4. Планирование работ по стандартизации12Используемая литература 151. Законодательная база метрологииЦелый ряд положений метрологии направленный на обеспечения единства и единообразия систем измерения нуждается в регламентации и контроля со стороны государства. К таким положениям метрологическим требованиям относятся:1) выбор основных физических величин;2) установление размеров основных единиц и правило образования производных;3) способ воспроизведения и передачи инфляции о размере единицы;4) выбор нормируемых метрологических характеристик средств измерений;5) установление норм точности стандартизации и метрологии ограничение точности измерений;6) выбор методик измерений;7) деятельность метрологических служб;8) организация государственного метрологического контроля. Конкретное положение в области законодательной метрологии регламентируется нормативными документами - стандартами, правилами, рекомендациями и другими положениями Комплекс норм, документов, устанавливающих правила, нормы и требования, направляемые на достижения и поддержания единства измерений при требуемой точности, составляет государственную систему обеспечения единства измерений (г.с.и).Нормативную базу можно представить в виде иерархической пирамиды:1) закон Р.Ф об обеспечении единства измерений;2) Государственные стандарты (ГОСТ, ОСТ и т.д.), система государственной системы измерения;3) правила России системы государственной системы измерения, утверждаемая Госстандартом; 4) рекомендация государственной системы измерения разрабатываемая метрологическими институтами, научными центрами и утверждаемые руководством этих центров;Базовым основополагающим стандартом является: ГОСТ Р 8000 ГСИ.- основные положения. Субъекты метрологии1) государственные метрологические служба (ГМС);2) метрологические службы федеральных органов исполнительной власти и юридические лица;3) международные метрологические организации.Государственная метрологическая служба находится в ведении Госстандарта и включает государственные научные метрологические центры, которые представлены такими институтами как ВНИИ.Органы ГМС в субъектах Р.Ф (на территории республик, краёв, областей и т.д.). Эти научные центры занимаются не только разработкой научно-методических основ систем измерения, но и является держателями государственных эталонов.Госстандарт осуществляет руководство тремя государственными справочными службами:1) Государственная служба времени и частоты (ГСВЧ). Осуществляет межрегиональную и межотраслевую координацию работ по обеспечению единства измерения времени и определения параметров вращения земли. Потребителями является служба навигации, управления самолётами, судами, спутниками и т.д., ЕЭС.2) Государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ (ГСО) обеспечивает создание и применение системы стандартных образцов состава и свойств веществ материалов, металлов, сплавов, нефтепродуктов, медицинских препаратов, образцов почвенных газов и т.д.3) Государственная служба стандартных справочных данных о физических и свойств веществ и материалов обеспечивает разработку достоверных данных. Потребителем является организация, проектирующая изделие, технику.Международное бюро мер и веса утверждено также международной организацией законодательной метрологии. Она разрабатывает общие вопросы метрологии: установление классов точности систем измерения, обеспечение единообразования определенных типов образцов и систем, рекомендации по их испытаниям с целью установления единообразования метрологических характеристик.2. Добровольная и обязательная сертификацияВажным фактором повышения уровня жизни населения является целенаправленная работа по повышению качества товаров и услуг, реализуемых на потребительском рынке. Наибольшее доверие оказывается фирмам- обладателям сертификатов качества продукции. Существует два вида сертификации: обязательная и добровольная. Обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Нормативные документы, используемые при обязательной сертификации, могут представлять собой: законы Российской Федерации, государственные стандарты (ГОСТ), санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила сертификации, нормы по безопасности, а также другие документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к продукции. Подлежащая сертификации продукция маркируется знаком соответствия. Знак соответствия наносят на продукцию (тару, упаковку), сопроводительную техническую документацию, поступающую к потребителю при реализации. Перечень товаров подлежащих обязательной сертификации (Номенклатура по ОКП), утвержден Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Ростехрегулирование) от 30 июля 2002 г. N 64. Подтверждение соответствия продукции, товарная номенклатура, может также проводиться посредством принятия изготовителем (продавцом, исполнителем) декларации о соответствии. Перечень товаров, соответствие которых может быть подтверждено декларацией о соответствии, также утвержден Постановлением Госстандарта от 30 июля 2002г. N 64. На продукцию, подлежащую обязательной сертификации, участникам ВЭД (внешнеэкономической деятельности) нужно предоставлять сертификат соответствия на таможенном посту при растамаживании продукции. ФТС России своим Письмом N 01-06/07 от 12.01.2005г. утвердил Список товаров, для которых требуется подтверждение проведения обязательной сертификации при перевозках на таможенную территорию Российской Федерации (товарная номенклатура по ТН ВЭД).В отличие от обязательной сертификации добровольная сертификация, как правило, проводится по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) с целью подтверждения соответствия продукции требованиям технических условий, рецептур и других отраслевых или государственных стандартов.Добровольная сертификация распространяется и на те показатели качества продукции, которые не входят в систему обязательных требований по безопасности.Добровольная сертификация возможна тогда, когда строгое соблюдение требований существующих стандартов или других нормативно-технических документов на продукцию не предусмотрено, то есть в них не заложены требования безопасности и они носят добровольный характер для производителей, например стандарты ГОСТ Р или ИСО 9000. Если продукция или процесс не обозначен в Постановлении Госстандарта РФ от 30 июля 2002г. N 64 "О Номенклатуре продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации и Номенклатуре продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии", то нет необходимости в обязательной сертификации, но существует возможность получить добровольный сертификат. Добровольная сертификация проводится органами по добровольной сертификации на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.При добровольной сертификации товаров и услуг необходимо предоставить те же документы, что и для обязательной сертификации, но при этом заказчик сам определяет по каким параметрам испытывать продукцию. Добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не может заменить обязательную сертификацию такой продукции.Для получения добровольного сертификата соответствия в системе ГОСТ Р на некоторые виды продукции необходимо предоставлять санитарно-эпидемиологические заключения, отказные письма, пожарные сертификаты, разрешение к применению и т.п.Сертификат соответствия (как обязательный, так и добровольный) можно получить в любом компетентном сертификационном центре (например, Евротест), а если нужно то и разрешение к применению (или разрешение Ростехнадзора), отказное письмо, при необходимости официально подтвердить, что продукция обязательной сертификации не подлежит в системе ГОСТ Р или пожарной безопасности. Для российских производителей помогут оформить технические условия и конструкторскую документацию.Добровольная сертификация поможет в конкурентной борьбе, так как при проведении многих тендеров наличие сертификатов является обязательным условием участия, кроме того, добровольная сертификация повышает доверие к качеству изделий, упрощает выбор продукции потребителем, защищает изготовителя от конкуренции с поставщиками несертифицированной продукции и обеспечивает ему рекламу и рынок сбыта.3. Нормирование метрологических характеристик
Под нормированием понимается установление границ на допустимые отклонения реальных метрологических характеристик средств измерений от их номинальных значений. Только посредством нормирования метрологических характеристик можно добиться их взаимозаменяемости и обеспечить единство измерений в государстве. Реальные значения метрологических характеристик определяют при изготовлении средств измерений и затем проверяют периодически во время эксплуатации. Если при этом хотя бы одна из метрологических характеристик выходит за установленные границы, то такое средство измерений либо подвергают регулировке, либо изымают из обращения.
Нормы на значения метрологических характеристик устанавливаются стандартами на отдельные виды средств измерения. При этом делается различие между нормальными и рабочими условиями применения средств измерения.
Нормальными считаются такие условия применения средств измерений, при которых влияющие на процесс измерения величины (температура, влажность, частота, напряжение питания, внешние магнитные поля и т.д.), а также неинформативные параметры входных и выходных сигналов находятся в нормальной для данных средств измерений области значений, т.е. в такой области, где их влиянием на метрологические характеристики можно пренебречь. Нормальные области значений влияющих величин указываются в стандартах или технических условиях на средства измерений данного вида в форме номиналов с нормированными отклонениями, например, температура должна составлять 20±2°С, напряжение питания - 220 В±10% или в форме интервалов значений (влажность 30 - 80 %).
Рабочая область значений влияющих величин шире нормальной области значений. В ее пределах метрологические характеристики существенно зависят от влияющих величин, однако их изменения нормируются стандартами на средства измерений в форме функций влияния или наибольших допустимых изменений. За пределами рабочей области метрологические характеристики принимают неопределенные значения.
Для нормальных условий эксплуатации средств измерений должны нормироваться характеристики суммарной погрешности и ее систематической и случайной составляющих. Суммарная погрешность
8
средств измерений в нормальных условиях эксплуатации называется основной погрешностью и нормируется заданием предела допускаемого значения, т.е. того наибольшего значения, при котором средство измерений еще может быть признано годным к применению.
Перечисленные выше метрологические характеристики следует нормировать не только для нормальной, но и для всей рабочей области эксплуатации средств измерений, если их колебания, вызванные изменениями внешних влияющих величин и неинформативных параметров входного сигнала в пределах рабочей области, существенно меньше номинальных значений. В противном случае эти характеристики нормируются только для нормальной области, а в рабочей области нормируются дополнительные погрешности путем задания функций влияния или наибольших допустимых изменений раздельно для каждого влияющего фактора; в случае необходимости - и для совместного изменения нескольких факторов. Функции влияния нормируются формулой, числом, таблицей или задаются в виде номинальной функции влияния и предела допускаемых отклонений от нее.
Для используемых по отдельности средств измерений, точность которых заведомо превышает требуемую точность измерений, нормируются только пределы
8
допускаемого значения суммарной погрешности и наибольшие допустимые изменения метрологических характеристик. Если же точность средств измерений соизмерима с требуемой точностью измерений, то необходимо нормировать раздельно характеристики систематической и случайной погрешности и функции влияния. Только с их помощью можно найти суммарную погрешность в рабочих условиях применения средств измерений.
Динамические характеристики нормируются путем задания номинального дифференциального уравнения или передаточной, переходной, импульсной весовой функции. Одновременно нормируются наибольшие допустимые отклонения динамических характеристик от номинальных.
4. Планирование работ по стандартизации
Планирование работ по стандартизации является составной частью системы государственного планирования.
Планирование стандартизации осуществляется на основе разработки перспективных взаимоувязанных плановых документов, пятилетних и годовых планов, в состав которых входят:
· проблемный раздел "Развития стандартизации и метрологии". Комплексной программы научно-технического прогресса на 20 лет (по пятилеткам);
· основные направления развития стандартизации и метрологии как составная часть Основных направлений экономического и социального развития РФ на 10-15 лет;
· программы стандартизации, программы метрологического обеспечения, межотраслевые комплексные программы государственной службы стандартных справочных данных (ГСССД);
· программы унификации продукции, имеющей важнейшее народнохозяйственное значение;
· пятилетние и годовые планы государственной стандартизации
· пятилетние и годовые планы разработки и применения в РФ стандартов СЭВ;
· пятилетние и годовые планы отраслевой стандартизации;
· пятилетние и годовые планы республиканской стандартизации;
· пятилетние и годовые планы стандартизации производственных и научно-производственных объединений, предприятий, организаций и учреждений.
Главной формой планирования стандартизации являются пятилетние планы.
Каждый пятилетний план государственной стандартизации состоит из трех частей:
1. Общетехнические и организационно-методические стандарты межотраслевого значения.
2. Стандарты на продукцию промышленности, строительной индустрии и сельского хозяйства.
3. Унификации агрегатов, узлов и деталей машин, технологической оснастки и инструмента.
На основе пятилетних планов разрабатываются годовые планы государственной стандартизации, состоящие из следующих разделов:
1. Разработка новых и пересмотр действующих государственных стандартов.
2. Государственный надзор за внедрением стандартов.
3. Государственный надзор за соблюдением стандартов, технических условий и качеством продукции.
4. Разработка рекомендаций по стандартизации в рамках СЭВ.
5. Разработка рекомендаций в рамках ИСО.
6. Государственные испытания мер и измерительных приборов.
В планах более низкого уровня конкретизируются, уточняются и развиваются позиции планов государственной стандартизации.
Перспективность работ по стандартизации обеспечивается выпуском опережающих стандартов, устанавливающих повышенные по отношению к достигнутому уровню нормы и требования к объектам стандартизации, которые будут оптимальными в будущем. Тем самым стимулируется ускорение темпов научно-технического процесса. Базой опережающей стандартизацию служат научно технические прогнозы. В свою очередь опережающие стандарты ставят на прочную нормативную основу перспективное планирование, обеспечивая реальность перспективных планов государственной производственной дисциплиной.
Опережающая стандартизация как научный метод управления народным хозяйством регламентирована ГОСТ 18.301-76 " Методы опережающей стандартизации. Основные положения". В процессе разработки опережающих стандартов учитывается динамика развития науки и техники. В них узакониваются не достигнутые показатели и уровень качества выпускаемой продукции, а то, что еще находится в разработки и станет реальностью только через определенное время, указанное в стандарте. Опережающие стандарты позволяют планировать процесс повышения качества, лают в руки разработчиков и потребителей информацию о параметрах изделий в недалеком будущем. В известной мере они являются программой организации производства по выпуску продукции повышенного качества. В то же время на разработчиках опережающих стандартов лежит большая ответственность за правильность прогнозирования развития науки и техники на определенный период.
Используемая литература
1. Никифоров А.Д., Бакиев Т.А. Метрология, сертификация и стандартизация, - М.: Инфра-М, 2005. - 422 с.
2. Лифиц И.М., Метрология сертификация и стандартизация, - М.: Юрайт, 2004 - 330 с.