Козловой кран в упрощенном виде представляет собой мостовой кран, опирающийся на стойки и предназначенный для передвижения по наземному рельсовому пути. Внешне он напоминает четырехстоечный портал (монтажные козлы), от чего и получил свое название.
Козловой кран, прежде всего, предназначен для обслуживания складов, штучных, длинномерных и других грузов, полигонов по производству железобетонных, кирпичных изделий, открытых площадок промышленных предприятий, грузовых дворов, выполнения разгрузочных и погрузочных работ на контейнерных площадках железнодорожных станций с температурой рабочей среды от -40 до + 40 градусов.
На железнодорожном транспорте козловые краны получили широкое распространение на перегрузке контейнеров, тяжеловесов , металла, лесных и строительных материалов, а также различных других навалочных грузов.
В козловых кранах, так же, как и в мостовых, реализуются три самостоятельные операции: подъем -- опускание груза на требуемую высоту, перемещение груза по мосту крана поперек обслуживаемой площадки и перемещение груза краном вдоль обслуживаемой площадки.
1.2 Классификация [1]
Козловые краны, так же как и мостовые, по конструкции моста разделяют на однобалочные и двухбалочные, а по способу опирания крановых тележек -- на опорные и подвесные. В зависимости от расположения моста на опорных стойках козловой кран может быть бесконсольным, одноконсольным и двухконсольным. Наибольшее распространение получили двухконсольные козловые краны .
Опорные стойки мостов могут быть выполнены в виде жестких балок или ферм, воспринимающих продольные и поперечные усилия. В этом случае опоры называют жесткими. Если же опорные стойки предназначены для восприятия усилий только в одном направлении, то их называют гибкими. Они могут соединяться с мостом при помощи шарниров. Опоры могут быть двухстоечные и одностоечные. Козловые краны различают также по виду опор (с обеими жесткими, с одной жесткой, а другой гибкой - шарнирной опорой), привод у грузовых тележек (самоходный или канатно-тяговый).
КК-32М имеет конструкцию характерную для всех кранов такого типа. Мост крана двухбалочный сварной конструкции, состоящий из двух главных и двух концевых балок, жестко соединенных угловыми коробками. Главные и концевые балки закрытого коробчатого сечения прямоугольной формы. Вылеты консолей главных балок выполнены переменного поперечного сечения, так как по мере роста изгибающего момента должен возрастать и момент сопротивления. Вылетом консоли называют наибольшее расстояние по горизонтали от оси рельса ближайшей к консоли опоры крана до оси грузозахватного органа, расположенного на консоли.
Мост жестко соединен с четырьмя стойками, которые опираются на сварные коробки. Коробки попарно жестко связаны стяжками. Сварные коробки шарнирно соединены через балансир с двухколесными тележками. Следовательно, кран опирается на 8 ходовых колес, что значительно снижает удельную нагрузку на подкрановые рельсы и делает ее более равномерной. По рельсам, уложенным на верхних поясах главных балок, перемещается четырехколесная крановая тележка. На сварной раме тележки смонтированы механизм подъема, вспомогательный кран и кабина управления . Механизм подъема выполнен однодвигательным с приводом вращения на два грузовых барабана через редукторы. Он оснащен спредером, подвешенным с помощью пространственного полиспаста. Кабина закреплена на выносном наклонном кронштейне, жестко связанном с рамой тележки и оборудованном лестничным трапом с перилами. Кабина отнесена от продольной оси тележки на такое расстояние, при котором оказывается возможным разворот захватной рамы спредера для контейнеров массой брутто 20 т на угол от -60 до +240°.
2.2 Работа
КК-32М предназначен для перегрузки для перегрузки крупнотоннажных контейнеров массой брутто до 30т. Всеми операциями управляет крановщик из кабины управления. Захват груза производится с помощью спредера. Перегрузка может осуществляться в любых направлениях: с ж/д платформы на грузовой автомобиль, грузовую площадку; с грузовой площадки на ж/д платформу, грузовой автомобиль; с грузового автомобиля на грузовую площадку, ж/д платформу.
Механизм подъема груза имеет двухбарабанную лебедку, два барабана приводятся во вращение общим электродвигателем через редукторы. Двигатель связан с редукторами валами-вставками посредством муфт и тормозными шкивами. На последних смонтированы нормально замкнутые тормоза.
3.2 Механизм передвижения крана [1]
Конструкция ходовой тележки крана показана на рисунке. Все узлы и механизмы тележки смонтированы на ее раме трапецеидальной формы , обращенной малым основанием вниз. Четыре вертикальные стенки рамы сварены с верхней и нижней площадками. В наклонные грани стенок, помимо металлических пластин, вварены полугнезда буксовых узлов. Тележка имеет два ходовых колеса: ведущее и ведомое. На ступицы колес напрессованы и заштифтованы зубчатые венцы. Ведущее колесо закреплено на валу, смонтированном в буксовых узлах через сферические самоустанавливающиеся подшипники качения. Так же, но только на оси смонтировано и ведомое колесо. Вращение с ведущего колеса на ведомое передается посредством зацепления их зубчатых венцов с промежуточным зубчатым колесом. Последнее свободно вращается на спаренных подшипниках качения относительно неподвижной оси, закрепленной в стенках рамы. Вал ведущего колеса связан с выходным валом вертикального редуктора. Вращение быстроходному валу редуктора сообщается электродвигателем посредством зубчатых муфт и вала-вставки, закрываемых кожухом. Муфта выполнена с встроенным тормозным шкивом, на котором установлен тормоз.
2. Мачульский И.И., Киреев В.С. Подъемно-транспортные и погрузочно-разгручные машины на железнодорожном транспорте: учеб. для вузов ж.-д.трансп. М., 1989. 319 с.
3. СТО СГУПС 1. 01 СДМ. 01-2007. Стандарт организации. Система управления качеством. Курсовой и дипломный проекты. Требования к оформлению.
4. Турков В.Н. Мостовые и козловые электрические краны:Учебник. М., 1994. 255 с.