Ценностные ориентации - не просто одно из важнейших проявлений массового сознания. Это его ключевой компонент, по состоянию и направленности развития которого можно с высокой степенью уверенности судить о качественных характеристиках сознания масс.
Ценности и ценностные ориентации чело-века всегда являлись одним из наиболее важных объектов ис-следования философии, этики, социологии и психологии на всех этапах их становления и развития как отдельных отраслей зна-ния. Г. П. Выжлецов, описывая онтологический, гносеологичес-кий и собственно аксиологический этапы развития философии, выделяет для каждого из них основные анализируемые ценнос-ти и идеалы - благо, счастье и духовную свободу [3, с.63-65]. Не только наука, - каждая историческая эпоха отмечена значимыми ценностными ориентациями. В изменяющемся мире мировоззрение человека не может быть статичным: появляются новые приоритеты, применяется иерархия ценностей.
Социально-экономические преобразования в России проходят сложно. Настоящее время характеризуется нестабильностью социальной ситуации. В качестве одного из отрицательных последствий периода экономических реформ нередко называется качественное изменение системы общественных и личностных ценностей. Так ли это на самом деле? Действительно ли глубока трансформация системы ценности личности и общества в период его социально-экономических преобразований? В настоящее время процесс формирования и развития российских современных руководителей все более привлекает к себе внимание исследователей, ибо здесь сегодня сосредоточена масса нерешенных проблем для общества. Становление класса современных руководителей связано с появлением социальной группы людей, ориентированных на инициативную деятельность, направленную на изменение экономической ситуации, способных идти на риск, нести ответственность за результаты и последствия своей деятельности. Это группа, инновационная сама по себе, с определенной системой ценностей и мотиваций. Образ, “социальный портрет” современных руководителей, регулярно подаваемый средствами массовой информации и входящий в нашу жизнь, необычайно противоречив, иногда надуман, а порой и вовсе не соответствует действительности. Изучение ценностной ориентаций этой группы, образа современного руководителя представляет значительный практический и теоретический интерес, так как позволяет выяснить основные ценности и настроения, социальное самочувствие современных руководителей в современной России.
Проблема исследования ценностных ориентацией у современных руководителей остается актуальной. Во-первых, нет единого подхода к трактовке понятия ценностных ориентаций; во-вторых, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей, что особенно ярко выражено у современных руководителей. Особую остроту сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современных руководителей. Неизбежная в условии ломки сложившихся устоев переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы. Актуальность изучения ценностных ориентаций современных руководителей обусловлена появлением целого ряда работ, посвященных разным аспектам этой проблемы (И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова, Н.А. Кирилова, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, А.В. Мудрик, А.С. Шаров и другие).
В социально-психологических исследованиях изучается структура и динамика ценностных ориентаций личности, роль ценностных ориентаций в механизме социальной регуляции поведения, взаимосвязи ценностных ориентаций с индивидуально-типическими и характерологическими особенностями личности, с профессиональной направленностью.
Мыслитель и экономист XIX в. К. Маркс говорил: «что основной задачей для создания нового общества является воспитание людей». Ценностные ориентации образуют высший (как правило, осознаваемый - в отличие от социальных установок) уровень иерархии предрасположенностей к определенному восприятию условий жизнедеятельности, их оценке и поведению как в актуальной (здесь и теперь), так и долгосрочной (прежде всего) перспективе. Ценностные ориентации наиболее четко эксплицируются в ситуациях, требующих ответственных решений, влекущих за собой значимые последствия и предопределяющих последующую жизнь индивида. Ценностные ориентации обеспечивают целостность и устойчивость личности, определяют структуры сознания и программы и стратегии деятельности, контролируют и организуют мотивационную сферу, инструментальные ориентации на конкретные объекты и (или) виды деятельности и общения как средство достижения целей.
На этапе становления рыночной экономики, создания нового общества, его развитие должно быть здоровым, что возможно только с грамотным, высокоорганизованным руководящим персоналом.
Важно учитывать при назначении на руководящую вакансию тот комплекс психологических феноменов, который определяет успешность руководства, формирование устойчивой профессиональной направленности каждого руководителя, что в свою очередь зависит от системы ценностных ориентаций.
Цель нашего исследования - выявить особенности ценностных ориентаций современных руководителей.
Объектисследования - современные руководители.
Предмет исследовании - ценностные ориентации современных руководителей.
Гипотеза исследования:
В иерархии ценностей современных руководителей доминируют отдельные ценности (группы ценностей), имеющие индивидуальную направленность.
Единая система ценностей и морально-этических норм у современных руководителей не сформирована.
Задачи:
Проанализировать психологическую и методическую литературу по проблеме ценностных ориентаций.
Изучить ценностные ориентации современных руководителей.
Провести исследование ценностных ориентаций.
Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Теоретической базой работы явились основополагающие исследования по изучению ценностных ориентаций (Д.Н.Узнадзе, М. Рокич, А.Г. Асмолов, Ф. Б.Березин, Д.А. Леонтьев), состава и структуры ценностных ориентаций личности (Д.А. Леонтьев, В.Краус, А.И. Яценко, В.В. Гаврилюк и Н.А. Трикоз, Т.А. Махрабян), динамики ценностных ориентаций (Д. Б. Эльконин, В. В. Собольников, Л. И. Анцыферова), проблем духовных ценностей (А.С.Панарин, И.Н.Ионов, Т.Гоббс), типов индивидуальной иерархии ценностей современных руководителей (К. Рихтер, В.Я. Цветов и В.В. Овчинников, С. Агафонов, А. А Радугин, К. А Радугин.) и т.д.
Наиболее важным для понимания особенностей ценностных ориентаций современных руководителей явились исследования, проведенные И.С. Артюховой, Е.К. Киприяновой, Н.А. Кириловой, В.М. Кузнецовым, И.С. Коном, А.В. Мудрик, А.С. Шаровым.
Методическая база исследования.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач использовались:
- Теоретические методы - анализ литературных источников по проблемам ценностных ориентаций, в том числе работ Д. А. Леонтьева, Л. М. Смирнова, О. А. Тихомандрицкой и Е. М. Дубовской, И. Г. Сенина, В. Г. Морогина, анализ состава, структуры и формы существования ценностей, анализ динамики ценностных ориентаций и их роли в профессиональной деятельности современных руководителей.
- Практические методы.
Для исследования индивидуальной иерархии ценностных ориентации нами была использована методика М. Рокича, модифицированная Д. А. Леонтьевым [38]. Посколь-ку в центре отдельных компонентов системы ценностных ориен-тации находятся, прежде всего, те или иные терминальные цен-ности, в качестве основания для группировки испытуемых использовались выставленные ими ранги значимости 18 терми-нальных ценностей (т. е. ценностей-целей) теста М. Рокича. Для экспериментального выделения личностных типов на этой осно-ве нами был выбран метод факторного анализа, позволяющий сгруппировать исследуемых на основе единой меры, охватываю-щей одновременно ряд параметров. Система лич-ностных смыслов исследовалась с использованием теста смысложизненных ориентации (СЖО), созданного Д. А. Леонтьевым на основе теста Дж. Крамбо и Л. Махолика [39]. Основные характеристики мотивационно-потребностной сферы изучались с использованием компью-теризированных версий теста мотивации достижений Т. А. Мехрабяна, модифицированного М. Ш. Магомед-Эминовым, и опросника потребности в достижениях Ю. М. Орлова. Харак-терологические особенности исследовались с использовани-ем формы «А» 16-факторного опросника Р. Кеттелла. Все методики апробированы и валидны.
Базой для проведения исследования стали:
I. «ООО Константа».
II. «ОАО ш.Воргашорская».
III. Воркутинский центр занятости населения.
IV. Администрация пос. Воргашор.
Надежность и достоверность полученных результатов обеспечивались научной основательностью методологических и теоретических позиций, совокупность методов, адекватных целям, задачам и гипотезе исследования, применением методов статистической обработки данных: факторного анализа.
Практическая значимость работы.
Работа представляет практическую значимость, прежде всего, для руководителей разного уровня, для менеджеров по персоналу, в целях набора высококвалифицированной (производительной) команды, способной решать задачи любой сложности. Исследование позволяет выявить ценности и проследить изменения, которые в данный момент присутствуют в организации, что в свою очередь даст возможность эффективно управлять изменениями. Типичные проблемы действительности: нехватка временных ресурсов, повышающаяся сложность рабочих процессов, глобализация со всеми вытекающими последствиями, вынуждают предприятие быстрее реагировать на изменившиеся условия. Для этого необходимы планы и мотивация сотрудников. В результате во многих компаниях возникают довольно сложные производственные циклы: изменившиеся условия вынуждают компанию изменяться, что в свою очередь вызывает необходимость разработки плана и дополнительной мотивации, а также активации лидеров. Становится очевидным, что сотрудники являются решающим фактором в успешной реализации инновационных проектов, причем, на всех уровнях иерархии компании.
Структура дипломной работы отражает логику исследования и его результаты. Работа состоит из: -введения, трех глав, заключения (всего - 80 страниц), библиографического списка. (79 наименований)
Как самостоятельная научная проблема, вопрос о ценностных ориентациях стал обсуждаться в психологии давно. Неоднократно учёные и мыслители обращались к понятию ценностных ориентаций. За это время появилось много различных точек зрения на сущность ценностных ориентаций, от чисто биологических, до социально-экономических и философских.
Истоки концепции ценностных ориентаций усматривают в работах У. Томаса и Знанецкого (Znanieski, 1882-1958) , которые впервые категориально употребили сам термин «ценностные ориентации», иную интерпретацию понятию attitude (отношение): как переживание личностью значимости какого-либо явления. Произошло это в 1918 г. Знанецким в соавторстве с У. Томасом была издана работа “Польский крестьянин в Европе и Америке”. Он полагал, что вводимое им понятие может стать центральным для новой дисциплины - социальной психологии, которую он рассматривал как науку о том, как культурные основания проявляются в сознании человека.
В качестве теоретического основания концепции ценностных ориентаций называют также учение М. Вебера о ценностно-рациональном действии.
В качестве разработки проблематики ценностных ориентаций могут быть рассмотрены работы Д.Н.Узнадзе по фиксированным социальным установкам.
Наиболее богатым и методически обоснованным направлением исследований ценностных представлений можно считать исследования, проводившиеся в конце 60-х - 70-е годы в США М. Рокичем, а также в других странах на основе разработанного им метода прямого ранжирования ценностей.
В отечественной социологии большой вклад в изучение ценностных ориентаций внесли: А.В. Мудрик, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова, Н.А. Кирилова, А.С. Шаров и другие.
Так, рассматривая ценностные ориентации, выдающийся советский психолог А.Н. Леонтьев отмечал: "это ведущий мотив - цель возвышается до истинно человеческого и не обосабливает человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, их благом... такие жизненные мотивы способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл жизни". [7, с.117]. Проблема принятия личностью ценностей различных социальных групп также активно разрабаты-валась в работах ряда других авторов, среди которых можно выделить прежде всего исследования В. Я. Ядова, И. С. Кона, Н. И. Лапина, С. Г. Климовой, В. П. Вардомацкого и др.
Собственно в психологии проблема ценностей личности и общества с самого начала заняла важное место, став предме-том «высшей» (в терминологии В. Вундта) ее области. По сло-вам В. Дильтея, главным предметом анализа «описательной» или «понимающей» психологии является «душевная жизненная связь», включающая «как основные отношения наших представлений, так и постоянные определения ценностей, навыки нашей воли и гос-подствующие целевые идеи» и содержащая, таким образом, «правила, которым, хотя мы часто это и не сознаем, наши действия подчиняются» [30, с.336]. Содержанием душевной жизни, по В. Дильтею, являются эмоции, чувства, представляющие собой личностное выражение ценности: «для нас имеет ценность лишь пережитое в чувствах... ценность не отделима от чувства» [там же, с.344].
Критикуя это положение, Э. Шпрангер подчеркивает, что содержание человеческой души не может быть сведено к субъек-тивным ценностям, определяемым как таковые посредством эмо-циональной регуляции. По его словам, душа человека отражает и объективные ценности, возникшие в истори-ческой жизни, которые по своему смыслу и значению выходят за пределы индивидуальной жизни, мы называем духом, духовной жизнью или объективной культурой» [78, с.355-356]. Ценностная сфера личности, таким образом, в психологии духа имеет двой-ственный характер, включая как субъективные оценки, так и суще-ствующие в общественном сознании нормы и представления.
В австрийской психологической школе (А. Мейнонг, X. Эренфельс, И. Крейбиг) ценности понимаются как исключительно субъективный феномен. По X. Эренфельсу, ценность объекта определяется его желаемостью, которая, в свою очередь, опре-деляется возможностью получения удовольствия. Иерархия ценностей, таким образом, выстраивается исходя из способнос-ти объектов приносить удовольствие либо неудовольствие. А. Мейнонг сводит понятие ценности к возможности пережива-ния некоего субъективного «чувства ценности». По его словам, ценность приписывается какому-либо предмету постольку, по-скольку есть «кто-нибудь, для кого ценность есть ценность» [цит. по 42, с.252]. В этом же смысле им используется понятие «лич-ные ценности», т. е. ценности «для кого-нибудь».
Для большинства теорий, которые можно отнести к «биоло-гическому», или «естественнонаучному этажу» психологии, цен-ности не являются научными, т. е. эмпирически верифицируе-мыми категориями. Наиболее ярко, по нашему мнению, это формулируется в теории К. Левина, который сознательно исклю-чает ценностные суждения из системы научных психологических понятий. Он справедливо подчеркивает, что «психология выхо-дит за пределы классификации только по ценностному основа-нию» [35, с.49]. Однако, отстаивая применительно к психологии принцип объективности в том же смысле, что и М. Вебер, выдви-нувший в социологии тезис «ценностной нейтральности», К. Левин переносит критическое отношение к оценочным суждениям на ценностные представления в целом. Главное преимущество так называемого «галилеевского», эмпирического способа мыш-ления перед спекулятивным «аристотелевским» видится ему в том, что в нем не прослеживается «никаких ценностных концеп-ций» [35, с.63].
В бихевиоризме ценности также оказываются полностью исключенными из сферы научного изучения человеческой при-роды. По словам Б. Скиннера, «ценностные суждения лишь там выходят на верный след, где этот след оставила наука. А когда мы научимся планировать и измерять мелкие социальные взаи-модействия и другие явления культуры с такой же точностью, какой мы располагаем в физической технологии, то вопрос о ценностях отпадет сам собой» [цит. по 69, с.49]. Для бихевиористов «этика, мораль и ценности - не более чем результат ассоциативного научения» [28, с.339]. Поведение человека в клас-сическом бихевиоризме сводится к совокупности реакций, вы-раженность которых определяется силой подкрепления на сти-мулы внешней среды. Однако уже Э. Толмен для характеристики силы и направленности реакций человека использует понятие ценности, которую он определяет как привлекательность целе-вого объекта, наряду с потребностью, определяющей нужность цели [72, с.207]. Дж. Роттер в своей теории социального научения использует термин «ценность подкрепления», понимаемую им как степень, с которой человек при равной вероятности получения предпочитает одно подкрепление другому. Наряду с «ценностью подкрепления» поведение человека определяется и «ценностью потребности», представляющей собой среднюю ценность набора подкреплений, относящихся к основным категориям потребнос-тей. Ожидаемая ценность подкрепления зависит от субъективной оценки внешней социальной ситуации [74, с.412 - 425].
Классический психоанализ 3. Фрейда концентрирует внима-ние на внутренних биологических факторах развития личности. Как пишут Дж. Фейдимен и Р. Фрейгер, «все мышление Фрейда покоится на предпосылке, что тело - единственный источник ду-шевного опыта. Он предполагал, что придет время, когда все ду-шевные феномены смогут быть объяснены прямыми ссылками на физиологию мозга» [64, с.75]. В основу поведения человека пси-хоанализ ставит неосознаваемые инстинктивные влечения Ид, которые служат импульсом к удовлетворению биологических потребностей в соответствии с принципом удовольствия. По словам Фрейда, «естественно, Ид не знает ценностей, добра и зла, морали» [68, с.336]. Однако, вопреки распространенному мне-нию, теория 3. Фрейда все-таки подразумевает определенную ценностно-нормативную регуляцию поведения человека. «Супер-эго» Фрейда представляет собой, по существу, хранилище как бессознательных, так и социально обусловленных моральных ус-тановлений, этических ценностей и норм поведения, которые слу-жат своего рода судьей или цензором деятельности и мыслей Эго, устанавливая для него определенные границы. Фрейд в своих работах указывает на три функции Суперэго: совесть, самонаб-людение и формирование идеалов. По его мнению, задачей со-вести является ограничение, запрещение сознательной деятель-ности; задачей самонаблюдения - оценка деятельности независимо от побуждений и потребностей Ид и Эго. Формиро-вание идеалов связано с развитием самого Суперэго, обуслов-ленного социальными факторами. По словам Фрейда, «Суперэго ребенка в действительности конструируется ... по модели Супе-рэго его родителей: оно наполнено тем же содержанием и ста-новится носителем традиции и переживающих время суждений ценности, которые передаются, таким образом, от поколения к поколению» [цит. по 68, с.22].
В отечественной психологии, созвучной по многим позициям западной гуманистической традиции и, можно сказать, во многом ее опередившей, аналогичные подходы к пониманию ценностей рассматриваются в различных аспектах изучения свойств лично-сти. По словам Б. Ф. Ломова, несмотря на различие трактовок понятия «личность», во всех отечественных подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность. Направлен-ность, по-разному раскрываемая в работах С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, Д. Н. Узнадзе, Л. И. Божович и других классиков отечественной психологии, выступает как си-стемообразующее свойство личности, определяющее весь ее пси-хический склад. Б. Ф. Ломов определяет направленность как «от-ношение того, что личность получает и берет от общества (имеются в виду и материальные, и духовные ценности), к тому, что она ему дает, вносит в его развитие» [41, с.37]. Таким обра-зом, в направленности выражаются субъективные ценностные отношения личности к различным сторонам действительности. Подчеркивая психологический характер ценностей как объекта направленности личности, В. П. Тугаринов использует понятие «ценностные ориентации», определяемые им как направленность личности на те или иные ценности [62].
Как замечает В. Н. Мясищев, сам термин «направленность» является очень общим, векторным и «характеристика личности направленностью не только односторонняя и бедная, но она мало подходит для понимания большинства людей, поведение кото-рых определяется внешними моментами» [49, с.101]. Обществен-ные условия формируют личность как систему отношений. Со-держанием личности, по В. Н. Мясищеву, является совокупность отношений к предметному содержанию опыта человека и свя-занная с этим система ценностей [там же, с.159]. Личность пред-ставляет собой иерархическую динамическую систему субъек-тивных отношений, формирующуюся в процессе развития, воспитания и самовоспитания. «Доминирующее отношение», со-ответствующее у В. Н. Мясищева собственно направленности личности, связано с решением ею вопроса о смысле собствен-ной жизни.
По мнению К. К. Платонова, «отношение более правильно рассматривать не как свойство личности, а как атрибут сознания, наряду с переживанием и познанием, определяющими различ-ные проявления его активности» [52, с.126]. Проявления активно-сти человека определяются его убеждениями, которые в струк-туре личности К.К. Платонова наряду с мировоззрением, интересами, идеалами, моральными качествами и потребностями объединя-ются в подструктуру «направленность и отношения личности». Направленность личности, занимая наиболее высокое положе-ние в личностной иерархии, носит социально обусловленный характер и формируется в процессе воспитания.
Анализ социальной опосредованности личностных отноше-ний занимает важное место в отечественной психологии, посколь-ку личность не может рассматриваться в отрыве от социальной среды, общества. Еще Л. С. Выготский ввел в психологию поня-тие «социальная ситуация развития». Развитие личности, по Л. С. Выготскому, обусловлено освоением индивидом ценностей культуры, которое опосредовано процессом общения. По его словам, значения и смыслы, зарождаясь в отношениях между людьми, в частности, в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, затем посредством интериоризации «вращиваются» в сознание человека [25]. С. Л. Рубинштейн также пишет, что ценности «производны от соотношения мира и человека, выра-жая то, что в мире, включая и то, что создает человек в процессе истории, значимо для человека» [54, с.369]. По мнению Б. Г. Ананьева, исходным моментом индивидуальных характеристик человека как личности является его статус в обществе, равно как и статус общности, в которой складывалась и формирова-лась данная личность. На основе социального статуса личности формируются системы ее социальных ролей и ценностных ори-ентации. Статус, роли и ценностные ориентации, по словам Б. Г. Ананьева, образуя первичный класс личностных свойств, определяют особенности структуры и мотивации поведения и, во взаимодействии с ними, характер и склонности человека [6, с.210].
Изучение роли общественно-социальных отношений в фор-мировании личности применительно к ее ценностным ориентациям было продолжено в работах Б. Д. Парыгина, Г. М. Андреевой, А. И. Донцова, Л. И. Анцыферовой, В. С. Мухиной, А. А. Бодалева, Г. Г. Дилигенского, В. Г. Алексеевой и многих других исследова-телей. С точки зрения Л. И. Анцыферовой, направленность лич-ности на определенные ценности - ценностные ориентации - формирует общество. Именно общество предъявляет опреде-ленную систему ценностей, которые человек «чутко улавливает» в процессе постоянного «обследования границ и содержания норм» и формирования их собственных, индивидуально-личност-ных эквивалентов [9]. В. Г. Алексеева формулирует общеприня-тое определение ценностных ориентации, как форму включения общественных ценностей в механизм деятельности и поведения личности, как ступень перехода ценностей общества в деятель-ность субъекта [4, с.64].
Необходимо подчеркнуть, что социально-психологический подход к определению ценностей заключается не в рассмотре-нии ценностной системы общества как внешней по отношению к человеку совокупности норм и правил, а в анализе социально обусловленного характера принятия ценностей личностью. Так, С. Л. Рубинштейн видел задачу психологии в том, чтобы «пре-одолеть отчуждение ценностей от человека» [цит. по 1, с.211]. В данном контексте как основное средство принятия личностью ценностей общества может рассматриваться понятие «деятель-ность», занимающее ключевое место в теории А. Н. Леонтьева. По его словам, реальным базисом личности человека выступает совокупность общественных по своей природе отношений к миру, которые реализуются его деятельностью [36]. Становление личности заключается в закономерной перестройке системы отношений и иерархии смыслообразующих мотивов в процессе общения и деятельности, в становлении, тем самым, «связной системы личностных смыслов». Основываясь на концепции А. Н. Леонтьева, В. Ф. Сержантов делает вывод, что всякая цен-ность характеризуется двумя свойствами - значением и лично-стным смыслом. Значение ценности представляет собой сово-купность общественно значимых свойств, функций предмета или идей, которые делают их ценностями в обществе, а личностный смысл ценностей определяется самим человеком [56].
Как пишет Д. Н. Узнадзе, человек реагирует на воздействия внешней действительности в большинстве случаев «лишь после того, как он преломил их в своем сознании, лишь после того, как он осмыслил их» [63, с.87-88]. Осмысление, «объективация» явле-ний внешнего мира в процессе индивидуального опыта, приво-дит, по словам Д. Н. Узнадзе, к постоянному расширению облас-ти установок человека. Аналогичная роль смысловых образований в формировании собственно ценностей личности раскрывается в работах Ф. Е. Василюка, Б. С. Братуся, Б. В. Зейгарник, А. Г. Асмолова, В. Э. Чудновского, В. И. Слободчикова, Д. А. Леон-тьева, других отечественных авторов.
Говоря об осознанности, «отрефлексированности» наиболее общих смысловых образований, Б. С. Братусь использует для их обозначения понятие «личностные ценности» [20, с.89-90]. В со-временных отечественных исследованиях, в частности, в работах Б. С. Братуся, Г. Е. Залесского, Е. И. Головахи, Г. Л. Будинайте и Т. В. Корниловой, Н. И. Непомнящей, С. С. Бубновой и др., лично-стные ценности рассматриваются как сложная иерархическая система, которая занимает место на пересечении мотивационно-потребностной сферы личности и мировоззренческих структур сознания, выполняя функции регулятора активности человека.
Таким образом, теоретические концепции второй полови-ны XX века и, прежде всего, отечественная традиция раскрыва-ют психологическую природу ценностей через введение прак-тически тождественных понятий «ценностные ориентации личности» и «личностные ценности», которые различаются, по существу, лишь отнесением ценностей скорее к мотивационной либо смысловой сферам. Ценностные образования, рас-сматриваемые как важнейший функциональный компонент структуры личности, становятся, тем самым, предметом анали-за общей психологии.
У нас в стране незадолго до выхода в свет основных монографий М. Рокича по проблеме ценностей была создана исследовательская группа по изучению ценностных ориентации. Методика М. Рокича уже в 70-е гг. адаптирована А. Гоштаутасом, А. А. Семеновым и В А. Ядовым в ИСЭП АН СССР. В процессе адаптации список терминальных ценностей был существенно изменен - отчасти по культурным, отчасти по политическим причинам. Популярности этой методики способствовало и то, что исследование Г. И. Саганенко, сравнивавшей различные стандартизированные методы изучения ценностей, показало, что по надежности и устойчивости прямое ранжирование списков превосходит все варианты оценочного шкалирования каждой из ценностей и уступает только методу парного сравнения, который технически приемлем лишь для очень небольших списков ценностей. В другом методическом исследовании, были выявлены ощутимые недостатки "закрытых" списков (велика доля случайных ответов, подсказанных списком и не выражающих собственных ценностей опрашиваемых). Однако использование "открытых" вопросов имеет не меньше недостатков: ответы относятся и к личным ценностям (любовь), и к абстрактным (мир), и к материальным запросам (квартира). Кроме того, здесь гораздо сильнее влияние таких ситуативных факторов, как, например, пол интервьюера. Таким образом, хотя метод прямого ранжирования методически несовершенен, он не уступает другим методам, реально использующимся при изучении ценностных представлений. Получила известность и диспозиционная концепция личности В. А. Ядова, в которой понятие ценностных ориентации заняло одно из центральных мест. Именно в понятиях ценностных ориентации интерпретировались результаты по методике Рокича при проведении отечественных исследований, в том числе и нами.
Так что же такое ценностные ориентации? На этот вопрос нам поможет ответить Энциклопедический словарь [47].
«ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ» - элементы внутренней (диспозиционной) структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое (существенное для данного человека) от незначимого (несущественного) через (не) принятие личностью определенных ценностей, осознаваемых в качестве рамки (горизонта) предельных смыслов и основополагающих целей жизни, а также определяющие приемлемые средства их реализации. В диспозиционной структуре личности. Таким образом, ценностные ориентации - это прежде всего предпочтения или отвержения определенных смыслов как жизне организующих начал и (не) готовность вести себя в соответствии в ними. В этом отношении содержание, вкладываемое в понятие " ценностных ориентаций", соответствует изначальному значению слова "ориентация" (лат. oriens, orientis - восток) как имеющему значение определения своего положения в пространстве прежде всего по отношению к востоку - доминантно означенной точке восхода Солнца, но переносимом в пространство смысловое, а через него - и в социальное. Ценностные ориентации, следовательно, задают: общую направленность интересам и устремлениям личности; иерархию индивидуальных предпочтений и образцов; целевую и мотивационную программы; уровень притязаний и престижных предпочтений; представления о должном и механизмы селекции по критериям значимости; меру готовности и решимости (через волевые компоненты) к реализации собственного "проекта" жизни. Ценностные ориентации проявляются и раскрываются через оценки, которые человек дает себе, другим, обстоятельствам и т.д., через его умение структурировать жизненные ситуации, принимать решения в проблемных и выходить из конфликтных ситуаций, через избираемые линии поведения в экзистенциально и морально окрашенных ситуациях, через умение задавать и изменять доминанты собственной жизнедеятельности. Личностные кризисы (часто дополнительно провоцируемые кризисами социальными) вызывают, как правило, необходимость в подтверждении или переосмысливании систем ценностных ориентаций преодоления возникающих в них противоречий, т.к. связаны со сменой векторов активности, пересамоидентификацией и рефлексией меры самореализации, обнажением смысловых оснований жизни. В этих случаях успешность разрешения кризисов и минимизация потерь во многом зависят от степени отрефлексированности, динамизма и открытости ценностных ориентаций. Непротиворечивость и цельность систем ценностных ориентаций может рассматриваться как показатель устойчивости и автономности личности. Соответственно их противоречивость и "разорванность" - может рассматриваться как свидетельство незрелости и маргинальности личности, что фиксируется через неспособность человека вынести оценку и принять решение (или, наоборот, готовности действовать по раз и навсегда установленному стереотипу), с одной стороны, и расхождение вербального и невербального поведения - с другой. Проблематика ценностных ориентаций требует своего существенного переосмысления в условиях современных динамичных социальных систем, предполагающих одновременное самоопределение человека в разных локусах культурного пространства, подчиняющихся разным культурным нормам и задаваемых, соответственно, разными ценностями, далеко не всегда согласующимися между собой. Таким образом, ключ к пониманию ценностных ориентаций следует искать не в субъект-объектных, а в интерсубъективных отношениях людей [47].
1.2Формысуществованияценностей
Необходимо отметить, что "ценность" как категория и междисциплинарное понятие ха-рактеризуется множественностью (хотя и не безграничной) аспектов и форм существова-ния. Д.А.Леонтьев различает следующие фор-мы существования ценностей:
1. Общественные идеалы.
2. Предметно воплощенные ценности.
3. Личностные ценности.
В первой своей ипостаси ценности отно-сятся к категории "социальных представле-ний", являясь неотъемлемой частью объектив-ного уклада общественного бытия конкретно-го социума и отражая опыт его жизнедеятель-ности. Здесь, однако, следует различать цен-ности социума и идеалы, формулируемые в виде "идеологических конструкций". Для со-циума значимыми могут быть либо общече-ловеческие "вечные" ценности (истина, красо-та, справедливость), либо конкретно-истори-ческие ценности больших социальных групп (равенство, демократия, державность), или ценности малых референтных групп (успех, бо-гатство, мастерство, самосовершенствование) и т.д. В.Краус в работе "Нигилизм и идеалы" пишет: "Только "ценность", а именно в значе-нии чего-то, что хотели бы иметь все, делает идею идеалом" [77].
Общественные идеалы или так называе-мые социальные ценностные представления не могут быть познаны непосредственно. "Более прямым и адекватным выражением ценност-ных идеалов, - указывает Д.А.Леонтьев, - слу-жат их зафиксированные в культуре предмет-ные воплощения"[36,с.23]. Воплощением цен-ностных идеалов может выступать либо сам процесс деятельности, либо ее продукт (дея-тельность). Совокупностью же таких продук-тов и является материальная и духовная куль-тура человечества, реализованная, воплощен-ная ценность, а не сама ценность, как таковая или "факт + ценность". Культура есть не "су-щее + должное", а такое "сущее, которое та-ково, каким оно должно быть". Та-ким образом, предметы материальной и духовной культуры, воплощающие общественные ценностные идеалы, сами по себе ценностью не являются. Их "ценностная предметность" - системное качество, проявляющееся в про-цессе функционирования предмета в системе общественных отношений.
Личностные ценности представляют со-бой внутренний мир личности. Формируясь, как и потребности, в индивидуальном опыте субъекта, личностные ценности отражают, однако, не столько динамические аспекты са-мого индивидуального опыта, сколько аспек-ты социального и общечеловеческого опыта, присваиваемого индивидом. Личностные ценности, как и ценности социальные суще-ствуют в форме идеалов, т.е. "моделей долж-ного". А.И. Яценко характеризует идеал как "мысленный образец совершенства", "норму, к которой следует стремиться как к конечной цели деятельности". К. Клакхон от-мечает, что "ценность является характерис-тикой не любого желания или предпочитае-мого объекта или способа поведения, а тако-го, который является желательным, то есть желание или предпочтение которого обосно-вано с точки зрения определенных стандар-тов или критериев - личных или общественных". При этом критерии желатель-ности желаемого определяются его совмести-мостью с целями и направленностью разви-тия как личности, так и социальных групп и социокультурных систем. Для К. Клакхона функциональная роль ценностей связана с самим фактом жизни человека в обществе. Необходимость существования ценностей он объясняет следующим образом: "...Без них жизнь общества была бы невозможна; функ-ционирование социальной системы не могло бы сохранять направленность на достижение групповых целей; индивиды не могли бы по-лучить от других то, что им нужно в плане личных и эмоциональных отношений; они бы также не чувствовали в себе необходимую меру порядка и общности целей"[36, с.136].
Таким образом, известны три формы суще-ствования ценностей: социальные идеалы, пред-метно воплощенные ценности и личностные идеалы. В этот ряд не включают ценностные ориентации сознания, не рассматривая их как форму бытия ценностей, поскольку, если лич-ностная ценность индивида - значимая цен-ность одной из социальных общностей или групп, с которой он себя отождествляет и цен-ность, предметно воплощённая в продукте его деятельности связаны между собой "необходи-мо и однозначно", то ценностные ориентации его сознания связаны с ними "не необходимы-ми и неоднозначными отношениями" (по Д.А.-Леонтьеву) [36].
1.3Традициякакформасуществованиядуховныхценностей
Основная форма существования ценностей - это общественные идеалы, которые выработаны общественным сознанием. В общественном сознании присутствуют обобщенные представления о совершенстве в различных сферах общественной жизни. В этой своей ипостаси ценности относятся к категории “социальных представлений”. Ценности укоренены в первую очередь в объективном укладе общественного бытия данного конкретного социума и отражают практический опыт жизнедеятельности.
Следует различать реальные ценности социума и идеалы, формулируемые в виде идеологических конструкций. Последние могут выполнять функцию консолидации и ориентации социальной общности лишь в том случае, если они адекватно отражают в себе мотивацию ее коллективной жизнедеятельности. Любая социальная общность от семьи до человека - может выступать субъектом системы специфических ценностей этой общности. Ценностное единство является залогом и мерой сплоченности и успешного функционирования семьи, нации и других формальных и неформальных групп. На наш взгляд традиции, как форма ценностей могут осуществлять ценностное единство семьи, нации, сохранять специфику этноса. Традиционным культурным чертам принадлежит чрезвычайно важная роль: они фиксируют программу человеческих отношений и деятельности, “концентрированно выражают исторический опыт тех или иных этнических общностей. Подобно генетическим программам популяций они закрепляют, в частности, существенно важные для выживания этих общностей устойчивые, стабильные свойства как природной, так и этносоциальной среды”. Такую же важную роль традиции отводил Б. Малиновский: “… в любом типе цивилизаций любой обычай, материальный объект, идея и верования выполняют некоторую жизненную функцию, решают некоторую задачу, представляют собой необходимую часть внутри действующего целого”. [16] Сама же “традиция, с биологической точки зрения, есть форма коллективной адаптации общности к её среде… Уничтожьте традицию и вы лишите социальный организм его защитного покрова и обречёте его на медленный, неизбежный процесс умирания”[16].