рефераты курсовые

Особенности отношения к сверстникам у лиц юношеского возраста

p align="left">С другой стороны, на всех уровнях отражения межличностное восприятие само оказывается детерминированным спецификой совместной, объединяющей людей, деятельности и является продуктом как внутренней психологической, так и предметно-практической деятельности (22).

Эмоциональный компонент способствует формированию эмоционального отношения личности к объектам среды, людям и самому себе, выражается посредством привязанности, любви, симпатии и противоположных но знаку чувств - неприятии, вражды, антипатии. (Мясищев В. Н., 12.)

Сосновский Б. А. и Попов А. Л. называют его аффективным.

Аффективный аспект выражается в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними. Эмоциональное содержание межличностных отношений изменяется в двух противоположных направлениях: от конъюнктивных (позитивных, сближающих) до индифферентных (нейтральных) и дизъюнктивных (негативных, разделяющих). Варианты переживания интерперсональных отношений огромны. Эмоциональные проявления межперсональных связей обусловливаются социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся, и индивидуальными различиями, варьирующимися в пределах названных норм. (20)

Потребность в эмоциональном контакте появляется в младенчестве и с возрастом постепенно превращается в разной степени осознанную психологическую привязанность детей к окружающим. С возрастом люди постепенно утрачивают в межличностных отношениях свойственную юности открытость. На их поведение накладываются многочисленные социокультурные нормы (особенно профессиональные и этнические).

«Эмоциональная привлекательность» -- способность личности к пониманию психических состояний партнера по общению и особенно к сопереживанию с ним. Последнее проявляется в отзывчивости чувств в ответ на различные состояния партнера.

Эмпатия -- это отклик одной личности на переживания другой. Н.Н. Обозов рассматривает эмпатию как процесс и включает в него когнитивные, эмоциональные и действенные компоненты. По его мнению, эмпатия имеет три уровня:

когнитивная эмпатия, проявляющаяся в виде понимания психического состояния другого человека без изменения своего состояния;

эмоциональная эмпатия не только в виде понимания состояния другого человека, но и сопереживания и сочувствия ему, т.е. эмпатического реагирования. Эта форма эмпатии включает два варианта. Первый связан с простейшим сопереживанием, в основе которого лежит потребность в собственном благополучии. Другой вариант находит свое выражение в виде сочувствия, в основе которого лежит потребность в благополучии другого человека;

высшая форма, включающая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Она в полной мере выражает межличностную идентификацию, которая является не только мысленной и чувственной, но и действенной. Между всеми формами эмпатии существуют сложные взаимозависимости.(20)

Различные формы эмпатии базируются на чувствительности человека к своему и чужому миру. В ходе развития эмпатийности как свойства личности формируются эмоциональная отзывчивость и способность прогнозировать эмоциональное состояние людей. Эмпатия может быть в разной степени осознанной. Эмпатия как механизм формирования межличностных отношений способствует их развитию и стабилизации, позволяет оказывать поддержку партнеру не только в обычных, по и в трудных, экстремальных условиях, когда он особенно в ней нуждается. На основе механизма эмпатии становится возможным эмоциональное и деловое импонирование.(20)

Поведенческий (конативный) компонент способствует осуществлению выбора стратегий и тактик поведения личности по отношению к значимым (ценным) для нее объектов среды, людей и самому себе. Поведенческая сторона отношения выражается посредством потребностей, поскольку сама потребность указывая на свой предмет, тем самым дает и косвенное указание па способ достижения этого предмета (Мясищев В. Н., 12.).

Сосновский Б. А. и Попов А. Л. называют его поведенческий (практический, регулятивный).

Поведенческий компонент межличностных отношений реализуется в конкретных действиях. Если партнер нравится другому, поведение будет доброжелательным. Если же объект не симпатичен, то интерактивная сторона общения будет затруднена. Между этими поведенческими полюсами имеется большое количество форм интеракции, реализация которых обусловлена социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся. (Сосновский Б. А., 20; Попов А. Л.,18.)

На формирование и изменение системы отношений личности влияют различные факторы.

Лабунская В. А. описывает четыре группы факторов, опосредующих возникновение и динамику отношений личности (к себе, к другому, к миру). (Лабунская В. А., 26.)

К первой группе факторов традиционно относят факторы, детерминирующие становление и развитие системы отношений человека в онтогенезе: 1) врожденная потребность и способность человека устанавливать взаимоотношения с другими людьми; 2) ранние, непосредственные формы взаимодействия в системе мять -- ребенок; 3) культурно-фиксированные нормы, традиции отношений и взаимоотношений; 4) возрастные кризисы развития человека, которые рассматриваются как разрушение старой и формирование новой системы отношений. (Лабунская В. А., 26.)

К второй группе факторов динамики отношений («личностные» факторы) относятся различные свойства субъекта отношений; социально-демографические характеристики (пол, возраст, национальность, место проживания и т.д.); социальные характеристики (образование, профессия): индивидные характеристики (конституция, внешность); особенности вербального и невербального поведения. Особое место в этой группе факторов изменения отношений занимают такие социально-психологические и личностные особенности субъектов отношений, как статус, роль, уровень самораскрытия, самооценка, уровень общительности, эмоциональной устойчивости, самоконтроль, социальная смелость, доминантность, особенности мотивационно-потребностной сферы и характеристики когнитивной сферы (когнитивная простота -- сложность). Кроме того, важным фактором формирования и изменения отношений между людьми является система отношений каждого из субъектов отношений. Такие компоненты системы отношений человека, как отношение к себе и отношение к обобщенному другому, опосредуют динамику его реальных межличностных отношений. К второй группе факторов изменения отношений, главным образом межличностных, относится и такой фактор, как определенное сочетание социально-демографических, социально-психологических, личностных особенностей субъектов отношений, а именно: сходство социально-демографических характеристик, ценностных ориентации, ролевых установок, взаимных оценок партнерами друг друга; определенное сочетание (как сходство, так и комплементарность) личностных свойств; мера взаимного удовлетворения межличностных потребностей. Особенности взаимодействия партнеров (характер обращения и процесс взаимного самораскрытия), а также сознательная, целенаправленная регуляция личностью своих отношений и история развития отношений в паре в целом выступают в роли факторов изменения отношений. Изучению этих факторов в психологии придается особое значение, иногда отношения между партнерами сохраняются вопреки всем объективным предпосылкам их распада и прекращаются несмотря на благополучный прогноз их развития.

Третья группа факторов («ситуативные» факторы) включает в себя фактор времени; экологический фактор (физические условия общения); фактор пространственной близости; культурно-исторический фактор (влияние культурных норм и ценностей на становление и развитие конкретных отношений и взаимоотношений личности) и такой фактор, как «жизненное событие» («трудная ситуация», «субъективно-значимая ситуация»). Данная группа факторов в психологии называется также внешней детерминацией, что подчеркивает обусловленность динамики отношений рядом не зависящих от субъекта переменных. Но ситуация для личности становится «жизненной», «трудной», «субъективно-значимой» только тогда, когда она преломляется через систему жизненно важных ценностей и личностных смыслов (т.е. через внутренние, «личностные» факторы).

К четвертой группе факторов формирования и динамики отношений относятся процессы групповой динамики, а именно: процесс образования малой группы и движения ее с уровня па уровень, процессы лидерства и руководства, процессы принятия групповых решений, групповое сплочение, давление, контроль, групповые конфликты, а также цели и задачи совместной групповой деятельности. Этот тип факторов называется «групповая детерминация» или «групповые факторы». (Лабунская В. А., 26.)

Таким образом, отношения личности формируются и изменяются под влиянием нескольких групп факторов, среди которых особая роль принадлежит личностным и групповым факторам становления системы отношений человека. (Лабунская В. А., 26.)

Т.о. анализ психолого-педагогической литературы нам сделать следующие выводы:

1) «Отношение» - это системообразующий элемент личности, которая предстает как система отношений, это активная, сознательная, интегральная, избирательная основанная на опыте связь личности с различными сторонами действительности. (Мясищев В. Н., 13)

2) Кроме определения понятия в психолого-педагогической литературе выделены следующие виды отношений: производственные, экономические, правовые, нравственные, политические, религиозные, этнические, эстетические, психические, психологические и т.д.

3) Выделены структурные компоненты отношений: «эмоциональная», «оценочная» (когнитивная, познавательная) и «конативная» (поведенческая) стороны.

1.2 Психологические особенности поздней юности - студенчества

Ведущей деятельностью в юношеском возрасте является учебно-профессиональная деятельность, поэтому этот период связывают со студенчеством.

Термин «студент» латинского происхождения, в переводе на русский язык означает «усердно работающий, занимающийся, то есть овладевающий знаниями». Студенчество -- это особая социальная категория, специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. Исторически эта социально-профессиональная категория сложилась во время возникновения первых университетов в XI-XII вв. Студенчество включает людей, целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями, занятых, как предполагается, усердным учебным трудом. Как социальная группа оно характеризуется профессиональной направленностью, сформированностью отношения к будущей профессии, которые суть следствие правильности профессионального выбора и адекватности и полноты представления студента о выбранной профессии. Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон:

1. С психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне -- психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание, психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований. Однако, изучая конкретного студента, надо учитывать вместе с тем особенности каждого данного индивида, его психических процессов и состояний.

2. С социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности и так далее.

3. С биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица, цвет кожи, глаз, рост и так далее. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни. (30)

Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности. Так, если подойти к студенту как к человеку юношеского возраста, то для него будут характерны наименьшие величины латентного периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы, оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков. Сравнительно с другими возрастами в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач и так далее.

Таким образом, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, «пиковых» результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития. Заслуга постановки проблемы студенчества, выступающего в качестве особой социально-психологической и возрастной категории, принадлежит психологической школе Б.Г. Ананьева. В исследованиях Б. Г. Ананьева, Н. В. Кузьминой, Ю. Н. Кулюкина, А.А. Реана, Е.И. Степановой, а также в работах других исследователей (П. А. Просецкий. Е. М. Никиреев, В. А. Сластенин) накоплен большой эмпирический материал наблюдений, экспериментов и теоретических обобщений по этой проблеме.

Если же изучить студента как личность, то возраст 18-20 лет -- это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. В процессе нравственного развития происходит становление социальной личности студента, т.е. формирование таких морально-этических черт, как готовность и потребность к общению с людьми, преодоление равнодушного отношения к ним, возникновение интереса к людям, готовность и способность к совместной с ними деятельности и к установлению на этой основе товарищеских и дружеских отношений. При этом дружеские отношения с коллективами или группами людей не исключают, а, наоборот, подготавливают почву для возникновения индивидуальной дружбы. (Маркелова В. А., 10.) С этим периодом связано начало «экономической активности», под которой демографы понимают включение человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией -- с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. Это время спортивных рекордов, качало художественных, технических и научных достижений. (30)

В исследованиях, посвященных личности студента (В.Т. Лисовский, Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриев, И.С. Кон, В.Т. Литовский, З.Ф. Есарева и др), показывается противоречивость внутреннего мира, сложность нахождения своей самобытности и формирования яркой, высококультурной индивидуальности. Студенческий возраст характерен и тем, что в этот период достигаются многие оптимумы развития интеллектуальных и физических сил.

Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт, -- процесс, проанализированный в работах таких ученых, как Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриев, И.С. Кон, В.Т. Литовский, З.Ф. Есарева и др. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах, -- целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.). Вместе с тем специалисты в области возрастной психологии и физиологии отмечают, что способность человека к сознательной регуляции своего поведения в 17--19 лет развита не в полной мере. Нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы. Так, В.Т. Лисовский отмечает, что 19-20 лет -- это возраст бескорыстных жертв и полной самоотдачи, но и нередких отрицательных проявлений.

Юность -- пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения «идеального Я» с реальным. Но «идеальное Я» еще не выверено и может быть случайным, а «реальное Я» еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятности.

Юношеский возраст, по Э. Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность, развитие которой может идти по четырем основным линиям: 1) уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений; 2) размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен; 3) размывание продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то главной деятельности; 4) формирование «негативной идентичности», отказ от самоопределения и выбор отрицательных образов для подражания (Э. Эриксон).

Столяренко Л. Д. выделяет психологические особенности поздней юности (18-25 лет) -- зрелости в умственном, нравственном отношении: пик интеллектуальных возможностей; стабилизация характера; убежденность, сложившееся мировоззрение; чувство нового; смелость, решительность; способность к увлечению; оптимизм; самостоятельность; прямолинейность; критичность и самокритичность; самооценка противоречива, что вызывает внутреннюю неуверенность, сопровождающуюся резкостью и развязностью; скептическое, критические, ироническое отношение к преподавателям и режиму учебного заведения; сохраняются максимализм и критичность, отрицательное отношение к мнению старших; неприятие лицемерия, ханжества, грубости, стремления воздействовать окриком; принятие ответственных решений: выбор и овладение профессией, выбор стиля и своего места в жизни; выбор спутника жизни, создание своей семьи, активность в сексуальной сфере; формирование профессионального мышления, самоутверждение в профессиональной и социальной сфере, борьба за свое «место под солнцем»; овладение набором социальных ролей взрослого человека, начало «экономической активности».(30)

На развитие личности в юношеском возрасте оказывают влияние отношения, которые складываются в процессе учебной деятельности и в процессе общения

"Важнейшей формой отношения являются отношения между людьми -- субъект-субъектные отношения, которые получили, естественно, наиболее широкое обсуждение в психологии. При этом как особая форма отношения выступает общение, в основе которого лежит субъект-субъектное взаимодействие (В. Г. Ананьев, А. Л. Бодалев, В. Н. Мясищев, Б. Ф. Ломов и др.).

Ломов в этом плане отмечая: «Общение является одной из важнейших сторон индивидуальной формы бытия человека как общественного существа» (9. С.36). И далее: «И процессе общения, этой специфической формы взаимодействия человека с другими людьми (речь идет об индивидуальном уровне бытия), осуществляется взаимный обмен деятельностями, представлениями, идеями, установками, интересами и т. д. (ссылка на К. Маркса [Т. 3.С. 440--441]). В общении формируется, развивается и проявляется система отношений "субъект -- субъект(ы)". Именно это и составляет специфику основной связи, характеризующей общение. Рассматриваемое в этом плане общение выступает как самостоятельная и специфическая форма активности субъекта. Ее результат - не преобразованный предмет (материальный или идеальный), а отношения с другим человеком, с другими людьми» (9.С. 38). Понимание специфики такой активности чрезвычайно важно. Общение -- это «обработка людей людьми». И понимание и опенка собственно индивидуального общения как предмета психологического исследования чрезвычайно важны. Раскрывая пространство и смыслы феномена общения, Б. Ф. Ломов подчеркивает: «Понятие "общение" охватывает особую категорию реально существующих отношений, а именно отношения "субъект -- субъект(ы)". В холе анализа этих отношений раскрываются не просто действия того или иного субъекта или воздействия одного субъекта на другого, но и процесс их взаимодействия, в котором обнаруживаются содействие (или противодействие), согласие (или противоречие), сопереживание и т.д.» [9. С. 38].

По определению А.В Петровского "общаться" - значит относится друг к другу, закрепляя сложившиеся или формируя новые отношения" (17. с 21). В едином процессе общения выделяются три стороны: коммуникативная (передача информации), интерактивная (взаимодействие) и перцептивная (взаимовосприятие). Можно сказать, что перцептивная сторона выступает как фактор формирования отношения к Другому, а интерактивная и в меньшей степени, коммуникативная как проявление отношения.

В юношеском возрасте происходит увеличение потребности в общении, увеличение времени на общение и расширение его круга.(11)

Параллельно с расширением круга общения происходит и его индивидуализация. В юношеском возрасте формируется способность устанавливать дружеские связи.(11)

Юношество -- это последний возраст расширения круга общения, Действительно, младенец общался в основном с матерью, ребенок раннего возраста -- с матерью и со своей семьей, дошкольник получает возможность встречи с первым чужим значимым взрослым -- воспитателем детского сада, большую роль начинает играет общение со сверстниками. Младший школьник выходит в первое по-настоящему социальное пространство -- школу. Подросток активно осваивает улицы своего микрорайона, студент -- весь город. По окончании юности начинаются освоение профессии, создание семьи, воспитание ребенка -- времени на межличностное общение остается намного меньше. Может быть, поэтому на юность приходится так называемый пик межличностного общения. На активность общения в молодости влияет также общественный стереотип восприятия студента. Студент -- это «беззаботный, веселый человек, плохо материально обеспеченный, имеет много друзей, успевает и учиться, и общаться». Общество снисходительно к нему, ему многое прощается, а родители подкрепляют эту установку, рассказывая веселые истории из своего прошлого.(32)

На первых курсах института характерно общение внутри широких групп (от учебной группы до всего курса). Оно концентрируется вокруг совместных праздников и отдыха.(32)

Уже здесь снижается значение моды как средства межличностной коммуникации, что было характерно для многих подростков. Для слияния с группой не требуется соответствовать определенному стилю одежды или использовать какие-либо внешние аксессуары. В связи с этим изменяется отношение к другому, в сверстнике начинает цениться не только внешность, но и личностные качества.(32)

При дальнейшем обучении в институте на основе общих интересов обычно постепенно выделяются дружеские группы из 5--8 человек. Появляются друзья вне института. Важную роль в общении начинает играть обмен информацией. На последних курсах института уменьшается значимость компаний вообще, предпочтение отдается диадическому общению (общению в парах). Переход от системы отношений «Я - Другие» к системе «Я - Другой».(30)

По-видимому, именно в это время молодые люди подходят к кризису интимности, т. е. развитию истинной открытости, близости в межличностных контактах (Э. Эриксон). Нужно отметить, что неуверенность в своей идентичности, т.е. неполное разрешение кризиса встречи со взрослостью может привести к формированию изолированности, невозможности установления устойчивых близких контактов с другими людьми, необходимых для ощущения жизненного счастья. «Образ Я» оказывается не настолько прочным, чтобы соединиться с другим. Человек как бы боится потерять свою идентичность, вступая в близкую связь с кем-либо. Возникает особого рода напряжение, не выдерживая которого молодой человек «изолирует» себя или же вступает в формальные связи.(30)

Однако ряд авторов полагают, что необходимым условием разрешения кризиса интимности является не только успешное разрешение кризиса встречи со взрослостью., но и наличие определенных характеристик в «образе Я». Как утверждал Дж. Пауэл. эти характеристики можно описать, используя различные термины: самопринятие, положительное самоотношение, положительная Я-концепция, любовь к себе и т.д. Он приводит описание этого феномена, данное Р. Фексом, по мнению которого так называемая любовь к себе -- это «чувство собственного достоинства, собственной ценности», осознание собственной уникальности и вера в свои возможности (10)

Подытоживая сказанное, можно сделать вывод, что успешному разрешению кризиса интимности, т. е. развитию истинной открытости, близости в межличностных контактах, должна в случае необходимости предшествовать серьезная внутренняя работа по принятию самого себя.(32)

Понятно, что не всегда в течение последующей жизни сохраняют свою значимость дружеские связи, установившиеся в юношестве. Но способность к таким связям формируется в основном именно в этот период. И можно наблюдать взрослых людей, страдающих от отсутствия такой способности. Они могут продолжать жить в изоляции либо колебаться от позиции почти полного слияния с человеком до резкого, ничем не мотивированного удаления от него. Иногда это удаление сопровождается также немотивированными конфликтами.(32)

Таким образом, исследование отношения к другому требует "заглядывания внутрь" того, что происходит во время общения. Отношение к другому в юношеском возрасте формируется и развивается в общении. Отношение к другому имеет огромное значение в субъективном мире лиц юношеского возраста, его роль весома в детерминировании их психического самочувствия, в определении картины их поведения.

ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование особенностей отношения к другому в юношеском возрасте

2.1 Методика и организация исследования

На этапе экспериментального исследования перед нами стояла следующая цель: изучение особенностей отношения к другому в юношеском возрасте.

В соответствии с целью решались следующие задачи:

1. Определение уровня отношения к другому в юношеском возрасте.

2. Выявление особенностей отношения к другому в юношеском возрасте.

Диагностическая работа осуществлялась в 2008 году на базе ШГПИ. В исследовании принимали участие 17 человек, студентов 2 курса в возрасте от 18 до 22 лет (факультет КПиП).

Отношение понимается нами как целостно-структурное образование, состоящее из когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов.

Для диагностики когнитивного компонента применялась рисуночная методика "Я и мой друг" (В.О. Смирнова, В.Г. Утробина), модифицированной для юношеского возраста.

Эта методика используется для выявления представленности образа другого (сверстника) в сознании человека, для определения степени его значимости и его качественных характеристик (выявление степени децентрации ребенка и его представление о сверстнике, о его состояниях и переживаниях). Рисунок проводится индивидуально с каждым испытуемым. Процедура рисования продолжается в среднем 10-15 минут. Испытуемому предлагается лист бумаги, краски или карандаши на выбор, в которых обязательно имеется 6 основных цветов. Перед началом рисования экспериментатор проводит с испытуемым короткую беседу, задавая ему следующие вопросы:

1. У тебя есть друг?''

2. А кто для тебя самый лучший и близкий друг?

3. Сегодня мы будем рисовать друга, кого бы ты хотел нарисовать рядом с собой?

Нарисуй, пожалуйста, на этом листе себя и своего лучшего друга.

Когда рисунок был закончен, экспериментатор выясняет у испытуемого: "Кто изображен на рисунке?", "Где твой друг на рисунке, а где ты?" В случае необходимости, задаются и другие вопросы, уточняющие детали, изображенные на рисунке.

При анализе рисунков выявляются и подсчитываются следующие показатели:

1) конкретная персонификация изображения, т.е. кого именно изображает испытуемый в качестве друга и принимает ли задачу вообще;

2) соотношение характера изображения образа себя и друга (в тех рисунках, где в качестве друг изображался сверстник).

При этом учитываются: а) сравнительный размер фигур (кто изображен большим по размеру Я-фигура или фигура сверстника), б) пространственное расположение фигуры Я и сверстника на листе бумаги и относительно друг друга, в) сравнительная прорисованность Я-фигуры и изображения сверстника, г) целостность изображения Я-фигуры и сверстника (особенности презентации отдельных частей тела, наличие дополнительных деталей и декор), д) цветовое оформление Я-фигуры и сверстника;

3) речевые комментарии в процессе рисования и после него.

При количественной обработке данных каждый из выделенных показателей подсчитывается в баллах от 0 до 4 в зависимости от степени проявления. Затем подсчитывается средний балл и выявляется значимость различий по каждому показателю (персонификации друга и представленности образа себя и сверстника в сознании испытуемого).

В рисунке "Я и мой друг" отражается представленность сверстника в сознание ребенка и соотнесении, сравнение его с собой, собой:

0 баллов - отсутствие сверстника;

1 балл - Я больше сверстника по размерам, лучше его прорисован и более теплыми цветами;

2 балла - Я и сверстник одинаково плохо или хорошо прорисованы, одного размера, одни похожие тона цветовой гаммы;

3 балла - Я значительно меньше сверстника по размерам, хуже прорисованы, одного размера без каких-либо деталей, использование холодные цветов для изображения себя, в отличие от сверстника изображенного более ярко.

Для диагностики эмоционального компонента отношения к другому использовалась методика «Способность к эмпатии» (по И.М.Юсупову) (21).

Цель: Выявление уровня эмпатии (сопереживания), т.е. умения поставить себя на место другого человека, способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей.

Стимульный материал: Бланк с утверждениями

Инструкция: «Для выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо, отвечая на каждое из 36 утверждений (см. прил.5.), приписывать ответам следующие числа: если Вы ответили «не знаю» -- 0, ответу «нет, никогда» припишите 1, «иногда» -- 2, «часто» -- 3, «почти всегда» -- 4 и ответу «да, всегда» -- 5. Отвечать нужно на все пункты».

Прежде чем подсчитать полученные результаты, необходимо проверить степень откровенности, с которой отвечали испытуемые. Не ответили ли испытуемые «не знаю» на утверждения №№ 3, 9, 11, 13, 28, 36, -а также не пометили ли пункты №№ 11, 13, 15, 27 ответами «да, всегда?». Если это так, то испытуемые не пожелали быть откровенными перед собой, а в некоторых случаях стремились выглядеть в лучшем свете. Результатам тестирования можно доверять, если по всем перечисленным утверждениям испытуемые дали не более трех неискренних ответов, при четырех уже следует сомневаться в их достоверности, а при пяти -- можете считать, что работу выполнили напрасно. После этого суммируются все баллы, приписанные ответам на пункты №№ 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29 и 32 и соотносится результат со шкалой развитости эмпатийных тенденций (21). (см. прил. 6)

Для диагностики поведенческого компонента использовалась методика СОМО -- «Субъективная оценка межличностных отношений» (по Духновскому С. В.) (4).

Цель методики -- определение характеристик дисгармонии межличностных отношений с помощью самооценок обследуемого.

Предмет данной методики -- напряженность, отчужденность, конфликтность и агрессия в отношениях между людьми, выступающие индикаторами их дисгармоничного взаимодействия.

Стимульный материал: Бланк с утверждениями, бланк для ответов.

Инструкция: необходимо, отвечая на каждое из 40 утверждений, приписывать ответам следующие числа: если Вы ответили «полностью несогласен» присваивается 1 балл, за ответ «согласен в малой степени» -- 2 балла, за ответ «согласен почти наполовину» -- 3 балла, за ответ «согласен наполовину» -- 4 балла, за ответ «согласен более чем наполовину» -- 5 баллов, за ответ «согласен почти полностью» -- 6 баллов и за ответ «согласен полностью» --7 баллов.

Для выведения интегральной оценки по каждой шкале было использовано суммирование чисело-ответов, поставленных испытуемыми в пунктах, относящихся к данной шкале.

Методика может применяться как в групповом, так и в индивидуальном варианте. Испытуемым предъявляется текст опросника, содержащий 40 пунктов (Приложение 1). Каждый пункт опросника предполагает 7 вариантов ответов, приведенных в инструкции (Приложение 2). При обработке за ответ «полностью несогласен» присваивается 1 балл, за ответ «согласен в малой степени» -- 2 балла, за ответ «согласен почти наполовину» -- 3 балла, за ответ «согласен наполовину» -- 4 балла, за ответ «согласен более чем наполовину» -- 5 баллов, за ответ «согласен почти полностью» -- 6 баллов и за ответ «согласен полностью» -- 7 баллов.

Обработка результатов заключается в суммировании баллов по пунктам, входящим в соответствующую шкалу (табл. 1). Затем «сырые» баллы переводятся в шкальные оценки (шкала стенов) по нормативным таблицам, соответствующим полу обследуемого (Приложение 3). Для удобства регистрации результатов можно использовать «Лист для ответов» (Приложение 2).

Стеновые значения по каждой шкале суммируются и образуют итоговый балл -- «Индекс дисгармоничности отношений». Полученные значения переводятся к шкалу вторичных стенов (Приложение 3).

Таблица 1 (Ключи к опроснику СОМО)

Шкалы СОМО

Номера утверждений

Напряженность отношений (И)

(в шкале 11 пунктов)

4, 8, 11, 19,22,26,30,35,36,38, 40

Отчужденность в отношениях (О) (в шкале 11 пунктов)

1,5,9, 12, 15,23,27,31,34,37, 39

Конфликтность в отношениях (К) (в шкале 9 пунктов)

2,6, 13, 16, 18,20,24,28,32

Агрессия в отношениях (А) (в шкале 9 пунктов)

3,7, 10, 14, 17,21,25,29,33

В данной методике при интерпретации полученных числовых величин используется перевод «сырых» баллов по каждой шкале в стандартные -- стены. Нормативные таблицы перевода «сырых» значений в стены, для мужчин и женщин представлены в приложении 3.

Низкие значения по каждой шкале -- это оценки от 1 до 3 стенов.

Средние значения -- оценки от 4 до 7 стенов.

Высокие значения -- от 8 до 10 стенов.(4)

Интерпретация итогового балла

Высокие значения -- наличие дисгармонии в межличностных отношениях. Это отсутствие единства, согласия с другими людьми, ослабление позитивных эмоциональных связей, преобладание удаляющих чувств (одиночество, неприязнь, злость, вина, раскаяние, зависть, стыд, обида) над сближающими чувствами.

Средние значения -- отношения достаточно гармоничные. Отношения носят стабильный характер, предполагающий длительное сохранение взаимодействия в паре (группе), вызывающее положительные чувства, эмоциональный комфорт у партнеров (или в группе). Имеется стремление учитывать индивидуальные особенности друг друга. Отношения носят открытый, естественный характер.

Низкие значения -- возможно, чрезмерно выражены сближающие чувства, такие как единство, общность между людьми, дружелюбие, добросердечие, признательность, уважение, любовь, что также говорит о дисгармонии в отношениях. Низкие значения могут свидетельствовать либо о том, что человек не замечает наличия трудностей, проблем в отношениях (не желает признавать их), либо о неискренности в ответах.(4)

2.2 Результаты исследования

В соответствии с целью и гипотезой, задачами исследования явились: определение уровневых характеристик отношения к сверстникам у лиц юношеского возраста.

Для диагностики когнитивного компонента применялась рисуночная методика "Я и мой друг" В.О. Смирновой, В.Г. Утробиной, модифицированной для юношеского возраста.

Цель: выявление представленности образа другого (сверстника) в сознании человека, для определения степени его значимости и его качественных характеристик.

Качественный анализ рисунков испытуемых позволил выделить такие характеристики, как персонификация изображения; соотношение характера изображения фигуры себя и друга: а) сравнительный размер фигур; б) пространственное расположение фигуры я и сверстника на листе бумаги; пространственное расположение фигуры я и сверстника относительно др. др.; в) сравнительная прорисованность фигуры Я и сверстника; г) целостность изображения фигуры «Я». д) Цветовое оформление фигур.

1) В зависимости от персонификации изображения можно выделить пять групп рисунков. 1 группа - разнополые сверстники (2 человека - 11,8%). 2 группа - однополые сверстники (10 человек - 58,8%). 3 группа - наличие более 1 сверстника (2 человека - 11,8). 4 группа - отсутствие сверстника (1 человек - 5,9,%). 5 группа - наличие сверстников и животных (2 человека - 11,8)

Диаграмма 1

Количественный анализ полученных данных свидетельствуют о том, что в рисунках испытуемых преобладают однополые сверстники.

2) Соотношение характера изображения фигуры себя и друга.

а) В зависимости от размера фигур можно выделить четыре группы рисунков. 1 группа - фигура «Я» больше фигуры «сверстника» (1 человек - 5,9%). 2 группа - фигура «Я» меньше фигуры «сверстника» (2 человека - 11,8%). 3 группа - фигуры «Я» и «сверстник» равны по размеру (13 человек - 76,5%). 4 группа - отсутствие (1 человек - 5,9%).

Диаграмма 2

Количественный анализ полученных данных свидетельствуют о том, что в рисунках испытуемых преобладает 3 группа, т.е. фигуры «Я» и «сверстник» равны по размеру.

б) В зависимости от пространственного расположения фигуры Я и сверстника на листе бумаги можно выделить три группы рисунков. 1 группа - фигуры «Я» и «сверстник» изображены на 1 уровне (14 человек - 82, 4%). 2 группа - фигура «Я» и «сверстник» на разных уровнях (2 человека 11,8%) 3 группа - отсутствие (1 человек - 5,9%)

Диаграмма 3

Количественный анализ полученных данных свидетельствуют о том, что в рисунках испытуемых преобладает 1 группа, т.е. фигуры «Я» и «сверстник» изображены на 1 уровне .

в) В зависимости от прорисованности фигуры Я и сверстника можно выделить четыре группы рисунков. 1 группа - фигура «Я» больше прорисована чем фигура «сверстника» (1 человек - 5,9%). 2 группа - фигура «Я» меньше прорисована (1 человек - 5,9%). 3 группа - фигуры прорисованы одинаковы (15 человек - 88,2%). 4 группа - Отсутствие фигуры св. (1 человек - 5,9%).

Диаграмма 4

Количественный анализ полученных данных свидетельствуют о том, что в рисунках испытуемых преобладает 3 группа, т.е. фигуры прорисованы одинаковы.

г) В зависимости от целостности изображения фигуры «Я» можно выделить три группы рисунков. 1 группа - целостность изображения фигур (13 человек - 76,5%). 2 группа -Отсутствие (1 человек - 5,9%). 3 группа - Отсутствие целостности изображения фигур (3 человек - 17,6%).

Диаграмма

Количественный анализ полученных данных свидетельствуют о том, что в рисунках испытуемых преобладает 1 группа, т.е. фигуры изображены целостно.

д) В зависимости от цветового оформления фигур можно выделить три группы рисунков. 1 группа - фигуры в одинаковой цветовой гамме (10 человек - 58,8%). 2 группа - разная цветовая гамма ( 6 человек - 35,3%). 3 группа - отсутствие (1 человек - 5,9%).

Диаграмма 6

Количественный анализ полученных данных свидетельствуют о том, что в рисунках испытуемых преобладает 1 группа, т.е. фигуры в одинаковой цветовой гамме.

Анализ данных исследования когнитивного компонента отношений к другому в юношеском возрасте позволил выделить три уровня в зависимости от таких характеристик, как представленность сверстника в сознании, сравнении его собой; персонификация изображения; соотношение характера изображения фигуры себя и друга. Низкий уровень - Отсутствие сверстника и наличие животных или Я больше сверстника по размерам, лучше его прорисован и более теплыми цветами. Средний уровень - Я и сверстник одинаково плохо или хорошо прорисованы, одного размера, на одном уровне, одни похожие тона, одной цветовой гаммы, отсутствие целостности изображения фигур. Высокий уровень - Я значительно меньше сверстника по размерам, хуже прорисованы, меньшего размера без каких-либо деталей, использование разной цветовой гаммы для изображения себя и сверстника, одинаковая целостность изображения фигур.

Таблица 2

Распределение испытуемых по уровням в зависимости от характера изображения сверстника

Характер изображения сверстника

Уровни

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Персонификация изображения

17,6%

70,6%

11,8%

Размер фигур

11,8%

76,4%

11,8%

Пространственное расположение фигуры Я и сверстника

5,9%

82,4%

11,8%

Прорисованность фигуры Я и сверстника

11,8%

82,4%

5,9%

Целостность изображения фигур

5,9%

17,6%

76,5%

Цветовое оформление фигур

5,9%

58,8%

35,3%

М (Х)

9,8%

64,7%

25,5%

Диаграмма 7

Количественный анализ полученных данных свидетельствуют о том, что у испытуемых преобладает средний уровень, т.е. «Я» и «сверстник» одинаково плохо или хорошо прорисованы, одного размера, на одном уровне, одни похожие тона, одной цветовой гаммы, отсутствие целостности изображения фигур.

Для изучения эмоционального компонента отношений использовалась методика «Способность к эмпатии» (по И.М.Юсупову)

Анализ ответов испытуемых позволил выделить три уровня способности к эмпатии (эмпатийности) - высокий, нормальный, низкий.

Высокая эмпатийность (0 человек). Чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом относятся к людям. Нравится «читать» их лица и «заглядывать» в их будущее. Эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливают контакты и находят общий язык. Люди с высокой эмпатийностью стараются не допускать конфликты и находить компромиссные решения. Хорошо переносят критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяют своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитают работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждаются в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах эти люди не всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести их из равновесия.

Нормальный уровень эмпатийности (15 человек - 88,2%) - уровень присущий подавляющему большинству людей. В межличностных отношениях более склонны судить о других по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Этим людям не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараются понять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника теряют терпение. Предпочитают деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следят за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняются прогнозировать развитие отношений между людьми. У этих людей нет раскованности чувств и это мешает их полноценному восприятию людей.

Низкий уровень эмпатийности (2 человек - 11,8%). Возможны затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуют себя в шумной компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся непонятными и лишенными смысла. Отдается предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Сторонник точных формулировок и рациональных решений. Вероятно, у этих людей мало друзей, а те, кто есть, ценят больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость.

Диаграмма

Количественный анализ полученных данных свидетельствуют о том, что у испытуемых преобладает нормальный уровень эмпатийности (15 человек - 88,2%).

Для изучения поведенческого компанента отношений использовалась методика СОМО -- «Субъективная оценка межличностных отношений» (по Духновскому С.В.).

Цель методики -- определение характеристик дисгармонии межличностных отношений с помощью самооценок обследуемого.

Анализ ответов испытуемых позволил выделить три уровня в зависимости от напряженности в отношениях. Высокие значения - 2 человека (11,8%) -- излишняя сосредоточенность, поглощенность мыслями об отношениях, повышенная озабоченность отношениями, которые являются неустойчивыми, доставляющими беспокойство и дискомфорт. Напряженность в отношениях может сопровождаться чувством смятения, эмоциональной неустойчивостью, повышенной утомляемостью, гнетущими чувствами. При крайне высоких значениях человек дистанцируется от других людей, может проявлять резкость и грубость по отношению к другим людям. Средние значения - 12 человек(70,6%) -- умеренно выраженная напряженность, необходимая для поддержания интенсивности отношений. Человек чувствует субъективное эмоциональное благополучие, комфорт в отношениях. Серьезные (неразрешимые) трудности и проблемы в отношениях отсутствуют либо успешно разрешаются. Человек удовлетворен тем, как складываются соотношения с другими людьми. Низкие значения - 3 человека (17,6%)-- можно сказать, что человек не задумывается о том, как складываются его отношения, возможно, он не замечает действительного отношения к нему других людей. Низкие значения могут свидетельствовать о большом количестве социальных контактов, не обладающих достаточной глубиной « значимостью, отношения носят преимущественно поверхностный характер.

Диаграмма 9

Количественный анализ полученных данных свидетельствуют о том, что у испытуемых преобладают средние значения напряженности в отношениях - 12 человек (70,6%).

Анализ ответов испытуемых позволил выделить три уровня в зависимости от отчужденности в отношениях. Высокие значения - 0 человек - выражено стремление дистанцироваться от других людей. В отношениях имеет место отсутствие доверия, понимания, близости. Отношения не вызывают чувства комфорта. Человек осторожен в установлении близких отношений и в выборе лиц, с которыми создает более глубокие эмоциональные отношения. При крайних значениях возможно наличие переживания одиночества, изолированности, несмотря на то что человек находится среди других людей. Средние значения - 13 человек(76,5%) -- человек чувствует себя хорошо среди людей, стремится устанавливать близкие, чувственные, доверительные отношения с другими людьми. Чувствует, что его понимают или стараются понять. Наличие симпатии и притяжения к другому человеку (группе), говорит о том, что принимаются во внимание его (их) предубеждения и слабости. Чем больше притяжения испытывает человек, тем более он склонен к снисходительности, к большому согласию и согласованности в деятельности. Нет чувства одиночества и изолированности от других людей. Низкие значения - 4 человека (23,5%) -- возможно, демонстрация зависимости: конформности с целью избежать одиночества и «ненужности». Возможно, стремление подчеркнуть свою причастность к интересам большинства.

Диаграмма 10

Количественный анализ полученных данных свидетельствуют о том, что у испытуемых преобладают средние значения отчужденности в отношениях - 13 человек (76,5%).

Анализ ответов испытуемых позволил выделить три уровня в зависимости от конфликтности в отношениях. Высокие значения - 2 человека (11,8%) -- наличие противоречий, противостояния, противоборства между людьми. В отношениях каждый ориентируется на свои интересы, стремится навязать предпочтительное для себя решение, открыто борется за реализацию своих интересов. Возможно наличие установки, что «жизнь -- борьба против всех». Средние значения - 11 человек(64,7%) -- либо отсутствие противостояния, неразрешимых противоречий между субъектами отношений, либо возникающие трудности и противоречия конструктивно разрешаются. Человек ориентирован на совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон. Низкие значения - 4 человека (23,5%) -- компромиссное поведение, несдержанность в излиянии дружелюбия, нерешительность. Избегание конфронтации между людьми, возможно, из страха быть отвергнутым.

Диаграмма 11

Количественный анализ полученных данных свидетельствуют о том, что у испытуемых преобладают средние значения конфликтности в отношениях - 11 человек(64,7%)

Анализ ответов испытуемых позволил выделить три уровня в зависимости от агрессии в отношениях. Высокие значения - 1 человека (5,9%) -- тенденция (стремление) подчинить себе других, доминировать над ними, эксплуатировать их. Стремление обрести контроль, власть над другими людьми. Возможно проявление резкости, грубости в отношениях (как в вербальной, так и в невербальной форме), косвенной агрессии. Средние значения - 12 человек(70,6%) -- в отношениях выражено стремление занять позицию «на равных». Человеку свойственны тактичность и дружелюбие, сотрудничество, искренность и непосредственность в отношениях. Проявление ярости, неприязни и зависти, негативная критика и раздражение по отношению к людям отсутствуют. Низкие значения - 4 человека (23,5%) -- демонстрация мягкосердечия, альтруизма, гиперсоциальности. Возможно, агрессивные намерения тщательно скрываются или контролируются.

Диаграмма 12

Количественный анализ полученных данных свидетельствуют о том, что у испытуемых преобладают средние значения агрессии в отношениях - 12 человек(70,6%).

Анализ данных исследования поведенческого компонента отношений к другому в юношеском возрасте позволил выделить три уровня в зависимости от таких характеристик, как напряженность, отчужденность, конфликтность и агрессия в отношениях. Высокие значения - 1 человек (5,9%)-- наличие дисгармонии в межличностных отношениях. Это отсутствие единства, согласия с другими людьми, ослабление позитивных эмоциональных связей, преобладание удаляющих чувств (одиночество, неприязнь, злость, вина, раскаяние, зависть, стыд, обида) над сближающими чувствами. Средние значения - 12 человек(70,6%) -- отношения достаточно гармоничные. Отношения носят стабильный характер, предполагающий длительное сохранение взаимодействия в паре (группе), вызывающее положительные чувства, эмоциональный комфорт у партнеров (или в группе). Имеется стремление учитывать индивидуальные особенности друг друга. Отношения носят открытый, естественный характер. Низкие значения - 4 человека (23,5%) -- возможно, чрезмерно выражены сближающие чувства, такие как единство, общность между людьми, дружелюбие, добросердечие, признательность, уважение, любовь, что также говорит о дисгармонии в отношениях. Низкие значения могут свидетельствовать либо о том, что человек не замечает наличия трудностей, проблем в отношениях (не желает признавать их), либо о неискренности в ответах.

Диаграмма 1

Количественный анализ полученных данных свидетельствуют о том, что у испытуемых преобладают средние значения - 12 человек(70,6%).

Суммарный анализ результатов исследования различных компонентов отношения к другому, выявленных на основе различных методик, позволил определить три уровня отношения к другому. Критериями выделения данных уровней являются показатели когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов отношения лиц юношеского возраста к другому.

Высокий уровень - чрезмерно выражены сближающие чувства, что говорит о дисгармонии в отношениях. Человек не замечает наличия трудностей, проблем в отношениях (не желает признавать их). Чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом относятся к людям. Эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливают контакты и находят общий язык. В оценке событий больше доверяют своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам.

Средний уровень - отношения достаточно гармоничные. Отношения носят стабильный характер, предполагающий длительное сохранение взаимодействия в паре (группе), вызывающее положительные чувства, эмоциональный комфорт у партнеров (или в группе). Имеется стремление учитывать индивидуальные особенности друг друга. Отношения носят открытый, естественный характер. В межличностных отношениях более склонны судить о других по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. В общении внимательны, стараются понять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника теряют терпение. Затрудняются прогнозировать развитие отношений между людьми. У этих людей нет раскованности чувств и это мешает их полноценному восприятию людей.

Низкий уровень - возможно, наличие дисгармонии в межличностных отношениях. Это отсутствие единства, согласия с другими людьми, ослабление позитивных эмоциональных связей, преобладание удаляющих чувств над сближающими чувствами. Возможны затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуют себя в шумной компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся непонятными и лишенными смысла. Отдается предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми.

Таблица 3

Распределение испытуемых по уровням отношения к другому, %

Уровни отношения

Компоненты отношения к другому

М (Х)

когнитивный

эмоциональный

поведенческий

Высокий

25,5

0

5,9

10,47

Средний

64,7

88,2

70,6

74,5

Низкий

9,8

11,8

23,5

15,03

Сравнительный анализ полученных данных позволил установить, что в юношеском возрасте преобладает средний уровень отношения к другому.

Вывод: Особенностью юношеского возраста является средний уровень развития когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента отношения к другому. В результате суммарного анализа результатов исследования различных компонентов отношения к другому был сделан вывод о преобладании среднего уровня отношения к другому.

Когнитивный компонент отношения к другому юношеском возрасте имеет следующие характеристики: Средний уровень познания, понимания и осознания информации, задействованной в межличностных отношениях, восприятии другого человека, а так же осознание того, что нравится, или не нравится в межличностных отношениях. Продукт активной познавательной деятельности представлен как в описании другого, так и в познании собственных действий по отношению к нему. Испытуемый обладает способностью включаться в оценку другого, в содержание отображения внешнего облика другого.

Эмоциональный компонент отношения к другому в юношеском возрасте: В эмоциональном содержании межличностных отношений присутствуют как конъюнктивные(позитивные, сближающие), так и дизъюнктивные (негативные, разделяющие). Варианты переживания интерперсональных отношений огромны. В межличностных отношениях более склонны судить о других по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Способны к пониманию психических состояний партнера по общению и, особенно к сопереживанию с ним, но находятся под самоконтролем. Затрудняются прогнозировать развитие отношений между людьми, нет раскованности чувств и это мешает полноценному восприятию людей.

Для поведенческого компонента отношения к другому в юношеском возрасте характерно следующее: Отношения достаточно гармоничные, носят стабильный характер, предполагающий длительное сохранение взаимодействия в паре (группе), вызывающее положительные чувства, эмоциональный комфорт у партнеров (или в группе). Имеется стремление учитывать индивидуальные особенности друг друга. Отношения носят открытый, естественный характер.

Средний уровень отношения к другому: Испытуемый обладает способностью включаться в оценку другого, в содержание отображения внешнего облика другого. Средний уровень познания, понимания и осознания информации, задействованной в межличностных отношениях, восприятии другого человека, а так же осознание того, что нравится, или не нравится в межличностных отношениях. Способны к пониманию психических состояний партнера по общению и, особенно к сопереживанию с ним, но находятся под самоконтролем. Затрудняются прогнозировать развитие отношений между людьми, нет раскованности чувств и это мешает полноценному восприятию людей. Отношения достаточно гармоничные, носят стабильный характер, предполагающий длительное сохранение взаимодействия в паре (группе), вызывающее положительные чувства, эмоциональный комфорт у партнеров (или в группе). Имеется стремление учитывать индивидуальные особенности друг друга.

Литература

1. Бердяев Н. А. Дух и реальность. - М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: Фолио, 2003. - 679с.

2. Бодалев, А. А. Психология общения / А. А. Бодалев. - М.; Воронеж, 1996.

3. Буева, Л. П. Общественные отношения и общение / Л. П. Буева //Методологические проблемы социальной психологии. - М., 1975.

4. Духновский С. В. Субъективная оценка межличностных отношений. Руководство по применению.- СПб.: Речь, 2006.- 54с.

5. Дъяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологический словарь-справочник.- Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001.-576с.

6. Клипинина Н. Некоторые направления изучения проблемы межличностного восприятия в психологической теории и практике//Мир психологии.-2006. - №4. - С.103.

7. Кузахмедова Г. В. Становление межличностных отношений старшеклассников со сверстниками и взрослыми: уроки самопознания и сотрудничества //Вестник Психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.-2006.-№2.-С.53-56.

8. Лазурский, А. Ф. Программа исследования личности в ее отношении к среде / А. Ф. Лазурский, С. Л. Франк // Ежегодник экспериментальной психологии. - СПб. 1 - 40

9. Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. - 1975. - №2 - С. 31 - 45.

10. Маркелова В. А. Значение социального общения старшеклассников для формирования их отношений //Вопросы философии и психологии.-1968. - №2. - С.186.

11. Мудрик А. В. Юношеский тип общения//Возрастная психология: Детство, отрочество, юность; Хрестоматия: Учеб. пособие для пед. вузов./Сост. и научн. ред. В.С. Мухина, А. А. Хвостов.- М.: Издательский центр «Академия», -1999.- 624с.

12. Мясищев В. Н. Психология отношений: Избр. психол. тр. / В. Н. Мясищев; Под ред. А. А. Бодалева. - М.; Воронеж, 2004.

13. Мясищев В. Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии//Психология личности: Сборник статей / Сост. А. Б. Орлов., М.: ООО «Вопросы психологии»;2001.-129с.

14. Мясищев В. Н. Проблемы психологии человека в свете учения И. П. Павлова об отношении организма к среде // Уч. записки ЛГУ. 1953. № 147.

15. Немов Р. С. Психология: Словарь-справочник: В 2 ч.- М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003.-ч.2.-352с.

16. Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг - М.: Изд-во МГУ. - 1989.-216с.

17. Психология. Словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

18. Попов А. Л. Психология: учеб. пособие.- М., 2001.- с. 316-326

19. Психология. Словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494с.

20. Психология: Учебник./ под ред. Б. А. Сосновского.- М., 2005.-с. 312-330.

21. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие: В 2 кн. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - Кн. 2: Работа психолога с взрослыми, коррекционные приемы и упражнения. - 480с.: ил.

22. Романов К. М. Взаимосвязь характеристик деятельности людей и особенностей познания ими друг друга. Автор. канд. дис. - М., 1983.

23. Рязанов Н. Ю. Многомерное исследование эмоциональных отношений старшеклассников //Диагностика и развитие педагогических способностей: Межвузовский сборник научных трудов. - Н. Новгород: НГПИ. им. М. Горького, 1992.-150.

24. Сайко Э. В. «Объективное общественное бытие» - это «определенные содержательные отношения людей» //Мир психологии.-2006. - №4. - С.103.

25. Сайко Э. В. Отношение как феномен социального бытия //Мир психологии.- 2006. -№4. - С.103.

26. Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие/ Под ред. проф. В. А. Лабунской. - М.: Гардарики, 2001.- 397с.

27. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/А. Н. Сухов, А.А. Бодалев, В. Н. Казанцев и др.; Под ред.А. Н. Сухова, А.А. Дергача.-2-е изд. испр. - М.: Издательский центр «Академия», - 2003.-600 с.

28. Старовойтенко Е. Б. Отношения личности: философско-психологические и рефлексивные модели//Мир психологии.- 2006. - №4. - С.103.

29. Столин В. В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности. Автор. канд. дис. - М., 1985.

30. Столяренко Л. Д. Психология.- Ростов н / Д: «Феникс», 2003.-448с.

31. Творогова Н. Д. Познание другого и межличностное восприятие в общении //Мир психологии.-2006. - №4. - С.103.

32. Хухлаева О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 208 с.

33. Шапарь В. Б. Словарь практического психолога /В. Б. Шапарь. - М.: ООО «Издательство АСТ» ; Харьков: «Торсинг», 2004.-734с.

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты