Семья является важнейшим источником социального и экономического развития общества, она производит самое главное общественное богатство - человека. Самой важной функцией семьи является воспитание детей, семейное воспитание превышает по своей эмоциональности любое другое воспитание, т. к. его «проводником» является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям.
В человеческой культуре фиксируется, какой должна быть семья с точки зрения нравственных ценностей общества. Но понятие «нормальной семьи» очень условно. Нормальной можно считать семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и развития ее членов, создает условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости. С точки зрения М. Мид, таковой является семья, где за семью как целое несет ответственность отец, а все остальные члены семьи являются неполноценными. По мнению Э. Арутюнянц существует 3 варианта семьи: традиционная, детоцентрическая и супружеская (демократическая) [8, с. 15].
В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших; педагогическое воздействие осуществляется от родителя к ребенку. Итог социализации ребенка в такой семье - способность легко вписаться в общественную структуру, организованную по вертикали. Дети из таких семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в создании собственных семей; они неинициативны, негибки в общении, действуют, исходя из представления о должности.
В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение счастливого развития ребенка. Семья существует только для ребенка, взаимодействие осуществляется, как правило, «снизу-вверх». В результате такого «симбиоза» у ребенка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но возникает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный, очень велик риск социальной дезадаптации.
Супружеская (демократическая) семья - это идеальная семья, цель которой - взаимное доверие, принятие и автономность членов. Воспитательное воздействие - «горизонтальное», диалог равных - родителей и ребенка. В семейной жизни всегда учитываются взаимные интересы, причем, чем старше ребенок, тем больше его интересы принимаются в счет. Итогом такого воспитания является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитие активности, самостоятельности, доброжелательности, адаптивности, уверенности в себе и эмоциональной устойчивости. Вместе с тем у этих детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям.
Подробную схему анализа семьи предложил известный психиатр Е. А. Личко [12, с.13]. Его описание семьи включает следующие характеристики и их варианты:
1. Структурный состав: полная семья (есть мать и отец); неполная семья (есть только мать или только отец); искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери);
2. Функциональные особенности: гармоничная семья, дисгармоничная семья.
Дисгармоничные семьи бывают разными. Выделяют следующие причины дисгармонии:
- нет партнерства между родителями (один из них доминирует, другой только подчиняется);
- деструктурированная семья (нет взаимопонимания между членами семьи, нет эмоциональной привязанности и солидарности между членами семьи в решении жизненных проблем);
- распадающаяся семья (доминирование одного члена семьи с чрезмерной зависимостью других, жесткая регламентация семейной жизни, отсутствие эмоциональной теплоты; все это ведет к автономизации духовного мира членов семьи от вторжения властного лидера).
Семья - это чрезвычайно сложно организованная структура с разноплановыми взаимоотношениями - отношения между родителями и детьми, взаимоотношения между супругами, между супругами и их родителями, между старшими и младшими детьми. И в каждой из этих плоскостей может возникнуть конфликт. Семья невозможна без конфликта, но постоянные конфликты являются основной причиной неблагополучной семейной жизни и распада семьи. Семья - это уникальная психологическая ячейка. Чувства, на которых она стоит, рождают в людях способность дорожить близкими, как собой, а их интересами - как собственными. Поэтому семья может быть источником гуманизма.
Социологи различают такие основные формы семьи, как:
1. нуклеарная семья - состоит из взрослых и детей, которые от них зависят;
2. расширенная семья - включает нуклеарную семью и родственников (бабушек, дедушек, внуков, сестер, братьев и т.д.).
Семья, как и любой другой социальный институт, скрепляется системой власти. Различают 3 типа властных структур: патриархальная семья, где власть принадлежит мужу, матриархальная семья - власть принадлежит жене, эгалитарная семья - власть равномерно распределяется между мужем и женой [19].
В обществе семья выполняет ряд функций, таких как: репродуктивная (воспроизведение потомства); гедонистическая (семья должна приносить удовольствие и наслаждение); экономическая (распределение в семье доходов, заработанных вовне, потребление); функция передачи социального статуса (семьи разных слоев общества имеют разный социальный статус и передают его новым членам семьи - детям); функция поддержания благосостояния членов семьи; воспитательная (семья играет решающую роль в социализации ребенка). Кроме того, семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасности ребенка при его взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений.
Воспитание и психологический климат в семье играют решающую роль в формировании личности. Более того, отношения в семье продолжают оказывать свое влияние, как на протяжении всего детства, так и в дальнейшей жизни. Форма и в какой-то степени функция этих отношений меняется. Однако их значимость остается постоянно высокой, особенно для детей и подростков. Семья для взрослых и детей значит совершенно разное. Взрослые сами создают семью, это их собственный выбор, их решение, совершаемое в зрелом размышлении и вполне сознательном возрасте. Взрослые стремятся к совместной жизни и начинают ее. А для ребенка все это - предыстория его существования, своего рода историческая реальность; поэтому любая ссора, конфликт взрослых воспринимается ребенком как разрушение реальности, среды обитания. Дети любят любых родителей - холодных, агрессивных, равнодушных, назойливых, любят преступников и алкоголиков.
Родители в проблемных семьях заняты тем, что без конца диктуют детям, что им не надо делать. Естественно, у них не остается возможности для радостного общения со своими домочадцами. Такие родители не задают себе вопроса, что за человек их ребенок, они перестают радоваться ему как близкому другу, и дети, которые не наслаждаются общением со своими родителями, стремятся поменьше бывать дома. Для таких семей чаще всего сомнительно даже предположение, что можно наслаждаться, получать особую радость от общения друг с другом, с детьми. Они избегают друг друга, потому что оказываются настолько сильно вовлеченными в свою работу или какую-то иную деятельность вне дома, что у них все реже возникает необходимость контакта с близкими.
Психологи чаще всего связывают семейные проблемы с брачно-супружескими отношениями. Неудовлетворенность в браке (сексуальная или связанная с эмоционально-личностным общением) приводит дисгармонии супружеских отношений, разводам и неврозам.
Основной причиной нарушения семейных отношений В. Д. Дружинин [8, с. 11] считает проявление у одного или обоих супругов «потребностей, которые в детстве не удовлетворялись родителями. Взрослый человек выбирает партнера, с которым ему легче воспроизвести ситуацию, неразрешенную в детстве, вернуться к своим проблемам и конфликтам. Так возникает «невротическая семья»: в ней муж и жена воспроизводят ситуации «непроигранные», «нерешенные» в детстве, но не решают их. Вместе с тем психотерапевты обнаруживают важнейшую закономерность: неосознанную тенденцию повторять модель отношений своих родителей в собственной семье».
Таким образом, семья выступает важным фактором в формировании личности ребенка. Семья разными авторами определяется по-разному, но так или иначе функции семьи и ее виды рассматриваются в литературе однозначно. При этом характеристика детско-родительских отношений позволяет выявить специфику семейного воспитания.
Детско-родительские отношения в неполных семьях
Неполная семья - это группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми [19, с. 124]. Неполная семья возникает в силу разных причин: рождения ребенка вне брака, смерти одного из родителей, расторжения брака либо раздельного проживания родителей. В соответствии с этим выделяются основные типы неполной семьи - внебрачная, осиротевшая, разведенная, распавшаяся [19, с. 125]. Различают также отцовскую и материнскую семьи, которые и составляют абсолютное большинство среди неполных семей.
Как отмечает B.C. Мухина, воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходиться брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами. Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие отсутствии одного из родителей [14, с. 235].
По словам Й. Лангмейера и З.Матейчека, в семье каждый отдельный член выполняет естественным, спонтанным образом определенную роль и удовлетворяет жизненные потребности ребенка - физические, эмоциональные, интеллектуальные и моральные. Если в семье отсутствует какой-либо основной член, то легко возникает опасность депривации для ребенка, так как не всегда можно заместить роль, которую данный член семьи должен был бы выполнять в отношении ребенка и в отношении всей семейной единицы [11, с. 146].
Согласно исследованиям Е.О. Смирновой и B.C. Собкина [18, с. 56], наиболее распространенными стилями воспитания в неполных семьях являются неустойчивый стиль воспитания, гипопротекция, потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение.
Под неустойчивым» стилем воспитания понимается непоследовательность, немотивированность эмоциональных проявлений, когда похвала или упрек зависят от настроения, а не от объективного поведения ребенка. В результате такого воспитания, ребенок усваивает тот факт, что все происходящее зависит не от его поведения, а от внешних причин. В конечном счете, он вообще отказывается от попыток понять причинно-следственные связи окружающего социума, не анализирует соответствие своих поступков социальным нормам, не способен оценить свои переживания, поступки.
Воспитание по типу гипопротекции означает пониженное внимание к ребенку. В этом случае родители крайне мало интересуются делами, успехами, переживаниями ребенка. Формально запреты и правила в семье существуют, требования к ребенку предъявляются, но родители не контролируют их выполнение. Ситуация бесконтрольности, а то и безнадзорности ребенка обусловлена либо равнодушием родителей, либо их чрезмерной занятостью, сосредоточенностью на других жизненных проблемах. Если гипопротекция сочетается с хорошим эмоциональным контактом, то такой ребенок растет в ситуации вседозволенности, у него не вырабатывается привычка к организованности, планированию своего поведения. У таких детей затруднена саморегуляция. К серьезным негативным последствиям приводит воспитание в условиях гипопротекции в сочетании с эмоциональной холодностью родителей. В этом случае ребенок постоянно ощущает свою ненужность, обделенность лаской и любовью, и эти переживания способствуют формированию у него комплекса неполноценности, высокой агрессивности. Наиболее часто данный тип воспитания встречается в социально неблагополучных семьях. Там, где родители злоупотребляют алкоголем, ведут аморальный образ жизни, дети обычно заброшены, предоставлены самим себе, лишены элементарного ухода и заботы; часто применяют к детям физические наказания.
Повышенное внимание к ребенку в сочетании с тесным эмоциональным контактом, полным приятием всех поведенческих проявлений означает воспитание по типу потворствующей гиперпротекции. В этом случае родители стремятся выполнить любую прихоть ребенка, оградить от трудностей, неприятностей, огорчений. В такой семье ребенок всегда находится в центре внимания, он - объект обожания, «кумир семьи». «Слепая» любовь побуждает родителей преувеличивать его способности, не замечать отрицательные качества, создавать вокруг ребенка атмосферу восхищения и похвалы. В результате, у детей формируется эгоцентризм, завышенная самооценка, непереносимость трудностей и препятствий на пути к удовлетворению желаний. Они считают себя стоящими вне критики, осуждений и замечаний. Свои неудачи они объясняют несправедливостью окружающих либо случайными обстоятельствами. Поэтому личность, сформированная в условиях воспитания по типу потворствующей гиперпротекции, очень часто испытывает отрицательные переживания при первых же столкновениях с реальностью.
Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской любви, воспитывающихся в условиях эмоционального отвержения, имеет мало возможностей для формирования высокого самоуважения, теплых и дружественных отношения с другими людьми и устойчивого положительного образа «Я». По данным ряда исследователей (А.И. Захаров, А.И. Фурманов, А.С. Семенюк), недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта враждебность может проявляться как явно, по отношению к самим родителям, так и скрытно. Безотчетная, немотивированная жестокость, проявляемая некоторыми детьми, нередко оказывается следствием именно детских переживаний. Если же эта агрессия направляется внутрь, она становится причиной низкого самоуважения, чувства вины и тревоги. Ребенком тяготятся, его потребности игнорируются, иногда с ним жестоко обращаются. Родители (или их «заместители» - мачеха, отчим и пр.) считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство ребенком. Часто встречается скрытое эмоциональное отвержение: родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему. Этот стиль оказывает наиболее отрицательное воздействие на развитие ребенка.
Жестокие взаимоотношения могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и ребенком стоит «стена» эмоциональной холодности и враждебности [21, с. 46].
Другой тип воспитания - повышенная моральная ответственность. От ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга не соответственно его возрасту. Игнорируя интересы и возможности ребенка, возлагают на него ответственность за благополучие близких. Ему насильно приписывают роль «главы семьи». Родители надеются на особое будущее своего ребенка, а ребенок боится их разочаровать. Часто ему препоручают заботу о младших детях или о престарелых. Повышенная моральная ответственность вызывает агрессию, а также тревогу и страхи.
Психологические исследования (А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, Е.О. Смирнова, B.C. Собкин, Й. Лангмейер, З.Матейчек и др.) свидетельствуют, что в силу названных причин дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, обладают рядом психологических особенностей, которые в большинстве случаев носят ярко выраженный негативный характер.
Так, А.С. Спиваковская [6] утверждает, что дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, имеют более низкую школьную успеваемость, более склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению. В результате исследований детей школьного возраста, воспитывающихся в условиях неполной семьи, у них были выявлены проявления инфантильности, пониженной самооценки, негативного отношения к родителям, нарушения полоролевого поведения.
По словам А.И. Захарова [9], к психологическим особенностям детей, воспитывающихся в неполных семьях, следует отнести тягостное чувство отличия от сверстников, неустойчивую, заниженную самооценку с актуальной потребностью в ее повышении, неадекватную требовательность к матери и высокое желание изменений ее поведения, активный поиск «значимого взрослого» [13, с. 123].
По данным Е.О. Смирновой и B.C. Собкина, детям из неполных семей для их полноценного психического развития не хватает своевременной эмоциональной поддержки и понимания взрослыми своеобразия формирования их характера, признания в семье или среди сверстников; непосредственности в выражении чувств (когда дети становятся скованными, напряженными, чрезмерно серьезными, воспринимают все слишком буквально, теряют способность понимать шутку и юмор); жизненного тонуса, бодрости, душевного подъема, воодушевления; уверенности в себе и решительности в действиях и поступках; способности легко устанавливать контакты и длительно поддерживать их на взаимоприемлемом уровне; гибкости и непринужденности в отношениях, умения принимать и играть роли [18, с. 68].
Необходимо отметить, что в ряде случаев психологическая атмосфера неполной семьи достаточно благоприятна и не создает затруднений в формировании зрелой, полноценной личности. Существует достаточно много обратных примеров: в формально полной, но эмоционально неблагополучной семье ребенок сталкивается с гораздо более серьезными психологическими проблемами.
Таким образом, неполная семья, хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но, тем не менее, обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей. Родителю, в силу обстоятельств оказавшемуся главой неполной семьи, необходимо осознавать, объективно оценивать психологические особенности создавшейся ситуации и не допускать, чтобы они приводили к негативным последствиям.
Особенности реагирования детей на семейные конфликты
Ситуация развода в семье так или иначе сопровождается конфликтными взаимоотношениями. В семье противоречия отравляют жизнь не только супругам, но и их детям. Давно известно, что появление эмоциональных расстройств, нарушений поведения и других психологических проблем связано с рядом неблагоприятных семейных событий в жизни ребенка. Так А. И. Захаров [9, c. 23] показал, что каждый ребенок, больной неврозом, в течение своей жизни перенес разлуку с отцом вследствие развода, большей частью - до развития четко выраженного заболевания неврозом. Каждый четвертый ребенок перенес разной продолжительности разлуку с матерью в первые годы жизни (воспитание у родственников, больница, круглосуточные детские учреждения и т. д.). Недостаточность эмоционального контакта с матерью или отцом не может быть восполнена воспитателями, заменяющими родителей.
Конфликтуя, отец и мать используют детей как оружие в собственной борьбе. В неполной семье неадекватное отношение к ребенку может принимать следующие формы:
- ребенок, «замещающий» мужа. Мать требует к себе постоянного внимания, заботы, хочет быть постоянно в обществе ребенка, быть в курсе его личной жизни, стремится ограничить его контакты со сверстниками.
- гиперопека и симбиоз. Мать стремится удержать ребенка при себе, привязать и ограничить самостоятельность из-за страха лишиться ребенка в будущем, она принижает способности ребенка, стремится «прожить за него жизнь», что приводит к личностному регрессу и фиксации ребенка на примитивных формах общения.
- воспитательный контроль посредством нарочитого лишения любви. Ребенку говорится, что «мама такого не любит»; ребенка игнорируют, обесценивают его «я».
- воспитательный контроль посредством вызова чувства вины. Ребенку говорят, что он «неблагодарный». Развитие его самостоятельности сковывается страхом.
- изоляция. В семье не принимаются совместные решения, ребенок изолируется, не хочет делиться своими впечатлениями и переживаниями.
- соперничество. Партнеры по общению противостоят друг другу, критикуют друг друга, реализуя потребности в самоутверждении.
- псевдосотрудничество. Партнеры проявляют эгоцентризм. Мотивация совместных решений не деловая, а игровая (эмоциональная) [20, c. 42].
Практически все стили «отклоняющегося» воспитания проявляются в неполных и конфликтных семьях. Возможны различные результаты личностного развития ребенка при подобных отношениях матери:
- «социальный неудачник» («социализированный преступник»). Такой ребенок в детстве признавался как личность родителями. Но считался непослушным, был с ними близок, но очень недолго.
- «несоциализированный преступник» - получает очень скудное воспитание и рано оценивается как неперспективный, для него характерны кражи, драки, наркомания, пьянство.
- «социальная неудачница» - любимица матери, которая была брошена ради очередного мужчины и стремится привлечь к себе внимание плохим поведением, любовные связи для нее заменяют связь с матерью [10, c. 53].
Почти все перечисленные стили отношения родителей к ребенку являются следствием деструкции семьи по донному типу: отсутствие какой бы то ни было организующей функции мужчины-отца в структуре семейных отношений и замыкание всей системы психологических связей на ребенке. Мать и ребенок оказываются в плену друг у друга, в круговороте действий и эмоций, из которых один выход: невроз (чаще - истерия) и инфантилизация личности ребенка (всевозможные проявления психической незрелости). Часто родители борются в образе детей, по существу, с собой, пытаясь вытравить в них все то, с чем они сами не могли справиться в детстве. Ребенок становится для них игрушкой, объектом их иллюзорных ожиданий. Дети без вины виноватые, должны расплачиваться за проблемы родителей, за их непонимание друг друга, непримиримость, нетерпимость и остальные, далеко не лучшие черты характера ценой развития малодушия, невротичности или асоциальных форм поведения. Поэтому, когда мы видим эмоционально расстроенного ребенка, с которым не может ужиться родитель другого пола, то более внимательно смотрим на отношения самих супругов. Нередко полезнее им самим преодолеть психологические затруднения, чем без какого-либо успеха лечить детей.
Когда родители ругаются, дети переживают сильное волнение и обиду - волнение из-за того, что мир и спокойствие в доме поставлены под угрозу, а обиду - из-за их действительной или воображаемой роли в семейном скандале. Оправдано или нет, многие дети считают себя причиной домашнего переполоха. Дети не остаются нейтральными в этой «гражданской войне». Они принимают сторону либо отца, либо матери. Психосексуальные последствия вредны для обоих. Когда мальчик отвергает отца, а девочка - мать, дети теряют образец для подражания. Отвержение выражается в антипатии, нежелании следовать примеру, деланном поведении. В экстремальном случае это может привести к смешанной сексуальной идентификации и неспособности пережить свое биологическое предназначение.
Исследования американских психологов показали, что несовершеннолетние преступники реже выходят из семей родителей-одиночек, а чаще из семей с двумя конфликтующими родителями. М. Раттер [16, с. 78] исследовал детей-правонарушителей и выяснил, что для родителей таких детей, особенно для отцов, характерно поведение, которое обычно называют аномальным или криминальным. Главное объяснение этого факта, вероятно, заключается в том, что в семьях, для которых характерно криминальное поведение родителей, отмечается резко повышенная частота ссор и разногласий, в результате неблагополучная супружеская жизнь родителей и конфликты между ними приводят к формированию нарушений у детей. В семьях с трудными детьми, согласно очень немногочисленным сведениям, общение является менее эффективным как потому, что оно связано с бесплодными спорами, так и потому, что оно не приводит к достижению цели - совместному согласованному решению. Родительские ссоры, драки или же враждебность и отчужденность создают атмосферу, в которой с большей вероятностью возникают нарушения у детей, особенно у мальчиков[16, c. 58].
Взаимоотношения «родитель-ребенок» в ситуации распада семьи
Большинство неполных семей возникают в случае развода и по причине ухода отца, то есть относятся к материнским семьям. Жизнь и условия воспитания ребенка без отца имеют явную специфику и существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Даже если мать старается восполнить отсутствие отца и делает все возможное, чтобы соединить в себе обоих родителей, она в принципе не может реализовать одновременно обе родительские позиции - материнскую и отцовскую. По мнению B.C. Мухиной матери редко удается сдерживать и скрывать свое раздражение по отношению к бывшему мужу; ее разочарование и недовольство нередко бессознательно проецируется на их общего ребенка. Возможна и иная ситуация, когда мать подчеркивает роль безвинной жертвы, в которой оказался ребенок. При этом она стремится с избытком восполнить недостаток родительской заботы и переходит все разумные пределы: окружает ребенка атмосферой ласки и чрезмерной опеки. Во всех подобных случаях воспитательная атмосфера семьи искажается и отрицательно сказывается на становлении личности ребенка [15, с. 168].
По данным И.С. Кона, дети, выросшие без отца, часто имеют пониженный уровень притязаний, у них выше уровень тревожности, чаще встречаются невротические симптомы, мальчики с трудом общаются со сверстниками, хуже усваивают истинно мужские роли, но гипертрофируют некоторые мужские черты: грубость, драчливость. Часто ребенок начинает бунтовать против крайней зависимости от матери, либо вырастает пассивным, вялым, физически слабым [7, с.112].
Ребенок без отца страдает также от недостатка авторитета, дисциплины и порядка, которые в нормальных условиях олицетворяются отцом. Ребенок, растущий, главным образом, без отцовского авторитета, бывает часто недисциплинированным, несоциальным, агрессивным в отношении взрослых и детей.
Очень важным в неполной материнской семье может явиться отсутствие уверенности и устойчивости в социальном включении, так как профессия отца представляет обычно реальную и символическую базу экономического обеспечения семьи, а ее основательность является порукой уверенности. По словам И. Лангмейера и 3. Матейчека, в то время как мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, отец проторяет ребенку путь и отношение к человеческому обществу. Мать нас приводит к человеку, а отец к людям [11, с. 178].
Если место отца занимает в семье отчим, а иногда дедушка, то негативное влияние неполной материнской семьи несколько нивелируется. Вместе с тем, здесь более благоприятная почва для развития различных конфликтов, причем невротические расстройства, возникающие на данной основе, являются по данным психологических исследований весьма частыми.
С точки зрения И. Лангмейера и 3. Матейчека, наибольшая опасность для развития ребенка, особенно в раннем возрасте, наступает тогда, когда нет матери (отцовская семья). От матери зависит не только уход, но также удовлетворение большинства его психических потребностей - она представляет основу для отношения ребенка к людям, для его доверия к окружающему миру, прежде всего именно мать создает для ребенка «дом» [11].
Довольно часто в неполной отцовской семье собственную мать ребенка удается приемлемым образом заменить, ее роль начинает исполнять мачеха или кто-либо из родственников ребенка (бабушка, тетя, старшая сестра). В большинстве случаев на ребенке сосредотачивается достаточно, иногда же слишком много внимания, заботы и любви. В таких семьях чаще, чем в естественной семье, возникают различные конфликты, так как взаимосвязи здесь являются более сложными и более напряженными.
Негативное влияние неполной отцовской семьи может ярко проявляться в том случае, если после смерти или ухода матери детей воспитывает отец самостоятельно, без чужой помощи, хотя довольно часто встречаются случаи весьма тщательной и удовлетворительной заботы.
Драматическая ситуация наблюдается в распавшейся из-за развода родителей семье (разведенная семья). Было проведено немало психологических исследований (М.Я. Яковлева, В. С.Ткаченко, М.А. Крюкова, С.Л. Калиничева, А.С. Колесник, И.М. Овчинникова), которые свидетельствуют о травмирующем влиянии развода на ребенка. Большинство практикующих психологов рассматривают развод родителей как главное негативное бытие в жизни ребенка, источник неуверенности, замешательства, болезненных переживаний. Одни специалисты полагают, что в большинстве случаев душевные раны, которые получают дети в результате развода, впоследствии совершенно залечиваются; другие же настаивают на том, что пережитое потрясение оказывает длительное влияние и мешает в дальнейшем полноценному эмоциональному и социальному развитию личности ребенка. Часто дети испытывают гнев по отношению к одному из родителей или к обоим сразу, при этом о чувствах самих родителей речи не идет.
Развод нередко сопровождается трауром, в чем-то сходным с горестным переживанием после смерти одного из родителей. Часто возникает чувство печали, потерянности, депрессии. Если отец (мать) начинает встречаться с другим человеком и эмоционально привязывается к нему, ребенок становится ревнивым и обидчивым, так как вынужден делить любовь близкого человека с кем-то, на его взгляд, посторонним.
Исследования показывают, что в течение первого года после развода, как мальчики, так и девочки демонстрируют более требовательное, беспокойное, агрессивное и непослушное поведение в отношениях со сверстниками и взрослыми по сравнению с детьми из нераспавшихся семей. По некоторым данным, последствия разводов сильнее сказыва-ются на мальчиках, чем на девочках. От двух месяцев до года со времени развода они становятся неуправляемыми, агрессивны-ми, теряют самоконтроль, проявляют несамостоятельность и тре-вожность, инфантильны [13]. На второй год многие трудности сглаживаются и проблемы начинают уменьшаться, однако только в тех семьях, где дети успеш-но адаптируются к новой ситуации.
Когда родители разводятся, то сложившиеся негативные отношения между родителями становятся препятствием к полноценному участию отца (как правило) в воспитании детей. Для подростков семейная драма является процессом наиболее разрушительным. Только каждая пятая разведенная мать оценивает положительную роль регулярных контактов отца и детей. Девушки-подростки, лишившиеся в детские годы отца в связи с его уходом из семьи, сохранили к нему критическое отношение: либо они чувствовали, что он их бросил, либо переняли отрицательное отношение к нему от матери. Особенности их адаптации во многом зависели от того, каким в их представлении остался отец.
В неполной семье одинокая мать имеет более выраженную установку на воспитание детей, чем мать в полной семье. Процесс воспи-тания и вся система отношений матери с детьми эмоционально более насыщены. При этом в поведении матери, касающемся ее взаимоотношений с подростком, наблюдаются две крайности. Одной из них выступает применение жестких мер воспитательного воздействия, в первую очередь по отношению к мальчикам. Обусловливается подобное отношение [6] тем, что мать ревниво относится к встречам сына с от-цом, испытывает к сыну постоянное чувство эмоциональной неудовлетворенности и недовольства из-за имеющихся у маль-чика нежелательных черт характера бывшего мужа. Угрозы, порицания и физические наказания матери чаще применяют к мальчикам. Сыновья нередко становятся «козлами отпуще-ния» для снятия нервного напряжения и чувства эмоциональ-ной неудовлетворенности. Это свидетельствует о нетерпимости матерей к общим с отцами чертам у детей и о предшествую-щих конфликтных отношениях в семье.
Вторая крайность в поведении матери после развода заклю-чается в том, что она стремится своим влиянием компенсировать то, что, по ее мнению, дети недополучают из-за отсутствия отца. Такая мать занимает опекающую, охранительную, кон-тролирующую позицию, сдерживающую инициативу подростка, что способствует формированию эмоционально рани-мой, безынициативной, несамостоятельной, поддающейся внешним влияниям, управляемой извне, эгоистической лич-ности.
Отсутствие отца и интересующей информации о нем ска-зывается на воспитании ребенка самым неблагоприятным образом. Но возможны и другие варианты. Ученые отмечают, что ребенок, воспитывающийся одинокой ма-терью, как правило, взрослеет быстрее, чем ребенок, растущий в полной семье. Но быстрое взросление возможно только у тех детей, чьи психические потребности в первых трех кругах (потребность в заботе, в учении и в эмоциональном самоут-верждении) на соответствующих этапах развития ребенка нашли полное удовлетворение. Потребность в социальной ори-ентации становится проблематичной. Но и здесь, как показы-вают наблюдения психологов, для одинокой матери не все поте-ряно. Если ребенок эмоционально развит, если у него устано-вились правильные отношения с матерью, если в нем сведен до минимума комплекс утраченного отца, есть надежда, что он не растеряется при знакомстве с лицом противоположного пола. Однако для мальчика, воспи-тывающегося матерью, проблематично ознакомление с соци-альной ролью мужчины и установление собственной половой идентичности.
Таким образом, развод родителей одинаково тяжело воспринимается как самими взрослыми, так и детьми. Часто взрослые не контролируют свои переживания, тем самым меняется их отношение к детям. Личность ребенка формируется в послеразводный период, что накладывает свой отпечаток. Нередко взрослые используют детей в качестве объекта разрядки своих отрицательных эмоций, распространяя на них негативные аспекты переживаемой ситуации. Развод вызывает у детей сильные переживания. Следовательно, родителем необходимо более серьезно подходить к разрыву своих отношений и учитывать степень их влияния на ребенка. Поэтому взрослым необходимо учитывать те обстоятельства, которые сказываются на психическом развитии ребенка в подобной ситуации.
Список используемой литературы
1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. - М.: Аргументы и факты, 1993.
2. Аккерман Н. Роль семьи в появлении расстройств у детей // Семейная психотерапия. - СПб.: Издательство «Питер», 2000.
3. Баринова И.Г. Экология взаимодействия взрослого и ребенка // Мир психологии. -1997. -№ 1. - С. 174-182.
4. Баттерворт Д., Харрис М. Принципы психологии развития. - М.: «Когито-Центр», 2000.
5. Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии.- 1985.-№2.-С. 186-187.
6. Гребенников И. В. Основы семейной жизни. - М.: Просвещение, 1991.
7. Джинотт Х.Г. Дети и мы. - СПб.: Кристалл, 1996.
8. Дружинин В.Н. Психология семьи. - М.: КСП, 1996.
9. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М.: Просвещение, 1986.
10. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. - М.: Педагогика, 1987.
15. Овчарова Р. В. Семейная академия: вопросы и ответы. - М.: Просвещение: Учебная литература, 1996.
16. Раттер М. Помощь трудным детям. - М.: Прогресс, 1987.
17. Скотт Д. Г. Способы разрешения конфликтов. - Киев, ГИИМ, Изд-кое общество «Верзилин и К», ЛТД, 1991.
18. Смирнова Е.О., Собкин B.C. Специфика эмоционально-личностной сферы детей, живущих в неполной семье. - М., 1988.
19. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М.: Мысль, 1987.
20. Хрестоматия по социальной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. и вступ. очерки Т. Кутасовой. - М.: Международная педагогическая академия, 1994.
21. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Издательство «Питер», 1999.