Деятельность социального педагога по преодолению подростковой ксенофобии в основной школе
p align="left">В рамках данного направления основные положения и принципы толерантности реализуются через решение задач поликультурного образования, включающих овладение учащимися знаниями истории и культуры своего народа, формирование представлений о многообразии культур в мире и воспитание положительного отношения к ним и прошлому своего народа.
Средствами развития служат расширенные программы и курсы по истории, разработка учебников по политической географии, этнической истории и этнокультурологии. Школьники знакомятся с историей, культурой, религией различных национальностей. Воспитательная цель данного направления заключается в подготовке молодёжи к предупреждению ситуаций, порождающих межэтническую, эмоциональную напряжённость. Для реализации данного направления важно переработать и переосмыслить учебные пособия и учебники с позиций педагогики толерантности. Исходным принципом данного направления является осознание перехода от «человека образованного» к «человеку культуры».
Второе направление предусматривает обучение по использованию мирных средств для разрешения разногласий и конфликтов, отказ от насилия.
Воспитание толерантности состоит в утверждении ценности человеческого достоинства и неприкосновенности каждой человеческой личности. Во всех декларациях прав человека и международных стандартах это главный мотив осуществления усилий по достижению мира и установлению демократических форм правления как полной противоположности нетерпимости.
Уважение и терпимость к другим точкам зрения и мнениям представляют собой «интеллектуальные добродетели» и являются составляющими нравственных принципов человека. Развивая у учащихся миролюбие, необходимо делать акцент на таких понятиях, как мир, свобода, равенство, личность, взаимодействие, демократия, права, ответственность, справедливость. В системе школьного и профессионального образования при изучении социально-гуманитарных дисциплин необходимо обсуждать последствий проявления вражды и нетерпимости в мире, геноцидов, ксенофобии, расовых и этнических конфликтов, религиозных войн и давать им объективную оценку Недопустимо доминирование интерпретаций только собственного народа или группы как жертвы и страдальца в результате действий других народов. Современная система обучения и особенно воспитания предполагает разъяснение прав человека и форм проявления нетерпимости.
Третье направление включает воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения и привития идей альтруизма и уважения к другим. Только люди, лишённые высокомерия, предрассудков и предубеждений в отношении других народов, религий, полов, поколений, обладают этической толерантностью, способны свободно, сдержанно и ответственно выражать собственные суждения, позиции, мнения, не нанося вреда окружающим.
Знания основ терпимости, понятий «толерантность», «толерантные отношения» выступают эффективным средством формирования духовного начала и творческого сознания личности. В этом случае знания, приобретаемые учениками, выступают как инструмент, с помощью которого происходит познание мира, нравственное становление личности.
Четвёртое направление основано на практической стороне воспитания толерантности путём формирования умений и навыков конструктивного общения в ситуациях проявления различий между людьми, разногласий и конфликтов, развития умений эффективного взаимодействия с представителями различных этнических культур. Диалог не только рассматривается в качестве приёма усвоения знаний и умений, но и определяет стиль межличностного взаимодействия в учебном процессе [8, с. 37 - 38].
Выделим несколько необходимых условий, важных для развития толерантности у школьников-подростков [86, с. 25].
1. Необходима педагогическая организация встреч ребенка с различными культурами. Уроки (а здесь мы говорим только о потенциале урочных форм работы) истории, граждановедения, обществознания позволяют организовать такие «встречи», опосредовав их соответствующими текстами, содержащими информацию о других культурах, отражающими ценностные приоритеты других культур, иную логику мышления и поведения людей.
Трудность, которая может возникнуть здесь у педагога, заключается в следующем. Более легкой для ребёнка (а потому чаще избираемой им) стратегией является обнаружение отличий иной культуры от своей собственной и последующее эмоциональное оценивание этих отличий как ненормальных и девиантных. К этому категоричному, «черно-белому» оцениванию может свестись вся мыследеятельность подростка. Задача (и весьма непростая) педагога - не допустить столь поверхностных оценок и инициировать более глубокий и при этом самостоятельный анализ школьниками иных культур. Итак, сама по себе встреча с иной культурой вовсе не обязательно приводит к положительным изменениям в сознании подростка. Педагогу нужно создавать и другие условия.
2. Необходимо вводить на занятии элемент проблематизации. Это может быть проблематизация различных исторических фактов или явлений современности, рассматриваемых на уроке. За многими из них скрываются серьёзные нравственные проблемы. Педагогу важно вместе со школьниками найти, озвучить и проанализировать их.
Не так уж сложно обнаружить такие проблемы, например, во взаимоотношениях средневековой официальной церкви и еретиков, в крестовых походах христиан или священном джихаде мусульман, в создании еврейских гетто в нацистской Германии или фактах депортации народов в сталинском СССР, в политике расовой сегрегации США или так называемом «деле Дрейфуса» во Франции, в моноидеологии тоталитарных режимов и т.п.
Гораздо сложнее школьнику увидеть нравственные проблемы, например, в положении иммигрантов - их русификация часто считается естественным и необходимым условием доброжелательного к ним отношения со стороны государства и местных жителей, а сохранение ими собственных культурных особенностей оценивается как странность и обычно вызывает раздражение и насторожённость. Не задумываются ребята и над нравственной стороной использования национальных стереотипов. Чрезвычайно тяжело заметить проблему в использовании европоцентристских и христианоцентристских клише вроде «открытие Америки», «цивилизованные и нецивилизованные народы» и т.д.
Сложность обнаружения подобных нравственных проблем связана с тем, что ситуации, оцениваемые культурным меньшинством как социально несправедливые, школьниками - представителями доминирующей культуры - оцениваются как вполне нормальные и само собой разумеющиеся. Эти оценки кажутся ребятам вполне очевидными и естественными, Психологи называют это эго-, этно- или культуроцентризмом. В такой ситуации педагогу важно проблематизироватъ не столько рассматриваемые факты и явления, сколько сознание школьника, заставить ребенка усомниться в очевидности его оценки.
Однако даже обнаружение и осознание собственных культурных стереотипов, эгоцентризма, этноцентризма вовсе не означает, что подросток преодолевает их, изменяет свое отношение к другому.
3. Позиция подростка, в том числе и в сфере межкультурных отношений, формируется в ходе обсуждения проблемных ситуаций с другими ребятами или педагогом, в ходе столкновения, соотношения, корректировки различных точек зрения, в ходе своеобразного полилога. В классе, среди сверстников, подросток находит благоприятные условия для ценностного самоопределения. Это и есть третье условие развития толерантности у школьников-подростков.
Интерес к взрослому миру и желание заявить о своём мнении по значимым для взрослых проблемам, появляющееся чувство социальной ответственности и способность к рефлексии собственной позиции свидетельствуют о том, что подросток готов уже к осознанному обсуждению социальных, политических, религиозных, национальных проблем - об этом, в частности, писал ещё Л.С. Выготский. Эта способность подростков со всей непосредственностью и прямодушием откликаться на многие насущные проблемы нашей жизни - одна из важнейших предпосылок воспитания толерантной личности.
Включая подростка в обсуждение социальных проблем современного общества, необходимо поддержать проявление его самостоятельности в этом ценностном самоопределении. Педагог не должен навязывать своего, «правильного», мнения. Речь идёт об особой личностно-профессиональной позиции взрослого, разделяющего ценности гуманистического воспитания, ненасилия по отношению к миру детства, толерантности к подростковой субкультуре, свободы подростка в ценностно-смысловом самоопределении.
В старших подростковых классах педагог может организовывать проблемные дискуссии. Для младших подростков целесообразно облекать подобные дискуссии в форму игры.
Можно превратить внутриклассную дискуссию в спор учителя с классом. Здесь по договорённости с ребятами взрослый может взять на себя особую игровую роль: занять наиболее крайнюю, экстремистскую, нетолерантную, дискриминационную по отношению к другим позицию, выдвигая при этом заведомо спорные и сомнительные аргументы. Этим он провоцирует подростков на сопротивление, на активный поиск ими аргументов, развенчивающих данные установки.
4. Формирование собственной позиции подростка, осмысление школьниками своих игровых действий, своих ощущений, своего мнения по обсуждаемой проблеме помогает выразить их в словесной форме. Ведь собственная позиция должна быть осознана, отрефлексирована. Наиболее распространёнными приёмами здесь являются высказывания по кругу, приём незаконченного предложения, ответы на вопросы анкет, написание сочинений-размышлений.
Подростку предлагаются вопросы, позволяющие ещё раз воспроизвести в собственном сознании происходившее в классе обсуждение проблемы, ещё раз задуматься над ней, но уже оставшись наедине со своими мыслями и впечатлениями, отрефлексировать свою позицию по данной проблеме, внести возможные корректировки.
5. Параллельно с основной деятельностью, связанной с организацией встреч ребенка с различными культурами, проблематизацией сознания школьников, инициированием и поддержанием внутригруппового полилога по выявленным проблемам, организацией рефлексии, педагог совершает и дополнительную, вспомогательную деятельность. Она направлена на помощь ребёнку в овладении навыками групповой коммуникации, умениями критически мыслить, знаниями в области культуры, политики, прав человека, национальных отношений. Ведь процесс воспитания неразрывно связан с обучением, И в этой связи важно, чтобы ребёнок понимал, что стоит за словами «расизм», «национализм», «фашизм», «этнические чистки», «политические репрессии», «религиозные преследования» [86, с. 27].
Описав методику воспитания толерантности у школьников-подростков, мы, тем не менее, вряд ли с уверенностью можем говорить о том, что в ходе её реализации у ребят обязательно сформируется толерантная позиция. Ведь любая жизненная позиция складывается с годами. И процесс этот, видимо, следует считать в принципе незавершаемым - каждая новая встреча с иной культурой будет требовать от человека новых усилий, чтобы занять данную позицию. Здесь скорее можно говорить не о формировании (процессе, ориентированном на какие-то конечные формы), а о становлении (незавершаемом, неконечном) толерантности. Кто-то из школьников может стать более терпимым к «странностям» других, научиться видеть и признавать наличие других взглядов на мир, кто-то будет симпатизировать им, пытаться понять, а кто-то сможет не только удерживать их в своем сознании, но при необходимости и учитывать в общении и деятельности.
Таким образом, одним из социальных институтов, способствующих формированию толерантных начал, является система образования, в которой реализуется диалог, сотрудничество, уважение между обучающей и обучаемой сторонами,
К сожалению, взаимная нетерпимость и культурный эгоизм все чаще проникают и в детскую среду. Порой странно и даже страшно встречать в работах школьников фразы: «…русские ни в коем случае не должны смешиваться с людьми южных национальностей», «…если расистские высказывания будут направлены в сторону человеку, который мне не нравится, то я буду поддерживать эти слова».
Странно, потому что мы живем в стране, заплатившей в ХХ веке непомерно много за то, чтобы никогда не было в обществе подобных настроений.
Страшно, потому что именно эти массовые настроения используют те, кто в борьбе за «чистоту национальной культуры» готов унижать и даже уничтожать «чужих» - людей с «не тем» цветом кожи, разрезом глаз, акцентом, верой и т.д.
Школа как воспитательная система важнейшей целью провозглашает ориентацию ребенка на общечеловеческие ценности. Расистские же и националистические предрассудки, проникающие в образовательное учреждение с улицы, с экранов телевизоров, а порой и из семьи, не только не соответствуют этим ценностям, но и таят в себе огромный человеконенавистнический потенциал. Поэтому задачу воспитания толерантной личности (а соответственно, и профилактики бытового расизма, ксенофобии, экстремизма) можно признать одной из важнейших в в современной российской школе.
Итак, окружающая подростка социальная среда в целом сегодня не вполне благоприятствует развитию столь важного и нужного для этой среды качества, как толерантность. Между тем школа способна стать для детей тем очагом в социальном мире, в котором культивировались бы идеи ненасилия, свободы и толерантности, приветствовалось бы ценностное отношение к Знаниям, Культуре, Труду, Миру, Земле, Отечеству, Семье и Человеку как основополагающей ценности гуманизма.
2. Экспериментальное исследование по преодолению подростковой ксенофобии в основной школе
Исследовательская работа, целью которой было выявление подростковой ксенофобии среди учащихся 7-9-х классов, проводилась на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №138» Октябрьского АО г. Омска. В исследовании приняли участие 5 специалистов (3 педагога, социальный педагог и педагог-психолог). Исследованием были охвачены 70 учеников 8-х классов.
2.1 Диагностика по определению подростковой ксенофобии в основной школе
Для проведения диагностики нами был изучен национальный состав 8-х классов. Данные были получены с помощью анализа государственных документов, а именно свидетельств о рождении учащихся, которые хранятся в личных учебных делах учащихся. Результаты исследования представлены в таблице 1, на диаграммах 1 и 2.
Таблица 1. Национальный состав 8-х классов
Национальность
8 «А» класс
8 «Б» класс
8 «В» класс
Общий результат
Русские
20 (74,1%)
19 (73,1%)
10 (58,9%)
49 (70%)
Цыгане
-
-
3 (17,6%)
3 (4,2%)
Армяне
2 (7,4%)
1 (3,8%)
1 (5,8%)
4 (5,6%)
Немцы
-
2 (7,7%)
-
2 (2,8%)
Украинцы
3 (11,1%)
3 (11,5%)
1 (5,8%)
7 (10%)
Евреи
1 (3,7%)
-
1 (5,8%)
2 (2,8%)
Азербайджанцы
1 (3,7%)
2 (7,7%)
1 (5,8%)
4 (5,6%)
Всего
27
26
17
70
Диаграмма. 1. Национальный состав в 8-х классах
Диаграмма. 2. Общий национальный состав в 8-х классах
Таким образом, из представленных данных можно увидеть разнонациональные составы классов. Кроме того, по результатам наблюдения было отмечено, что наиболее часто конфликты происходят в 8 «В» классе. Среди учащихся данного класса есть учащиеся цыганской национальности, которые имеют склонность к проявлению противоправного поведения.
Кроме того, было определено материальное положение в семьях учащихся. Полученные данные показывают, есть ли учащихся склонность делить людей на бедных и богатых. Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2. Материальное положение в семьях учащихся
Материальное положение
8 «А» класс
8 «Б» класс
8 «В» класс
Общий результат
Малообеспеченные
3 (11,1%)
6 (23,1%)
6 (35,2%)
15 (21,4%)
Средний достаток
20 (74,1%)
19 (73,1%)
11 (64,5%)
50 (71,4%)
Обеспеченные
4 (14,8%)
1 (3,8%)
-
5 (7,1%)
Графически полученные результаты представлены на диаграмме 3.Диаграмма 2. Материальное положение в семьях учащихся 8-х классовПолученные результаты показывают, что 21,4% всех учащихся 8-х классов способны делить сверстников на богатых и бедных. Кроме того, это группа риска может быть склонна к проявлению противоправного поведения на почве зависти. Такое поведение может быть направленно на своих одноклассников, чем материальный уровень в семье выше среднего. Это также может повлечь за собой подростковую ксенофобию.Далее для определения склонности к проявлению ксенофобии была предложена анкета «Межнациональные отношения», на вопросы которой подросткам предлагалось ответить. Анкета состоит из пяти вопросов как открытого, так и закрытого типа. Результаты анкетирования представлены в таблице 3.Таблица 3. Результаты анкетирования учащихся 8-х классов
Ответы
Классы
8А
8Б
8В
%
%
%
1. С каким из приведенных ниже суждений о характере межнациональных отношений в России Вы скорее согласны?
Россия должна быть государством русских людей
10 (37,1%)
9 (34,6%)
10 (58,9%)
Россия - многонациональная страна, но русские, составляя большинство, должны иметь больше прав, ибо на них лежит основная ответственность за судьбу страны в целом
10 (37,1%)
10 (38,5%)
-
Россия - общий дом многих народов, оказывающих друг на друга свое влияние. Все народы России должны обладать равными правами, и никто не должен иметь никаких преимуществ
7 (25,9%)
7 (26,9%)
7 (41,2%)
Затрудняюсь ответить
-
-
-
2. Известны случаи стычек на почве национальной неприязни, когда русская молодежь избивает представителей других национальностей (кавказцев, африканцев, вьетнамцев). Как Вы считаете, эти случаи отражают массовое настроение современной русской молодежи?
Да, эта неприязнь отражает общие настроения русской молодежи
7 (25,9%)
7 (26,9%)
8 (47%)
Это достаточно распространенное явление, но все же не свойственное большинству русской молодежи
18 (66,7%)
10 (38,5%)
7 (41,2%)
Это единичные случаи, которые не находят массовой поддержки
2 (7,4%)
9 (34,6%)
2 (11,8%)
Затрудняюсь ответить
-
-
-
3. Скажите, пожалуйста, есть ли нации и народы, представители которых вызывают у Вас чувство раздражения, неприязни? если есть, то какие? (открытый вопрос)
Я одинаково отношусь к людям
12 (44,4%)
10 (38,5%)
10 (58,9%)
Русские
-
-
3 (17,6%)
Чеченцы
1 (3,7%)
2 (7,7%)
-
Кавказцы
2 (7,4%)
2 (7,7%)
-
Азербайджанцы
1 (3,7%)
1 (3,8%)
-
Цыгане
2 (7,4%)
1 (3,8%)
4 (23,5%)
Армяне
1 (3,7%)
3 (11,5%)
-
Евреи
2 (7,4%)
4 (15,4%)
-
Китайцы
5 (18,5%)
3 (11,5%)
-
Азиаты
1 (3,7%)
-
-
Затрудняюсь ответить
-
-
-
4. Если у Вас вызывают раздражение, неприязнь представители некоторых наций и народов, с чем это в большей степени связано?
Мне не нравится их внешность, манера поведения, черты характера
7 (25,9%)
3 (11,5%)
2 (11,8%)
Эти люди не хотят считаться с обычаями и нормами поведения, принятыми в России
2 (7,4%)
4 (15,4%)
-
Эти люди, как правило, не обладают элементарной культурой и не умеют вести себя
-
-
3 (17,6%)
Я опасаюсь их в связи с угрозой терроризма
2 (7,4%)
3 (11,5%)
-
Мне не нравится то, что они контролируют определенные сферы бизнеса
1 (3,7%)
4 (15,4%)
1 (5,8%)
Они отнимают рабочие места у местного населения
3 (11,1%)
1 (3,8%)
-
Эти люди не хотят учить русский язык
-
1 (3,8%)
1 (5,8%)
Затрудняюсь ответить
-
-
-
5. Как Вы считаете, следует ли ужесточить законы, чтобы пресечь по возможности миграцию в Россию выходцев из республик СНГ, стран Юга и Востока?
Да, безусловно
8 (29,6%)
7 (26,9%)
4 (23,5%)
Да, но только в отношении лиц, не владеющих русским языком и не являющихся гражданами бывших советских республик
6 (22,2%)
8 (30,8%)
3 (17,6%)
Нет, не стоит
13 (48,1%)
11 (42,3%)
10 (58,9%)
Затрудняюсь ответить
-
-
-
По представленным данным была выявлена группа учащихся, которые ощущают неприятие в общении с одноклассниками других национальностей. Такие учащиеся оказались в каждом классе. Результаты представлены в таблице 4 и на диаграмме 4.
Таблица 4. Результаты исследования по выявлению подростковой ксенофобии в 8-х классах
Национальность
8 «А» класс
8 «Б» класс
8 «В» класс
Общий результат
Русские
5 (18,5%)
2 (7,7%)
4 (23,5%)
11 (15,7%)
Цыгане
-
-
3 (17,6%)
3 (4,2%)
Армяне
1 (3,7%)
-
-
1 (1,4%)
Немцы
-
-
-
-
Украинцы
-
-
-
-
Евреи
-
-
-
-
Азербайджанцы
-
-
1 (5,8%)
1 (1,4%)
Всего выявлено
6 (22,2%)
2 (7,7%)
8 (47,1%)
16 (22,6%)
Всего в классе
27
26
17
70
Диаграмма 4. Результаты исследования по выявлению подростковой ксенофобии в 8-х классах
Из представленных данных видно, что большинство учащихся позитивно относятся к представителям других национальностей, осуждают стычки на межнациональной почве. По результатам диагностики были выявлены 16 учащихся 8-х классов, которые способны к проявлению подростковой ксенофобии.
В целях экспериментального исследования было принято разделить выявленных учащихся 8-х классов на две группы: учащиеся 8 «А» и 8 «Б» классов в количестве 8 человек - контрольная группа, а учащиеся 8 «В» класса в таком же количестве (8 человек) - экспериментальная группа. Основанием данного разделения способствовало то, что национальный состав 8 «В» класса представлен тремя группами наций, учащиеся которых склонны к проявлению ксенофобии. Учащиеся 8 «А» и 8 «Б» классов не имеют такого значительного количества разных наций в своих группах. С учащимися экспериментальной и контрольной групп была проведена диагностика на выявление взаимоотношений в семьях и особенностей семейного воспитания, а также на определение типов личности исследуемых учащихся.
Для выявления особенностей взаимоотношений в семьях и семейного воспитания, нами был проведен опросник «Анализ семейного воспитания». Опросник АСВ состоит из 130 утверждений, которые помогают определить особенности семейного воспитания, а также его недостатки. Данные по результатам опросника представлены на диаграмме 5.
Диаграмма 5. Результаты исследования типов семейного воспитания
Результаты по данной методике показывают, что у учащихся контрольной и экспериментальной групп имеются явно выраженные нарушения типов семейного воспитания. Этому, в первую очередь, способствует отсутствие в семейном воспитании толерантности по отношению к окружающим. Такой тип семейного воспитания как потворствующая гиперпротекция способствует развитию демонстративных и гипертимных черт характера у подростков. Кроме того, в семейном воспитании отмечается жестокое обращение с подростков, что способствует развитию жестокости и агрессии по отношению к окружающим.
Причины неправильного семейного воспитания могут быть различными. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. Чаще - низкая педагогическая культура родителей. Во втором случае нередко основную роль в нарушении воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей. Довольно часто родители склонны решать личностные проблемы за счет ребенка. Это может выражаться в следующем:
- расширение сферы родительских чувств;
- предпочтение в подростке детских качеств;
- воспитательная неуверенность родителя;
- фобия утраты ребенка;
- неразвитость родительских чувств;
- сдвиг в установке родителей по отношению к полу ребенка;
- проекция на подростка собственных нежелаемых качества;
- вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания.
Для определения типов личности учащихся была проведена методика по определению акцентуаций характера по тесту Леонгарда - Шмишека. В тесте представлено 97 вопросов-утверждений, который помогают определить десять основных типов акцентуаций характера. Результаты тестирования представлены в таблице 5 и 6.
Таблица 5. Определение акцентуаций характера у учащихся контрольной группы
Учащиеся
Акцентуации характера
Лидирующий тип
Второстепенный тип
Валерий Н.
Застревающий
Возбудимый
Сергей В.
Застревающий
Возбудимый
Михаил В.
Дистимный
Тревожный
Максим Ф.
Возбудимый
Педантичный
Владимир К.
Застревающий
Возбудимый
Игорь Д.
Гипертимный
Возбудимый
Олег Л.
Тревожный
Циклоидный
Захид Е.
Возбудимый
Педантичный
Таблица 6. Определение акцентуаций характера у учащихся экспериментальной группы
Учащиеся
Акцентуации характера
Лидирующий тип
Второстепенный тип
Николай М.
Застревающий
Возбудимый
Евгений С.
Возбудимый
Застревающий
Олег Ш.
Возбудимый
Циклоидный
Роман К.
Циклоидный
Тревожный
Роман У.
Тревожный
Циклоидный
Остап М.
Застревающий
Возбудимый
Николай З.
Застревающий
Возбудимый
Азер Т.
Демонстративный
Возбудимый
По полученным данным видно, что в личности каждого учащегося, принимающего участие в диагностике, имеются отклонения, проявляющиеся в акцентуациях характера. Полученные типы акцентуированных личностей имеют склонности к проявлению жестокости, агрессии, а так же к определенной тревожности. Такие данные подтверждают страх учащихся перед определенными обстоятельствами. Возможно, такими обстоятельствами и являются учащиеся других национальностей. Наиболее сильно в акцентуациях характера у учащихся проявляются такие типы как застревающий и возбудимый, которые своей основной формой проявления имеют агрессивные реакции.
На основе анализа результатов, полученных в ходе диагностики, с использованием комплекса названных методик, можно сделать вывод о том, что уровень проявления толерантности к лицам других национальностей у учащихся 8-х классов низкий.
Как вспомогательные методы нами использовались наблюдение и беседа для уточнения, подтверждения или опровержения данных, полученных в результате диагностики, выяснения причин выявленных отклонений.
Таким образом, результаты проведенной диагностики показывают, что в среде исследуемых подростков имеются задатки и склонности к проявлению ксенофобии. Эти склонности складываются из особенностей семейного воспитания, личности учащихся, а так же из особенностей взаимодействия в подростковом социуме. Все это происходит из-за отсутствия в воспитании учащихся толерантности к лицам других национальностей. Основы такого воспитания не закладываются в семейном и школьном воспитании. В связи с этим была разработана программа по преодолению подростковой ксенофобии, которая способствует воспитанию толерантности у учащихся.
Как показали результаты наблюдений и бесед с учащимися, родителями и учителями, причинами склонности к проявлению подростковой ксенофобии являются следующие:
недостаточный запас знаний у учащихся о проявлении толерантности к учащимся других национальностей в школе;
отсутствие условий для воспитания терпимости в среде учащихся.
Таким образом, вторым этапом нашей работы стало решение выявленных проблем. А именно, устранение выявленных в ходе диагностики причин подростковой ксенофобии, их социально-педагогическое просвещение, развитие навыков и формирование толерантного поведения.
2.2 Программа деятельности социального педагога по преодолению подростковой ксенофобии в основной школе
Анализ итогов диагностики склонности к проявлению ксенофобии и ее причин у подростков дали возможность разработать программу социально-педагогического просвещения, способствующую преодолению подростковой ксенофобии и воспитанию толерантного поведения у учащихся.
Исходя из всего вышесказанного, нами была разработана Программа социально-педагогического просвещения по преодолению ксенофобии «Я открыт для тебя!», способствующая воспитанию толерантного поведения у учащихся подросткового возраста.
Настоящая программа предназначена для работы социального педагога с подростками 14 - 15-ти лет (7-8-е классы) по преодолению подростковой ксенофобии и воспитанию толерантного поведения учащихся. Это необходимо для того, чтобы сформировать у учащихся ценности, позволяющими им более толерантно относиться к сверстникам других национальных и культурных различий.
Цель программы - способствовать обеспечению посредством просветительских занятий формированию установки на толерантность, на признание различных культур, уважение к человеку не зависимо от пола, возраста, языка, от религиозной принадлежности, от политических мнений, национального и социального происхождения.
содействовать развитию мира, солидарности, взаимопонимания, сотрудничества
содействовать развитию коммуникативных навыков;
способствовать формированию умений адекватного решения своих проблем;
способствовать развитию способности отказаться от насилия при решении проблем.
Программа предполагает следующие направления социально-педагогической деятельности:
диагностика;
просвещение;
профилактика.
Содержание деятельности социального педагога в ходе реализации названных направлений программы, включало в себя три блока:
социально-педагогическая работа с учащимися,
работа социально педагога с родителями.
Формы и методы деятельности учащихся и социального педагога могут быть различными и зависят от целей и задач каждого конкретного занятия. Среди форм и методов работы социальным педагогом использовались следующие:
формы работы - родительские собрания; диагностика; просветительские занятия; индивидуальные и групповые консультации.
методы работы - анкетирование; тестирование; наблюдение; опрос; беседа; мини-лекция; мозговой штурм; рефлексия; деловая игра; экспресс-диагностика; самодиагностика; тренинговые приемы; игровые приемы и упражнения; психолого-педагогические упражнения.
Временные ресурсы. Программа рассчитана на 3 месяца и включает в себя 4 просветительских занятий с учащимися, 2 творческих занятия для учащихся, 1 родительское собрание. Занятия проводились 1 раз в 2 недели в течение 40 минут. Группа не превышала 8 - 10 человек.
Мероприятие
Цель
Работа с учащимися
Просветительское занятие «Дорога к миру»
Познакомить подростков с принципом уважения человеческого достоинства все без исключения людей
Просветительское занятие «Толерантность»
Показать подросткам, что, не смотря на то, что все ученики разные может быть дружелюбная толерантная атмосфера
Просветительское занятие «Узнаем друг о друге»
Познакомить подростков с различными культурами. Изучить культурные традиции, национальные костюмы, блюда, разные религии
Познакомить подростков с возникающей необходимостью договариваться между собой. Способствовать развитию умений анализировать, аргументировать свое мнение, принимать решение, делать выбор в конкретной ситуации
Творческое занятие-презентация «Встреча разных культур: узнаем друг о друге - узнаем друг от друга»
Обобщить пройденный материал с помощью представления различных культур
Творческое занятие «И на солнце есть пятна»
Подготовить классный час толерантности для учащихся 5-6-х классов, основной целью которого является развитие способности адекватно и более полно познавать себя и других людей
Работа с родителями
Родительское собрание «Воспитание ненасилием в семье»
Обсуждение проблемы жестокости в семье по отношению к ребенку
Участие в творческом занятии-презентации совместно с учащимися «Встреча разных культур: узнаем друг о друге - узнаем друг от друга»
Требования к уровню знаний и умений, полученных в ходе реализации программы.
Учащийся должен:
Знать:
социально-культурные термины и понятия;
приемы социально-психологического взаимодействия;
особенности группового и личностного общения;
способы разрешения межнациональных и конфликтных ситуаций.
Уметь:
применить знания на практике;
взаимодействовать в социуме;
диагностировать и анализировать ситуацию;
найти конструктивный выход из сложной или конфликтной ситуации;
быть успешным в общении.
Получить опыт практической деятельности в области:
толерантного поведения и взаимодействия в социуме;
социального анализа ситуации;
отказа от насилия при решении проблем;
рефлексии;
самовоспитания.
К предполагаемым результатам программы социально-педагогического просвещения относятся:
снижение уровня проявления жестокости и насилия при взаимодействии с другими людьми;
повышение уровня установки на проявление толерантности при взаимодействии со сверстниками и лицами других национальностей;
повышение уровня семейного воспитания.
Программа была реализована в экспериментальной группе учащихся 8 «В» класса в сентябре-ноябре 2006 г.
2.3 Анализ результатов реализации программы
Анализ результатов, полученных в ходе реализации разработанной программы социально-педагогического просвещения, способствующей преодолению подростковой ксенофобии и формированию толерантного поведения, показал следующее.
В ходе диагностики контрольной группы учащихся было отмечено, что подростки по-прежнему проявляют жестокость и агрессию по отношению к сверстникам и одноклассникам своих и других классов, а именно к лицам других национальностей. Родители данных подростков не приглашались в образовательное учреждение на беседы и не принимали участие в родительском собрании, посвященном обсуждению проблем жестокости в семье по отношению к ребенку. С родителями контрольной и экспериментальной групп была проведена повторная диагностика по методике «Анализ семейного воспитания». Результаты представлены на диаграмме 6.
Диаграмма 6. Результаты исследования типов семейного воспитания после проведения экспериментальной работы
Из представленных результатов можно определить, что родители подростков экспериментальной группе задумались о воспитании своих детей в семье. Результаты показывают о снижении уровня неправильного семейного воспитания. Этому способствовало участие в родительском собрании в рамках проведенной программы, а так же участие в творческом занятии-презентации, которые подготовили подростки совместно с родителями. Кроме того, снижению неправильного семейного воспитания способствовало то, что родителям было уделено определенное внимание со стороны педагогов школы. В ходе беседы с родителями было выявлено, что им было интересно показать элементы своих семейных традиций, а также познакомиться с культурами и традициями других семей.
Далее было проведено повторное исследование по тесту Леонгарда - Шмишека на определение акцентуаций характера. Конечные результаты остались прежними, как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Так как для коррекции личностных качеств необходимо большое количество времени. Но, при определении профиля личности у учащегося (12,5%) экспериментальной группы произошли следующие изменения, которые представлены на графике 1.
График 1. Профиль личности Евгения С. до и после проведения экспериментальной работы
Далее для определения склонности к проявлению ксенофобии была повторно предложена анкета «Межнациональные отношения», на вопросы которой подросткам предлагалось ответить. Результаты анкетирования представлены в таблице 7 и на диаграмме 7.
Таблица 7. Результаты исследования по выявлению подростковой ксенофобии в 8-х классах после экспериментальной работы
Национальность
8 «А» класс
8 «Б» класс
8 «В» класс
Общий результат
Русские
5 (18,5%)
2 (7,7%)
2 (11,8%)
9 (12,8%)
Цыгане
-
-
1 (5,9%)
1 (1,4%)
Армяне
1 (3,7%)
-
-
1 (1,4%)
Немцы
-
-
-
-
Украинцы
-
-
-
-
Евреи
-
-
-
-
Азербайджанцы
-
-
-
-
Всего выявлено
6 (22,2%)
2 (7,7%)
3 (17,7%)
11 (15,7%)
Всего в классе
27
26
17
70
Диаграмма 7. Результаты исследования по выявлению подростковой ксенофобии в 8-х классах
Из представленных данных видно, что большинство учащихся по-прежнему позитивно относятся к представителям других национальностей, осуждают стычки на межнациональной почве. По результатам повторной диагностики количество учащихся, проявляющих негативное отношение к лицам других национальностей, снизилось на 7,1%.
Для того, чтобы узнать, оказала ли положительное влияние на воспитание толерантности у подростков в отношении материального достатка, с учащимися была проведена анкета «Богатый - бедный». Анкета состояла из 2 - вопросов с предложенными вариантами ответов. Результаты анкеты представлены в таблице 8.
Таблица 8. Результаты анкетирования учащихся 8-х классов
Варианты ответов
8 «А» класс
8 «Б» класс
8 «В» класс
Общий результат
1. Что Вы ощущаете, когда общаетесь с учащимися из богатых семей?
Жестокость
-
-
-
-
Гнев
-
-
-
-
Зависть
2 (7,4%)
9 (34,6%)
2 (11,8%)
13 (18,6%)
Радость
2 (7,4%)
9 (34,6%)
2 (11,8%)
13 (18,6%)
Сострадание
-
-
-
-
Ничего не ощущаю
10 (37,1%)
10 (38,5%)
-
20 (28,6%)
С такими учащимися не общаюсь
7 (25,9%)
7 (26,9%)
7 (41,2%)
21 (30%)
Затрудняюсь ответить
-
-
6 (35,3%)
6 (8,6%)
2. Что Вы ощущаете, когда общаетесь с учащимися из бедных семей?
Жестокость
-
-
-
-
Гнев
-
-
-
-
Зависть
-
-
-
-
Радость
-
-
-
-
Сострадание
8 (29,6%)
7 (26,9%)
4 (23,5%)
19 (27,1%)
Ничего не ощущаю
6 (22,2%)
8 (30,8%)
3 (17,6%)
17 (24,3%)
С такими учащимися не общаюсь
13 (48,1%)
11 (42,3%)
10 (58,9%)
34 (48,6%)
Затрудняюсь ответить
-
-
-
-
Из полученных данных видно, что учащиеся имеют неоднозначные ответы на заданные вопросы анкеты. Такие ответы показывают, что учащиеся осознают значимость понятий «богатый» и «бедный». В своем поведении они не проявляют жестокость или агрессию к таким людям, а по возможности стараются избегать контактов с учащимися, которые не нравятся.
Наблюдение и беседа, по-прежнему, использовались как вспомогательные методики для уточнения, подтверждения или опровержения данных, полученных в результате диагностики.
Таким образом, из представленных данных, по результатам методики «Анализ семейного воспитания», методики Леонгарда-Шмишека «Акцентуации характера» и Анкеты «Межнациональные отношения» можно увидеть положительные изменения в экспериментальной группе, которые произошли после реализации программы социально-педагогического просвещения по преодолению ксенофобии «Я открыт для тебя!», способствующая воспитанию толерантного поведения у учащихся подросткового возраста. На основании полученных результатов следует, что проведенная программа имеет положительные результаты и является эффективной в применении.
2.4 Рекомендации социальному педагогу и родителям по организации взаимодействия с младшими подростками
В соответствии с вышеизложенным, можно сформулировать рекомендации по организации взаимодействия социального педагога с детьми подросткового возраста и их родителями.
Для организации эффективной работы по формированию толерантного поведения и его развитию у учащихся социальному педагогу нужно:
знать теоретические основы социальной педагогики и принципы построения воспитательной работы с семьей и в детском коллективе;
уметь применять на практике имеющиеся знания;
изучить возрастные особенности подростков;
владеть методами диагностики оценки личности подростка;
провести анализ полученных данных и выработать программу дальнейших действий;
определить приоритетные направления деятельности;
спланировать систему взаимодействия семьи и школы;
отслеживать развитие самообслуживания и занятости школьника;
параллельно использовать разные формы работы для организации педагогического просвещения родителей;
выстроить взаимодействия с психологической службой через работу постоянно действующего психолого-педагогического консилиума;
уметь оценить промежуточные результаты;
проанализировать поведение ребенка, и составить программу его коррекции.
Используя данные рекомендации, общего характера каждый социальный педагог сможет выстроить систему взаимодействия с родителями по преодолению подростковой ксенофобии и развитию навыков толерантного поведения подростка с учетом конкретных условий и индивидуальных особенностей его личности.
Рекомендации для родителей будут следующими:
1. Любое поведение, склонное к проявлению ксенофобии имеет в своей основе какую-то причину. Это может быть ответная или защитная реакция на поведение окружающих, способ самоутверждения, неумение вести себя по-другому или выразить другим способом свои эмоции и чувства. Постарайтесь прояснить для себя причину интолерантного поведения своего сына или дочери. Обратите внимание на то, как вы сами реагируете на жестокие вспышки ребенка к людям других национальностей. Возможно, он просто копирует ваше поведение. Или же ваше внешне спокойное отношение к такому его проявлению эмоций дало подростку внутреннюю установку, что это нормальная форма поведения.
2. Обратите внимание на то, как происходит общение в вашей семье. Если ребенок слышит постоянные крики и скандалы, то вряд ли стоит ожидать от него благопристойных речей и спокойного поведения. Старайтесь найти по возможности спокойные способы выяснения отношений и решения проблем внутри семьи.
3. Ксенофобные дети, как правило, не умеют сочувствовать другим, жалеть, вставать на их позицию, то есть у них снижен уровень эмпатии. Они не знают, что такое «плохо». Кроме того, зачастую они не умеют различать свои и чужие эмоциональные состояния. Учите ребенка сочувствию, выражению чувств. Обсуждайте с ним фильмы, книги, чувства героев.
4. Ксенофобный ребенок не умеет правильно оценивать и свое состояние. Поэтому он зачастую не успевает вовремя остановить себя. Научите подростка понимать, что с ним происходит, управлять своим поведением. Для этого сначала пусть он постарается описать, какое на данный момент у него состояние и как это проявляется внешне. Если подросток научится улавливать то, что ему говорит тело, значит, он сможет вовремя остановиться. Научите его расслабляться и контролировать свои чувства.
5. Гнев, обида, раздражение - нормальные человеческие чувства, которые не стоит держать в себе. Надо научиться выплескивать их приемлемым способом:
- Найдите тот способ, который позволит подростку разряжаться от негативных эмоций. Это могут быть занятия спортом (борьба, бокс или другой вид). Еще можно снять подобное напряжение мытьем полов, окон, копанием грядок на огороде. Любая физическая работа хорошо помогает.
- Нарисуйте для подростка «Лист Гнева» (шутливый рисунок). И если он почувствует приступ - пусть разорвет его на мелкие кусочки, вложив в это действие все чувства. Это поможет ему немного охладить свой пыл.
- Иногда может помочь и уместная шутка (только вы должны быть уверены в своем ребенке, в том, что это не обозлит его еще больше).
- Переведите отрицательную энергию в позитив. Он чувствует желание кого-нибудь поколотить, разрушить - подключите его к ремонту, туда, где надо что-нибудь сломать.
- Чаще всего гнев направлен на человека другой национальности и ли культуры. Покажите подростку, как можно выяснить отношения, не задев его чувства, не оскорбляя и не критикуя. Объясните своему ребенку, что так справляются со своим гневом и другими отрицательными эмоциями взрослые. И он уже достаточно вырос, чтобы вести себя так же.
6. Любой подросток нуждается в понимании и одобрении, терпеливом отношении к его взрослению.
- Будьте внимательны к потребностям ребенка. Ведь его жестокость как раз и говорит вам о том, что ему чего-то недостает, что он испытывает внутренний дискомфорт. Постарайтесь помочь ему справиться со своими негативными ощущениями и эмоциями. Понимая своего ребенка и принимая его, вы измените к нему свое отношение. А, изменив себя, вы тем самым измените и его поведение. Помните, что избавление от агрессивности - долгий путь. Соберите все свое терпение - только так вы сможете помочь своему ребенку.
- Старайтесь видеть улучшения в том, как сумел справиться со своими эмоциями ваш ребенок. Например, после проявления его гнева, когда все успокоятся, похвалите его за то, что он сделал правильно в момент гнева. Потом, в подходящий момент еще раз вернитесь к этому эпизоду и проговорите, что еще можно было сделать. Тем самым вы способствуете укреплению в ребенке правильных способов выражения отрицательных эмоций.
Главное в общении родителей с ребенком-подростком является поддержка его стремления к социальной роли школьника и социально значимой деятельности. Необходимо помнить и использовать важное преимущество семейного воспитания - родители имеют возможность хорошо изучить внутренний мир своего ребенка, его потребности интересы и на основе этого максимально индивидуализировать процесс воспитания, тем самым, обеспечить благоприятное протекание процесса формирования толерантного поведения у своего ребенка.
Как показывают результаты проведенного исследования, большинство подростков нейтрально относятся к проживанию на территории России лиц других национальностей, религий и вероисповеданий. Но, кроме того, около 20% учащихся склонны к проявлению ксенофобии и жестокости при взаимодействии с лицами других наций.
Основной причиной проявления ксенофобного поведения служит нарушения семейного воспитания, а также отсутствие со стороны школы программы психолого-педагогического просвещения, которые бы способствовали развитию толерантного поведения.
Наиболее частными проявления ксенофобного поведения являются жестокость и агрессия по отношению к лицам других наций.
Предотвращению и профилактике интолерантного поведения у подростков может способствовать реализация специальной программы организации совместной деятельности социального педагога, педагогов и родителей.
Такая программа может включать в себя блоки просвещения, организацию различных видов деятельности детей и родителей, индивидуальную работу с ними, позволяет обеспечивать формирование навыков овладения толерантным поведением, предупреждения жестокости подростков. При этом работа социального педагога должна вестись в комплексе с работой таких специалистов, как педагог-психолог, инспектор по делам несовершеннолетних.
Успешность проявления толерантного поведения в подростковом возрасте выступает одним из факторов преодоления ксенофобии в многонациональной России.
Заключение
В последнее время для нашего общества стало свойственно развитие чувства «национального унижения», связанного в основном с распадом СССР, финансовой зависимостью от других стран. Следствием этого явились рост националистических настроений и популярность экстремистских идей среди россиян, в том числе и среди молодежи.
Ксенофобия, в буквальном переводе - страх перед иностранцами и незнакомыми людьми. Нередко употребляется для обозначения скорее ненависти или презрения, чем страха. Ксенофобия всегда присутствовала в мировоззрении отдельных групп и сообществ в целом. На протяжении двух последних столетий она противостояла идеологической универсальности большинства основных идейных течений, таких, как либерализм и социализм, и присуща более доктринерским политическим явлениям - расизму и национализму. Создается впечатление, что элементы ксенофобии наиболее заметны там, где рушатся традиционные структуры, как это было в Германии после 1918 г. или в Восточной Европе в 1990-х гг. после крушения коммунистической системы. Чаще всего ксенофобия направлена против иммигрантов и евреев.
Препятствием для развития толерантности являются и весьма распространенные в обществе стереотипы в отношении представителей других культур. Они довольно устойчивы, усваиваются уже в детском возрасте и используются детьми задолго до появления собственного мнения о тех или иных культурных группах.
Подростковый возраст - это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается с огромной силой. Поведение подростка - внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанные с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития. Большая часть этих осложнений является лишь отклонением то нормы, а не симптомом психологического заболевания.
Неблагоприятное воздействие этих социально-психологических факторов может быть уменьшено или нейтрализовано педагогическими средствами. Для этого требуется особая работа социального педагога с естественными установками сознания ребенка, направленная на преодоление социальных стереотипов, неприятия, непонимания иного.
Список литературы
1. Аверин В. Психология детей и подростков. - СПб., 1998.
2. Агеев В.С., Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М., 1990. - с. 139
3. Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. - М.: Генезис, 2005.
4. Аникеева Н.П. «Учителю о психологическом климате в коллективе» - М.: Просвещение, 1983 г.
5. Ахметова И. и др. «Мой выбор». Учебно - методическое пособие для учителя средней школы. Издание третье, исправленное и дополненное. М.: ЗАО «Учительская газета», 2002 г.
28. Дробинская А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей. - М., 2001.
29. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 1993.
30. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб.: «СОЮЗ», 2000.
31. Игры: обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского. - М., 1994.
32. История социальной педагогики / Под ред. М.А. Галагузовой. - М., 2001.
33. Каган В. Психотерапия. - СПб., 1998.
34. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей.Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить. - М., 1990.
35. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. - М., 1994.
36. Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни и как воспитать победителя. - М.-Л., 1991.
37. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. - М., 2001.
38. Ковалев В. Мотивы поведения и деятельности. - М., 1991.
39. Ковалёва Н.В. «Родительские собрания в 5-7х классах» Издание 2-е. - Ростов н/д: Издательство «Феникс», 2004 г.
40. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонения. - М., 1996.
41. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М., 1980.
60. Немов Р.С. Психология. В 3-х книгах. Кн.2. Психология образования. - М., 1995.
61. Никитин А.Ф. Положительные взаимоотношения трудных подростков с коллективом класса как фактор их перевоспитания. - М., 1974.
62. Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
63. Новикова Е.В. Особенности общения и проявления школьной дезадаптации у младших школьников и подростков // Общение и формирование личности. - М., 1987.
64. Образцова Л. Как бороться с неврозами. - СПб., 2001.
65. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога - М., 2001.
66. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. - М., 2004.
71. Прихожан А.М. Развитие уверенности в себе и способности к самопознанию у детей 10 - 12 лет (программа курса занятий) // Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками / Под ред. И.В. Дубровиной. - Москва-Тула, 1993.
72. Психологические механизмы регуляции социального поведения. - М., 1979.
73. Психология и педагогика / Под ред. К.А. Абульхановой, Н.В. Васиной, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. - М., 1998.
80. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М.: Новая школа, 1993.
81. Свядощ А.М. Неврозы. - М., 1982.
82. Скворцов Л.В. Толерантность: иллюзия или средство спасения. // www.tolerance.ru.
83. Социальная педагогика / Под ред. М.А. Галагузовой. - М., 2001.
84. Степаненков Н.К. Педагогика. - Минск, 1998.
85. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. - М., 1998.
86. Степанов П.В. Воспитание толерантности у подростков // Образовательная политика. - 2006 г. - №10. - С. 23 - 27.
87. Сухарев А.В. Этнофункциональная психология: исследования, психотерапия. - М., 1998.
88. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - М., 1971.
89. Федорова Е.М. Подростковые страхи (опыт исследования на основе проективных методик) // Обретение Отечества: истоки и современность: Сборник материалов III научно-практической конференции студентов СППК (г. Омск, 25 февраля 2000 г.) / Под ред. Н.А. Левочкиной. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000. - С. 64 - 69.
90. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М., 1995.
91. Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. - М., 1978.
92. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.