Профессиональная пригодность, наряду с национальностью, религией и семейным положением, является наиболее высокой характеристикой любого человека. По профессиональному признаку люди делятся на большие группы или категории людей, занимающиеся официальным видом трудовой деятельности. Следовательно, выбрав себе профессию - значит, не только выбрать себе работу, но и быть принятым в определённую группу людей, принять её этические нормы, правила, принципы, ценности и образ жизни.
Профессия - это социальная характеристика человека, указывающая одинаковым видом профессиональной трудовой деятельности. [4, с. 56]
1.1 Факторы выбора профессии
К факторам выбора профессии, предложенные Е.А. Климовым относятся [5, с.247]:
1. Позиция старших членов семьи. (Есть старшие, которые несут ответственность за то, как складывается жизнь их ребенка. Эта забота распространяется и на вопрос его будущей профессии.)
2. Позиция товарищей, подруг. ( Дружеские связи очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии подростка.)
3. Позиция учителей, школьных педагогов. (Учителя наблюдают за поведением и учебной активностью подростка, он знает многое о нём.)
4. Личные профессиональные планы. (Под планом в данном случае подразумевается представления подростка об этапах освоения профессии.)
5. Способности. (Достижение в самых разнообразных видах деятельности).
6. Уровень притязаний на общественное признание. (Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.)
7. Информированность. (Приобретённые сведения о профессии оказались неполными.)
8. Склонности. (Проявляются в любом занятии, на которое тратится большая часть своего времени.)
1.2 Основные требования подростков к своей будущей профессии
Профессия должна быть:
· престижной;
· хорошо оплачиваемой;
· интересной;
· с хорошими условиями труда;
· чтобы её легко было приобрести;
· соответствовать желанию родителей;
· востребована на рынке труда.
На первое место большинство выпускников поставили престижность профессии. Они думают, что, получив престижную профессию, автоматически станут уважаемыми людьми. Однако следует иметь в виду, что общественное признание профессии существенно меняется со временем. К примеру, престижной считалась профессия инженера. Но изменилась экономическая ситуация в стране, и на первый план вышли профессии, связанные с бизнесом.
Следовательно, большинство выпускников, выбирая профессию, свои собственные интересы и склонности ставят на третье место по степени важности, а возможность трудоустройства вообще на последнее место. И совершенно не учитывают свою профессиональную пригодность, которая является одним из важных моментов, учитывая в процессе профессионального выбора.
1.3 Формула выбора профессии
Выбор профессии - это уравнение с несколькими неизвестными.
Существует так называемая «формула выбора профессии»: ХОЧУ - МОГУ - НАДО.
Что такое ХОЧУ? Это интересы, склонности, желания.
МОГУ - психофизиологические возможности, здоровье, способности, то есть профессиональная пригодность.
И, наконец, НАДО - потребность в кадрах на рынке труда, востребованность профессии.
Если подросток сумеет совместить свои ХОЧУ, МОГУ и НАДО, то профессиональный выбор будет удачным.
В трудовом периоде профессионального самоопределения, когда хочется иметь всё сразу и как можно быстрее, будущая профессия представляется весьма муторным занятием, цель которого - получить доход, на который подросток сможет приобрести всё желаемое.
Типичная ошибка при выборе профессии: спрашивать себя, какая область деятельности человеку будет наиболее интересна. Логика такого рассуждения проста: я иду работать, чтобы мне платили заработную плату, а это значит, что надо найти работу поинтереснее, чтобы потом не было обидно за зря потраченное время. Но всё как раз наоборот: чем более интересны обществу профессия человека и его умения, тем больше он будет получать денег.
2 Как выбрать профессию
2.1 Психологические приёмы подростка при выборе профессии
При выборе профессии важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть интересна. Если человеку нравятся животные, растения, то ему будет интересно в своей профессиональной деятельности иметь дело с объектами живой природы. Если человек любит технику - уму будет интересна деятельность инженера-конструктора или физика-теоретика.
Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали «профессионально-важные качества» - например, корректору важно внимание, художнику - образное мышление и т. д. Поэтому, выбирая определённую профессию, важно осознать, есть ли у человека способности, соответствующие профессионально важным качествам [7, с.278].
Для того чтобы выбрать профессию, необходимо, прежде всего, познать себя. Помочь лучше узнать себя и частично ответить на эти вопросы поможет следующее упражнение: необходимо посмотреть на себя глазами другого человека. Конкретного человека, которого подросток знает. Попытаться объяснить свои поступки так, как это сделал бы другой человек, не знающий истинных мотивов.
Подростковый характер пока только формируется. Нужно работать над собой, познавать себя и помнить, что психические свойства человека (будь то способности, интересы, черты характера) - гибкие, изменяющиеся качества. Главное - интерес; способности формируются в деятельности. Необходимо каждому подростку работать, трудиться.
Разобравшись в своих способностях, интересах и личностных чертах, подросток приступает к выбору уже не профессии, а ВУЗа или факультета. Ему необходимо выяснить, какие специальности и специализации соответствуют его интересующемуся виду деятельности.
Принятие решения должно останавливаться на многих факторах: репутация ВУЗа и конкурс, мнение друзей, родителей, стоимость обучения.
2.2 Виды профессионального отбора
Различают следующие виды профессионального отбора: медицинский, социально-психологический, образовательный и психофизиологический. Психофизиологический отбор занимает важное место. Это связано с тем, что психофизиологические исследования позволяют быстро и объективно измерять большое число психофизиологических свойств, выявлять глубокую и тонкую структуру индивидуальных особенностей личности, детерминировать физиологическими системами организма, прежде всего, центральной нервной системой. Психофизиологические характеристики человека могут количественно выражать профессионально важные качества и для многих профессий обладают высокой прогностичностью.
2.3 Психофизиологические особенности подростка
Психофизиологические особенности человека - это особенности его психики, развития, строение организма, состояние здоровья.
Каждый человек обладает определённым психофизиологическим качеством. Поэтому можно говорить о том, что человек по своим природным данным более или менее подготовлен к успешному обладанию определённой профессией или группой профессий [2, с.302].
Назначение на работу лиц, не обладающих должностными качествами центральной нервной системы и анализаторов, может сказаться на состоянии здоровья функциональном нарушении центральной нервной и сердечно-сосудистой систем. Однако выделение людей с профессиональной непригодностью лишает их профессиональной деятельности. Непригодные к одной специальности, они могут войти в группу с высокой пригодностью к обучению и работе по другой специальности.
Учение И.П. Павлова о влиянии центральной нервной системы на динамические особенности поведения выделяют три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность, подвижность возбудительного и тормозного процессов и два типа нервных процессов: сильный и слабый.
Свойства и тип нервной системы считают профессионально важными характеристиками. Например, люди с сильным типом нервной системы могут выполнять сложную, напряжённую и ответственную работу, просиживать долгое время перед пультом управления и быть при этом готовым к экстренным непредвиденным действиям, сохранять выдержку и самообладание. Это касается таких специальностей, как, например, авиадиспетчер, оператор энергосистемы, оператор почтовой линии, аппаратчик химических, производственных услуг. Людям со слабым типом присуща малая выносливость нервной системы. Но эта особенность компенсируется такими положительными качествами, как высокая слуховая, зрительная и другая чувствительность, что даёт преимущества при овладении профессиями, к которым предъявляют повышенные требования к мышечной суставной чувствительности двигательного анализатора точности глазомера. Это касается профессий часовой и радио электронной промышленности, где предполагается такая работа с мелкими деталями и т. п.
Установлена обратная зависимость между силой нервной системы и её чувствительностью. Слабые имеют преимущество перед сильными в однообразной монотонной работе, сильные лучше справляются с физической работой динамического характера.
Помимо традиционных типологических свойств существую и другие, в частности, мобильность. Она определяется способностью человека выполнять движения с большей или меньшей частотой.
Следовательно, предполагается определять по трём показателям: по отношению к возбуждению, по отношению к торможению и уравновешенности по данному свойству.
3 Цель жизни человека
Центральным теоретическим конструктором для каждого человека является «цель жизни». Цель жизни - это словосочетание, которое относительно редко встречается в психологической литературе. Вместе с тем существует и практическая проблема, поскольку у молодых людей в определённом возрасте (12 - 14 лет) неизменно возникает вопрос о своём предназначении в этом мире. Но прямо им на этот вопрос никто не может дать ответа - ни родители, ни учителя, ни сверстники, и консультанты. Они только могут дать совет им при выборе профессии. Необходимо сформулировать концептуальное и практическое решение этой проблемы. Очевидно, что процессы жизненного целеполагания у подростка очень тесно связаны с процессами его жизненного самоопределения. В подростковом возрасте цель жизни почти всегда принимает форму образа будущей профессии.
В современных условиях рациональное использование трудовых ресурсов является необходимым фактором развития производства, торговли, сферы услуг и других видов экономической деятельности. Причины неэффективной профессиональной деятельности многочисленны, однако большая часть из них (80%) прямо связана с физиологическими, психическими и социальными особенностями работников. Тру работников должен быть производительным, однако не все люди в одинаковой мере способны освоить ту или иную профессию.
Профессия - это род трудовой деятельности, требующий определённой подготовленности, и является источником существования людей [1, с.36].
Некоторые индивиды за короткое время могут овладеть трудовыми навыками, быстро достигнуть профессионального совершенства, у других же, наоборот, «вхождение в профессию» затягивается, человек теряет интерес к профессии и приходит к иному виду деятельности. В настоящее время эта проблема достаточно актуальна, поскольку подростки, в общем, как и взрослое население, в связи с большой конкуренцией на рынке труда буквально «цепляются» за любую возможность трудоустройства.
Поэтому важно с подросткового возраста достаточно точно определится со своими профессиональными интересами, склонностями, состоянием здоровья, работоспособностью, необходимыми знаниями, умениями, навыками. Все эти проблемы помогает решить профориентация, которая является особой формой заботы общества о профессиональном становлении подросткового поколения, поддержки и развития природных дарований, и сопровождается проведением комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учётом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.
Вообще, начало профориентации нередко относится к 1908 году - к моменту открытия первого профконсультационного бюро в городе Бостоне (США). Однако профориентация появилась гораздо раньше, в глубокой древности. Возникла она из потребностей развития человеческого общества.
Мнение родителей оказывает огромное влияние на выбор профессии для подростка.
3.1 Задачи профессионального психофизиологического отбора
Основными задачами профессиональной психофизиологического отбора являются:
1. Прогнозирование пригодности к трудовой деятельности для повышения её надёжности и эффективности.
2. Прогнозирование пригодности к обучению для повышения качества и скорости подготовки.
3. Снижение текучести кадров и производственного травматизма.
4. Повышение производительности труда и профессионального долголетия и здоровья.
Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что психофизиологический срез в системе профориентации дан носить не случайный, а систематический характер. Сведения о психофизиологических особенностях подростка, полученные в результате профдиагностики, помогут педагогическим коллективам рекомендовать ученику те профессии, которые наиболее подходят его индивидуальным свойствам нервной системы.
3.2 Правила выбора профессии подростком
Правильный выбор профессии подчиняется двум правилам:
1. Профессия должна быть интересна тем, кому её предлагает человек, чем ценнее будет его умение для общества, чем дороже оно будет готово оплачивать его труд.
2. Профессия в максимальной мере должна интересовать подростка и нравится ему.
3.3 Ошибки при выборе профессии
1. Отношение к выбору профессии как к неизменному. В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека.
2. Бытующее мнение о престижности профессии (Она должна учитываться - но только после учёта интересов подростка и его способностей).
3. Выбор профессии под влиянием товарищей.
4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию. (При выборе профессии надо учитывать особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию лишь только потому, что подростку нравится человек, который занимается данным видом деятельности.)
5. Устарелые представления о характере туда в сфере материального производства. ( Во все профессии внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда и т. д. - например, возникновение компьютера.)
4 Основные требования, предъявляемые к молодым специалистам
Подавленное число объявлений о наборе сотрудников включает в качестве основных требований:
· наличие высшего образования - 90% от общего числа;
· средний бал выпускника - 4,5 - 4,75;
· наличие опыта работы по специальности (в среднем от двух лет) - 50%;
· знание персонального компьютера на уровне не ниже уверенного пользователя - 95%;
· внешний вид;
· дополнительные навыки (наличие водительских прав) зависят от специфики предлагаемой работы
· и другие требования.
Формирование современного специалиста неотъемлемо связано со становлением его как целостной, гуманной, всесторонне развитой личности, а также его профессиональной подготовкой, осуществляемой в системе образования.
В современном мире происходят значительные изменения и преобразования, которые отражаются на всех сферах человеческой жизни. Цивилизация стоит перед выбором направленности своего дальнейшего пути развития в условиях многочисленных катастроф и катаклизмов как природного, так и социального характера. Третье тысячелетие выделяет образование в качестве одной из самых обширных сфер человеческой деятельности, так как в нём задействовано более миллиарда учащихся и около 50 миллионов учителей.
Заключение
Ежегодно российский рынок труда впитывает в себя до 500 тысяч выпускников ВУЗов.
Причина непопулярности молодых специалистов на рынке труда заключается в том, что главным требованием работодателей является опыт работы. Они считают, что те не умеют быстро ориентироваться в ситуации и принимать нестандартные решения.
Выбирая специальность и вуз для обучения, абитуриенты всего ориентируются на востребованность профессии на рынке труда и размер заработной платы специалистов
По версии фонда «Общественное мнение», в 2004 году самым престижным в современной России оказались профессии, связанные со следующими сферами деятельности: финансы, частное предпринимательство, право, а также маркетинг.
При выборе профессии важно оценивать не только профессиональные интересы, склонности и предпочтения, но и способности. Люди различаются по степени успешности профессиональной деятельности.
Проблема профессионального отбора специалистов, сформировавшаяся на стыке физиологии, психологии, психофизиологии, педагогики, относится к разряду крупнейших научно-практических проблем, связанных с учётом физиологических особенностей и возможностей подростка, желающего «вписаться» в контур системы «человек - деятельность - среда».
В данной контрольной работе основные вопросы по теме были раскрыты. Также в ней были рассмотрены особенности выбора профессии подростком, а именно психологические приёмы подростка при выборе профессии, его поведение в такой ситуации, требования, предъявляемые к молодым специалистам при устройстве на работу.
Список использованных источников
Научно-методическая литература
1. Основы психофизиологии/Под ред. Ю.И. Александрова. М., 1998. - 350 с.
2. Козловский: Как правильно выбрать профессию: методики, тесты, рекомендации. - Донецк: ОООПКФ «БАО», 2006-10-06. - 365 с.
3. Теория и методика обучения / В.С. Кукушин. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 284 с.
4. Общий курс физиологии человека и животных / Под ред. А.А.Ноздрачева. М.: Высшая школа, 1991. - 348 с.
5. Тутубалина Н.В. Твоя будущая профессия: сборник тестов по профессиональной ориентации. - Ростов н / Д: «Феникс», 2005. - 347 с.
6. Тюшев Ю.В. «Выбор профессии: тренинг для подростков». - СПб.: Питер, 2006. - (Серия «Практ. психология»). - 345 с.
7. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 325 с.