Список литературы................................................................................................26
Введение
Только в любви и через любовь человек становится человеком. Без любви он неполноценное существо, лишенное подлинной жизни и глубины и не способное ни действовать эффективно, ни понимать адекватно других и себя. Последние сто лет вобрали в себя две мировые войны и серию гражданских войн и революций, жестокие тоталитарные режимы. Этот период войдет в историю не только как время выдающихся социальных и научно-технических достижений, но и как эпоха особой бесчеловечности и агрессивности, коррозии общечеловеческих ценностей, массового уничтожения людей. За это время в обществе распространились равнодушие, апатия, зависть, озлобленность. Все это говорит об остром дефиците любви, о явном её обеднении и сужении её сферы.
В различных системах ценностей с понятием любви связаны интимные и глубокие чувства, особый вид сознания, душевного состояния и действий, которые направлены на другого человека, общество, Бога и т. д. Сложность и важность любви продиктовано тем, что в ней сфокусированы в органическом соединении физиологическое и духовное, индивидуальное и социальное, личное и общечеловеческое, понятное и необъяснимое, интимное и общепринятое. Без любви не может сформироваться моральный облик человека, не происходит нормального развития. Это признается каждым, даже не находящимся в состоянии любви.
Долгое время тема любви игнорировалась академической психологией, в отношении данного психологического явления исследователи занимали позицию агностицизма. В центре немногочисленных эмпирических исследований данного феномена - сексуальное поведение (что особенно характерно для зарубежной психологии) или изучение когнитивных репрезентаций. На современном этапе развития психологической науки предметом специальных исследований становятся все более сложные явления внутреннего мира личности, набирает силу гуманитарная парадигма. Поэтому обращение к изучению любви как психологического явления вполне закономерно.
В субъективном пространстве личности определяющую роль имеют отношения к людям (В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн).
Актуальность темы обусловлена возрастающим интересом к вопросу любви как к ключевому для понимания глубинных оснований человеческой культуры, а также наметившейся тенденцией к напряженному поиску культурно-исторической самоидентификации. Ситуация, которая сложилась в мире, свидетельствует о наличии в ней двух противоположных тенденций. С одной стороны, нарастание нестабильности форм человеческого существования, обусловившем кризис в сфере культуры в целом и духовной культуры в особенности. С другой стороны все более усиливается стихийная тяга к упорядочению духовной жизни и ее осмыслению. Обе эти тенденции и их столкновение в современной культуре рождают небывалый интерес к теме любви.
Целью данной работы является в самом общем виде показать наиболее значимые и существенные характеристики любви с точки зрения психологии и социологии.
Задачами, поставленными перед работой являются:
Проанализировать существующую психологическую и социологическую литературу по теме курсовой работы;
Описать основные типы и виды любви, существующие в основных психологических теориях;
Показать значимость любви как социального и психологического явления для общественной жизни.
Предметом исследования в данной курсовой работе является непосредственно чувство любви.
Объектом исследования можно назвать те параметры и характеристики данного чувства, которые характеризуют его как социально-психологическое явление.
Глава 1. Любовь как социальное и психологическое явление
1.1 Анализ теоретических подходов к пониманию любви
Понятие «любовь» используется в литературе в различных значениях. Специфика понимания этого понятия связана с неоднородностью теоретических основ.
В социальном аспекте делается акцент на социальной силе любви -- любовь, вступая в конфликт с эгоизмом, организует различные социальные институты. Любовь рассматривается в контексте идеи равенства в работах Дж. Локка; в утопическом социализме Т. Кампанелла любовь ассоциируется с идеей разумной социальной организации с гармонизацией общественных отношений, с повышением производительности труда. Заставить людей любить друг друга - важная задача в утопии А. де Сен-Симона. Любовь рассматривается в качестве социологической категории в работах Л. Фейербаха. Особое внимание социальному аспекту любви уделяется русскими мыслителями. Любовь понимается как начало и залог общественного благоденствия в работах Н.А. Добролюбова, как условие улучшения человеческой жизни в работах Н.Г. Чернышевского, как обогащение области гражданственности - А.И. Герцена, важное условие прогрессивной жизни общества - П.Л. Лаврова. Любовь играет важную роль в интеграции общественной жизни в проекте «регуляции природы» Н.Ф. Федорова. Любовь имеет огромное значение в сизигии как направлении исторического процесса в концепции B.C. Соловьева. В современных исследованиях отмечается, что через дискурс любви проходят многие идеологические установки, культурные нормы, властные запреты и социальные утопии; любовь рассматривается также как «противоядие» от опасностей национализма.
В одном из современных исследований показано, что в любви происходит воспроизведение фундаментальных человеческих ценностей, что делает любовь высоконравственным явлением. Одновременно любовь лишает данные ценности статуса абсолютности и выходит за пределы моральной ограниченности [10; 29].
В эстетическом аспекте высшие ступени эротического восхождения связаны с познанием высшей красоты. По мнению исследователей, в христианском мировоззрении любовь связана с духовным наслаждением. Основная цель любви заключается в поиске прекрасного, желании насладиться красотой, в произведении прекрасного. Любовь есть желание красоты и влечение к красоте. В немецкой философии красота понимается как выражение потребности в любви. Понятие красоты и любви прочно связываются в русской философии (В.В. Розанов). Любовь выступает как эстетическое явление в работах М.М. Бахтина. Согласно А.Ф. Лосеву, эстетическое переживание и есть любовь [1; 145].
В мистическом аспекте любовь рассматривается существенное свойство божества, движущая пружина человеческой истории; человеческая любовь утратила совершенство и единство с мудростью вследствие грехопадения первого андрогина, и только акт искупления Христом грехов человека дает начало новому воссоединению в концепции Я. Беме. В работах Ф. Баадера сущность любви заключается в «актуозности» (понимаемой как объединенность и выравненность, завершенность и взаимодополняемость). Любовь является проблемой, которая разрешается через прохождения «диалектики любви». Согласно У. Джемсу, любовь есть мистической переживание, так как характеризуется неизреченностью, интуитивностью. Мистический характер любви также отмечает X. Ортега-и-Гассет.
В филогенетическом аспекте рассмотрения любви центральным моментом становится вопрос соотношения любви животных и человека. Проведенный теоретический анализ позволяет выделить три точки зрения по данному вопросу.
Представители первой точке зрения признаются наличие любви у животных и утверждают отсутствие специфики человеческой любви; в данном случае человеческая любовь либо биологизируется и лишается небиологических компонентов, либо небиологические компоненты изначально приписываются животным.
Согласно второй точки зрения, любовь свойственна только человеку.
Третья точка зрения - человеческая любовь имеет ряд специфических характеристик: разумность, индивидуализация, духовность, независимость от природной необходимости [10; 30].
В культурологическом аспекте любовь рассматривается как элемент культурно-исторической реальности. Историзм любви подчеркивается также Л.С. Выготским. В данном аспекте основное внимание уделяется вопросам возникновения любви и выделение специфических черт любви в каждой культуре, так как каждая культурно-историческая эпоха создает свой идеал любви, в соответствие с этим выделяются исторические типы любви.
Индивидуальная любовь, по И. Канту, есть метаморфоза полового инстинкта, которые трансформируется в высший элемент культуры; по Н.А. Бердяеву, любовь - это продукт развития мировой культуры, «исход» из природной необходимости.
В развитии любви в истории человечества Ф. Мюллер-Лиэр выделяет следующие этапы. На первом этапе любовь носит примитивный характер, что выражается в преобладании животных черт; на втором -- появляется семейственная любовь и развиваются вторичные любовные чувства; на третьем этапе -- возникает индивидуальная личная любовь с романтическими чувствами.
В работах философов показано, что индивидуальная любовь предполагает «наличие личности», индивидуальности. В развитии человеческой любви выделены две основные тенденции: гуманизация, раскрывающаяся как в процессе социализации, так и в процессе индивидуализации; усиление монистического характера первичного полового компонента и вторичного духовного, по И. Блоху [5; 331].
Анализируя проблему возникновения любви, В.М. Розин приходит к заключению, что предпосылки любви появляются в архаической культуре (10-50 тысяч лет назад) в виде особого ритуала любовного поведения, в связи с ослаблением всеобщего контроля племени, формированием элементов частной жизни, раздельным воспитанием мужчин и женщин.
В период античности появляется два идеала любви: архаический и эзотерический. Архаический идеал задается религиозно-мифологическим дискурсом и характеризуется преобладанием чувственной основы. Эзотерический идеал связан с развитием философии и акцентированием платонической любви.
В христианской традиции Средневековья возникает агапе (каритас) как теоцентрическая установка (как путь человека к Богу, как жертва, нисхождение, самоотдача, немотивированная любовь). Также уникальной частью средневековой культуры является куртуазная любовь -- амор (12-15 век), как личное и избирательное чувство, эта любовь свободно избрана и свободно дарована. Этот идеал любви называют первым массовым торжеством индивидуальной любви. Возникает концепция «вечно неудовлетворенной любви», как устремленности к светоносному союзу, за границы той любви, которая возможна в жизни.
1.2 Специфика любовных отношений
Любовь - исключительно сложный объект для психологического анализа. Прежде всего, надо выяснить, отражает ли понятие "любовь" какую-то особую психологическую реальность, отличается ли комплекс связанных с ней чувств и паттернов (поведенческих образцов) от тех, которые связываются с другими переживаниями, такими как дружба и секс. Французский психолог Ж. Мэзоннев изучил многочисленные художественные и автобиографические описания любви и дружбы и обозначил качественные различия между "любовным" и "дружеским" временем и пространством. "Любовное" время кажется людям быстротекущим, изменчивым, лишенным длительности. Это "время, когда забывают о времени", его ритм определяется "биением сердец". Жизнь, будни текут как бы мимо влюбленных. "Дружеское" время выглядит более спокойным и однородным [1; 161]. Аналогично дело обстоит с пространством. Любовь стремится к полному уничтожению расстояния между любящими, сливая их в одно целое. Напротив, дружба, даже самая интимная, в силу своего духовного характера предполагает некоторую деликатность и сдержанность, сохранение определенной психологической дистанции между друзьями. Любовно-романтические отношения считаются более исключительными (неординарными) и обязывающими, чем дружеские. В случае нескольких любовных связей и привязанностей человек обычно задает вопрос, какая из них для него важнее, дороже, ближе. В дружбе, при всякой ее индивидуальности взаимоисключений выбор не обязателен, поэтому люди обращают меньше внимания на тонкие нюансы своих взаимоотношений, их развитие кажется более плавным, не требующим принятия каких-то ответственных решений [5; 245].
Объективно установить различия дружбы и любви достаточно трудно, но сам человек неплохо дифференцирует свои взаимоотношения. Дж. Форгос и П. Добоц показали, что большинство испытуемых отличают в своем собственном опыте любви от сексуальных отношений, с одной стороны, и от дружбы - с другой. По мнению опрошенных авторами людей, каждое из этих явлений может существовать независимо от другого, но достаточно часто они сочетаются в рамках одних и тех же взаимоотношений.
С любовными переживаниями связаны вполне определенные ощущения, принадлежность некоторых именно к любви не вызывает сомнений у их носителей. Так, к набору, связанных с любовью переживаний относят эйфорию, депрессивные ощущения, склонность к фантазии, нарушения сна, общее возбуждение и трудности в концентрации внимания. Существуют и четкие образцы поведения, связанные с любовью и не характерные для других типов чувств и отношений. В лабораторных условиях влюбленные в два раза больше говорят друг с другом и в восемь раз больше времени проводят, глядя друг другу в глаза.
Интересно, что любовные переживания и связанное с ними поведение обладают известной половой спецификой, причем направление различий далеко не всегда соответствует традиционным представлениям о психологических особенностях мужчин и женщин. Так, вопреки сложившимся стереотипам, мужчины в целом характеризуются большим уровнем романтизма, чем женщины, легче и быстрее влюбляются, в большей степени разделяют романтические представления о любви. “Желание влюбиться” для мужчин более сильное основание для начала взаимоотношений, чем для женщин. У женщин любовь проходит быстрее, чем у мужчин, они чаще выступают инициаторами разрыва и легче его переживают. В то же время в период установившихся любовных отношений женщины склонны к большему самораскрытию по поводу своих чувств.
Отношения любви, судя по результатам использования «шкал любви и симпатии», для женщин более специфичны, чем для мужчин, корреляции между оценками любви и симпатии у них значимо ниже. Эти различия являются результатом большой половой специфики развития близких отношений в онтогенезе. Дружба девочек, например, характеризуется большей интимностью и избирательностью, чем дружба мальчиков, общение в парах девочек носит другой характер, чем в ларах мальчиков и т. п. Надо сказать, что проблема половых различий в любви не может решаться вне временного и социального контекста. Так, меняются сами представления о половых различиях, которые в значительной степени эти различия и поддерживают (так как люди стремятся соответствовать сложившемуся стереотипу) [5; 372].
Склонность к переживанию чувства любви оказывается связанной с такими чертами, как уровень романтизма и локус контроля, причем экстернальному локусу соответствуют большие значения романтического поведения; обнаружены и другие зависимости. Можно предположить, что связь между склонностью к любви и личностными характеристиками опосредуется представлениями людей о желательных и соответствующих их полу, возрасту и другим параметрам формах поведения.
Существуют определенные личностные особенности, которые способствуют тому, что, говоря языком двухкомпонентной модели, люди в разной степени склонны интерпретировать происходящее с ними как любовь.
Долгое время в психологии была популярна мысль . о том, что склонность к любви должна быть связана с выраженностью патопсихологических свойств (основанием для таких гипотез служили представления о любви как о манифестации слабости и дефицитарности субъекта).
Таким образом, любовь, любовные переживания представляют собой самостоятельное явление, не совпадающее ни с дружескими, ни с сексуальными отношениями.
1.3 Значимость любви как социального и психологического явления для общественной жизни
Социологические исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, показывают, что стабильные отношения люди ценят больше даже таких значимых ценностей, как достаток и работа. Как правило, люди, оценивающие себя как счастливых, отличаются наличием у них надежных и удовлетворяющих их эмоциональных отношений. Более того, счастливыми считают себя те, которые просто имели или имеют любовный опыт. Так, из опрошенных У. Кепхартом студентов 70 % мужчин и 75 % женщин сказали, что их опыт любви и отношений с любимым человеком сделал их счастливее, и только 5 % мужчин и 4 % женщин связывают со своим любовным опытом снижение общей удовлетворенности жизнью.
О высокой значимости для человека эмоциональных отношений говорит и то, что их распад является исключительно тяжелым переживанием и оказывает серьезное разрушительное воздействие на его психическое и соматическое состояние. Одно из исследований показало, что за 9 лет, прошедших после разрушения эмоциональных связей со значимыми другими, среди тех, с кем это произошло, умерло вследствие различных причин в 2 раза больше людей, чем в уравненной с ними по социально-демографическими показателями группе мужчин и женщин, сохранивших контакт с близкими. Среди одиноких американских мужчин в возрасте старше 65 лет, по сравнению с их семейными сверстниками, в два раза выше смертность от рака легких и желудка, в 10 - от туберкулеза, в 7 - от цирроза печени. Во всех возрастах смертность от инфаркта значимо выше у одиноких, чем для семейных.
Итак, наличие эмоциональных отношений важно для ощущения счастья, удовлетворения жизнью, для здоровья человека. А как связана любовь с успешностью брака? Удивительно, но многие специалисты в области семьи относятся к любви настороженно, как к фактору, в большинстве своем мешающему семейному счастью. И у них есть свои основания. Хорошо известен факт, что семей, созданных по любви распадается больше, чем семей созданных по расчету [1; 215]. С другой стороны, есть факты противоположного рода. Так, сравнение успешных и неуспешных браков показало, что в стабильных семьях уровень любви значительно выше. В счастливых браках люди чаще говорят друг другу о своей любви. Положительная связь между любовью и удовлетворенностью в браке была получена также в исследовании Гозмана Л.Я. и Алешиной Ю.Е. на материале двухсот супружеских пар с различным стажем брака.
Отметим, что связь любви и отрицательных переживаний закреплена и в этимологии слов, обозначающих сильные эмоции. Так, слово “страсть” обозначает одновременно и чувство любви и (в современном языке, впрочем, довольно редко) страдание. Любовь и смерть, любовь и опасность сосуществуют и на страницах художественных произведений. Например, любовь между Ромео и Джульеттой, представляющая собой один из признанных в европейской культуре образцов любовных отношений, разворачивается на фоне смертельной опасности, вызванной враждой Монтекки и Капулетти. Реальность описанной Шекспиром ситуации была, кстати, подтверждена в исследовании Р. Дрисколла и К. Дависа, которые обнаружили, что оппозиция родителей общению молодых людей со своими избранниками является фактором, способствующим возникновению романтической любви. Правда, вторая часть “эффекта Ромео и Джульетты”, как назвали авторы свои результаты, состоит в том, что через несколько месяцев инициированные таким “внешним” образом чувства затухают или даже сменяются на противоположные. В заключении можно сказать, что эмоциональные отношения с другими людьми есть важнейшее условие крепкой семьи, здоровья и счастья любого человека.
Глава 2. Основные типологии любви в психологических теориях
2.1 Любовь в психологической теории А.Адлера
Очевидно, что термином “любовь” объединяются качественно различные отношения. Так называют и чувство матери к ребенку, и отношения молодых людей. С равным основанием можно говорить и о супружеской любви, и о любви к чему-то безличному, например к своему делу. В психологии существует много попыток выделения качественно специфичных типов любви. Некоторые из них считаем представить в данной курсовой работе.
В своих трудах А.Адлер рассматривает отдельно вопрос любви и брака. К этому вопросу, по словам А.Адлера, ребенок готовится постепенно. Все его окружение исполнено отношениями любви и брака. Уже в самые первые годы жизни ребенок пытается занять свою позицию по этому вопросу и выработать свое направление. То, что мы слышим на словах, не является важным, ибо как только заходит речь о вопросах любви, ребенком часто овладевает неимоверная робость. Есть дети, которые совершенно определенно высказываются, что не могут говорить на эту тeму. Есть дети, которые очень привязаны к своим родителям, но не могут быть с ними нежными [5; 288].
Говоря о начале зарождения у человека любовных переживаний, Адлер замечает: «Первые нежные побуждения у ребенка проявляются уже в самом раннем возрасте. Проследив за их развитием, мы с легкостью можем установить, что все они являются побуждениями врожденного чувства общности. То, что чувство общности является врожденным, вытекает из постоянства, с которым оно каждый раз возникает. Степень его развития дает нам возможность увидеть отношение к жизни. В понятии "человек" уже заложено все наше понимание чувства общности, мы не могли бы представить себе человека, который бы его потерял и тем не менее продолжал бы называться человеком. В истории мы также не обнаруживаем изолированно живущих людей. Где бы мы ни встречали людей, мы видим, что они живут в группах, разве что только отдельные люди были, например, искусственно или по причине безумия изолированы от общества» [5; 295].
Таким образом, все развитие ребенка требует введения его в ситуацию, в которой имеется чувство общности. Его жизнь и здоровье гарантированы только в том случае, если существуют люди, которые за него заступаются. Новорожденный теленок уже вскоре после появления на свет может, например, различать ядовитые растения. Но новорожденный человек вследствие неполноценности своего организма предоставлен чувству общности взрослых; ребенка нужно долго выхаживать, учить и воспитывать, прежде чем он приобретет способность сам о себе заботиться [1; 85].
Говоря непосредственно о любви как переживании, Адлер отмечает: «То, что мы называем в собственном смысле любовью, отношением между полами, всегда неразрывно связано с чувством общности. Любовь как отношение двух людей и как составная часть чувства общности имеет свои собственные законы. Поскольку она является необходимым компонентом сохранения человеческого общества, ее нельзя понимать в отрыве от него. Кто позитивно относится к обществу, тот, безусловно, позитивно относится и к любви. Кто обладает чувством общности, тот будет выступать за брак или равноценную или превосходящую его форму любви. У того же, у кого чувство общности подавлено, кто не сумел прийти к свободному проявлению своей сущности в рамках человечества, любовные отношения будут иметь обособленный характер» [2; 76].
Также А.Адлер называл фактор, пронизывающий любовную жизнь людей, который всегда ведет к нарушениям совместной жизни: стремление к власти и личному превосходству.
Автор говорит о влиянии характера, поведения, стремлений человека на любовные отношения: «Линия поведения человека обязательно проявится и в любви. Она заставит его либо стремиться к несчастной любви и на ней застревать, либо позволит ему относиться к ней проще и приведет к подъему» [2; 78].
2.2 Триангулярная теория любви Стернберга
На языке триангулярной теории любви любовь понимается как сочетание трех компонентов, которые представлены в виде вершин треугольника. Эти компоненты - интимность (верхняя вершина треугольника), страсть (левая вершина у основания треугольника) и решение/обязательство (правая вершина у основания треугольника).
Под компонентом "интимность" подразумеваются чувства близости, взаимной привязанности и тесные узы между людьми, возникающие при любовных отношениях. Таким образом, этот компонент включает в себя те чувства, которые создают теплоту в любовных отношениях. Под компонентом "страсть" подразумевается романтическая сторона любви, физическое влечение, сексуальные отношения и связанные с ними аспекты любовных отношений. Таким образом, компонент "страсть" включает в себя мотивационные и другие источники возбуждения, которыми обусловлены страстные чувства в любовных отношениях. Под компонентом "решение/обязательство" подразумевается принятое одним человеком решение любить другого и обязательство сохранить эту любовь. Таким образом, компонент "решение/обязательство" включает в себя когнитивные элементы, участвующие в принятии решения о вступлении в любовные отношения и о сохранении их в течение длительного времени.
Существует восемь возможных сочетаний различных компонентов любви. Каждое из этих сочетаний порождает любовные переживания различного вида.
1. Отсутствие любви. Отсутствием любви называется отсутствие всех трех ее компонентов. Отсутствие любви характерно для подавляющего большинства наших личных отношений, являющихся лишь повседневными взаимодействиями, нисколько не похожими на любовь.
2. Приязнь. Если в отношениях присутствует только компонент "интимность", а компоненты "страсть" и "решение/обязательство" отсутствуют, то возникает приязнь. Под этим термином подразумевается комплекс чувств, испытываемых человеком в отношениях, которые действительно можно назвать дружескими. Человек ощущает близость, привязанность и теплоту по отношению к другому человеку, не испытывая сильной страсти и не имея долгосрочных обязательств. Иногда в дружеских отношениях присутствуют элементы страстного возбуждения или долгосрочных обязательств, но в таких случаях дружба уже не является просто приязнью и относится к одной из категорий, которые будут рассматриваться далее.
3. Страстная любовь. Страстная любовь - это "любовь с первого взгляда". Страстная любовь, или попросту страсть, характеризуется переживанием страстного возбуждения в отсутствие компонентов "интимность" и "решение/обязательство". Заметить страсть обычно довольно легко, хотя, как правило, определить, что человек страстно влюблен, проще другим людям, чем самому этому человеку. Страсть может возникать почти мгновенно и при соответствующих обстоятельствах так же быстро проходить.
4. Формальная любовь. Любовь этого вида возникает в результате принятия решения о том, что человек любит другого и предан этой любви, в отсутствии как интимности, так и страсти. Любовь этого вида можно иногда обнаружить в застойных отношениях, которые продолжаются много лет и за это время потеряли как взаимную эмоциональную вовлеченность, так и физическое влечение, которые когда-то были для них характерны.
5. Романтическая любовь. В любви этого вида присутствуют компоненты интимности и страсти. В сущности, это приязнь с добавлением еще одного элемента, а именно - возбуждения, возникающего за счет физического влечения и сопутствующих ему факторов. С этой точки зрения романтические любовники ощущают не только физическое влечение друг к другу, но также эмоциональную привязанность.
6. Дружеская любовь. Любовь этого вида возникает при наличии сочетания компонентов "интимность" и "решение/обязательство". В сущности, это длительная, преданная дружба, которая часто возникает между супругами после того, как физическое влечение (главный источник страсти) постепенно угасает.
7. Роковая любовь. Для роковой любви характерно сочетание компонентов "страсть" и "решение/обязательство" в отсутствие интимности. Такая любовь легкомысленна в том смысле, что обязательства принимаются под влиянием одной страсти, в отсутствие стабилизирующего элемента интимности. Хотя компонент страсти может развиться почти мгновенно, развитие компонента интимности требует какого-то времени, и поэтому существует риск разрыва отношений, основанных на роковой любви, а в случае скоропалительных браков - риск развода.
8. Совершенная любовь. Совершенная любовь включает в себя все три компонента. Именно к такой любви стремятся многие из нас, особенно в романтических отношениях. Достижение совершенной любви еще не дает гарантии, что эта любовь будет продолжительной. На самом деле потеря такой любви иногда напоминает процесс прибавления в весе после окончания занятий: часто человек слишком поздно замечает, что достигнутая им цель опять стала далекой [2; 98].
Таким образом, "Триангулярная теория" Стернберга на сегодняшний день является одной из популярных концепций, объясняющих процесс формирования любовных отношений между людьми.
2.3 Структура любви по Э.Фромму
Любовь является весьма непростым образованием со сложной и противоречивой внутренней структурой. Вопрос о составляющих любви решался, как и вопрос о типах любви, на разных уровнях. Одна из первых структур также принадлежит Э. Фромму. Он выделяет следующие компоненты любви:
- заботу;
- ответственность;
- уважение;
- знание.
Эту структуру критиковали за отсутствие в ней факторов удовольствия и радости. Сомнение у критиков также вызывал и фактор знания. Это связано с тем, что в большинстве описаний любви в качестве одного из ее признаков выделяется склонность к идеализации партнера, к переоценке присущих ему положительных качеств и частичном игнорировании отрицательных.
Но если рассматривать идеализацию партнера как его неадекватное восприятие, ее нельзя считать особенностью, по крайней мере, стабильных любовных отношений. За длительное время общения люди хорошо знают друг друга, знают все достоинства и недостатки любимого, но далеко не всегда перестают любить. Дело в том, что идеализация партнера, особенно на первых этапах развития любви, действительно существует и даже играет положительную роль. Идеализация - это не неправильное, но другое восприятие, при котором влюбленный видит в объекте своей любви не только то, что там есть на сегодняшний день, но и то, что там будет, или, по крайней мере, может быть. Идеализация в этом смысле способствует оптимизации отношений в паре, вселяя в партнеров уверенность в отношении к ним другого человека и повышая их уровень самопритязания. Все мы любим, когда нами искренне восхищаются, предполагают в нас благородные черты. В таком случае наше расположение гарантировано. Кстати, мужчины более склонны к идеализации своих партнеров, чем женщины. Это может быть связано с тем, что традиционно мужчина в любовных отношениях занимает более активную позицию, должен преодолевать больше трудностей и более поэтому нуждается в идеализации партнера. Итак, идеализация не противоречит знанию.
Взгляды Фромма на природу любви и ее значение в человеческой жизни составляют существенную часть разрабатывавшейся им "гуманистической этики", которая, по его формулировке, есть "прикладная наука "искусства жить", основанная на теоретической "науке о человеке". Таким образом, "искусство жить" у Фромма включает в себя "искусство любить".
Утверждение, что любовь - это искусство, а не инстинкт и не дар свыше, выражает специфику взглядов Фромма. Заблуждаются те, кто думает, будто любовь к нам приходит совершенно независимо от нас - как неподвластный нам инстинкт или как счастливый случай, как стечение внешних обстоятельств, подарившее нам любимого. Дело прежде всего в том, умеем ли мы сами любить. Фромм сравнивает способность любить со способностью, например, к рисованию: представим себе человека, который хотел бы замечательно рисовать, но вместо того, чтобы учиться этому делу, стал бы дожидаться счастливого случая, когда ему повстречается "достойный предмет", воображая, будто тогда он сразу станет рисовать великолепно. Все человеческие способности, умения должны вырабатываться, формироваться благодаря нашим усилиям и опыту; это в полной мере относится и к любви.
По мнению Фромма, любовь - это путь преодоления отделенности людей друг от друга. Разобщенное существование невыносимо для человека, оно вводит и держит его в состоянии тревожности. Фромм рассматривает несколько способов, какими люди пытаются вырваться из одиночества.
В современном обществе господствуют меновые отношения. Мужчины и женщины оценивают и выбирают друг друга наподобие товаров - по "потребительским" качествам, следуя рыночному принципу полезности товара; при этом выпадает из внимания самоценность человеческого "я". Подчиняясь законам рыночных отношений, люди не отличают себя самих от товаров и уподобляются живым автоматам, действующим по заданной программе. Но автоматы не могут любить, они способны только к наслаждению; их семейные отношения оцениваются по критерию слаженности (невзирая на наличие или отсутствие "глубинных связей"); неудивительно, что преувеличенное значение придается "правильной технике" секса. Современное общество, считает Фромм, обусловливает разложение любви, порождает различные формы "невротической любви" - такие как инфантильная привязанность к матери или отцу, безответная любовь - поклонение, фантазии о прошлой или будущей любви, стремление перевоспитывать любимого, перенесение смысла своей жизни на детей. Этими соображениями Фромм подводит читателя к выводу, что "общество должно быть организовано таким образом, чтобы социальная, любящая природа человека не отделялась от его социального существования, а воссоединялась с ним". Общество должно быть ориентировано на принципы "гуманистической этики".
Кроме рассмотренных нами выше вопросов, Фромм останавливается в своих трудах на те способы, используя которые, люди пытаются выйти из одиночества в условиях отсутствия любви:
Первый: переход в оргиастическое состояние. Оно представляет собой транс, в который человек впадает при помощи наркотиков, алкоголя, секса. При состоянии экзальтации теряется из виду внешний мир, а вместе с ним и чувство отделенности от него. Эти состояния на время избавляют человека от тревоги, но в принципе проблему отделенности не снимают.
Другой способ: приспособление индивида к группе. Он требует от личности конформизма: чтобы быть принятым в группу (попасть в "тусовку"), нужно поступиться своим личным достоинством ("не высовываться из толпы"), подчиниться правилам стада. По сравнению с оргиастическими состояниями стадный конформизм обладает тем достоинством, что он стабилен, а не периодичен.
Третий способ: погружение в творческую деятельность. Человек творящий, созидающий сливается с предметом своей деятельности, благодаря чему объединяет себя с миром. При этом не происходит, как в двух предыдущих случаях, ни утраты мира, ни утраты "я", однако достигаемое тут единение с миром все же не является межличностным (между "я" и другим "я").
Наконец, четвертый путь - любовь - Фромм считает подлинным преодолением человеческой отделенности от других. Причем сразу делается оговорка: собственно любовью следует называть зрелые ее формы, а незрелые - это не любовь, а только "симбиотический союз" (от биологического термина "симбиоз").
2.4 Типы любовных отношений по Т. Кемперу
Подавляющее большинство философских и психологических типологий любви носят сугубо априорный характер, механизм выделения в них тех или иных типов обычно не просматривается, а принадлежность различных типов к.одному классу любовных переживаний зачастую теряется. Тем больший интерес представляют те типологии, в которых логика выделения вариантов любви эксплицирована и поддается хотя бы теоретической проверке.
Попытка создания такой типологии была предпринята Т. Кемпером в рамках разрабатываемой им социально-интерактивной теории эмоций. В любых взаимоотношениях (не только межличностных, но и тех, субъектами которых выступают целые социальные системы, например государства) Кемпер выделяет два независимых фактора власть, т. е. способность силой заставить партнера сделать то, чего ты хочешь, и статус желание партнера по общению идти навстречу требованиям субъекта. Искомый результат во втором случае достигается таким образом не силой, а благодаря положительному отношению партнера.
Базируясь на этих двух факторах, Т. Кемпер выделяет семь типов любовных отношений в паре:
1) романтическая любовь, в которой оба члена пары обладают и статусом, и, поскольку каждый из них может “наказать” другого, лишив его проявлений своей любви, властью по отношению к партнеру;
2) братская любовь, основывающаяся на взаимном высоком статусе и характеризующаяся низкой властью отсутствием возможности к принуждению;
3) харизматическая любовь, в которой один партнер обладает и статусом и властью, другой только статусом. Примером таких отношений в ряде случаев могут быть отношения в паре учитель ученик;
4) “измена” один партнер обладает и властью и статусом, другой только властью. Примером таких отношений, давшим название этому типу, может быть ситуация супружеской измены, когда для партнера, вступившего в новые отношения, супруг сохраняет власть, но уже не вызывает желания идти ему навстречу, т. е. теряет статус;
5) влюбленность один из партнеров обладает и властью, и статусом, другой не пользуется ни тем, ни другим. Иллюстрацией таких взаимоотношений может быть односторонняя, или “безответная” любовь;
6) “поклонение” один партнер обладает статусом, не обладая властью, другой не обладает ни статусом, ни властью. Такая ситуация возникает при отсутствии реального взаимодействия между членами пары, например, при влюбленности в литературного героя или в актера, знакомого лишь по фильмам;
7) любовь между родителем и маленьким ребенком. Один партнер здесь обладает высоким статусом, но низкой властью (ребенок), другой (родитель) низким статусом, так как любовь к нему еще не сформировалась, но высоким уровнем власти.
Данная типология представляется весьма полезной для анализа эмоциональных отношений. Конкретные взаимоотношения могут быть описаны в соответствии с тем, в какой степени в них представлена любовь каждого из семи выделенных здесь типов (нет необходимости объяснять, что речь шла о чистых типах, любые же реальные отношения носят комплексный характер и к одному типу практически никогда не сводятся) [24; 14].
С традиционными представлениями о любви в разнополой паре близких по возрасту людей связываются прежде всего отношения, характеризующиеся взаимно высоким статусом. По данной классификации это отношения первых двух типов: романтическая и братская любовь (третий харизматическая любовь характеризуется обычно значительным возрастным и социальным неравенством). Первая из них романтическая, связанная с выраженностью, сексуального компонента и задающаяся как норма отношений юношей и девушек в определенный период развития их взаимодействия, представляет в контексте обсуждающихся проблем особый интерес.
Заключение
На протяжении столетий любовь была и остается предметом острых дискуссий в науке, искусстве, религии, а также в обыденном познании. Потребность в любви носит витальный характер. Любовь является основой внутреннего мира личности, ее духовного «Я» как совокупности смысловых значимостей. Это высшая форма реализации отношения к другому человеку. Любовь открывает неповторимую уникальность Другого, переносит «центр тяготения» личного бытия на Другого -- любимого человека.
Динамика любви к человеку другого пола в период юности определяется неравномерностью развития структурных компонентов (эмоционального, познавательного, поведенческого) интрапсихологического отношения и качественными особенностями его реализации в интерпсихологическом плане.
Можно отметить существенные отличия между любовью и остальными чувствами. Так, любовь стремится к полному уничтожению расстояния между любящими, сливая их в одно целое. Напротив, дружба, даже самая интимная, в силу своего духовного характера предполагает некоторую деликатность и сдержанность, сохранение определенной психологической дистанции между друзьями. Любовно-романтические отношения считаются более исключительными (неординарными) и обязывающими, чем дружеские. В случае нескольких любовных связей и привязанностей человек обычно задает вопрос, какая из них для него важнее, дороже, ближе. В дружбе, при всякой ее индивидуальности взаимоисключений выбор не обязателен, поэтому люди обращают меньше внимания на тонкие нюансы своих взаимоотношений, их развитие кажется более плавным, не требующим принятия каких-то ответственных решений.
Установлено и доказано, что любовь, любовные переживания представляют собой самостоятельное явление, не совпадающее ни с дружескими, и с сексуальными отношениями.
Стремление отыскать и осуществить настоящую любовь, заложено в самой сущности человека. Эта потребность свойственна каждому человеку с самого раннего детства. Нормальное удовлетворение этой потребности ведет к развитию способности любить. От колыбели и до конца жизни все мы ищем того, кто будет любить нас и кого бы могли любить мы. И действительно, любовь просто необходима, она жизненно важна. Без нее мы теряем волю к жизни, наши умственные способности и физическая энергия ослабевают, сопротивляемость падает, пропадает и смысл того, чем мы занимаемся, для чего живем. Всё это сильно сказывается и на состоянии нашего телесного здоровья.
Известно, что термином "любовь" объединяются качественно различные отношения. Так называют и чувства матери к ребенку, и отношения молодых людей. Говорят о супружеской любви, о любви к родине, любви к своему делу и т.д. В психологии существует много попыток выделения качественно специфических типов любви.
Анализируя в ходе курсовой работы любовные отношения, мы выяснили их специфичность, рассмотрели типы любви, ее составляющие.
Наличие эмоциональных отношений важно для ощущения счастья, удовлетворения жизнью, для здоровья человека. В заключении можно сказать, что эмоциональные отношения с другими людьми есть важнейшее условие крепкой семьи, здоровья и счастья любого человека.
Список литературы
1. Гуревич П.С. Психология: Учеб. пособие для студентов вузов/ М.: Знание, 1999. - 304 с.
2. Демидов, А.Б. Феномены человеческого бытия / А.Б. Демидов. - Минск: ЗАО Экономпресс, 1999. - 180 с.
3. Женщины, не любившие никого. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 320 с.
11. Марков С.А. Растерянный человек перед ликом любви // Философия хозяйства. - 2004. - №2. С.227 - 232.
12. Можейко, М.А. Земная и небесная: два образа любви в сознании европейца // АИВ Человек. Общество. Мир. - 1996. - № 2. - С. 50-59
13. Мой муж влюбился! - Ярославцев М.// Крестьянка. - 2006. - №5. С. 138-141.
14. Мэй Р. Любовь и воля. - М.: Киев. Рефл.-бук., Ваклер, 1997. - 384 с.
15. Национальный эрос в культуре // Философия хозяйства. - 2004. - №2. С. 233-244.
16. Николина А. Любовь здесь больше не живет// Крестьянка. - 2005. - №1, с. 10-15.
17. Нравственность в современном мире. - Мн.: Красико-Принт, 2003. - 128 с.
18. Одиночество преодолимо, или 11 заповедей по поиску… // Спортивная жизнь России. - 2007. - №11, С.26-27.
19. Пайнс Э. Практикум по социальной психологии. - СПб.: Питер, 2000. - 528 с.
20. Петров, В.П. Философия любви и философия сексуальности: в истории развития человеческой культуры и современном психоанализе // Журнал практического психолога. - 1999. - № 7. - С. 30-39.
21. Поликарпов В.А. Психология первой любви. - Мн.: Экономпресс, 2002. - 208 с.