Вопрос 1. Современная психология и её место в системе наук
В силу своей специфики психология занимает особое место в системе современных наук, оказываясь в той или иной мере и тем или иным способом связанной с большинством фундаментальных и прикладных дисциплин, изучающих природу и человека. В настоящий момент существует не как единая наука, а как ряд направлений, отличных по предмету, но условно объединенных объектом, хотя и различно трактуемым.
П и мед, биол науки: Чел - это соц и биол сущ-во одновременно. Большинство психич явлений, психич процессов имеют физиол обусловленность, поэтому знания, полученные физиологами и биологами, используются в П, для лучшего понимания тех или иных психич явлений. Хорошо известны факты психосоматич и соматопсихич взаимовлияния. Особенностью является и то, что она в различных своих вариантах выступает и как гуманитарная, и как естественнонаучная дисциплина, что предполагает различные ее объяснительные принципы и методы. Особенно выделим связь психологии с физиологией, в частности, с физиологией высшей нервной деятельности. Выдающуюся роль в становлении психологии сыграли работы Николая Александровича Бернштейна (1896-- 1965), разрабатывавшего принципы физиологии активности -- направления, трактовавшего поведение с точки зрения его регуляции со стороны ожидаемого результата, «модели потребного будущего» (что противостояло идеям реактивности). Во многих отношениях с идеями Н. А. Бернштейна перекликаются работы Петра Кузьмича Анохина (1898--1974), в центре которых -- представление об «опережающем отражении действительности» и о том, что в основе поведения лежат специфические системные явления -- функциональные системы. Идеи Н. А. Бернштейна и П. К. Анохина, имея и самостоятельное психологическое значение, повлияли, в частности, на взгляды А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурия.
Непосредственно с физиологией высшей нервной деятельности соотносится такая отрасль психологии, как психофизиология, изучающая психику в единстве с мозгом. Среди биологических дисциплин прикладного плана выделим медицину, прежде всего невропатологию и психиатрию. На стыке медицины и психологии возникла медицинская психология, разрабатывающая психологические проблемы диагностики, лечения, профилактики, реабилитации больных. Особо выделим основанную А. Р. Лурия нейропсихологию, существующую на стыке психологии, физиологии и медицины науку, изучающую мозговые механизмы высших психических функций на основе локальных поражений мозга (по изначальной мысли Л. С. Выготского, сотрудником которого был А. Р. Лурия, психические функции, становясь системными, связаны с соответствующими перестройками в организации мозговых механизмов).
Тесно связана с медициной так называемая специальная психология, изучающая различные варианты патологии психического развития.
Таким образом, связь психологии с биологическими науками несомненна.
Связь психологии с естественными науками.
Связь психологии с физикой; Психология, развиваясь во многом вместе с естествознанием, отражала (разумеется, в определенных отношениях и :направлениях то мировоззрение, которое определялось основными открытиями -- или господствующими принципами -- в области физической картины мира: Так, представления об атомарном строении мира привели к «переносу принципа» -- представлению об атомарном строении души; физические принципы экспериментирования во многом определили требования объективного подхода к психике; в ряд психологических теорий на правах основных вошли такие понятия, как «энергия», «поле».
Связь психологии и химии. Так, существуют области, относительно которых выдвигаются и химические, и физиологические, и психологические теории (например, механизмы памяти); химические процессы рассматриваются при анализе важных для психологии биологических явлений; наконец, существует психофармакология -- научно-практическая дисциплина, изучающая закономерности воздействия на психику лекарственных препаратов.
Однако не менее сильна связь психологии с науками гуманитарными. Преимущественно это соотносится с теми отраслями психологического знания, которые связаны с человеческой личностью.
П и история: Прим глубокого синтеза И и П в создании общей научной теории. Прим является теория культ-истор развития ВПФ чел, разработанная Выготским. В ней он показал, что главные истор достижения чел-ва: язык, орудия труда, знаковые системы, стали мощным фактором, кот значительно продвинул вперед фило- и онтогенетическое развитие людей. Пользуясь всем этим, чел научился управлять собственной психикой и поведением. Др прим: использование в П истор метода (для понимания природы какого-либо психич явления необходимо проследить его фило- и онтогенетическое развитие от элементарных к более сложным формам. Основная мысль сближение И и П - совр чел с его психич кач-вами и лич-ми св-вами есть продукт истор развития чел-ва. С историей психологию сближает интерес к особенностям душевного облика человека в различные исторические эпохи и в различных культурах (особенности личности, мировосприятия, мышления, формирования эталонов поведения, взаимоотношений, особенности складывающихся групп и т. д.) -- они выступают предметом исторической психологии.
С социологией -- наукой о социальных системах и процессах -- психология связана через изучение закономерностей взаимодействия личности и ее социального окружения, внутригрупповых и межгрупповых отношений. Одна из ведущих отраслей психологии -- социальная психология, изучающая психологические особенности человека, обусловленные его существованием в группе, и характеристики самих групп. Немало проблем пытаются совместно решить психологи и социологи: взаимоотношения м/ду люд, национальная П, П экономики и политики госуд-ва, проблема социализации (соц научение - соц адаптация индивида). В соц адаптации выделяют 2 аспекта: социализацию лич-ти и ее активность. Социализация лич-ти - это процесс усвоения и воспроизводства индивидом общественного опыта, в рез кот он становится лич-тью и приобретает необходимые для жизни психол кач-ва, знания, умения, навыки, в т.ч. и речь. Речь дает возможность общаться с себе подобными, т.е. взаимодействовать с окр его людьми. Усвоение норм нравственности, культуры, соц ролей, видов деят-ти и т.д. Важный аспект социализации - идентификация. В процессе усвоения общественных норм чел начинает индентифицировать себя, т.е. соотносить с представителями опред соц или возрастных гр, а также с людьми опред пола. В рез приобретается навык соответствующего ролевого поведения, характерного для общ-ва, в кот он живет. Т.о., С и П находятся в тесной взаимосвязи. Развиваясь параллельно, они дополняют др др в изучении соц проявлений чел и чел общ-ва.
Этнопсихология изучает особенности психики людей различных народов и культур, разрабатывая проблемы национального характера, самосознания, национальных особенностей мировосприятия, взаимоотношений, формирования сообществ и др.
Политическая психология изучает особенности человека и групп, обусловленную их включенностью в политическую жизнь (политическое самосознание, ценности, особенности поведения и деятельности и др.) -- как на уровне индивида, так и на уровне малых и больших групп различного плана.
языковедение и искусствоведение, также связаны с психологией самым непосредственным образом. С первым психологию сближает проблема формирования речи на основе усвоения языковых структур, анализ языка в связи с мышлением, интерес к содержательным и экспрессивным сторонам языкового общения, особенностям порождения высказывания, восприятия речи в зависимости от языковых структур, наконец, роль языка в контексте анализа культуры -- и многое другое. На стыке психологии и языкознания возникла психолингвистика.
Искусствоведение и психология находят область соприкосновения в подходах к проблемам художественного творчества и личности художника, восприятия художественных произведений, особенностей структуры самих произведений (психология искусства).
ВЫВОДЫ: 1. Психология связана и исторически и актуально со всеми основными областями знаний. Ж. Пиаже и Б.М. Кедров ставили психологию в центр системы наук. 2.Психология не является единым знанием, подчиненным одной теоретической схеме, в ней представлены направления как естественной, так и гуманитарной ориентации. Психология стоит на стыке наук.
П и философия: вопросы П очень долго решались в рамках Ф, лишь в сер 19 в П стала самостоят наукой, отделилась от Ф (сближение П с естественными науками и появление собственного экспер-го метода). Однако, став самостоят наукой П сохранила тесную связь с Ф. И сегод существуют научные проблемы, кот рассматриваются и с позиции П и с позиции Ф (понятие лич-тного смысла и цели жизни, мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности и т.д.). В П есть вопросы, кот нельзя решить экспер-м путем, и психологи вынуждены обращаться к Ф (проблема существенности и происхождения чел сознания; влияние общ-ва на лич-ть и наобор). Долгое время существовало принципиальное разделение на материалистическую и идеалистическую Ф. Сегодня наметилось сближение м/ду этими основными течениями Ф. Материал-я Ф явилась базой для разработки проблемы деят-ти и происхождения ВПФ. Идеал-я ставит такие проблемы как ответственность, совесть, смысл жизни. Следоват, использование в П идей обоих направлений Ф отражает двойственную сущность чел, его биосоц природу. Существуют психол теории, кот носят хар-р психолого-философских: теоретические работы совр последователей З Фрейда - неофрейдистов (Э Фромм). В П известны ученые, такие как Аристотель, Р Декарт, Дж Локк - они прежде всего крупные философы, основатели философских школ. Т.о., совр П и Ф до сих пор развиваются в тесном единстве, взаимодополняя др др.
П и педагогика: на первый взгляд эти науки неразделимы м/ду собой, поскольку воспитание и обучение детей не может не учитывать психол особ-ти лич-ти. Однако все иначе. Если П развивалась в рамках Ф, то пед-ка формировалась как самостоят наука. В рез П и пед-ка оформились как самостоят науки и существуют раздельно. На практике до сих пор нет тесного взаимопонимания м/ду психологами и педагогами. В нач 20 в существовала и развививалась комплексная наука о детях, их обучении и воспитании - педология. В рамках данной науки успешно сотрудничали педагоги, психологи, медики, физиологи и др. Разрабатывалась проблема детства. Достижения отеч ученых в области педол не уступали зарубежным. Педол постиг идеологический разгром (1936 г). Одной из причин разгрома явились различия во взглядах педол и госуд-венных структур на способ-ти чел. Идеи педол: у разных людей разные способ-ти (от рождения люди имеют различные возможности в силу своих генетически обусловленных физиол и психич особ-тей). Это противоречило господствующей идеологии того времени, утверждавшей, что совр чел живет в общ-ве равных возможностей, т.е. каждый может добиться успеха в любом выбранном им деле («Незаменимых людей - нет»).
П и техн науки: чел является непосредственным участником всех технологических и производственных процессов. В исследованиях чел выступает как самый сложный элемент системы «чел-машина».
Основные отрасли П: Общая П - объединяет фундаментальные психол знания и решает задачи по исследованию индивида. Пед П - изучает психол проблемы обучения и воспитания. Возр П - закономерности этапов психич развития и формирования лич-ти от рождения до старости. Дифф П - различия м/ду индивидами, гр, причины различий. Соц П - закономерности поведения и деят-ти люд, обусловленные фактом включения их в гр. Полит П - психол компоненты политической жизни и деят-ти людей. П искусства - св-ва лич-ти, гр лиц, обусловливающие создание худ ценностей. Инжен П - процессы и средства взаимодействия м/ду чел и машиной. Клинич П (н/п, пато/п, сомато/п, спец/п). И т.д.
Вопрос 2. Происхождение и развитие психики в филогенезе. Основные этапы развития психики
Развитие психики - закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных и качественных и структурах преобразованиях. Развитие психики характеризуется способностью к накапливанию изменений и их закономерным характером. Развитие психики реализуется в форме филогенеза и онтогенеза.
По Леонтьеву, каждая новая ступень психического развития начинается с усложнения деятельности, практически связывающей животное с окружающим миром. Новая же форма психического отражения возникает вслед за этим усложнением деятельности, и, в свою очередь, делает возможным ее дальнейшее развитие. То есть, Леонтьев для объяснения возникновения психики в филогенезе выдвигает принцип деятельности (под деятельностью он понимает процессы, осуществляющие активное отношение субъекта к действительности).
По мнению Леонтьева, в период зарождения психики деятельность животных сначала складывается в вещно-оформленной среде и должна была подчиняться объективным связям между различными свойствами вещей. Однако, предметом отражения были не эти связи, а лишь отдельные, изолированные свойства (форма элементарных ощущений). На следующей ступени деятельность животных определялась уже отношениями между предметами, т.е. целыми ситуациями, обеспечивалась же она отражением отдельных предметов.
Имеет место несовпадение линий биологического и психического развития животных. Например, животное, стоящее на более высокой ступени биологического развития (согласно зоологической систематике), не обязательно обладает и более развитой психикой.
Характеристика стадий. Леонтьев выделяет в эволюционном развитии психики три стадии:
· Стадию элементарной, сенсорной психики (осуществляется отражение отдельных свойств предметов, т.е. наличествует ощущение);
· Стадию перцептивной психики (возникает отражение целостный предметов, т.е. возникает восприятие);
· Стадию интеллекта (возникает отражение отношений между предметами):
А) сенсомоторный интеллект;
Б) сознание.
Т.зр. Антропопс-м: только чел обладает психикой. Биопс-м: психика есть у всего живого. Зоопс-м: психика только у жив-х. Нейропс-м: только сущ-ва с н/с имеют психику. Безусл рефл-с - врожденная р-ция организма в ответ на безусл раздражитель, т.е. возникает без всяких условий, когда этот раздражитель действует. Усл рефл-с - приобретенная р-ция организма на усл раздражитель (1. Необходимо, чтобы впервый раз усл раздражитель предъявился вместе с безусл; 2. Чтобы эта связь повторилась несколько раз). Развитие психики: В отеч психол давно утвердилось мнение, что поведение жив-х является инстинктивным (это видовое поведение, одинаково направленное у всех представителей одного и того же вида жив-х). Однако, условия, в кот находятся жив-е, постоянно изменяются и требуют индивид-го приспособления со стороны жив-х. Стадия элементарной сенсорной психики: отражение в форме ощущения (одного или совокуп-ти признаков). Главная хар-ка: способ-ть реагировать только на отдельные св-ва предметов внешн мира, действительность никогда не воспринимается целостно (прим: черви - поиск пищи при помощи одного из органов чувств либо осязания, реже обоняния, зрения). Деят-ть жив-х хар-ся тем, что жив-е реагирует на абиотич-е (биол нейтральные) раздражители, кот связаны с биол значимыми раздражителями и несут для организма сигнальную ф-цию. Соответственно отражение действительности, связанное с таким строением деят-ти, имеет форму чувствит-ти к отдельным воздействующим св-вам (или совокуп-ти св-в), форму элементарного ощущения. Сюда относятся высшие инфузории, черви, ракообразные, насекомые, все безпозвоночные жив-е. На этой стадии наблюдается дифференциация органов чувствит-ти. У жив-х, достигших в своем развитии стадии элементарного поведения, более развиты органы движения и н/с (узловая н/с - выделение центральных н/узлов и ганглиев). Наблюдается способ-ть убегать от неблагопр условий среды. Характерен поиск «+» раздражителей, в поведении главную роль выполняют инстинкты, а роль индивид-го опыта мала (только элементарные усл рефл-сы). Стадия перцептивной психики: отражение в форме восприятия (целостного образа). Происходит интеграция отдельных воздействующих св-в в целостный образ вещи, т.е. отражение внешн действительности в предметной форме. Поведение осуществляется под одновременным воздействием все большего кол-ва раздражителей. Такое поведение характерно для хордовых и позвоночных. При этом инф-ция о воздействующих раздражителях объединяется, что возможно при более развитой н/с, чем узловая. Появляется утолщение головного конца - простейший г/м (трубчатая н/с). Перемены в поведении жив-х объясняются развитием н/с и г/м. Увеличивается объем г/м, усложняется его структура. Среди органов чувств начинает преобладать зрение, развиваются органы движения. Главной физиол основой поведения жив-х на этой стадии развития является процесс образования н/связей в коре полушарий г/м - усл рефл-в. Происходит как дифференциация, так и обобщение жив-м отдельных воздействий (прим: прежде одинаковая р-ция на два разных звука, если оставить один звук, связанный с биол важным воздействием, жив-е прекращает реагировать на др, кот перестал быть связан с биол воздействием) - дифференциация. Обобщение (связать множество звуков с биол важным воздействием и жив-е будет отзываться на каждый из этих звуков). Эти механизмы, а также возможность предметного восприятия окр мира позволяют формировать у жив-го опред поведенческие навыки. Основная особ-ть - это закрепление сформировавшихся движений - двигательные навыки. Развивается двигательная и образная память, элементарные формы мышления. Стадия интеллекта: отражение в форме мышления (наглядно-действенное) (связей м/ду отдельными вещами), (присуще обезьяне, дельфину, китам). Появляются сложные исследовательские формы поведения. 1. хар-ка этой стадии - это внезапное нахождение операций, кот сразу же приводят к успеху у обезьян после множества попыток полного неуспеха, в отличие от предыдущей стадии, где путем многочисленных проб закреплялись удачные движения и постепенно отмирали неудачные; 2. черта - это если опыт повторить еще раз, то данная операция, несмотря на то, что она была выполнена один раз, воспроизводится без предварительных проб; 3. особ-ть - решение задачи легко переносится в др условия, сходные с теми, в кот возникло впервые данное решение; 4. особ-ть - способ-ть решения двухфазных задач (приманка, маленькая палка, большая палка). «При переходе к 3, высшей, стадиии развития жив-х наблюдается новое усложнение в строении деят-ти. Прежде слитая в единый процесс деят-ть дифференцируется теперь на две фазы: фазу подготовления и фазу осуществления. Наличие фазы подготовления и составляет характерную черту интеллект-го поведения. Интеллект возникает, следоват, впервые там, где возникает процесс подготовления возможности осуществить ту или иную операцию или навык. Возникает отражение не только отдельных вещей, но и их отношения (первая фаза отвечает объективному отношению м/ду вещами). Отличие мозга высших млекопитающих от мозга нижестоящих жив-х в гораздо большей площади, занимаемой лобной корой, развитие кот происходит за счет дифференциации ее префронтальных полей. Уменьшается роль инстинктов, повышается роль индивид-го опыта. Сознание: высшая форма психич отражения, присущая только чел. Определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как следствие, преобразования окр мира. Когда чел вступает в то или иное отношение к вещи, то он отличает, с одной стороны, объективный предмет своего отношения, а с др - само свое отношение к нему, такого разделения не существует у жив-х, т.е. образ действительности не сливается с переживанием субъекта. Развитие психики жив-х подчиняется законам биол эволюции, развитие психики чел подчиняется законам общественно-истор развития. Причины, лежащие в очеловечивании животноподобных предков чел - это возникновение коллективного труда, членораздельной речи и образование на его основе чел общ-ва. 1) окр мир отражается обобщенно в форме понятий, зафиксированных в языке. 2) отражение собственного внутр мира. 3) отражается собственное отношение к себе и к миру. Главные особ-ти психики и поведения: 1) наличие вербального поведения, 2) способ-ть к целенаправленной деят-ти (дает возможность приспособления к себе среды), 3) способ-ть к произольной регуляции психич процессов, 4) способ-ть к отвлеченному абстрактному мышлению.
Вопрос 3. Определениепсихологиикакнауки.Различныепредставления о предмете психологии
При делении наук на гр по признаку предмета изучения выделяют: естественные (изучают природу), гуманитарные (общ-во, культуру, историю), технические (средства производства и орудия труда). П принято относить к гуманитарным, т.к. чел сущ-во соц. Понятие П имеет как научный (употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины), так и житейский смысл (описание поведения, психич особ-тей людей). Отличие житейских знаний от научных: А) Знания конкретны - Знания обобщены Б) Интуитивный хар-р Знаний - Знания рациональны и осознаны В) Передача Знаний затруднена - Знания накапливаются и передаются Г) Источник Знаний (наблюдение) - источник Знаний (экспер-т) Д) Знания ограничены - Знания постоянно расширяются. Слово «П» в переводе на русский язык с греческого означает «наука о душе». В научном употреблении термин «П» впервые появился в 16 в. Сначала он относился к особой науке, кот занималась изучением душевных (психич явлений), кот каждый чел обнаруживает в собственном сознании в рез самонаблюдения. Позже, в 17-19 в область, изучаемая П, расширяется и включает не только осознанные, но и неосознанные явления. Психология - это наука о психике и психич явлениях. Психические явления - это 1) психич процессы 2) психич состояния 3) психич св-ва лич-ти. 1) Психич процессы выступают в кач-ве первичных регуляторов поведения чел, имеют опред начало, течение и конец, т.е. обладают опред динамическими хар-ками (это параметры, определяющие длительность и устойчивость психич процессов). На основе этих процессов формируются знания, умения, навыки. Психич процессы - это познавательные, эмоциональные, волевые. Познавательные - связаны с восприятием и переработкой инф-ции (это ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь, внимание). Благод им мы получаем сведения об окр мире и себе. Благод эмоциональным психич процессам любая инф-ция имеет для нас эмоц окраску (аффекты, эмоции, чувства, настроения, эмоц стресс). «+» эмоции благопр сказываются на деят-ти, «-» затрудняют деят-ть. Но, бывает так, что «-» эмоция побуждает к активности, к преодолению преград. Т.о. для формирования поведения чел существенны не только эмоции, но и волевые психич процессы, кот наиб ярко проявляются в ситуациях, связанных с принятием решения, преодолением трудностей, управления своим поведением. Иногда выделяют неосознаваемые психич процессы (протекают вне контроля сознания). 2) На основе психич процессов формируются психич состояния, кот характеризуют состояние психики в целом. Так же имеют свою динамику (длительность, направленность, устойчивость, интенсивность). Эти состояния влияют на рез психич процессов и могут способствовать или тормозить деят-ть. Это подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние. Они хар-ся динамичностью, однако, есть преобладающие, наиб постоянные. 3) Психич св-ва лич-ти - наиб существенные особ-ти лич-ти, обеспечивающие опред кол-ный и кач-ный уровень деят-ти и поведения чел (направленность, темпер-т, способ-ти, хар-р). Они хар-ся большей устойчивостью и постоянством. Уровень развития психич св-в, особ-ти развития психич процессов и преобладающие психич состояния определяют неповторимость чел, его индивид-ть. Предметом П является психика и психич явления как одного конкретного чел, так и психич явления, наблюдаемые в гр и коллективах. Главная задача - исследованиее психич явлений.
Гальперин П.Я. - Эволюция предмета. Душа признавалась всеми до начала 18 в., до того, как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа. Представления о душе были главным образом идеалистическими. Но были и материалистические теории души. Они вели свое начало от представлений Демокрита и описывали душу как тончайшую материю, пневму, частицы которой -- круглые, гладкие и чрезвычайно активные -- проникали между более крупными и менее подвижными атомами и, толкая, приводили их в движение. Душа считалась причиной всех процессов в теле, включая и собственно «душевные движения».
Критика: Принципиальный недостаток этого примитивного материалистического представления о душе заключался в том, что душа признавалась особой причиной -- первопричиной этих движений. А это значило: все воздействия на тело были для души лишь поводами, на которые она могла отвечать «как хотела». А почему она хотела так или иначе, это зависело только от нее самой, от ее «природы» и далее не подлежало объяснению.
Явления сознания как предмет психологии. Место души заняли явления, которые мы фактически наблюдаем, находим «в себе», оборачиваясь на свою «внутреннюю душевную деятельность». Это наши мысли, желания, чувства, воспоминания и т. д., которые каждый знает по личному опыту и которые, как факты этого внутреннего опыта, суть нечто несомненное. Джон Локк, которого можно считать основоположником такого понимания предмета психологии, был прав, указывая на то, что, в отличие от души, явления сознания суть нечто не предполагаемое, а фактически данное, и в этом смысле такие же бесспорные факты внутреннего опыта, какими являются факты внешнего опыта, изучаемые прочими науками. Критика: невозможность объективно установить исходные данные: четко разграничить явления сознания, выделить их компоненты, определить их интенсивность, взаимодействие представлений и т. д. Величайшей исторической заслугой «физиологической психологии» остается введение эксперимента в психологию. Но в той форме, в какой он применялся в «физиологической психологии», эксперимент опирался на ложную идею психофизического параллелизма и, естественно, не мог вывести психологию из оков субъективизма.
Поведение как предмет психологии. с поведением как предметом психологии повторилось то же, что с явлениями сознания. Несостоятельность его обнаружилась по двум линиям.
Во-первых, хотя поведение, бесспорно, есть нечто объективное, однако его психологическое содержание (психологическое по тем критериям, которыми тогда располагала, да и теперь располагает психология) оказалось таким же недоступным объективной регистрации, как и в явлениях сознания. С помощью киносъемки, кинограммы, электромиограммы, электроэнцефалограммы и т. д. можно зарегистрировать лишь физические и физиологические изменения: движения тела и его органов, сокращение мышцы, их биотоки, биотоки мозга, сосудистые и секреторные реакции и т. п. Но движения (а тем более другие изменения организма) -- это еще не поведение. Конечно, они как-то свидетельствуют о поведении, но это свидетельство непрямое.
Во-вторых, еще одна и, пожалуй, основная несостоятельность бихевиоризма обнаружилась в том, что, желая изучать поведение без явлений сознания (которые будто бы радикалъно нарушают объективность исследования), представители бихевиоризма оказались перед жестким выбором: или перейти к изучению физиологических механизмов поведения, т. е. стать физиологами и сказать: нет никакой психологии, даже бихевиористической, есть только физиология поведения; или изучать механизмы поведения без физиологии, т. е. только как соотношение стимулов и реакций. Такова была фундаментальная позиция «классического» бихевиоризма. Но очень скоро, уже в конце 20-х годов, стало очевидно, что нельзя объяснить ни поведение человека, ни поведение животного одним сочетанием наличных стимулов и прошлого опыта; что в промежутке между действием стимулов и поведенческими реакциями происходит какая-то активная переработка поступающей информации, которую нельзя свести к влиянию следов прошлого опыта; что это какие-то активные процессы, без учета которых не удается объяснить реакцию животного на наличные стимулы. Так возникает «необихевиоризм» с его важнейшим понятием «привходящих (или промежуточных) переменных» и отменяется основное положение первоначального бихевиоризма (который теперь нередко называют наивным). Словом, в качестве нового учения о предмете психологии бихевиоризм оказался дважды несостоятелен: он не смог выделить психологическое содержание поведения и не сумел объяснить поведение без помощи традиционных психологических «переменных».
Развитие взглядов на психическую деятельность в советской психологии Предмет психологии и психическая деятельность -- не одно и то же, но представления о них тесно связаны. Понимание природы и проявлений психической деятельности, получившее теоретическое и экспериментальное развитие в работах советских психологов, в решающей степени способствовало формированию той концепции предмета психологии, которую мы пытаемся далее изложить в настоящем «Введении».
Ориентировочная деятельность как содержание психики. Ориентировочная деятельность заключается в том, что субъект производит обследование ситуации, содержащей в себе элемент новизны, подтверждает или изменяет смысловое и функциональные значения ее объектов, примеривает и видоизменяет свои действия, намечает для них новый или подновленный путь; далее, в процессе исполнения, приходится активно регулировать ход действий по этим несколько измененным и, следовательно, несколько обновленным, но условно еще не закрепленным значениям объектов.
Когда такая ситуация, значения ее отдельных объектов и действия в этой ситуации получают подкрепление и закрепляются, наступает автоматизация поведения: ситуация узнается по характерным признакам, действия вызываются пусковыми раздражителями, а контроль за ними осуществляется по «чувству» того, как выполняется динамический стереотип и насколько исполнение «согласуется» с его нервной моделью, с «акцептором действия». Ориентировочная деятельность резко сокращается, а ее остаточная часть так меняется, что внешне процесс ориентировки как бы совсем угасает. И действительно, по мере стереотипизации (как распознавания обстановки, так и реакций в ней) управление этими действиями в той или иной мере передается на готовое устройство, каким является или воспитанный условнорефлекторный механизм, или какое-нибудь техническое устройство (например, автопилот, ведущий самолет по заданному курсу).
Субъект прибегает к ориентировочной деятельности именно в тех случаях, когда в наличной ситуации отсутствуют условия, которые автоматически обеспечивают успех поведения, когда нужно обеспечить этот успех иным путем, иногда вопреки сбивающим влияниям внешней среды или прежде усвоенных привычек.
Ориентировочная деятельность субъекта есть средство приспособления к ситуациям, которые отличаются от условий работы механизмов, управляющих автоматическими реакциями. Все такие ситуации характеризуются одним общим признаком, точно указанным И. П. Павловым, признаком новизны. Этот признак, как своеобразный раздражитель, вызывает рассогласование с нервной моделью прошлого опыта, рассогласование выключает механизмы автоматического реагирования и включает механизмы деятельности по ориентировке в ситуации на основе ее психического отражения.
Ориентировочная деятельность как предмет психологии Все формы психической деятельности, а не только познавательные, интеллектуальные представляют собой различные формы ориентировки субъекта в проблемных ситуациях. Эти различные формы возникают потому, что существенно различны обстоятельства, в которых оказывается субъект, различны встающие перед ним задачи и средства, с помощью которых решаются эти задачи.
Если все формы душевной жизни представляют собой разные формы ориентировочной деятельности, то другая сторона этого положения заключается в том, что психология во всех так называемых психических процессах или функциях изучает именно эту их ориентировочную сторону. Это значит, что неправильно было бы сказать, что психология изучает мышление, чувства, воображение, волю и т. д., неправильно прежде всего потому, что психология изучает вовсе не все стороны (аспекты) мышления, чувства, воли и других психических функций. Предмет психологии заключается в исследовании именно ориентировочной стороны любого психического процесса.
Вопрос 4. Определение психики. Понятие психического отражения
Психика - это св-во высокоорганизованной живой материи, заключается в активном отражениии субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деят-ти. 1) психика - это св-во только живой материи (причем высокоорганизованной, т.е. только той материи, кот обладает специфическим органом) 2) главная особ-ть психики в способ-ти отражать, т.е. получать инф-цию об окр мире и создавать идеалистический (нематериальный) образ объектов реального мира 3) получаемая живым сущ-вом инф-ция об окр мире служит основой для регуляции внутр среды живого организма и формирования его поведения, что определяет возможность длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях окр среды. Т.о. живая материя способна реагировать на измения внешн среды и воздействия объектов окр мира. Существует значительное кол-во форм живой материи, обладающих опред психич способ-тями, они отличаются др от др по уровню развития психич св-в. Элементарная способ-ть реагировать на воздействия окр среды - раздражимость наблюдается уже у простейших форм живой материи, в отличие от неживой (амеба, растения). Живые организмы данного уровня реагируют только на механические прикосновения (р-ция на биол раздражители). У живых организмов, имеющих более сложное анатомическое строение появляется более сложная форма реагирования - чувствит-ть (общая способ-ть к ощущению). По мнению Леонтьева, появление чувствит-ти у жив-х может служить биол признаком возникновения психики. Чувствительность - р-ция живого организма в ответ на абиотич-е раздражители (биол нейтральные), кот связаны с биол значимыми раздражителями и несут для организма сигнальную ф-цию. Когда речь идет о чувствительности, «отражение», согласно гипотезе Леонтьева, имеет два аспекта: объективный и субъективный. В объективном смысле «отражать» - значит реагировать, прежде всего, двигательно, на данный агент. Субъективный аспект выражается во внутреннем переживании, ощущении, данного агента.
Отличительная черта раздраж-ти от увствит-ти: с возникновением ощущения живые организмы реагируют не только на биол значимые факторы среды, но и на биол нейтральные (т.е. цвет, запах, форма). С появлением чувствит-ти появляется новый тип приспособления к окр среде - поведение - это сложный комплекс р-ций организма на воздействие окр среды. Живые сущ-ва, в зависимости от уровня психич развития, обладают поведением различной сложности. Самое сложное поведение у чел, кот в отличие от жив-х обладает не только способ-тью реагировать на изменения окр среды, но и способ-тью формировать мотивированное (осознанное) целенаправленное поведение. Это возможно с наличием у чел сознания. Сознание - высший уровень психич отражения и регуляция, присущая только чел как общественно-истор сущ-ву. Таким образом, мы можем выделить четыре основных уровня развития психики живых организмов: раздражимость, чувствительность (ощущения), поведение высших животных (внешне обусловленное поведение), сознание человека (самодетерминированное поведение). В рез чел выделяет себя из окр среды, осознает свою индивид-ть, формирует свою «Я-концепцию» (совокуп-ть представлений о себе, о своем месте в общ-ве). Чел не рождается с развитым сознанием, оно формируется в процессе физиол и соц развития конкретного индивида (онтогенез). 3 основные ф-ции психики: Обеспечение адаптации: отражение окр действительности; обеспечение целостности организма; регуляция поведения. На сегод момент существует проблема научного познания психики - это проблема возникновения психики. 1) Идеалистическая т.зр. психич (душа) не связана с телом и имеет божественное происхождение. 2) Дуалистическая т.зр. существует два начала: психич (идеальное) и биол (материальное). Они развиваются параллельно и в опред мере связаны др с др. 3) Материалистическая т.зр. феномен психики обусловлен эволюцией живой природы, и его существование должно рассматриваться как св-во высокоорганизованной материи. В отеч психол проблемы возникновения психики рассматриваются с 3 т.зр., что предполагает использование рационалистического способа познания, основанного на экспер-те. Благод экспер-ту мы знаем, что существует связь биол и психич (напр, заболевания органов могут отражаться на психике чел (прим: подключение аппарата искуственная почка и временное снижение интеллект-х способ-тей из-за накопления соли аллюминия в мозге)).
Когда речь идет о чувствительности, «отражение», согласно гипотезе Леонтьева, имеет два аспекта: объективный и субъективный. В объективном смысле «отражать» - значит реагировать, прежде всего, двигательно, на данный агент. Субъективный аспект выражается во внутреннем переживании, ощущении, данного агента.
Вопрос 5. Методы исследования в психологии
Под методом в широком смысле понимается нормированный способ организации деятельности, направленной на достижение определенной цели. Под методами Т понимается совокупность принципов, приемов и средств, используемых психологом при осуществлении научного исследования или в практической работе. В более специальном смысле различают метод и методику, имея ввиду под первым общий принцип деятельности, а под вторым конкретное воплощение этого принципа в форме конкретных процедурных норм, относящихся к конкретному способу психологической работы на основе конкретного методического материала.
Соответственно специфики психологии как области знания и практики, можно говорить о методах научно-исследовательской, прикладной и практической .
Научное исследование предполагает:
1. формулировку проблемы (т.е. познавательного вопроса, относящегося к наличию, причинам, следствиям или характеру связи явлений);
3. проверку гипотезы (т.е осуществление некоей интеллектуальной или - чаще -эмпирической деятельности, в которой интересующие исследователя явления будут фигурировать во взаимоотношениях, соответствующих проблеме и гипотезе);
4. интерпретацию результатов проверки (соотнесение подтвержденности или не подтвержденности гипотезы, а так же выявленных при проверке не прогнозированных явлений с исходными теоретическими позициями и знанием об объектах).
Ананьев выд 4 группы методов:
1. организационные методы (организация исслед-я);
2. методы сбора эмпирич данных;
3. методы обработки данных;
4. методы интерпретации
1. К организацион методам Ананьев относил сравнит и лонгитюд методы.
1-ый означ построение исслед-я на базе сравнения данных относит разных объектов,
2-ой - отслеживание изменений, происходящих с одним и тем же объектом на протяжении относительно длительного времени.
2. Методы сбора эмпирич данных:
а) обзервационные методы: субъектив наблюден и наблюден со стор (-целенаправл восприят, обусловл исследовательск целями и задач);
б) экспериментал методы (психолог контролир и варьирует переменные ( - т.е. все то, что т/и изменяет ситуацию в экспер-те. Независим переменная - та, кот вводит экспериментатор, зависимая - та, кот изменяется при введении зависимой переменной.): лаборатор эксперимент (испытуемый в естеств для себя среде); полевой эксперимент (эксперимент в естеств усл-ях при минимуме аппаратов);
в) психодиагностич методы: тестирование - метод психологич диагностики, применяется для стандартизир измерения индивидуал различий: стандартизированное - метод, использующ стандартизир ?? и задачи (тесты), имеющие определен шкалу значений; проектив - не имеют цифровой шкалы, по кот оценивается рез-т, г)праксиметрич методы - методы изучения и измерения пр-сов и прод-тов деят-ти;
д) моделирование: математическое и кибернетическое;
е) беседа.
3. Методы обработки данных: a)качественный анализ; b) количественный анализ.
4. Методы интерпретации: a)структурный метод - выводы относительно строения объекта; b)выводы относительно развития объекта.
По Рубинштейну: 2 основ метода в Ш: наблюдение и эксперимент.
I. Наблюдение: 1. самонаблюдение; 2.объективн наблюден (д.б. цель наблюдения, с соответств с кот д.б. план наблюдения, наблюдение долж носить избират х-р. Наблюден стан-ся методом науч познания лишь постольку, поскольку оно не огранич-ся простой регистрацией фактов, а переходит к формулировке гипотез, с тем, чтобы проверить их на нов наблюдениях) направлено в Ш не на р-ции , не на внеш дей-я сами по себе, а на их психологич содерж-е: a)прямое; b)косвенное наблюдение.
II. Эксперимент: 1 .лабораторные; 2.естественный.
III. Генетич метод - использование изучения развития психики как средства раскрытия общих психологических закономерностей.
Наблюден: Свобод наблюден не имеет заран установл рамок, программы, процедуры его проведен. Оно мож менять пред-т или объект наблюден в завис-ти от пожелан наблюд-ля. Стандартизир наблюден, напротив, заранее определено и четко огранич в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определен, предварит продум программе и строг следует ей, независ от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем.
При включен наблюден (оно чаще всего использ-ся в общ, возраст, пед и соц Ш) исслед-ль выступ в кач-ве непосредств участника того пр-са, за ходом кот он ведет наблюдение.
Опрос представл соб метод, при использ кот чел-к отвеч на ряд ??: Устн опрос: ответы испытуемых, получаемые при устн опросе, существен завис и от Л. того чел-ка, кот ведет опрос, и от индивидуал особ-тей того, кто отвеча на ??, и от повед-я обоих лиц в ситуац опроса.
Письменный опрос: наиболее распространенная его форма - анкета.
Свободн опрос - разновид-ть уст или письм опроса, при кот перечень задаваемых ?? и возможн ответов на них заранее не ограничен определенными рамками.
Тесты явл специализированными методами психодиагностич обследования, применяя кот мож получить точную количеств или качеств хар-ку изучаемого явл-я. От др методов исслед-я тесты отличаются тем, что предполаг четкую процедуру сбора и обработки первич данных, а также своеобразие их последующ интерпретации.
Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов.
Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.
Проектив тесты: в осн таких тестов леж мех-м проекции, соглас кот неосознаваемые собств кач-ва, особ недостатки, человек склонен приписывать другим людям.
Специфика экспер-та как метода психологич исслед-я заключ в том, что в нем целенаправл и продум создается искусств ситуация, в кот изучаемое св-во выдел-ся, проявляется и оценивается лучше всего.
Естеств экспер-т орг-ся и проводится в обыч жизн усл-ях, где экспериментатор практич не вмеш-ся в ход происходящ событий, фиксируя их в том виде, как они разворач-ся сами по себе.
Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить
Моделирование - создан искусств модели изучаем феномена, повторяющ его осн параметры и предполагаемые св-ва. На эт модели детально исслед дан явл-е и делают выводы о его природе.
Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими.
Математич модель представл собой выражение или ф-лу, включающ переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении.
Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению.
Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики.
Логическое моделирование основано на идеях и символике.
Вопрос 6. Этапы психологического исследования
Как уже упоминалось, психологическое исследование предполагает:
формулировку проблемы;
выдвижение гипотезы;
осуществление проверки гипотезы;
интерпретацию результатов проверки.
Как правило, о методах психологии говорят прежде всего в связи с третьим этапом -- проверкой гипотезы; он предполагает организацию особого взаимодействия психолога с изучаемым объектом. Мы подойдем к этому этапу, обсудив предварительно два первых.
Проблема формируется обычно как вопрос, на который требуется найти ответ; это -- своего рода попытка прорыва в неизвестность, первое с ней соприкосновение. Чаще всего это вопрос о причинах тех или иных событий или, в более «наукообразной» форме о тех факторах, которые определяют существование или специфику тех или иных явлений.
Возможна и другая постановка проблем; они могут быть связаны не с отношениями, а с самим фактом существования какого-либо объекта или его особенностей.
Как правило, проблемы вытекают из практики (в том числе практики теоретических рассуждений) в связи с необходимостью решить конкретную прикладную задачу или в связи с невозможностью теоретического продвижения в той или иной области постольку, поскольку появились факты, необъяснимые или сомнительные с точки зрения той или иной теории. (Многие проблемы так и не находят окончательного разрешения и остаются в науке как «вечно актуальные» или объявляются псевдопроблемами).
Можно говорить о проблемах разных уровней: они могут соотноситься с основными положениями теории, с частными ее аспектами и с прикладными задачами.
Итак, проблема сформулирована. Каков дальнейший путь исследователя?
Как правило, они предположительно определяют наиболее вероятный -- с точки зрения теории, которой они придерживаются,-- ответ на поставленный вопрос и в дальнейшем проверяют правильность своего предположения. Такой предположительный ответ на вопрос о характере связи событий представляет собой гипотезу. Гипотеза также может формулироваться на различных уровнях обобщения, однако для того, чтобы исследование оказалось возможным, она должна формулироваться конкретно, соотносясь с конкретными жизненными явлениями.
Очень важно иметь в виду, что гипотеза, как правило, считается подтвержденной в рамках более общей системы представлений.
Итак, основным требованием к гипотезе является требование ее проверяемости. Поэтому в формулировке гипотез не используются выражения типа «Возможно,
что...» или сочетания типа «или..., или...» -- проверить на истинность можно лишь конкретное утверждение. Вполне вероятно, что у исследователя возникнет несколько равновозможных гипотез; тогда они проверяются последовательно.
После того как гипотеза сформулирована, исследователь переходит к ее проверке на эмпирическом (т. е. опытном) материале.
Во-первых, необходимо определить общую «стратегию и тактику» исследования, те общие принципы, по которым оно будет строиться. Б. Г. Ананьев [4] назвал этот этап «организационным» и выделял соответствующие «организационные методы». В качестве основного здесь выступает планирование исследования как сравнения данных и, соответственно, говорят о сравнительном методе. Этот метод широко используется во всех областях психологии. Так, в сравнительной психологии он реализуется в форме сопоставления особенностей психики на различных этапах эволюции.
В возрастной психологии сравнительный метод выступает как метод поперечных срезов, которому противопоставляется Б. Г. Ананьевым другой организационный метод -- лонгитюдный. Тот и другой метод направлены -- соответственно специфике возрастной психологии как науки -- на определение особенностей психического развития в связи с возрастом; пути, однако, различны.
Основываясь на методе поперечных срезов, психолог организует свое исследование как работу с людьми различных возрастных групп (как бы делая срезы на различных возрастных уровнях.
Лонгитюдный метод предполагает иное построение исследования: психолог работает с одной и той же группой людей (или одним человеком), регулярно с достаточной частотой обследуя их по одним и тем же параметрам на протяжении длительного времени, т. е. отслеживает развитие, осуществляя «продольный» срез.
Каждый из них имеет свои преимущества: метод срезов позволяет охватить исследованием больше людей (а следовательно, получить более надежные обобщенные данные), он позволяет совершить исследование в более короткие сроки; в то же время лонгитюдный метод более «утончен», он позволяет зафиксировать оттенки индивидуального развития, ускользающие от метода срезов. На практике эти два метода часто выступают как взаимодополняющие.
Помимо сравнительного метода (с частичным противопоставлением ему лонгитюдного), Б. Г. Ананьев выделяет в качестве организационного комплексный метод, прежде всего имеется в виду, что исследование может быть построено в рамках одной науки -- в данном случае психологии -- или же как комплексное междисциплинарное исследование.
Целесообразно различать субъективный и объективный методы, Субъективный метод предполагает, что объектом, с которым взаимодействует психолог, выступает он сам (наблюдатель и наблюдаемый, экспериментатор и испытуемый в одном лице). В литературе субъективный метод чаще всего связывают с понятием «интроспекция», или «самонаблюдение». Самонаблюдение предполагает обращение психолога к своему внутреннему опыту, попытку уловить те изменения, которые происходят в собственной психической жизни в различных условиях.