В психологии исходными и базовыми являются понятия "ценностное отношение" и «ценность» (благо). Что касается ценностного отношения, то оно представляет собой особого рода связь (взаимодействие) субъекта и объекта, в рамках которого происходит выявление, переживание и осмысление социокультурного значения объекта (предмет, явление, процесс и т. д.) для бытия субъекта. Ценностное отношение имеет два полюса -- объект как носитель ценности, и субъект как носитель оценки. Это отношение существует в разных формах познания -- в мифологии и религии, в искусстве, философии и морали, в обыденном познании. Ценностное отношение имеет много аспектов (граней): объективный (качества, свойства вещей), субъективный (личностное восприятие и осмысление), психологический (чувства и переживания), социологический, педагогический и другие аспекты.
Ценностная структура в развитии человека
Под ценностью в психологии понимается социокультурное значение предметов, процессов и явлений (материальных и духовных) для человека. Ценность выступает как благо для человека, т. е. нечто положительное, важное для его жизнедеятельности, например -- ценность одежды, компьютера, знаний, свободного времени, орудий труда. Это все то, что удовлетворяет потребности, увлекает и обогащает человека, творит его бытие, наполняет человеческую жизнь всесторонним содержанием. Русский религиозный философ Н.О. Лосский так определял понятие ценности: "Ценность есть нечто всепроникаюшее, определяющее смысл и всего мира в целом, и каждой личности, и каждого события, и каждого поступка.... Вся жизнь движется любовью к ценностям". Ценность -- это нечто предпочтительное для человека, что побуждает его к активной деятельности и придает ей позитивный смысл, ориентирует человека в мире и нацеливает его на конкретные поступки.
В психологии полагается, что сам мир уже изначально обладает такими свойствами ("ценностная предметность", или "ценность в потенции"), которые могут иметь позитивное значение для человека в его многогранной жизнедеятельности. Однако ценности не присущи предметам и явлениям сами по себе. (Например, книга в руках дикаря не представляет для него никакой ценности, а значит, не вызывает восхищения и душевного трепета перед ней). Они выявляются только в ходе активного взаимодействия человека с окружающим миром, т. е. в рамках духовно-практической деятельности, в лоне общественных отношений. Образно говоря, ценность "рождается" в точке встречи человека и мира. Дикая природа сама по себе ни для кого не представляет ценности, ведь в ней нет человека, а для животных она есть всего лишь объект витальных (жизненных) потребностей. Ценностные характеристики она обнаруживает лишь благодаря появлению и присутствию в ней человека как существа ищущего и деятельного. В связи с этим русский философ-просветитель XVIII в. Н.И. Новиков писал: "Без человека вся природа мертва, весь порядок не что иное, как хаос... В нас все соединяется, нами открывается во всем премудрость, стройность и первая точная красота". В ценностном отношении раскрывается небезразличие, небезучастность человека по отношению к миру. Человек -- это ведь не животное, которое, удовлетворив свои физиологические потребности, успокаивается на этом. Нет, у него имеются и потребности иного, несравненно более сложного характера -- социальные, духовные и иные. Человек в мире в одном лице проявляет себя как созерцатель, соучастник всего происходящего, и судья всему вокруг него.
В психологии применяется и понятие "польза", которым тоже выявляется значение окружающего мира. Но оно раскрывает не социокультурное, а биологическое, физиологическое значение предметов мира для человека, например -- польза пищи, воды, домашней утвари и т. п. Можно сказать, что польза -- это простейшая ценность, которая играет некую функциональную роль (полезность, пригодность) в повседневной жизни человека.
Следует иметь в виду, что вещи и явления, кроме положительного, могут иметь и отрицательное значение, т. е. восприниматься как антиценности (отрицательные "ценности", "псевдоценности"), быть носителями негативных значений (смыслов) для человека. Выражением антиценностей в общественной жизни является, как известно. Зло в различных его проявлениях. Напротив, Добро символизирует собой все положительное, высоконравственное и совершенное для человека -- вещи, деяния, отношения и прочее. Жизнь общества являет собой арену вечной и неутихающей борьбы противоположных начал - светлого и темного, возвышенного и низменного, прекрасного и безобразного. Добро на деле есть утверждение жизни, а Зло, напротив, есть ее разрушение, отрицание. Ценности и антиценности (Ум и Глупость, Труд и Лень, Любовь и Ненависть, и т. д.) словно бы соперничают между собой в том, чтобы сделать человека своим покорным пленником.
К числу важнейших понятий психологии относится также оценка, под которой понимается процедура определения значения предметов, процессов или явлений для человека, выявление их социокультурного смысла. Кратко говоря, оценка -- это отнесение значения к ценности, если таковая в предметах имеется. Основаниями оценки являются потребности и интересы, установки индивида или социальной группы, существующие в обществе образцы, нормы, правила. Оценка призвана ориентировать человека в окружающем мире, направлять его повседневную жизнь. Она присуща и обыденному, и научному познанию. Оценочный аспект в большой мере присутствует в гуманитарных и общественных науках, ведь в них часто проявляется личностная позиция исследователя. Известно, например, что работа К. Маркса "Капитал" -- это не только крупное научное произведение своего времени. Это ведь еще и оценка капитализма XIX в. как строя несправедливого и бесчеловечного, и поэтому, с точки зрения Маркса, подлежащего революционному преобразованию в коммунизм.
Что же касается переоценки ценностей, то она представляет собой переосмысление устоявшихся представлений и смыслов, и, соответственно, смену ориентиров, вех в жизни. В общественной жизни возможно и искажение ценностных представлений, т. е. подмена (сознательная или же не умышленная) добра злом (например, низкопробное произведение искусства воспринимается как шедевр, бескорыстие уступает дорогу алчности и т. п.).
На основе оценок складываются оценочные суждения человека: "это -- хорошо", "это -- плохо", "это -- прекрасно, а это -- безобразно" и т. п. С помощью таких суждений человек осознает окружающий мир как имеющий значение для него, а себя проявляет в нем как существо культурное, социальное. Подобные суждения (они всегда субъективны) существуют в религии и науке, в политике, в повседневном познании, быту.
Мир ценностей (материальных и духовных) образует то, что в психологии называется аксиосферой. Можно сказать, что аксиосфера -- это и есть содержание культуры, которая (культура), в свою очередь, является способом существования человека в качестве человека. Аксиосфера представляет собой огромное многообразие ценностей -- этических и эстетических, политических, правовых, религиозных и иных, которые формируются на соответствующей социальной и духовной почве. В связи с этим русский религиозный философ Б.П. Вышеславцеб замечал, что "... Каждая нация и каждая культура имеет свою систему ценностей, которую она "культивирует", и свою высшую ценность и "святыню", которую она религиозно почитает". Мир ценностей -- это мир значений, в котором человек существует и в котором он черпает ориентиры своего жизненного пути.
Надо полагать, что структура (строение) аксиосферы всегда подвижна и имеет конкретно-исторический характер. Например, в средние века доминировали религиозные, в эпоху Возрождения -- гуманистические, а в середине и второй половине XX в. на первый план стали выдвигаться так называемые экзистенциальные ценности, которые связаны с познанием человеком смысла своей жизни и существования в мире, своей свободы и несвободы. Философская мысль нашего времени стала активно обращаться к теме экологических ценностей, в которых раскрывается великая роль Природы и Жизни на нашей планете, необходимость их защиты и сохранения для потомков.
В аксиосфере существует иерархия ценностей, т. е. определенное их расположение с точки зрения значения для субъекта. Очевидно ведь, что индивид или группа всегда имеют свои собственные предпочтения и устремления, в отличие от других индивидов и групп. Вместе с тем, существуют ведь и общечеловеческие ценности, которые признаны всеми и имеют значение для всех. Мир ценностей человека чем-то напоминает пирамиду с основанием и вершиной. У каждого индивида своя ценностная пирамида, основание которой прочно и устойчиво, если его "кирпичики" сделаны из добротного "материала" -- из ценностей, которые не подвержены разрушению временем и поэтому имеют непреходящее значение. Б. П. Вышеславцев предложил называть особо важные ценности "святостью", "святынями", а его соотечественник Н.О. Лосский определил их как "абсолютные", "безусловно оправданные". У каждого народа и у каждого человека есть то, что для них свято и неприкосновенно, что вызывает душевный трепет, восхищение, любовь и преклонение.
Выше мы назвали важнейшие понятия, которыми оперирует философская психология. Большую роль в ней играют также и такие понятия, как "идеал", "ценностные ориентиры", "смысл жизни человека", "ценностные представления", "ценностный нигилизм" и "ценностный вакуум", "кризис ценностей" и "конфликт ценностей", "духовность" и другие. На отдельные из них мы обратим внимание в последующем.
Таким образом, психология как философская теория ценностей раскрывает специфический аспект бытия человека в окружающем его мире, а именно -- ценностное отношение к миру, восприятие его с точки зрения социально-культурного значения для человека. Психология раскрывает также и внутренний мир самого человека -- его ценностные представления и ориентации в этом мире, переживание и осмысление этого мира. Кратко говоря, предметом психологии является ценностное отношение человека к миру, многообразные формы проявления этого отношения в действительности.
Нами было отмечено, что мир ценностей (аксиосфера) весьма многообразен, ведь речь идет о ценностях не только индивида, но и социальных групп, общества в целом, конкретных исторических эпох и народов. В связи со сложностью аксиосферы и в интересах исчерпывающего ее познания следует прибегнуть к классификации ценностей. Мы выделим несколько групп ценностей, применяя различные основания для классификации. Тем самым будут выявлены формы существования ценностей, что свидетельствует о богатстве человека как существа универсального, многогранного.
Первая группа (выделение по субъекту-носителю) -- это ценности индивидуальные (личностные), групповые и общечеловеческие. Особой пестротой среди них отличаются индивидуальные ценности, ведь каждый индивид, согласитесь, это целый и неповторимый мир ("микрокосмос"), особый опыт и своя судьба, собственные пристрастия и устремления. "На вкус и цвет товарищей нет", -- гласит русская пословица, и в ней, безусловно, есть большая доля истины. В некоторых философских течениях (например, в экзистенциализме) подчеркивается тезис о способности индивида самостоятельно формировать мир своих ценностей без оглядки на общество, его нормы и стандарты. С точки зрения экзистенциальной философии, ценностные ориентации индивида проистекают изнутри, а не извне, из недр его духовного мира и не привнесены кем-то в готовом виде.
Вторая группа ценностей (выделение их по социальному содержанию) включает те из них, которые выявляются в ходе деятельности человека в конкретных сферах общественной жизни. Это ценности экономические (деньги, рынок), социальные (дружба, милосердие), политические (диалог, ненасилие), духовные (знания, образы), правовые (закон, правопорядок). Особым разнообразием отличаются ценности духовные -- в силу своей предельной сложности и многогранности данной сферы жизни общества (религия, наука, искусство, мораль и иные сферы духовной деятельности). Духовные ценности выполняют функцию ориентиров и образцов-целей в жизни индивида, группы или же общества, играют весьма важную роль в социализации человека.
Ценности закрепляют общественные отношения, формируют социальный организм как единое целое. Известно, например, сколь велика роль диалога в политической жизни, особенно если речь идет об острых конфликтных ситуациях. Напротив, антиценности (вражда, агрессия и т. п.) разрушают общественный организм, вымывают из него культурное начало.
Третья группа (выделение ценностей по способу их существово-вания) -- ценности материальные ("предметно воплощенные") и духовные ("идеальные", или "постматериальные"). К числу материальных ценностей ("благ") принято относить прежде всего вещи, которые необходимы для повседневного существовования человека (пища, одежда, жилье). Они помогают удовлетворять базовые потребности людей и поэтому имеют особо важное значение. К этой же группе относятся и предметы, выполняющие роль орудий труда, -- от самых простых (топор, лук) и заканчивая самыми сложными (компьютер, лазер). Их призвание состоит в том, чтобы обеспечивать человеческий способ существования человека в мире, удовлетворять его нарастающие культурные и социальные потребности, осуществлять многогранную практическую деятельность. Названная группа ценностей образует то, что часто принято называть материальной культурой. (Напомним еще раз, что вещи сами по себе еще не представляют ценности. Они проявляют такое значение лишь в рамках социокультур-ной жизни, по мере вовлеченности в деятельность человека). Что же касается духовных ценностей, то на их специфике и роли в общественной жизни более подробно мы остановимся ниже.
Четвертая группа (выделение по длительности существования) вбирает в себя ценности преходящие (обусловленные конкретным историческим временем) и непреходящие (имеющие значение во все времена). Известно, что времена и люди меняются, но "вечные" ценности не умирают. Так, сохраняет свою ценность Природа как первейшее условие нашего существования. Во все времена высоко оценивался Человек как существо уникальное, "высший цвет" материи. К числу непреходящих ценностей относится и Труд, который не только создал человека, но и богатейший Мир культуры.
Пятая группа (выделение по своему значению) включает в себя так называемые утилитарные ("инструментальные") и фундаментальные ("высшие") ценности, существующие в обществе.
Предложенная нами классификация носит, разумеется, приблизительный характер и не претендует на завершенность. Ее назначение состоит в том, чтобы показать единство и многообразие аксиосферы, богатство форм существовования ценностей.
Что же касается духовных ценностей, то все они являются продуктами особого рода деятельности, осуществляемой с помощью органов чувств, ума и сердца человека. (О сердце здесь идет речь, разумеется, не в прямом, а в переносном смысле. Сердце в философии -- это метафора, символизирующая глубинный центр духовных сил человека). Их формирование происходит в рамках духовного производства (наука, религия, искусство, устное народное творчество). Эти ценности обретают различные формы существования -- идея, общественный идеал, художественный образ, фантастическое представление, мечта, традиция, ритуал. Духовные ценности существуют как на уровне специализированного ("элитарного"), так и массового сознания (например, суждения в рамках здравого смысла, являющегося как бы "путеводителем" по жизни). Следует иметь в виду, что в сфере Духа тоже существуют антиценности, например, низкопробные произведения искусства и пошлые вкусы, примитивные формы нравственности, реакционные идеи. В конце XX в. широкое распространение получила массовая культура, которая в значительной мере являет собой так называемый "ширпотреб", призванный удовлетворить невзыскательные вкусы потребителей.
Производство духовных ценностей осуществляется как отдельными людьми (например, учеными, идеологами класса), так и всем обществом (язык, фольклор, традиции). В ходе духовного творчества создаются (формируются) нормы, оценки и вкусы, правила поведения и их своды (каноны), общественное мнение и идеалы, знания и системы знаний, художественные и иные образы, цели, отношение человека к окружающему миру.
Особое место в системе духовных ценностей играет идеал. По определению В. И. Даля, идеал -- это "мысленный образец совершенства чего-либо, в каком-либо роде; первообраз, прообраз, началообраз; представитель; образец-мечта". Идеал является мысленной моделью желаемого, искомого мира. Он вырабатывается сознанием человека и несет в себе представления об абсолютно совершенном, выражая стремление человека к изменению мира своего бытия. По словам И. Канта, идеал необходим разуму для того, чтобы измерять степень и недостатки несовершенного в мире, и поэтому он имеет практическое значение. Л. Н. Толстой подчеркивал, что идеал -- это "... путеводная звезда. Без нее нет твердого направления, а нет направления, нет жизни". Идеал являет собой предельную цель в жизни человека, которая энергично устремляет его к полноте собственного бытия и совершенству своей индивидуальности. Без идеала человек не сможет состояться как личность, существо творческое и всегда "незавершенное", ищущее и деятельное. В этом и состоит великая ценность идеала, который придает нашей жизни смысл и стройность, дарит импульсы неиссякаемой творческой энергии.
Следует, однако, иметь в виду, что идеалы отличаются друг от друга -- и не только своим содержанием. Есть истинный идеал, свидетельствующий о высокой духовности и богатстве души человека, чистоте его намерений. (Из истории известно, например, что заканчивая гимназию, 17-летний Маркс сознательно поставил себе задачу "трудиться для человечества", а став со временем глубоким социальным мыслителем, он избрал себе в качестве социального идеала коммунизм как строй грядущего "реального гуманизма"). Но существуют и ложные идеалы ("псевдоидеалы"), которые свидетельствуют о деформациях духовного мира и даже антигуманных ориентациях человека. Классическая русская литература повествует нам о таких идеалах, представленных в образах антигероев, -- Чичикова из "Мертвых душ" Н.В. Гоголя, инженера Гарина из романа А. Н. Толстого "Гиперболоид инженера Гарина".
Истинный идеал возвышает человека и просветляет его, несет в себе конструктивный потенциал. Напротив, ложный идеал ведет к духовной деградации и падению в бездну бездуховности и небытия. Проблема идеала есть, таким образом, проблема выбора человеком своего жизненного пути и творения собственной судьбы, проблема социально-исторического и культурного самоопределения человека в обществе. Человек без высокого идеала не сможет устроить своего полноценного существования, и поэтому его действия будут носить спонтанный и даже непредсказуемый, а нередко и антисоциальный характер. Идеал выступает, следовательно, как необходимое условие самоукрощения человеком самого себя, как средство для придания своему существованию в окружающем мире полноты и осмысленности, а значит -- и счастья.
В философской психологии затрагивается также и вопрос о духовности человека как его высокой ценности. Известно, что в русской философской культуре и художественной литературе ей всегда отдавался приоритет. На Руси особое отношение существовало к святым -- носителям мудрости и жизненного опыта, к подвижникам -- людям, совершавшим благородные и мужественные поступки, нередко с риском для своей жизни, отрекаясь от самого себя. Дух -- это свет и культура, а бездуховность -- это тьма и невежество, торжество воинствующего варварства и зверя в человеке.
В культурно-антропологическом смысле под духовностью понимается высокий уровень развития во внутреннем мире человека так называемой "вертикальной" линии, которая символизирует подъем и восхождение к высокому, высшему. Духовность означает способность человека вести глубоко осмысленный и нравственно безупречный образ жизни, умение размышлять о смысле своей жизни и призвании в мире ("Кто я? Для чего я живу?" и т. п.). Духовность -- это подлинно человеческое в человеке, даже если она и строится на различных мировоззренческих и культурных основаниях (светских или же религиозных). Без нее гаснет творческая искра в человеке, наступает застой и деградация. Духовная жизнь человека предполагает осмысление и определение им своих идеалов и иных ценностей, размышление над собственным жизненным опытом и переживание его, раздумья о жизненном пути и судьбе. Проблема духовности -- это проблема выхода человека за рамки достигнутого, проблема восхождения к высоким идеалам-ценностям -- к Истине, Добру и Красоте. Это также и проблема универсализма (всесторонности) развития человека, ведь в нем все должно быть прекрасно, как заметил однажды русский писатель А.П. Чехов. Становление и развитие духовного начала в человеке означает также его движение по пути определения им собственного смысла жизни (чем, как и во имя чего жить?).
Весьма важную роль в формировании духовности человека призвана играть философия как особого рода знание -- знание о человеке и смысле его бытия в мире. Знакомство с ней помогает человеку выйти за рамки своих обыденных представлений и сформировать ценностные ориентиры -- о Добре и Зле, о прекрасном и безобразном, высоком и низменном. Философия помогает осознать феномен самого человека, постичь его ценность как уникального феномена Космоса и тем самым встать на почву гуманизма, осмыслить общечеловеческие ценности. Конечно же, философия стимулирует интерес и к смысло-жизненной проблематике, к определению человеком своего жизненного пути. ("Кто бы подсказал вовремя, где они, пути наши?!", -- заметил в связи с этим русский писатель XX в. В. Г. Распутин). Раскрывая ценностное значение философского знания, русский религиозный философ В. С. Соловьев писал: "... На вопрос: что делает философия? -- мы имеем право ответить: она делает человека вполне человеком". Французский философ XVII в. Р. Декарт подчеркивал, что "... философия (поскольку она распространяется на все доступное для человеческого познания) одна только отличает нас от дикарей и варваров...". В наше время, когда на повестку дня встал насущный вопрос о выживании человечества, философия обращает особое внимание на ценность Жизни как таковой и необходимость ее сохранения на Земле.
Знакомство с аксиологической проблематикой помогает также лучше представить себе социально-культурную сущность воспитания человека. С точки зрения психологии, воспитание являет собой формирование системы ценностей и ориентации личности, развитие у нее ценностного сознания и способности к оценке. Главное -- это помочь человеку сформировать ценностное отношение к окружающему миру, научить его самостоятельно различать Добро и Зло, прекрасное и безобразное, справедливое и несправедливое, светлое и темное в жизни, и на этой основе определять свои ценностные ориентации. Воспитанность - это ведь умение самостоятельно управлять своим поведением, правильно строить свои отношения с другими людьми, с обществом и природной средой. В противном случае свобода индивида будет неминуемо вырождаться в его произвол, в насилие над себе подобными. Воспитанность -- это, стало быть, осознание смысла своей жизни как ценности, ее переживание и осмысление. Воспитание, таким образом, есть приобщение к миру человеческих ценностей и присвоение их для себя, для своего собственного становления в качестве человека. Говоря языком психологии, воспитание -- это формирование ценностной культуры. По словам Б.П. Вышеславцева. подлинная личность должна являть собой "высшее единство познающего, оценивающего и действующего субъекта".
В нашей стране всегда высоко оценивались такие явления, как совесть, коллективизм и солидарность, справедливость, милосердие, дружба и взаимовыручка ("Не имей сто рублей, а имей сто друзей", "Сам погибай, а товарища выручай!", "Один за всех, и все за одного" и т. п.). На Руси всегда высоко в цене были такие явления, как совесть, нравственное отношение к труду ("Без труда не вытащишь и рыбки из пруда" и т. п.), знания человека ("По одежке встречают, а по уму провожают"). Русского человека отличали патриотизм, способность жертвовать собой во имя своей Родины и государства. Конечно, в современном российском обществе в связи с реформами происходит весьма глубокая переоценка ценностей, формирование новых типов общественного сознания, имеет место поиск новых ориентиров и идеалов, моделей жизни. Но все это ни в коей мере не должно вести к забвению тех высоких ценностей, которые сформировались в русской культуре на протяжении многих веков и в которых современный человек должен находить истоки своего духовного становления и развития.
Конец XX в. остро поставил вопрос об общих, общечеловеческих ценностях. Все более ощущаемая угроза гибели человечества в связи с глобальными проблемами (экологическая, энерго-сырьевая и другие) требует по-иному посмотреть на современный мир, место и роль человека в нем. В наше время особое значение приобретают такие ценности, как ненасилие в международных делах, гармония во взаимоотношениях с природой, партнерство государств в решении региональных и глобальных проблем. Ненасильственный, безопасный и справедливый мир -- вот каким, в идеале, должно стать мировое сообщество, но это невозможно без опоры на общечеловеческие ценности. В наш ядерный и конфликтный век особый смысл обретают слова Л.Н. Толстого: "Жизнь, какая бы ни была, есть благо, выше которого нет никакого". В 1955г. в Манифесте известных ученых Б. Рассела и А. Эйнштейна прозвучало: "... Мы должны научиться мыслить по-новому. Мы обращаемся как люди к людям: помните о том, что вы принадлежите к роду человеческому, и забудьте обо всем остальном. Если вы сможете сделать это, перед вами открыт путь в новый рай, если вы этого не сделаете, перед вами -- опасность всеобщей гибели".
ЗаключениеИтак, в психологии рассматривается ценностное отношение человека к окружающему миру, включая и общественную жизнь. В рамках этого отношения выявляется социокультурное значение мира для человека, происходит переживание и осмысление предметов, процессов и явлений мироздания. Ценность мира раскрывается только в рамках духовно-практического "соприкосновения " человека с ним, т. е. многогранной деятельности. Ведя речь о ценностях, психология отвечает на вопросы о том, что человеку дорого и к чему он должен быть устремлен в своей жизни. Литература1. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производствен потребление. -- М., 1988. 2. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. -- М., 2002. 3. Немов Р.С. Психология. - М., 2007.4. Огородников В.П. Цель, смысл и свобода в жизни человека. -- СПб., 2005. 5. Столович Л.Н. Природа эстетической ценности. -- М., 1972. 6. Толстой Л.Н. Путь жизни. -- М., 2003. 7. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. -- Л., I990.