Рыбинск 2006 г.1 Структурный анализ и геометрический синтез рычажного механизмаСтруктурная схема рычажного механизма, показанная на рис. 1Рисунок 1 - Структурная схема механизмаРазмеры коромысла: lBE= 0,6 м; y = 0,2 м;Углового размаха коромысла ? = 550.Входное звено - кривошип.Коэффициент изменения средней скорости выходного звена k = 1,07.Максимальные углы давления в кинематических парах В и D ?max = 380.Направление действия силы полезного сопротивления FПС - по стрелке.Угловая скорость кривошипа: 1 =12 рад/с.Значение силы полезного сопротивления: Fпс=3000Н.Модуль зубчатого зацепления: m=30 мм.Числа зубьев колёс: Z1=16, Z 2=20.2 Структурный анализ рычажного механизмаВычерчиваем структурную схему механизма и указываем на ней номера и наименования звеньев. Звено 5 является выходным, так как к нему приложена сила полезного сопротивления FПС.Рисунок 2 - Структурная схема механизма: 1 - кривошип; 2, 4 - шатуны; 3-коромысло; 5 - ползун; 6 - стойка.Составляем таблицу кинематических парТаблица 1 - Таблица кинематических пар
Определяем число степеней подвижности механизма по формуле Чебышева
W = 3n - 2 p5 - 2p4 + qПС, (1)
где n= 5 - число подвижных звеньев (см. рис. 2);
p5 = 7 - количество пар 5 класса (см. табл. 1);
p4 = 0 - количество пар 4 класса (см. табл. 1);
qПС = 0 - число пассивных связей. В рассматриваемом механизме нельзя отбросить ни одно из звеньев так, чтобы это не сказалось на законе движения выходного звена.
Подставляем значения в формулу (1) и выполняем вычисления.
W = 3 · 5 - 2 ·7 = 1
В механизме одно входное звено.
Расчленяем механизм на простейшие структурные составляющие.
Формула строения I (1,6) > II (2,3) > II (4,5)
Механизм в целом относится ко второму классу.
3.Определение недостающих размеров звеньев
Размер звеньев будем определять графоаналитическим методом.
Для построения планов механизма выберем стандартный масштабный коэффициент длины ?1 = 0,01 м / мм.
Определяем длины отрезков на планах, соответствующие звену 3.
|ВЕ| =|ЕС| = lBE / ?1 = 0,6 / 0,01 = 60 мм
Вычерчиваем планы звена 3 в крайних положениях, выдерживая между ними угол размаха ? = 550 (рисунок 4). Крайнее правое положение в дальнейшем будем обозначать верхним индексом К1, а крайнее левое - К2.
Из точки В проводим вектор её скорости VB. Ввиду того, что звено 3 совершает вращательное движение вокруг точки Е, он направлен перпендикулярно ВЕ.
Вследствие расположения центра вращения кривошипа (точка О) слева от коромысла угол давления ?maxвр принимает наибольшее значение, равное 38°, в положении К1. Проводим под этим углом к вектору VВ прямую Вk1 N1, по которой направлены звенья 1 и 2 в этом положении.
Вычисляем величину угла перекрытия:
? = =6°5?
Из точки Вk2 проводим вспомогательную прямую Вk2Н, параллельную Вk1N1.
Точка О, в которой пересеклись прямые, и является центром вращения кривошипа. Изображаем соответствующий элемент стойки.
Для определения размеров на плане отрезков, соответствующих звеньям 1 и 2, составляем и решаем систему уравнений.
|AB| =
|ОA| =
Наносим на план механизма точки Аk1 и Аk2.
Вычисляем реальные размеры звеньев
lOE= ?1 · |OE| = 0,01 · 125 = 1,25 м
lAB= ?1 · |AВ| = 0,01 · 125 = 1,25 м
lOA= ?1 · |OA| = 0,01 · 27 = 0,27 м
Центр вращения кривошипа смещен относительно направляющей стойки на величину y=0,2 м.
Параллельно направляющей, на высоте y, проводим прямую E*R.
Проводим пунктирной линией перпендикуляр ЕВ* к направляющей, равный
ЕВ*=ЕВк1=ЕВк2 или ЕС* =ЕСк1 =ЕСк2.
Из точки С* опускаем штрих пунктирную прямую под углом max = 380 к направляющей E*R. Точка пересечения D*. Длину прямой вычисляем графическим способом С*D*=0.65 м.
Из точек Ск1 и Ск2 опускаем прямые к прямой E*R равные Ск1Dk1=C*D*=Ck2Dk2=0.65 м. Соответственно точки пересечения Dk1 и Dk2.
Получим отрезки Ск1Dk1 и Ск2Dk2 , соответствующие шатуну в крайних положениях к1 и к2.
Вычерчиваем звено 5 в крайних положениях.
Вычисляем длину шатуна 4.
lСD= ?1 · |CD| = 0,01 · 65 = 0,65 м.
4.Определение направления вращения кривошипа
Строим траектории центров шарниров. Для точек А, В и С это - дуги окружностей радиусов соответственно |ОА|, |ВЕ| и |ЕС|. Кривошип 1 совершает полный оборот и поэтому точка А движется по окружности. Точка D вместе с ползуном 5 перемещается по прямой E*R.
Вычисляем углы поворота кривошипа, соответствующие рабочему и холостому ходам, и проставляем их на планах.
?р = 180? + ? = 180?+ 6?5? = 186?5?
?х = 180? - ? = 180? - 6?5? = 173?55?
Во время рабочего хода ползун 5 движется против силы FПС из положения К2 в положение К1. При этом шарнир С перемещается по дуге окружности из положения Сk2 в положение Сk1.Следовательно, звено 3 в этот промежуток времени поворачивается часовой стрелки, а шарнир В движется по дуге из положения Вk2 в положение Вk1. Очевидно, что все точки механизма в крайнем положении, соответствующем началу рабочего хода, имеет индекс «К2», а концу «К1».
Точка А, расположенная на кривошипе 1, должна в течении рабочего хода переместиться из положения Аk2 в положение Аk1, а сам кривошип - повернуться на угол . Это возможно при направлении вращения кривошипа только по часовой стрелки.
Проставляем найденное направление угловой скорости на планах механизма.
5. Подготовка исходных данных для введения в ЭВМ
Изображаем расчетную схему для вывода формул, связывающих некоторые геометрические параметры механизма.
Рисунок 5 - расчетная схема
Из чертежа видно =1800 - + Так как угол отсутствует, следует что = 0, а значит Sin = 0 и z=y
Взяв геометрические размеры из пунктов 1.2, 1.3, 3.13, 3.20 и значение угловой скорости из пункта 1.9, составляем таблицу исходных данных для введения в ЭВМ.
Таблица 2
№
Схемы
lОА,
м
lAB,
м
lBС,
м
lСD,
м
lOE,
м
lCE,
м
,
…0
lEM,
м
Формулы
1
рад\с
13
0,27
1,25
0,6
0,65
1,25
0,6
0
-
Z=y
=1800 - +
12
6. Описание работы на ЭВМ
С шагом 100 выполняем вычисления за полный цикл работы: нач = 00, кон = 3600.
Анализ результатов (таблица 3) показывает, что крайнее положение механизма имеют место при 200 < <300 и 2000 < <2100, поскольку на этих промежутках происходит изменение знака скорости ползуна.
Принимаем нач = 200 и кон = 300 выполняем вычисления с шагом 20
Результаты вычисления показывают, что крайним положениям соответствуют промежутки 220 < <240 и 2080 < <2100
Принимаем нач = 220 и кон = 240 проводим расчеты с шагом 0,50.
Аналогично поступаем для нач = 2080 и кон = 2100
7.Построение плана механизма в расчетном положении
Приняв масштабный коэффициент плана ?1=0,01 м/мм, вычисляем длины отрезков на плане, соответствующих звеньям механизма.
Изображаем элементы стойки: шарниры О и Е, а так же направляющую Е*D OE.
Вычерчиваем кривошип ОА под углом p=800 к межосевой линии ОЕ.
Из точки Е проводим дугу окружности радиуса |ВЕ| = 60 мм (траектория т. В).
Из т. А циркулем с раствором |АВ| = 125 мм делаем засечку на траектории т. В и находим эту точку.
Проводим прямые |AB| и |BE|.
Строим стержень СD= 65 мм делаем засечку на направляющий стойки и находим центр шарнира D.
Соединяем точки С и D прямой линией, изображаем ползун.
Проставляем обозначения кинематических пар, номера звеньев, углы поворота кривошипа р и коромысла , а так же направление вращения кривошипа.
8.Определение линейных и угловых скоростей графоаналитическим методом
Вычисляем скорость центра шарнира А.
12 · 0,27 = 3,24 м/с
Рассматривая плоское движение звена 2, составляем векторное уравнение скорости центра шарнира В и анализируем входящие в него величины.
VB=VA+VBA
BEOAAB
Исходя из ориентировочной длины вектора |pa| = 120 мм, находим приближённое значение масштабного коэффициента плана скоростей
v=
Принимаем стандартные значения = 0,025 м/(с·мм).
Решаем векторное уравнение графически. Длина вектора, известного полностью.
|ра| =
Искомые линейные скорости
VВ= v · |pb| = 0,025 · 122 = 3,05 м/с
VВА = v · |ab| = 0,025 · 23 = 0,575 м/с
10.6 Так как BE=CE, то
|ес| = |be| = 122 мм
Составляем, анализируем и решаем векторное уравнение для скорости т.D.
VD=VC+VDC
||ODCD
Искомые линейные скорости
VC = µV · |pc| = 0,025 · 122 = 3,05 м/с
VD = v · |pd| = 0,025 · 122,5 = 3,06 м/с
VDC= v · dc = 0,025 · 0,5=0,0125 м/с
Угловые скорости звеньев
Так как скорость VВА получилась очень маленькой, то на плане скоростей её вектор будем обозначать точкой.
Определяем направление угловых скоростей и проставляем их на плане механизма.
9. Определение линейных и угловых ускорений графоаналитическим методом
Вычисляем ускорения т. А. Поскольку 1 - const, оно является полностью нормальным.
aA= ?12 · lOA = (12)2 · 0,27 = 38,88 м/с2
Рассматривая плоское движение звена 2 и вращательное звена 3, составляем систему векторных уравнений ускорений т. В и анализируем входящие в них величины
Решаем систему графически. Для этого из каждого уравнения сначала откладываем полностью известные векторы, а затем проводим неизвестные направления до их пересечения в т. b. Длины векторов на плане
|a| = = 38,88/0,4 = 97,2 мм
|an2| = = 0,26/0,4 = 0,65 мм
|n3| = = 15,48/0,4 = 38,7 мм
поскольку аE= 0, точка е совпадает с полюсом .
Так как ускорение anBA получилось очень маленьким, то на плане ускорений его вектор будем обозначать точкой.
Искомое значение ускорения точки B
aB = b · a = 50,73 · 0,4 = 20 м/с2
Аналогично п. 6.6 строим на плане т. С;
?с=?b = 50,73 мм
aC = |?c| · µa = 50,73 · 0,4 = 20 м/с2
Составляем, анализируем и решаем векторное уравнение ускорений т. D.
Вычисляем моменты инерции звеньев относительно их центров масс:
Моменты пар сил инерции, действующие на звенья:
Mu2 = IS2 · E2 = 4,88 · 18,8 = 91,74 Н·м
Mu3 = IS3 · E3 = 0,54 · 21,63 = 11,68 Н·м
Mu4 = IS4 · E4 = 0,69 · 30,38 = 20,96 Н·м
Поскольку кривошип 1 считаем сбалансированным, аS1 = 0 и Fu1 = 0. В связи с тем, что ?1 - const, Е1 = 0 и Мu1 = 0. Силой веса кривошипа пренебрегаем ввиду малости.
Наносим на план механизма найденные активные силовые факторы. Инерционную нагрузку направляем при этом противоположно соответствующим ускорениям.
Наносим также векторы уравновешивающей силы Fy и силы полезного сопротивления FПС.
Вычисляем значение силы полезного сопротивления в расчетном положении
FПС = FПСmaxsin(Sр/h· 180) = 3000 · sin (33,03 · 180/48) =77,9 Н
11.Силовой расчет структурной группы 4-5
В масштабе ?1 = 0,01 м/мм вычерчиваем план этой группы и наносим на него активные силовые факторы, а также реакции связей от соседних звеньев.
Составляем векторное уравнение равновесия и проводим его анализ.
FПС + Fu5 + Fu4 + G5 + G4 + F?43 + Fn43 + F56 = 0
CD ||CDDE
В уравнении 3 неизвестные величины.
Для нахождения одной «лишней» неизвестной составляем и решаем уравнение моментов относительно т. D.
Решаем векторное уравнение графически. С этой целью в масштабе ?F= 2 Н/мм откладываем все известные векторы, а затем проводим известные направления двух искомых векторов. Длины векторов:
Определяем неизвестные реакции:
F43 = ?F· |fk| = 2 · 143,3= 286,6 Н
F56 = ?F · |ka| = 2 · 254,26 = 508,52 Н
12.Силовой расчет структурной группы 2-3
В масштабе ?1 = 0,01 м/мм строим план групп и наносим все действующие силовые факторы.
Используя масштабный коэффициент ?F = 25 Н/мм, решаем векторное уравнение графически. Длины векторов:
Из плана находим полные реакции:
F36 = ?F · |fm| = 2 · 177,19 = 354,38 Н
F21 = ?F · |ma| = 2 · 150,13 = 300,26 Н
13.Силовой расчет входного звена
В масштабе ?1 = 0,01 м/мм вычерчиваем план звена и наносим на него все действующие силовые факторы.
Векторные уравнения равновесия
Fy + F16 + F12 = 0
OA ||OA - F21
В масштабе ?F = 20Н/мм решаем уравнение графически.
Fy = ?F · |bc| = 10 · 13,27 = 132,7 Н
F16 = ?F · |ca| = 10 · 26,94= 269,4 Н
14.Геометрический расчет зубчатого зацепления
Исходя из заданных чисел зубьев Z1 = 16 и Z2 = 20 по ближайшему блокирующему контуру для Z1 = 14 и Z2 = 22 выбираем коэффициенты смещения таким образом, чтобы обеспечить равенство удельных скольжений ?1 = ?2, величину коэффициента перекрытия Е >1,2 Принимаем предварительно X'1=0,44; X'2 = 0.21.
Инволюта угла зацепления
inv?'w = · 2 · tg20? + inv20?,
где inv 20?=0,014904 [2, c. 275]. Подставляем значения:
Угол зацепления ??w=24?29? [2, с. 264].
Межосевое расстояние
Округляем межосевое расстояние до aw = 560 мм
Уточняем угол зацепления
?w = arcos0,9061 = 25.02? = 25?12`
Сумма коэффициентов смещения
Используя блокирующий контур, распределяем найденное значение по колёсам. При этом принимаем такие значения Х1 и Х2, которые обеспечивают выполнение условий, перечисленных в пункте 1.1. Этим требованиям соответствует точка с координатами Х1 = 0,53 и Х2 = 0,3. Она расположена достаточно далеко от всех границ контура ниже и левее линии Е = 1,2 (это значит, что Е > 1,2).
Радиусы начальных окружностей
Проверка
aw = rw1 + rw2 = 248,9 + 311,1 = 560 мм
Радиусы делительных окружностей
Радиусы основных окружностей
rb1 = r1 · cos20? = 240 · 0,93969 = 225,5 мм
rb2 = r2 · cos20? = 300 · 0,93969 = 281,9 мм
Радиус окружностей впадин
rf1 = r1 + m · (X1 - 1,25) = 240 + 30 · (0,53 - 1,25) = 218.4 мм
rf2 = r2 + m · (X2 - 1,25) = 300 + 30 · (0,3 - 1,25) = 271.5 мм
Радиусы окружностей вершин
ra1 = aw - rf2 - 0,25m = 560 - 271.5 - 0,25 · 30 = 281 мм
ra2 = aw - rf1 - 0,25m = 560 - 218.4 - 0,25 · 30 = 334.1 мм
Шаг по делительной окружности
p = ? · m = 3,14 · 30 = 94,2 мм
Угловые шаги:
Вычисляем размеры зубьев:
- высота головок
ha1 = ra1 - r1 = 281 - 240 = 41 мм
ha2 = ra2 - r2 = 334,1 - 300 = 34,1 мм
- высота ножек
hf1 = r1 - rf1 = 240 - 218,4 = 21.6 мм
hf2 = r2 - rf2 = 300 - 271,5 = 28,5 мм
- высота зубьев
h1 = ha1 + hf1 = 41 + 21,6 = 62,6 мм
h2 = ha2 + hf2 = 34,1 + 28,5 = 62,6 мм
Проверка h1 = h2
- толщина зубьев по делительным окружностям
S1 = 0,5 · p + 2X1 · m · tg20? = 0,5 · 94.2 + 2 · 0,53 · 30 · 0,364 = 58,67 мм
S2 = 0,5 · p + 2X2 · m · tg20? = 0,5 · 94.2 + 2 · 0,3 · 30 · 0,364 = 53,65 мм
Поскольку в расчетные зависимости входит передаточное число, определяем его значение
Вычисляем удельное скольжение по формуле
где - радиус кривизны профиля шестерни в рассматриваемой точке контакта.
Результаты вычислений сводим в таблицу
Таблица 17.1 - Результаты вычислений
, мм
0
10
30
60
90
100
150
200
232
?1
- ~
-16,8
-4,39
-1,29
-0,26
-0,056
0,56
0,87
1
Удельное скольжение в колесе
Результаты вычислений сводим в таблицу
Таблица 17.2 - Результаты вычислений
, мм
0
10
30
60
100
130
160
200
232
?2
1
0,94
0,81
0,56
0,053
- 0,59
- 1,777
- 6,81
- ~
Коэффициент торцевого перекрытия
16.построение картины зацепления
Из центров О1 и О2, расположенных на расстоянии аw друг от друга, для каждого из колёс проводим основную, делительную и начальную окружности, а также окружности вершин и впадин.
Отмечаем полюс зацепления W и проводим через него общую касательную к основным окружностям. Наносим на неё точки N1 и N2 - границы теоретической линии зацепления.
Строим приблизительно эвольвентные профили, сопрягаемые в точке W так, как описано в [4. с. 129-132] или [5. с. 49-53].
Строим оси симметрии зубьев, сопрягаемых в полюсе. Для этого на делительных окружностях делаем засечки на расстояниях 0,5S от только что построенных профилей и соединяем полученные точки с центрами колёс штрихпунктирными линиями.
На расстоянии р = 94,2 мм по делительной окружности проводим на каждом из колёс оси симметрии двух соседних зубьев.
Строим закругления ножек зубьев во впадинах радиусом
?f = 0,38m = 0,38 · 30 = 11,4 мм
Отмечаем границы активной части линии зацепления.
Выделяем рабочие поверхности профилей зубьев.
Строим графики удельных скольжений.
Проставляем стандартные обозначения размеров. Их численные значения для обоих колёс размещаем в таблице.
Строим углы торцевого перекрытия, обозначаем их на картине зацепления и измеряем величины ?а1 = 26, ?а2 = 1835'.