ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТФакультет вечернего и заочного обученияКафедра Прикладной механикиКУРСОВОЙ ПРОЕКТпо дисциплине «Прикладная механика» .Тема Разработка привода к ленточному транспортёру .Расчетно-пояснительная запискаВыполнил студент ЭСХ-011 Калиганов С.А. . Группа Подпись инициалы, фамилия ДатаРуководитель Свиридов С.И. Подпись инициалы, фамилия ДатаЧлены комиссии Подпись инициалы, фамилия ДатаНормоконтролёр Подпись инициалы, фамилия ДатаЗащищён_____________________ Оценка__________________________ Дата2004
Содержание
1. Задание на курсовое проектирование…………………………..1
2. Содержание……………………………………………………....2
3. Замечания руководителя……………………………….………..3
4. Введение………………………………………………………….4
5. Исходные данные……………………………….…………….…5
6. Выбор электродвигателя………………………………………...6
7. Определяем значения мощностей, угловых скоростей и крутящих моментов……………………………………………...7
Ввиду отсутствия в промышленности мощных электродвигателей с малой скоростью вращения появилась необходимость в создании двигателей, которые будут понижать скорость вращения. Таким устройством является проектируемый редуктор.
Цель данного проекта состоит в проектировании одноступенчатого цилиндрического редуктора с косозубыми колёсами.
В процессе проектирования необходимо выбрать соответствующие детали, при этом учитывая их долговечность, габариты.
За время курсового проектирования студент приобретает навыки в использовании технической литературы, справочников, ГОСТов и других справочных и учебных материалов.Расчет привода
Исходные данные:
N2 = 95 кВт - мощность на ведомом валу
n2 = 650 об/мин - число оборотов на ведомом валу
Up = 4,5 - передаточное отношение редуктора
T = 13000 часов - срок службы привода
Передача нереверсивнаяПривод состоит из электродвигателя 1, муфты 2, одноступенчатого редуктора с цилиндрическими колесами 3, ленточный транспортёр - 4.МГрафик нагрузки:1,2 Мн Мн 0,6Мн 0,003Т 0,5Т 0,4Т Т1. Выбор электродвигателяВычислим общий КПД редуктора: Из табл. 1.1 [1]выбираем: - зубчатая передача в закрытом корпусе с цилиндрическими колёсами - потери на трение в опорах каждого вала - коэффициент n=2 - число валовНеобходимая мощность электродвигателя:Частота вращения вала электродвигателя:Из каталога (П.1. [1]) выбираем асинхронный электродвигатель серии 4А, закрытый обдуваемый по ГОСТ 19523-81 - 4А280S2, с номинальной мощностью N=110 кВт и частотой вращения nc = 3000 об/мин.Скольжение s = 2%Перегрузка по мощности:Перегрузки по мощности нет.Определим значения мощностей, угловых скоростей и крутящих моментов на валах:Вал 1 - вал электродвигателяN1 = 99,93 кВт ; n1 = 2925 об/минУгловая скорость: Крутящий момент: Вал 2 - выходной валN2 = N1 x з1=99,93 x 0,97=96,93 кВтn2 = n1 / Up= 2925 / 4,5= 650 об/минУгловая скорость: Крутящий момент: 2. Расчёт зубчатой передачиВыбор материалов шестерни - колеса.Для обеспечения передачи выбираем из табл. 3.3 [1] материалы:для шестерни - Сталь 40Х, уВ=780 Мпа; уТ=440 Мпа; HB1 230; термообработка - улучшениедля колеса - Сталь 40Х, уВ=690 Мпа; уТ=340 Мпа; HB2 200; термообработка - нормализация.Вычисляем пределы выносливости: NHO - базовое число циклов нагружения колеса для расчёта по контактным напряжениям при твёрдости ? HB 230NHO=1,0 х 107Эквивалентное число циклов нагружения NУ определим в соответствии с графиком нагрузки:Из графика нагрузки следует:Mmax= 1,2 Mн ; МII= 0,6 Мн ; МIII= 0,3 Мн ; tmax= 0,003 T ; tII= 0,1 T ; tIII= 0,4 T ; nmax=n1 ; MI=MН ; tI=0.5T ; nI=nII=nIII=n1Допустимое контактное напряжение для материалов зубчатых колёс передачи: - где коэффициент режима при расчёте на контактную прочность Так как Ny > 107, то kpk=1Момент на валу шестерни:Коэффициент нагрузки для симметричного расположения шестерни предварительно примем k=1,3.Из условия контактной прочности для косозубых колёс Ша=0,315; kП=1,4; межосевое расстояние вычислим по формуле:По ГОСТ 2185-66 это значение aщ округляется до ближайшего стандартного aщ= 400 мм.Расчёт геометрических параметров зубчатых колёс.Нормальный модуль mn выбирается из ряда стандартных модулей по ГОСТ 9563-60 из интервала mn=(0,010-0,020)aщ mn=(0,010-0,020) х 400=4-8ммПринимаем по ГОСТ 9563-60 mn=6мм.Если предварительно принять, что угол наклона зуба в=100, то суммарное число зубьев шестерни и колеса вычислим по формуле: ; Передаточное отношение отличается от стандартного (U=4,5) на 0,89% ,что меньше допустимого 2,5%.Чтобы aщ оставалось стандартным, вычисляем уточнённое значение угла наклона зубьев: в = arccos 0,98= 10 073IОсновные размеры шестерни и колеса.Вычислим диаметры делительных окружностей: - шестерни: - колеса: Проверяем межосевое расстояние: Диаметры окружностей вершин:- шестерни: - колеса: Диаметры окружностей впадин зубьев:- шестерни: - колеса: Ширина венца зубьев колеса:Ширина венца зубьев шестерни: 3. Проверочный расчет на контактную выносливостьОпределим коэффициент ширины шестерни по диаметру:Для уточнения коэффициента нагрузки определяется окружная скорость колес в зацеплении и степень точности передачи:Примем 7-ую степень точности.Уточним коэффициент нагрузки где: К Н = 1,041 - из таблицы 3.5 [1] К Н = 1,12 - из таблицы 3.4 [1] К HV = 1,05 - из таблицы 3.6 [1]Проверка контактных напряжений по формуле: 591,25Условие прочности соблюдается393,26 МПа <[ H ] = 591,25 Мпа5. Расчет на контактную выносливость при действии максимальной нагрузкиИспользуя график нагрузки находимДопускаемое напряжение для нормализованной стали 45HРmax = 2,8 Т = 2,8* 510 = 1428 МПа Условие прочности Hmax < HРmax соблюдается6.Силы, действующие в зацепленииокружная радиальная осевая 7. Расчет на выносливость при изгибе
По таблице 3 методики уточним механические характеристики материалов зубчатых колес с учетом установленных размеров и вычислим пределы выносливости:
где: коэффициент твёрдости (стр. 42). По табл. 3,7 при шbd=1,275, твёрдости HB?350 и несимметричном расположении зубчатых колёс относительно опор kFв=1,33.
по табл. 3.8 kFх=1,2.
Т.о. коэффициент kF=1,33х1,2=1,596
YF - коэффициент, учитывающий форму зуба, и зависящий от эквивалентного числа зубьев zх
у шестерни
у колеса
По таблице на стр.42 выбираем:
YF1=4,09 и YF2=3,61
Допускаемое напряжение по формуле:
По табл. 3.9 для Стали 35 при твёрдости HB?350 уoFlimb=1,8 HB
Для шестерни уoFlimb=1,8 х 510=918 HB
Для колеса уoFlimb=1,8 х 450=810 HB
[SF]=[SF]I x [SF]II - коэффициент безопасности,
где: [SF]I =1,75 (по табл. 3.9), [SF]II =1 (для поковок и штамповок)
[SF]=[SF]I x [SF]II=1,75х1=1,75.
Допускаемые напряжения:
для шестерни:
для колеса:
Находим отношения:
для шестерни:
для колеса:
Дальнейший расчёт следует вести для зубьев колеса, для которого найденное отношение меньше.
Определим коэффициенты Yв и KFб (см гл. III, пояснения к формуле (3.25)).
для средних значений коэффициента торцевого перекрытия еб=1,5 и 7-й степени точности KFб=0,92
Проверяем прочность зуба колеса по формуле:
Условие прочности выполнено.
8.Предварительный расчет валов
Предварительный расчет проводим на кручение по пониженным допускаемым напряжениям.
Ведущий валДиаметр выходного конца при допускаемом напряжении [ к] = 20 МпаПринимаем d в1 = 50 ммПримем под подшипниками d п1 = 45 ммШестерню выполним за одно целое с валом.Ведомый валПримем [ к ] = 20 МПаДиаметр выходного конца валаПримем d в2 = 65 ммДиаметр вала под подшипниками примем d п2 = 70 ммПод зубчатым колесом примем d к2 = 75 ммДиаметры остальных участков валов назначают исходя из конструктивных соображений при компоновке редуктора. 9.Конструктивные размеры зубчатых колесВал-шестерняЕё размеры определены выше: d1 = 146,565 мм; da1 = 158,565 мм; b1 = 131 мм
Колесо вала 2
d2 = 653,435 мм; da2 = 665,435 мм; b2 = 126 мм
Диаметр ступицы
dст = 1,6 х dk2 = 1,6 х 75 = 120 мм
Принимаем dст = 120 мм
Длина ступицы
Lст = 1,4 х dk2 = 1,4 х 75 = 105 мм
Принимаем L ст = 150 мм
Толщина обода
= (2,54) х m n= (2,54) х 6 = 1524 мм
Принимаем = 20 мм
Толщина диска
С = 0,3 х b 2 = 0,3 х 126 = 37,8 мм
Принимаем С = 40 мм
10.Конструктивные размеры корпуса редуктора
Толщина стенок корпуса и крышки
= 0,025 х aw +1 = 0,025 х 400 + 1 = 11 мм Примем = 12 мм
1 = 0,02 х aw +1 = 0,02 х 400 + 1 = 9 мм Примем 1 = 10 мм
Толщина фланцев поясов корпуса и крышки
-верхнего пояса корпуса и пояса крышки
b = 1 ,5 х = 1,5 х 12 = 18 мм
b 1= 1 ,5 х 1= 1,5 х 12 = 15 мм
-нижнего пояса корпуса
р = 2,35 х = 2 ,53 х 10 = 25,3 мм Принимаем р = 25 мм
Диаметр болтов :
-фундаментных
d 1 = 0,033 х aw +12 = 0,033 х 400 + 12 = 25,2 мм
Принимаем болты с резьбой М 27
-крепящих крышку к корпусу у подшипника
d 2 = 0,72 х d 1 = 0 ,72 х 27 = 19,4 мм
Принимаем болты с резьбой М20
-соединяющих крышку с корпусом
d 3 = 0,55 х d 1 = 0,55 х 27 = 14,8 мм
Принимаем болты с резьбой М 16
11.Выбор муфты
Ведомый вал
Передаваемый крутящий момент
Т2 = 1027,93 Н м
Число оборотов n = 650 об/мин
Применим муфту упругую втулочно-пальцевую по ГОСТ 21424-75
Размеры
d = 65 мм Т = 1000 Н м Тип I
D = 220 мм L = 286 мм
12.Выбор смазки
Смазывание зубчатого зацепления производим окунанием зубчатого колеса в масло ,заливаемое внутрь корпуса до уровня ,обеспечивающего погружение колеса на 10 мм .
Передаваемая мощность Р = 99,93 кВт
Объем масляной ванны W определим из расчета 0,25дм3 масла на 1 кВт передаваемой мощности
W = 0,25 х 99,93 = 24,98 л
Устанавливаем вязкость масла
При н =9,729 МПа и V = 22,435 м/с
кинематическая вязкость масла = 34 х 10 -6 м2 /с
Применим масло индустриальное И- 30А по ГОСТ 20799-75
-1 = 0,43 х в = 0,43 х 690 = 300 МПа - предел выносливости при
симметричном цикле изгиба
-1 = 0,58 х -1 = 0,58 х 300 = 175 МПа - предел выносливости при
симметричном цикле касательных напряжений
l1 = 110 мм
Определим опорные реакции в плоскости XZ
Определим опорные реакции в плоскости YZ
Проверка:
Суммарные реакции:
Определим изгибающие моменты
Плоскость YZ
Плоскость ZX
Суммарный изгибающий момент
Подбираем подшипники по более нагруженной опоре 1.
Намечаем радиальные шариковые подшипники 309 (по П.3. [1]):
d = 45 мм ; D = 100 мм ; B = 25 мм ; r = 2,5 мм ; C = 52,7 кН ; Co = 30 кН
Эквивалентная нагрузка определяется по формуле:
где: Fr1 = 2412,59 Н - радиальная нагрузка
Fa = 308,56 Н - осевая нагрузка
V = 1 - (вращается внутреннее кольцо)
Kу = 1 - коэффициент безопасности для приводов ленточных конвейеров (по табл.9.19 [1])
KT = 1 - температурный коэффициент (по табл.9.20 [1])
Отношение ; этой величине (по табл. 9.18[1])
соответствует e ? 0,18
Отношение > e ; X = 0,56 и Y = 2,34
Расчётная долговечность, млн.об
Расчётная долговечность, час.
что больше установленных ГОСТ 16162-85.
Расчет ведомого вала
Ведомый вал несёт такие же нагрузки, как и ведущий.
Из предыдущих расчётов имеем:
T 2 = 1027,93 Н м - крутящий момент
n2 = 650 об/мин - число оборотов
F t = 4454,13 Н - окружное усилие
F r = 1650,05 Н - радиальное усилие
F a = 308,56 Н - осевое усилие
d 2 = 653,435 мм - делительный диаметр шестерни
Материал вала: сталь 45, нормализованная HB 190
в = 570 МПа - предел прочности
-1 = 0,43 х в = 0,43 х 570 = 245 МПа - предел выносливости при
симметричном цикле изгиба
-1 = 0,58 х -1 = 0,58 х 245 = 152 МПа - предел выносливости при
симметричном цикле касательных напряжений
l2 = 140 мм
Определим опорные реакции в плоскости XZ
Определим опорные реакции в плоскости YZ
Проверка:
Суммарные реакции:
Подбираем подшипники по более нагруженной опоре 4.
Намечаем радиальные шариковые подшипники 314 (по П.3. [1]):
d = 70 мм ; D = 150 мм ; B = 35 мм ; r = 3,5 мм ; C = 104 кН ; Co = 63 кН
Эквивалентная нагрузка определяется по формуле:
где: Fr4 = 2522,73 Н - радиальная нагрузка
Fa = 308,56 Н - осевая нагрузка
V = 1 - (вращается внутреннее кольцо)
Kу = 1 - коэффициент безопасности для приводов ленточных конвейеров (по табл.9.19 [1])
KT = 1 - температурный коэффициент (по табл.9.20 [1])
Отношение ; этой величине (по табл. 9.18[1])
соответствует e ? 0,18
Отношение < e ; значит X = 1 и Y = 0
Расчётная долговечность, млн.об
Расчётная долговечность, час.
что больше установленных ГОСТ 16162-85.
Определим изгибающие моменты в сечении С
Плоскость YZ
Плоскость XZ
Суммарный изгибающий момент в сечении С
14. Проверка прочности шпоночных соединений
Шпонки призматические со скруглёнными торцами. Размеры сечений шпонок и пазов и длины шпонок - по ГОСТ 23360-78 (табл. 8.9 [1]).
Материал шпонок - сталь 45 нормализованная.
Напряжение смятия и условие прочности находим по формуле:
Допускаемые напряжения смятия при стальной ступице [усм]=100-120 Мпа, при чугунной [усм]=50-70 Мпа.
Ведущий вал: d=50мм
шпонка: ширина - b=14мм
высота - h=9мм
длина - l=50мм
глубина паза вала - t1=5,5мм
глубина паза втулки - t2=3,8мм
фаска - s x 45о=0,3
Выбираем (по табл. 11.5 [1]) момент на ведущем валу T1=710 x 103 Н мм
Материал для полумуфт МУВП - чугун марки СЧ 20.
Ведомый вал: d=65мм
шпонка: ширина - b=20мм
высота - h=12мм
длина - l=100мм
глубина паза вала - t1=7,5мм
глубина паза втулки - t2=4,9мм
фаска - s x 45о=0,5
Выбираем (по табл. 11.5 [1]) момент на ведущем валу T1=1000 x 103 Н мм
Обычно звёздочки изготовляют из термообработанных углеродистых или легированных сталей. Условие прочности выполняется.
15. Уточнённый расчёт валов
Примем, что нормальные напряжения от изгиба изменяется по симметричному циклу, а касательные от кручения - по отнулевому (пульсируещему).
Уточнённый расчёт валов состоит в определении коэффициентов запаса прочности s для опасных сечений и сравнении их с требуемыми (допускаемыми) значениями [s]. Прочность соблюдена при условии s?[s].
Будем производить расчёт для предположительно опасных сечений каждого из валов.
Ведущий вал.
Материал вала то же, что и для шестерни, т.е. сталь 45, термическая обработка - улучшение.
По (табл. 3.3 [1]) при диаметре заготовки до 90 мм среднее значение ув=780 МПа.
Предел выносливости при симметричном цикле изгиба
Предел выносливости при симметричном цикле касательных напряжений
Сечение А-А. Это сечение при передаче вращающего момента от электродвигателя через муфту рассчитаем на кручение. Концентрацию напряжений вызывает наличие шпоночной канавки.
Коэффициент запаса прочности
где амплитуда и среднее напряжение отнулевого цикла
ГОСТ 16162-78 указывает на то, чтобы конструкция редукторов предусматривала возможность восприятия радиальной нагрузки, приложенной в середине посадочной части вала. Величина нагрузки для одноступенчатых зубчатых редукторов на быстроходном валу должна быть 2,5 при 25 х 103 Н мм < ТБ < 710 х 103 Н мм.
Приняв у ведущего вала длину посадочной части под муфту равной длине полумуфты l=170мм, получим изгибающий момент в сечении А-А от консольной нагрузки
Изгибающий момент в горизонтальной плоскости
Изгибающий момент в вертикальной плоскости
Суммарный изгибающий момент в сечении А-А
; среднее напряжение уm=0.
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям
Результирующий коэффициент запаса прочности
получился близким к коэффициенту запаса sф=5,41. Это незначительное расхождение свидетельствует о том, что консольные участки валов, рассчитанные по крутящему моменту и согласованные с расточками стандартных полумуфт, оказываются прочными и что учёт консольной нагрузки не вносит существенных изменений.
Такой большой запаса прочности объясняется тем, что диаметр вала был увеличен при конструировании для соединения его стандартной полумуфтой с валом электродвигателя.
По этой причине проверять прочность в других сечениях нет необходимости.
Ведомый вал.
Материал вала то же, что и для шестерни, т.е. сталь 45 нормализованная.
По (табл. 3.3 [1]) при диаметре заготовки до 90 мм среднее значение ув=570 МПа.
Предел выносливости при симметричном цикле изгиба
Предел выносливости при симметричном цикле касательных напряжений
Сечение А-А. Концентрацию напряжений в этом сечении вызывает наличие шпоночной канавки с напрессовкой колеса на вал.
Коэффициент запаса прочности При d=75мм, b=22мм, t1=9мм, h=14, l=140 (по табл. 8.5 [1]) Примем kф=1,49 (табл. 8.5[1]), kу=1,59 (табл. 8.5[1]), еф=0,67 (табл. 8.8[1]), еу=0,775 (табл. 8.8[1]), шф=0,1 (стр. 166 [1]), шу=0,15 (стр. 166 [1]).Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениямГОСТ 16162-78 указывает на то, чтобы конструкция редукторов предусматривала возможность восприятия радиальной нагрузки, приложенной в середине посадочной части вала. Величина нагрузки для одноступенчатых зубчатых редукторов на быстроходном валу должна быть 2,5 при 25 х 103 Н мм < ТБ < 250 х 103 Н мм.Приняв у ведущего вала длину посадочной части под муфту равной длине полумуфты l=100мм, получим изгибающий момент в сечении А-А от консольной нагрузкиИзгибающий момент в горизонтальной плоскостиИзгибающий момент в вертикальной плоскостиСуммарный изгибающий момент в сечении А-А; среднее напряжение уm=0.Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениямРезультирующий коэффициент запаса прочностиРасчетная схема ведущего вала d1 d2 . dд С l1 l1 L X M y Z Z M x Y T 1 Расчетная схема ведомого вала
C
l2 l2
L
X
My
Z
Mx
Z
Y
T2
Литература : 1. Курсовое проектирование деталей машин.
под редакцией С.А. Чернавского
М. Машиностроение , 1988 г.
2. Методическое руководство к курсовому проектированию по прикладной механике № 431
ВГТУ, Воронеж, 1982 г.
3. Детали машин. Атлас конструкций под редакцией Решетова Д.Н.