Основные виды человеческой деятельности: труд, игра, учение, общение
Основные виды человеческой деятельности: труд, игра, учение, общение
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 4
КОНИРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРЕДМЕТУ ПСИХОЛОГИЯ
На тему
«Основные виды человеческой деятельности: труд, игра, учение, общение»
Выполнила: студентка гр. 301 СД
Отделения заочной формы обучения
Яценко Тамара Викторовна
Омск - 2007 г.
Содержание
Введение
Глава 1. Виды человеческой деятельности
Глава2 . Общение
Глава 3. Игра
Глав 4. Учение
Глава 5. Труд
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.
Современный человек живет в окружении таких предметов, ни один из которых не является чистым творением природы.
Глава 1. Виды человеческой деятельности
Деятельность человека проявляется в различных сферах жизни общества, её направленность, содержание и средства бесконечного многообразны, что обусловлено сложностью системы мотивирующих её источников. По этому при классификации совокупности деятельностей, характерных для человека, исходят из разных признаков: видов и параметров потребностей, объектов преобразования, средств и способов, результатов и целого ряда других. Учитывая, что любая классификация в известной мере условна, рассмотрим лишь те виды деятельности, которые большинством исследователей признаются в качестве основных. К ним относят: общение, игру, учение и труд, объединяемые по признаку участия их в формировании и совершенствовании личности. Все эти виды деятельности включены в процесс индивидуального развития человека и каждый из них приобретает большее или меньшее значение в зависимости от стадии онтогенеза. Начиная от момента рождения индивида, первым видом его деятельности является общение, затем следует игра, учение и труд. Конечно, в реальной жизни такого строгого поэтапного подразделения этих видов социальной активности человека не существует, а наблюдается их тесное взаимопереплетение и взаимодействие.
Следует отметить, что разные виды деятельности имеют свой предмет - объект приложения активности. Так, предметом общения являются люди, животные; предметом игры - сам процесс и определенный результат в условной сфере деятельности; предметом учения - система конкретных знаний; труда - создаваемый материальный или творческий результат.
Глава 2. Общение
Общение принадлежит к базовым категориям психологической науки, имеющим важное теоретическое и прикладное значение. Анализ проблемы общения ведётся с позиций различных научных подходов. Одни исследователи рассматривают его как частный случай, особый вид деятельности. Другие трактуют общение как самостоятельно существующее психологическое явление, специфическую форму активного взаимодействия субъектов. В принципе обе точки зрения не исключают друг друга и большинство исследователей рассматривает общение как системный процесс многофункциональной и деятельностной природы.
С таких позиций общение - это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта, который проявляется в обмене информацией, взаимопереживании и взаимопонимании.
Общение как вид деятельности характеризуется определенным предметом, потребностями, мотивами и целями, конкретным содержанием, функциями, сторонами, манерой и стилем.
Содержанием общения является информация, передаваемая в межиндивидуальных контактах от одного человека к другому. Это могут быть знания, идеи, указания, сведения о внутреннем мотивационно - потребностном или эмоциональном состоянии человека, сообщения об окружающей обстановке в природной или социально-производственной среде. В соответствии с содержанием общения выделяются его функции: инструментальную (как социальный механизм управления), интерактивную (как средство объединения людей), самовыражения (как форма взаимопонимания психологического контекста), трансляционную (как способ передачи конкретных способов деятельности). Этими функциями значение и характеристики общения не исчерпываются, среди них выделяют также: экспрессивную (взаимообмена эмоциональными состояниями), социального контроля (регламентации поведения и деятельности), социализации (формирования навыков взаимодействия в обществе в процессе индивидуального раз-вития личности), и многие другие.
Общение как многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включает в себя три стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.
Коммуникативная сторона общения обеспечивает обмен информацией, передача которой осуществляется посредством двух знаковых систем: вербальной (от латинского verbalis - словесный) и невербальной. В вербальной знаковой системе основным средством общения служит речь как естественный звуковой язык. Являясь формой существования человеческого сознания, речь всегда несет определенную мысль, которая должна быть понятна говорящему и слушающему. Для этого партнерам по общению необходимо владеть одинаковыми средствами и правилами передачи информации, которые, как известно, зафиксированы в фонетике, лексике и синтаксисе того или иного языка.
Стержнем содержания речи является её смысловое значение. Однако за счет неё участники общения не только обмениваются понятийной информацией, но и особым способом воздействуют друг на друга - убеждают, внушают, ориентируют, передавая вместе с мыслями и свои чувства. В речь всегда включены определенные эмоции, аффективные состояния субъекта, отражающие его отношение к содержанию информации, к партнеру и к условиям общения. В этом заключена выразительная функция речи, тесно связанная с системой знаков невербальной коммуникации, в которой выделяют четыре основных группы средств общения: паралингвистические (тембр голоса, его диапазон, тональность), экстралингвистические (паузы, смех, плач, темп речи), оптико-кинетические (жесты, мимика, пантомимика), пространственно-временные (дистанция между партнерами, время, место, ситуация общения). В последнее время специалистами выделяется новая группа - "контакт глаз" или визуальная сфера невербальной коммуникации.
Все эти средства, отражая эмоциональные состояния и намерения участников общения, с одной стороны, играют в нем вспомогательную роль, в дополнение к звуковой речи. А с другой - имеют самостоятельное значение, выполняя функцию передачи смысловой информации, например, в жестовой речи глухонемых людей.
Интерактивная сторона общения непосредственно связана с организацией совместной деятельности людей и представляет собой процесс их межличностного взаимодействия в совокупности различных связей и взаимовлияний.
Общение всегда предполагает, что конечный его результат должен включать изменение поведения и деятельности вступивших в психологический контакт партнеров. Будучи по своей сущности временным процессом, общение как взаимодействие людей развертывается в системе их последовательных реакций на действия друг друга, то есть образцы поведения одного человека обязательно оказывают влияние на поступки другого. При этом важную роль играют механизмы социального контроля, основанного на системе норм поведения, принятых в обществе и регламентирующих взаимоотношения между людьми, организацию их деятельности и общения. Диапазон социальных норм довольно широк и включает как юридически санкционированные требования к гражданским обязанностям (трудовой дисциплине, воинскому долгу), к общественно эталонным нравственным образцам поведения в быту (отношения в семье, в браке), отраженным в кодексе законов, так и "неписанные правила" этики (вежливость, честь, добропорядочность, верность слову). Ориентируясь на одобряемые обществом нормы, человек соотносит с ними свое поведение, отбирая нужные образцы, и тем самым регулирует свои отношения с другими людьми, что способствует успешности межличностного взаимодействия.
Вместе с тем общение не всегда и не при всех обстоятельствах протекает гладко, в некоторых ситуациях обнаруживается антагонизм в позициях партнеров, то есть наличие взаимоисключающих ценностей, целей, ориентаций. Если это оборачивается их взаимной враждебностью, то возникает межличностный конфликт. Причинами конфликтов могут служить различные препятствия - барьеры: физические, социально-ролевые, информационно-познавательные, идеологические, социально-психологические и т.д. Среди них особо важное значение имеет смысловой барьер - несовпадение мыслей со значением слов. В зависимости от возраста, жизненного опыта, интересов, потребностей и других свойств и качеств человека одно и то же слово, ситуация, поступок могут иметь различный смысл для разных людей. Поэтому важную роль во взаимодействии людей играет умение поставить себя на место того, с кем общаться, то есть понимание стратегии и тактики поведения партнера по ситуации.
Важной составной частью интерактивной стороны общения является психологическое воздействие одной личности на другую, ведущее к пере стройке психики людей (их взглядов, оценочных суждений, состояний и т.д.). Происходящие при этом изменения в их поведении и деятельности мо-гут различаться широтой охвата и степенью стойкости, быть временными, преходящими или длительными.
Перцептивная сторона общения отражает процесс восприятия одним человеком другого: его внешних признаков, личностных характеристик, образцов поведения. В ходе восприятия - перцепции (от латинского perceptio) осуществляется познание людьми друг друга и на основе сопоставления себя с другим - самопознание. Иными словами, один человек осознает себя через другого человека, что происходит благодаря механизмам идентификации, рефлексии, стереотипизации и обратной связи.
Идентификация - это способ понимания другого человека через сознательное или бессознательное уподобление его характеристикам самого себя. Например, представление о внутреннем состоянии партнера по общению люди часто строят, пытаясь поставить себя на его место.
Стереотипизация представляет собой классификацию форм и причин поведения путем отнесения их к уже известным (или кажущихся человеку известными) категориям, социально закрепленным образцам - стереотипам (штампам, шаблонам). В результате воспринимаемому человеку приписываются качества определенного типа людей, в основе группирования которых могут быть заложены различные признаки: принадлежность к той или иной профессии, особенности мировоззрения, темперамента, характера, направленность целей и многие другие. Обычно социальные стереотипы эмоционально окрашены и обладают большой устойчивостью.
Рефлексия (от латинского reflexio - обращение назад) - это процесс осмысления субъектом общения того, почему и какими средствами он произвел то или иное впечатление на партнера. При этом каждый участник общения интерпретирует и оценивает характер изменений, наблюдающихся у себя и у другого, то есть имеет место как бы своеобразное удвоение зеркальных отражений людьми друг друга.
Обратная связь как механизм взаимопонимания партнеров по общению предполагает получение ими информации о результатах оказанного воздействия и корректировка на этой основе дальнейшей стратегии деятельности. Носителями информации сигналов обратной связи являются как вербальная (речь), так и невербальная (позы, жесты, интонации, взгляды) системы коммуникации.
Умение использовать эти механизмы в общении является одним из определяющих моментов, входящих в структуру коммуникативных способностей, прямо зависящих от возраста человека, уровня его психологического развития, образования, культуры, жизненного и профессионального опыта. Люди, профессии которых связаны с общением (руководители, педагоги, актеры, врачи, политики) обладают наиболее развитыми коммуникативными способностями.
Важными характеристиками общения являются манера и стиль. Манера как внешняя форма общения выражается в тоне - спокойном, властном, вкрадчивом, взволнованном, в дистанции, которая может быть интимной (между друзьями), социальной (в деловых отношениях), публичной. Манер в общении много, в целом в них выражается форма поведения - добро-желательная, уважительная, пренебрежительная, шутливая и т.д. Стиль общения характеризует предпочитаемые человеком способы взаимодействия с другими людьми. В нем находят свое выражение нравственно-этические установки личности, индивидуально-типологические особенности взаимодействия между людьми. К наиболее распространенным стилям общения относятся: творчески-продуктивный, деловой, требовательный, дружеский, популистский, заигрывающий, дистанционный и ряд других.
Глава 3. Игра
Игра сопровождает человечество на протяжении всей его истории, переплетаясь с религиозным культом, искусством, спортом, военным делом. Изучением игры занимается этнография, педагогика, психология, теория управления и целый ряд других наук, каждая из которых дает ей свое определение. В целом все существующие трактовки игры рассматриваются в русле двух основных подходов: биологизаторского и социального. Сторонники первого направления утверждают, что игры свойственны всем живым организмам и являются выражением глубинных инстинктов и влечений (борьбы, власти, попечения, продления рода и др.). Представители второго - рассматривают характер связи между играми человека и его социальной сущностью. С позиций этого подхода, наиболее распространенного в отечественной психологии, игра - это форма деятельности, направленная на усвоение и воссоздание индивидом социального опыта. В процессе игры как особом исторически сложившемся виде общественной практики условно воспроизводятся нормы человеческой жизни, зафиксированные в предметах науки и культуры, в способах осуществления деятельности. Отличаясь упражняющей функцией, игра является своеобразной формой процесса познания человеком окружающего мира, важнейшим фактором его становления как социального существа, его всестороннего физического и умственного развития.
Наиболее развернута игра в мире детства, когда широко представлены её различные вариации: игры-манипуляции с предметами, сюжетные, сюжетно-ролевые, подвижные, обучающие игры. Замещая игрушками и условными ситуациями реальные предметы и явления жизни, ребенок отождествляет себя со взрослыми, уясняет и воспроизводит в игре отношения между людьми, способы их взаимодействия с окружающим миром. Особой формой моделирования детьми взрослых образцов поведения является ролевая игра. Роль в психологии - это выработанная обществом программа действий человека в определенных обстоятельствах, его социальные функции. В характеристику роли входят желания и цели, убеждения и чувства, установки и ценности личности, действия и образцы поведения, которые приписываются человеку (ожидаются от него) в соответствии с положением, занимаемым им в обществе. Взяв на себя выполнение той или иной роли, ребенок руководствуется соответствующими ей нормами и правилами поведения. При этом, наряду с условным характером игровой деятельности, которая осуществляется в воображаемой обстановке, многие действия в игре осуществляются реально, связаны с необходимостью волевого, сознательного контроля непосредственных импульсов. Благодаря чему ролевая игра является своеобразной школой формирования произвольного, основанного на волевом усилии поведения. Такая двуплановость игры обуславливает её развивающий эффект, способствует эффективной социализации личности, представляющей собой интеграцию, "врастание" индивида в действующую систему деятельностей.
Во взрослом мире игры как бы перерастают в спорт, искусство, деловую практику. Искусство особыми, художественными средствами интегрирует различные стороны человеческой жизни и деятельности, заставляя принимать или не принимать, а также переживать предлагаемое им понимание смысла жизни. Недаром говорят, что театр - модель жизни, в которой игра дает возможность строить конкретные ситуации, демонстрировать типичные формы разрешения конфликтов, заостряя психологическую обстановку, ос-вобождая её от второстепенных деталей. С таких позиций сама действительность являет собой своеобразный спектакль, или, по образному выражению В. Шекспира:
Весь мир - театр,
В нем женщины, мужчины - все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
Игры часто имеют характер развлечения, то есть преследуют цель получения отдыха, разрядки напряженности, создаваемой потребностями человека. В связи с этим элементы игры включены, например, в такой популярный сегодня метод психотерапии, как аутотреннинг, предполагающий обучение пациентов мышечной релаксации посредством развития силы представления, воображения. В процессе аутотреннинга человек одновременно включен в реальную ситуацию, с одной стороны, а с другой - осознает ее условность.
Существует значительное многообразие типов игр, которые свойственны взрослым людям: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые, деловые и многие другие. Несмотря на искусственный характер отношений к игре, этот вид деятельности имеет большое значение в жизни людей как один из основополагающих факторов формирования личности, совершенствования физических возможностей индивида (спорт), эмоциональной разрядки, эффективного общения, а также как средство активного обучения. Например, в области практической психологии широко используется метод ролевой игры (в различных модификациях и сочетаниях) с целью развития компетентности в общении. Как правило, этот метод применяется в социально-психологических тренингах - специальных системах упражнений для лиц, испытывающих трудности в сфере человеческих контактов.
В игре могут воссоздаваться различные типы человеческой практики в том числе трудовой деятельности, что используется для проведения так называемых деловых игр: учебных, аттестационных, управленческих, исследовательских, которые позволяют моделировать нормы конкретных предметных действий и социальных отношений. Такие игры, несущие контекст проблем и ситуаций определенной профессиональной деятельности, позволяют создать более адекватные по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста.
Глава 4. Учение
Учение как вид деятельности - это процесс приобретения знаний, умений и навыков.
Знания - это отраженные человеческим сознанием предметы и явления окружающей его действительности в форме фактов, образных представлений и научных понятий. Навыки - доведенные до совершенства путем многократного повторения компоненты деятельности (практические и теоретические действия). Умения - освоенные субъектом способы выполнения тех или иных действий, которые он может самостоятельно применять в различных ситуациях. Знания, навыки и умения являются основными продуктами усвоения индивидом опыта предшествующих поколений. И в связи с этим учение как процесс овладения ими выступает в роли средства, способствующего естественному гармоническому (физическому и духовному) развитию человека, становлению его как социального существа.
По своей направленности учение относится к познавательной деятельности людей, которая всегда включает наличие двух сторон: познающей (субъект познания - человек) и познаваемой (объект познания - предметы и явления окружающего мира). Причем обе эти стороны находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии. Человек познает сущность объективной реальности не в качестве пассивного наблюдателя, а всегда включает ее в свою активность, отражающую организацию самого процесса учения - способы и средства познания, а также особенности психики человека - его восприятия, мышления, позиций, пристрастий, накопленного опыта и т.д. Иначе говоря, познающий субъект находится внутри предметного мира, к которому он как бы подключается через органы чувств, являющиеся, по образному выражению французского писателя-мыслителя Д. Дидро, клавиша-ми, по которым ударяет окружающая природа.
Благодаря органам чувств происходит непосредственное наглядно-образное отражение действующих на человека в данный момент раздражителей окружающей его среды (световых, цветовых, температурных, химических и др.), которое проявляется в форме психических процессов ощущения и восприятия. Эти акты чувственного отображения объективной реальности являются начальным источником всех знаний человека о мире и о внутренних состояниях своего организма. Каждое впечатление или движение, каждое изменение в функциях органов, обеспечивающих энергетику деятельностной активности индивида, записываются, сохраняются и впоследствии воспроизводятся его памятью, опосредуются его мышлением и речью, раскрывающими глубинную сущность предметов и явлений окружающего мира. На основе чувственных образов, которыми оперирует человек, развивается воображение как основа творческой деятельности - источника всего мира культуры, созданного человечеством.
Возникнув и развиваясь в процессе деятельности и длительной эволюции человека, познавательные психические процессы неразрывно связаны с работой головного мозга как материальной основы психики. Многочисленные потоки нервных импульсов, продуцируемых воздействиями раздражителей среды в рецепторных аппаратах органов чувств, являются жизненно значимым условием нормального функционирования мозговых структур, обеспечивающих, с одной стороны, прием, сохранение и переработку поступающей информации. А с другой - создание программ практических действий и контроль за их выполнением. Успешный выбор сигналов среды, существенных для деятельности, сохранение их следов, выработка нужных программ поведения и его саморегуляция возможны лишь при наличии оптимального тонуса - определенного уровня бодрствования коры головного мозга, который поддерживается импульсацией, поступающей от рецепторов. Нехватка любого вида информации (световой, звуковой, тактильной и т.д.) снижает тонус мозговых структур, вызывает явление сенсорного голода (от латинского sensus - ощущение), нарушающего адекватность процесса восприятия человеком окружающего его мира. Это может выражаться в повышенной утомляемости, снижении работоспособности, эмоциональной неустойчивости индивида, а иногда в обманах органов чувств - иллюзиях, галлюцинациях, в потере ощущения собственного "Я". Дело в том, что образы чувственного восприятия зависят не только от действия раздражителей среды, но и от самого воспринимающего субъекта - конкретного живого человека с его мыслями и чувствами, направленностью мотиваций, жизненным опытом. Такая зависимость восприятия от индивидуальных особенностей психики в психологии известна как понятие "апперцепция". Все психические процессы: ощущения и восприятия, речь, память и мышление, воображение, составляющие познавательную сферу личности, никогда не отрываются от наглядно-чувственного опыта, практики, деятельности. И эта связь находит свое выражение в характеристиках различных видов психического отражения, свойственного человеку. Так, в зависимости от преобладающего рода деятельности, различают образную, эмоциональную, двигательную, словесно-логическую память; предметное, наглядно-образное или отвлеченное мышление; непосредственное или опосредованное сознательной целью воображение.
Будучи тесно связанным со всеми психическими явлениями, воспри-ятие несет личностный смысл, опосредуется через "Я - концепцию" индивида и в первую очередь через рациональный компонент (от латинского ratio - разум) его целенаправленной познавательной деятельности. Именно благодаря разуму, способности мыслить, осознавать закономерности объективной реальности человечество овладевает истинными знаниями, совокупность которых представляет собой высшую, интегрирующую форму человеческой психики - сознание. В его структуру входят все знания об окружающем мире, известные человечеству, и преломленные через индивидуальные особенности всех инвариантных свойств каждой отдельной личности, в том числе через специфику её познавательной деятельности.
Во многих областях психологии (общей, возрастной, педагогической, социальной) теоретически обосновано и практически подтверждено положение, свидетельствующее о том, что познавательная деятельность развивается и совершенствуется через процесс учения, который может быть организованным и неорганизованным, стихийным. В первом случае учение осуществляется в специальных образовательных учреждениях по особым правилам, в соответствии с методически обоснованными учебными программами. Во втором - происходит одновременно с другими видами деятельности, попутно, как их побочный дополнительный результат. Довольно часто процесс учения имеет характер самообразования, что обычно свойственно зрелой личности, поведение которой обусловлено сознательными механизмами саморегуляции.
Являясь средством овладения определенной совокупностью знаний в той или иной сфере человеческой деятельности, у некоторых людей учение по механизму "сдвига мотива на цель" становится насущной потребностью. Это приводит к формированию особого типа личности, ориентированного на познание глубинных закономерностей предметов и явлений окружающего мира, на поиски и открытия, лежащие в основе творческой деятельности.
Глава 5. Труд
Трудовая деятельность или труд - это целесообразная активность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения многочисленных и разнообразных потребностей людей. Труд всегда нацелен на достижение запрограммированных, заранее ожидаемых результатов - его продуктов, которые полезны не только для конкретного субъекта деятельности, но и для общества в целом. Даже в тех случаях, когда человек делает что-то для себя лично, он использует в своей деятельности опыт других людей, применяя полученные от них знания. Иначе говоря, трудовая деятельность по своей природе социальна, что выражается в совместном производстве людьми общественно значимого продукта. Благодаря труду созданы все предметы материальной и духовной культуры человечества, построено современное общество.
Труд является исторически первичным видом человеческой деятельности, которая обусловливает рост научно-технического прогресса и связанные с ним социально-экономические преобразования. Интеграция и дифференциация общественных структур, усложнение производства в ходе общественного развития приводят к разделению труда и росту специализации работников, одновременно определяя все большую зависимость их друг от друга. Это, в свою очередь, требует расширения контактов и общения, в которых планируется деятельность, происходит обмен её продуктами. В процессе взаимодействия между людьми опыт, накопленный человечеством, передается от предшествующих поколений последующим в виде знаний, способов деятельности, машин и оборудования, инструментов и приспособлений, которые относятся к категории средств труда. Последние очень разно-образны и подразделяются на вещественные и функциональные. Первые включают землю, полезные ископаемые, различные предприятия, средства для осуществления практических действий - ручных, машинных, автоматизированных (станки, машины, инструменты и т.д.), а так же для получения, передачи и переработки информации (компьютер, телефон, телеграф, книги, инструкции и пр.). Ко вторым - организм человека как субъекта деятельности (функции различных органов и систем, участвующих в осуществлении трудовых процессов); группы функционирующих в производстве людей, являющихся объектом управлении (выразительные средства их поведения и речи и другие).
С трудовой деятельностью прежде всего связано создание и совершенствование орудий труда, через которые опосредуется воздействие человека на предмет труда - сложную систему объектов, явлений, процессов и их взаимоотношений, которыми человек должен мысленно или практически оперировать на рабочем месте, превращая их в тот или иной продукт. В большинстве профессий массового производства материальных ценностей (например, при конвейерных формах работы) предметы и продукты труда довольно жестко фиксированы документально. Некоторые виды трудовой деятельности, включающие ситуации неопределенности, допускают вариативные и эвристические нормы предмета и продукта труда. Например, в профессии водителя (пилота, штурмана-судоводителя, шофера и др.), когда основной целью и результатом деятельности человека является своевременный и безопасный рейс, часто осуществляемый в непредвиденной окружающей обстановке (в частности, в постоянно изменяющихся навигационных условиях). Кроме того, в предмете труда, как и в его целях, различают объективный (социальный) и субъективный (личностной) компоненты. И этот второй у мастера своего дела, вносящего в трудовой процесс элементы творчества, может быть по своим признакам богаче, чем в предписаниях, образцах и инструкциях, то есть имеет эвристический характер.
Развитие технической мысли привело за последние десятилетия к созданию машин, воспринимающих, хранящих и перерабатывающих информацию. Этим облегчается доступ каждого человека к информационному фонду общества, создаются возможности для ускорения процесса потребления людьми знаний и тем самым для их умственного развития и совершенствования. Работая с электронно-вычислительными машинами, компьютерной техникой, человек не только расширяет систему знаний, но и приобретает навыки, связанные со сбором информации, с управлением машиной, с логикой организации деятельности. С каждым годом темпы научно-технического прогресса ускоряются, растет количество создаваемых человечеством орудий труда, усложняются способы их использования. Овладевая знаниями и навыками, необходимыми для успешной и эффективной деятельности в условиях механизированного и автоматизированного производства, оснащенного новыми технологиями, развивается сам человек, открывая перспективы дальнейшего неограниченного прогресса человеческого общества, изменяется содержание самого труда, появляются новые его формы (полуавтоматизированные, автоматизированные), растет многообразие профессий.
Заключение
Итак, деятельность человека сводятся к следующему:
1. Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер. Активность животных имеет потребительскую основу, она в результате ничего нового по сравнению с тем, что дано природой, не производит и не создает.
2. Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются им или в качестве инструментов, или в качестве предметов удовлетворения потребностей, или в качестве средств собственного развития. Для животных человеческие орудия и средства удовлетворения потребностей как таковые не существуют.
3. Деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни. Активность животных практически ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях жизни.
4. Человеческая деятельность в ее разнообразных формах и средствах реализации есть продукт истории. Активность животных выступает как результат их биологической эволюции.
5. Предметная деятельность людей с рождения им не дана. Она «задана» в культурном предназначении и способе использования окружающих предметов. Такую деятельность необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании. То же относится к внутренним, нейрофизиологическим и психологическим структурам, управляющим внешней стороной практической деятельности. Активность животных изначально задана, генотипически обусловлена и разворачивается по мере естественного анатомо-физиологического созревания организма.
Иными словами, деятельность человека проявляется и продолжается в творениях, она носит продуктивный, а не только потребительский характер.
Список использованной литературы:
1. Белоус В.В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие. - Пятигорск, 1990.
2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1982.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - Т. I. - М., 1989.