это тип мышления, предусматривающий

не только кардинальный разрыв со многими устаревшими догмами и стереотипами

или переоценку не утративших своей актуальности положений, но и постоянный

творческий процесс переосмысления этнополитической ситуации, разработка

новых теоретических подходов, поиск оригинальных и эффективных путей

достижения этнополитической стабильности общества.

Основу нового этнополитического мышления составляют:

а) взгляды, идеи, концепции и теории, выработанные на протяжении

человеческой истории и не утратившие своей значимости в частности, ряд

положений историко-экономической, психологической, культурнической,

этнической и других теорий нации , и национально-государственных отношений;

б) документы ООН, ЮНЕСКО, других международных организаций,

регламентирующие этнополитические отношения;

в) отечественный и зарубежный опыт (позитивный и негативный), решения

этнополитических проблем и т.д.

Приведем предложенную Картуновым А.В. сравнительную аналитическую

таблицу. С нею можно соглашаться или не соглашаться, но она, по нашему

мнению, дает представление о сущности, характере, основных принципах и

чертах старого и нового этнополитического мышления.

ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

|Старое |Новое |

|Движущие силы общественного развития |

|борьба классов |мировой экономический рынок |

|борьба наций |духовное возрождение и единение, |

|борьба поколений и др. |человечества, |

| |информатизация, передовые |

| |технологии |

|Подходы к этнополитическим процессам |

|формационный, классовый, |цивилизованный, гуманистический |

|партийный |общечеловеческий |

|Теория нации и национальных отношений |

|психологическая, |плюрализм идей, совместный поиск |

|культурологическая, |учеными мира взаимоприемлемой |

|историко-экономическая, |теории |

|этнологическая и др. | |

|Сущность национального |

|национальное = социальное |национальное = этническое |

|национальное = этническое |+социальное |

|Нация |

|объект социальных и политических |субъект политической жизни и |

|экспериментов |объект государственной политики |

|Патриотизм |

|любовь к «своему» и ненависть к |любовь к «своему» и уважение к |

|«чужому» |«чужому» |

|Национализм |

|источник вдохновения и |неоднозначный, противоречивый |

|жизнестойкости («спящая |феномен («двуликий Янус») |

|красавица»); | |

|источник вражды и ненависти | |

|(«ужасный патриотизм монстр») | |

|Национальный вопрос |

|решен полностью и окончательно; |не решен (за редким исключением) |

|не решен и не может быть решен и |может быть решенным |

|др. | |

|Методы решения этнополитических проблем |

|революционные, силовые, |эволюционные, политические, |

|идеологические |национально-культурные |

Эта таблица, по моему мнению, должна стать руководством к действию

каждого органа (средства) массовой информации, и я осмеливаюсь предложить

ее в качестве одного из практических предложений для эффективной реализации

национальной политики СМИ и властными структурами, как своего рода мост

взаимодействия между ними.

Заключение

Проведенный в диссертации анализ дает основания для переосмысления

ряда функций средств массовой информации с учетом характера и особенностей

реформирования национально-государственного устройства Российской

Федерации.

При этом автор исходит из того, что СМИ призваны способствовать

государственной стабилизации, социально эффективной организации общества,

учитывать экономический ресурс как государства в целом, так и активных

носителей культуры, традиций, социальных и национальных ценностей в их

развитии. Рассмотрение федеративных и национальных отношений как

предметного поля СМИ подчеркивает исключительную важность прессы,

электронных средств массовой информации в качестве производительной силы в

области массового сознания, как действенного участника формирования новой

политической инфраструктуры.

Такой подход обусловлен тем, что именно СМИ обладают способностью

преобразовывать, стабилизировать, обогащать (или обеднять) общество, тем

самым сохранить и культивировать общегосударственные и национальные

ценности, содержательно реализовать взаимодействие народов страны или

противодействовать их взаимопониманию. Здесь, как отмечается в методическом

пособии «Национальная политика Российской Федерации: от концепции к

реализации», мы имеем дело с отражением, когда с помощью и при посредстве

СМИ происходит своеобразное распределение ролевых функций, социальный обмен

деятельности на базе интересов людей. Таким образом, социально-

преобразующее отражение и постижение сути явления служит средством поиска

информационной модели, образа, что затем реализуется в процессах

управления[23].

Авторы методического пособия справедливо замечают, что развитие

общества в значительной степени зависит от уровня развития межгруппового,

межэтнического общения, а следовательно, от характера, степени

социально-правовой комфортности функционирования средств массовой

информации. Это тем более важно, что информационное пространство после

декабря 1991 года рассматривается в контексте новой государственности. Вот

почему именно на этапе формирования новой национальной политики,

тенденциозная подача фактов и соответствующая интерпретация в СМИ факторов,

которые в идеале призваны работать на консолидацию общества, неприемлема

в принципе, ибо такая информационная деятельность тормозит

реформирование государства и общества, а рост национального самосознания

превращает в предмет политических спекуляций, политического торга,

провоцирует на этническое противостояние.

В силу этого демократическое общество, интересы его граждан, в

отношении печати, радио и телевидения сосредоточены на ожиданиях

объективизации информационной деятельности, ее ориентации на стабилизацию

политической и социально-экономической обстановки в стране.

Исходя из этого, деятельность средств массовой информации мы вправе

рассматривать как важнейший фактор реализации принципов государственной

национальной политики. Деятельность средств массовой информации, как

деятельность политическая, нуждается в системной организации, под которой

мы подразумеваем их управляемость, подотчетность правительственным

органам в той части, где затрагиваются вопросы государственного

строительства и национальной политики.

Речь, иначе говоря, идет о том, что в информационной деятельности

необходим обязательный учет, с одной стороны, общественно значимых проблем

государства (этнических, национально-территориальных, экологических,

социальных и т. д.), а с другой - проблем взаимодействия видов СМИ

(телевидения, радио, периодической печати), государства и общества.

Анализ показывает, что власть все в большей степени оказывается

объектом влияния СМИ. В этом нас убеждают и события, связанные с

отставками и перестановками в Правительстве, когда отдельные телекомпании,

редакции, с одной стороны, пытаются повернуть власти в русло своих

политических интересов, а с другой - закрепить в представлении

общественности те политические инвективы, которые исповедуют владельцы или

спонсоры данных изданий. Это ведет к нестабильности в обществе, а то и к

ненужным в процессе реформирования политическим баталиям.

Организация деятельности российских СМИ, должна строится на базе

исторических ценностей России, с включением понятных населению

государственно-патриотических, властных рычагов.

В уже упоминавшемся методическом пособии отмечается, что поскольку

СМИ являясь частью политической системы, находятся вне государственной

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Рефераты