p align="left">¦ повышение частоты пульса или изменение его регулярности;
¦ повышение артериального давления, нарушения в работе желудочно-кишечного тракта;
¦ снижение электрического сопротивления кожи и т. д.
Упомянутые выше авторы -- В. Л. Марищук и В. И. Евдокимов, описывая состояния эмоциональной напряженности (кратковременного стресса), отмечают резкое учащение и нарушение ритмичности пульса и дыхания, обильный пот, резкие изменения диаметра зрачка, вазомоторные реакции на лице, резкое учащение перистальтики и т. д.
Все эти объективные изменения находят свое отражение в субъективных переживаниях человека, испытывающего стресс. Человек, находящийся в состоянии психологического напряжения, обычно испытывает различные негативные переживания:
ь боли в сердце и других органах;
ь затруднение при дыхании, напряжение в мышцах;
ь неприятные ощущения в области пищеварительных органов и пр.
Нарушения нормальной деятельности отдельных органов и их систем, с одной стороны, и отражение этих нарушений в сознании, с другой стороны, приводят к комплексным физиологическим и биохимическим нарушениям: снижению иммунитета, повышенной утомляемости, частым недомоганиям, изменению массы тела и т. д. (рисунок №3) [35; 41 - 44].
Рисунок №3
Эмоциональные проявления стресса
Эмоциональные проявления стресса затрагивают различные стороны психики. В первую очередь это касается характеристик общего эмоционального фона, который приобретает негативный, мрачный, пессимистичный оттенок. При длительном стрессе человек становится более тревожным по сравнению с его нормальным состоянием, теряет веру в успех и в случае особо затяжного стресса может впасть в депрессию. На фоне такого измененного настроения у человека, испытывающего стресс, отмечаются более сильные эмоциональные вспышки, чаще всего -- негативного характера. Это могут быть эмоциональные реакции раздражительности, гнева, агрессии, вплоть до аффективных состояний.
Длительный или повторяющийся кратковременный стресс может приводить к изменению всего характера человека, в котором появляются новые черты или усиливаются уже имевшиеся: интраверсия, склонность к самообвинениям, заниженная самооценка, подозрительность, агрессивность и т. д.
При наличии определенных предпосылок все вышеописанные изменения выходят за пределы психологической нормы и приобретают черты психопатологии, которые чаще всего проявляются в виде различных неврозов (астенического, невроза тревожного ожидания и т. д.). Отрицательные эмоциональные состояния (страх, тревога, пессимизм, негативизм, повышенная агрессивность) одновременно являются и следствиями и предпосылками развития стрессов. Исследование особенностей учебных стрессов показало, что страх перед будущим (как фактор, провоцирующий возникновение стрессовых состоянии) способствовал развитию таких проявлений стресса, как повышенная тревожность, неуверенность в себе, депрессивное настроение, навязчивые негативные мысли и ощущение беспомощности. Разнообразие эмоциональных изменений, встречающихся во время стресса, показано на рисунке №4.
Рисунок №4, эмоциональные признаки стресса.
Субъективные причины возникновения психологического стресс.
Можно выделить две группы субъективных причин, вызывающих стресс. Первая группа связана с относительно постоянной составляющей личности человека, тогда как вторая группа причин стресса носит динамический характер. В обоих случаях стресс может вызываться рассогласованием между ожидаемыми событиями и реальностью, хотя программы поведения человека могут быть длительными или краткосрочными, жесткими или динамичными (см. рисунок №5).
Рисунок №5.
Ю несоответствие генетических программ современным условиям. Ученые к настоящему времени твердо установили, что большинство ответных реакций на биологические и физические воздействия носят рефлекторный характер и генетически запрограммированы на уровне ДНК.
Ю стресс от реализации негативных родительских программ. Часть программ поведения вкладывается в голову ребенка его родителями, учителями или другими лицами, пока его сознание еще отличается повышенной внушаемостью. Эти программы называют "неосознанными установками", "жизненными принципами" или "родительскими сценариями", и они могут оказывать весьма существенную роль на дальнейшую жизнь индивида. Эти установки могут быть вполне полезными для маленького ребенка, но по мере его взросления и изменения условий жизни они начинают усложнять жизнь, делая поведение неадекватным и вызывая стрессы.
Ю стресс, вызванный когнитивным диссонансом и механизмами психологической защиты. Как мы уже выяснили выше, источником многих стрессов являются эмоции человека, которые провоцируют его на спонтанные реакции вопреки голосу разума, пытающегося спокойно и рационально оценить ту или иную ситуацию. Однако бывает и так, что разум начинает подыгрывать чувствам, находя для оправдания нелогичных поступков человека "псевдологичные" объяснения. По мере освоения среды обитания в сознании каждого человека формируется определенная "виртуальная" картина окружающего мира, которая описывает и объясняет все, что происходит с ним самим и другими людьми, а также со всей остальной природой. Если же реальность вступает в противоречие с нашим представлением о возможном и должном, то возникает стресс, причем достаточно сильный. Впервые это явление описал психолог Леон Фестннгер, который ввел понятие когнитивного диссонанса -- противоречия между двумя реальностями - объективной реальностью мира и виртуальной реальностью нашего сознания, описывающей мир. Если некоторое событие не может быть описано в системе существующих у человека представлений о мире, то он крайне редко меняет модель мира. Гораздо чаще человек или создает дополнительные конструкции, укрепляющие модель, или же игнорирует реальность.
Ю Стресс, связанный с неадекватными установками и убеждениями личности.
ь установка на оптимизм или пессимизм.
ь политические и религиозные установки.
Эти стратегии имеют свои преимущества и недостатки, и каждый индивидуум подсознательно или неосознанно выбирает свой тип отношения к жизни, исходя из собственного опыта, примеров родителей и особенностей высшей нервной деятельности.
Ю Невозможность реализации актуальной потребности. В настоящее время наиболее известной и в то же время простой схемой, описывающей организацию человеческих потребностей, является "пирамида" Абрахама Маслоу. В соответствии с "пирамидой Маслоу" выделим соответствующие ее строению основные стрессы:
ь Физиологические потребности - стресс, вызнанный голодом, жаждой, нехваткой сна, неадекватной температурой, умственной и физической усталостью, чрезмерно быстрым темпом жизни или его резкой сменой.
ь Потребность в безопасности - стресс, связанный со страхами и тревогами: страхом потерять работу, страхом провалиться на экзамене, страхом смерти, страхом неблагоприятных изменений в личной жизни, страхом за здоровье близких и т.д.
ь Потребность в принадлежности - стресс от морального или физического одиночества, стресс при потере близких людей или их болезни. Стресс неразделенной любви.
ь Потребность в уважении - стресс крушения карьеры, от невозможности реализовать свои амбиции, стресс от потерн уважения со стороны общества.
ь Потребность в самореализации - стресс от невозможности реализовать свое призвание, стресс от занятия нелюбимым делом. Нередко человек отказывается от любимого дела потому, что на этом настаивают его родители, или под влиянием общественного мнения, которое всегда отличается консерватизмом.
Ю Стресс, связанный с неправильной коммуникацией. Существует множество причин, вызывающих стресс во время общения. Важнейшие из них:
ь неправомерные требования;
ь завышенные ожидания;
ь негативные предубеждения;
ь критика;
ь непонимание ведущей мотивации другого.
Ю Стресс от неадекватной реализации условных рефлексов. Осваивая среду обитания, наш мозг учится распознавать сигналы, свидетельствующие о наступлении важных для организма событий. Это могут быть полезные реакции, помогающие нам заранее готовиться к будущим событиям, но иногда условные рефлексы мешают людям жить. Социальные потрясения, измены и предательства близких людей -- примеры подобных "ошибок" условных рефлексов.
Ю Неумение обращаться со временем (стресс и время). Довольно часто причиной стресса являются чрезмерно размытые временные границы психологического состояния. Это бывает в том случае, если человек слишком большое эмоциональное значение придает прошлому или будущему. В первом случае источником психического напряжения и негативных эмоций является навязчивое воспоминание о каком-то психотравмирующем эпизоде из прошлого. Другой вариант связан с тревогой и переживанием за еще не случившиеся будущие события. В этом случае человек также многократно конструирует в своем мозге образ будущего (причем нежелательного), наполняя его деталями и "оживляя" до такой степени, что он начинает все больше и больше верить в тот неблагоприятный прогноз, который и создает в своем воображении. Такой стресс опасен еще и тем, что часто он программирует будущие неудачи. При этом опасения человека фактически подтверждаются, что негативно сказывается на самооценке и уверенности личности.
Объективные причины возникновения психологического стресса:
1. условия жизни и работы (постоянные компоненты существования):
a) локальные - относятся бытовые домашние проблемы (перебои в водоснабжении, плохое отопление, неработающий лифт и т.д.) тяжелая, изматывающая работа - и транспортные проблемы;
b) глобальные - представлены загрязнением окружающей среды. При этом часто вредные условия среды обитания вызывают стресс не за счет непосредственного воздействия на организм;
2. взаимодействие с другими людьми:
a) отношения с близкими людьми (эмоциональные);
b) деловые отношения (рациональные);
c) конфликты с незнакомыми людьми.
3. политические и экономические факторы:
a) экономические - низкие доходы и высокие расходы;
b) политические - невыгодное экономическое законодательство и неэффективная политическая власть.
4. чрезвычайные обстоятельства
a) природные, техногенные и социальные чрезвычайные ситуации;
b) криминал - экономический ущерб и ущерб здоровью и достоинству;
c) заболевания [35; 102 - 120].
1.3 Гендерные особенности проявления стресса
Учитывая специфику психологического стресса, основные формы его проявления и связанные с ним поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические изменения, а также субъективные и объективные причины возникновения психологического стресса, нельзя отнестись с пренебрежением к гендерным особенностям проявления стресса.
Понятие "гендер" впервые появилось в работе Р.Столера в 1963 г. В дальнейшем, термин "гендер", заимствованный из лингвистики (gender -- род (англ.)), использовался для обозначения культурных характеристик мужчин и женщин в отличие от пола -- совокупности биологических характеристик -- генетических, физиологических и репродуктивных. При помощи понятия "гендер" было проведено структурное отделение естественного (природного) от приобретенного (культурного) в человеке. Введение понятия было подготовлено работами М.Мид по этнографии еще в 30-х гг. XX века [6; 11 - 16].
Гендер - это:
a) социальный пол, во многом обусловливающий особенности собственно личностного и группового поведения и задающий правовую и статусно-социальную позицию индивида в обществе;
b) биологический пол, выступающий как комплекс морфологических и физиологических характеристик, определяющий индивидуальное половое поведение, связанное с направленностью и выраженностью эротических чувств и переживаний.
В социальной психологии термин "гендер" используется для описания той психологической реальности, которая связана лишь с первым вариантом смыслового содержания данного понятия. Более того, в рамках психологической науки в течение последних десятилетий сложился вполне самоценный подход к рассмотрению психологических характеристик половой дифференциации в логике принадлежности субъектов к тому или иному социальному полу. Следует заметить, что сначала сам термин "гендер", а затем и гендерный подход, своим появлением во многом обязаны так называемым "женским" исследованиям.
Одно из подобных всеобъемлющим исследований стало изучение гендерных различий Сандры Липсиц Бем. В ее монографии "Линзы тендера", которая издана в 1993 году подробно рассматривались такие представления о том, как общество приписывает определенные общественные характеристики женщинам и мужчинам об их поступках и возможностях. Пол в данном случае - это знак с символическим значением, приобретенным в ходе исторического развития.
Сандра Бем в своей монографии рассматривает распространенное мнение и веру, что различия в поведении мужчин и женщин, их социальные позиции являются следствием биологических, т.е. половых различий. Анализирует, как пол и гендер взаимодействуют в процессе жизненного цикла (онтогенеза). Основная идея заключалось в том понимании того, что социальное больше поддается изменению, чем биологическое. Последнее определяет прикладное использование тендерных подходов: "изменение социализации мужчин и женщин в сторону реализации интересов и способностей, а не тендерных предписаний и стереотипов. Это поможет мужчинам, например, больше заботиться о своем здоровье, совершать меньше рискованных поступков и, в конце концов, увеличит продолжительность их жизни. Что касается женщин, то они, наконец, прямо смогут признать необходимость выстраивать свое экономическую благосостояние самим, а не окольными путями -- через богатых партнеров", - С. Бем [6; 17 -25].
В соответствии в теорией Бем и на основании принципов деятельности когнитивных процессов, человеческое восприятие селективно -- оно отбирает то, что укладывается в привычную схему полярного восприятия мужчин и женщин, и оставляет без критического рассмотрения то, что чрезвычайно распространено в реальности, но никак не вписывается в рамки сконструированного культурой восприятия. Мы не просто один к одному отражаем окружающие нас предметы и явления в различных репрезентативных системах -- зрительной, аудиальной, тактильной и т. п. Наша познавательная система активно конструирует такой тип восприятия и познания, который характеризуется определенными результатами: поляризацией мужского и женского, иерархизацией мужского и женского и интерпретацией подобного положения вещей при помощи биологизации этого процесса -- то есть объяснением того, что это все естественно, то есть "по природе" [6; 11 - 19].
Теория линз объясняет, что нет никаких мест и профессий, которые бы имели исконные и естественные и неизменные половые признаки. Эти маркеры "мужского" или "женского" есть сиюминутные и преходящие требования культуры патриархата, которая вписаны в детские умы с детства, хотя большинство родителей не могут объяснить детям, что такое пол. Они также сами затрудняются назвать критерии пола. Оказывается, это самая загадочная и табуированная тема. Удивительно, что половые различия так и остаются загадкой для некоторых детей и даже подростков. Бем предлагает две стратегии решения этой проблемы. Первая состоит в том, чтобы обучить детей различиям между полами. Вторая стратегия состоит в том, чтобы дать детям альтернативную или "разрушительную" схему, с помощью которой они смогли бы интерпретировать и расшифровывать культурные послания от референтной группы, рекламы, фильма или комикса. Для начала родители должны обучить детей различию между полами, обратив их внимание на социальные представления о поле. Для этого они должны продемонстрировать нетрадиционные тендерные роли. Папа может готовить обед, купать детей, а мама -- водить машину и продвигаться в науке. Родители должны избегать дисциплинирования ребенка с ссылкой на пол как один из самых распространенных аргументов бессильных воспитателей: "Ты же мальчик, ты не должен жаловаться и плакать, как девчонка! Пойди и дай сдачи!" или "Ты же девочка, ты должна быть аккуратной и послушной!". Данные предписания устанавливают сильнейшее воздействие на дальнейшую жизнь и вызывая психологический стресс между родительскими установками и субъективными желаниями личности [6; 125 - 134].
Позже Бем расширила эту теорию, когда писала "Линзы тендера" и переименовала ее в инкультуральную теорию линз. Основа последней -- это то, что нам важно знать процесс становления гендерно конвенциальной личности это частный случай становления субъекта, усвоившего культуру в своем контексте. В эту теорию входят два соответственных теоретических представления:
· Первое -- это система общих культурных линз, включенных в социальные институты, культурный дискурс, повседневные разговоры.
· Второе теоретическое представление связано с тем, как эти культурные линзы исподволь усваиваются детьми, которые социализируются в этой культуре. То, что они автоматически (как часть процесса окультуривания) усвоены этими детьми, и, в конечном итоге, раз эти культурные линзы были усвоены, ребенок начинает видеть, думать, чувствовать и оценивать виртуально все культурно-специфическим способом. Как результат этого, он/она конструирует свое "я", которое согласуется с культурными линзами и поэтому участвует в социальном воспроизводстве культурной системы. Когда усвоенные характеристики стали продуцировать различия и неравенство между мужчинами и женщинами -- на уровне психологической идентичности и как наша культурная система полового неравенства требует этого неравенства для своего воспроизводства [6; 22].
Таким образом, теория "Линз тендера" Сандры Бем выражает культурно-историческую составляющую гендерных особенностей стресса связанных с психологическими установками личности.
Последующие исследования гендерных различий на основе разделения психологии пола, выделили три типа:
1. мускулинный тип - типично мужественные черты личности;
2. феминный тип - типично женственные черты личности;
3. андрогинный тип - смешанные черты женского и мужского.
Данные исследований указывают на то индивиды с андрогинным типом, обладающие одновременно феминными и маскулинными чертами, стрессоустойчивее, так как менее жестко придерживаться полоролевых норм, свободнее переходят от традиционно женских занятий к мужским и т. д. При этом выяснилось, что максимальное соответствие установок и реакций полоролевому стереотипу, т. е. высокая мускулинность у мужчин и высокая феминность у женщин, отнюдь не является гарантией психического благополучия. Высокая феминность у женщин часто коррелирует с повышенной тревожностью и пониженным самоуважением - эти черты тоже входят в набор феминности. Высокомаскулинные мальчики-подростки чувствовали большую уверенность в себе и удовлетворенность своим положением среди сверстников, но после 30 лет эти мужчины оказались более тревожными менее уверенными в себе и менее способными к лидерству. Высокофеминные женщины и высокомаскулинные мужчины хуже справляются с деятельностью, не совпадающей с традиционными нормами полоролевой дифференциации. Дети, поведение которых строже всего соответствует требованиям их половой роли, часто отличаются более низким интеллектом и меньшими творческими способностями. Напротив, индивиды, относительно свободные от жесткой половой типизации, обладают более богатым поведенческим репертуаром и психологически более благополучны.
Серьезные споры возникают и при интерпретации данных. Ригидность полоролевых установок и поведения может быть как индивидуально типологическим свойством (в этом случае она будет коррелировать с общей ригидностью установок и поведения), так и функцией системы полоролевых предписаний, жесткость которых варьируете зависимости от ситуации и вида деятельности. Как считают Спенс и Хельмрайх, поиск глобальных измерений маскулинности и феминности или полоролевой идентичности - задача явно иллюзорная. "Классы психологических свойств и поведенческих структур, различающих мужчин и женщин, в данное время и в данной культуре, не только множественны, но и могут иметь разные корни и относительно независимо варьировать у разных индивидов" [19].
Методологические трудности не уменьшают актуальности изучения психологии половых различий в особенностях проявления стресса, но они подчеркивают, что такое изучение обязательно должно быть междисциплинарным, учитывая и динамику социальных половых ролей, и этнокультурные особенности испытуемых.
Так, как стресс это психологическое состояние рассмотрим биологические концепции различий в возникновении стресса у мужчин и женщин.
Наличие существенных психологических различий между мужчинами и женщинами само по себе ни у кого не вызывает сомнений. Однако эмпирические данные на этот счет, несмотря на огромное число исследований, недостаточны и часто противоречивы.
Так половые различия биохимии и строения головного мозга влияют на то, как мужчины и женщины реагируют на окружение или вспоминают стрессовые события. Голдстейн установила, что у мужчин миндалина она крупнее, чем у женщин. Ее предположения складывались в том, что эти анатомические особенности будут определять и неодинаковый характер реакций на стресс у самцов и самок. Для проверки данного предположения Катарина Браун (Katharina Braun) из Университета Отто фон Герике в г. Магдебург (Германия) разлучила недавно родившихся детенышей дегу с матерями. Для этих небольших южноамериканских грызунов, похожих на крыс и живущих в природе многочисленными колониями, даже кратковременная изоляция от сородичей может обернуться стрессом. Затем ученые измерили концентрацию серотониновых рецепторов в различных областях головного мозга молодых зверьков. Серотонин - нейротрансмиттер, играющий ключевую роль в эмоциональном поведении животных и человека. (Терапевтическое действие препарата прозак, например, основано на его способности усиливать активность серотонина.)
В период изоляции детеныши дегу могли слышать голосовые сигналы матери. Было показано, что такая слуховая информация повышала концентрацию серотониновых рецепторов в миндалине самок и снижала их концентрацию у самцов. Хотя полученные данные трудно экстраполировать на поведение человека, можно предположить, что если сходные процессы происходят и у детей, тревога, связанная с разлукой с матерью, по-разному влияет на эмоциональное состояние мальчиков и девочек. Если мы хотим понять, почему, например, тревожные расстройства намного чаще встречаются у девочек, чем мальчиков, необходимость в проведении подобных экспериментов становится очевидной.
Изучая нейрофизиологические механизмы восприятия и воспоминания стрессовых событий, Ларри Кэхилл выявил различия в процессах образования следов памяти на волнующие инциденты у мужчин и женщин (как известно, у животных эти процессы связаны с активацией миндалины). В одном из первых экспериментов добровольцам была продемонстрирована серия фильмов, содержавших сцены насилия, и с помощью ПЭТ оценивали активность их головного мозга. Было обнаружено, что число фильмов, содержание которых могли вспомнить испытуемые, коррелировало с уровнем активности миндалины во время их просмотра. Различия в процессах формирования памяти на волнующие события у женщин выражены сильнее, чем у мужчин.
ПТСР - не единственное психическое нарушение, по-разному проявляющееся у женщин и мужчин. В исследовании, проведенном методом ПЭТ Мирко Диксичем (Mirko Diksic) из Университета Макджилла, было обнаружено, что у мужчин выработка серотонина в среднем на 52% выше, чем у женщин. Возможно, здесь и кроется причина более высокой подверженности женщин депрессии (ведь это расстройство лечат препаратами, повышающими концентрацию серотонина). Эти данные говорят о большей восприимчивости психологических стрессорных ситуаций у женщин и о том, что ПТСР по-разному проявляется у женщин и мужчин.
В докладе Национальной академии наук США (2001 г.), посвященном половым различиям в состоянии здоровья граждан, говорится: "Половая принадлежность - одна из важнейших характеристик человека, которую необходимо учитывать при планировании и анализе исследований в биомедицине и других областях науки, связанных со здоровьем человека" [24].
Краткие выводы к первой главе:
В данной теоретической части исследования по проблеме гендерных особенностей стресса была раздела на три основные части, в которых мы подробно рассмотрели:
· научные концепции по проблеме стресса в отечественной и зарубежной психологии. Все это представлено в первой части - "стресс как проблема в разработках на современном этапе". Здесь бы проанализированы работы Ганса Селье "Стресс без дистресса" три стадии стресса, когнитивная концепция Лазаруса по копинг-поведению, по клинико-психопатологическим проявлениям стресса Ю.А. Александровского, изыскания Е.Черепановой, различные статистические исследования стресса: причины и уровни стресса у разных категорий людей, О.С. Копина, Е.А. Суслова, Е.В. Заикин, В. Зигерт, Л. Ланг; О.Б. Долгинова и Е.Б. Красная, Д. Хоффельд.
· во второй части нами было раскрыты основные формы проявления психологического стресса и связанные с ним поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические изменения, а также субъективные и объективные причины возникновения психологического стресса.
· третья часть полностью была посвящена гендерным особенностям и исследованиям поло-ролевых различий в проявлении стресса. Здесь также раскрыто понятие гендера и проанализирована концепция Сандры Липсиц Бем.
На основе всего этого мы можем перейти к практической части исследования данной проблемы и возможно мы внесем что-то свое, новое.
2. Практическое исследование и анализ полученных результатов
Цель и задачи исследования: цель данного исследования состоит в выявлении стрессовых состояний личности и изучении гендерных особенностей проявления стрессовых состояний. Исходя из поставленной цели, нами решаются следующие задачи:
1. использование научных концепции зарубежных и отечественных исследователей, как база для собственного исследования;
2. выявить особенности проявления психологического стресса у мужчины и женщины;
3. определить психологический пол с помощью разработанной методики Сандры Бем;
4. диагностировать и определить подверженность к стрессовым состояниям личности с помощью специализированных методик;
5. сделать анализ результатов проведенного исследования.
Гипотеза исследования: в проводимом исследовании я выдвигаю гипотезу о том, что мужчины меньше подвержены стрессу, чем женщины того же возраста.
Объектом исследования: являются различия в проявлении стресса у мужчин и женщин.
Предметом исследования: гендерные особенности стресса.
Методы исследования:
Теоретические: анализ научных разработок по психологии относительно исследуемой проблематики, системный анализ и синтез.
Эмпирические:
Ю беседа, проводилась на начальном этапе исследования и в ходе всего исследования;
Ю методика Сандры Бем. Данная методика была предложена Сандрой Бем (1974) для диагностики психологического пола и определяет степень андрогинности, маскулинности и фемининности личности. Опросник содержит 60 утверждений (качеств), на каждое из которых испытуемый отвечает "да" или "нет", оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств. Опросник можно применять и в форме экспертного рейтинга. В таком случае оценка испытуемого по представленным качествам осуществляется компетентными судьями -- людьми, хорошо знающими испытуемого (муж, жена, родители и др.).
Ю тест реактивной тревожности Спилбергера. Данный тест является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч.Д. Спилбергером и адаптирован Ю.Л.Ханиным.
Назначение теста:
Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий "веер" ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.
Данный опросник позволяет дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние.
Ю и методы математической статистики.
База для исследования: в исследовании принимали участие 60 учеников из 11-того "А", "Б", "В" и "Г" классов средней образовательной школы №4. Среди учеников была произведена выборка: 30 мальчиков и 30 девочек, в возрасте от 16 до 17 лет.
2.1 Исследование
На первом этапе исследования испытуемым была предложена методика Сандры Бем (приложение №1), которая выявляет три типа "психологического пола":
1. Мускулинность - типично мужские черты личности, традиционно к ним относятся такие, как независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе и др.
2. Феминность - типично женские черты личности такие, как уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию и др.
3. Андрогинность - в соответствии с существующими представлениями индивид не обязательно является носителем четко выраженной психологической маскулинности или фемининности. В личности могут быть на паритетных началах представлены существенные черты как маскулинного, так и фемининного типов. При этом предполагается, что у андрогина эти черты представлены гармонично и взаимодополняемо. Считается, что такая гармоничная интеграция маскулинных и фемининных черт повышает адаптивные возможности андрогннного типа. При этом большая мягкость, устойчивость в социальных контактах и отсутствие резко выраженных доминантно-агрессивных тенденций в общении никак не связаны со снижением уверенности в себе, а напротив проявляются на фоне сохранения высокого самоуважения, уверенности в себе и самопринятия.
С помощью данной методики были получены следующие данные, которые представлены в таблице ниже:
Испытуемый № n/n
Сумма в баллах,
(F - M) : 2,322
Выявленный тип:
№1 (муж., 16 лет)
= (0,8 - 0,8) : 2,322 = 0
Андрогинность
№2 (муж., 16 лет)
= (0,8 - 0,7) : 2,322 = 0,04306632
Андрогинность
№3 (муж., 17 лет)
= (0,6 - 0,9) : 2, 322 = 0,12919897
Мускулинность
№4 (муж., 16 лет)
= (0,75 - 0,7) : 2,322 = 0,02153316
Андрогинность
№5 (муж., 16 лет)
= (0,7 - 0,75) :2,322 = 0,02153316
Мускулинность
№6 (муж., 16 лет)
= (0,85 - 0,85) = 0
Андрогинность
№7 (муж., 17 лет)
= (0,65 - 0,85) : 2,322= 0,8613264
Мускулинность
№8 (муж., 16 лет)
= (0,7 - 0,75) : 2,322 = 0,02153316
Мускулинность
№9 (муж., 17 лет)
= (0,8 - 0,7) : 2,322 = 0,04306632
Андрогинность
№10 (муж., 17 лет)
= (0,85 - 0,75) : 2,322 = 0,04306632
Андрогинность
№11 (муж., 16 лет)
= (0,55 - 0,75) :2, 322 = 0,08613264
Мускулинность
№12 (муж., 16 лет)
= (0,75 - 0,8) : 2,322 = 0,02153316
Мускулинность
№13 (муж., 17 лет)
= (0,7 - 0,9) : 2,322 = 0,08613264
Мускулинность
№14 (муж., 16 лет)
= (0,6 - 0,6) :2,322 = 0
Андрогинность
№15 (муж., 16 лет)
= (0,8 - 0,7) : 2,322 = 0,04306632
Андрогинность
№16 (муж., 16 лет)
= (0,75 - 0,7) : 2,322 = 0,02153316
Андрогинность
№17 (муж., 16 лет)
= (0,7 - 0,75) :2,322 = 0,02153316
Мускулинность
№18 (муж., 17 лет)
= (0,6 - 0,9) : 2, 322 = 0,12919897
Мускулинность
№19 (муж., 16 лет)
= (0,8 - 0,7) : 2,322 = 0,04306632
Андрогинность
№20 (муж., 17 лет)
= (0,85 - 0,75) : 2,322 = 0,04306632
Андрогинность
№21 (муж., 16 лет)
= (0,75 - 0,8) : 2,322 = 0,02153316
Мускулинность
№22 (муж., 16 лет)
= (0,75 - 0,7) : 2,322 = 0,02153316
Андрогинность
№23 (муж., 17 лет)
= (0,8 - 0,7) : 2,322 = 0,04306632
Андрогинность
№24 (муж., 17 лет)
= (0,85 - 0,75) : 2,322 = 0,04306632
Андрогинность
№25 (муж., 16 лет)
= (0,75 - 0,8) : 2,322 = 0,02153316
Мускулинность
№26 (муж., 16 лет)
= (0,85 - 0,6) : 2,322 = 1,0766581
Феминность
№27 (муж., 16 лет)
= (0,85 - 0,75) : 2,322 = 0,04306632
Андрогинность
№28 (муж., 16 лет)
= (0,85 - 0,85) = 0
Андрогинность
№29 (муж., 17 лет)
= (0,7 - 0,75) : 2,322 = 0,02153316
Мускулинность
№30 (муж., 16 лет)
= (0,7 - 0,9) : 2,322 = 0,08613264
Мускулинность
№31 (жен., 16 лет)
= (0,8 - 0,65) : 2,322 = 0,06459948
Андрогинность
№32 (жен., 16 лет)
= (0,85 - 0,6) : 2,322 = 1,0766581
Феминность
№33 (жен., 17 лет)
= (0,75 - 0,7) : 2,322 = 0,02153316
Андрогинность
№34 (жен., 16 лет)
= (0,9 - 0,8) : 2,322 = 0,04306632
Андрогинность
№35 (жен., 16 лет)
= (0,9 - 0,6) : 2,322 = 1,2919897
Феминность
№36 (жен., 17 лет)
= (0,75 - 0,55) : 2,322 = 0,08613264
Андрогинность
№37 (жен., 16 лет)
= (0,8 - 0,65) : 2,322 = 0,06459948
Андрогинность
№38 (жен., 17 лет)
= (0,95 - 0,5) : 2,322 = 1,9379844
Феминность
№39 (жен., 16 лет)
= (0,75 - 0,7) : 2,322 = 0,02153316
Андрогинность
№40 (жен., 16 лет)
= (0,85 - 0,7) : 2,322 = 0,06459948
Андрогинность
№41 (жен., 17 лет)
= (0,9 - 0,3) : 2,322 = 2,583979
Феминность
№42 (жен., 16 лет)
= (0,85 - 0,7) : 2,322 = 0,06459948
Андрогинность
№43 (жен., 16 лет)
= (0,8 - 0,6) : 2,322 = 0,08613264
Андрогинность
№44 (жен., 17 лет)
= (0,85 - 0,65) : 2,322 = 0,08613264
Андрогинность
№45 (жен., 16 лет)
= (0,8 - 0,65) : 2,322 = 0,06459948
Андрогинность
№46 (жен., 16 лет)
= (0,8 - 0,65) : 2,322 = 0,06459948
Андрогинность
№47 (жен., 16 лет)
= (0,85 - 0,7) : 2,322 = 0,06459948
Андрогинность
№48 (жен., 17 лет)
= (0,9 - 0,6) : 2,322 = 1,2919897
Феминность
№49 (жен., 16 лет)
= (0,85 - 0,7) : 2,322 = 0,06459948
Андрогинность
№50 (жен., 16 лет)
= (0,85 - 0,7) : 2,322 = 0,06459948
Андрогинность
№51 (жен., 17 лет)
= (0,75 - 0,7) : 2,322 = 0,02153316
Андрогинность
№52 (жен., 16 лет)
= (0,95 - 0,5) : 2,322 = 1,9379844
Феминность
№53 (жен., 16 лет)
= (0,95 - 0,5) : 2,322 = 1,9379844
Феминность
№54 (жен., 16 лет)
= (0,7 - 0,9) : 2,322 = 0,08613264
Мускулинность
№55 (жен., 16 лет)
= (0,7 - 0,75) : 2,322 = 0,02153316
Мускулинность
№56 (жен., 17 лет)
= (0,75 - 0,7) : 2,322 = 0,02153316
Андрогинность
№57 (жен., 16 лет)
= (0,85 - 0,6) : 2,322 = 1,0766581
Феминность
№58 (жен., 16 лет)
= (0,85 - 0,85) = 0
Андрогинность
№59 (жен., 16 лет)
= (0,95 - 0,5) : 2,322 = 1,9379844
Феминность
№60 (жен., 17 лет)
= (0,6 - 0,9) : 2, 322 = 0,12919897
Мускулинность
На основе полученных табличных данных мы построили следующую диаграмму. По ней хорошо видно, что испытуемым мальчикам более, присущи мужские черты личности (мускулинный тип), и они позиционируют себя как мужчины - 43,3% от всех испытуемых мальчиков, при этом 53,3% испытуемых мальчиков имеют смешанный, андрогинный тип личности и всего 3% (один испытуемый) имеет феминный тип.
По группе испытуемых девочек были получены следующие данные: лишь у 30% девочек из всей выборки феминный тип личности, 60% девочкам присущ андрогинный тип личности и у 10% испытуемых девочек выявлен мускулинный тип.
Выводы по методике С. Бем: анализируя полученные данные мы можем сказать, что соответствие "психологическому" полу больше у мальчиков, чем у девочек того же возраста. Возможно, это вызвано современными условиями жизни, либо психологическими особенностями личности.
Методика №2 - тест реактивной тревожности Спилбергера.
С помощью данной методики (приложение №2) нам удалось выявить реактивную тревожность (РТ) у всех испытуемых по выборкам и соотнести данные с предыдущей методикой - все это представлено в нижеуказанной таблице.
№ n/n испытуемых мальчиков
Тип по тесту С.Бем
Индивидуальные значения РТ в баллах
№ n/n испытуемых девочек
Тип по тесту С.Бем
Индивидуальные значения РТ в баллах
1
Андрогинный
21
1
Андрогинный
24
2
Андрогинный
19
2
Феминный
21
3
Мускулинный
23
3
Андрогинный
22
4
Андрогинный
28
4
Андрогинный
25
5
Мускулинный
32
5
Феминный
19
6
Андрогинный
18
6
Андрогинный
24
7
Мускулинный
20
7
Андрогинный
28
8
Мускулинный
21
8
Феминный
20
9
Андрогинный
26
9
Андрогинный
27
10
Андрогинный
24
10
Андрогинный
20
11
Мускулинный
27
11
Феминный
18
12
Мускулинный
20
12
Андрогинный
19
13
Мускулинный
18
13
Андрогинный
20
14
Андрогинный
22
14
Андрогинный
24
15
Андрогинный
18
15
Андрогинный
23
16
Андрогинный
32
16
Андрогинный
24
17
Мускулинный
24
17
Андрогинный
28
18
Мускулинный
18
18
Феминный
21
19
Андрогинный
21
19
Андрогинный
24
20
Андрогинный
27
20
Андрогинный
28
21
Мускулинный
28
21
Андрогинный
19
22
Андрогинный
30
22
Феминный
24
23
Андрогинный
22
23
Феминный
25
24
Андрогинный
36
24
Мускулинный
18
25
Мускулинный
24
25
Мускулинный
24
26
Феминный
21
26
Андрогинный
36
27
Андрогинный
23
27
Феминный
21
28
Андрогинный
22
28
Андрогинный
22
29
Мускулинный
30
29
Феминный
19
30
Мускулинный
24
30
Мускулинный
22
По подсчету полученных баллов, среди испытуемых мальчиков:
· с андрогинным типом - достаточно низкая вероятность стресса, лишь у трех испытуемых (№16, №22, №24) умеренные показатель реактивной тревожности (РТ), которая характеризует субъективное переживание реакции на стрессовую ситуацию;
· с мускулинным типом - низкая вероятность стресса, с низкими показателями реактивной тревожности (РТ). Лишь у одного испытуемого из тринадцати умеренный показатель РТ;
· с феминным типом - низкие показатели, как по РТ, но данный показатель может не входить в выборку, так как он единичный.
Среди испытуемых девочек:
· с андрогинным типом - низкая вероятность стресса, лишь у одной испытуемой №26 умеренный показатель РТ, что говорит о том, что данная испытуемая испытывает стресс.
· с феминным типом - низкие показатели РТ по всей выборке;
· с мускулинным типом - также низкие показатели реактивной тревожности.
Между индивидуальными значениями методики С.Бем и теста на реактивную тревожность Спилбергера по всей выборке (n = 60 человек) был произведен подсчет ранговой корреляции, по коэффициенту Спирмена. Сумма r = 0,060977457, по определению слабая корреляционная зависимость, или отрицательная. Данные корреляции говорят о том, что между показателями нет никакой зависимости.
Выводы по методике №2: как мы видим из полученных данных с помощью теста на выявление личностной тревожности Спилбергера, данные из группы мальчиков с данными из группы девочек и вне зависимости от типа психологического пола ничем не отличаются.
Таким образом, гипотеза исследования о том, что мужчины меньше подвержены стрессу, чем женщины того же возраста не подтвердилась.
Заключение
Актуальность вопроса, рассматриваемого в данной курсовой работе, настолько велика, что и решению это проблемы - гендерных особенностей стресса, уже неоднократно обращались, и будут обращаться в последующие годы снова и снова.
В написании этой работы передо мной стояли определенные цели и задачи, содержание которых описывается вводном разделе. Поэтому в первой главе в целом освещаются теоретические аспекты изучения проблемы стресса в разработках на современном этапе. Здесь были проанализированы работы Ганса Селье "Стресс без дистресса" три стадии стресса, когнитивная концепция Лазаруса по копинг-поведению, по клинико-психопатологическим проявлениям стресса Ю.А. Александровского, изыскания Е.Черепановой, различные статистические исследования стресса: причины и уровни стресса у разных категорий людей, О.С. Копина, Е.А. Суслова, Е.В. Заикин, В. Зигерт, Л. Ланг; О.Б. Долгинова и Е.Б. Красная, Д. Хоффельд. Также в теоретической части нами были раскрыты основные формы проявления психологического стресса и связанные с ним поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические изменения, а также субъективные и объективные причины возникновения психологического стресса.
Для осмысления исследуемой проблемы был проведен анализ исследований гендерных особенностей и поло-ролевых различий в проявлении стресса, раскрыто понятие гендера и проанализирована концепция Сандры Липсиц Бем.
Практическая часть курсовой работы содержит в себе два раздела, первый из которой полностью посвящен описанию основных целей и задач исследования, гипотезы исследования, в этом же разделе освящены основные методы данного исследования. В следующем разделе дается описание результатов, полученных в ходе эксперимента. Здесь же приводиться анализ количественных показателей, полученных при помощи первичной статистической обработки используемых методик. По данным первой методики мы выяснили, что испытуемым мальчикам более, присущи мужские черты личности (мускулинный тип), и они позиционируют себя как мужчины - 43,3% от всех испытуемых мальчиков, при этом 53,3% испытуемых мальчиков имеют смешанный, андрогинный тип личности и всего 3% (один испытуемый) имеет феминный тип.
По группе испытуемых девочек были получены следующие данные: лишь у 30% девочек из всей выборки феминный тип личности, 60% девочкам присущ андрогинный тип личности и у 10% испытуемых девочек выявлен мускулинный тип. Анализируя полученные данные мы можем сказать, что соответствие "психологическому" полу больше у мальчиков, чем у девочек того же возраста.
С помощью второй методики на выявление реактивной тревожности, мы можем утверждать о том, что результаты по группе мальчиков с данными из группы девочек и вне зависимости от типа психологического пола ничем не отличаются. Подтверждением этого служат корреляционные данные, где r = 0,060977457, по определению слабая корреляционная зависимость, или отрицательная.
Таким образом, гипотеза исследования о том, что мужчины меньше подвержены стрессу, чем женщины того же возраста не подтвердилась.
9. Виткин Д. Женщина и стресс / Д. Виткин, - СПб.: "Питер", 1996. - 305 стр.
10. Виткин Д. Мужчина и стресс / Д. Виткин, - СПб.: "Питер", 1996. - 207 стр.
11. Гейссельхард Р., Хофманн-Буркарт К. Прощай, стресс. Лучшие техники релаксации / Р. Гейссельхард, К. Хофманн-Буркарт, - М.: "Омега-Л", 2006. - 167 стр.
12. Гилмор Д. Становление мужественности: культурные концепции мускулинности / Дэвид Гилмор, - М.: "РОССПЭН", 2005. - 264 стр.
13. Гринберг Дж. Управление стрессом / Дж. Гринберг, - СПб.: "Питер", 2004. - 496 стр.
14. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности / Н.Н. Данилова, А.Л. Крылова, - М.: МГУ, 1989. - 399 стр.
15. Женщины, познание и реальность: исследования по феминистской философии / под ред. О.В. Дворкиной, - М.: "РОССПЭН", 2005. - 440 стр.
16. Заболотский И.Б., Илюхина В.А. Физиологические основы различий стрессорной устойчивости здорового и больного человека / И.Б. Заболотский, В.А. Илюхина, - Краснодар: "Кубанская медицинская академия", - 1995. - 100 стр.
17. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматическое и соматопсихические расстройства у детей /Д.Н. Исаев, - СПб.: "Речь", 2005. - 400 стр.