Совершенствование организации бухгалтерского учета расчетных операций за счет бюджетных и внебюджетных средств в системе образования
Совершенствование организации бухгалтерского учета расчетных операций за счет бюджетных и внебюджетных средств в системе образования
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ...……………………………………………………………………
1. ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В
БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ ...…………………………………………………….
1.1. Бюджетная система и бюджетный учет, история развития ……….….
1.2. Бухгалтерский учет в бюджетной организации, особенности
ведения ...………………………………………………………………...
1.3. Новый порядок бухгалтерского учета в бюджетной организации
с учетом условий перехода на новую систему бюджетного учета …..
2. ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БУХГАЛТЕРИЯ № 2 ОТДЕЛА
ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КАРАСУНСКОГО ОКРУГА
МЭРИИ Г. КРАСНОДАРА – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ
ИССЛЕДОВАНИЯ ….………………………………………………………..
2.1. Технико-экономическая характеристика ЦБ № 2 ………………….….
2.2. Анализ основных финансовых показателей деятельности ЦБ № 2 за
1998-1999 гг. ……………………………………………………………..
2.3. Организация бухгалтерского учета и контрольно-ревизионной
работы в ЦБ №2 …………………………………………………………
3. МЕТОДИЧЕСКОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ В СИСТЕМЕ
ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ УСЛОВИЙ ПЕРЕХОДА НА НОВУЮ
СИСТЕМУ БЮДЖЕТНОГО СЧЕТОВОДСТВА .………………………….
3.1. Особенности ведения расчетных операций в ЦБ № 2 ………………...
3.2. Учет расчетов с поставщиками, подрядчиками и заказчиками за
выполненные работы и оказанные услуги ...…………………………..
3.3. Учет расчетов с подотчетными лицами ………………………………..
3.4. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами ………………...
3.5. Учет расчетов с рабочими и служащими по оплате труда ……………
3.6. Учет расчетов с внебюджетными фондами ……………………………
4. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ
БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ЦБ № 2 .…………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ...…………………………..
ПРИЛОЖЕНИЯ …..……………………………………………………………..
2. ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БУХГАЛТЕРИЯ № 2 ОТДЕЛА
ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КАРАСУНСКОГО ОКРУГА
МЭРИИ Г. КРАСНОДАРА – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ
ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Технико-экономическая характеристика ЦБ № 2
Централизованная бухгалтерия № 2 отдела образования администрации
Карасунского округа мэрии г. Краснодара создана согласно решения исполкома
Совета народных депутатов Советского района г. Краснодара в 1971г. при
данном комитете. Вновь созданное учреждение было призвано объединить
разрозненное по школам и детским садам бухгалтерское обслуживание в одной
централизованной бухгалтерии, что давало значительную экономию бюджетных
средств, так как потребность в численности бухгалтерских кадров при
централизации значительно сокращается, немаловажную роль в этом сыграла и
частичная механизация учета, т.е. привлечение к обслуживанию машиносчетных
станций.
Для исследуемого бухгалтерского учреждения действующим
законодательством установлены свои специфические задачи и функции,
подлежащие выполнению в процессе деятельности. У централизованной
бухгалтерии, созданной при отделе образования, основной функцией является
бухгалтерское обслуживание школ, детских садов и других образовательных
учреждений. Данные бухгалтерского учета служат основанием для составления
периодической и годовой бухгалтерской отчетности.
Централизованная бухгалтерия также должна обеспечить:
- контроль за правильным, экономным и эффективным расходованием средств в
соответствии с ассигнованиями по утвержденным сметам и изменениями,
внесенными в них в установленном порядке;
- проверку правильности оформления документов и законности совершаемых
операций;
- своевременное проведение расчетов, возникающих в процессе исполнения смет
с предприятиями, организациями, учреждениями и отдельными лицами;
- своевременное начисление и выплату заработной платы работникам
обслуживаемых учреждений;
- сохранность денежных средств, контроль за сохранностью и правильным
использованием основных средств, МБП, материалов, продуктов питания и
других материальных ценностей, принадлежащих обслуживаемым учреждениям;
- составление и представление в установленные сроки соответствующим органам
бухгалтерской отчетности;
- проведение в установленные сроки инвентаризации денежных средств и
расчетов, а также имущественно-материальных ценностей, находящихся в
обслуживаемых учреждениях;
- составление совместно с руководителями обслуживаемых учреждений смет и
расчетов к ним;
- своевременное финансирование учреждений, ведущих бухгалтерский учет
самостоятельно, а также контроль за исполнением ими смет расходов,
своевременной выплатой заработной платы рабочим и служащим, правильной
организацией и постановкой бухгалтерского учета и составлением отчетности;
- проведение внутриведомственных документальных ревизий финансируемых
учреждений;
- хранение бухгалтерских документов и регистров учета, смет расходов и
расчетов к ним, а также других документов.
Внешнюю структуру управления учреждением можно рассмотреть на
следующей схеме (рис 2.1).
Рис. 2.1. Схема управления Централизованной бухгалтерией № 2
отдела образования Карасунского
административного округа
Централизованная бухгалтерия организуется в порядке, установленном
Советом Министров союзных республик в соответствии с "Типовым положением о
централизованных бухгалтериях бюджетных учреждений системы Министерства
просвещения СССР", утвержденного Министерством просвещения СССР по
согласованию с Министерством финансов СССР от 3 октября 1972 г. № 111 [15].
Централизованная бухгалтерия № 2 организована как самостоятельная
структурная единица при распорядителе кредитов отделе образования
администрации Карасунского округа мэрии г. Краснодара.
Структура производственной деятельности и управления централизованной
бухгалтерии представлена на рис. 2.2.
Рис. 2.2. Схема внутреннего управления ЦБ № 2
ЦБ № 2 ведет бухгалтерский учет исполнения смет расходов обслуживаемых
учреждений – школ и детских садов, центра образования, а также учет
операций, связанных с финансированием подведомственных учреждений, ведущих
бухгалтерский учет самостоятельно, а именно д/с 184, сш 40, сш 69, сш 57,
сш 52.
При централизации бухгалтерского учета за руководителями
обслуживаемых учреждений сохраняются права распорядителей кредитов:
- заключать договоры на поставку товаров и оказание услуг: трудовые
соглашения на производство различных работ сторонними лицами. При этом
договоры и трудовые соглашения должны в обязательном порядке визироваться
главным бухгалтером централизованной бухгалтерии;
- получать в установленном порядке авансы на хозяйственные и другие нужды и
разрешать выдачу в подотчет авансов своим сотрудникам;
- разрешать оплату расходов за счет ассигнований, предусмотренных сметой;
- самостоятельно расходовать на нужды учреждения по установленным нормам
материалы, продукты питания и другие ценности;
- утверждать авансовые отчеты подотчетных лиц, акты на списание основных
средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов в соответствии с
действующими законоположениями;
- получать от централизованной бухгалтерии необходимые справки и сведения
об исполнении сметы, а также разрешать другие вопросы, относящиеся к
финансово-хозяйственной деятельности учреждения;
- подписывать первичные документы, служащие основанием для выдачи денег
(кроме банковских), товарно-материальных ценностей, а также изменяющие
кредитные и расчетные обязательства учреждения.
Бухгалтерский учет в ЦБ № 2 ведется способом двойной записи в
соответствии с инструкциями и методическими указаниями Министерства
финансов РФ и Министерства образования РФ.
Сводная годовая и периодическая отчетность, предусмотренная Положением
о бухгалтерских балансах учреждений и организация, состоящих на
государственном бюджете, составляется централизованной бухгалтерией и
подписывается руководителями учреждений, при которых она создана, и главным
бухгалтером.
Централизованная бухгалтерия с момента создания и по настоящее время
финансируется из местного бюджета.
Средства из бюджета на содержание самой бухгалтерии и учреждений, ею
обслуживаемых, выделяются на основании смет расходов, а также с учетом
фактического выполнения производственных показателей и использования ранее
отпущенных средств.
Численность работников централизованной бухгалтерии № 2
регламентирована штатным расписанием, утвержденным согласно Положения главы
городского самоуправления мэра г. Краснодара от 06.06.97г. № 954.
Количество фактически работающих можно видеть в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Численность фактически работающих в Централизованной
бухгалтерии № 2 по занимаемым должностям
(чел.)
|№ | |Количество |
|п/п |Должность по штатному расписанию |единиц |
| | | |
|1. |Начальник централизованной бухгалтерии |1 |
|2. |Главный бухгалтер |1 |
|3. |Заместитель главного бухгалтера |3 |
|4. |Руководители групп |4 |
|5. |Ведущие специалисты |8 |
|6. |Специалисты I категории |8 |
|7. |Специалисты II категории |7 |
|8. |Специалисты |7 |
|9. |Уборщица |1 |
|10. |Сторож |3 |
|11. |Кассир |1 |
| |Итого работающих: |44 |
Численность фактически работающих на настоящей момент составляет 44
человека, т.е. в настоящее время полностью укомплектован штат бухгалтерии.
До 2000 года бухгалтерский учет в централизованной бухгалтерии № 2
велся согласно Инструкции по бухгалтерскому учету в учреждениях и
организациях, состоящих на бюджете, утвержденной приказом Министерства
финансов Российской Федерации от 3 ноября 1993 г. № 122 [13]. С 3 марта
2000 года вступила в силу новая Инструкция по бухгалтерскому учету в
бюджетных учреждениях от 30.12.1999 г. № 107н [12].
Основные показатели, характеризующие деятельность централизованной
бухгалтерии № 2, видны из ниже приведенной табл. 2.2.
Сумма основных средств, находящихся в пользовании образовательных
учреждений, возросла на 2940,3 тыс. р., в том числе:
а) за счет бюджетного финансирования – на 686,6 тыс. р.;
б) приобретено основных средств за счет средств счета сумм по поручениям на
сумму 183,9 тыс. р.;
в) за счет специальных средств 23,9 тыс. р.;
г) оприходовано основных средств за счет средств шефской помощи 341,8 тыс.
р.;
д) введены в эксплуатацию, оценены и поставлены на учет объекты основных
средств на сумму 806,3 тыс. р.;
е) за счет принятия на баланс отдела образования имущества детского сада
стоимостью 20,9 тыс. р. и здания досугового центра на сумму 876,9 тыс. р.
В 1999 году выбыло основных средств на сумму 262,6 тыс. р., в том
числе:
а) списано по ветхости, износу, а также реализация ненужного имущества на
сумму 177,5 тыс. р.;
б) передано имущества закрытого на капитальный ремонт детского сада №47 в
другие учреждения округа на сумму 27,5 тыс. р.;
Таблица 2.2
Характеристика основных показателей работы
Централизованной бухгалтерии № 2
| |Показатели |
|Наименование показателей | |
| |Количество |Сумма |
| |1998 |1999 |1998 |1999 год|
| |год |год |год | |
|I. Объемный показатель | | | | |
|1.1. Количество обслуживаемых |35 |38 | | |
|учреждений, ед. | | | | |
|в том числе: | | | | |
|сады |10 |12 | | |
|школы |23 |24 | | |
|прочие |2 |2 | | |
|1.2. Количество работающих, чел. |2330 |2434 | | |
|1.3. Количество учащихся, чел. |20821 |20400 | | |
|в том числе: | | | | |
|группы продленного дня |2545 |3036 | | |
|1.4. Стоимость питания 1 учащегося в | | | | |
|школе, р. | | |1,25 |1,25 |
|1.5. Количество детей в ДДУ, чел. |1787 |1745 | | |
|1.6. Стоимость питания 1 ребенка в | | |8,06 |14 |
|ДДУ, р. | | | | |
|II. Материальная база, (тыс. р.) | | | | |
|2.1. Основные средства (по | | | | |
|первоначальной стоимости) | | |143454,|146132,6|
|в том числе: | | |9 | |
|износ основных средств | | | | |
|2.2. Малоценные и | | |46530,6|49720,7 |
|быстроизнашивающиеся предметы | | | | |
|2.3. Материалы | | | |2980,7 |
| | | |2308,4 |889,0 |
| | | |673,7 | |
|III. Бюджет – всего, (тыс. р.) | | |42188 |53920 |
|3.1. Код 110100 "Оплата труда | | | | |
|государственных служащих" | | |17238 |23463 |
|3.2. Код 110200 "Начисления на | | | | |
|заработную плату" | | |6638 |9032 |
|3.3. Код 110300 "Приобретение | | | | |
|предметов снабжения и расходных | | |2169 |2846 |
|материалов" | | | | |
|3.4. Код 110500 "Оплата транспортных | | |201 |132 |
|услуг" | | |201 |94 |
|3.5. Код 110600 "Оплата услуг связи" | | | | |
|3.6. Код 110700 "Оплата коммунальных | | |5094 |7737 |
|услуг" | | | | |
|3.7. Код 111000 "Оплата прочих услуг | | |2240 |1886 |
|и прочих текущих расходов" | | |6119 |7088 |
|3.8. Код 130300 "Трансферты | | | | |
|населению" | | |130 |205 |
|3.9. Код 240100 "Приобретение | | |2271 |1437 |
|оборудования и предметов длительного | | | | |
|пользования" | | | | |
|3.10. Код 240300 "Капитальный ремонт"| | | | |
в) списано недостач основных средств на счета виновных лиц на сумму 57,6
тыс. р.
Согласно данных пассива баланса (прил. 1) фонд в основных средствах
на начало 1999 года составил 96924,3 тыс. р., на конец отчетного года –
96411,8 тыс. р. Приведенные данные свидетельствуют об уменьшении фонда в
основных средствах на сумму 512,5 тыс. р. Данный факт объясняется износом
основных средств. Так на начало года износ составил 48 %, а на конец года –
51,6%.
Уменьшение на конец года фонда в основных средствах и увеличение
процента их износа является отрицательным фактором качественного состава
основных средств Это является сигналом для принятия мер по обновлению
основных средств и требует дополнительных средств на капитальный ремонт.
Анализируя обеспеченность образовательных учреждений материальными
ценностями (строительные материалы, моющие средства, продукты питания) на
основе данных бухгалтерского учета, следует отметить, что в 1999 г.
приобретено материальных ценностей на сумму 5292,9 тыс. р., в том числе:
а) за счет бюджетного финансирования 5185,1 тыс. р.;
б) за счет внебюджетных средств 107,0 тыс. р.;
в) за счет принятия на баланс д/с № 137 0,8 тыс. р.
Имеется дебиторская задолженность в сумме 402,4 тыс. р. По источникам
средств она распределяется следующим образом:
а) за счет спецсчета 46,0 тыс. р.;
б) за счет бюджета 356,4 тыс. р.
На конец отчетного года в активе баланса по статье "Расходы на
содержание учреждения" (балансовый счет 200) остались затраты,
произведенные в течение 1999 г. и не покрытые бюджетным финансированием, в
сумме 11194,5 тыс. р. (табл. 2.3).
Таблица 2.3
Остаток фактических расходов, не покрытых финансированием в 1999г.
балансовый счет 200 "Расходы по бюджету на содержание
учреждений" на 01.01.2000г.
(р.)
|Наименование |Код |Фактические расходы |
|Оплата труда |110100 |2088259 |
|Начисления на заработную плату |110200 |803950 |
|Приобретение предметов снабжения и | | |
|расходных материалов |110300 |325259 |
|Оплата транспортных услуг |110500 |60738 |
|Оплата услуг связи |110600 |1300 |
|Оплата коммунальных услуг |110700 |4595395 |
|Прочие текущие расходы на закупку | | |
|товаров и услуг |111000 |144785 |
|Трансферты населению |130300 |2927797 |
|Капитальный ремонт |240300 |246983 |
|ИТОГО | |11194466 |
Таким образом, итоговая сумма табл. 2.3 показывает, из каких именно
расходов, не покрытых финансированием, состоит остаток балансового счета
200 "Расходы по бюджету на содержание учреждений" в разрезе кодов бюджетной
классификации.
В пассиве баланса на конец года по статье "Финансирование из бюджета
на расходы учреждения" (балансовый счет 230) отражен остаток средств в
сумме 362,1 тыс. р. (табл. 2.4). Итоговая сумма представлена следующими
составляющими:
1) остатки средств в материалах, приобретенных за счет бюджетных
средств для нужд учреждений образования в сумме 609,7 тыс. р.;
2) остатки средств бюджета, находящиеся в дебиторской задолженности
вследствие краж и хищений в учреждениях образования в сумме 37,0 тыс. р.;
Таблица 2.4
Расшифровка остатка по балансовому счету 230 "Финансирование
из бюджета на расходы учреждений" на 01.01.2000 г.
(р.)
|Дебет |Кредит |
|Б/с 178 | |Б/с 060-069 Остатки | |
|Кредиторская |7334844,91 |материалов, |609729,70 |
|задолженность | |приобретенных за счет | |
|Б/с 179 |1265849,33 |бюджета | |
|Кредиторская | |Б/с 170 Дебиторская |36995,51 |
|задолженность |34517,72 |задолженность | |
| | |Б/с 178 Дебиторская | |
|Б/с 160 |3202846,10 |задолженность |356462,94 |
|Кредиторская | |Б/с 171,159 | |
|задолженность | |Дебиторская |2525,91 |
|Б/с | |задолженность | |
|171,159,199,198,180 | |Б/с 200 Расходы, не |11194466 |
|Кредиторская | |покрытые | |
|задолженность | |финансированием | |
|ИТОГО оборот |11838058,06 |ИТОГО оборот |12200180,06 |
|Остаток по балансу на 01.01.2000 г.|362122 |
3) остатки средств бюджета, перешедшие в дебиторскую задолженность
вследствие произведенной предоплаты за коммунальные услуги, оказанные
учреждениям образования, и товары в сумме 356,5 тыс. р. В том числе
дебиторская задолженность за коммунальные услуги составляет 173,3 тыс. р.,
из них предоплата:
ЗАО ПГЭС "Краснодарэлектро" 33,4 тыс. р.;
АО САХ по уборке города 7,3 тыс. р.;
АО "Кравт" 7,0 тыс. р.;
КШП "Русь" 95,3 тыс. р.;
"Кубаньсвязьсервис" 24,2 тыс. р.;
КТЭЦ 6,1 тыс. р.
Прочая дебиторская задолженность составляет 183,2 тыс. р. Значительная
часть этой задолженности, а именно 136,9 тыс. р. – фактически дебиторской
задолженностью не является, т.к. материальные ценности от поставщика
получены работниками хозяйственной группы отдела образования сразу же после
перечисления денег поставщикам, но на отчетную дату накладные не
представлены в бухгалтерию. Дебиторская задолженность за мягкий инвентарь
для детских садов составляет 46,3 тыс. р. по ЗАО "Силуэт" в связи с
отсутствием у поставщика необходимого объема заказанных изделий;
4) остаток средств в дебиторской задолженности, возникшей вследствие
несвоевременного возмещения органами социального страхования суммы пособий
по листам нетрудоспособности, выплаченной работникам образования за счет
бюджетного финансирования в сумме 2,4 тыс. р., а также переплаты взносов в
Фонд медицинского страхования в размере 0,1 тыс. р.;
5) остаток бюджетных средств в расходах, не покрытых финансированием
на 01.01.2000 г., составляет 11 194,5 тыс. р.
Итого средств бюджета в остатках материалов и отвлеченных средств в
дебиторской задолженности 12200,1 тыс. р.
Кроме того на сумму остатка по счету 230 "Финансирование из бюджета на
расходы учреждения" оказывает влияние кредиторская задолженность в размере
11838,1 тыс. р., которая говорит о том, что деятельность образовательных
учреждений в 1999 г. поддерживалась также за счет выполненных в
соответствии с заключенными договорами работ и услуг без своевременной
оплаты поставщикам и подрядчикам в связи с отсутствием бюджетного
финансирования. В том числе:
1) по договорам на коммунальные услуги в сумме 4806,8 тыс. р.;
2) по договорам капитального ремонта в сумме 247,0 тыс. р.;
3) по договорам текущего ремонта в сумме 35,4 тыс. р.;
|