Ю-кпд зубчатой передачи редуктора с учетом потерь в подшипников
Принимаем:
Ю рп = 0.95
Ю= 0.97
Юобщ. = 0.95 • 0.97 = 0.92
Требуется мощность электродвигателя:
Рэ = р2 ? Юобщ. = 4.6 ? 0.92 = 5 кВт (2)
Ориентированная частота вращения требуемого электродвигателя nэ принимаем U =4 - передаточное число зубчатой передачи редуктора, Uр.п =3 - передаточное число решенной передачи
Общее передаточное число привода:
Uобщ. = Uр.п • U = 3 • 4 =12 (3)
nэ = n2 • Uобщ. = 135 • 12 = 1620 об? мин (4)
По полученным значениям Рэ и nэ, выбираем электродвигатель. Принимаем электродвигатель с синхронной частотой вращения nс =1500 об? мин, тип двигателя 4АМ¦2МА643,мощность Р= 5,5 кВт синхронная частота вращения n= 1445 об? мин
Киниматический расчет
Уточняем общее передаточное число привода
Uобщ. = n ? n2 • 1445 ?135 = 10.7 (5)
Производим разбивку U?общ. по ступеням, стандартное значения передаточного числа решенной передачи
Uр.п = U?общ. ? U = 10.7 ? 4 = 2.67 (6)
Частота вращения и угловые скорости вала:
вал электродвигателя
n= 1445 об? мин
щ = П • n ?30 = П • 1445 ?30 = 151.2 рад ?с (7)
ведущий вал редуктора:
n1 = n ? Uр.п = 1445 ? 2.67 = 541.2 об? мин (8)
щ 1 = щ ? Uр.п = 151.2 ? 2.67 = 56.74 рад ?с
ведомый вал редуктора:
n2 = n1 ? 4 = 541.2 ? 4 = 135 об? мин
щ 2 = щ 1 ? 4 = 56.74 ? 4 = 14.2 рад ?с
Силовой расчет
Вращение момента на валу привода
вал электродвигателя:
М = Рэ ? щ = 5 · 10і ? 151.2 = 33 км (9)
Ведущий вал редуктора
М1 = М • Uр.п • Ю рп = 33 • 2.67 • 0.95 = 83.7 км (10)
Ведомый вал редуктора
М2 = М1 • U • Ю = 83.7 • 4 • 0.97 = 325 км
вал
Частота вращения n1 оборотов в минуту
Углов скорость U1 рад ?с
Вращающий момент М, Км
электродвигатель
1620 об? мин
151.2 рад ?с
33 Км
ведущей
541.2 об? мин
56.74 рад ?с
83.7 Км
ведомый
135 об? мин
14.2 рад ?с
325 Км
2.Расчет закрытой цилиндрической зубчатой передачи
Материалы зубчатых колес.
Сталь 45 с термообработкой - улучшенная. Выбираем 269…302 НВ; т = 650 Н ?мнІ
диаметре (предполагаемом) D ? 80 мм
для колеса твердость 235…262 НВ2 ; т = 540 Н ?мнІ
при предполагаемой ширине заготовки колес S ? 80 мм
Выбираем среднее значение твердости:
Твердость шестерни - 280 кв1;
Твердость колеса - 250 кв2
При этом НВ1 - НВ2 = 280 - 250 = 30 ( условие соблюдает)
Допускаемые контактные напряжения для материала шестерни и колеса
Для надежности при расчете прямозубых цилиндрических передач за величину [п] принимают меньшее значение из допускаемых [п]1 и [п]2
Принимаем [п] = [п2] = 518 к ?ммІ
Допускаемые напряжения изгиба по формуле:
[п] = (fo ? [Sf]) •кfc •кfl (14)
где fo = 1.8 Нв
[Sf] = 1.75
кfc = 1/1,8nB1; kfl =1/_1,8·280
[fa]1= [Sf] · Kfl •Kfc = 1,75 =288 Н ?ммІ
[fa]2= 1,8·250/1,75 ·1 ·1 = 257 Н ?ммІ
Расчетные коэффициенты. Принимаем 4а=0,4 как для симметрично расположенных колес, и коэффициент Кив=1, как для прирабатывающих колёс (твердость колёс меньше 350 нв , нагрузка постоянная).
Мешаевы расстояние передачи
по стандарту принимаем аn=160мм.
Ширина зубчатого венца колеса: в2=шa·am=0,4·160=64 мм
Шестерни: в1?1,12·в2=1,12·64=71,7мм
Принимаем стандартное значение по таблице: В2=63мм; В1=71мм
Модуль зубьев по формуле:
m = _6,8М2(W+1)/4·aw·b2[Gк]2 = 6,8·325·2·10і·5/4·160·63·257 = 1,07 мм
принимаем стандартное значение m=2 мм
Суммарное число зубьев:
Е = 2a щ /м = 2·160/2 = 160 (17)
число зубьев шестерни
1 =Е/(4+1) = 160 : 5 = 32
2 = Е -1 (18)
= 160-32 = 128
Фактическое передаточное число:
Иф = 2/1 = 128/32 = 4
- что соответствует заданному (номинальному значению)
Основные геометрические размеры передачи:
Делительные диаметры
d1 = m ·1 = 2 ·32 = 64 (19)
d2= m ·2 = 2·128 = 256
уточняем межосейное расстояние:
an = (d1 + d2)/2 = (64+256)/2 = 160мм (20)
Диаметр окружностей верхних зубьев шестерни и колеса:
da1 = d1+2м = 41+2 · 2 = 52
da2 = d2+2м =192+2 · 2 = 196
Пригодность заготовки шестерни Д и ширина S:
Д = da1 + 6мм = 52+6=58мм
Д=58мм< 80 мм
S=b2+4мм=63+4=67<80 мм
Условие пригодное заготовок выполняются последовательно, требуется механические характеристики м.б. получены при термообработке.
Выбранная сталь 45 не требует применений.
Окружная скорость зубчатых колес и степень тонкости
Расстояние между торцом шестерни (вдоль оси) и выступающими элементами части корпуса :
Д1 = 0.8 Sкорп (44)
Д1 = 0.8 · 6 = 48 мм
Ширина пояса жесткости (фланца)
вф ? 1.5 dф
вф = 1.5 • 12 = 18 мм
Расстояние между зубьями колеса в радиальном направлении и торцом фланга, днищем основания:
Д2 = 1.2 · Sкорп = 1.2 · 6 = 7.2 мм
8. Конструирование зубчатого колеса
Выбираем конструкцию колеса.
Обод ( элемент колеса)
Диаметр : da = 196 мм
Толщина:
S = 2.2 · т + 0.05 в2 = 2.2 · 1.07 + 0.05 · 63 = 5.5 мм (46)
Ширина: в2 = 63 мм
Ступица.
Диаметр внутренний: d = d3К =42мм
Диаметр наружный: dСТ = 1.55 · d = 1.55 · 42 = 65.1 мм (47)
Толщина: Sст = 0.3 · d = 0.3 · 42 = 12.6 мм
Длина: lст = 1.5 d = 1.5 · 42 = 63 мм (48)
Диск
Толщина:
С = 0.5 (S + S ст) = 0.25· в2 =0.25 · 63 = 15.75мм (49)
Радиусы закругленный и уклон:
R = 6 J >7°
9.Определение размеров крышек подшипников
Выбираем конструкцию крышек подшипников.
Принимаем крышки врезанные с отверстиями и глухие:
Ведущий вал.
Д = 62 мм h1 = 5 мм
Д0 = 67мм l= 8 мм
Д3 = 52мм l1 = 2 мм
h= 14мм В = 10 мм
Ведомый вал.
Д = 80 мм h1 = 5мм
Д0 = 85мм l= 10мм
Д3 = 72мм l1 = 2мм
h = 16мм В = 10мм
10. Расчет шпонок. Проверочный расчет шпонок
Ведущий вал.
Для диаметра вала d = 20мм принимаем размеры сечения шпонки:
в = 6мм t2 = 2.8 мм
h = 6 мм lст = 36 мм t1 = 3.5мм
Расчет длины шпонки и рабочей длины:
lш = (5…10) lст
lш =36 -8 = 28 мм
lр = lш -в = 28 - 6 = 22 мм (50)
Расчетное напряжение смятия:
см = 2М1/D ( h - t1)lр= < [G] см = 190 и/мм (51)
см = 2· 83.7 ·10і/20(6 - 3.5 )· 22= 152.18 и/мм
Прочность на смятие обеспечивается.
Ведомый вал
Для диаметра вала d = 32 мм принимаем размеры сечения шпонки:
в = 10мм t2 = 3.3 мм
h= 8 мм lст = 42мм
t1 = 5мм
Расчет длины шпонки и рабочей длины:
lш = 42 - 8 = 34мм
lр = 34 - 10 = 24 мм
10.2.3. Расчет напряжения смятия:
см = 2М2/D ( h - t1)lр = < 190 и/мм
см = 2· 83.7 ·10і /32(8 - 5 )· 24= 72.66и/мм
Прочность на смятие обеспечена.
11. Выбор смазки зубчатого зацепления и подшипников
Смазывание зубчатого зацепления.
Для редукторов общего назначения применяют непрерывное смазывание жидким маслом катерным непрочным способом ( окупанием).
Этот способ применяют для зубчатых передач при окруженных скоростях от 0.3 до 12.5 м/с.
Выбор сорта масла зависит от назначения расчетного контактного напряжения в зубьях Gn и фактической скорости х. Gn = 422.0 н/ммІ, х = 1.6 м/с
В соответствии с полученными значениями выбираем сорта масла И-Г-А-68 Гост 17479 4-87
Смазывание подшипников.
При окруженных скоростях х<2м/с
Полость подшипника, смазывается пластичным материалом и должна быть закрыта с внутренней стороны подшипникового узла внутренним уплотнением.
Размер внутренней полости корпуса под эластичный материал должны иметь глубину с каждой стороны подшипника примерно ј его ширины.
Смазочный материал набивают в подшипник вручную при снятой крышке подшипникового узла на несколько лет. Смену смазочного пластичного материала производят при ремонте.
Выбираем для смазки подшипниковый солидол жировой Гост 1033 - 79.
Вывод
В курсовом проекте был выполнен проектный расчет редуктора, сборочный чертеж вала, ведомого и зубчатого колеса.