Нормирование точности и технические измерения червячной передачи
Нормирование точности и технические измерения червячной передачи
Кафедра “Технология машиностроения”
Курсовая работа
“Нормирование точности и технические измерения червячной передачи”
Содержание
Введение 3
1 Расчет и нормирование точности червячной передачи 4
1.1 Выбор степеней точности червячной передачи 4
1.2 Выбор вида сопряжения, зубьев колес передачи 4
1.3 Выбор показателей для контроля червячного колеса 5
2 Расчет и нормирование точности гладких цилиндрических соединений 8
2.1 Расчет и выбор разъемного неподвижного соединения дополнительным креплением 8
2.2 Выбор посадок шпоночного соединения 10
2.3 Расчет исполнительных размеров рабочих калибров 10
2.3.1 Расчет исполнительных размеров калибра-пробки для контроля отверстия 10
2.3.2 Расчет исполнительных размеров калибра-скобы для контроля вала 12
2.4 Расчет и выбор посадок подшипников качения 13
2.5 Определение требований к посадочным поверхностям вала и отверстия в корпусе 15
3. Расчет допусков размеров, входящих в размерную цепь 16
Список использованных источников 20
Введение
Среди важнейших проблем повышения эффективности наиболее острой и неотложной является качество продукции. Народное хозяйство подошло к такой черте, когда без коренного улучшения положения дел с качеством не может быть решена ни одна крупная производственная задача. Под качеством понимают совокупность свойств и показателей, определяющих их пригодность для удовлетворения определенных потребностей в соответствии с назначением.
Качество и эффективность действия выпускаемых машин и приборов находится в прямой зависимости от точности их изготовления и контроля показателей качества с помощью технических измерений.
Точность и ее контроль служит исходной предпосылкой важнейшего свойства совокупности изделий - нормирования. При конструировании применение принципа нормирования ведет к повышению качества и снижению себестоимости конструкции.
1 Расчет и нормирование точности червячной передачи
Степень точности проектируемого червячного колеса устанавливается в зависимости от окружной скорости колеса. По таблице 2.1[2] исходя из =11,2 , выбираем 7-ую степень точности по норме плавности. Используя принцип комбинирования норм по различным степеням, назначаем 8-ую степень точности по кинематической норме, а по норме полноты контакта на одну степень точнее 7-ую.
1.2 Выбор вида сопряжения, зубьев колес передачи
Вид сопряжения в передаче выбирается по величине гарантируемого бокового зазора.
Боковой зазор-это зазор, между нерабочими профилями зубьев, который необходим для размещения смазки, компенсации погрешностей при изготовлении и сборке, для компенсации изменения размеров от температурных деформаций.
Величину бокового зазора необходимую для размещения слоя смазки можно определить по формуле:
По рассчитанной величине =228 мкм в зависимости от межосевого расстояния =150 мм из таблицы 17 ГОСТ 3675-81 выбираем вид сопряжения А, причем выполняется условие: ;
Тогда степень точности червячного колеса будет записан 8-7-7А (ГОСТ 3675-81)
1.3 Выбор показателей для контроля червячного колеса
Выбор показателей для контроля червячного колеса () проводится согласно рекомендациям [2] по таблицам 2,3,4 ГОСТ 3675-81, а по таблицам 5,6,7,15 этого же ГОСТа назначаем на них допуски.
Средства для контроля показателей выбираем по таблице [5]. Результаты выбора показателей, допусков на них и средств контроля сводим в таблицу 1.
Таблица 1-Показатели и приборы для контроля червячного колеса.
Нормы точности
Наименование и условное обозначение контролируемого параметра
Условное обозначение и численное значение допуска, мкм
Наименование и модель прибора
1 Кинематическая
колебание измерительного межосевого расстояния за один оборот колеса
71
Межцентромер МЦ-400Б
2 Норма плавности
колебание измерительного межосевого расстояния за один оборот зубьев
40
Межцентромер МЦ-400Б
3 Норма полноты контакта
Суммарное пятно контакта
По высоте зубьев не менее 0,065
По длине зубьев не менее 0,060
Универсальный контрольно-обкатной станок 5Б-700
4 Норма бокового зазора
-наименьшее отклонение толщины витка червяка по хорде;
-допуск на толщину витка червяка по хорде
=-287
=180
Зубомер хордовый ЗНМ-16
Толщина витка червяка по хорде назначается по таблицам 18 и 19 (ГОСТ 3675-81)
=-(220+67)=-227
Допуск на толщину витка по хорде выбирается по таблице 20 (ГОСТ 3675-81)
=180
Требования к точности заготовки определяется допусками на диаметры выступов радиальным и торцовым биением. Допуски на диаметры выступов назначается по 14 квалитету точности. , так как наружный диаметр в процессе контроля не является базой.
Допуск на радиальное биение поверхности вершин находится по зависимости:
Допуск на торцевое биение:
,
где - коэффициент, выбираемый из таблицы справочника [4] исходя из ширины колеса: 12 мкм.
- делительный диаметр.
Шероховатость рабочей поверхности зуба выбирается по таблице справочника [1] в зависимости от степени точности колеса по норме плавности:
2 Расчет и нормирование точности гладких цилиндрических соединений
2.1 Расчет и выбор разъемного неподвижного соединения дополнительным креплением
Исходные данные:
- точность червячного колеса 8-7-7А ГОСТ 3675-81;
- номинальный диаметр соединения ;
- ширина шпоночного паза ;
- модуль ;
- допуск на радиальное биение зубчатого венца ;
При передаче крутящих моментов при использовании шпонки для соединения вала со ступицей применяется одна из переходных посадок, которая обеспечивает высокую точность центрирования зубчатого колеса на валу и обеспечивает легкую сборку и разборку соединения.
Хорошее центрирование зубчатого колеса на валу необходимо для обеспечения высокой кинематической точности передачи, ограничение динамических нагрузок и т.д. Известно, что наличие зазора в сопряжении вызванного за счет одностороннего смещения вала в отверстии вызывает появление радиального биения зубчатого венца колеса определяющего кинематическую точность.
В этом случае наибольший допускаемый зазор, обеспечивающий первое условие, может быть определен по формуле:
.
где - коэффициент запаса точности, принимаем ,
допуск радиального биения зубчатого колеса
.
Легкость сборки и разборки соединения определяется наибольшим предельным натягом, величина которого рассчитывается по формуле:
;
где аргумент функции Лапласа, который определяется по его значению
;
где вероятность получения зазора в соединении, выбирается в зависимости от преобладания требований к одному из условий, предъявляемых к соединению, принимаем , тогда
По таблице справочника [4] находим , исходя из степени точности колеса по кинематической норме:
При
.
По ГОСТ 25347-82 выбираем переходную посадку, выполняя условия: , .
Таким образом, отверстие ступицы колеса O50.
2.2 Выбор посадок шпоночного соединения
Из ГОСТ 23360-78 для призматического шпоночного соединения колеса с валом принимаем нормальный тип соединения. По таблице 2 этого ГОСТа, зная номинальный диаметр соединения, выписываем размеры шпонки:
Поля допусков и отклонения на них:
- паз втулки- ;
- паз вала - .
Глубина шпоночного паза на валу .
Глубина шпоночного паза во втулке .
По таблице [1] длина шпонки
Шпонка изготавливается централизованно всегда с полями допуска h9, и посадки всегда образуются в системе вала.
2.3 Расчет исполнительных размеров рабочих калибров
Определяем исполнительные размеры калибра-пробки для контроля отверстия и вала посадки 50 H7/n6.
2.3.1 Расчет исполнительных размеров калибра-пробки для контроля отверстия
Предельные размеры отверстия:
;
.
Калибр для контроля отверстий называется пробкой. Калибры изготавливаются комплектом из проходного (ПР) и непроходного (НЕ) калибра. При контроле деталей калибрами она признается годной, если проходной калибр проходит а, непроходной не проходит через проверяемую поверхность. Допуски на изготовление калибров нормируются по ГОСТ 24853-81.
Для определения предельных и исполнительных размеров пробок из таблицы указанного стандарта находятся численные значения параметров
где допуск на изготовление калибра;
координата середины поля допуска проходной пробки;
координата, определяющая границу износа проходной пробки.
;
;
.
Определяем предельные размеры проходной стороны калибра-пробки:
Исполнительный размер проходной стороны калибра-пробки:
.
Проходная сторона, изношенная:
Когда проходная сторона калибра-пробки будет иметь этот размер, его изымают из эксплуатации.
Непроходная сторона:
Исполнительный размер непроходной стороны калибра-пробки:
2.3.2 Расчет исполнительных размеров калибра-скобы для контроля вала
Предельный диаметр вала:
;
Калибры для контроля валов называется скобами, которые также как и пробки имеют проходную и непроходную сторону.
Для определения предельных и исполнительных размеров скобы из таблицы ГОСТ 24853-81 выписываем координаты,:
где - координата середины поля допуска проходной стороны калибра-
скобы относительно наибольшего размера вала;
-допуск на износ проходной стороны калибра-скобы;
-допуск на изготовление калибра для вала;
-допуск на изготовление.
;
;
Проходная сторона калибра-скобы:
;
.
Исполнительный размер: .
Проходная сторона, изношенная:
.
Когда проходная сторона калибра-скобы будет иметь этот размер, его изымают из эксплуатации.
;
.
Исполнительный размер: .
2.4 Расчет и выбор посадок подшипников качения
Исходные данные:
- подшипник №309, класс точности-0, радиальная нагрузка ;
- условия работы: вал вращается, вал сплошной, корпус массивный, на-
грузка умеренная;
- размеры подшипника:
D=100 мм; d=45 мм; r=2, 5 мм; В=25 мм.
Так как в изделии вращается вал, внутреннее кольцо подшипника является циркуляционно нагруженным, наружное кольцо соединятся с неподвижным корпусом, испытывает местное нагружение, следовательно, внутреннее кольцо должно соединяться с валом по посадке и с натягом, наружное с отверстием в корпусе с небольшим зазором.
Посадку внутреннего кольца подшипника на вал определяем по минимальному натягу по выражению:
;
где - радиальная нагрузка на опору, кН;
ширина кольца подшипника, ;
радиус фаски кольца ,;
- коэффициент для подшипников средней серии [1]
;
По найденному значению из ГОСТ 3325-85 выбирается поле допуска m6 для посадочной поверхности вала, соблюдая условие , где - табличное значение минимального натяга.
45
Поле допусков по ГОСТ 3325-85 соответствуют ГОСТ 25347-82.
По ГОСТ 520-89 находим предельное отклонение на внутреннее кольцо подшипника 45 .
Согласно ГОСТ 3325-85 поле допуска внутреннего кольца подшипника обозначается: LO, где 0 - класс точности подшипника, L - поле допуска.
Посадка внутреннего кольца на вал 45.
Наружное кольцо подшипника имеет местный вид нагружения и устанавливается в отверстие корпуса по посадке с зазором.
Отверстие в корпусе обрабатываем с полем допуска Н7. По ГОСТ 25347-81 находим отклонение на выбранное поле допуска:
100.
По ГОСТ 520-89 находим отклонение на наружное кольцо подшипника:
45.
Согласно ГОСТ 3325-85 поле допуска наружного кольца подшипника обозначается .
Таким образом, посадка по внутреннему кольцу подшипника O45, по наружному кольцу O100.
2.5 Определение требований к посадочным поверхностям вала и отверстия в корпусе
Требование к посадочным поверхностям вала и отверстия определяется по ГОСТ 3325-85. Шероховатость поверхности выбирается по таблице 3, допуски круглости и профиля продольного сучения по таблице 4, допуск торцевого биения опорного торца вала по таблице 5.
;
;
;
;
.
3. Расчет допусков размеров, входящих в размерную цепь
Исходные данные:
- сборочный чертеж.
- исходное звено .
По сборочному чертежу устанавливаем конструктивно номинальные размеры составляющих звеньев:
.
Составляем схему размерной цепи:
Увеличивающие звенья:
Уменьшающие звенья:
Параметры замыкающего звена:
- номинальное значение ;
- предельные отклонения ;
- допуск ;
- координата середины поля допуска
.
Проверяем правильность определения номинальных значений составляющих звеньев:
;
Допуск замыкающего звена равен сумме допусков:
.
Ориентируясь на и номинальные размеры звеньев, устанавливаем стандартные значения допусков для всех звеньев, кроме одного. Для звена допуск определяем расчетным путем:
;
;
;
;
;
;
.
Проверка правильности корректировки допусков:
;
;
;
Координаты середины полей допусков составляющих звеньев:
;
;
;
;
;
;
.
Координата середины поля допуска звена :
;
;
;
Предельные отклонения на :
;
.
Результаты расчета:
;
;
;
;
;
;
;
;
Проверка правильности расчета:
.
.
Выполненные расчеты сделаны верно.
Список использованных источников
1 Зябрева Н.Н., Перельман Е.И.- Пособие к решению задач по курсу “Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения”- М.: Высшая школа, 1977,-282с.
2 Курсовое проектирование по курсу “Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения” Методические указания. В 2-х ч.- Могилев: ММИ, 1990.
3 Допуски и посадки. Справочник. В 2-х ч.-В.Д.Мягков, М.А.Палей, А.В.Романов,В.А.Брагинский.- 6-е издание, переработанное и дополненное - Л.: машиностроение. Ленинград. Отделение, 1982-4.1- 543с.
4 ”Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения” Методические указания./ А.И.Якушев, Л.Н.Воронцов, Н.М.Федотов-6-е издание, переработанное дополненное - М.: машиностроение, 1987,-352с.
5 Справочник контролера машиностроительного завода. Допуски, посадки, линейные измерения / Виноградов А.Н. и др. Под ред. Якушева А.И.- 3-е издание, переработанное и дополненное - М.: машиностроение, 1980,-527с.