1.3 Измерение эмоций. Геометрическая модель базисных эмоций
2.Составить айсбрейкер
Список используемой литературы
1. Эмоции: определение, феноменология, измерение
1.1 Определение эмоции
Что такое эмоция? Уильям Джемс - автор одной из первых физиологических теории эмоции - дал своей статье, опубликованной более 100 лет тому назад, весьма выразительное название: «Что такое эмоция?» (1884). Однако и через 100 лет после того, как был сформулирован этот вопрос, мы можем прочитать в руководстве «Физиология человека» (1983) следующее признание: «Несмотря на то что каждый из нас знает, что такое эмоция, дать этому состоянию точное научное определение невозможно...
В настоящее время не существует единой общепризнанной научной теории эмоций, а также точных данных о том, в каких центрах и каким образом эти эмоции возникают и каков их нервный субстрат». С этим положением руководства можно согласиться и сегодня.
Большинство исследователей рассматривает эмоциюкаксложныйпсихофизиологическийфеномен, который можно связать с:
3) выразительными характеристиками эмоций (экспрессия лица, интонация, жесты и позы).
Понимание сущности всякого психического процесса невозможно без знания мозговых механизмов, поэтому в психофизиологии эмоций необходимо выделить еще один важный аспект - центральныенейронныемеханизмыэмоций. При рассмотрении нейронных механизмов исследователи обращают основное внимание на устройство нейронной сети, связанной с тем или иным психическим процессом, и на функционирование этой сети, которое выражается в электрической активности отдельных нервных клеток. Функционирование нервной сети невозможно без связей между нейронами, которые осуществляются через синапсы, где главную роль выполняют специальные химические соединения - медиаторы. Медиаторы участвуют в работе всех нервных сетей мозга, включая нейронные сети, связанные с эмоциями. Поэтому и современной психофизиологии эмоций выделяют еще один аспект - нейрохимическиемеханизмыэмоций.
1.2 Феноменология эмоций
При обсуждении феноменологического аспекта понятия «эмоции» необходимо различать эмоциональное состояние человека и эмоциональную черту личности (эмоциональность). Работы Кэттелла и Спилбергера показали, что, например, состояние «тревожности» характеризуется существенно иначе, чем «тревожность» как черта личности, хотя они и не различаются по качеству (содержанию) переживания. «Эмоциональное состояние» может варьировать в широком диапазоне длительностей (от нескольких секунд до нескольких часов) и интенсивностей. «Эмоциональная черта» является характерологической чертой индивида. Например, такие эмоциональные черты характера, как «вспыльчивость» или «гневливость», относятся к особенности (склонности) индивида часто испытывать в процессе жизнедеятельности определенный комплекс негативных эмоций. В связи с этим К. Изард вводит понятие эмоциональногопорога, который характеризует «скорость» и «частоту» воволечения индивида в то или иное эмоциональное состояние.
Эмоциональные состояния разделяются на два класса: собственно эмоциии эмоциональныечувства.
Эмоционально окрашенные чувства (голод, жажда, любопытство, любовь, ненависть, привязанность и т.п.) характеризуются жесткой связью с биологической, социальной или культурной (у человека) потребностью и комплексом эмоций, переживаемых в процессе ее формирования и удовлетворения. Например, любопытство может сопровождаться эмоциями страха, тревоги, удивления или удовольствия. Длительность и эмоциональный состав эмоционального чувства определяются процессами формирования и удовлетворения потребностей. В свою очередь, собственно эмоции также делятся на два класса: врожденные(или фундаментальные,базисные) и приобретенныев индивидуальном, социальном или культурном опыте.
Разные авторы относят к базисным разные эмоции. Тем не менее можно выделить ряд эмоциональных наименований, которые большинство исследователей считают базисными эмоциями. Перечень наименований этих эмоций несколько различается от автора к автору, но если от лингвистического метода составления списка, базисных эмоций перейти к математическому методу и представить «содержимое» этого списка в виде геометрического пространства, то можно увидеть, что все авторы, в сущности, говорят об одной и той же структуре эмоций. Большинство исследователей соглашается с тем, что структуре эмоций можно выделить две существенные особенности, или характеристики. Первую характеристику можно обозначить как эмоциональнуюоппонентность.
К.Изард писал: «...Характеристика эмоций, которая входит в их организацию как систему, -- очевидная полярность между некоторыми парами эмоций... Радость и печаль, гнев и страх часто рассматриваются как противоположности. Другие возможные полярные эмоции - удивление и отвращение, стыд и презрение».
Вторая важная и общая характеристика эмоций - градиентнаясвязьмежду отдельными эмоциями. Ч. Дарвин отмечал, что любопытство может постепенно меняться, переходя в удивление, а удивление - «в леденящее изумление». Убедительные аргументы в пользу этого положения приведены в одной из работ, где показано, что градиент звуковой стимуляции, вызывающей интерес, страх и ужас у ребенка, упорядочен по величине. При этом интенсивность стимула, необходимого для вызова «интереса», наименьшая, а для вызова эмоции «ужаса» - наибольшая.
Возможность описания фундаментальных эмоций как структуры из взаимосвязанных элементов позволяет перейти от качественного описания феноменологии эмоций к количественному математическому анализу путем представления общих характеристик эмоций как геометрических) измерений «эмоционального пространства».
1.3 Измерение эмоций. Геометрическая модель базисных эмоций
Первое пространственное представление эмоций с учетом их феноменологии предложил В. Вундт (1896), основываясь на идее Г. Спенсера (1890) об эмоциональных измерениях сознания, Вундт определил три эмоциональных измерения по следующим оппонентным характеристикам эмоций -- «удовольствие - неудовольствие», «расслабление - напряжение» и «спокойствие - возбуждение». Он организовал эти оппонентные характеристики в виде декартовой системы координат (рис. 1).
Рис. 1. Трехмерное пространство эмоций, образованное тремя оппонентными характеристиками в виде декартовой системы координат.
Последующее развитие идеи представления эмоций точками в некотором «эмоциональном пространстве» связано с работами Вудвортса и Шлоссберга. В экспериментах Шлоссберга испытуемые оценивали эмоциональное выражение лица человека на фотографии по двум девятибалльным шкалам: «удовольствие - неудовольствие» и «принятие - отвержение» («приятие - отталкивание»). Результаты шкалирования были представлены на плоскости, где основные эмоции, выделенные Вудвортсом, образовали круговую траекторию (рис. 2). В дальнейшем под влиянием работ о связи эмоций с уровнем активации в системе «сон - бодрствование» Шлоссберг преобразовал эту круговую модель в цилиндрическую, введя третье измерение -- «сон - возбуждение».
Рис. 2. Горизонтальная плоскость трехмерного пространства Вундта, организованная Шлоссбергом в виде круга фундаментальных эмоций, который лежит в основании цилиндрической модели Вудвортса - Шлоссберга. Горизонтальное измерение характеризует систему «принятие - отвержение», вертикальное - систему «удовольствие - неудовольствие», а вертикальное измерение этой модели определяется характеристикой «сон - бодрствование» по Линдсли. Точка пересечения осей координат характеризует состояние пассивного бодрствования в сочетании с эмоцией «спокойствие».
Трехмерной структуры пространства фундаментальных эмоций придерживается большинство современных исследователей, хотя дискуссии по поводу размерности эмоционального пространства и спецификации его измерений продолжаются до настоящего времени. Например, Экман обнаружил, что измерения «сон - возбуждение» и «приятие - отталкивание» не являются независимыми, поэтому не могут служить самостоятельными измерениями. В связи с этим предлагается другая модель эмоционального пространства, которая имеет некоторые непринципиальные отличия от модели Шлоссберга (рис. 3).
Рис. 3. Круговая траектория фундаментальных эмоций, предложенная Экманом. Отличие от модели Шлоссберга только во взаимной перестановке положений эмоций «гнев» и «отвращение».
Аналогичные модификации, предложенные другими авторами, можно проиллюстрировать на примере модели Плутчека (рис. 4).
Наиболее основательно к вопросу построения пространства эмоций подошел Осгуд. Он определил базисную размерность эмоционального пространства не путем комбинации произвольно выбранных феноменологических характеристик, а с помощью специального статистического метода (метод факторного анализа). В результате Осгуд получил три измерения, которые он определил как удовольствие, активность и контроль и которые соотносились с его семантическими шкалами «оценка», «активность» и «интенсивность».
Под влиянием работ Осгуда и Экмапа исследования структуры эмоционального пространства методами многомерного анализа продолжались, причем связаны они были с использованием двух типов стимуляции - речевых названий эмоций и изображений лиц, выражающих различные эмоции. Данные стимулы используются потому, что непосредственное управление эмоциональным переживанием, как того требует экспериментальный подход, оказывается чрезвычайно сложным. Использование же в качестве стимулов названий эмоций и изображений «эмоциональных лиц» подразумевает, что человек, давая субъективную оценку сигналам, основывается на личном эмоциональном опыте и что эта оценка содержит в себе информацию о реальном эмоциональном переживании. Рассмотрим один из подходов по извлечению этой информации методом многомерного шкалирования, разработанным под руководством Е. Н. Соколова на кафедре психофизиологии МГУ им. М. В. Ломоносова.
Рис. 4. Трехмерная модель Плутчека, в основании которой лежит круговая траектория фундаментальных эмоций
В рамках этого подхода проведен цикл исследований восприятия эмоциональных выражений схематического лица, изображенного в виде овала, на котором линиями были изображены брови, глаза, нос и рот (рис. 5).
Рис.5. Схематическое изображение лица с разными эмоциональными выражениями, заданными только изменением кривизны линии рта и наклона линии бровей
Эмоциональное выражение лица задавалось кривизной рта, которая менялась от нулевого уровня (горизонтальная линия) вверх и вниз с шагом в 14°, и наклоном бровей, также меняющимся от нулевого уровня вверх и вниз, но с шагом в 6°. Целью этих работ было построение геометрической модели зрительного различения схематических лиц по показателям двух типов: 1) по амплитудам вызванного потенциала различения, зарегистрированного в коре мозга человека в ответ на мгновенную смену стимулов, и 2) по данным субъективных оценок различий между эмоциональными выражениями этих же схематических лиц. Методом многомерного шкалирования матрицы оценок попарных различий между 25 лицами-стимулами была построена геометрическая модель восприятия эмоциональных выражений схематического лица.
В этой модели схематические лица представлены точками в четырехмерном пространстве так, что расстояния между точками пропорциональны воспринимаемым различиям между эмоциональными выражениями этих лиц. При этом точки-стимулы не заполняют четырехмерное пространство целиком, а располагаются на поверхности гиперсферы (рис. 6).
Рис. 6. Сферическая модель эмоциональных выражений схематического лица, построенная методом многомерного шкалирования (Измайлов Ч. А., Коршунова С. Г., Соколов Е.Н., 1999).
А) проекция базисных эмоций на плоскость эмоционального тона представляет собой стандартный круг Шлоссберга; б) проекция тех же схематических лиц на другую плоскость эмоционального пространства представляет интенсивность эмоции. Базисные эмоции на этой плоскости также располагаются по кругу
Угловые характеристики векторов сферы соответствуют субъективным характеристикам эмоциональной экспрессии, которые обозначены Е.Н.Соколовым как «эмоциональный тон» (радость, горе, печаль и др.), «интенсивность эмоций» и «эмоциональная насыщенность». Высказывается гипотеза, что четыре декартовы координаты пространства эмоций отражают возбуждения нейронных каналов, кодирующих ориентацию линий рта и бровей.
Размер группы, участвующий в игре, может быть любой. В игре может принимать участие вся группа.
Длительность: 20 минут.
Правила проведения игры:
На отдельном листке каждому участнику предлагается составить свой психологический автопортрет. Он должен состоять не менее чем из 10 психологических признаков, описывающих его особенности характера, увлечения, взаимоотношения с другими людьми, особенности взглядов на мир и т.п.
После составления участниками автопортретов они складывают их в подготовленную коробку (или на отдельный стул). Ведущий или один из участников перемешивает листки и зачитывает их в случайном порядке.
Задача группы - по тексту узнать автора. По окончании каждого «опознания» члены группы могут внести добавления и коррективы в автопортрет участника по тем наблюдениям, которые сложились у них во время занятий.
Список используемой литературы
1. Александров Ю.И. «Психофизиология»
2. Кравцов Р.Д. «Психофизический тренинг»
3. Носков В.А. «Физическая культура и психофизический тренинг»
4. Сосненко А.П. «Психофизический тренинг»
5. Даниленко В.П. «Психофизиология»
6. Р.Р. Кашапов. «Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха»
7. А.В. Петровский. «Введение в психологию»
8. Р.С. Немов. «Общая психология»
9. В.Н. Лавриненко. «Психология и этика делового общения»