Формирование навыков понимания другого человека в гуманитарном цикле начальной школы
Формирование навыков понимания другого человека в гуманитарном цикле начальной школы
72
Министерство образования Республики Беларусь
Барановичский государственный высший педагогический колледж
Формирование навыков понимания другого человека в гуманитарном цикле начальной школы
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Студентка гр.Ш-965 - Якович И.К.
Научный руководитель - Доктор педагогических наук - К.В.Гавриловец
г.Барановичи 2002ПЛАН
I. ВВЕДЕНИЕ 3
II. ГЛАВА 1. Психолого-педагогические основы формирования
навыков понимания другого человека младшими школьниками 5
1.1 Проблема понимания человека человеком
в психолого-педагогической литературе 5
1.2 Теоретические основы организации преднамеренного
восприятия другого в младшем школьном возрасте 12
1.3 Художественная перцепция как процесс познания
человека школьником 22
III. ГЛАВА 2. Операциональные средства формирования навыков
понимания другого человека младшими школьниками 27
2.1 Учебники по литературному чтению как средство
развития у младших школьников навыков понимания
других людей 27
2.2 Организация целенаправленного наблюдения младших
школьников за людскими характерами в учебном процессе 36
2.3 Развитие младших школьников как субъектов
познания других людей во внеклассной работе 43
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
V. ЛИТЕРАТУРА 52
VI. ПРИЛОЖЕНИЕ 54
I. ВВЕДЕНИЕ
Одна из задач «Концепции воспитания молодежи в Республике Беларусь» предусматривает нравственное развитие личности - воспитание моральных качеств: любви, добра, порядочности, милосердия и опыта нравственного поведения.
Намечая пути совершенствования начального образования, Н.К.Крупская писала: «Мы много говорим в школе о наблюдательности над явлениями природы, социальными явлениями; наблюдениям же над живыми людьми, их взаимоотношениями не уделяем должного внимания. А между тем они имеют огромное значение». Полнота понимания другого является одним из важных источников социального опыта и источником развития нравственных чувств детей. Вместе с тем, развитию направленности на другого, умения наблюдать за состоянием других, понимать причины их поведения в начальной школе не уделяется должного внимания. Неразвитость младших школьников как субъектов понимания других является причиной их агрессивности, конфликтов как со сверстниками, родителями, так и другими окружающими людьми. Таким образом, понимание других - это важный механизм эмоционально-нравственного развития растущего человека. Социальная значимость этого личностного образования и не разработанность организационно-педагогических основ его формирования обусловили выбор темы дипломной работы - «Формирование навыков понимания другого человека в гуманитарном цикле начальной школы».
Объект исследования - особенности понимания другого человека младшими школьниками.
Предметом исследования является - формирование навыков понимания другого в учебно-воспитательном процессе начальной школы.
Цель исследования - разработать организационно-педагогические основы формирования у младших школьников навыков понимания другого человека.
Впечатление - 1) след, оставленный в сознании, в душевной жизни чем-нибудь пережитым, воспринятым; 2) влияние, воздействие; 3) мнение, оценка, сложившиеся после знакомства, соприкосновения с кем - чем-нибудь (С.И.Ожегов).
В основу исследования положена гипотеза: младшие школьники приобретут навыки понимания других, если в учебно-воспитательном процессе будет организовано преднамеренное восприятие других как познавательный процесс, объектом которого становятся события в жизни другого человека, его эмоциональные состояния, мотивы его поступков; если практикуются творческие задания, требующие объяснения причин поведения других, используются тренинги по восприятию позитивных качеств одноклассников и других окружающих людей; если ребенок включен в систему гуманных взаимоотношений в школьном коллективе.
В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы задачи:
1. изучить состояние проблемы понимания человека человеком в психолого-педагогической литературе;
2. провести анализ учебников по литературному чтению для 3-4 классов как средства развития у младших школьников навыков понимания других людей;
3. выявить методы организации наблюдения младших школьников за обликом другого человека;
4. определить содержание внеклассной работы по развитию школьников как субъектов понимания других людей.
Методы и методики исследования: теоретический анализ научной литературы, анализ школьных учебников, социометрия, тест, метод решения психолого-педагогических задач.
II. ГЛАВА 1. Психолого-педагогические основы формирования
навыков понимания другого человека младшими школьниками
1.1 Проблема понимания человека человеком в психолого-педагогической литературе
Среди проблем, в разработке которых одинаково заинтересованы как теоретические науки о человеке, так и практика, важное место занимает проблема отражения людьми другу друга в процессе различных видов деятельности.
Известный ученый Э.Межелайтис [10, с.5-37] говорил, что мы должны научиться читать едва уловимый шифр человеческой души, и тогда человек станет понятнее нам. Если же мы никогда не сделаем попытки проникнуть в эту область, она навсегда останется для нас темной, зловещей и полной опасностей.
Понимание человека человеком как психолого-педагогическая проблема стала активно разрабатываться в отечественной науке в 70-е г. XX ст. Значительный вклад в ее разработку внесли А.А.Бодалев, А.А.Леонтьев, А.А.Мелик-Пашаев, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, В.Н.Панферов, Л.Н.Рожина, Я.Л.Коломинский, П.М.Якобсон, М.М.Бахтин, С.П.Рубинштейн и др. Понятийный аппарат проблемы разработан А.А.Бодалевым. В своих трудах «Возрастные и индивидуальные особенности восприятия людьми друг друга», «О познании людьми друг друга», «Личность и общение» и др. он раскрывает и придает всеобщему обозрению вопросы об основных сферах осуществления познания людьми друг друга, о различных уровнях в полноте понимания человека человеком, об особенностях, факторах адекватного и функциях правильного восприятия друг друга общающимися субъектами.
Опираясь на исследования А.А.Бодалева [4, с.89-90], можно выделить следующие сферы осуществления познания людьми друг друга:
1. Общение - вид взаимодействия людей, в котором последний выступают по отношению друг к другу одновременно и объектами, и субъектами.
Достижение положительного результата в общении связано с адекватным чувственным отражением друг друга общающимися субъектами, накоплением и правильным обобщением ими информации друг о друге. Отрицательный результат в общении часто оказывается следствием неадекватного отражения общающимися друг друга, недостаточности и неправильного истолкования информации, которой каждый из них располагает.
2. Деятельность - вид взаимодействия, характерной особенностью которого является переход поступка одного человека в обстоятельства жизни других людей.
3. Труд - способствует выработке у человека общего подхода к другим людям, определения ценности личности каждого из них.
Характер и результаты каждого из вышеперечисленных видов взаимодействия во многом зависят от того, как люди отражают и интерпретируют облик и поведение и оценивают возможности друг друга. Причем, как отмечает А.А.Бодалев, отражение человеком других людей нельзя рассматривать как нечто статичное, раз навсегда данное. Мысли, чувства, и поведение человека по отношению к другим людям свидетельствуют об общем развитии личности. Следовательно, отражение одного человека другим может развертываться на различных уровнях, которые в свою очередь зависят от:
а) опыта
Незначительный или только еще начавший складываться у человека опыт познания и общения неизбежно приводит к низкому уровню адекватности отражения им других людей.
б) возраста и уровня воспитанности
На всех ступенях формирования человека как личности уровень воспитанности субъекта влияет на характер поведения и отношения к нему окружающих, а, следовательно, и на характер впечатлений, которые накапливаются у субъекта от общения с людьми.
В исследовании определяются и те проявления физического и духовного облика человека, на основе которых формируется представление о нем. Среди них:
а) лицо
б) жесты
в) походка
г) голос
д) внешний облик
е) действия, поступки
В разных видах взаимодействия физический облик человека и различные его элементы играют то большую, то меньшую роль. В ряде деятельностей - правильная оценка особенностей физического облика людей - одно из условий успешного выполнения ими задач. Исходя из этого, по мнению автора дипломного проекта, необходимо охарактеризовать каждое из проявлений показать их роль для получения целостного представления о человеке.
Важнейшим элементом в физическом облике человека является лицо. Это определяется тем, что, во-первых, от лица исходит голос, слышимый другим человеком; во-вторых, сокращения лицевых мышц изменяют выражение лица и сообщают о состоянии человека. Изучением особенностей восприятия человеком лиц других людей занимались ряд ученых. Таких, как П.М.Якобсон [27, с.13], Ф.Ленард, Э.Банлаки, С.Ванденберг, М.Маттисон [4, с.100-101] и др., которые стремились:
- проследить, как развивается способность распознавать эмоциональные состояния по выражению лица по мере формирования личности воспринимающего;
- выявить характерные особенности распознавания у людей, страдающих расстройством психического здоровья;
- определить основания, которыми руководствуются люди, определяя выражения лиц.
Вторым немаловажным элементом физического облика человека являются жесты, по которым можно судить об отношении воспринимаемого человека к какому-то событию, лицу, о желании этого человека, о его состоянии.
Согласно наблюдениям М.Кроута, изложенным А.А.Бодалевым [4, с.103], существует связь между различными непроизвольными жестами и определенными состояниями. Так, например, пальцы, сведенные кончиками вместе, означают покорность, смирение; палец у губ - стыд; палец, зажатый обвившими его пальцами другой руки, - самоободрение.
Исследователь М.Гельм [4, с.104] считал, что в состоянии эмоционального напряжения и конфликта возникают многообразные движения смущения и беспокойства, которые заключаются в усиленной мимике рта, закусывании губ, частом покачивании головы, ерзании на стуле, в отбрасывании «мешающих» волос.
Походка человека также обогащает наше впечатление о нем. Она характеризуется рядом черт: ритмом, скоростью, давлением на поверхность, длиной шага, эластичностью. Походке может быть присуща большая или меньшая естественность. Неестественность в походке появляется у человека при состоянии «скованности», чрезмерного напряжения. Изучением механизма ходьбы и исследованием походки занимались Н.А.Бернштейн [3, с.18], А.Вебер, Дж.Браун, К.Энке, С.Фишер, Р.Покорны и др. Так, Р.Покорны в работе «О выражении человека в походке» указывает, что раскачивание при ходьбе - признак аккуратности, точности, иногда даже педантичности. В некоторых случаях раскачивающаяся походка свидетельствует о тщеславии. Он же полагает, что нарушение нормальных пропорций между ростом человека и длиной его шага тоже может свидетельствовать об определенном состоянии или чертах характера. Необычно большие шаги малорослого могут означать желание быстрее достичь цели, стремительность, энергию. Маленькие шаги высокого человека могут говорить не только о неторопливости, но и о робости, о желании отдалить встречу с кем-то.
Еще одним компонентом физического облика, который влияет на впечатление, производимое человеком на окружающих, является голос. Голоса людей различаются по высоте, тембру, манере произношения и являются довольно тонким инструментом выражения состояния их владельцев.
Г.Олпорт, по утверждению А.А.Бодалева [4, с.107], считает, что голос хорошо согласуется с личностью как целым и по нему можно «набросать эскиз» человека, которому он принадлежит.
По мнению автора дипломной работы, голос действительно может «выдать» переживания человека, сказать об отношении его владельца к тому или иному факту, помочь лучше понять самочувствие и темперамент человека.
Помимо признаков, образующих физический облик человека, компонентом внешнего облика являются его одежда, прическа, украшения. От оформления облика человека также зависит характер впечатления, которое складывается о нем у воспринимающих его людей.
И завершают систему проявлений физического и в определенной мере духовного облика человека, на основе которых формируется представление о нем, движения и действия. Они совместно с поступками составляют поведение человека. Воспринимая движения, действия, поступки, деятельность человека, люди приникают в их внутреннее психологическое содержание, познают убеждения, потребности, интересы, чувства, характер, способности личности. Правильной оценке выразительных движений партнера и его личности в целом способствует наличие факторов адекватного восприятия человека человеком:
а) полнота научных знаний о человеке и обществе;
б) широта представлений о человеке, его эмоциональном состоянии, мотивах поведения, подчеркнутых из художественных произведений;
в) широта межличностных контактов и их анализ;
г) психологическая грамотность.
Возвращаясь к особенностям, образующим внешний облик и поведение человека, необходимо отметить, что они могут нести не только осведомительную, но и регулятивную информацию о взаимодействующем с ним человеке. В соответствии с этим А.А.Бодалев [4, с.92-93] выделяет следующие функции правильного восприятия человека человеком:
1) Осведомительная функция - система знаний о другом человеке, которая при нормальном течении процесса совместной деятельности, при реализации человеком целей, которых он хотел бы достичь, общаясь с другим человеком, носит осведомительных характер.
2) Регулятивная функция - информация, участвующая в регулировании поведения человека по отношению к другому.
Исходя из сказанного, всю информацию, поступающую в процессе взаимодействия с другим человеком можно условно разделить на группы в зависимости от ее содержания, способов хранения и целей использования:
а) общеосведомительная информация - это информация о внешних и внутренних устойчивых особенностях другого человека, которая накапливается и сохраняется длительное время, используется при оценке возможностей этого человека;
б) ограниченная осведомительная информация - информация о готовности другого человека к деятельности и о характерном для него поведении в условиях этой деятельности;
в) текущая оперативно-регулятивная информация о поведении, состоянии и возможностях человека.
На важность умения понимать другого по внешним проявлениям его эмоционального состояния, внешнему рисунку его поведения указывали Н.К.Крупская и А.С.Макаренко. Н.К.Крупская считала, что опыт преднамеренного наблюдения за состоянием окружающих надо формировать уже в дошкольном и младшем школьном возрасте. Она указывала, что объектам организованных педагогами наблюдений должны быть представители старшего поколения, дедушки и бабушки, близкие и родственники детей [5, с.24-26].
А.С.Макаренко отмечал, что видеть хорошее в человеке всегда трудно; оно слишком прикрыто повседневностью. Вместе с тем «пониженное представление» о другом сдерживает развитие отношений заботливости, тактичности [5, с.27-29]. В педагогике методики формирования у подростков и старших школьников разрабатывались К.В.Гавриловец. Это методики «Расскажи мне обо мне», методика независимых характеристик [5, с.18].
Таким образом, подводя итоги всему вышесказанному, необходимо отметить, что в последнее десятилетие XX в. все больше и больше ученых включаются в разработку данной проблемы - проблемы познания людьми друг друга. Их исследования создают предпосылки для успешного формирования у человека знания других людей, для постижения роли этих знаний в поведении и деятельности человека. Помимо этого, говоря о специфичности познания человеком человека, необходимо видеть, что это познание связано с установлением и сохранением коммуникаций, в процессе которых люди выступают по отношению друг к другу одновременно и объектами и субъектами. Человек формируется как субъект познания других людей, накапливая и расширяя жизненный опыт, овладевая знаниями об обществе, о человеке и его сознании. Обязательное преломление индивидуального опыта через систему научных знаний об обществе и человеке, а также идей и образов искусства - одно из важнейших условий формирования человека как субъекта познания в современную эпоху.
1.2 Теоретические основы организации преднамеренного
восприятия другого в младшем школьном возрасте
Ряд исследователей (В.В.Зеньковский, Т.И.Гаврилова, Е.И.Кульчицкая, В.А.Сухомлинский) в обучении детей пониманию другого (умению определить по выражению лица, звучанию голоса, позе и т. д. состояние, настроение, самочувствие человека, особенности его отношений) видят важный механизм развития их социального опыта, социальных чувств. Они отмечают, что социальное взаимодействие, чуткость, отзывчивость основываются на формируемой уже в дошкольном и младшем школьном возрасте направленности ребенка на восприятие элементов облика другого человека. Процесс развития человека как субъекта познания другого предполагает переход от непреднамеренного восприятия к целенаправленной деятельности наблюдения другого. «На этой стадии восприятие уже превращается в специфическую, теоретическую деятельность, которая включает анализ и синтез, осмысление и истолкование воспринятого», - отмечает С.П.Рубинштейн [28, с.226]. Преднамеренное восприятие облика другого нуждается в специальном формировании. Случаи «социальной тупости» среди детей, по мнению известного психолога и педагога В.В.Зеньковского [7, с.163], исследовавшего психологию детства, нельзя преодолеть интеллектуальными способами. Если мы говорим детям, что нам тяжело, трудно и т. д., то наши речи действительно не вызывают никакого движения любви к нам в детях. Выслушав наши речи, они остаются равнодушными и холодными. Но если дитя замечает наше страдание, слышит его в голосе, видит в выражении лица и т. д., то без наших слов сердце его исполняется истинной и глубокой жалости.
Неумение читать по внешним признакам эмоциональное состояние другого, увидеть состояние физической и нравственной боли, удрученности блокирует развитие моральных чувств у детей. Такой вывод содержится в работах Е.И.Кульчицкой [13, с.79], исследовавшей генезис гуманных чувств детей. Отмечая, что формирование исследуемых чувств - сложнейший процесс, для которого характерна определенная этапность, автор выделил ряд психических возможностей, на базе которых осуществляется гуманизация растущего человека. Исходным образованием выступает осознанное восприятие ребенком окружающих людей. Формирование этого умения тормозится с одной стороны детским эгоцентризмом, с другой - тяготением младших школьников к героическому, идеальному и равнодушием к обычным людям в их повседневности.
Восприятие человека человеком рассматривается в психологии как непосредственное наглядно-образное отражение одним человеком другого.
Проблема восприятия и понимания людьми друг друга нашла свое отражение в работах Р.С.Немова, А.А.Бодалева, А.А.Леонтьева, В.Н.Панферова. Согласно Р.С.Немову [17, с.493-499], существуют следующие формы восприятия и понимания человека человеком:
1. Аналитическая.
В данном случае каждый элемент внешности человека (руки, глаза, форма губ) связывается с наличием определенной личностной черты. Данный тип восприятия свойствен художникам, врачам.
2. Эмоциональная.
Здесь человеку приписываются те или иные качества личности на основе эмоционального отношения к нему. Такой тип восприятия встречается у детей, лиц женского пола, эмоционально возбудимых лиц.
3. Перцептивно-ассоциативная.
Характеризуется использованием суждений по аналогии при восприятии человека. Признаки его внешнего облика и поведенческие реакции вызывают в памяти воспринимающего образ другого человека, внешне чем-то похожего на воспринимаемого. Этот тип восприятия можно встретить у людей пожилого возраста, у тех, кто располагает достаточно большим и богатым жизненным опытом общения с разными людьми, педагогов, врачей.
4. Социально-ассоциативная.
Восприятие и оценка осуществляется на основе сложившихся социальных стереотипов, т. е. на базе отнесения воспринимаемого лица к определенному социальному типу. Такой тип восприятия встречается у руководителей, политиков, философов, социологов.
Учитывая, что для младшего школьника характерна эмоциональная форма восприятия, мы занялись изучением механизмов восприятия эмоциональных состояний другого. Надо отметить, что в настоящее время единой классификации механизмов восприятия не существует.
Автор работы предлагает рассмотреть только две, считая их наиболее точными и рациональными. По мнению А.А.Бодалева, существуют следующие механизмы восприятия человека человеком [4, с.199-205]:
1) Наблюдательность - умение фиксировать в поведении человека малозаметные, но психологически значимые детали.
2) Воображение. О сущности этого механизма Б.М.Теплов писал: «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения переместись в положение другого человека, мысленно стать на его место. Подлинно чуткое и отзывчивое отношение к людям предполагает живое воображение [31, с.127-128].
3) Интуиция - способность постижения особенностей, характеризующих личность другого человека, путем непосредственного их устремления, без обоснования с помощью доказательства.
4) Эмпатия - способность личности не только правильно осознавать характер эмоционального состояния другого человека, но и умение эмоционально откликаться и подстраиваться под него. Может проявляться в двух формах: сопереживание и сочувствие.
Еще одна классификация механизмов восприятия человека человеком была предложена А.В.Петровским [20, с.45]. Она включает:
1) Идентификацию - способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его самому себе.
2) Рефлексию - это осознание субъектом того, как его воспринимает партнер по общению.
Эти процессы, идентификации и рефлексии, выступают в единстве.
3) Эмпатию - понимание эмоционального состояния другого человека, которое проявляется в форме сопереживания.
4) Механизм каузальной атрибуции - это причинное объяснение поступков другого человека путем приписывания ему чувств, намерений, мыслей и мотивов поведения.
5) Механизм стереотипизации - это классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным явлениям.
Стереотип - это сформировавшийся образ человека, которым пользуются как штампом.
6) Эффект ореола. Общее благоприятное впечатление, оставляемое человеком, приводит субъект к положительным оценкам и тех качеств, которые не были даны в восприятии. Неблагоприятное впечатление порождает отрицательные оценки.
Чаще этот эффект наблюдается тогда, когда субъект обладает малой информацией о человеке, которого он воспринимает.
7) Механизм проецирования - неосознанное наделение другого человека собственными мотивами, приписывание ему переживаний и качеств, которые присущи самому оценивающему.
8) Децентрализация - способность человека отойти от собственной эгоцентричной позиции и воспринять точку зрения другого человека.
Таким образом, исходя из анализа представленных классификаций, можно сказать, что на данный момент в зарубежной и отечественной психологии выделено значительное количество механизмов восприятия человека человеком. Более полный и глубокий их анализ дал возможность автору работы сделать вывод, что формирование этих механизмов происходит по мере накопления растущей личностью опыта общения и совместной деятельности с разными людьми, коллективной рефлексии и в ходе анализа и обобщения данного опыта. Своевременное и умелое использование этих механизмов способствует развитию у растущего человека умения быстро и правильно интерпретировать его эмоциональное состояние, находить наиболее верную тактику взаимодействия с ним.
В данном исследовании подвергаются анализу и условия, которые в определенной степени влияют на характер восприятия человека человеком и требуют учета в работе с младшими школьниками.
Первое условие, влияющее на характер восприятия другого - это состояние эмоционального возбуждения.
Изучением влияния данного состояния на восприятие человека человеком занимался Я.Рейковски [4]. В результате его исследований была выявлена тенденция, которая выражается в более низкой оценке в этом состоянии привлекательности воспринимаемого лица, в оценке этого лица как менее дружески расположенного, а его настроения - как более худшего.
Второе условие - влияние отношения к воспринимаемому.
В.Виттрайх считает, что чувство страха по отношению к воспринимаемому, преклонение перед ним оказывает сильное влияние на воспринимающих лиц. Восприятие человека, которого испытуемые бояться, оказывается не совсем таким, как у тех, кому он безразличен.
Восприятие и понимание личности другого человека постоянно сопровождаются возникновением у познающих этого человека людей тех или иных чувств. Отмечая эту особенность, А.Н.Радищев указывал, что люди в процессе взаимодействия сопереживают друг другу, вызывают друг у друга тот или иной эмоциональный отклик: «Человек сопечатлится человеку, равно он ему и совеселится» [21, с.309].
Третье условие. Для того чтобы правильно воспринять и оценить человека, необходимо внимательно наблюдать за его поведением в тех ситуациях, где он больше всего раскрывает себя как личность. Эти ситуации должны отвечать следующим требованиям:
а) быть таким, в которых поведение человека направлено на достижение целей, соответствующих его наиболее важным жизненным мотивам и потребностям.
б) эти ситуации должны быть связаны с преодолением серьезных препятствий на пути достижения желаемой цели. Среди этих препятствий должны помимо прочего находиться люди, чьи интересы не полностью совпадают с интересами данного человека.
в) соответствующие ситуации должны включать в себя три основные сферы человеческой деятельности: учение, общение и труд, т. к. в каждой из них проявляются существенные и разные стороны личности.
И четвертое условие, влияющее на характер восприятия человека человеком, заключается в том, что наблюдения за человеком с целью его оценки должны проводиться по определенному плану. Для того чтобы получить необходимые для обобщения сведения о личности человека, желательно в общении с ним и в процессе наблюдения за ним обратить внимание на то, что он говорит, как говорит, каким образом реагирует на действия и поступки других людей.
Если возможно, то нужно воспользоваться суждениями других людей о воспринимаемом человеке, т. к. мы не в состоянии постоянно находиться рядом с другим человеком, а значит, можем правильно воспринимать и оценить в человеке только отдельные черты.
«Трудно придумать более дьявольское наказание, - писал У.Джемс, - как если бы кто-нибудь попал в общество людей, где никто на него не обращал бы внимания. Если бы всякий при встрече с нами намеренно не узнавал нас и обходился с нами, как с неодушевленными предметами…»
В этом высказывании схвачена не только потребность человека во внимании к себе людей, но и в определенном отношении. Оно же не в последнюю очередь зависит от того, насколько правильно воспринимают и оценивают люди.
Однако, как показывает анализ педагогической и психологической литературы, существуют факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей [17, с.493-499]. Основные из них:
1. Неумение различать ситуации общения по таким признакам как:
а) цели и задачи общения людей в данной ситуации;
б) их намерения и мотивы;
в) формы поведения, подходящие для достижения поставленных целей;
г) состояние дел и самочувствие людей в момент наблюдения за ними.
2. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания им другого человека.
3. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории, и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.
4. Стремление делать преждевременное заключение о личности оценивающего человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация.
5. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих по естественным причинам со временем. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанное суждение о человеке не меняется, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.
6. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей в оценках личности, стремление полагаться только на собственные впечатления о человеке, отстаивать его.
В процессе организации преднамеренного наблюдения следует учитывать следующие заблуждения, выделенные Р.С.Немовым [17, с.493-499]:
а) Ошибочным является представление человека о том, как в людях взаимосвязаны черты характера, внешний облик и поведение. Нельзя на основе внешнего облика судить о его возможных чертах личности, вероятных поступках и заранее преднастраиваться на определенные формы поведения по отношению к соответствующему человеку.
б) Эффект первичности.
Суть его состоит в том, что первое впечатление о человеке, первая по порядку личностная информация, полученная о нем воспринимающим лицом, способна оказать более сильное и достаточно устойчивое влияние на формирование его образа.
в) Эффект новизны.
Он касается не первого, а последнего из полученных впечатлений о человеке. Та информация, которая в памяти отложилась последней по порядку, также способна сильно влиять на последующее восприятие и оценку данного человека, чем предыдущая.
Поскольку восприятие человеком человека развивается вместе с развитием самого воспринимающего, с формированием у него потребности в общении, познании и в труде, то, по мнению автора работы, следует обратиться к основным тенденциям развития восприятия, сформированным Т.А.Репиной [24, с.13-15]. Они проявляются в следующем:
1. С возрастом при воссоздании облика воспринимающего человека все более часто включаются в качестве существенных признаков компоненты, образующие физический облик.
2. С возрастом при воссоздании облика все более часто включаются в портрет другого человека описания черт его экспрессии как существенных признаков внешности.
3. С возрастом неуклонно падает включение в портрет воспринимаемого человека описаний элементов, образующих оформление внешности человека.
Таким образом, данные тенденции дают возможность говорить, что восприятие - это не нечто статичное, а постоянно усложняющееся и развивающееся явление.
Работая над проблемой восприятия человека человеком, А.А.Бодалев дал свою трактовку тенденций, отражающих специфику данного процесса [4, с.134-147]:
1. Воспринимая других людей и воссоздавая затем их облик, наблюдатель выделяет, прежде всего, рост, глаза, волосы, мимику, нос, особенности телосложения человека. Это объясняется тем, что данные признаки, по мнению субъекта познания, наиболее значимые элементы облика человека.
2. Устойчивый характер имеет тенденция отмечать в облике воспринимаемых людей одни черты, одни элементы и почти совсем не фиксировать другие.
3. Для восприятия других людей существенной особенностью является степень различения и осознания индивидом особенностей их выразительного поведения, т. е. имеет место неодинаковость восприятия одного и того же человека разными людьми.
Анализ выше изложенного дает возможность увидеть, что «красной нитью» через все эти тенденции просматривается одно из важнейших условий формирования человека как субъекта познания - обязательное преломление индивидуального опыта через систему научных знаний об обществе и человеке. Отражая облик одних и тех же людей, испытуемые преломляют его через ту систему знаний о человеке и обществе, которая у них к этому времени сложилась. А т. к. она у каждого из них индивидуальна, то и характер осмысливания разными людьми одного и того же человека будет различным.
Итак, опираясь на положение современной науки, автором дипломной работы изложена сущность процесса восприятия человека человеком, отображены основные тенденции развития, раскрыты особенности и механизмы восприятия, его роль в процессе взаимодействия людей.
Анализ психолого-педагогической литературы предоставил возможность еще раз убедиться в том, что процесс развития человека как субъекта познания другого предполагает переход от непреднамеренного восприятия к целенаправленной деятельности наблюдения другого, причем преднамеренное восприятие облика другого нуждается в специальном формировании. В противном случае неумение читать по внешним признакам эмоциональное состояние другого, увидеть состояние физической и нравственной боли, удрученности блокирует развитие моральных чувств и детей и тем самым способствует развитию «социальной тупости».
1.3 Художественная перцепция как процесс познания
человека школьником
Искусство - своего рода полигон для развития эмоционально-волевых, мотивационных и других аспектов личности. Мы учимся чувствовать, хотеть, относиться к другим людям через искусство. Мы учимся быть людьми через искусство.
А.А.Леонтьев
Знания о человеке вообще и о себе, в частности, субъект черпает из самых различных источников, среди которых многими исследователями (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, М.М.Бахтим, Б.С.Братусь, К.М.Долгов, М.С.Каган, С.В.Кондратьев, Б.М.Теплов и др.) отмечаются произведения искусства, которые, по словам С.Л.Рубинштейна, представляют собой овеществленные акты познания людьми друг друга.
Являясь художественной летописью деяний многих поколений людей разных времен, раскрывая внутренний мир личности, проникая в механизмы психики, искусство открывает возможность познания таких сторон действительности и таких сокровенных тайн человеческой психики, которые не могут быть столь же адекватно исследованы наукой.
Художественному видению открывается личность в целом, в совокупности и различных связях ее свойств и черт, в динамике развития. Благодаря органическому сочетанию в художественном образе единичного, особенного, всеобщего, он становится живым настолько, что, как писал М.Горький, «хочется потрогать его рукой». Тогда читатели, по словам В.Г.Белинского, радуются радостями литературных героев, мучаются их страданиями, рассуждают и спорят между собой об их судьбе, как будто дело идет о людях знакомых им [25, с.3].
«Художественный текст, - как отмечал Л.С.Выготский, - направлен на то, чтобы возбудить в людях мысль и эмоции и в этом своем качестве объективируется через восприятие и чувство читателя [5, с.15]. М.С.Салтыков-Щедрин считал, что под влиянием типов, созданных литературой, человек, незаметно для себя, приобретает новые привычки, постепенно вырабатывает из себя нового человека. При этом весь смысл литературы и ее изучения заключается не в накоплении сырых материалов познания, а в познании, истолковании мира, - с тем, чтобы улучшить мир и себя в нем [25, с.5].
Анализируя выше изложенный материал и опираясь на собственный опыт, автор работы склонен к мнению, что художественное произведение - это один из важнейших источников познания психологии человека. Читая их, можно узнать о человеке все: полную гармонию между миром и личностью, слияние с природой, счастье любви и открытий или, наоборот, разлад с миром, дисгармонию души.
С точки зрения науки, процесс психологического познания человека в условиях восприятия его художественного изображения принято обозначать термином художественная перцепция. Более глубокому осознанию или осмыслению сущности данного понятия способствуют исследования Л.Н.Рожиной [26, с.26]. По ее мнению, художественная перцепция предполагает интерпретацию учащимися художественного описания внутреннего мира человека, его переживаний и размышлений; возникновение представлений об уникальности и ценности человеческой личности.
Это дает возможность еще раз подчеркнуть, что в основе литературы лежит познание человека, познание его психологии.
В ходе проводимых исследований белорусским исследователем Л.Н.Рогожкиной [25, с.31-42] были определены основные параметры восприятия человека, изображенного в художественном произведении. В качестве таковых выступают:
1. Глубина - умение за внешними действиями и поступками, словами, невербальным поведением видеть их внутреннее содержание.
2. Широта отражения образа - умение раскрывать множество нравственных оттенков личности, выявлять многовариантность проявления одного и того же качества в разных условиях, анализировать свойства, характеризующие различные персонажи
3. Сложность - умение видеть то общее, что свойственно тем или иным литературным типам, и то особенное, неповторимое, что отличает их друг от друга.
4. Эмоциональность - возникновение эмпатии, выступающей в основных формах: сочувствия и сопереживания. Это умение поставить себя на место другого, увидеть его глазами то, что с ним происходит, испытывать потребность в благополучии другого.
5. Субъектность - отражение объекта как ценности, в основе которого лежит, с одной стороны, глубокое проникновение в образ, а с другой, - формирование определенного отношения к нему.
6. Эстетическая информативность- умение воспринять специфические особенности стиля писателя, его индивидуальности, интонацию его произведений.
Таким образом, проанализировав выше перечисленные параметры восприятия человека, изображенного в художественном произведении, можно сказать, что они предполагают наличие у учащихся определенной системы умений. Последняя в свою очередь обеспечивает доступ к постижению сложности человеческой личности, путей ее самовыражения: своеобразия каждого и одновременно того общего, что позволяет рассматривать художественный образ как способ исследования жизни.
Читая художественное произведение, индивид не только обогащает свои знания и представления о человеке, но и размышляет, переживает, анализирует цели и мотивы поступков действующих героев.
В процессе исследований, проводимых Л.Н.Рожиной [27, с.3-16], было установлено, что более глубокое постижение характеров литературных героев включает постижение, раскрытие для себя:
- их убеждений и идеалов;
- потребностей и интересов;
- отношения к различным людям, событиям;
- жизненных ценностей;
- черт характера;
- особенностей эмоционального состояния;
- уровней притязания;
- привычек, традиций;
- подражаний.
Таким образом, раскрывая всю сложность мотивов, выявляя их динамику, связь с развитием личности, постигая их смысл, читатель-школьник значительно обогащает свой опыт самопознания и познания важных сторон духовного мира человека.
Художественная литература, раскрывая сложность психической жизни человека, обогащает читателя знанием бесконечно многообразного мира его переживаний, что влечет за собой возникновение разного рода эмоций. П.И.Додоновым [25, с.31-42] была предложена следующая классификация эмоций, возникающих не только на уроках литературы, но и в процессе самостоятельного чтения.
В перечень названных эмоций входят:
1. Альтруистические эмоции - возникают в процессе восприятия художественного описания поступков литературно персонажа, проявляют его доброе отношение к другим, чуткость, отзывчивость, дружелюбие, заботливость, жалость.
2. Коммутативные эмоции - возникают на основе потребности в общении, что влечет за собой приобретение желания «пообщаться» с такими интересными, разнообразными и непохожими друг на друга литературными героями.
3. Практические эмоции - связанные с возникновением желания добиться хороших результатов; наслаждения самим процессом работы, открытия нового, ранее неизвестного.
4. Гностические эмоции - проявляются в стремлении разобраться в разных интерпретациях и оценках одного и того же произведения; желании выработать собственную точку зрения; возникновении чувства восхищения творческой индивидуальностью писателя; удивления перед многосоставностью проблем.
5. Эстетические чувства - включают не только наслаждение красотой стихотворения или фрагмента прозы, но и состояние «очищения», «возвышения», «преображения», восхищение гармонией «волшебных звуков, чувств и душ», чувство изящного, тонкого, прекрасного.
6. Лирические эмоции - связаны с употреблением метафорических сравнений, а также довольно редких эпитетов.
7. Глористические эмоции - связаны с потребностью в самоутверждении и славе, где главное место занимает чувство удовлетворения, возникающее в результате осознания своего личностного роста, изменения роли и места, которое ранее занимал среди одноклассников.