Общечеловеческие нормы и ценности вырабатывались на протяжении многих исторических эпох. Человек, являясь субъектом общечеловеческих норм и ценностей, постоянно находится в социальных связях с социумом.
Поскольку границы нормы весьма условны, отклоняющееся поведение не является новообразованием и признаком современности.
К.Г. Юнг, основатель аналитической психологии, утверждал, что существуют психические структуры (архетипы), присутствующие в каждом из нас. Т.е. так же как гены определяют наше физиологическое развитие, так архетипы определяют характер нашего психологического развития.
Архетипы находят свое содержание в народных сказаниях, мифах, легендах. Каждая легенда, каждый миф несет в себе скрытый способ решения той или иной жизненной проблемы. Остановимся подробнее на архетипе «трикстера». Этот архетип, по своей сути, является очень ярким и характерным примером девиации.
Будучи одной из поистине универсальных фигур в мировой мифологии, трикстер традиционно рассматривается как пародийный спутник (дублер) культурного героя: его враг или неумелый подражатель-соперник [1].
Трикстер находится на границе игры и действительности. Сама жизнь по трикстеру оформлена особым игровым образом. По правилам, которые он задает, живут все окружающие его. Недаром человек чувствует себя игрушкой в руках «случая», который парализует его волю и действия.
Трикстер задает динамику и направление развития мира и управляет элементами мира. Культурный герой создает нечто, чему его антипод трикстер придумывает противоположный элемент.
Трикстер - это та самая неожиданность, случайность, которая всегда некстати и которая всегда держит в напряжении, в готовности к ответному действию. Каждый элемент мира оказывается запрограммированным на ожидание своего «отрицания». Задача трикстера не разрушить, а вызвать ответную реакцию, которая обернется новым созиданием. Пока в мире идет подобный диалог- мир живет и развивается.
К.Г.Юнг рассматривал трикстера как архетип, воплощающий антисоциальные, инфантильные и неприемлемые аспекты «я».
Тема трикстера возникает не только в мифической форме, она проявляется и у современного человека. Всегда когда он попадает в сеть «случайностей», которые с явной злонамеренностью препятствуют его воле и его действиям, он говорит о «порче» и «сглазе» или о «законе подлости». Юнг определил этот компонент образа, назвав его тенью. Он утверждает, что мы не осознаем того факта, что в карнавальных обычаях и им подобных присутствуют пережитки коллективного образа тени. Под воздействием цивилизации этот коллективный образ постепенно разрушается, оставляя трудно распознаваемые следы в фольклоре. Но его главная часть внедряется в личность и становится предметом личной ответственности.
«Трикстер - и нечеловек, и сверхчеловек, и животное, и божественное существо, главный и наиболее пугающий признак которого - его бессознательное. Он настолько бессознателен по отношению к самому себе, что его тело не является единым целым; две его руки бьются одна с другой. Даже его пол, несмотря на фаллические признаки, не определен: он может стать женщиной и выносить ребенка» [3, 347].
Он постоянно попадает в дурацкие переделки, хотя на самом деле он не злой и совершает жестокие поступки просто из-за бессознательности и покинутости.
Современный человек забыл о трикстере. Он воспринимает его лишь образно и метафорически, когда говорит о судьбе, сыгравшей с ним шутку, или о заколдованности вещей.
Он не догадывается о том, что его собственная скрытая и казалось - бы безвредная тень обладает свойствами, опасность которых превосходит его самые необузданные мечты. Как только начинает подавляться индивидуальность в любых своих проявлениях, тень приходит в движение и, как показывает история, может даже найти свое воплощение. «Он думает, что, если бы еда и одежда доставлялись бы бесплатно к порогу или если бы все имели автомобили, ему бы открылся смысл существования. Это - детское недомыслие, вырастающее на месте бессознательной тени и оставляющее ее неосознанной. Из-за этих предрассудков личность чувствует себя полностью зависимой от своего окружения и теряет всякую способность к интроспекции. Тем самым ее этический кодекс замещается знанием того, что позволено, положено или запрещено »[3, 351]. Т.о., психологическая фигура трикстера по Юнгу - это коллективный образ тени, объединение всех низших черт характера в людях, возможность выхода страстей, не признающихся моральными устоями, это огромный источник энергии для будущего развития [4].
В смысле коллективного бессознательного тень - это природный, инстинктивный человек, и она почти не изменилась с тех времен, когда возникло человеческое общество, когда человек стал человеком разумным. тень не может быть до конца преображена воспитанием. Тень - это подсознательные желания, несовместимые с социальными нормами
Тень имеет свои олицетворения: когда мы кого-то ненавидим, нас на самом деле раздражают наши собственные качества, которые мы находим в другом. Люди не обязательно отрицают Тень: порой теневые качества личности спокойно сосуществуют с ней. Поэтому, как пишет Юнг, человек, которым владеет тень, всегда стоит у себя на пути. Бросая тень отрицания на все свое существование, он производит на других неблагоприятное впечатление, и сам отвергает свои реальные жизненные перспективы [4].
Глубокие социальные изменения, происходящие в современном мире, заставляют нас с новых позиций рассматривать феномен трикстера, одним из теневых проявлений которого является - деструктивная деятельность человека. Никакие моральные, религиозные, правовые нормы не в состоянии предотвратить деструктивность.
Даже самые комфортные условия существования не приводят к снижению деструктивности, причем она проявляется не только в отношении людей друг к другу - и природная среда, и памятники культуры, и простейшие предметы подвергаются бессмысленному разрушению.
Одним из проявлений деструктивности является агрессия. Слово «агрессия» имеет много значений, чем вызывает большую неразбериху в литературе. «Оно употребляется и по отношению к человеку, который защищается от нападения, и к разбойнику, убивающему свою жертву ради наживы, и к садисту, пытающему пленника» [2, 12].
Э. Фромм, аргументируя употребление слова «агрессия», в конечном счете, пришел к понятиям доброкачественной и злокачественной агрессий.
Агрессия в отношении поведения, связанного с самообороной, с ответной реакцией на угрозу, та, которая не ведет к разрушению и выполняет лишь роль сторожа интересов человека, Э. Фромм определил как доброкачественную агрессию. А стремление человека господствовать над другими живыми существами, что проявляется в желании разрушать или развлекать себя способами, подчас отличающимися невиданной жестокость - злокачественной агрессией. Доброкачественную агрессию условно можно разделить на псевдоагрессию и оборонительную агрессию.
Действие, в результате которого может быть нанесен ущерб, но которым не предшествовали злые намерения, Э. Фромм относит к псевдоагрессии. И выделяет следующие формы псевдоагрессии: непреднамеренная агрессия (в качестве примера он рассматривает случайный выстрел с ранением человека); игровая псевдоагрессия (обнаруживается в учебных тренингах на мастерство, ловкость, быстроту реакций); псевдоагрессия как самоутверждение. Размещено на Allbest.ru
Самоутверждение, в данном случае, выступает как движение в направлении заданной цели без промедления и страха. «Установлено, что тот, кто беспрепятственно может реализовать свою агрессию самоутверждения, в целом ведет себя гораздо менее враждебно, чем тот, у кого отсутствует это качество целеустремленной наступательности» [2,239]. Человек, у которого нет препятствий для активного самоутверждения, менее ощущает страх и поэтому реже попадает в ситуации, на которые надо отвечать оборонительно-агрессивными действиями. «Главным фактором, снижающим в индивиде «агрессию самоутверждения», является авторитарная атмосфера в семье и обществе, где потребность в самоутверждении отождествляется с грехом непослушания и бунтарством» [2, 240].
В ситуации, когда возникает угроза жизни, здоровью, свободе или собственности проявляется так называемая оборонительная агрессия.
Изучение литературы по проблеме агрессивности человека и животных, приводит к однозначному выводу, что агрессивное поведение является защитной реакцией на любую угрозу жизни - как угрозу самой жизни, так и угрозу потребностям в пище, сексе и т.д.
Э. Фромм отмечает, что животное более остро ощущает опасность, а человек способен реагировать даже на опасность в будущем. Человек не только предвидит угрозу, но и позволяет уговорить себя, допускает, чтобы им манипулировали, руководили. «Только у человека можно вызвать оборонительную агрессию методом «промывания мозгов» [2, 243]. Он готов видеть опасность там, где ее нет. Он, как и зверь, защищается, когда что-либо угрожает его витальным интересам. Однако сфера интересов у человека значительно шире, чем у зверя. Человеку нужны не только физические, но и психические условия существования. Нужна система ценностных ориентаций в жизни. Если же эта система нарушена, появляется страх, который вызывает либо реакцию нападения, либо тенденцию к бегу.
Страх, боль - это те чувства, которые уже по своей природе неприятны человеку. Он пытается избавиться от них любой ценой. «Есть много способов преодоления страха... Но одним из самых действенных приемов вытеснения страха является агрессивность» [2, 245].
Одним из важнейших источников оборонительной агрессии является угроза нарциссизму. Человек-нарцисс достигает чувства уверенности в себе тем, что он убежден в своем совершенстве и превосходстве над другими. И, если он ущемлен в своем нарциссизме, то воспринимает это как личную угрозу. Такой человек никогда в жизни не простит обидчика, потому что испытывает такую жажду мести, которая не может сравниться не с одной реакцией на любой другой ущерб.
В современном обществе ярко просматривается внутренняя связь между нарциссизмом знаменитых людей и потребностями публики. При этом каждый удовлетворяет свой интерес: публика - свое любопытство, а популярная личность - свой нарциссизм.
Групповой нарциссизм представляет собой один из главных источников оборонительной человеческой агрессии. Фанатизм является характерной чертой группового нарциссизма. Для снижения уровня группового нарциссизма необходимы коренные преобразования всей социальной организации.
Анализируя деструктивность, как проявление злокачественной агрессии, Э. Фромм выделяет две формы - спонтанная и агрессия, связанная со структурой личности.
Причиной порождения спонтанной агрессивности являются экстремальные условия - войны, религиозные и политические конфликты, нужда и чувство обездоленности, а также - субъективные причины, такие как групповой нарциссизм на национальной и религиозной почве.
К деструктивной деятельности, как правило, склонны люди, которые не смогли удовлетворить свои фундаментальные потребности в привычной жизненной ситуации. Как отмечает Э. Фромм, деструктивность возникает тогда, когда человек «...не может творить, ... постоянно ощущает свою изолированность и никчемность»; именно в этом случае личность стремится «...самоутвердиться любой ценой, хотя бы ценой варварского разрушения».
Биологически адаптивная агрессия вовсе не является защитой от нападения или угрозы; она заложена в филогенезе и является специфически человеческим феноменом; она приносит биологический вред и социальное разрушение. Главные ее проявления - жестокое истязание или убийство - не имеют никакой иной цели, кроме получения удовольствия, причем они вредны и жертве и агрессору.
Необходимо помнить, что злокачественная агрессия свойственна исключительно человеку и не порождается животными инстинктами.
Отклонения могут иметь для общества различные значения: как позитивные, так и негативные (яркое тому подтверждение - пример трикстера). Границы между позитивным и негативным отклоняющимся поведением подвижны во времени и пространстве социумов.
2. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. Пер. с англ. Э.М. Телятникова, Т.В.Панфилова; Художник обложки. М.В. Драко. - Мн.: ООО «Попурри», 1999.- 624 с.
3. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов\ К.Г. Юнг. Пер. с англ. - М. К.:ЗАО «Совершенство», «Port-Royal», 1997. - 384 с.
4. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного /К.Г. Юнг. Пер. с нем. - М.: Канон,1994. - 320 с.