Внедрение системного информационного комплекса в офисе туристской компании
Внедрение системного информационного комплекса в офисе туристской компании
Оглавление
Введение стр.3
Внедрение системного информационного комплекса в офисе
туристской компании стр.6
2.1. Этапы автоматизации работы офиса туристской компании
стр.6
2.2. Перспективные направления развития российских информационных
технологий в сфере туризма: системный комплекс компании “Алеан” и
Туристская операционная система стр.15
Расчет эффективности внедрения автоматизированной
информационной системы в офисе туристской компании стр.28
Заключение стр.35
Библиографический список использованной литературы стр.38
Введение
Развитие науки об управлении и становление отраслей микроэлектроники,
вычислительной техники и средств связи, информационный взрыв и
интеллектуализация общества, массовые коммуникационные процессы и
интенсификация связей между людьми путем создания локальных и глобальных
компьютерных сетей; выдвижение на первый план сферы услуг и производства
информации – черты нынешнего этапа цивилизационного развития, указывающие
на переход большинства развитых стран от постиндустриального, техногенного
типа общества к качественно новому – информационному. К сожалению, Россия
не относится к числу этих стран.
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что информатизация,
то есть проникновение современных информационных компьютерных технологий в
различные сферы человеческой деятельности, на сегодняшний день оказывается
едва ли не единственным фактором повышения эффективности технологических
процессов разработки и реализации туристского продукта, важность которого
еще не до конца осознана многими организациями, предприятиями и
учреждениями российской индустрии туризма. Фирмы, вовремя сумевшие осознать
роль информационных ресурсов и компьютерных технологий в организации и
ведении турбизнеса, оценившие предоставляемые ими возможности, а затем
внедрившие и использовавшие их в повседневной работе, не только
оптимизировали производство и реализацию своих продуктов, но и приобрели
конкурентные преимущества, позволившие им выжить в условиях кризиса.
Достижения технического прогресса в области информационных технологий
конца XX века прочно завоевали свои позиции в туристской индустрии, в корне
изменив процедуру формирования, продвижения и реализации туристских услуг.
С появлением национальных и международных систем бронирования, компьютерной
сети Интернет, мультимедийных каталогов туристских путешествий по различным
направлениям, электронных баз данных по нормативно-правовым актам, систем
взаиморасчетов и других современных достижений в области информационных
технологий, заметно увеличилось качество предоставляемого продукта,
снизилась его себестоимость, сократились затраты туристов на
самостоятельный поиск и приобретение необходимого пакета услуг.
Большинство российских туристских компаний имеет доступ практически ко
всем вышеперечисленным возможностям, предоставляемым как отечественными,
так и зарубежными разработчиками. Суть проблемы состоит в том, что в
условиях разнообразия программных продуктов и информационных систем,
появившихся в последнее время на российском туристском рынке, отсутствии по
ним полной и единой информации, нехватки средств для финансирования
проектов и другим объективным причинам, у руководства туристских фирм,
находящихся на стадии принятия решения по автоматизации, нередко возникают
проблемы, связанные с поиском, оценкой и отбором необходимой информации о
внедряемых технологиях, планированием предстоящих затрат и определением
потребности в ресурсах, поиском и проведением переговоров с будущими
партнерами и поставщиками приобретаемых услуг, оценкой результатов и
обобщением опыта.
Целями данной курсовой работы являются:
теоретико-прикладная: выработка на основе накопленных знаний в области
менеджмента, маркетинга и управления проектами методики информатизации
предприятий индустрии туризма;
практически-прикладная: анализ российского, в частности – московского,
рынка туристских информационных технологий.
Достижению поставленных целей способствует решение следующих задач:
анализ доступной литературы и получение консультаций у специалистов для
сбора базовой информации по исследуемой проблеме;
комплексное изучение рынка современных информационных технологий в туризме,
определение состояния, тенденций и перспектив его развития;
выявление особенностей использования информационных технологий при
формировании, продвижении и реализации туристского продукта;
разработка этапов внедрения информационных компьютерных технологий на
предприятиях, учреждениях и организациях индустрии туризма;
изучение возможностей перспективных отечественных систем бронирования и
резервирования туристских услуг и выявление их отличия от западных
аналогов;
расчет и сравнительная оценка затрат туристских организаций при внедрении
различных вариантов компьютерных систем бронирования;
анализ правовых аспектов и форм государственного регулирования сферы
информации и туристских информационных технологий.
Объектом исследования является маркетинговая деятельность участников
российского рынка туристских услуг, охватывающая процессы, протекающие на
стадиях формирования, продвижения и реализации турпродукта и связанных с
ним дополнительных услуг. Предметом исследования является процесс
комплексной автоматизации, основой которого является внедрение современных
достижений в области информационных и компьютерных технологий.
Практическая значимость данной курсовой работы состоит в разработке
методики внедрения компьютерной системы бронирования и информационных
технологий на фирмах, осуществляющих деятельность на рынке туристских
услуг. Данная методика, отражающая маркетинговые принципы современного
подхода к информатизации российского турбизнеса, является универсальной,
так как подходит для любых туристских организаций независимо от их
размеров, формы собственности или способа присутствия на рынке (от
поставщика услуг до агента и туроператора). Каждое ее положение опирается
на материалы, опыт и конкретные результаты, полученные в ходе
экспериментального внедрения новых информационных технологий в офисе
компании “Бразос” в феврале - марте 1999 года (“Бразос” входит в структуру
холдинга, образованного такими крупными российскими туристскими компаниями
как “Интурист”, “Роза Ветров”, “Бегемот”). Кроме этого, собранные в работе
материалы по информационным компьютерным технологиям, доступным российским
организациям и частным лицам на начало 1999 года, наравне с оценкой
эффективности их внедрения, призваны оказать помощь руководству туристских
компаний при принятии решений по вопросам информатизации.
Теоретической базой для курсовой работы послужили научные разработки
российских и зарубежных авторов, среди которых наиболее известны работы
В.Г. Гуляева, А.Н. Романова, Стэна Рэппа и Томаса Л. Коллинза. В ходе
исследования были проанализированы источники вторичной информации:
специализированные туристские, маркетинговые и компьютерные издания –
газета “Туринфо”, журналы “Туризм. Проблемы, практика, перспективы”,
“Маркетинг в России и за рубежом”, “CompUnity”, различная информация
справочного, рекламного и статистического характера, а также сведения,
полученные в результате посещения Интернет-серверов наиболее известных
компаний. Огромное влияние на процесс разработки методики внедрения
оказали опыт и данные, полученные автором работы в ходе переговоров с
российской компанией “Алеан” – разработчиком компьютерных систем
бронирования туристских продуктов и услуг.
При написании данной курсовой работы был использован ряд прикладных
офисных программных продуктов для ПЭВМ компании “Microsoft” (Word, Excel),
а также инструментарий широко известных графических программ семейства
Corel компании “Corel Corporation” – CorelDRAW и Corel Photo Paint.
Внедрение системного информационного комплекса
в офисе туристской компании
2.1. Этапы автоматизации работы офиса туристской компании
Компьютерные системы, стремительно вытесняющие привычную для наших
соотечественников “бумажную” информационную технологию, электронная почта,
реализация турпродуктов в сети Интернет и заключение контрактов с помощью
электронных подписей; телесовещания, электронные выставки и конференции,
многочисленные справочно-поисковые службы, сетевые автоматизированные
рабочие места – это лишь небольшой список тех возможностей, которые стали
доступны российским туристским организациям с внедрением в их деятельность
современных компьютерных и информационных технологий. Но лишь немногие из
компаний сумели вовремя осознать и, тем более, использовать
предоставившиеся им возможности, предпочитая старые, но проверенные методы
принципиально новому способу ведения дел. И как результат – потеря доли
рынка, снижение прибыли и даже угроза банкротства.
А как часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда рядовые
сотрудники организации на своих рабочих местах не имеют даже стареньких 286-
х, в то время как в офисе руководителя простаивает неизвестно зачем
приобретенный (чаще всего для показных и развлекательных целей) компьютер
самой последней конфигурации с кучей “наворотов” к нему? Именно проблема
автоматизации является на сегодня самым “больным” вопросом для большинства
российских турфирм, что особенно заметно в условиях кризиса: не каждой
фирме сейчас по средствам приобрести современный компьютер с необходимым
пакетом лицензионных программ в области обеспечения туристской
деятельности. Поэтому данная глава посвящена нахождению рационального
подхода к информатизации предприятий российской индустрии туризма в
условиях нехватки материальных, финансовых и квалифицированных трудовых
ресурсов.
На первый взгляд, процесс внедрения компьютерных и информационных
технологий в практику работы российских турфирм представляет собой цепочку
простых взаимосвязанных действий: осознание потребности – выбор – покупка –
установка – эксплуатация. Эта модель поведения, характерная как для
организаций, так и для частных лиц, используется при внедрении относительно
несложных технологий (например, при установке нового программного
обеспечения и покупке справочной базы данных на компакт-диске). Внедрение
же технически сложных и дорогостоящих ИТ является проектом (в самом широком
понимании этого слова) и зависит от специфики самих ИПУ[1], а также от
опыта проведения подобных мероприятий сотрудниками конкретной турфирмы.
Именно в этом смысле этапы автоматизации деятельности туристской компании
наиболее полно отражаются в процессе внедрения современной
автоматизированной системы бронирования2 (см. Рис.2.1-1 и приложение 16).
|Осознание | |Поиск и оценка | |Принятие | |Планирование | |
|потребности | |информации | |окончательного | | | |
| | | | |решения | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| |Переговоры | |Подключение, | |Контроль | | |
| |с поставщиками | |установка и | |изменений и | | |
| |информационных | |эксплуатация | |анализ опыта | | |
| |услуг | | | | | | |
| | | | | | | | |
Рис.2.1-1 Этапы автоматизации деятельности турфирм на примере АСБ
Процесс внедрения автоматизированной системы бронирования начинается с
момента признания высшим менеджментом роли информации и информационных
технологий в принятии решений для осуществления туристскими организациями
своей финансово-хозяйственной деятельности. Иными словами, руководство
компании должно четко осознавать необходимость автоматизации
технологических процессов формирования, продвижения и реализации
турпродукта, ведения документации и бухгалтерского учета и т.д. От того,
насколько руководство турфирмы и остальные сотрудники понимают важность
стоящей перед ними проблемы, в значительной степени зависит и весь
дальнейший успех предстоящей кампании.
Перед тем как перейти к следующему этапу, необходимо сформулировать
цели и задачи проекта для того, чтобы затем четко определить направления
возможного усовершенствования. Для этого возможно использование широко
применяемого в маркетинге метода коллективной экспертной оценки,
позволяющего оценить относительную важность каждого из предлагаемых
вариантов по стопроцентной шкале. Не менее часто используются и методы
“Дельфи”, “Мозгового штурма”, “Адвоката дьявола”. Что касается целей
внедрения современных систем бронирования, то самыми распространенными из
них на сегодняшний момент являются:
замена морально устаревших информационных систем;
получение конкурентных преимуществ (снижение себестоимости турпродукта,
сокращение времени на обработку заказов и т.д.);
расширение ассортимента предлагаемых услуг и границ рынка сбыта;
автоматизация работы с партнерами и филиалами;
автоматизация внутрифирменных процессов и оптимизация управления;
использование сравнительно недорогих рекламных возможностей (реклама в сети
Internet).
Заканчивается первый этап составлением плана основных работ по проекту
автоматизации: определение последовательности действий, распределение их во
времени и прочие операции, связанные с применением методов построения
сетевых моделей, расчета критического пути, составления календарных планов
и т.п.
Вторым основным этапом процесса автоматизации является поиск и анализ
всей существующей информации о системах бронирования, представленных на
российском рынке туристских информационных технологий, описанных в
параграфе 1.3 “Анализ рынка систем информационного обеспечения
деятельности туристских компаний”. Данный этап подчиняется общепринятым
принципам и стандартам проведения маркетинговых исследований и включает в
себя сбор и анализ всей информации о функционирующих на рынке системах, их
разработчиках и участниках, условиях подключения и эксплуатации. Все
ведущие системы бронирования имеют свои представительства в России,
развитие же глобальной компьютерной сети Internet позволяет провести
недорогие кабинетные исследования и обойтись без крупных денежных расходов,
уложившись при поиске необходимой информации в достаточно сжатые сроки.
Немало этому способствуют и сами разработчики - большинство из них
предоставляют возможности на практике оценить все достоинства и недостатки
предлагаемых продуктов посредством бесплатной работы в тренировочных
системах и демонстрационных версиях, также бесплатно распространяемых среди
потенциальных пользователей.
Кроме этого, на данном этапе необходимо принять решение относительно
формы собственности на приобретаемую информационную систему. На сегодняшний
день разработчики систем бронирования предлагают для турфирм следующие
варианты:
создание индивидуальной системы (право владения, пользования и
распоряжения);
приобретение прав пользования и распоряжения информационной системой,
обслуживание которой производится разработчиком;
приобретение системы, разработанной для нескольких туристских фирм,
обслуживание которой производится самим пользователем.
Наряду с очевидными плюсами создание индивидуальной системы требует
много времени и обходится в десятки раз дороже, особенно, учитывая
стоимость ее последующей модернизации. Третий же вариант предполагает
наличие в штате высококвалифицированных программистов (уровень заработной
платы которых не ниже 800$), что может себе позволить далеко не каждая
турфирма. Оптимальным в российских условиях является второй вариант, по
которому сегодня работает большинство туристских организаций: кроме
приемлемой платы за установку и обслуживание, он предполагает бесплатное
обновление эксплуатируемой системы и использование на льготных условиях
дополнительных возможностей, предлагаемых ее разработчиками (размещение
логотипа и рекламы фирмы на сервере разработчика, участие в электронных
выставках и ярмарках, создание и поддержание собственной странички в
Интернете и т.д.).
Завершающей “ступенькой” на втором этапе является отбор необходимой
системы бронирования из числа альтернативных вариантов. Критерии выбора
зависят от потребностей и возможностей фирмы. Наиболее распространенными
требованиями при отборе той или иной системы бронирования являются ее
стоимость, уровень сервиса (сопровождения), применимость на определенном
рынке, оперативность выполняемых действий, функциональные возможности.
Последние являются определяющим критерием при выборе, представляя собой
совокупность технических требований, которым должна удовлетворять система
бронирования мирового класса[2]. С учетом решения как первоочередных, так и
перспективных задач, их можно разделить на пять основных групп:
1. Функциональные задачи, к которым, помимо основных выполняемых
функций (реализация технологии автоматизированного бронирования услуг,
предоставление подробной информации об участниках системы и их продуктах,
ведение финансового учета, формирование отчетности и т.д.), относятся учет
местных условий, возможность подключения к сети различных абонентов,
совместимость с основными системами своего класса, функционирование в среде
Windows и в сети Интернет.
2. Требования к режиму функционирования, который должен допускать
возможность ввода, приема, передачи и обработки любой информации, а также
круглосуточный режим работы и недопустимость длительной блокировки системы
вследствие информационных перегрузок, возможность подключения новых и
отключения старых, уже установленных, периферийных устройств без нарушения
работы сети; информирование участников системы об изменении ее состава и
обеспечение целостности и надежности передаваемых и хранимых данных. Кроме
этого, система должна соответствовать одному из следующих типов –
“гибкому”, предполагающему предоставление пользователям возможностей
самостоятельно, без обращения к разработчикам, изменять форматы хранимых
данных, формы документов, “горячие” клавиши; или “жесткому”, при котором
внесение изменений потребует обязательного обращения к программистам (как
показывает практика, более половины пользователей “гибких” систем не
использует широкий круг предоставляемых им возможностей, ограничиваясь
только стандартным набором функций).
3. Возможность дальнейшего развития и модернизации системы, что должно
предусматриваться ее архитектурным решением. Пропускная способность системы
должна быть достаточной с точки зрения количества подключенных сетевых
ресурсов, разнообразия используемых технологий и протоколов соединения, а
используемое оборудование должно обеспечивать переход на высокоскоростные
технологии следующего поколения при минимальных затратах. Кроме этого,
система должна поддерживать все стандартные интерфейсы и интегрировать
различные виды информации (аудио, видео, текст и т.д.). Метод же
подключения конкретного пользователя должен определяться индивидуально,
исходя из его формы (туроператор, турагент, объект размещения и т.д.), а
также требований производительности, стоимости и места расположения
абонента.
4. Надежность. Используемое в системе программно-аппаратное решение
должно гарантировать сохранность данных и программного обеспечения при
отказах отдельных технических средств системы или аварийном отключении
электропитания, а также быстрое восстановление системы в случае отказов за
счет применения автоматических средств контроля работоспособности.
5. Конфиденциальность и внешние коммуникации, а именно: обеспечение
идентификации связывающихся абонентов системы и защиты передаваемой по
каналам связи информации, управление разграничением доступа; автоматический
контроль нарушения правил доступа в систему (сбор информации о попытках
несанкционированного доступа), организация удаленного доступа через
средства телекоммуникаций и наличие интерфейсов выхода в основные GDS, а
также взаимодействие с отечественными и зарубежными специализированными
базами и банками данных.
Для правильной оценки вариантов и выбора системы, удовлетворяющей всем
предъявленным в ходе отбора требованиям, на данном этапе возможно
применение методов функционально-стоимостного анализа, потребительской
оценки, а также метода определения конкурентоспособности ИПУ по техническим
и экономическим показателям.
Окончательное решение по вопросу автоматизации принимается после
расчета показателей эффективности внедрения информационной системы на
объекте (см. Главу 3 настоящей дипломной работы) и оценки рисков, с
которыми турфирма может столкнуться в ходе ее эксплуатации. Кроме типичных
рисков, сопровождающих нормальную коммерческую деятельность всех туристских
компаний (политические, страновые, коммерческие, инфляционные, валютные и
т.д.), при внедрении и эксплуатации автоматизированных систем бронирования,
несмотря на заверения их разработчиков, пользователям приходится
сталкиваться со следующими наиболее распространенными в этой среде рисками:
технические – несовместимость программного обеспечения, плохое качество
связи по модему и ее отсутствие (особенно характерно для регионов),
опасность заражения вирусами, потеря кодов доступа в систему;
информационные – отсутствие необходимой информации, неактуальность данных,
содержащихся в системе, дублирование информации, возможность доступа к
конфиденциальным сведениям посторонних лиц (например, хакеров), потеря и
порча информации, завышенные цены;
риск неплатежа за оказанные услуги со стороны партнеров и аннуляции
забронированных услуг по вине несвоевременного прохождения платежей;
риск банкротства разработчика, обслуживающего систему, невыполнение им
данных пользователю обязательств;
риск долгой адаптации персонала к особенностям работы в АСБ.
Для того чтобы эффективно препятствовать возможному воздействию
описанных ситуаций или хотя бы уменьшить их отрицательные последствия,
турфирме необходимо определить, проанализировать, оценить и разработать
мероприятия по снижению уровня рисков еще на стадии принятия решения по
автоматизации своей деятельности. Для этого могут быть использованы методы
экспертной оценки, теории вероятности, математической статистики и др.
Четвертый этап – планирование – начинается с определения потребностей
компании в ресурсах, требующихся для внедрения системы. Для этого
необходимо совершить ряд следующих действий:
а) Поиск и определение источников финансирования программы. Ими могут
быть собственные денежные ресурсы компании (прибыль, фондовые отчисления),
резервы инвесторов, заемные средства, бюджетные ассигнования, лизинг и т.д.
б) Анализ обеспеченности техническим оборудованием. Любая современная
система бронирования подразумевает наличие, как минимум, 486 процессора и
8Mb оперативной памяти (минимальные требования к функционированию Windows)
для клиентского программного обеспечения и Pentium 200, 64Mb и 2Gb памяти
на жестком диске для серверного обеспечения, а также модема и периферийных
устройств - принтера, сканера. Оптимальным же на апрель 1999 года считается
следующий вариант: для клиентского обеспечения – AMD K6 II 333МГц, 32Mb
оперативной памяти и 3,2Gb памяти на жестком диске; для серверного
обеспечения - AMD K6 II 333МГц, 128Mb, не менее 6,4Gb памяти на жестком
диске, внешний модем U.S. Robotics Courier 33,6.
в) Определение потребности в трудовых ресурсах, включая разработку
должностных инструкций, выделение имеющихся или найм дополнительных
сотрудников, распределение полномочий и ответственности.
г) Выделение места для работы (кабинета, рабочего стола и т.д.).
Заканчивается этап планирования оценкой затрат, предстоящих в ходе
проекта, их распределением по статьям (составлением бюджета) и во времени.
Основными затратами туристкой организации при внедрении автоматизированной
системы бронирования являются следующие:
затраты на техническое обеспечение проекта (выделение или приобретение
специального оборудования, компьютеров, оргтехники);
затраты на обучение персонала, поиск и найм дополнительных работников;
затраты на подключение к системе, обслуживание, модернизацию;
затраты, связанные с заключением договоров с поставщиками туруслуг,
агентами, финансовыми организациями;
затраты, связанные с получением информации (особенно это относится к
данным, предоставляемым различными фирмами на коммерческой основе);
прочие затраты, связанные с внедрением и эксплуатацией АСБ.
Только после определения необходимых ресурсов и утверждения бюджета
реализуемого проекта можно переходить к следующему, пятому, этапу. Данный
этап представляет наибольшую трудность для туристской компании и включает в
себя несколько моментов:
Поиск организации, предоставляющей услуги по подключению к системе и ее
сервисному обслуживанию (установка необходимого оборудования и ПО, обучение
персонала, последующая модернизация и т.д.). Как показало проведенное
исследование, количество таких организаций (операторов) невелико, поскольку
на практике обслуживание системы производится или самим разработчиком, или
его представителем.
Установление контакта и проведение переговоров. На данном этапе решаются
как основные (перечень и стоимость услуг, порядок бронирования и реализации
услуг, сроки и порядок расчетов, обязанности и ответственность сторон), так
и дополнительные вопросы, требующие принятия каких-то отдельных решений
(например, по возможности реализации для корпоративных клиентов турфирмы
специального набора услуг).
Подписание договора с оператором на подключение и обслуживание АСБ[3]
(после внесения всех поправок), и, если требуется, дополнительных
соглашений.
Заключение договора с провайдером на подключение и абонентское обслуживание
в глобальной сети Интернет. При выборе провайдера необходимо
руководствоваться следующими основными критериями:
репутация провайдера на рынке услуг Интернет;
скорость связи с сервером (ping) – определяет, насколько быстро приходит
от сервера ответ на любой запрос с компьютера. Чем меньше задержка, тем
лучше: связь считается хорошей, если задержка составляет менее 200
миллисекунд;
длина пути – количество промежуточных компьютеров (роутеров), через которые
проходят любые данные, прежде чем попасть с компьютера на сервер (и
обратно). Желательно, чтобы и этот параметр был минимальным, так как чем
длиннее путь, тем больше вероятность того, что один из роутеров по пути
будет перегружен и скорость связи снизится;
скорость обмена данными – количество килобит, передающихся за секунду с
сервера на компьютер. Минимальным считается параметр 4,4, максимальное же
значение зависит от типа модема и от уровня загрузки сети;
коэффициент потери пакетов – показывает, сколько процентов данных,
посылаемых компьютером на сервер, теряется на просторах Интернет. Поскольку
данные не доходят, они автоматически пересылаются повторно – хотя потерь и
не происходит, на это тратится время. Поэтому, чем меньше коэффициент, тем
лучше;
стоимость услуг – средства, затраченные на подключение и пользование
услугами провайдера. Рассчитываются, исходя из потребности пользователя в
Интернете (количества часов в месяц): минимальная потребность – 5-7 часов,
умеренная – 25-30 часов, из которых 5часов – в ночное или иное льготное
время, а также потребность в неограниченном доступе. Исходя из этого,
определяются и тарифные планы – фиксированная или почасовая оплата,
неограниченный доступ;
качество модемной связи – в большей мере зависит от конкретной АТС, с
которой звонит пользователь.
Наиболее популярными московскими провайдерами на сегодняшний день
являются Cityline, MTU Inform, Demos, Zenon NSP. Результаты тестирования
качества предоставляемых ими услуг и некоторые технические характеристики
приведены в приложении 18.
Заключение договора с банком оператора на открытие и обслуживание
транзитного счета - для быстрого получения и автоматического отслеживания
платежей, а также, при желании, для оплаты услуг, не покидая офиса.
Процедура переговоров длительна по времени – в зависимости от объемов
и качества согласуемых вопросов, а также от степени занятости ответственных
за переговоры лиц, она подчас занимает целый месяц.
После подписания всех необходимых соглашений процесс внедрения системы
бронирования, а вместе с ней – и новых информационных технологий, начинает
двигаться к своему завершению: в течение двух-трех дней провайдер
произведет подключение к сети Интернет, а оператор услуг установит в офисе
компании, наладит и произведет тестирование необходимого для работы в
системе оборудования и программного обеспечения, параллельно проведя
обучение сотрудников и, при желании, оказав помощь во внесении в систему
первых данных (характерно для туроператоров).
После этого, как и полагается в любой компании, использующей в своей
повседневной работе приемы маркетинга, необходим анализ полученного в ходе
осуществления проекта опыта, а также контроль и управление происходящими в
результате автоматизации изменениями.
При правильном осуществлении всех перечисленных этапов внедрения
информационных технологий, а также при удачном стечении обстоятельств,
экономический эффект от автоматизации не замедлит сказаться уже в течение
двух-трех последующих после завершения проекта месяцев.
2.2. Перспективные направления развития российских информационных
технологий в сфере туризма: системный комплекс компании “Алеан” и
Туристская операционная система
Как уже ранее упоминалось, наиболее перспективным направлением
развития информационных технологий на российском рынке туризма в ближайшие
годы является создание и внедрение систем, использующих неограниченные
возможности всемирной компьютерной сети Интернет. Предпочтение на рынке
отдается туристским информационным системам, сочетающим возможности
автоматизированного создания и реализации туристского продукта наряду с
компьютерным бронированием и резервированием туристских услуг. Как правило,
подобные системы построены на основе современных компьютерных технологий,
функционируют в сети Internet, используя схему “клиент – сервер”,
поддерживают работу в среде Windows и учитывают особенности национального
туристического рынка. Многие из систем доступны как для простых частных
пользователей, так и для юридических лиц (туристских компаний и их
корпоративных клиентов).
Из отечественных АИС, представленных в последнее время на рынке
туристских информационных технологий, включая функционирующие в Интернете
туристские сервера (см. п.1.3), обращают на себя внимание две системы, речь
о которых пойдет ниже – системный комплекс компании “Алеан” (СКА) и
совместный проект “Туристская операционная система” (ТОС) компании
“Сообщество Финансовых Телекоммуникаций” и журнала “Туризм. Проблемы.
Практика. Перспективы” при поддержке Московской Ассоциации туристских
агентств (МАТА).
ТОС - совокупность технических решений, базирующихся на современных
компьютерных технологиях и отраслевых соглашениях, позволяющих использовать
эти технологии в реальном бизнесе на всех этапах производственного
процесса, начиная от маркетинга и завершая обучением персонала. Основной ее
целью является создание в России цивилизованного, технологичного,
эффективного рынка туристских услуг. Полную реализацию всех элементов ТОС
планируется завершить к 2003 году, хотя отдельные компоненты уже воплощены
в жизнь и успешно работают.
Главная идея системы заключается в переносе всех деловых процедур
профессиональных участников туристского рынка на единую технологическую и
организационную платформу, ядром которой является информационный центр,
выполняющий следующие функции: обеспечение документарного взаимодействия
между участниками сделки, хранение документооборота участников (в случае
возникновения спорных ситуаций хранимая в центре информация об истории
сделки априори считается эталонной) и стандартизация их взаимодействия.
Как предполагается, такая централизованная схема построения Туристской
операционной системы позволит успешно решать следующие организационно-
технические вопросы:
обеспечение достоверности маркетинговой информации;
поддержка эквивалентности электронных документов и бумажных аналогов, в
смысле наследования юридической силы. Разработаны договора между
участниками системы, декларирующие признание правовой силы электронного
документооборота.
организационная и техническая поддержка процедур передачи ответственности
на всех этапах взаимодействия;
организация расчетов между участниками системы и процедур электронной
коммерции “агент – клиент”.
Основным элементом ТОС является система бронирования туров или ТИС
(Туристская информационная система), представляющая собой интернет-сервер,
первой и основной задачей которого является предоставление как
профессионалам турбизнеса, так и туристам максимума полезной информации.
Второй задачей ТИС является продвижение технологий электронной коммерции,
т.е. предоставление участникам туристического рынка возможности вести
бизнес максимально оперативно и корректно, опираясь на новейшие
компьютерные технологии. В частности, система резервирования ТИС, которая
находится на сервере, используется не только для поиска путевок, но и для
взаимодействия туроператоров и турагентов, позволяя агентам проводить on-
line бронирования и предоставляя операторам все возможности для оперативной
обработки этих бронирований (см. Приложение 19).
Участником ТИС может стать любая компания, которая выставляет свои
турпродукты на продажу, а так же пользуется системой ТИС для оформления
заказа и резервирования туристских услуг у других компаний-участников
системы (см. Табл. 2.2-1).
Табл. 2.2-1 Типы участников Туристской информационной системы
|Тип |Описание |
|Информационный |Компания, пока не имеющая технических ресурсов для |
|провайдер |обеспечения актуальной работы с ТИС. В этом случае |
| |персонал ТИС вводит турпакеты компании в систему от |
| |ее имени, а принципы дальнейшего взаимодействия |
| |огова-риваются после того, как достигается |
| |положительный эко-номический эффект |
|Корпоративный |Компания, использующая ТИС для работы со своими |
|оператор |агентами (клиентами). Весь процесс взаимодействия |
| |меж-ду корпоративным оператором и его агентом скрыт |
| |от глаз посторонних, т.е. в этом случае ТИС работает|
| |как "внутренняя" система взаимодействия |
|Оператор |Компания, представляющая информацию о своих |
| |турпаке-тах всем желающим. При необходимости |
| |оператор может ограничить доступность турпакетов, |
| |например, указать, что один турпакет может видеть |
| |только участник ТИС - агент, а другой турпакет - |
| |любой посетитель сервера ТИС |
|Агент |Отличается от оператора только тем, что введенные им|
| |турпакеты доступны для чтения всем посетителям |
| |сервера ТИС |
|Корпоративный |Компания, подключаемая к системе самим оператором |
|агент |(по аналогу частной системы резервирования) |
Для того, чтобы стать участником ТИС, необходимо отправить заявку по
адресу tis@tos.ru. Условия работы зависят от предполагаемой формы участия и
объемов информации, представляемой турфирмой, и того, каким образом эта
информация вводится в систему и обновляется. Базовая цена контракта - 200$,
после подключения даются 2 месяца бесплатного режима, а потом в зависимости
от числа бронирований турпакетов включается плата за трафик (примерно 1-2
доллара за оформленный турпакет). Для клиентов типа “Информационный
провайдер” участие в системе бесплатно, а оплата услуг зависит от
количества туристов “приведенных” через ТИС.
Другой существенной частью проекта ТОС является единая маркетинговая
система, именуемая “Технологией инициативной рекламы”. Суть этой технологии
проста: сначала эффект от рекламы - потом оплата этого эффекта. Это по-
своему революционный подход, поскольку классический вариант рекламы
предполагает, что компания оплачивает рекламу и ждет адекватного
экономического эффекта, которого зачастую не бывает. На сегодняшний день в
базе данных системы зарегистрировано более 300 предложений от 40 фирм, и
каждую неделю количество участников этого проекта увеличивается на 2-3
компании.
“ТИС Навигатор” - составная часть ТОС, устанавливаемая в офисе
туристской компании и позволяющая самостоятельно собирать турпакеты в
подшивки и каталоги, проводить предварительную калькуляцию стоимости,
регистрировать заказы, печатать прайс-листы, путевки и заявки, выставлять
свои предложения на сервере ТИС. Стоимость “ТИС Навигатора” – 70$. В случае
отказа от системы в течение двух недель с момента ее приобретения клиенту
возвращаются деньги.
Важным направлением Туристской операционной системы является
виртуальный дискуссионный клуб – “площадка” для общения и обмена новостями,
позволяющая разработчикам ТОС быть все время в курсе событий и продвигать
туристский рынок к информационной открытости.
Одна из насущных проблем туристских компаний - расчеты с контрагентами
и гарантии сделок. В этом направлении в рамках ТОС развивается проект
“Туристский клиринговый центр”, который будет выступать финансовым гарантом
по сделкам профессиональных участников туррынка. На сегодняшний день
разработана финансовая технология, позволяющая выполнять мгновенное
подтверждение сделки в случае платежеспособности участника, причем обеим
сторонам сделки будет гарантированно исполнение всех штрафных обязательств
в том случае, если сделка по той или иной причине сорвется. Для создания
такого центра необходимо плотное взаимодействие с банковскими и страховыми
организациями, поэтому в настоящее время ведутся переговоры с
представителями обеих сторон. Предполагается, что клиринговый центр не
будет брать на себя поддержку прямых расчетов своих участников, тем самым,
с одной стороны, оставаясь в рамках легитимности, а с другой стороны,
Страницы: 1, 2
|