арсифаль все это видел. У него не было сил, чтобы всех исцелить и все сразу исправить, но он обещал вернуться, когда станет сильнее, чтобы снять тяготеющее над монастырями проклятие. Какое-то время спустя, в один прекрасный момент, он обязательно вернется и исполнит свое обещание.КРАСНЫЙ РЫЦАРЬИтак, Парсифаль продолжал свой путь, пока не повстречал Красного Рыцаря, который только что покинул дворец короля Артура. Красный Рыцарь обладал такой силой, что все войско короля Артура пасовало перед ним. Поэтому, когда ему что-нибудь требовалось, он просто приходил и брал это. Да и во всем остальном он делал лишь то, что ему хотелось, никого не опасаясь. Рыцарь ехал, держа в руках серебряный кубок, который украл из дворца. Ни у одного из королевских подданных не хватило мужества его остановить. Последний оскорбительный поступок Красного Рыцаря заключался в том, что он плеснул вино из графина прямо в лицо королеве Гиневре.Пораженный видом Красного Рыцаря, Парсифаль уставился на него во все глаза. Тот был весь в алом: в алых доспехах, лошадь была покрыта алой попоной, седло на ней было алое, и вся экипировка рыцаря и его вооружение были алого цвета. Он представлял собой великолепное, даже роскошное зрелище. Пасифаль попросил Красного Рыцаря остановиться и поведал ему, что тоже хочет стать рыцарем, только не знает, как это сделать. Изумленный наивностью стоявшего перед ним юного дурака, Красный Рыцарь даже не тронул Парсифаля, а лишь сказал ему, что, если тот хочет стать рыцарем, пусть направляется ко двору короля Артура, а сказав так, он громко расхохотался и поскакал прочь.Безусловно, причина для смеха у него была. Чтобы стать рыцарем, следовало пройти немало испытаний. Но наивный Парсифаль все спрашивал, и спрашивал, и спрашивал, пока наконец не добрался до двора короля Артура. Король Артур был добрым человеком: он не стал насмехаться над Парсифалем, а просто объяснил ему, что, прежде чем стать рыцарем, человек должен многому научиться и быть посвященным во все рыцарские искусства. И Парсифаль его понял.Среди придворных дам короля Артура была одна девушка, с которой шесть лет назад случилось несчастье, и все эти годы никто ни разу не видел на ее лице улыбки и не слышал ее смеха. Но среди подданных короля Артура существовало предание, согласно которому несчастная девушка, ни разу не улыбнувшаяся за шесть лет, счастливо улыбнется и зальется веселым смехом, если к ней приблизится самый достойный и мужественный рыцарь на свете. И вдруг произошло то, чего никто не ожидал: увидев Парсифаля, девушка вдруг звонко и весело рассмеялась. Случившимся был потрясен весь королевский двор. Оказывается, здесь, в замке, появился самый достойный на свете рыцарь! Перед девушкой стоял наивный юнец, мальчик в домотканой одежде, абсолютный невежда, но, несмотря на все это, она рассмеялась. Невероятно!Мы знаем, что, пока в мужчине не проявилась часть личности, воплощенная в образе Парсифаля, в нем преобладает фемининность: она никогда не улыбается, не способна быть счастливой и начинает радоваться лишь при появлении Парсифаля. Если же мужчине удается пробудить к жизни ту часть души, где живет Парси-фаль, то и другая часть его личности обретает радость жизни.Недавно я был свидетелем подобного случая. Ко мне на консультацию пришел мужчина. Он плакал. Жизнь казалась ему совершенно невыносимой. С ним практически невозможно было разговаривать. Поэтому я стал рассказывать ему всякие истории, а время от времени просил его принимать в них участие. Фактически я заставлял его играть роль Парсифаля. Я заставил его совершать детские путешествия, и вдруг он рассмеялся. Девушка, находящаяся у него внутри, которая не смеялась целых шесть лет, вдруг залилась счастливым и веселым смехом. Теперь у него появились энергия и мужество, чтобы двигаться дальше. Пробуждение в мужчине образа Парсифаля вызывает к жизни самые жизнеспособные стороны его личности.Король Артур очень серьезно отнесся к тому, что произошло с девушкой, и сразу же посвятил Парсифаля в рыцари. В это время один из приближенных короля, преисполненный зависти к Парсифалю, толкнул его в костер. Парсифаль остался цел и невредим, но смертельно обиделся. Кроме того, завистник ударил девушку, которая только-только вновь обрела способность смеяться. Парсифаль пришел в ярость и поклялся отомстить обидчику за оскорбленную честь дамы.Затем он подошел к королю Артуру и сказал: "У меня есть одно желание. Я хочу получить коня и все доспехи Красного Рыцаря". Все стоявшие вокруг громко расхохотались, ибо при дворе короля Артура не было ни одного рыцаря, который мог бы помериться силой с Красным Рыцарем.Не переставая смеяться, король Артур сказал Парсифалю: "Я тебе разрешаю. Ты станешь обладателем коня и доспехов Красного Рыцаря, если тебе удастся их заполучить".Парсифаль только того и ждал. Он помчался на поиски Красного Рыцаря и, встретив его, напрямую заявил, что получил от Короля Артура разрешение взять его коня и доспехи. В ответ Красный Рыцарь громко расхохотался и бросил Парсифалю: "Прекрасно. Возьми, если сможешь".К тому времени у Парсифаля уже был слуга, который выковал ему меч. Мне очень хотелось, но никак не удавалось выяснить, откуда у Парсифаля появился меч. Ни в одном источнике я этого не нашел. Возможно, это тот самый естественный меч, который каждый мальчик имеет от рождения, унаследовав его от своих предков.Итак, между ними произошел поединок, и случилось невозможное: Парсифаль убил Красного Рыцаря, поразив его в глаз.Во французской версии это единственное убийство во всем мифе. Парсифаль побеждает дюжины рыцарей на протяжении всего мифа, но убивает только Красного Рыцаря. Эстер Хар-динг в своей книге "Психическая энергия" обсуждает подробности протекания процесса эволюции психической энергии, начиная с энергии инстинкта и вплоть до той, которая находится под контролем сознания. В тот момент, когдаПарсифаль убивает Красного Рыцаря, он отбирает у него огромную энергию, символизирующую силу инстинкта, и становится ее обладателем, тем самым укрепляя Эго. Можно с уверенностью утверждать, что это время превращения подростка в мужчину. Дальнейшее личностное развитие потребует от него передачи всей энергии, которую Эго к тому времени успело накопить, некоему универсальному центру личности - самости,- который заведомо не вписывается в рамки любой конкретной жизни. Но об этом миф нам расскажет несколько позже.На своем пути Парсифаль побеждает многих рыцарей, но никого из них не убивает. С каждого побежденного рыцаря он берет обещание отправиться ко двору короля Артура и верой и правдой ему служить. Этот психологический процесс характерен для мужчины, находящегося в среднем возрасте: ему покоряется один внутренний энергетический центр за другим, переходя под власть Благородного Короля. Этот процесс воистину облагораживает мужчину среднего возраста и является величайшим благом для соответствующего этапа его карьеры.Вместе с тем нет никакого объяснения убийства Красного Рыцаря. Здесь можно сделать паузу и поразмышлять над тем, какой бы была судьба западной культуры, если бы Красный Рыцарь не погиб, а вместе с остальными побежденными рыцарями отправился служить королю Артуру.Индийские учения предоставляют альтернативную возможность направления находящейся у нас внутри энергии Красного Рыцаря. Они усматривают эту альтернативу в уменьшении полярности между добром и злом в жизни каждого из нас; тем самым энергия Красного Рыцаря снижается, а не уничтожается совсем и не передается Эго. Однако традиция западной культуры - это героический путь борьбы и преодоления всевозможных препятствий, путь, на котором убивают и покоряют и в конечном счете добиваются победы.Победа над Красным Рыцарем может случиться во внутреннем мире мужчины или в его внешней деятельности. Обе победы одинаково полезны. В каждом случае Красный Рыцарь олицетворяет сильное, мужественное, маскулинное начало, обладать которым жаждет каждый мальчик.Одна из самых горьких сторон жизни состоит в том, что обычно победа одного человека достигается ценой поражения другого. Возможно, таким поражением является смерть Красного Рыцаря. Сладость победы особенно ощущается в присутствии проигравшего. Она может быть в общем присуща маскулинности, или же это может быть стадия ее эволюции, которую в один прекрасный день удастся преодолеть. На данный момент победа над Красным Рыцарем оказывается кровавой и жестокой.Если Красный Рыцарь оказался убит "вовне", это значит, что мальчик обретает маскулинное начало, преодолевая серьезные препятствия, встречающиеся на его жизненном пути. Он берет верх в соперничестве над своим противником. Здесь ему потребуются мужество и риск, и тогда он обретет силу Красного Рыцаря. Это могут быть какой-то выигрыш или победа, но обязательно в соревновании или соперничестве - в футбольном матче или в каком-либо конкурсе, и даже трудное и опасное путешествие, как, например, поход в горы, открытый вызов или неповиновение кому-то или чему-то. К сожалению, мальчик обычно получает доспехи Красного Рыцаря, только с кого-то их сняв. Именно в этом состоит суть жестокой конкуренции в подростковом возрасте и конкурентности в общей природе маскулинности. Почти каждый мальчик должен одержать победу над кем-то. Его победа не будет полноценной, пока кто-то другой не потерпит от него поражения, а это означает, что и ему когда-то придется проиграть. И тем не менее он должен добыть доспехи Красного Рыцаря. Чтобы оказаться наверху, необходимо победить. Мальчики упорно сражаются за такую победу, ибо для них это вопрос жизни и смерти.Часто приходится одержать десятки побед над Красным Рыцарем, чтобы обрести нужную силу. Если мужчина не особенно рефлексивен, он будет сражаться с Красным Рыцарем всю свою жизнь.Мужчина часто привносит это стремление к конкуренции, имеющее некоторую подростковую окраску, во всю свою деятельность. Возможно, некоторый соблазн военных сражений и окружающий военную жизнь романтический ореол имеют свои корни в уже знакомой нам психологической структуре Красного Рыцаря.Но у поединка с Красным Рыцарем существует и внутренний аспект. Чтобы мальчик превратился в мужчину, он должен уметь овладеть собственной агрессией. Он не может стать мужчиной, не понимая, что значит быть агрессивным, но это должна быть агрессия, управляемая в соответствии с его сознательной установкой. Если он окажется во власти собственной ярости и стремления к насилию, хорошего ждать не приходится: его мужское начало, его маскулинность еще не сформированы. Психологически эго означает, что он побежден Красным Рыцарем. Его Эго находится в прострации, а находящийся внутри Красный Рыцарь одержал победу, которая проявляется в животной ярости, стремлении к насилию, даже в вандализме или преступных действиях. Поэтому каждый мальчик на своем пути к зрелости должен научиться сдерживать агрессию и стремление к насилию и уметь интегрировать эту грозную маскулинную часть в целостную, осознающую себя личность.Посмотрев на Красного Рыцаря с такой точки зрения, можно убедиться в том, что этот персонаж олицетворяет теневую сторону маскулинности, то есть ее негативную, потенциально деструктивную часть. Чтобы овладеть маскулинной энергией, нужно вступить в поединок с теневой стороной личности, а не подавлять ее. Мальчик не может одержать победу, подавляя свою агрессивность, ибо он испытывает потребность в маскулинной энергии, которую может извлечь из собственной тени - Красного Рыцаря. Поэтому Эго юноши должно стать таким сильным, чтобы совладать с собственной яростью и сознательно применять содержащуюся в ней энергию для преодоления препятствий, стоящих на пути к достижению целей.Совершенно очевидно, что и внешний, и внутренний поединок - это две стороны одной и той же борьбы. Чтобы одержать победу над внешним оппонентом и завоевать пальму первенства, мальчик должен быть способным владеть своей маскулинной энергией и направить ее в нужное русло, но, кроме того, преодолеть трусость и страстное желание материнской опеки, защищающей его от опасности. В то же время очень немногим мальчикам удается одержать победу только во внутреннем поединке. Для укрепления маскулинности необходимо наличие и преодоление внешних препятствий, мобилизующих волю и подкрепляющих ощущение идентичности.Есть еще одна интересная деталь. Когда Парсифаль собрался облачиться в доспехи КрасногоРыцаря, слуга его предупредил: "Прежде чем надеть эти доспехи, вам следовало бы снять домотканую одежду, сшитую вашей матерью". Но Пар-сифаль его не послушал и надел доспехи Красного Рыцаря прямо поверх домашней рубахи.Иными словами, он облачился в новую маскулинность поверх своего материнского комплекса*. Разумеется, все сразу пошло вкривь и вкось. Такое поведение свойственно молодому человеку в 15-16 лет. Он приобретает новую силу, чувствует в себе способность оторвать голову и перегрызть глотку кому угодно, но вся проявляющаяся в нем агрессивная маскулинность существует поверх материнского комплекса. Это очень нелепая и смешная комбинация. Конечно же, она абсолютно непродуктивна.Парсифаль вскочил на коня Красного Рыцаря и отправился дальше. В этом эпизоде в одной из версий мифа есть любопытная деталь: Парсифаль проскакал целый день без остановки, не зная, как остановить коня. С наступлением ночи, устав от долгой скачки или по какой-то другой, неизвестной нам причине, конь остановился сам. Это был первый день, который Парсифаль провел верхом.Если каждый мужчина будет достаточно честен с самим собой, то вспомнит, что в юности, впервые довольно легко вскочив на коня Красного Рыцаря, он долго не мог остановиться!ГУРНАМОНДНаконец Парсифаль добрался до жилища Гур-намонда, своего крестного отца. Общение с крестным отцом является огромным благом для мальчика на этапе его превращения в мужчину. К тому времени отношения с родным отцом могут утратить свою значимость или прекратиться совсем, когда мальчик становится подростком. Он еще не обладает полной независимостью, но слишком горд, чтобы советоваться с отцом в интимных вопросах. В наше время очень редко существуют близкие отношения между отцом и сыном-подростком. Как раз в этот период мальчику нужен крестный отец, мужчина, который продолжает воспитывать мальчика, когда родной отец потерял с ним контакт. Гурнамонд был архетипи-ческим крестным отцом, который обучал Пар-сифаля рыцарским искусствам. Он закалял его, дипломатически обходя все острые углы (кроме того, Гурнамонд снял с Парсифаля находящуюся под доспехами Красного Рыцаря домотканую, сшитую матерью одежду), и учил всему, что должен знать мальчик, жаждущий стать рыцарем. Он настаивал, чтобы Парсифаль остался у него еще хотя бы на год, но тот отказался и внезапно покинул своего крестного отца, почувствовав, что матери понадобилась его помощь.Гурнамонд дал Парсифалю два важных совета. В очень многих мифах упоминаются либо точно такие же советы, либо очень похожие на них. Первый заключался в том, что Парсифалю следует отправиться на поиски Чаши Грааля, ибо это единственная цель, достойная настоящего рыцаря. При этом он должен неуклонно следовать главному правилу: никогда не соблазнять женщину и никогда не соблазняться женщиной. Ему нельзя вступать с женщиной в интимную связь, иначе никогда не видать Священной Чаши.Второй совет Гурнамонда заключался в том, что, добравшись до замка Грааля, Парсифаль должен задать главный вопрос: "Кому служит Чаша Грааля?" Этот весьма загадочный вопрос нам непонятен до сих пор. Оба совета Гурнамонда Парсифаль постоянно держал в голове, ни на минуту о них не забывая.Итак, Парсифаль отправился на поиски матери. Вскоре он узнал, что сразу после его отъезда ее сердце разрывалось от тоски и печали, и она умерла. Вы, конечно, помните, что ее звали Разбитое Сердце. Естественно, Парсифаль почувствовал себя виноватым в том, что произошло, но именно таким оказывается один из неизбежных этапов становления и развития мужской психологии. Нет ни одного сына, который, становясь мужчиной, так или иначе на какое-то время не порвал бы отношений с матерью. Оставаясь с матерью, чтобы обеспечить ей комфорт и поддержку, он никогда не избавится от материнского комплекса. Часто мать делает все, чтобы удержать сына около себя. Один из наиболее искусных способов в этом отношении - укреплять в нем идею преданности матери, но, если эта идея овладеет им полностью, все закончится тем, что маскулинность сына будет серьезно уязвлена. Сын должен этого избежать и покинуть свою мать, даже если на какой-то момент это может показаться предательством; мать же обязана вынести эту боль. Однако позже сын, подобно Парсифалю, может вернуться, чтобы выстроить отношения с матерью на совершенно ином уровне. Но это произойдет лишь после того, как сын самостоятельно обретет независимость и установит эмоциональные отношения с женщиной своего возраста. В нашем мифе мать Парсифаля умерла, так и не дождавшись его возвращения. Очень вероятно, что она воплощает в себе тот тип женщины, которая может жить, исполняя только материнскую роль, и психологически "умирает", когда эта роль заканчивается, так как не понимает, что значит быть просто женщиной, личностью, ибо никогда не ощущала себя ею, а была только матерью.БЛАНШФЛЕР
Многие люди совершают свое странствие в жизни, твердо веря в его необходимость, но слабо осознавая психологически, зачем они отправились в это странствие или когда оно могло их увлечь. Иногда у них есть определенная цель, но они не могут ее достичь. Часто им неожиданно помогает судьба, и они достигают более глубокой цели. Так случилось и с Парси-фалем, который отправился на поиски своей матери. Но вместо нее от нашел девушку по имени Бланшфлер, что означает "Белый Цветок", и понял, что этой встречи он ждал всю жизнь, еще до своей встречи с Чашей Грааля.
Как мы уже знаем, Парсифалю не удалось застать в живых мать, но во время путешествия ему встретился замок, где жила прекрасная дама в то время, когда ее постигло несчастье. Замок носил ее же имя - Бланшфлер. Бланшфлер - первая по значимости прекрасная дама во всем мифе. Все, что ни делал Парсифаль потом, было связано с прекрасной дамой по имени Бланшфлер.
Может показаться, что Бланшфлер - самая несчастная и неудовлетворенная жизнью женщина, какую можно себе представить; однако следует помнить: Бланшфлер - не реальная женщина из плоти и крови. Она воплощает часть внутреннего мира Парсифаля, его внутреннюю фемининность. Если женщина из плоти и крови начинает вести себя подобно Бланшфлер, с ней следует немедленно расстаться.
Замок, в котором жила девушка, осадили враги, поэтому она попросила помощи у Парсифа-ля. Она обещала ему солнце, луну и все звезды на небе, если он поможет ей освободить замок. Подчинивишись глубинному закону, который гласит: "Мужчина не знает своей силы до тех пор, пока она ему не потребуется", юноша обещал освободить ее замок от захватчиков. Парсифаль вышел перед осаждавшим замок неприятельским войском и вызвал на поединок второго по силе рыцаря. Победив его, юноша взял с него клятву верности и отправил ко двору короля Артура. Затем Парсифаль вызвал на поединок первого рыцаря неприятельского войска и поступил с ним точно так же. К концу нашей истории у двора короля Артура соберется целая толпа побежденных противников, присланных Парсифалем.
Рассуждая над глубинным смыслом этого поэтичного эпизода, Юнг говорит о "перемещении центра тяжести личности", то есть о процессе извлечения маскулинной энергии из бушующего резервуара бессознательного и соединения ее с центром сознания личности, который в этой легенде символизирует король Артур вместе с рыцарями Круглого Стола. Этот процесс является очень тонким, хорошо подготовленным и глубоко осознанным. В первой половине жизни ни одно стремление не может быть благороднее и почетнее стремления к этому идеалу.
Только служа Бланшфлер, Парсифаль смог ясно представить свое героическое предназначение. Она была его прекрасной дамой, вдохновлявшей на все совершенные им подвиги. Совсем не случайно материнские наставления привели ослепленного Парсифаля к "той, которая нас вдохновляет и одухотворяет нашу жизнь". Эту вдохновительницу, живущую "за пазухой" каждого мужчины, Юнг назвал анимой - вселяющей душу, одушевляющей, той, которая открывает фонтанирующий источник жизни в сердце любого мужчины. Бланшфлер по праву носит свое имя.
Эти поединки с двумя главными противниками могут символизировать многочисленные сражения, через которые должен пройти мальчик, чтобы освободиться от влияния отца или брата. По мере взросления юноше следует уйти из семьи, вступив в борьбу за свою свободу с каждым членом собственной семьи или с кем-то другим, если этот человек может заменить ему в таком поединке роль отца или брата. Если на работе возникает внезапный конфликт, он часто свидетельствует о том, что у кого-то еще существуют эмоционально напряженные отношения с братом несмотря на то, что подростковый возраст остался далеко позади.
Освободив замок, Парсифаль вернулся к Бланшфлер и провел с ней ночь. Мы располагаем каждой самой интимной подробностью их встречи. Если говорить кратко, но возвышенно, они лежали, держа друг друга в объятиях: голова к голове, плечо к плечу, бедро к бедру, колено к колену, ступня к ступне. Но это была очень целомудренная ночь: они были как брат и сестра. Парсифаль выполнил данную им клятву: никогда не соблазнять женщину и никогда не соблазняться женщиной. Кажется, в это трудно поверить. Но следует иметь в виду, что все это происходило во внутреннем мире, глубоко внутри самого Парсифаля. Эту клятву он должен был сдержать, чтобы увидеть Грааль.
Ранее мы уже убедились в том, что Бланшфлер в мифе - не реальная женщина из плоти и крови; речь идет о внутренней женской части, существующей в каждом мужчине, то есть о его аниме. Чрезвычайно важно уметь отличать реальную женщину из плоти и крови от внутренней мужской фемининности, а законы, существующие во внутреннем мире, от законов внешнего мира. Принадлежащие внутреннему миру законы нашей психики абсолютно уникальны и очень часто отличаются от законов внешнего мира. Поэтому самая важная часть этого мифа рассказывает нам о событиях, происходящих с внутренней женщиной, особенно о том, как ее отличать от реальной женщины, живущей во внешнем мире.
Очень важно осмыслить странный запрет на интимные отношения с женщинами, если мужчина занят поисками Чаши Грааля. Это, пожалуй, самая важная вещь в мифе о Священной Чаше. Если мы сможем это понять, Чаша окажется в наших руках.
Снова и снова хочу повторить: пожалуйста, запомните, что эти наставления и советы относятся к тому, как мужчина должен вести себя по отношению к своей внутренней фемининности, внутренней женщине. Они не имеют никакого отношения к его поведению по отношению к реальной женщине. Как правило, люди не осознают этого различия. Они не ощущают необходимого для осмысления пространства своего внутреннего мира. Тогда они следуют этим запретам в реальной жизни, и получается так, что и миф, и средневековье, и психология рыцарского движения понимаются превратно или не понимаются вообще.
Мужчина не приближается к ощущению счастья или к обладанию Священной Чашей, когда покидает женщину из плоти и крови, оставляя ее в одиночестве. Если мы попробуем перенести этот внутренний закон на свое внешнее поведение, то очень скоро придем к пуританству и обремененности чувством вины, что и происходит сплошь и рядом. Но у нас до сих пор нет законов, которые помогали бы нам управлять своим внутренним миром. В мифе о Чаше Грааля содержится совсем немного информации о том, как вести себя с реальной женщиной, но вместе с тем он изобилует ценными сведениями, имеющими отношение к внутренней женщине. А именно это нам нужно больше всего.
Имеет смысл подумать о громадном духовном опыте, который мы отвергаем, воспринимая его чисто внешне, без глубоких переживаний. Лишь очень немногие открыли для себя всю полноту смысла непорочного зачатия. Оно содержит в себе огромное значение для каждого человека, следующего процессу индивидуации, сообщает нам о великом таинстве, о рождении Христа, происходящем у нас внутри в результате воссоединения божественной силы с бессмертной человеческой душой. При общении и соединении души с Богом внутри нас может родиться Христос, и если это случилось, то случилось так же таинственно и непостижимо, как и само непорочное зачатие. Но если мы будем упорствовать в поисках буквального исторического смысла Рождества Христова - того, что предшествовало рождению младенца Иисуса и как именно он родился,- то никогда не доберемся до великого внутреннего смысла этого явления и его глубинной истины.
Большую часть христианского учения составляют заповеди, которые воспринимаются, выполняются и придают значимость внутреннему миру человека; они меньше всего применимы в качестве норм для внешнего поведения. Но эту разницу хорошо понимают лишь очень немногие люди.
Если существует путаница между законами внутреннего и внешнего мира, появляются серьезные затруднения. Если мужчина начинает относиться к женщине из плоти и крови в соответствии с правилами отношения к внутренней фемининности, своей аниме, наступает настоящий хаос.
Давайте посмотрим, что произошло в средние века, когда мужчина впервые начал искать контакт со своей анимой. Анима существовала всегда, но лишь совсем недавно мужчина открыл в себе способность к более или менее осознанному отношению к собственной фемининности. До того, как это произошло, отношение мужчины к окружающим его женщинам было преимущественно инстинктивным. Но по мере того, как он стал ощущать затруднения и даже опасность, исходящие от собственной анимы, началась охота на ведьм. Вместо укрощения внутренней фемининности, ставшей для него слишком опасной, он занялся поисками внешнего врага и стал сжигать на кострах невинные создания, вся вина которых заключалась в несколько странном поведении. Сейчас мы готовы сжечь невиновную женщину, а именно - нашу внутреннюю женщину (хотя на практике сжечь ее - это в любом случае не лучшее решение; если это сделать, она обязательно вернется и, в свою очередь, сожжет нас). И в настоящее время мы не слишком далеко ушли в своем развитии от охотников на ведьм. Мы все еще проецируем связь с внутренней женственностью или дефицит этой связи на отношения с реальными женщинами.
Согласно рыцарскому уставу, рыцарь должен не только не подвергать женщину насилию и не причинять ей вреда, но и относиться к ней как к неземному созданию. Но, как правило, законы рыцарства не касались обращения с реальными женщинами. Разумеется, существовала не только рыцарская, но и обычная этика. Конечно же, земная женщина ценит и мужское уважение, и нежность, но она вряд ли почувствует себя счастливой, а отношения будут развиваться гладко, если мужчина станет путать ее со своей внутренней женщиной.
Стоит обратить внимание на то, что мы исследуем мифы почти так же, как исследовали бы сновидения, ибо и там, и там применимы почти одни и те же правила. Сон практически полностью является внутренней реальностью, и каждый его образ отражает какую-то часть личности сновидца. Например, если мужчина видит во сне прекрасную даму, можно с уверенностью утверждать, что этот персонаж имеет прямое отношение к его внутренней фемининности. Интерпретировать этот образ буквально - как проявление сексуального интереса или определенного отношения к подруге - слишком примитивно. Совершив такую ошибку, мы потеряем глубинный смысл сновидения. Точно так же и в мифе: если понимать наставления Гурнамон-да Парсифалю буквально, наше представление о сути существующих отношений будет мало чем отличаться от карикатуры на средневековое рыцарство.
Что же все-таки представляет собой та внутренняя женщина, от которой Парсифалю следует держаться подальше? Конечно же, это та самая женская мягкость и податливость, имеющая огромную ценность для внутреннего мира, которая может испортить мужчине всю жизнь, если он перепутает внутреннее с внешним и эта путаница будет проявляться в его поведении.
НАСТРОЕНИЕ И ЧУВСТВО
Чтобы больше узнать о влиянии, которое оказывает на мужчину внутренняя женщина, мы должны отметить некоторые очень важные различия, существующие между эмоцией, чувством и настроением. Многие смешивают эти понятия и ощущения. Для них настроение - это и эмоция, и чувство. Однако смешивать их ни в коем случае нельзя; следует обязательно различать эти понятия и ощущения, с тем чтобы определить отношение к своей фемининности, ясно увидеть ее влияние на собственную психику. Имеет смысл потратить на это время.
Эмоция - суммарная психическая энергия, которой обладает человек. Для более развитой личности это совокупность энергетических состояний. Основной характеристикой эмоции является ее энергия. Сама по себе эмоция нейтральна по отношению к морали; она может быть благоприятной или пагубной в зависимости от того, к чему относится. Наслаждаться чем-то в жизни - значит внести много эмоций в отношение к этому объекту. Эмоции могут поддерживать позитивное и оптимистическое отношение к жизни. В то же время сильные эмоции влияют на депрессивное состояние человека: он ломает себе руки или бегает по комнате кругами в погоне за чем-то несущественным и пустым. Определение эмоции как психической энергии относительно доступно для понимания.
Более сложная задача - определить, что такое чувство. Это понятие употребляется слишком часто и трактуется настолько широко, что на практике произошла чуть ли не полная утрата его прямого смысла, и, следовательно, нельзя говорить о его точном применении. Я хочу использовать слово "чувство" в его истинной коннотации для описания особенного переживания. Чувствование - это оценивание, придание ценности тому, что чувствуется. Чувство не такое жгучее и неуловимое, как эмоция; это то рациональное качество, которое придает ценность полученному опыту. Тот же смысл этому понятию в своей типологии придает Юнг, определяя мышление, чувствование, ощущение и интуицию.
Думая о чем-то, человек делает интеллектуальную оценку и, разумеется, это осознает.
Но все данные процессы не имеют никакого отношения к чувству. Поскольку в данном случае отсутствуют как смысл суждения, так и ценностное отношение, человек никак не связан с предметом своих мыслей. Акт мышления совершенно отличается от акта чувствования. Чувствовать - значит придавать ценность тому, что происходит. Если человека спросить, какое именно чувство он испытывает по отношению к кому-то или чему-то, адекватный ответ будет таким: хорошее или плохое, ужасное или прекрасное. Таким образом мы придаем ценность всему, что чувствуем.
Теперь о настроении. Это непростой вопрос, так как настроение - вещь весьма странная. Оно похоже на маленький психоз, как если бы человек стал чем-то одержимым. О настроении мужчины, как правило, заходит речь, если его переполняет или им овладевает содержащаяся в бессознательном фемининность. Мужчина, подверженный своему настроению,- это мужчина, находящийся во власти внутренней женщины. На языке современного сленга это звучит следующим образом: "Он совсем остервенел". Вот так.
Строго говоря, рассуждая о настроении, мы ограничиваемся переживаниями мужчины, так как соответствующие аспекты женской психологии отличаются настолько, что для их описания требуется, по крайней мере, иная терминология. Но в этом случае не существует подходящих терминов и понятий. У нас отсутствует язык, хоть в какой-то степени приемлемый для описания соответствующих переживаний женщины. В таком контексте параллельное мужскому настроению женское переживание может быть доступно внутренней маскулинной части женщины. А это значит, что проявление резкости, колкости, вызывающего, задиристого поведения может быть отнесено к уязвленной женской маскулинности. Здесь есть определенное сходство с мужским настроением, обусловленным уязвленной феми-нинностью. Более полное представление об особенностях женской психологии можно получить, прочитав книгу "Она. Глубинные аспекты женской психологии".
Немногие мужчины достаточно осведомлены о внутренней женской компоненте, то есть о своей аниме, или имеют с ней контакт. Откровенно говоря, одного стремления мужчины к внутреннему развитию оказывается достаточно лишь для того, чтобы, распознав свою аниму, грубо говоря, сразу же запихнуть ее в бутылку и заткнуть пробкой. Конечно же, вскоре понадобится ее выпустить, но сначала мужчине следует научиться не поддаваться своему настроению и эмоциональному состоянию и не потакать собственным прихотям. Разумеется, заткнуть бутылку пробкой - это лишь первый шаг в установлении отношений с анимой. Следующий и гораздо более важный шаг - научиться вступать с ней в контакт, видеть в ней существующую внутри себя женщину-компаньона, женщину-товарища, которая будет идти с мужчиной рука об руку и согревать ему жизнь. В конечном счете мужчина имеет только две альтернативные возможности: или он отвергает свою фемининность, и это отвержение оборачивается против него в виде приступов плохого настроения или недоступных ему соблазнов, или он принимает ее и устанавливает отношения с ней и женским жизненным началом, и это придает ему тепла и силы.
Мы часто проецируем отношение к внутренней фемининности, а иногда и его отсутствие на реальную женщину из плоти и крови. Земная женщина - сама по себе прелесть и чудо, которые могут померкнуть, если мы станем относиться к ней по правилам, соответствующим отношениям с внутренней женщиной. Точно так же, перепутав внешние и внутренние законы, можно расстроить внутреннюю женщину. Подробнее об этом можно прочесть в книге "Мы. Глубинные аспекты романтической любви".
Иногда оказывается, что некоторые мужчины обладают слишком большим потенциалом ани-мы, а значит, избытком внутренней фемининности. В этом нет ни преимущества, ни недостатка; скорее это непреложная данность. Если человек побуждает женскую составляющую своей психики к постоянному развитию, он становится обладателем огромного творческого потенциала, не теряя мужского начала при наличии сильного компонента фемининности. Таковы артисты и пророки - интуитивные и сензитивные мужчины, которые сами по себе в любом обществе представляют собой социально-культурную ценность. Но если мужчина не сможет войти в контакт со своей внутренней женщиной и установить с ней отношения, она исчезнет и, возможно, разрушит его изнутри прежде, чем с ней удастся найти общий язык. Любая отвергнутая женщина обижается, и женщина, существующая внутри мужчины,- не исключение.
Об отношениях мужчины с его анимой можно судить, наблюдая за выражением его лица. Чтобы сразу получить представление о его отношении с анимой, можно просто пройтись по улице, глядя на лица проходящих мимо мужчин. Мужчина, у которого отсутствует контакт с феми-нинностью, может выглядеть жестким, негибким, его лицо может выражать горечь, либо у вас создается впечатление, что его что-то гложет изнутри. Существует воспоминание о Линкольне, который после встречи с одним из посетителей сказал своему секретарю: "Мне не нравится лицо этого человека". Секретарь ему ответил: "Но он же не виноват, что у него такое лицо, он не может за него отвечать". На это Линкольн возразил: "После сорока лет каждый мужчина отвечает за свое лицо".
ДЕПРЕССИЯ И ИНФЛЯЦИЯ
Давайте вернемся к разнице между чувством (способностью человека к ценностному отношению) и настроением (состоянием человека, находящегося под властью своей внутренней фемининности). Если у мужчины существует хороший контакт со своей анимой, он может чувствовать и оценивать, то есть найти в своей жизни определенный смысл. Если такой контакт отсутствует, он не видит в жизни никакого смысла и не способен ее ценить. Именно здесь проходит резкая грань между двумя разными внутренними переживаниями мужчины.
Миф о Священной Чаше повествует нам именно о том, что во время контакта с внутренней фемининностью мужчине следует устанавливать с ней связь на уровне чувств, а не на уровне настроения. Наставление, полученное Парси-фалем, предписывало ему относиться к Бланш-флер, то есть каниме, на чувственном уровне, на котором проявляется благородство и существует возможность развития и практического применения творческих способностей и отсутствует прямой соблазн, разрушающий отношения. Соблазнять и поддаваться соблазну - и то и другое запрещено мужчине, занятому поисками Чаши Грааля. Это означает, что он не должен становиться жертвой собственного настроения. Как только мужчина попадает под власть настроения, он теряет возможность развивать нормальные отношения и способность чувствовать, то есть оценивать.
Это знает любая женщина. Когда близкий ей мужчина находится в плохом настроении, она может спокойно выбросить из жизни день или, по крайней мере, час, ибо все это время он остается для нее абсолютно недоступным. Более того, он недоступен для нормальных отношений не только в плохом настроении, но и в хорошем. Хорошее настроение - это, конечно, прекрасно, но и оно тоже представляет собой некую форму одержимости. Богиня иллюзии Майя не создает ничего, кроме зла. Как только появляется навязчивая и неугомонная богиня Майя, вся реальность, объективность и креативность сходят на нет. Или, говоря на языке нашего мифа, если вы соблазняете прекрасную даму, то есть аниму, или соблазняетесь ею, шансы обрести Священную Чашу становятся равными нулю. Но мифы и сны богаты преувеличениями. Поэтому я не считаю, что человек навсегда лишился возможности заполучить Чашу Грааля, но на какое-то время он определенно ее потерял. Если мужчину соблазнила его анима и он попал в объятия богини Майи, произносящей над ним заклятье, с ним все ясно. Он теряет способность думать, действовать, устанавливать и поддерживать отношения. Он считает, что занят важным делом, но лишь смешивает в одну кучу все, что с ним происходит, поэтому на него не следует слишком полагаться, пока его настроение не пройдет само или он от него не избавится.
Вы, конечно, представляете себе, что происходит, когда мужчина одержим своим настроением: все окрашивается в цвета, соответствующие его настроению. Если он с утра встал "не с той ноги", то есть находится во власти настроения, он все видит в черном цвете. Не успев просмотреть утреннюю газету, он уже знает, что упала стоимость акций. Ему не нужно смотреть в окно, чтобы сказать, что на улице дождь. Он абсолютно уверен в том, что все дела идут плохо. Всюду он оставляет печать своего настроения, во власти которого находится в данный момент. Кроме того, его настроение подобно инфекции, и вскоре жена и дети впадают в полное уныние, если им не хватает мудрости понять, что происходит.
Особенно это касается его жены, которая чувствует себя в какой-то степени ответственной за плохое настроение мужа. "Да что же я такого сделала?" - думает про себя она. Обвинения со стороны мужа, мягко говоря, не очень помогают установить истину. В состоянии тоски она может наделать много глупостей: например, придраться к мужу, привлекая для этого свой анимус, то есть внутреннюю маскулинность. Она ощущает себя слишком подавленной, чтобы как-то справиться с его настроением и, поняв, что именно происходит, вновь обрести своего мужа. Но, к сожалению, события развиваются по другому, худшему сценарию, который предписывает грандиозную баталию между внутренней женщиной, создающей мужчине настроение, и находящимся в женщине разгневанным внутренним мужчиной. Это наихудшая из всех баталий, которую только можно себе представить: сражение между фемининностью мужчины и маскулинностью женщины. Обе конфликтующие стороны несвободны в своих действиях, ибо находятся во власти иллюзий. Именно в такой ситуации могут произойти очень страшные вещи. Но так случиться не должно, так как женщина должна понять: плохое настроение мужчины не является ни ее недостатком, ни ее виной. Его настроение - это его проблема, поэтому, если она на какое-то время отстранится и перестанет чувствовать себя виноватой, он сможет вернуться в нормальное состояние.
О нашем настроении можно сказать, что оно обкрадывает нас. Чтобы ощутить свою значимость и ценность, нам нужно формировать и развивать отношения с окружающими людьми. Если по какой-то причине у человека не складываются нормальные отношения, он теряет смысл жизни. Поэтому смысл, который несет в себе слово "настроение", может передать термин "депрессия". Можно показать, что основное содержание психотического материала мужчины принадлежит его аниме. Если анима переполняет человека настолько, что нарушаются границы Эго, оно ощущает это как эмоциональный потоп, и наступает состояние одержимости. Короче говоря, настроение - это маленькое сумасшествие, овладевающий человеком микропсихоз.
Настроение можно назвать и по-другому, если использовать понятия депрессии и инфляции. Оба термина обозначают переполнение Эго материалом, не имеющим отношения к истинному содержанию человеческого Я. У мужчины это состояние проявляется в виде слабости, некомпетентности и несостоятельности.
Чтобы придать мужчине ощущение смысла и ценности бытия, настроение обращает его лицом к внешнему миру. Чего только не встретишь в куче разного барахла, наваленного в американском гараже, которое тот когда-то купил в надежде на то, что вместе с очередной покупкой в его жизни появится новый смысл. И как только эта надежда не оправдывается, вещь становится ненужной и постепенно превращается в хлам. Материальные вещи вполне ощутимы; если их использовать по назначению, из них можно извлечь большую пользу и они могут представлять высокую ценность. Но если мужчине хочется, чтобы они ему заменили внутренние ценности, эти вещи сразу теряют для него свое значение. Однако для этого правила существует единственное исключение: физический объект может обладать внутренней ценностью, если он содержит в себе некий символический смысл или является необходимой частью ритуала. Подарок друга может символизировать высокую ценность человеческих отношений, но только в том случае, если эта ценность придается ему сознательно. Если же она оказывается за границами значимого символического пространства или ритуального действия, то очень скоро просто перестает для него существовать, а гаражная коллекция пополняется еще одним экспонатом.
Случалось ли вам купить что-нибудь, а затем, на следующий день, увидев свою покупку, пробормотать: "И зачем же мне это нужно?" Вот что может делать с нами настроение. Мужчине вдруг ни с того ни с сего хочется купить рыболовную снасть или какую-нибудь мелочь в автомобиль или лодку. Анима заставляет человека приобретать абсолютно непрактичные вещи: какое-то особое приспособление для рыбной ловли, самое современное спортивное нейлоновое трико, автомобиль с блестящим покрытием или что-нибудь в этом духе. Это проявления воздействия анимы. Стоит хотя бы раз увидеть этот полный драматизма спектакль, который устраивает мужчина, страстно желающий купить какую-нибудь безделушку! При этом вы абсолютно уверены в том, что уже через неделю он об этом будет молчать, как рыба. Энергия, которая тратится на настроение, пропорциональна количеству истраченных денег. Я сомневаюсь, что есть хотя бы одна семья, в которой бы не было полок и антресолей, нагруженных до самого верха такими результатами нашествий анимы, то есть хорошего настроения, лишающего нас разума.
Невозможно раз и навсегда решить, что мужчина обязательно должен сделать, а что - не делать ни в коем случае. В субботу утром он может достать с антресолей свои рыболовные снасти и устроить себе замечательный отдых. В следующее субботнее утро, подверженный сильному влиянию анимы, он может отбросить в сторону все, что достал в прошлый раз. Разумеется, дело не в снастях; так или иначе проявляется его одержимость. Такое замешательство свидетельствует о вторжении анимы.
Если мужчина находится во власти своего настроения, он перестает быть господином своего внутреннего мира, а становится его деспотом. Этот деспот займет доминирующее положение, и сначала мужчина попытается вступить с ним в борьбу. К сожалению, чаще всего в такой схватке он предпочитает сражаться там, где это совсем не нужно. Иными словами, вместо того чтобы перенести эту борьбу в свой внутренний мир, он будет скандалить с женой и вступать в конфликт с окружающими. Мифологическое описание героической борьбы со своим внутренним Я чаще всего связано с поединками с драконами, и наш современник сражается с ними ничуть не меньше, чем его средневековый собрат. Вы запросто можете оживить мифологию, причем придав ей немало драматизма, найдя современную сцену, на которой будут происходить поединки с драконами, а прекрасные дамы и красные рыцари станут разыгрывать свои драмы. От такого мужчины спасаются бегством, ибо в это время жить с ним совершенно невозможно. Он становится слишком придирчив к женщине, на которую мог бы опереться.