Целью данного исследования было выявление факторов, способствующих возникновению негативных последствий работы связанной с общением с людьми, а также выявление уровня эмоционального выгорания и личностной тревожности.
Задачи исследования:
- применения метода наблюдения для выявления факторов, способствующих возникновению негативных последствий работы связанной с общением с людьми;
- использование метода беседы для определенияличностных особенностей социального работника;
- применение психодиагностических методик для определения уровня эмоционального выгорания и личностной тревожности;
- анализ и интерпретация полученных результатов.
В качестве гипотезы исследования, было выдвинуто предположение, что уровень личностной тревожности зависит от показателей шкалы тревоги и депрессии в методике диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко.
Любая профессиональная деятельность, связанная с постоянным общением с людьми предполагает интенсивное использование эмоций и большие энергетические расходы. Это может способствовать эмоциональному выгоранию, которое отрицательно сказывается на жизнедеятельности человека.
Поэтому очень важно знать те факторы и причины, которые способствуют формированию симптомов, формирующих эмоциональное выгорание. Для того чтобы в будущем снизить негативное воздействие на человека последствий профессиональной деятельности связанной с общением.
1. Исследование (испытуемый А)
Учреждение - районное отделение военного комиссариата; должность - старший помощник начальника 1-го отдела.
1) Социально-демографические характеристики
Ш Пол - женский
Ш Возраст - 43
Ш уровень образования: среднее спец.
Ш стаж работы по специальности СР - 10 лет
Ш уровень з/п: средний
Ш семейное положение - замужем
2) Условия работы
Ш освещенность: нормальная
Ш температура: норма
Ш вентелируемость: есть
Ш организация рабочего места:
необходимость в оргтехнике: есть
оснащенность оргтехникой: низкая
удобство рабочего места: нет
расположение рабочих мест в помещении: необходимое пространство
3) Формальные характеристики работы
Ш число клиентов, обслуживаемых ежедневно в течение рабочего дня: до 20 человек
Ш уровень напряженности: очень высокий
4) Особенности профессионального взаимодействия
Ш профессионализм (знание дела): высокий
Ш четкое исполнение служебных обязанностей: да
Ш уровень профессионального взаимодействия с
клиентом: высокий
Ш характер отношений с коллегами: позитивный
Ш психологический климат в коллективе: нейтральный
Ш поведение: доброжел.
5) личностные особенности испытуемого:
Степень выраженности
отсутствует
низкая
ниже сред.
средняя
выше средн.
высокая
слишком высокая
энергичность, активность
+
доброжелательность
+
интерес к людям
+
сочувствие, сопереживание
+
сдержанность
+
стрессоустойчивость
+
уважение личности клиента
+
принятие клиента
+
позитивный настрой
+
целенаправлнность
+
исполнительность
+
развитость познавательных процессов
+
сообразительность
+
гибкость мышления
+
ответственность
+
стремление к профессиональному росту
+
самооценка
+
6) содержательная характеристика возможных негативных рабочих последствий
Ш усталость: часто
Ш мотивация: средняя
Ш напряженность: часто
Ш апатия, безразличие: редко
Ш болезн. состояние: редко
Ш стресс: редко
Ш потеря интереса к работе: очень редко
Обработка данных тестирования:
1. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко.
3. Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин)
(15-28)+50=37 - умеренная тревожность
4. Тест личностной тревожности Ч. Спилберга
(29-21)+35=43 - умеренная личностная тревожность
3. Анализ результатов
Исследование показало, что при умеренном уровне реактивной и личностной тревожности по шкале тревога и депрессия (методика В.В. Бойко) наблюдается низкий уровень формирования данного симптома. Так, у испытуемого А, по результатам Шкалы оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин) и Тесту личностной тревожности Ч. Спилберга наблюдается умеренная тревожность и, в свою очередь, по Методике диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко, в фазе «напряжение» тревога и депрессия является не сложившимся симптомом. Аналогичные результаты были получены у испытуемого Б.
Данное наблюдение подтверждает гипотезу исследования, выдвинутую в начале работы, что уровень личностной тревожности зависит от показателей шкалы тревоги и депрессии в методике диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко.
Также интересно сравнить результаты «Опросника на “выгорание”» MBI и Методики диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко по шкалам: редукция личных достижений и редукция профессиональных обязанностей. Так, у испытуемого А редукция профессиональных обязанностей является сложившимся, доминирующим симптомом, а по шкале «редукция личных достижений» уровень выше среднего - 27 баллов (максимальная сумма по данному показателю баллов - 48).
У испытуемого Б были получены следующие результаты: редукция профессиональных обязанностей является сложившимся, доминирующим симптомом, а шкала «редукция личных достижений» показала высокий уровень - 28 (максимальная сумма баллов - 48).
Таким образом, результаты «Опросника на “выгорание”» MBI и Методики диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко по шкалам: редукция личных достижений и редукция профессиональных обязанностей являются соответствующими и взаимодополняющими. Это может служить подтверждением валидности методик и всего исследования.
Полученные в результате данные, позволяют судить о тех факторах (как внутренних, так и внешних), которые наиболее негативно сказываются на профессиональной деятельности социального работника, а также на других сферах его жизнедеятельности. Данные методики дают возможность выявить сильные и слабые стороны всего рабочего процесса, а также позволяют увидеть связь между различными симптомами и факторами.
Выводы
В результате проведенного исследования были выявлены факторы, способствующие возникновению негативных последствий работы связанной с общением с людьми, а также был определен уровень эмоционального выгорания и личностной тревожности у двух испытуемых.
Данные, полученные в ходе работы, были проанализированы и сопоставлены между собой.
Необходимость исследований, направленных на определение уровня эмоционального выгорания социальных работников очевидна по многим причинам.
Во-первых, деятельность связанная с постоянным общением с людьми может быть причиной эмоционального истощения работника, что негативно сказывается на всех сферах его жизни.
Во-вторых, для того чтобы предотвратить и по возможности снизить негативное влияние профессиональной деятельности на человека, надо четко определить те слабые стороны, которые наиболее подвержены отрицательному воздействию.
Также важно разделять внешние и внутренние факторы, влияющие на деятельность профессионала. Так, например, ко внешним факторам можно отнести условия работы, число клиентов, обслуживаемых ежедневно в течение рабочего дня и др. Тогда как ко внутренним факторам могут относится личностные особенности социального работника.
Чем выше уровень профессионализма социального работника, тем менее он подвержен негативным воздействиям своей деятельности. Но в то же время, стаж работы, условия организации рабочего места, личная удовлетворенность своей работой и многое другое играют немаловажную роль в успешной профессиональной деятельности.
Список использованных методик
В процессе исследования были использованы следующие методики:
ь Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко;
ь «Опросник на “выгорание”» MBI;
ь Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин);