Разработка технологического процесса изготовления шестерни четвертой передачи автомобиля ЗИЛ
Разработка технологического процесса изготовления шестерни четвертой передачи автомобиля ЗИЛ
Белорусский Национальный Технический Университет
Автотракторный факультет
Кафедра «Техническая эксплуатация автомобилей»
Контрольная работа
по дисциплине «Технология производства и ремонта автомобилей»
Тема: «Разработка технологического процессаизготовления шестерни четвертой передачи автомобиля ЗИЛ»
Содержание
1 Анализ технологичности конструкции детали
2 Определение типа производства
3 Обоснование способа получения заготовки
4 Выбор технологического маршрута и составление плана операций технологического процесса изготовления детали
5 Нормирование технологических операций в соответствии с маршрутом изготовления
6 Определение потребного количества оборудования
Список использованных источников
1 Анализ технологичности конструкции детали
Деталь- шестерня 4-ой передачи изготовлена из легированной стали 20Х и проходит термическую обработку, что имеет большое значение в отношении короблений, возможных при нагревании и охлаждении детали. В этом смысле перемычка, связывающая тело зубчатого венца и ступицу, расположена неудачно, так как при термической обработке возникнут односторонние искажения. Зубчатый венец уменьшится в размерах н вызовет сжатие ступицы с левого торца. Таким образом, отверстие приобретет коническую форму, что скажется на характере искажения зубчатого венца. Поэтомy перемычку между венцом и ступицей следует в осевом сечении расположить наклонно, как это указано на чертеже пунктиром. Такое конструктивное изменение приведет к меньшим искажениям при термической обработке. Деталь, по-видимому, не обладает достаточной жесткостью для применения методов пластического формообразования зубчатого венца, а также протягивания шлицевого отверстия в ступице, и некоторое усиление ступицы с этой целью не приведет к значительному увеличению заготовки. Вывод о недостаточной жесткости следует проверить расчетом.
С точки зрения механической обработки зубчатые колеса вообще нетехнологичны, так как операция нарезания зубьев со снятием стружки производится в основном малопроизводительными методами.
При конструировании деталей должны учитываться вопросы повышения производительности зубообработки. Так, например, наличие выступа относительно зубчатого венца па левом торце неизбежно приведет к тому, что при одновременной обработке двух деталей зубофрезерованием между ними придется установить прокладку в виде кольца, что увеличит длину резания и, следовательно, снизит производительность процесса. Это приведет также к тому, что на нижнем торце верхней детали при зубофрезеровании образуются заусенцы, которые нужно будет снять. Возможно, эти факторы могли быть учтены при конструировании детали, и технологичность ее была бы значительно улучшена.
Деталь относится к классу деталей типа «диск», т.к. отношение длины детали к ее наружному диаметру не превышает 2-х и составляет: L/D=85/216=0.42.
Деталь выполняется из стали 20Х ГОСТ 4543-88, масса 8.22 кг.
Химический состав приведен в таблице 1.1, а физико-механические свойства в таблице 1.2.
Таблица 1.1 - Химический состав стали 20Х ГОСТ 4543-88
Содержание элементов, %
С
Mn
Si
X
Ni
Др. элементы
0.17-0.23
0.5-0.8
0.17-0.37
0.7-1.0
-
-
Таблица 1.2 - Механические свойства стали 20Х ГОСТ 4543-88
Твердость HB, МПа
Предел текучести
уТ,Па
Предел прочности
уВ,Па
Относительное удлинение у,%
179
650
800
11
2 Определение типа производства
Тип производства можно определить ориентировочно на основании опытной зависимости по годовому объему выпуска и массе детали, используя данные таблицы 2.1., а также коэффициентом закрепления операций Кзо, который показывает отношение всех различных технологических операций, выполняемых или подлежащих выполнению подразделением в течение месяца, к числу рабочих мест. Так как Кзо отражает периодичность обслуживания рабочего всей необходимой информацией, а также снабжения рабочего места всеми необходимыми вещественными элементами производства, то Кзо оценивается применительно к явочному числу рабочих подразделения из расчета на одну смену;
Практическое значение Кзо для массового производства может быть 0,1--1,0.
Таблица 2.1 - Ориентировочное определение типа производства по годовому объему выпуска и массе деталей
Тип производства
Годовой объем выпуска деталей при массе
До 1,0 кг
1,0-2,5 кг
2,5-5,0 кг
5-10 кг
Свыше10 кг
Единичное
До 10
До 10
До 10
До 10
До 10
Мелкосерийное
10-2000
10-1000
10-500
10-300
10-200
Среднесерийное
1500-100000
1000-50000
500-35000
300-25000
200-10000
Крупносерийное
75000-200000
50000-100000
35000-75000
25000-50000
10000-25000
Массовое
Свыше 200000
Свыше 100000
Свыше 75000
Свыше 50000
Свыше 25000
Принимаем среднесерийный тип производства.
Предварительный расчёт норм времени ведётся по приближённым формулам [2, прил. 1, стр. 148-149].
Рассчитаем нормы времени по каждому переходу по каждой операции.
Черновая обточка за один проход:
,
где d - диаметр обработки;
L - длина обработки.
Черновая подрезка торца:
,
Чистовая подрезка торца:
,
Чистовая обточка по 9-му квалитету:
,
Шлифование чистовое:
,
Сверление отверстий:
,
Зубофрезерование:
,
После определение основного времени определяют штучно-калькуляционное время по формуле:
,
где к - коэффициент учитывающий вид станка [2, прил. 1, стр. 148-149].
Все полученные данные занесём в таблицу 2.2.
Таблица 2.2- Данные по операциям
Операция
Тшт, мин
mp
Р
?з.ф.
Q
Токарная черновая
6,2
1,06
1
1,06
0,75
Токарная чистовая
8,3
1,42
1
1,42
0,56
Зубофрезерная
14,4
2,47
2
1,23
0,65
Сверлильная
0,48
0,08
1
0,08
9,73
Фрезерная
2,46
0,42
1
0,42
1,90
Внутрилифовальная
7
1,20
1
1,20
0,67
Зубошлифовальная
17,2
2,95
3
0,98
0,81
где Тшт - штучное время на выполнение указанной операции (берётся при рассмотрении базового варианта ТП),mp - фактически необходимое оборудование,Р - округлённое количество оборудования,?з.ф. - коэффициент фактической загрузки оборудования,?з.ф= mp/Р,Q= ?з.н/?з.ф.,?з.н. - коэффициент нормальной загрузки оборудования,?з.н=0.75..0.80,mp=(NТшт)/(60Fд?з.н.), гдеN - количество деталей в партии N=33000,Fд=4015, - количество рабочих часов в году,Далее находим коэффициент закрепления операций Кз.о.Кз.о.=УQ/УР,В случае когда Кз.о.>40 - единичное производство,20< Кз.о.<40 - мелкосерийное производство,10< Кз.о.<20 - серийное производство,1<Кз.о.<10 - крупносерийное производство,Кз.о.<1 - массовое производство.mp1=(NТшт1)/(60Fд?з.н.)=(NТшт1)/180675=0,13УQ=15УР=10Кз.о.=УQ/УР=1,5 - тип производства - крупносерийный.3 Обоснование способа получения заготовкиВыбор и методы получения заготовки.Для данного типа детали (тело вращения) и объёма производства предполагается два способа получения заготовки:- прокат;- ковка в закрытых/открытых штампах.Определение параметров заготовки.Припуски на обработку и допуски размеров на поковки определяются по ГОСТ 7505 - 89. Из вышеупомянутого источника определяем, что деталь имеет следующие обозначения:класс точности - Т3, что соответствует получению заготовки на горячештамповочных прессах в закрытых штампах;группа стали - М2, что соответствует стали 20Х;степень сложности заготовки - С2;разъем плоскости штампа плоский - П;исходный индекс -12.В соответствие с этими обозначениями рассчитаем припуски на обработку и допуски размеров.Радиусы закруглений наружный R = 3..5 мм. Штамповочные уклоны наружных поверхностей - 7.4 Выбор технологического маршрута и составление плана операций технологического процесса изготовления деталиТехнологический процесс изготовления детали показан в таблице 4.1.Таблица 4.1 - Маршрутное описание ТП
Операция
Оборудование
Режущий инструмент
Оснастка
005 Заготовительная
- Отрезать заготовку в размер 38-2
Отрезной 872М
Отрезная пила станочная
Зажим станочный
010 Токарно-винторезная- точить 2 торца с переустановкой в размер 41 предварительно- точить 107 в размер предварительно
015 Токарно-винторезная- точить 55 в размер 0,4 предварительно; - точить 70 в размерпредварительно
- точить канавку в размер 69 окончательно.
Токарно-винторезный 16К20
Резец проходной упорный Т5К10
Патрон токарный 3-х кулачковый самоцентрирующийся
Оправка
020 Зубофрезерная
фрезеровать зубья m=3, z=27
Зубофрезерный 5Д-32
Фреза червячная m=3
Оправка специальная
025Вертикально-сверлильная
- Сверлить 3 отв. 3,5 по разметке
Вертикально-сверлильный 2А135
Сверло 3,5
Тисы машинные
030 Горизонтально-фрезерная
- фрезеровать 2 паза в размеры 2, 5, 8.
Горизонтально-фрезерный 6Р13
Фреза 2250-0003
Тисы машинные
035 Химико-термическая обработка
040 Термообработка
045 Пескоструйная
050 Внутришлифовальная- шлифовать отв.55,
- шлифовать отв.70,
Внуртишлифовальный 3А228
Круг шлифовальный типа ПП
Оправка специальная
055 Зубошлифовальная
- шлифовать зубья m=3; z=27
Зубошлифовальный 5А525Ф2
Шлифовальный круг профильный
Оправка специальная
060 Контрольная
Стол контролёра
Проанализировав конструкцию детали на технологичность, определив тип производства и выбрав вид получения заготовки, разработаем маршрут механической обработки детали.Таблица 4.1-Маршрут механической обработки детали
№ операции
Содержание операции
Технологические базы(пов-ти)
Оборудование
005
Токарно-винторезная
(черновая)
Наружная пов.
16К20
010
Токарно-винторезная
(чистовая)
Внутр. отв.
16К20Ф3
015
Зубофрезерная
Внутр. отв.
Зубофрезерный 5А325
020
Сверлильная
Торец
2Н135
025
Фрезерная
Торец
6Н82Г
030
ХТО
035
Термообработка
040
Пескоструйная
045
Внутришлифовальная
Зубья
3А228
050
Зубошлифовальная
центр. отв
Зубошлифовальный 5А525
5. Нормирование технологических операций в соответствии с маршрутом восстановленияОпределение основного технологического времениТокарная (черновая) операция.Определим основное технологическое время по формулеTo = Lр.х./(Sgng)i мин,где Lр.х. - длина рабочего хода, определяется какLр.х. = l+y+ мм,где l мм - длина резания;y = 2 мм - величина врезания; = 0 мм -длина перебега.Определим основное время на каждом переходе:- точить 70 в размер 9Подставляя известные величины в формулу, получим:Lр.х. = 9+2=11 ммПодставляя эти величины в формулу, получим:To = 11?3/ (5000.7) = 0.1 мин- точить канавку в размеры 53,5; 8Подставляя известные величины в формулу, получим:Lр.х. = 8,25+2=10 ммПодставляя эти величины в формулу, получим:To = 10?1/ (2500.2) = 0,2мин- расточить отв.54,5 (+0,02) напроходПодставляя известные величины в формулу, получим:Lр.х. = 36,5+2+2=40,5 ммПодставляя эти величины в формулу, получим:To = 40?2/ (9500.2) = 0,42минТокарная чистовая- точить торец в размер 32,5(техн)Подставляя известные величины в формулу, получим:Lр.х. = 28+2=30 ммПодставляя эти величины в формулу, получим:To = 30?2/ (5000.2) = 0,6мин- точить торец в размеры 0,4; 58Подставляя известные величины в формулу, получим:Lр.х. = 18+2=20 ммПодставляя эти величины в формулу, получим:To = 20/ (9500.2) = 0,1мин- точить торец в размер 84,5; 63,5Подставляя известные величины в формулу, получим:Lр.х. = 20+2=22 ммПодставляя эти величины в формулу, получим:To = 22 / (5000.2) = 0,22мин-точить 70 до канавкиПодставляя известные величины в формулу, получим:Lр.х. = 7+2=9 ммПодставляя эти величины в формулу, получим:To = 9?3/ (9500.2) = 0,14мин- точить торец в размер 31,5Подставляя известные величины в формулу, получим:Lр.х. = 14+2+2=18 ммПодставляя эти величины в формулу , получим:To = 18? 2/ (9500.2) = 0,2мин- точить107,01 напроходПодставляя известные величины в формулу, получим:Lр.х. = 20,5+2+2=24,5 ммПодставляя эти величины в формул, получим:To = 24,5?2/ (9500.2) = 0,26мин- снять 3 фаски 1х45Подставляя известные величины в формулу, получим:Lр.х. = 1+2=3 ммПодставляя эти величины в формул, получим:To = 3?3/ (9500.2) = 0,04минОбщее основное время токарной чистовой операции составит 1,56 мин.Сверлильная операция- сверлить 3 отв. 3,5 в размер 22 с переустановкойПодставляя известные величины в формулу, получим:Lр.х. = 25 + 10 = 35 ммTo = Lр.х./(Sgng)i мин,To = 35?3/(2000.22) = 1.75 мин.5.4 Фрезерная операция.- фрезеровать 3 паза в размеры 5, 2, 8 с переустановкойTo = Lр.х./(Sм)i мин=Lр.х./(Szn)i мин=78/(75?40?200)=0.96 минЗубофрезерная операцияТо=12 мин=0,2 н/ч (определяется по табличным данным, исходя из модуля, числа зубьев и длинны обработки).Шлифовальная операция.- шлифовать отв. 55 (+0,018;-0,008)где L - длина обработки, мм;h - припуск на шлифование, мм;n - число оборотов заготовки в минуту;t - поперечная подача круга в направлении, нормальном к обрабатываемой поверхности, мм/дв.ход;k - 1,3 - 1,8 - для окончательного шлифования.минРежимы резания на остальные операции рассчитаем аналогично и результаты занесем в ОК.Под техническим нормированием понимается установление норм времени на выполнение отдельной работы или нормы выработки в единицу времени. Под нормой времени понимается время, устанавливаемое на выполнение данной операции.Тшт=То+Твсп + Тоб+Тотд=Топ + Тоб+Тотд.То - основное время;Твсп - вспомогательное время;Твсп= Тус + Тзо + Туп + Тизм;Тус - время на установку и снятие заготовки;Тзо - время на закрепление, открепление;Туп - время на приемы управления;Тизм - время на измерения;Топ=То + Твсп;Топ - оперативное время;Тоб- время на обслуживание, отдых;Тоб=Ттех+Торг;Ттех=То*tсм/ТТтех - время на техническое обслуживание рабочего места;tсм - время на смену инструмента, мин;Т - стойкость инструмента, мин;Торг=Топ*3%/100Торг - время организационное, мин;Тотд=Топ*6%/100Тотд - время на отдых и личные надобности.Для вычисления распишем токарную операцию, остальные вычисляются аналогично.Для удобства вычислений составим таблицу 5.1.010 Токарная (чистовая) операция.Тус=0,23*2=0,46 мин;Тз.о=0,13*2=0,26 мин;Тус+Тз.о =0,72 мин;Туп=0,01+0,04*4=0,17 мин;Тизм=0,27*4+0,13*5=1,73 мин;Топ=1,56+0,72++0,17+1,73=4,18 мин;Ттех=1,56*(2*2)/60=0,28 мин;Торг=4,18*3%=0,13 мин;Тотд=4,18*6%=0,26 мин;Тшт=4,18+0,28+0,13+0,26=4,85 мин.
Таблица 5.1-Нормирование технологических операций
№
То
Тв
Топ
Тоб
Тотд
Тшт
Тус+Тз.о
Туп
Тизм
Ттех
Торг
005
0,72
0,7
0,12
0,8
2,34
0,18
0,02
0,04
2,58
010
1,56
0,72
0,17
1,73
4,18
0,28
0,13
0,26
4,85
015
12,2
1,40
0,2
1,4
15,2
0,8
0,45
0,90
17,35
020
9,8
1,40
0,2
1,2
12,6
0,42
0,37
0,74
14,13
025
1,75
4,2
0,2
0,3
6,45
0,26
0,19
0,38
7,28
030
0,96
2,0
1,25
2,2
6,41
0,8
0,19
0,38
7,78
055
18,0
1,6
0,32
1,8
21,72
4,12
0,65
1,30
27,79
060
12,0
1,4
0,56
1,7
15,66
2,12
0,47
0,94
19,2
Определение припусков на механическую обработку
Припуск - слой материала, удаляемый с поверхности заготовки в целях достижения заданных свойств обрабатываемой поверхности детали.
Припуск на обработку поверхностей детали может быть назначен по соответствующим справочным таблицам, ГОСТам или на основе расчетно-аналитического метода определения припусков.
ГОСТы и таблицы позволяют назначить припуски независимо от технологического процесса обработки детали и условий его осуществления и поэтому в общем случае являются завышенными, содержат резервы снижения расхода материала и трудоемкости изготовления детали.
Расчетно-аналитический метод определения припусков на обработку (РАМОП), разработанный профессором В.М. Кованом, базируется на анализе фактов, влияющих на припуски предшествующего и выполняемого переходов технологического процесса обработки поверхности. Значение припуска определяется методом дифференциального расчета по элементам, составляющим припуск. РАМОП предусматривает расчет припусков по всем последовательно выполняемым технологическим переходам обработки данной поверхности детали, их суммированием для определения общего припуска на обработку поверхности и расчет промежуточных размеров, определяющих положение поверхности, и размеров заготовки. Расчетной величиной является минимальный припуск на обработку, достаточный для устранения на выполняемом переходе погрешностей и дефектов поверхностного слоя, полученных на предшествующем переходе, и компенсации погрешностей, возникающих на выполняемом переходе. Промежуточные размеры, определяющие положение обрабатываемой поверхности, и размеры заготовки рассчитывают с использованием минимального припуска. Применение РАМОП сокращает в среднем отход металла в стружку по сравнению с табличными значениями, создает единую систему определения припусков на обработку и размеров детали по технологическим переходам и заготовок, способствует повышению технологической культуры производства.
В технологии машиностроения существуют методы автоматического получения размеров (МАПР) и индивидуального получения размеров (МИПР).
Минимальный припуск определяется по формуле , мкм:
,
где -высота неровностей профиля на предшествующем переходе , определяется по справочнику [6] табл.5 , для соответствующей операции ;
- глубина дефектного поверхностного слоя на предшествующем переходе определяется по справочнику [6] табл.5 , аналогично ;
- суммарное пространственное отклонение определяем по формуле( для заготовки ), мкм.
5.3 Определение припуска на механическую обработку для размера .
Указанный размер получается предварительным растачиванием, окончательным растачиванием и внутренним шлифованием.
Таблица 5.2 - Расчет припусков
Маршрут обработки
Элементы припуска, мкм
Расчетный припуск 2zmin, мкм
Расчетный размер dр, мм
Допуск , мкм
Предельные размеры, мм
Предельные припуски, мкм
Rz
Т
dmin
dmax
2zminп
2zmaxп
1. Поковка
600
288
-
-
53,003
1000
52,00
53,00
-
-
2. Растачивание черновое
50
-
14
127
2?915
54,833
70
54,76
54,83
1830
2760
3. Растачивание чистовое
20
-
-
6
2?65
54,968
50
54,92
54,97
140
160
4. Шлифование
6,3
-
-
5
2?25
55,018
24
54,994
55,018
48
74
У
2018
2994
Величины Rz, Т, , определяются табличными значениями.
Далее расчёт ведём по следующим формулам:
.
.
.
.
(мкм);
(мкм);
(мкм);
Далее заполняем графу «Расчётный размер dР», начиная с конечного, в данном случае, чертёжного размера 54,018мм. Далее - по формуле:
;
(мм);
(мм);
(мм).
Назначаем допуски i на каждую операцию. Данные заносим в таблицу.
Наибольшее значение dmax получается по расчётным размерам, округлённым до точности допуска соответствующего перехода.
Наименьшие предельные размеры определяются по формулам:
;
(мм);
(мм);
(мм).
Минимальные предельные значения припусков равны разности наибольших предельных размеров выполняемого и предшествующего переходов, а максимальные значения - соответственно разности наименьших предельных размеров:
;
(мм);
(мм);
(мм).
;
(мм);
(мм);
(мм)
Правильность проведенных расчетов проверяем по формуле:
Использование оборудования по времени. Правильный выбор оборудования определяет его рациональное использование. При выборе станков для разработанного технологического процесса этот фактор должен учитываться таким образом, чтобы исключить их простои, т. с. нужно выбирать станки по производительности. С этой целью определяют наряду с другими технико-экономическими показателями критерии, показывающие степень использования каждого станка в отдельности и всех вместе по разработанному технологическому процессу.
Для каждого станка в технологическом процессе должны быть подсчитаны коэффициент загрузки и коэффициент использования станка по основному времени.
Коэффициент загрузки станка Ю3 определяется как отношение расчетного количества станков mp, занятых па данной операции процесса, к принятому (фактическому) mnp: Ю3 = mp / mnp.
Таблица 6.1- Данные по загрузке оборудования
Операция
Принятое оборудование
Тшт, мин
mp
mпp
?з.ф.
Токарная черновая
16К20
2,58
0,45
1,00
0,45
Токарная чистовая
16К20Ф3
4,85
0,85
1,00
0,85
Зубофрезерная
5А325
17,35
3,05
4,00
0,76
Сверлильная
2Н135
14,13
2,49
3,00
0,83
Фрезерная
6Н82Г
7,28
1,28
2,00
0,64
Внутрилифовальная
3А228
7,78
1,37
2,00
0,68
Зубошлифовальная
5А525
27,79
4,89
5,00
0,98
Построим график загрузки оборудования по полученным данным.
Рисунок 6.1 - График загрузки оборудования
В условиях среднесерийного производства целесообразно использовать станки с ЧПУ. Эффективность применения станков с ЧПУ достигается за счет снижения затрат на технологическую оснастку, снижения потерь от брака, сокращения производственных площадей, увеличения скоростей резания и подач.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Савич А.С., Казацкий А.В., Ярошевич В.К. Проектирование авторемонтных предприятий. Курсовое и дипломное проектирование: Учебное пособие . - Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2002.-256 с.
2. Восстановительные технологии: учебно-методическое пособие по выполнению курсовой работы для студентов специальности 1-37 01 07 «Автосервис»/А.В. Казацкий, А.С. Савич, В.К. Ярошевич. - Мн.:БНТУ, 2005.-48с.
3. Шадричев В.А. Основы технологии автостроения и ремонт автомобилей. Учебник для вузов. Л.: Машиностроение, 1976.-560 с.
4. Общемашиностроительные нормативы времени на слесарную обработку деталей и слесарно-сборочные работы по сборке машин и приборов в условиях массового, крупносерийного и среднесерийного типов производства. М., 1991.- 158 с.
5. Ярошевич В.К., Савич А.С., Казацкий А.В. Технология ремонта автомобилей: лабораторный практикум: учебное пособие. - Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2004.-392 с.