Христианский гуманитарно-экономический университетРЕФЕРАТстудента І курса гуманитарного факультетаУчебная дисциплина: "Введение в профессию"Тема: "ПСИХОЛОГИЯ ХХ ВЕКА"Одесса 2008 г.СодержаниеВведение1. Особенности развития отечественной психологии в ХХ веке2. Интеграция отечественной науки в мировое сообщество психологовВыводыЛитератураВведениеС древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты. Традиционно история психологии имела развитие научных исследований и школ творческий путь выдающихся ученых, их вклад в психологическую науку. При этом принимались во внимание экономические условия, в которых осуществлялась деятельность психологов. Нельзя представить существование науки в социальном вакууме. Она всегда отвечала на вызов времени.ХХ столетие характеризуется исключительным по своему масштабу развитием автоматики, электроники, освоением новых видов человеческой деятельности.Изучение психологических возможностей человека в связи с требованиями, предъявляемыми ему сложными видами трудовой деятельности, характеризуют важную роль современной психологии. Промышленная революция начала ХХ ст., связанная с автоматизацией производства, стимулировали становление психологической науки с ее интересом к мотивации, стимулу, возможностям усвоения и восприятия человеком информации и другими направлениями, связанными с изучением потребностей, мотивов работников, которые могли способствовать повышению производительности и эффективности труда при капиталистическом укладе экономики. Однако это не означало, что государство напрямую управляло развитием науки. Смена правительств зарубежных стран (приход к власти то демократов, то республиканцев в США, лейбористов или консерваторов в Великобритании) ничего не меняли в содержании научных исследований психологов и практически не отражались на научной жизни университетов и научных организаций. По-другому обстояли дела в странах с тоталитарными режимами, где во главу угла ставилась идеология. «Идеологизация» науки имела место и в отечественной истории, что не могло не сказаться на ее развитии. Остановимся на характерных чертах развития психологии ХХ века в нашем отечестве.1. Особенности развития отечественной психологии в ХХ векеДо 20-х годов ХХ столетия отечественная психология развивалась, как и любая другая мировая научная мысль. У российской психологии, имевшей существенно значимые естественно-научные традиции и интересные философские разработки, не было принципиальных отличий от развития науки на Западе. К тому времени в мире уже широко были известны имена российских ученых И. Павлова, И. Сеченова, В. Бехтерева, Л. Выготского и других. То есть были все основания рассматривать отечественную науку как один из отрядов мировой научной мысли.Ситуация начала изменяться после октября 1917 года. На І Всероссийском съезде по психоневрологии (1923г) впервые было выдвинуто требование применить марксизм в психологии, что явилось началом психологизированной «перестройки» психологической науки. Это положило начало жесткому идеологическому прессингу, оказавшему влияние на развитие советской психологии. Первая волна репрессий ударила по психологии на рубеже 20-30-х годов и сопровождалась физическим уничтожением многих ученых, в середине 30-х годов, она имела апофеозом объявление педологии реакционной лженаукой, а психотехники - «так называемой наукой». Была проведена жестокая чистка рядов психологов. Укоренилось подозрительное отношение к педагогической и детской психологии как отрасли науки и практики, «возраждающей педологию».Вторая волна репрессирования психологии пришлась на конец 40-х - начало 50-х годов, обозначившаяся как борьба с «безродным космополитизмом», сопровождавшаяся погромными выступлениями против С.Л. Рубинштейна, М.М. Рубинштейна и др. Были сделаны попытки вытеснения психологии и замена ее в научных и образовательных учреждениях физиологией высшей нервной деятельности. В результате этого на протяжении 30-35 лет в отечественной психологии сложилась своеобразная тактика выживания, которая учитывала систематический характер репрессий и во многом определялась ожиданием новых гонений. С этим связана демонстративная присяга психологов, как и представителей других естественных наук, на верность «марксизму-ленинизму». Вместе с тем психологи стремились использовать в марксистском учении то, что могло послужить прикрытием конкретных исследований, которые, главным образом были связаны с разработкой психогноссеологических и психофизических проблем, с обращением к диалектике психического развития. Использовались и взгляды многих зарубежных психологов под видом их идеологической критики.Так, возникнув в конце ХІХ века на Западе, педология или наука о ребенке, в начале ХХ века была распространена и в России как широкое педологическое движение, получившее развитие в годы предшествующие октябрьскому перевороту. Педология как наука стремилась строить свою деятельность на четырех важнейших принципах, существенным образом менявших сложившийся в прошлом подход к изучению детей. Эти принципы: отказ от изучения ребенка «по частям» (физиология, психология, невропатология и др.); генетические ориентиры (ребенок как существо развивающееся, поэтому понять его можно только, принимая во внимание динамику и тенденции развития); рассмотрение и изучение ребенка в контексте социальной среды; сделать науку о ребенке практически значимой, перейти от познания ребенка к его изменению.После 1917 года развертывается обширная сеть педологических учреждений. Можно сказать, что в этот период вся работа по изучению психологии детей проводилась под эгидой педологии и все советские психологи, а также врачи, физиологи, педагоги работали над изучением ребенка.
Кульминация наступления на психологию на «идеологическом фронте» - разгром педологии в связи с принятым ЦК ВКП (б) постановлением 4 июля 1936 года «О педологических извращениях в системе Наркомпросов». Педология была объявлена антимарксистской, реакционной буржуазной наукой о детях. «Контрреволюционные» задачи педологии выражались в ее «главном звене» - фаталистической обусловленности судьбы детей биологическими и социальными факторами, влиянием наследственности и «какой-то неизменной среды».
Поток обвинений и клеветы после постановления ЦК обрушился на педологию. Полностью были ликвидированы все педологические учреждения и факультеты, как впрочем, и сама специальность. Последовали исключения из партии, увольнения с работы, аресты, требования «покаяния» на всевозможных собраниях.
Июльское постановление «выплеснуло с водой» и предмет внимания «псевдоученых» - самого ребенка. Драматические последствия разгрома педологии сказались на судьбах всей прикладной психологии в СССР, интенсивно развивающейся в 20-30 -е годы.
На этот период пришлась ликвидация еще одной «псевдонауки» - психотехники, которая видела основную свою задачу в осуществлении практических целей психологическими средствами в использовании на производстве законов человеческого поведения (субъективного фактора) для целесообразного воздействия на человека и регулирования его поведения. В конце 30-х годов директивно были прекращены все работы по этой проблеме. Это привело к замораживанию на долгие годы всей проблематики психологии труда.
Навязанные политической ситуацией специфические условия выживания и сохранения кадров ученых и самой науки оказались основным препятствием на пути ее нормального развития. Это выразилось, прежде всего, в отказе от изучения сколько-нибудь значимых и актуальных социально-психологических проблем. Так, например, до начала 70-х годов исследования межличностных отношений и личности фактически исключались из обихода. Отсюда полное отсутствие работ по социальной, экономической и управленческой психологии. Идеологическое табу уводило психологию в сторону от социальной практики и ее теоретического осмысления. В результате образовались обходные пути. Изучение личности заменяли идеологически нейтральные исследования типов нервной деятельности, темпераментов и способностей.
Однако отечественная психология при всех потерях выстояла, вышла из анабиоза и уже в 60-70-х годах стала понемногу набирать скорость, используя ускорение, которое ей придало осуждение культа личности. В 80--е годы психология получила новые импульсы для развития.
2. Интеграцияотечественной науки в мировое сообщество психологов
Изменения в политической и экономической жизни общества существенно повлияли на новый этап развития отечественной психологии. Тоталитарное государство было заинтересовано лишь в осуществлении такой науки, которая отказывается от анализа психологии человека, что бы тем самым не привлекать внимания к реальному состоянию дела в общественной жизни. Во второй половине 80-х годов в российской психологии начинают давать о себе знать новые подходы и тенденции, свидетельствующие о начале коренной ломки привычных стереотипов. Эти изменения определяют судьбу науки в новых социально-экономических условиях.
Сравнительно легко и безболезненно произошло освобождение от традиционной марксистской атрибутики (ни одно издание не могло быть опубликовано без обязательных ссылок на источники марксизма-ленинизма). Гораздо большие трудности были связаны с постепенным изменением традиционных воззрений психологического сообщества. В настоящее время сняты ограничения с творческой мысли психологов, однако процесс перестройки еще, конечно, не завершен.
Произошла переоценка тех характеристик психологических теорий и взглядов ученых, которые в недавнем прошлом характеризовались как «реакционные», «консервативные» (Бехтерева, Франка, Бердяева, Шпета). У ученых исчезли опасения, что их труды могут не понравиться власть держащим. Были сняты идеологические табу, перекрывавшие путь к включению отечественной психологии в общий поток мировой психологической науки. Основная тенденция российской психологии, которая характеризует в этом отношении конец ХХ века - это отказ от сопоставления ее зарубежной психологической науки. Отказ от аксиоматического утверждения, «что советская марксистская психология, единственно верное и перспективное направление для развития науки». Если в недавнем времени практически вся зарубежная психология квалифицировалась как «буржуазная наука» или «служанка империализма», то теперь эта контркаверза вышла из употребления.
Для ученых психологов стало доступным изучение опыта и идей своих зарубежных коллег. Сотни книг зарубежных авторов в переводах появились и стали доступны всем. Международные контакты с крупнейшими психологами Западной Европы и Америки приобрели систематический характер, хотя в количественном отношении не очень велики.
В настоящее время отечественная психология является востребованной наукой и пытается развиваться в соответствие с требованиями времени. Так, за несколько последних лет резко увеличилось число учреждений, в которых представлена прикладная психологическая проблематика. Издаются многочисленные периодические издания, в которых освещаются результаты практико-ориентированых исследований; во много раз увеличился поток работ, посвященных проблемам педагогической, инженерной, военной, судебной и другим прикладным отраслям психологии. Заметно возросла востребованность психологических служб в школах, воинских частях, предпринимательских фирмах, в центрах семейной психотерапии, медицине и т.д.
Выводы
Таким образом, можно сказать, что отечественная психологическая наука в ХХ столетии в силу историко-политического положения нашего общества не имела возможности развиваться в полную силу.
Идеологические препоны на долгие годы вынудили психологов развивать свою науку однобоко - сосредоточив внимание на изучении физиологических и познавательных процессов развития и минуя изучение социальной, экономической, управленческой и других прикладных направлений психологии.
Огромный вред отечественной психологии был нанесен репрессивными действиями как морального, так и физического воздействия.
С конца ХХ века ситуация в развитии отечественной психологии изменилась в связи с постепенной демократизацией нашего общества. В настоящее время психология является востребованной наукой, как одна из ведущих наук о человеке.
Литература
1. Немов Р. Психология. - М.: Просвещение, 1990. - 300 с.
2. Петровский А., Ярошевский М. Психология. - М.: Академия, 2001. - 512 с.
3. Психология / под ред. А. Крылова. - М.: Проспект, 1998. - 583 с.