Печатается по решению редакционно-издательского совета
Владимирского филиала РАГС
Давыдов М.И. Национальные и федеративные отношения: методические рекомендации. - Владимир: ВФ РАГС, 2006. - 27 с.
Методические рекомендации подготовлены в соответствии с учебным планом дисциплины «Национальные и федеративные отношения» и предназначены для студентов и слушателей ВФ РАГС. Методические рекомендации включают в себя учебный план и программу курса, методические материалы, план практического занятия, список рекомендуемых источников и литературы, контрольные тесты, вопросы для самопроверки и подготовки к зачету.
Методические рекомендации могут быть использованы работниками сферы государственной службы, занимающимися вопросами национальной и федеративной политики.
Рецензенты:
Гуляева В.В., д.и.н., профессор, зав. кафедрой истории и музеологии Владимирского государственного университета;
Малахова М.А., к.и.н., доцент кафедры управления Владимирского филиала РАГС
Курс «Национальные и федеративные отношения» является одной из дисциплин, закладывающих фундамент профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих в аспекте усвоения ими теории и практики национальной и федеративной политики как в зарубежных странах, так и в современной России.
Национальные и федеративные отношения неразрывно связаны с рядом общественных и юридических дисциплин, таких как этнография, демография, философия, история, политология и теория и история государства и права. По сути, в рамках курса дается освещение основных путей практического воплощения идей и представлений о взаимодействии отдельных этносов, способах их бесконфликтного сосуществования, вариантах организации политических структур и административно-территориального устройства с учетом интересов и реальных возможностей всех народов и социальных групп. К числу важнейших проблем, изучаемых в рамках курса национальных и федеративных отношений, относятся возникновение и развитие основных институтов федерализма, а также эволюция представлений о межэтническом взаимодействии, способах ликвидации и профилактики межнациональных конфликтов.
Целью учебного курса является формирование у студентов основ правовой культуры и правового сознания, необходимых как для комплексного понимания процесса формирования федеративной государственности и путей межэтнической солидарности в различные исторические эпохи вплоть до наших дней, так и для прогнозирования основных тенденций развития современной этнополитической обстановки в ближайшей и отдаленной перспективе. В связи с последним обстоятельством изучение национальных и федеративных отношений имеет важное значение для формирования системы профессиональных знаний государственных и муниципальных служащих.
Сообразно заявленным целям определяются основные задачи курса:
- уяснение основных закономерностей возникновения и развития этносов, форм межэтнического диалога;
- изучение важнейших положений федерализма и их дальнейшей эволюции на различных этапах истории человечества.
- овладение навыками анализа этнополитических ситуаций и прогнозирования путей их разрешения.
Содержание курса национальных и федеративных отношений включает в себя лекционные и практические занятия. Формой итоговой проверки знаний студентов является зачет.
тематический план
№
п/п
Наименование тем курса
Форма
занятия
Всего
часов
1
Национальные и федеративные отношения как научно-практическая дисциплина. Ее место в системе общественных наук
лекция
2
2
Нация как объект научного анализа и политики
лекция
2
3
Культура межнационального общения. Этнополитические конфликты: пути предупреждения и регулирования
лекция
2
4
Теория федерализма. Зарубежная практика федеративных отношений
лекция
2
5
Национальные и федеративные отношения в России. Прошлое и современность
лекция
2
6
Перспективы развития национальных и федеративных отношений в России
практическое занятие
2
7
Контрольное тестирование
практическое занятие
2
ИТОГО:
14
Программа курса «НАЦИОНАЛЬНЫЕ И ФЕДЕРАТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»Тема 1. Национальные и федеративные отношения как научно-практическая дисциплина. Ее место в системе общественных наук
Национальные и федеративные отношения как предмет научного исследования, его проблематика и методологическая основа. Междисциплинарные связи и место национальных и федеративных отношений в системе общественных наук. Практические аспекты курса национально-федеративных отношений и их связь с профессиональной деятельностью государственных служащих. Значение национальных и федеративных отношений как научно-практической дисциплины.
Тема 2. Нация как объект научного анализа и политикиПонятие нации, его толкования. Основные критерии нации. Развитие этносов. Малые народы. Диаспора. Теории этногенеза. Типология этносов (племя, народность, нация). Структурные элементы наций: субэтносы, суперэтносы. Этногенез народов России.Политические аспекты национального (нация-этнос, нация-государство). Роль национального фактора в политике. Борьба наций за самоопределение. Колониализм, неоколониализм, деколонизация. Этнополитическая карта современного человечества.Культурно-конфессиональные аспекты национального. Психологические аспекты национального (национальный характер, менталитет, традиции, историческая память). Их влияние на межнациональные отношения.
Тема 3. Культура межнационального общения. Этнополитические конфликты: пути предупреждения и регулирования
Межнациональные отношения: сущность и формы. Различные теории межнациональных отношений (стратификационные, ассимиляторские, этнической солидарности, культурного плюрализма). Культура межнационального общения, ее основные принципы (толерантность, взаимное уважение, конструктивное взаимовыгодное сотрудничество): теория и практика.
Национализм. Его формы. Положительные и отрицательные аспекты национализма. Влияние национализма на развитие межнациональных отношений.
Межнациональные конфликты: причины, сущность, типология. Беженцы и вынужденные переселенцы. Миграционные процессы и их связь с межнациональными конфликтами. Влияние социально-политических и социально-экономических факторов на развитие конфликтных ситуаций. Профилактика и решение этнополитических разногласий.
Тема 4. Теория федерализма. Зарубежная практика федеративных отношений
Теория федерализма. Формы федераций (договорная, централистская, кооперативная). Симметричные и ассиметричные федерации, сущность различий между ними. Плюсы и минусы федеративного устройства.
Традиции федерализма в зарубежных странах. Влияние демократии, роль гражданского общества в развитии федераций. Возникновение и эволюция зарубежных федераций. Межнациональные отношения в федеративных государствах.
Современные тенденции развития федерализма: возрастание роли субъектов - регионов, межрегиональное сотрудничество. Пути и перспективы развития федеративной модели государственного устройства.
Тема 5. Национальные и федеративные отношенияв России. Прошлое и современность
Основные вехи в развитии национальных и федеративных отношений в дореволюционной России и СССР. Национально-государственные и национально-территориальные автономии в составе СССР. Положительные и отрицательные моменты в развитии национальных окраин.
Этнополитическая ситуация в современной России. Проблемы малых народов и народов Крайнего Севера. Ситуация на Кавказе. Проблемы депортированных народов, беженцев и переселенцев. Деятельность экстремистских организаций и борьба с ними; основные очаги межнационального противостояния. Концепция государственной национальной политики и проблемы в ее реализации.
Федеративный договор 1992 г. и формирование современной модели федерации в России. Корректировка векторов развития федерации в современных условиях. Основные препятствия развитию федеративных отношений в России. Пути их преодоления.
Учебно-методическиЕ МАТЕРИАЛЫ
Тема 1. Национальные и федеративные отношениякак научно-практическая дисциплина. Ее местов системе общественных наукВ рамках курса национальных и федеративных отношений рассматриваются теоретические и практические аспекты государственного строительства, организации административно-территориального устройства, разработки и осуществления основных направлений национальной и региональной политики. Разумеется, отдельные аспекты обозначенных проблем уже достаточно долгое время плодотворно разрабатываются в рамках других научных дисциплин, однако отсутствие комплексного подхода к их рассмотрению имеет и свои недостатки: так, зачастую тесно связанные друг с другом вопросы исследуются независимо, разрозненно, что, соответственно, не позволяет получить целостной картины изучаемого объекта или явления. Преодоление данного препятствия возможно с помощью междисциплинарных связей. По сути, междисциплинарным является и сам курс национальных и федеративных отношений.Предметная область курса расположена на стыке целого ряда общественных наук:
- этнографии и этнологии (происхождение и развитие этнических общностей);
- антропологии, культурологии и религиоведения (развитие культуры в различных человеческих обществах);
- психологии, конфликтологии и этнополитологии (изучение национального характера, менталитета; межнациональное общение, этнополитические конфликты);
- социологии и демографии (социально-экономические аспекты развития наций);
- политологии, теории и истории государства и права (государствоведение, анализ различных политических систем, форм административно-территориального устройства).
Особенностью курса национальных и федеративных отношений является его ориентированность не только на теоретические стороны изучаемых проблем, но и на их практическую реализацию, в том числе в повседневной работе соответствующих органов государственной власти. Поэтому вполне уместно говорить о научно-практическом характере рассматриваемой дисциплины.
Тема 2. Нация как объект научногоанализа и политикиЭтнос (нация) - это исторически сложившаяся на определенной территории и самоидентифицирующаяся устойчивая совокупность людей, обладающая единым языком, общими чертами и стабильными особенностями культуры, психологии. Данное определение является одним из многих имеющихся, так как общепринятого определения этноса не существует ввиду разнообразия подходов к изучаемой проблеме. В то же время оно полностью вбирает в себя все основные критерии нации.Как и любое явление нации постоянно находятся в развитии. В отечественной традиции общепринятой считается так называемая восходящая типология этносов: племя (объединение людей на основе общности мифологии, ритуалов и обычаев), народность (объединение людей на основе общности культуры) и нация (объединение людей на основе общности культуры, социально-экономического и общественно-политического уклада). Стадия нации характеризуется обретением этногосударственности или стремлением к таковой. Внутри крупных наций выделяют субэтносы, или этнографические группы (крупные объединения людей, которым помимо общенациональных присущи собственные языковые и культурно-исторические особенности; например, поморы, казачество у русских), а также диаспоры (исторически обособленные части нации, развивающиеся в инонациональном окружении). Стадии нации не достигают так называемые малые народы, не обладающие достаточным потенциалом для борьбы за политическую независимость, но в то же время продолжающие сохранять языковые и культурные традиции. Кроме того следует выделить так называемые суперэтносы - наднациональные объединения людей по признаку сходства их менталитета, мироощущения и ценностно-оценочных ориентаций (например, Запад и Восток; в более узком контексте - американцы, россияне, китайцы, Исламский мир).Этническая карта России представлена прежде всего народами славянской группы индоевропейской языковой семьи (русские, украинцы, белорусы), тюркской группы алтайской языковой семьи (татары, чуваши, башкиры) и финно-угорской группы уральско-юкагирской семьи (мордва, удмурты, марийцы). В общей сложности указанные народы составляют около 95% населения страны (в том числе только русские - более 80%). Наиболее пестрая этническая картина наблюдается на Северном Кавказе и в крупных мегаполисах (в последних прежде всего за счет миграционных потоков). В настоящее время в России насчитывается 32 национально-культурные автономии (республики, автономная область, автономные округа).В литературе остается дискуссионной проблема соотнесения национального и политического. На Западе эти понятия зачастую смешивают: так, под русским там понимают любого гражданина России вне зависимости от его этнической принадлежности, отказывая в то же время в праве именоваться русскими тем представителям русского народа, которые проживают вне метрополии. Данный подход не универсален, отвергая, по сути, возможность успешного развития для многонационального государства. Однако многовековой опыт последних (в частности, Китай, Индия, Швейцария) доказывает, что уместнее говорить не о нации-государстве, а о нации-этносе, совокупность которых и создает этническую мозаику государства. Более того национальный фактор в политике и в настоящее время продолжает играть достаточно заметную роль, и игнорировать его недопустимо. К проявлениям национального начала в политике можно отнести и борьбу наций за самоопределение, и деятельность разнообразных национальных, национально-освободи-тельных, националистических организаций и объединений, а также собственно национальную политику (государственные мероприятия в сфере регулирования межнациональных отношений). Однако нельзя обойти стороной и тот факт, что из более чем 5 тысяч этносов, существующих на Земле, лишь около 200 обладают собственной государственностью.Самобытность наций в решающей степени определяется присущей им культурой, традициями, социально-экономи-ческим укладом, в меньшей степени религиозно-конфессиональ-ными предпочтениями. Исключительно важны и психологические аспекты национального, позволяющие вести речь об уникальном опыте поддержания внутреннего единства и мотивирования духовно-практической деятельности самими членами этнических объединений (национальная культура и ее развитие), взаимодействии отдельных этносов друг с другом, формировании у них исторической памяти, национального характера (специфических ценностно-оценочных ориентаций по отношению к окружающему миру) и т.п. К сожалению, данный аспект национальных отношений изучен еще сравнительно слабо.
Тема 3. Культура межнационального общения. Этнополитические конфликты: пути предупреждения и регулирования
Нации не живут обособленно, они постоянно взаимодействуют друг с другом. Такого рода взаимодействие получило наименование межнационального общения. Процессы общения происходят на уровне личностном (персональном), групповом, массовом, психологического контакта, обмена информацией, взаимодействия и взаимовлияния и в многообразных формах: официальной, служебной и неофициальной (неформальной), непосредственной (личные контакты, обмен информацией посредством слов, мимики, жестов и т.п.) и опосредованно (при помощи средств массовой информации и коммуникации, предметов культуры, официальных документов, произведений искусства и т.п.).
Активную разработку получили различные теории межнациональных отношений. Согласно стратификационной теории между социальной и национальной структурами общества имеется четкая взаимосвязь. Соответственно существующие в обществе различные сферы жизнедеятельности, виды занятий, профессии и т.д. приобретают четкую этническую окраску, становясь привилегией тех или иных национальных групп. Этнические группы, находящиеся на вершине социальной иерархии выступают здесь как доминирующие группы или этносы-доминанты, те же, кто находятся на низших социальных ступенях, превращаются в этнических аутсайдеров.
В различных ассимиляторских теориях основной упор делается как раз на взаимоотношения этносов-доминантов и этносов-аутсайдеров. Удел последних по мысли большинства исследователей данного направления - растворение в составе господствующей нации.
Сторонники концепции этнической солидарности утверждают, что в современном мире основным принципом, объединяющим людей в общественные группы, выступает их этническая принадлежность, а все остальные формы групповой солидарности (классовые, сословные) утрачивают свое значение. Стало быть, межнациональные конфликты являются неизбежным злом, и избежать их можно только посредством создания мононациональных государств.
В противовес предыдущим направлениям идея культурного плюрализма, напротив, отстаивает тезис о самоценности и равенстве всех наций. Аргументы сторонников культурного плюрализма основываются на убеждении, что от этнического, языкового, культурного и религиозного разнообразия общество только выигрывает.
Активизация связей и отношений между народами придает актуальность вопросу о культуре межнационального общения. Ее основными принципами необходимо признать толерантность, взаимное уважение, конструктивное взаимовыгодное сотрудничество. В противном случае неизбежны конфликтные ситуации и межнациональные столкновения и, как следствие, появление беженцев, вынужденных переселенцев, ухудшение социально-экономической, социально-политической и криминогенной ситуации.
Тема 4. Теория федерализма. Зарубежная практика федеративных отношений
Федерация (от лат. foederatio - «союз», «объединение») - форма административно-территориального устройства, при которой несколько государственных образований, обладающих определенной политической властью, образуют единое союзное государство, делегируя ему основную часть своих суверенных полномочий. То есть от унитарных государств федерация отличается прежде всего более развитым политико-правовым статусом составляющих ее субъектов, а от конфедераций - приоритетом федерального законодательства и органов власти в организации и управлении союзным государством. В общей массе государственных образований планеты количество федеративных объединений сравнительно невелико (примерно 10% или около 20 в абсолютном выражении); в то же время на долю федераций приходится более 40% обитаемой суши и почти треть населения Земли.
Выделяют несколько основных форм федераций. Это - договорная (создается «снизу», самими субъектами, благодаря чему последние сохраняют значительную автономию), централистская (противоположность предыдущей, здесь доминирует федеральный центр) и кооперативная (активное сотрудничество между субъектами как на вертикальном, так и на горизонтальном уровне; допускается перераспределение полномочий между субъектами) формы федерации. Классическими образцами договорной формы федерации принято называть США и Швейцарию (кстати, оба эти государства эволюционировали из конфедеративных объединений). К кооперативным федерациям относят Германию, Австрию. Примерами централистской модели федерации могут служить Индия, Аргентина, Мексика. Дополнительно также выделяют симметричные и ассиметричные федерации, различающиеся юридическим статусом составляющих ее субъектов (в первом случае все субъекты одинаковы по своему статусу, во втором - нет: например, привилегированными правами обладают Квебек в Канаде, национальные республики и автономии в России и т.п.).
В большинстве федеративных государств действуют республиканские режимы, однако имеются и федерации-монархии (Бельгия, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты). Имеются и многоуровневые федеративные (конфедеративные) объединения (например, Канада и Австралия входят в состав Британского Содружества и официально возглавляются королевой Великобритании; Пуэрто-Рико обладает статусом свободно присоединившегося к США государства), однако общее число таких над- и межгосударственных объединений крайне невелико.
Несомненным плюсом федеративного устройства является возможность более гибкого подхода к решению национальных, религиозных противоречий и проблем, сохранению самобытного уклада отдельных категорий населения, развитию регионов и т.п. Именно в федерациях по сравнению с унитарными государствами наиболее полно раскрываются принципы демократии и народного суверенитета. Свидетельство тому - опыт зарубежных федераций, таких как США, Швейцария, Германия и т.д.
Тема 5. Национальные и федеративные отношенияв России. Прошлое и современность
В государственном строительстве России этнический фактор всегда играл важную роль. Однако если в дореволюционный период упор делался на русификацию окраин, то в последующее время - на национально-культурное развитие последних и создание широкой сети национальных автономий. Примечательно, что титульная нация - русские (более 80% населения страны) - подобных этнополитических привилегий не получила.
В области национальной политики наиболее остро ощущаются проблемы народов Крайнего Севера и малых народов (им угрожает ассимиляция), а также бывших депортированных этносов, беженцев и вынужденных переселенцев. Крайне сложной остается ситуация на Кавказе. Все обозначенные вопросы находятся в фокусе принятой в 1996 г. Концепции государственной национальной политики, важнейшим приоритетом которой заявлено сохранение этнокультурного разнообразия России и дальнейшее свободное развитие населяющих ее народов в рамках федеративного устройства государства. К сожалению, реализация Концепции происходит недостаточно эффективно; в то же время нельзя обойти стороной целый ряд положительных изменений. Это - ослабление межнациональной розни, относительный спад активности экстремистских организаций, развитие диалога государства с национальными и конфессиональными объединениями, упорядочивание миграционных потоков и т.д.
Говоря об отечественном опыте федеративного строительства, необходимо отметить, что впервые Россия приобрела его еще в XV - XVII вв., когда в составе единого государства продолжали сохраняться уделы русских служилых князей и татарских царевичей. Позднее, в XIX в., ряд регионов страны получил права широкой автономии (Польша, Финляндия, среднеазиатские ханства). Однако только в XX столетии принцип федерализма был положен в основу административно-террито-риального устройства страны: появились союзные и автономные республики (так называемые национально-государственные автономии), автономные области, автономные округа (национально-территориальные автономии). Вопрос о степени эффективности советской модели федерации продолжает оставаться дискуссионным. С одной стороны в ее рамках впервые стало возможным полноценное развитие многих этносов. С другой же - отсутствие опыта национально-государственного строительства, перекосы в национальной политике, уход от решения накопившихся проблем привели к росту сепаратистских и националистических настроений, межэтническим столкновениям и в конечном счете к распаду СССР.
В 1992 г., с принятием Федеративного договора, начался новый этап истории Российского государства. В последующем развитии отечественной модели федерализма отчетливо проявляется тенденция постепенной эволюции от ассиметричной договорной федерации в сторону централистской федерации и даже далее - в сторону унитарного государственного устройства. В целом, можно признать, что развитие федерализма протекает в России крайне медленно, прежде всего по причине незрелости гражданского общества, а также отсутствия четко определенных приоритетов и правовой базы избранного варианта государственного строительства.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Перспективы развития национальных ифедеративых отношений в России(КРУГЛЫЙ СТОЛ)
1. Нормативно-правовая база развития национальных и федеративных отношений в Российской Федерации.
2. Актуальные проблемы и основные тенденции развития национальных и федеративных отношений в современной России.
3. Этнополитическая ситуация во Владимирской области в контексте общероссийской ситуации в сфере национальных и федеративных отношений.
Список рекомендуемых источников и литературы:
1. Конституция Российской Федерации 1993 г.
2. Закон РСФСР «О языках народов РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 50.
3. Закон Российской Федерации «О национально-культурных автономиях» // Российская газета. 1996. 25 июня.
4. Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г. № 909: «Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации».
5. Абдулатипов Р.Г. Россия на пороге XXI века. Состояние и перспективы федеративного устройства. М., 1996.
6. Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М., 2000.
7. Андриченко Л.В., Белоусова Е.В., Крылов Б.С. и др. Субъект Российской Федерации. Правовое положение и полномочия. М., 1998.
8. Власов Д.В. Конституционно-правовое регулирование национальных и федеративных отношений в Российской Федерации. М., 1998
9. Галаев А., Королева-Конопляная Г. Федерализм в России: Исторические предпосылки и современный этап развития. М., 1997.
10. Попов А.И. Региональная политика в России, проблемы государственного управления. М., 1999.
11. Российская Федерация сегодня. 2004. № 3 (Тематический выпуск журнала: «Новой государственности России - 10 лет»).
Список рекомендуемых источникови литературы по курсу«НАЦИОНАЛЬНЫЕ И ФЕДЕРАТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»
4. Власов Д.В. Конституционно-правовое регулирование национальных и федеративных отношений в Российской Федерации. М., 1998
5. Государственная служба Российской Федерации и межнациональные отношения / под ред. Абдулатипова Р.Г. М., 1995.
6. Козлов А.Е. Федеративные начала организации государственной власти в России. М., 1996.
7. Основы национальных и федеративных отношений. М., 2001.
8. Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г. № 909 «Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации».
9. Попов А.И. Региональная политика в России, проблемы государственного управления. М., 1999.
10. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. СПб., 1999.
11. Умнова И.А. Конституционные основы современного Российского федерализма. М., 1998.
12. Федерализм. Энциклопедия. М., 2000.
13. Федеративный договор: Документы. Комментарий/ под ред. Абдулатипова Р.Г. М., 1992, 1994.