Концептуальная психология (от гр. Психо - душа, дословный перевод - концепция души) - это наука о взаимодействующей системе взглядов, представлений, мышления, способов понимания психологических явлений, процессов на основе концептуальной модели.
Концептуальная психология включает в себя:
1.Инновационная психологияизучает психологические закономерности формирования концептуальной модели с точки зрения поведения и деятельности людей. Инновационная психология основывается на поведении и деятельности.
2.Глобальная психология изучает концептуальную модель личности на основе психологических механизмов общенческого мышления и совместнодеятельностного мышления. Основывается на общении и совместной деятельности.
3. Стратегическая и тактическая психология - это психологическое направление, изучающее закономерности биогенетической социальной активности (группы, конфликты, взаимодействия и т.п.). Стратегическая и тактическая психология обусловлены поиском содержания общих установок, намерений, целей, задач и т. п. Подразумевает под собой бессознательные, малоосознанные явления - «внутренний голос». Стратегическая и тактическая психология основываются на биогенетике и социальной активности.
4.Креативная и интерпритирующая психология - изучает наиболее общие закономерности психологических основ мышления и сознания людей, проявляющееся в творческой активности, при разработке общей концепции людей. Креативно-интерпритирующая психология основывается на социальном мышлении, психике и сознании.
Схема концептуальной психологии:
Концептуальная психология является одним из разделов психодиагностики. Определяется психодиагностика, как направление в психологии, разрабатывающее методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей и способностей личности.
1. Инновационная психология.
Поведение - присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.
Термин «поведение» применяем как к отдельным особям, так и к их совокупности. Поведение не всегда целенаправленно, не предполагает создание определенного продукта. Индивидуальное поведение человека выступает как комплексная проблема в исследовании происхождения и развития основных форм психической деятельности животных и человека в их филогенезе и онтогенезе (генетическая психология), изучении психических свойств и отношений человека (общая психология личности), индивидуальных особенностей и различий между людьми (дифференциальная психология), межличностных связей, статуса и ролей человека в различных общностях (социальная психология), субъекта общественного поведения конкретных видов деятельности (все области прикладной психологии). Особую психическую задачу составляет исследования круга вопросов, относящихся к взаимодействию других свойств человека и их роли в условиях взаимодействия человека с природой.
18
Схема анализа деятельности.
Деятельность представляет собой систему, состоящую из отдель-ных компонентов. Выделяют такие компоненты деятельности, как дей-ствия, операции, цели, мотивы и др. Каждый из этих компонентов пред-ставлен на определенном уровне деятельности.
1. Мотивы.Одной из задач психологического анализа деятельности является выяснение побудительных причин, по которым осу-ществляется, или мотивов поведения. Мотив связан с деятельностью как сложной системой. Это не доступный непосредственному по- знанию гипотетический конструкт, с помощью которого, согласно X. Хекхаузену, объясняется, как возникает поведение, как оно энерге-тически обеспечивается, поддерживается, направляется, прекращается и какого рода субъективные реакции происходят при этом в организме. Подробнее о мотивации и мотивах будет сказано в следующей главе.
Типичными особенностями ситуации, мотивирующей деятель-ность, являются интенсивность, необычность и новизна. Термином мо-тивобозначают побуждения, объясняющие индивидуально-психологи-ческие различия между людьми в протекании деятельности в идентич-ных условиях.
Выделяют следующие виды мотивов: стремление к достижению успеха; избегание неудачи; уничижение (подчинение, мазохизм, самобичевание); аффилиация (стремление к установлению равных дружеских отношений); агрессия (стремление нанести вред другому); автоно-мия (потребность в уединении); преодоление трудностей (стремление к преодолению препятствий); повиновение (подчинение авторитету); самооправдание; доминирование (стремление к власти); демонстративность (артистизм, самолюбование); избегание опасности и др.
2. Действие.Основным предметом изучения в психологической теории деятельности является уровень действия. По словам С. Л. Рубинштейна, задача психологического изучения деятельности состоит именно в том, чтобы, не превращая действие и деятельность в психологические образования, разработать подлинную психологию действия.
Действие -- это один из определяющих компонентов деятельности человека, который формируется под влиянием осознанного результата или цели. Именно действие, его генезис, структура и функции становят-ся основным предметом изучения в психологической теории деятельно-сти. В структуру действия входят не только реактивные и исполнитель-ные элементы, но и элементы экспрессии, чувствительности, памяти, предвидения и оценки. В целом действие состоит из трех частей: ориен-тировочной, исполнительной и контролирующей.
Существует несколько оснований для выделения видов действий. По форме психического отражения различают сенсорные, перцептив-ные, мнемические и другие виды действий. По соответствию различ-ным видам деятельности выделяют игровые, учебные, трудовые и дру-гие действия. По степени освоения действия различают внешние и внутренние действия. В действиях закреплен исторический опыт чело-вечества, передача которого осуществляется в процессе общения ребенка и взрослого, а также двух и более взрослых людей между собой.
3. Операция-- одна из составляющих деятельности, определяемая условиями выполнения действия. Операция является способом выполнения действия. Одна и та же операция может входить ! в структуру разных действий. Например, заучивать стихи можно при подготовке к уроку литературы (при совершении учебного действия) илидля тренировки памяти (при совершении мнемического действия). Подобным же образом одно и то же действие может выполняться раз-ными операциями: нередко для подготовки к ответственному выступле-нию оратор использует способ заучивания текста, но иногда он приме-няет мнемотехнические средства -- метод размещения, метод ключе-вых слов и др. Операции формируются двумя способами: с помощью подражания и путем автоматизации действий. В отличие от действий, операции малоосознаваемы.
Уровень психофизиологических основ деятельности образуют осо-бенности протекания различных психических процессов, специфика системной психофизиологии и др.
2.Глобальная психология.
Общение - 1) сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека;
2) осуществляемое знаковыми средствами взаимодействия субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.
Закон развития общения
Изучение развития общения личности позволяет раскрыть определенную сторону или аспект человеческого бытия, а именно взаимодействие между людьми. Специфика общения в отличии от любых других видов взаимодействия состоит в том, что при общении прежде всего проявляются психические процессы, свойства и состояния с точки зрения единой стратегии восприятия и понимания субъектом другого человека, собственного самоопределения и самоутверждения.
Общение носит периодический характер. Основные периоды взаимодействия людей при общении можно увидеть в таблице.
Периоды и подпериоды развития общения.
Устойчивые
периоды
I
II
III
IV
Коммуника-
тивный
Намеренный
Интерактивный
Субъективно-
проявляемый
Изменчивые периоды
Контактный
Выделяемый
Интерприти-рованный
Персонализи-
рованный
Эмпатичный
Атрибутивный
Референтный
Субъективно-
представленный
Страстный
Самораскры-
ваемый
Ролезначимый
Традиционный
Аттрактный
Самопредъяв-
ляемый
Фосцинаци-
онный
Субъективно-
отражаемый
Совместная деятельность - организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленное на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры.
Фактор, объединяющий людей в совместной деятельности и направляющий ее, общая цель. Психологически содержание совместной деятельности значительно богаче индивидуальной. Каждый участник совместной деятельности вносит свой уникальный опыт. Благодаря общению как бы образуется общий фон информации, коллективные представления, аккумулированный опыт ее участников, которым пользуется каждый. Возрастают возможности творческого решения задач.
Только в обществе и от общества человек приобретает свою общественную природу. В обществе человек усваивает человеческое поведение, руководствуясь при этом не инстинктами, а общественным мнением; в обществе обуздываются зоологические инстинкты; в обществе человек усваивает выработанный в данном обществе язык, обычаи и традиции; здесь же человек воспринимает накопленный обществом опыт общественных и производственных отношений...
Общественные отношения «даны» во взаимодействии через ту реальную социальную деятельность, частью которой (или формой организации которой) взаимодействие является. Межличностные отношения также «даны» во взаимодействии: они определяют как тип взаимодействия, который возникает при данных конкретных условиях (будет ли это соперничество или сотрудничество), так и степень выраженности этого типа (будет ли это более успешное или менее успешное сотрудничество).
При анализе взаимодействия имеет значение тот факт, как осознание каждым участником его вклада в общую деятельность; именно это помогает ему корректировать свою стратегию. Только при этом условии может быть вскрыт психологический механизм воздействия, возникающий на основе взаимопонимания между его участниками. Очевидно, что от меры понимания партнерами друг друга зависит успешность стратегии и тактики совместных действий, чтобы был возможен их «обмен». Причем если стратегия взаимодействия определена характером тех общественных отношений, которые представлены выполняемой социальной деятельностью, то тактика взаимодействия определяется непосредственным представлением о партнере.
Развитие совместной деятельности личности включает ряд периодов и подперидов.
Периоды и подпериоды совместной деятельности.
Устойчивые
периоды
I
II
III
IV
Совместный
Предвосхищаемый
Межличностный
Совместно-
действенный
Изменчивые периоды
Согласованный
Ценностно- ориентированный
Взаимопержи-
ваемый
Совместно- значимый
Ожидаемый
Взаимосвязанный
Взаимовыра-
жаемый
Субъектно-
интеграционный
Экспрессивный
Ценностно-
действенный
Взаимоудовлетворяемый
Совместно-дифференцированный
Содейственный
Совместно-
регулированный
Взаимовключаемый
Совместно-поляризационный
3.Стратегическая и тактическая психология.
Биогенетическое развитие не является монотонным процессом, оно складывается из более или менее длительных устойчивых периодов, которые определяют характер жизнедеятельности индивида.
За биогенетической проблемой стоит система вопросов, относящихся к различным аспектам жизни человека и общества. Она включает такие аспекты, как связь с природы и общества, общества и индивида, человека и биосферы, биологического и социального в психике, и другие проблемы.
Концептуальная модель системы биогенетических периодов.
Устойчивые
периоды
I
II
III
IV
Субсенсор-ный
Автогенети-ческий
Генотипи-
ческий
Биотический
Изменчивые периоды
Естественный
Биоориен-тированный
Этологичный
Биоантрополо-
гический
Защитный
Подража-
тельный
Биоактивизи-
рованный
Психогенети-
ческий
Вытесняемый
Конструк-
тивный
Биоиндети-
фицированный
Биопсихоти-
пический
Биоприспо-
собляемый
Запечат-
ленный
Биорефлек-
тивный
Биопсиходо-
минированный
Характеристика периодов.
Субсенсорный период характеризует непосредственное отражение организмом активности окружающей действительности.
Автогенетический период подчеркивает степень активности перестройки отношений психики к генотипу.
Генотипический период указывает на активность генов, полученных от родителей.
Биотический период выражает устойчивость биологической активности, выделяемый по нейрогуморальному основанию.
Социальная активность
Социальная личность складывается в общении людей,
Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.
Целенаправленное формирование личности человека предполагает её проектирование, но не на основе общего для всех людей шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологические особенности.
Главная цель развития личности - возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Но эти качества невозможны без участия других людей, они невозможны в изоляции и противопоставлении себя обществу, без обращения к другим людям, предполагающего их активное соучастие в этом процессе.
Под социальным развитием человека понимают интегральный процесс анализ и синтеза им социальной деятельности, социальных ситуаций, социальной активности других субъектов, групп, общностей и т. д
Периоды и подпериоды социального развития человека.
Устойчивые
периоды
I
II
III
IV
Социально-
адаптивный
Социально-
самопознаваемый
Социофилоге-
нетический
Социоэтнический
Изменчивые периоды
Социоитег-ральный
Социопотреб-ный
Социоэволю- ционный
Этнофилоген-
ный
Субъективно-
позиционный
Социопережи-
ваемый
Социогенеи-
ческий
Этнопсихоло-
гический
Социоэкске-
ральный
Соцоактивный
Социосубъ-
ективный
Этносоциогене-
тический
Социокомпе-
тентный
Социоинтроспек-
тивный
Социоинди-
фицированный
Этносоцио-
стереотипный
Характеристика периодов социального развития человека.
Социоадаптивный период дает возможность оценивать восприятие, понимание и осмысление людьми социальных объектов (самих себя, других людей, социальных групп, общностей и т.п.) в плане процесса социализации, включающего как биологические предпосылки, так и непосредственное вхождение индивида в социальную среду.
Социосамопознаваемый период раскрывает социальный процесс самопознания человеком внутренних и внешних социально-психологических актов и внутренних психологических состояний, связанных с осознанием социальных ситуаций и развитием социальных аспектов потребностей, мотивов, установок, взглядов и т. д.
Социофилогенетический период указывает на процессы социально-исторического формирования и дальнейшей эволюции психики и форм сознания по мере хода истории человечества (в связи с особенностями производственной деятельности, социальных отношений, культуры, языка и т. д.)
Соэтнический период характеризует уровень относительно устойчивых представлений и познавательных ориентаций, понимания членами каждого общества правил жизни, диктуемых им социально-историческими условиями.
При исследовании личности как "элемента" развития социальной системы она получает свою содержательную характеристику через "общественные функции" - роли, которые усваиваются ею в онтогенезе". Описывая ролевое социотипическое поведение личности, социологи и социальные психологи характеризуют личность именно как представителя той или иной группы, профессии, нации, класса, того или иного социального целого. В зависимости от того, как выступает для личности группа, насколько личность вовлечена в те или иные отношения с группой, что значат для неё цели и задачи совместной деятельности группы, проявляются различные качества личности. В связи с этим, для того чтобы выявить специфику проявлений личности в группе, ее вкладов в жизнь группы, необходимо раскрыть природу того пласта и взаимоотношений личности и группы, найти те системные основания, которые определяют динамику и содержание поведения личности.
Для того чтобы проанализировать. как индивид вовлекается в общественные отношения, необходимо четко выделить различные планы исследования системных качеств личности. Так, на пример, исследование существующих у определенной социальной группы представлений о взаимоотношениях между "руководителями вообще" и "подчиненными вообще" - это одна плоскость изучения личности в общественных отношениях; исследование "нормативно-ролевых" отношений между участниками совместной деятельности - вторая плоскость; изучение отношение между людьми, при которых мотивы одного человека приобретают субъективную ценность, личностный смысл для другого человека, - еще одна плоскость анализа системных качеств личности в развитии общества. Для решения вопроса о соотношении общественных и межличностных отношений представляется целесообразным выделить три уровня анализа системных качеств личности в общественных отношениях, условно обозначаемые как уровни анализа личности в системах "роль-для-всех", "роль-для-группы", "роль-для-себя"
4. Креативная и интерпритирующая психология.
Еще Иммануил Кант (более 200 лет назад) заметил, что в науке ход и процесс открытия можно продемонстрировать лишь задним числом. При этом подобные демонстрации и отчет о них, как показала практика, не могут обучить других людей делать научные открытия. Истина всегда конкретна, и знание общих особенностей и теории творческого процесса в науке не может само по себе гарантировать плодотворную деятельность, так же как, например, знание формальной логики далеко недостаточно для того, чтобы мыслить логически.
В круг разрабатываемых проблем включены также задачи анализа естественнонаучных основ и компонентов творческой деятельности человека, социально-психологического подхода к формированию мотивов творческой активности личности исследования технологических аспектов п, влияния межличностных отношений на развитие творческой активности личности.
Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.
Понятие “творческая деятельность ” объемно и многогранно. Недостаточно сказать лишь о том, что оно определяется творческой способностью личности, его творческой активностью, навыками творчества, т.е. параметрами его творческого потенциала. Оно определяется также его темпераментом, характером, волей и другими особенностями его личности.
Творческий потенциал как социально значимое качество человека является одной из важнейших характеристик личности человека как члена того или иного общества людей, творческой личности.
Индивидуальные особенности поведения людей имеют решающее значение для целого ряда профессий, для плодотворного участия личностей-носителей этих профессий в творческом процессе.
Забота о формировании гармоничной личности требует заботы о вооружении всех естественных потребностей человека с целью обеспечения целостности личности.
Потребности вооружения и преодоления препятствий наряду с потребностью в экономии сил определяют индивидуальные черты характера человека, делают его сильным, слабым, решительным, медлительным и т.д.
Формирование социально ценной творческой личности начинается с формирования достаточно сильной социально-ценной потребности. Тренировка “творческого мышления”, “творческого труда” сопровождается воспитанием “эмоционально богатой” личности.
Творческая интуиция порождается недостаточностью для субъекта существующей нормы удовлетворения доминирующей потребности. Она напряженно работает на доминирующую потребность, и невозможно ждать озарений на базе второстепенного для субъекта мотива.
Сознание - высший уровень психического отражения действительности, присущий только человеку как общественно-историческому существу.
Каждый человек обладает индивидуальной структурой трех уровней сознания (сознание, подсознание, сверхсознание). Все они входят в его вооруженность, обеспечивающую удовлетворение потребностей и их возвышение в процессе развития человека.
Сознание, как наказание человека за грех. Начиная с Плотина и Блаженного Августина, сознание рассматривается как нечто вторичное, а потому не самое подлинное, не самое лучшее и высокое, что есть в человеческом духовном опыте. Почему?
Во-первых, благодаря сознанию, человек понимает, как он наказан тем, что не может долго пребывать в состоянии Божественной простоты. Сознание постоянно напоминает ему об этом состоянии, заставляя страдать и мучиться. В сознании “я” живет раздвоенной жизнью: ему приходится постоянно соотносить жизнь “по стихиям мира сего” и жизнь в Боге.
Во-вторых, сознание есть отпадение человека от вечности. Акт сознания уже знает время, ибо знает, что что-то было “до” сознания. Вечность - высшая ценность, время - это бренность, тлен, смерть. Бытие во времени, а значит, в сознании, менее подлинно, чем бытие в вечности. Сознание всегда лишь догоняет уже случившееся, важное и не может его догнать. Оно по времени отстает от решающих событий духовной жизни людей. Его, как отмечено выше, нет в состоянии единства “я” с Богом: оно появляется позже, оно всегда опаздывает. Какие-то главные решающие события происходят в мире духовного опыта человека до того, как “включается” сознание. И если бы люди не были греховны, они могли бы обойтись без сознания. Состояние сознания - следствие греха человека. Память о том, что сознание отражает уже случившееся, уже происшедшее без его ведома, должна смирить человеческую гордыню, научить его не возносить свою способность быть сознательным.
В-третьих, строгое противопоставление настоящего, прошлого и будущего - это сущность сознания. Только для того существует необратимость времени. Отсюда трагизм и грусть сознания, ибо сопоставляя временной ряд, оно понимает хрупкость и эфемерность момента настоящего, которое неумолимо мгновенно становится прошлым.. Смерть присутствует в каждом мгновении жизни, и сознание не дает человеку забыть об этом. Чем старше становится человек, тем глубже и ярче он осознает трагизм временности. В-четвертых, сознание не только открывает человеку трагизм его существования во времени, но часто просто мешает человеку в его деятельности. Как заметили еще Плотин и Августин, сознательность и интенсивность деятельности часто находятся в обратно пропорциональной зависимости. Например, мысль раньше сознания и не всегда нуждается в нем. Даже человеческий младенец мыслит, когда сознание (т. е. отражение его мысли) у него еще нет. То же происходит и в состоянии Божественной простоты. Здесь в безмолвной тишине энергия ума собрана в своей полноте и целостности, ум не нуждается для своих действий в сознании. Сознание - отблеск ума, отображение процессов мышления, и как всякое отображение, оно уменьшает энергию ума, мешает своим отблеском ему.
В-четвертых, сознание напоминает человеку, что он есть не только природное, физическое и физиологическое существо, но и нечто иное - духовное. Сравнивая в сознании состояния Божественного экстаза с состоянием телесных потребностей и отправлений, человек начинает стыдиться своих природно-телесных свойств и влечений. Притча об Адаме свидетельствует: пока Адам жил в Духе, он не знал стыда. Только сорвав запретный плод; он узнал, что он наг, и устыдился. И когда Бог позвал его, Адам ответил, что не может подойти, ибо наг. Как известно, Бог спросил: кто сказал тебе, что ты наг? Стыд - оповещение об отпадении человека от вечности и Бога, оповещение о сознании. Сознание - это обреченность человека на выбор: духовность или телесность? Данный выбор каждое новое поколение и каждый рожденный человек делают заново, вновь и вновь. В таком выборе - тяжесть одного из противоречий человеческой жизни, и сосредоточена эта тяжесть в сознании.
Заключение.
В результате этой работы можно получить общее представление о концептуальной психологии, как о новом подходе к разработке современной концепции. Она изучает социально-психологические явления в больших и малых группах, проблемы массовой коммуникации, механизмы воздействия окружающих факторов на различные общности людей, проблемы психологической совместимости, межличностные отношения в группах, степень сплоченности в группах, ценностные ориентации в группах, проблемы лидерства. Помимо этого концептуальная психология изучает социальную направленность личности, самооценку психологическую устойчивость личности и внушаемость, социальные установки личности.
Концептуальная психология, несомненно, является прикладной наукой и ее изучение необходимо каждому человеку не только для социальной адаптации, достижения целей, предугадывания и решения жизненных проблем, но и гармоничного развития его как личности. При помощи методов концептуальной психологии человеку гораздо легче направлять и корректировать свою социальную деятельность и мыслительную активность, осознать свое отношение к себе, к своей жизни, к окружающим его людям.
В туристическом, гостиничном бизнесе межличностная коммуникация, активность регуляции поведения, социальная устойчивость восприятия - ключ к успеху.
Список использованной литературы.
1. Душков Б. А. Психология типов личности. - Екатеринбург: Деловая книга, М.:Академический проект, 1999.
2. . Тертель А. Л. Психология. Курс лекций : учеб. Пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.
3. Поленов А.Я. Современные концепции личности. - М.: ТЕРРА, 2005.
4. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.,1998.
5. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 1990.
6. Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1970.
7. В работе использовалась информация с сайта : учеба./ru