группа из звеньев 4 и 5, первая в порядке образования механизма; группа из звеньев 2 и 3, вторая в порядке образования механизма; 1-й класс по Баранову; 2-й порядок. 2-й класс по Артоболевскому.
2. Кинематическое исследование главного механизма
2.1 Определение масштаба длин
Для построения планов положения механизма необходимо определить масштаб длин по формуле:
м/мм,
где lOA = 0,044 м - истинная длина кривошипа (звено 1); 44 = ОА мм - отрезок, изображающий на кинематической схеме длину кривошипа (задан призвольно).
Длины отрезков на чертеже:
мм;
мм;
мм;
мм;
мм;
мм;
мм;
мм;
мм.
2.2 Построение кинематической схемы главного механизма
В масштабе м/мм, строим кинематическую схему главного механизма в восьми положениях с общей точкой О, включая положения, где ползун 5 занимает крайнее верхнее и нижнее положения (прил. А, лист 1), разделив
црх=195о и цхх=165о на 4 части каждый.
2.3 Построение планов скоростей
Запишем векторные уравнения для построения планов скоростей структурных групп:
Масштабный коэффициент для построения планов скоростей определяем по формуле:
м/с*мм,
где 40 мм - отрезок, изображающий на плане скоростей величину скорости т.А (задан призвольно).
Из плана скоростей находим:
м/с;
м/с;
м/с;
м/с;
с-1;
с-1;
Длины отрезков as2 и ds3 на планах скоростей находим из пропорций:
; ;
б) группа 4 - 5
(2.2)
где VC0=0, V5-0РРу, VCB?СВ.
Из плана скоростей находим:
, м/с;
, м/с;
, с-1;
м/с;
Длину отрезка bs4 на планах скоростей находим из пропорции:
.
Результаты вычислений сводим в таблицу 1
Таблица 1
Положе
ние
Рабочий ход
VBA
VBD
щ2
щ3
VS2
VS3
щ4
VS4
V5-0
VCB
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1
0,3255
0,182
1,904
1,04
0,203
0,0917
1,04
0,175
0,21
0,182
2
0,147
0,238
0,86
1,36
0,266
0,13728
1,36
0,21
0,105
0,266
3
0,147
0,2744
0,86
1,568
0,2625
0,138
1,56
0,1435
0,105
0,238
Холостой ход
4
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
5
0,245
0,231
1,433
1,32
0,2436
0,11616
1,312
0,1316
0,0875
0,2296
6
0,147
0,3395
0,86
1,94
0,2905
0,17072
1,92
0,2485
0,252
0,336
7
0,0315
0,2555
0,184
1,46
0,2065
0,12672
1,44
0,2345
0,28
0,252
2.3. Построение планов ускорений.
Запишем векторные уравнения для построения плана ускорений структурных групп для положения №3 механизма:
а)группа 2 - 3
(2.3)
где аD=0, так как точка D неподвижна, м/с2, м/с2, м/с2, , .
Масштабный коэффициент для построения плана ускорений определяем по формуле:
м/с2*мм,
где 60 мм - отрезок, изображающий на плане ускорений величину ускорения т.А (задан призвольно).
Длины отрезков на плане ускорений:
мм,
мм.
Из плана ускорений находим:
м/с2
м/с2
м/с2
м/с2
м/с2.
Длины отрезков as2 и ds3 на планах скоростей находим из пропорций:
; ;
Угловые ускорения звеньев определяем по формулам:
с-2;
с-2;
б)группа 4 - 5
где аС0=0, так как точка С0 неподвижна; , так как звено 5 совершает поступательное движение, щ5 =0
м/с2; , .
Длины отрезков на плане ускорений:
мм.
Из плана ускорений находим:
м/с2
м/с2
м/с2.
Длину отрезка bs4 на плане ускорений находим из пропорции:
.
Угловое ускорение звена 4 определяем по формуле:
с-2;
3. АНАЛИЗ И СИНТЕЗ ЗУБЧАТОГО МЕХАНИЗМА
3.1 Кинематическая схема зубчатой передачи
Исходные данные:
3.2 Общее передаточное отношение зубчатой передачи
Определим общее передаточное отношение зубчатой передачи и число зубьев .
где
где -
передаточное отношение планетарного механизма;
отсюда ,
округляем до целого
Проверим для планетарной передачи условия:
· соосности:
· соседства:
где- число блоков саттелитов (задаётся); - коэффициент высоты головки зуба.
· сборки:
где Q - любое целое число; L - наименьший общий делитель чисел и , в моём случае L=3.
Условие сборки выполняется.
3.3 Синтез зубчатого зацепления
Зубчатое зацепление состоит из колёс Считаем, что зубчатые колёса - прямозубые эвольвентные цилиндрические, нарезанные стандартным реечным инструментом.
3.3.1. Определяем:
· коэффициенты смещения реечного инструмента из условия устранения подреза:
для колеса
для колеса
так как
· угол эксплуатационного зацепления
По значению найдём угол
· коэффициент воспринимаемого смещения
· коэффициент уравнительного смещения
· радиальный зазор
( - коэффициент радиального зазора);
· межосевое расстояние
· радиусы делительных окружностей
· радиусы основных окружностей
· радиусы начальных окружностей
(проверка: );
· радиусы окружностей впадин
где - коэффициент высоты головки;
· радиусы окружностей вершин
проверка:
· толщину зубьев по делительной окружности
· шаг зацепления по делительной окружности
3.3.2. Расчёт значений коэффициентов относительного удельного скольжения зубьев произведён по формулам:
где
и - отрезки, взятые по линии зацепления от точек и соответственно; .
Результаты расчётов сведены в таблицу.
, мм
0
30,75
61,5
92,25
123
164
205
246
287
328
369
-4,5
-1,5
-0,5
0
0,375
0,6
0,75
0,857
0,9375
1
1,0
0,815
0,6
0,333
0
-0,6
-1,5
-3
-6
-15
По полученным значениям и построены графики изменения и .
3.3.3. Коэффициент перекрытия
где (ab) - длина активной части линии зацепления.
4. Силовой расчет главного механизма
Силовой расчет проведен для положения механизма №3(лист 3).
группа 4 - 5
* силы тяжести звеньев:
G4= m4*g=353,16 Н;
G5= m5*g=392,4 Н;
* силу производственного сопротивления по графику (лист 1):
Рпс=7000 Н;
* силы и моменты сил инерции звеньев:
= m4*аs4=38,34 Н;
= m5*аs5=51,6 Н;
Н/м;
1) -? ,
;
Н;
2) -? , -? ,
;
Масштабный коэффициент для построения плана сил определяем по формуле:
Н/мм;
Длины отрезков на чертеже:
мм;
мм;
мм - пренебрегаем;
мм - пренебрегаем;
мм - пренебрегаем;
Из плана сил находим:
Н;
Н;
Н;
3) -? ,
;
Из плана сил находим:
Н;
4);
группа 2 - 3
* силы тяжести звеньев:
G2= m2*g=196,2 Н;
G3= m3*g=343,35 Н;
* силы и моменты сил инерции звеньев:
= m2*аs2=27 Н;
= m3*аs3=19,53 Н;
Н/м;
Н/м;
Н;
1) -? ,
;
Н;
необходимо перенаправить;
2) -? ,
;
Н;
3) -? , -? ,
;
Масштабный коэффициент для построения плана сил определяем по формуле:
Н/мм;
Длины отрезков на чертеже:
мм;
мм;
мм - пренебрегаем;
мм - пренебрегаем;
мм - пренебрегаем;
мм;
мм - пренебрегаем;
мм;
Из плана сил находим:
Н;
Н;
Н;
начальное звено
1) Рур-?
;
Н;
Н;
2)
Масштабный коэффициент для построения плана сил определяем по формуле:
Н/мм;
Длины отрезков на чертеже:
мм;
мм;
Из плана сил находим:
Н;
Н/м;
проверка
Нм;
Погрешность силового расчета составляет:
.
5. Силовой расчет с учетом сил трения
Выполнен на листе 3. Все масштабные коэффициенты сил совпадают с масштабными коэффициентами сил на силовом расчете без учета сил трения.
Определяем силы и моменты трения
группа 4-5
1) -? ,
;
Н;
2)
из плана сил находим
группа 2-3
1) -? ,
;
Н;
2) -? ,
;
Н;
из плана сил находим
начальное звено
;
Н;
КПД главного механизма равен:
6. Выбор электродвигателя
Определяем работу сил полезного сопротивления
Определяем работу сил полезного сопротивления на интеревале одного оборота главного вала (начального звена). Эта работа определяется как площадь , ограниченная графиком и осью абсцисс, умноженная на масштабы и :
6.1 Определяем требуемую мощность приводного электродвигателя
где Т - время одного оборота главного вала, с; ; - КПД зубчатой передачи (принимаем ); - КПД главного механизма (.
6.2 Выбор электродвигателя по каталогу
По каталогу асинхронных электродвигателей выбираем асинхронный электродвигатель 4АА63В4У3.
- мощность электродвигателя; - синхронное число оборотов; - номинальное число оборотов; - момент инерции ротора электродвигателя.
6.3 Определение приведенного момента сил
Приведенный момент сил тяжести и сил полезных сопротивлений рассчитываются для всех рассматриваемых положений механизма по формуле:
По результатам расчёта строим график .
0
1
2
3
4
5
6
7
8
0
0
14,1489
7000
7000
0
0
0
0
0
0,21
0,105
0,105
0
0,0875
0,252
0,28
0
-
180
180
180
-
0
0
0
-
-
-1
-1
-1
1
1
1
-
-
0
0
0
-
180
180
180
-
-
1
1
1
-
-1
-1
-1
-
0
0,175
0,21
0,1435
0
0,1316
0,2485
0,2345
0
-
25
35
56
-
120,5
140,5
162
-
-
0,9063
0,81915
0,55915
-
-0,50754
-0,77162
-0,95106
-
0
0,0917
0,13728
0,138
0
0,11616
0,17072
0,12672
0
-
55
64
77
-
102
112,5
124
-
-
0,57358
0,43837
0,22495
-
-0,2079
-0,38268
-,5592
-
0
0,203
0,266
0,2625
0
0,2436
0,2905
0,2065
0
-
127
86
52
-
58
95,5
127
-
-
-0,60182
0,06976
0,61566
-
0,52992
-0,09585
-0,60182
-
0
20,753
-7,9165
-97,587
0
-6,4038
-30,46
-37,173
0
Углы между векторами сил и скоростей точек их приложения замерены на планах скоростей.
6.4 Определение приведенного момента инерции
Приведенный момент инерции определяем из условия равенства в каждый момент времени кинетической энергии модели кинетической энергии машинного агрегата.
Приведенный момент инерции рычажного механизма рассчитан по формуле:
№ полож.
0
1
2
3
4
5
6
7
8
0
0,0982
0,101
0,5095
0
0,0638
0,178
0,1607
0
6.5 Суммарный приведенный момент инерции агрегата
Суммарный приведенный момент инерции агрегата равен сумме трёх слагаемых
где - приведенный момент инерции ротора электродвигателя, :
( - осевой момент инерции ротора, взятый из каталога электродвигателя);
- приведенный момент инерции зубчатых колёс редуктора и пары :
где - момент инерции зубчатых колёс редуктора относительно своих осей, кг*с2; - массы зубчатых колёс ; - скорость оси сателлитов,м/с; - угловая скорость сателиттов, с-1; - угловая скорость вала двигателя, с-1; - угловая скорость i-го зубчатого колеса, с-1; к - число блоков сателиттов (принимаем к=3).
Момент инерции зубчатых колёс вычисляем по формуле
где - масса i - го зубчатого колеса равна
(b=0,05 м - ширина венца зубчатого колеса; - удельный вес стали), - радиус делительной окружности (m = 5мм):
Скорость оси сателлита
где
Угловая скорость блока сателлитов определена с использованием метода инверсии:
откуда .
6.6 Исследование установившегося движения
Предполагаем, что приведенный момент двигателя
на рабочем участке механической характеристики электродвигателя можно описать параболой , где А и В - некоторые постоянные величины, которые определим по формулам:
;
;
где - приведенный к звену 1 номинальный момент на роторе электродвигателя;
- приведенная к звену 1 синхронная угловая скорость электродвигателя;
- приведенная к звену 1 номинальная угловая скорость электродвигателя;
6.7 Определяем закон движения звена 1
Определяем закон движения звена 1 , используя формулу:
;
где i=1,2,…12 - индекс соответствует номеру положения кривошипа;
- угловой шаг.
Задавшись с-1, последовательно ведем расчет для i=1,2,…12. Результаты расчетов представлены в табл. 9. Значения и взяты из табл. 7 и табл. 8.
Искомые значения щ1 выделены в табл. 9. По этим значениям построен график зависимости (лист 3).
По табл. 9 определяем
с-1; с-1;
с-1;
Коэффициент неравномерности хода машины
.
Таблица 9.
i п/п
1
149,305
15,5
6,385
2
149,335
19
6,394
3
149,385
2
6,398
4
149,465
-47
6,385
5
149,715
-97
6,34
6
149,345
-34
6,312
7
149,245
-1,5
6,304
8
149,305
-7
6,3
9
149,39
-26
6,289
10
149,41
-35
6,267
11
149,365
-32
6,249
12
149,235
0
6,243
7. Синтез кулачкового механизма
7.1 Определение закона движения толкателя
Исходные данные: закон движения толкателя
где h = 0,052 мм - ход толкателя; фазовые углы: - допустимый угол давления.
Дважды аналитически проинтегрируем закон движения толкателя.
Начальные условия: при
Следовательно,
При
Определим параметр а из условия:
Подсчитанные значения на интервале удаления с шагом приведены в таблице.
, град
0
10
20
30
40
50
60
70
0,2092
0,1497
0,0897
0,0299
-0,0299
-0,0897
-0,1497
-0,2092
0
0,0313
0,05214
0,0625
0,0625
0,05214
0,0313
0
0
0,0029
0,01031
0,02047
0,03153
0,04169
0,04912
0,052
При :
Масштабные коэффициенты:
Строим теоретический профиль кулачка, пользуясь методом инверсии. Радиус ролика .
7.2 Определение жёсткости замыкающей пружины
Определяем жёсткость замыкающей пружины и усилие предварительного сжатия из условия
,
где - усилие предварительного сжатия пружины, Н; - масса толкателя; - угловая скорость кулачка; - аналог ускорения толкателя, м.
Для этого строим график , проводим из начала координат касательную к графику, а затем прямую, ей параллельную, на расстоянии .( - ускорение толкателя, соответствующее точке касания М).
Получим график для определения характеристик пружины.
Жёсткость пружины:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Волгов В.А. Детали и узлы РЭА. -М.: Энергия. 2001. -656 с.
2 Устройства функциональной радиоэлектроники и электрорадиоэлементы: Конспект лекций. Часть I / М.Н. Мальков, В.Н. Свитенко. - Харьков:ХИРЭ. 2002. - 140 с.
3 Справочник конструктора РЭА: Общие принципы конструирования/ Под редакцией Р.Г. Варламова. - М.: Сов. Радио. 1999. - 480 с.
4 Фрумкин Г.Д. Расчет и конструирование радиоаппаратуры. - М.: Высшая школа. 1999. - 339 с.