Особенности протекания подросткового кризиса в современном обществе
торое: к каждому члену неформальной группы надо найти свой особый, индивидуальный подход. Для этого надо разобраться в особенностях его личности, биографии, причинах и обстоятельствах его вхождения в данное молодежное объединение.О требованиях к психологическим исследованиям неформальных групп достаточно подробно говорят Д.И. Фельдштейн и Л.А. Радзиховский. Они, в частности, указывают на необходимость выработать умение ставить себя на место школьника-неформала, вести с ним диалог на равных, добиваться взаимопонимания.Каковы первостепенные задачи изучения групп неформалов? Начинать следует с получения самых общих сведений о них: сколько подобных неформальных объединений в данной местности; каково количество участников в каждом из них; кто в них входит (возраст, пол, национальность, социальное происхождение, образование, семья); связаны ли они с антисоциальными группами, правонарушителями, наркоманами, хулиганами; имеется ли у членов группы стремление к алкоголизму, спекуляции или развратному поведению.Далее следует получить ответы на вопросы социологического характера: интересы и культурны1 уровень членов группы; социальные и нравственные ценности (идеалы, убеждения, стремления) и т.д. Желательно выяснить структуру и динамику группы: кто может быть членом группы, как определяется лидер объединения молодежи, отношение к внешнему миру, наличные тенденции к росту или распаду группы. Затем следует получить фактический материал для разработки психологической характеристики наблюдаемого неформального объединения молодежи.Так, важно понять мировосприятие членов группы. Например, как смотрят на окружающую среду, людей и предметы неформалы, увлекающиеся рок-музыкой? Можно ли сравнивать их взгляд на вещи со взглядом профессиональных музыкантов? Необходимо также выявить. Какие личностные особенности развивает у себя на деле представитель той или иной неформальной группы. К примеру, определить, действительно ли хиппи добры, а фанаты- агрессивны. Важно также выяснить, как смотрят на неформалов окружающие: другие подростки и различные взрослые люли. А как сами члены молодежных групп представляют себя в глазах окружающих? Нужно установить типологию существующих групп, их взаимодействие между собой в районе и перспективу развития.Теперь об индивидуальном подходе к школьнику - «неформалу». Начинать следует с выяснения причин вхождения в определенную неформальную группу каждого конкретного ее члена. Выше, при описании краткой истории таких групп, были упомянуты некоторые такие причины.Следует напомнить. Что сам возраст подростка и юноши, некоторые важные особенности личности взрослеющего человека могут служить основой формирования соответствующей мотивации.Особенности личности школьников среднего и старшего подросткового возраста, создающие психологическую основу их стремления к включению в неформальные молодежные организации, рассматривал И.А. Невский. Он связывает участие значительного количества подростков в этих группах с тем, что им труднее самоутверждаться в жизни, чем юношам и взрослым, а также с их ярко выраженным интересом к игровым элементам деятельности, которых много у неформалов ( атрибуты одежды и групповые ритуалы). В этом плане важно также учитывать недостаточность социального опыта подростков, их не совсем развитую критичность сознания при значительно возросшей общественной активности и стремлении к независимости и самостоятельности.Следует учитывать и потребность подростков к общению с образцовой для них группой сверстников и желанию уподобиться им, эмоционально-волевую неустойчивость этих школьников и т. д. Ко всему этому необходимо добавить и отсутствие занятости интересным и полезным для них делам в школе и вне ее, недостаток престижного общения и позитивных стимулов к активной и эмоционально напряженной деятельности, невозможность самоопределения и самовыражения имеющимися средствами.Отрицательное влияние на подростков оказывают семьи, целиком поглощенные добыванием материальных средств существования или стремящиеся лишь к обогащению, с низкими духовными потребностями и малой общественной активностью.И.А. Невский провел также психологический-педагогический анализ причин участия школьников. В первую очередь подростков в неформальных молодежных объединениях. Эти причины, по его мнению следующие:стремление учащихся среднего и старшего школьного возраста к необычному для них и некритически усваиваемому современному западному искусству;низкая успеваемость многих таких подростков и отчуждение от классного коллектива;отсутствие постоянных содержательных интересов общественно полезной деятельности, равнодушие к учебе;потребность в эмоциональной разрядке, характерной даже для хороших учеников;одинаковость в требованиях ко всем ученикам, а также задержки в умственном развитии у части таких учащихся;недостаток внимания к молодежи в семьях, бездарность, вызывающая у школьников чувство одиночества, заброшенности, ненужности, беззащитности;новизна. Своеобразие впечатлений, получаемых в группах сверстников-неформалов, чувство свободы;возможность выявить протест против собственного бесправия, консервативных форм обучения и воспитания в школе, отрицательных явлений в семье и т.д.Таковы причины вхождения подростков и юношей в неформальные объединения. А вот что сообщают по этому поводу сами участники «дворовых тусовок», т.е. групп по месту жительства. Данные получены Санкт-Петербургскими социологами, обследовавшими более 40 таких групп.Юноши составили 70% участников этих неформальных объединений, а девушки - 30%. В абсолютном большинстве эти группы состоят их несовершеннолетних. Интересующее нас сообщение сделал социолог Н. Кофырин. Приводим его слова: «Среди наиболее важных причин, побудивших молодых людей «уйти в неформалы», - потребность в друзьях, в чем-то необычном, а также конфликты в школе, дома, недоверие взрослым, протест против формализма и вранья. Почти каждый восьмой пришел в группу, потому что не «знал, как жить дальше». Как видно, мнения ученых и ребят во многом совпадают, но кое в чем и разнятся.Надо сказать, что достаточно глубокие научные исследования неформального молодежного движения в нашей стране только начинаются, а жизнь изменяется круто, быстро и неожиданно, порождая трудно прогнозируемые изменения в самих подростках.Такие изменения как раз таки и происходят в молодежных группировках. Источником их возникновения является сознание подростков, в определенной подростковой субкультуре, которое закладывает предпосылки вхождения в различные «зоны риска». Например, в преступную зону.1.4. Характер преступлений среди несовершеннолетних. Не соотнесение подростками групповой и индивидуальной ответственности за свои поступки.С конца 80-х годов фиксируется заметный рост преступности в России. На фоне увеличения общей преступности неуклонно растет преступность среди несовершеннолетних. Так, в период с 1988 по 1992 год она увеличилась в 1,5 раза. По оперативным данным МВД РФ на 1997 год было выявлено общее число лиц совершивших преступления 1372161. Анализ возрастного состава показывает, что на время совершения преступления лиц в возрасте 14-15 лет было 45916 человек; в возрасте 16-17 лет - 116062; в возрасте 18-24 года - 349421; 25-29 лет - 214887; 30-49 лет - 567493. Численность выявленных лиц в разных возрастных группах, совершивших преступления в 1997 году представлена на рисунке 1.При анализе данных, представленных на рисунке 1, необходимо учесть. Что возрастные группы указаны в рамках разных временных интервалов. Если подростки представлены в группах с разбиением по два года (14-15 лет, 16-17 лет), то более старшие группы объединены в более крупные интервалы (7,5,20 и более лет). Подобное уточнение необходимо при оценке масштабов преступности среди несовершеннолетних. В целом, среди всех выявленных лиц, совершивших преступления, доля подростков в возрасте 14-17 лет составляет 11,8%. Причем важно иметь в виду, что среди всех видов совершенных преступлений «особо тяжкие» и «тяжкие» составляют наиболее высокую долю именно в «молодей» коюрте, по сравнению с другими возрастными группами. Распределение доли «тяжких» и «особо тяжких» преступлений среди выявленных лиц по возрастным коюртам представлено на рисунке 2.Эти данные недвусмысленно свидетельствуют о том, что возрастные группы 14-15 и 16-17 лет являются наиболее опасными по тяжести совершаемых ими преступлений. В этой связи следует отметить, что среди всех выявленных лиц, совершивших изнасилования в 1997 году доля 14-17- летних составляет 16,5%. Иными словами каждый 6-ой совершивший изнасилование не достиг 18-летнего возраста. К этому следует добавить, что среди лиц, привлеченных за покушение на изнасилование доля лиц этого возраста составляет 12,1% (каждый 9-ый из совершивших попытку изнасилования). Оценивая характер этого типа преступлений, важно иметь ввиду крайне высокую долю групповых изнасилований совершенных несовершеннолетними ( 426 из общего числа 3186). Если же иметь в ввиду и групповые изнасилования с участием несовершеннолетних, то их было зарегистрировано более тысячи.Таким образом, из расследованных групповых изнасилований за 1997 год каждое третье (36,1%) совершено либо группой несовершеннолетних, либо при их соучастии. Этот момент достаточно принципиален, поскольку характеризует специфику подросткового возраста, когда подросток идет на преступление под влиянием группы, надеясь на групповую, а не индивидуальную ответственность.В данном случае важно иметь в виду те социально-психологические механизмы организации, которые обуславливают девиантное поведение подростков.Среди подростков-правонарушителей высока доля имеющих венерические заболевания. Об этом, в частности, могут свидетельствовать косвенные данные о несовершеннолетних. Находящиеся в центрах временной изоляции для правонарушителей (данные МВД).Итак, например, из всех переданных учреждениями здравоохранения несовершеннолетних каждый шестой, совершивший самовольный уход, имел венерическое заболевание. О характере криминальной ситуации среди несовершеннолетних говорят и данных Министерства внутренних дел РФ, фиксирующие результаты работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. Так, в течение 1997 года было доставлено в ОВД за совершение правонарушений 1163192 несовершеннолетних. Их них почти одна треть до 13-ти лет (319332 ребенка). Важно обратить внимание на то, что из всех доставленных в ОВД несовершеннолетних за совершение правонарушений девушки составляют более трети (38,4%). Подобная криминализация девочек-подростков достаточно существенно отличает ситуацию конца 90-х от периода 80-х годов. Реально на конец 1997 года состояло на учете в подразделениях ОВД по предупреждению правонарушений несовершеннолетних 432493 человека (из них 87,8% мужского пола). Среди состоявших на учете несовершеннолетних в возрасте до 13 лет (включительно) было 98299 человек (22,7%); в возрасте 14-15 лет - 139760 (32,3%); в возрасте 16-17 лет - 194434 человек(44,9%). Из общего числа состоявших на учете половина (213362) - учащиеся общеобразовательных школ.Среди несовершеннолетних правонарушителей поставлены на учет в связи с распитием спиртных напитков или появлением в общественных местах в пьяном виде 72908 человек или 16,9% от состоявших на учете. Однако, это не вполне отражает масштабы реальной ситуации, поскольку ОВД в 1997 году на несовершеннолетних было составлено протоколов 315059 за появление в общественных местах в пьяном виде и за распитие спиртных напитков.Наряду с фактами, фиксирующими распространение употребления спиртных напитков среди несовершеннолетних, следует обратить внимание на усиливающиеся тенденции употребления наркотических средств было доставлено в ОВД 21603 несовершеннолетних и поставлено на учет в 1997 году 14625 человек. В учреждения Минздрава (наркологические клиники и диспансеры) в 1997 году было поставлено на учет в связи с употреблением наркотических средств и психотропных веществ 11782 несовершеннолетних. Из них с впервые установленным диагнозом - 7164 человека. Важно иметь в виду, что крайне высокий процент среди несовершеннолетних наркоманов составляют использующие сильнодействующие и одурманивающие вещества.Так, из общей численности лиц, поставленных на учет в учреждения Минздрава среди потребляющих сильнодействующие и одурманивающие вещества - 51,4% являются несовершеннолетними (абсолютное число несовершеннолетних - 5108 человек).В целом, из состоящих на учете несовершеннолетних в учреждениях Минздрава на конец 1997 года находилось с диагнозом «наркомания» 8379 несовершеннолетних и с диагнозом «токсикомания» - 7066 несовершеннолетних.Следует подчеркнуть. Что из всех лиц, находившихся в 1997 году на учете в учреждениях Минздрава с диагнозом «токсикомания» подростки составляют половину (49,1%). Помимо этого в учреждениях Минздрава находится значительная часть несовершеннолетних преступников проходящих принудительное лечение по постановлению суда в связи с употреблением наркотиков - 1395 человек.Фиксация данных наркологами среди подростков имеет прямое отношение к проблеме венерических заболеваний и, в первую очередь, к заболеваниям СПИДом. Дело в том, что по оценкам экспертов первый этап эпидемии СПИДа связан с заболеваниями, полученными в результате пользования наркотическими средствами на кровяной основе и многоразового использования шприцев. После этого первого этапа, когда накапливается «критическая масса» ВИЧ инфицированных, наблюдается взрывной процесс в распространении ВИЧ-инфекции половым путем. Это типичная ситуация возникновения и распространения эпидемии СПИДа для разных стран. Поэтому, учитывая характер наркомании среди молодежи, экспертами даются весьма неутешительные прогнозы относительно массового распространения СПИДа в ближайшие годы в России.Оценка криминализации подростковой среды участниками образовательного процесса. Наряду с анализом статистических данных имеет смысл остановиться на том, как оценивают характер криминализации подростковой среды основные участники образовательного процесса - учащиеся, учителя. Родители. К сожалению. Специально направленных периодических мониторинговых социологических опросов в этой сфере не проводится, поэтому сошлемся на данные исследования 1991-1992 годов ( Собкин В.С., Писарский П.С., 1992), где фиксировались мнения учащихся, учителей и родителей о распространенности негативных явлений в подростковой среде.Как видно из таблицы 1, на начало 90-х годов сами школьники достаточно высоко оценивают распространенность в своей среде употребления алкоголя. Это отмечает каждый 10-й учащийся. Причем, с возрастом фиксация школьниками частого употребления алкоголя в своей среде существенно увеличивается. Это тенденция отражена на рисунке 3.Как видно из рисунка, частое употребление алкоголя в среде своих сверстников отмечает каждый 5-й учащийся в возрасте 17-18 лет. Представленные в таблице 1 данные можно сопоставить с результатами опроса, проведенного в тот же период времени среди амстердамских учащихся, учителей и родителей ( Собкин В.С., Писарский П.С. 1994). Сравнительные данные ответов московских и амстердамских школьников показаны на рисунке 4.Из рисунка видно, что амстердамские школьники оценивают негативные явления в своей среде заметно критичнее. Эти данные отражают ситуацию на начало 90-х годов и могут служить базой при проведении подобных мониторинговых исследований в дальнейшем.Также следует отметить, что в начале 90-х в качестве наиболее опасных преступлений московские и амстердамские школьники отмечали убийство (москвичи - 92,9%; амстердамцы -91,6%); изнасилование (соответственно: 83,8% и 83,0%); истязание (60,0% и 47,2%) и торговлю наркотиками (57,1% и 63,6%). Это позволяет сделать вывод о том, что иерархия опасности различных видов преступлений в подростковой субкультуре достаточно инвариантна.Основные выводы1.Представленные данные показывают неуклонный рост преступности в подростковой и юношеской среде. Отличительной особенностью подростковой и юношеской преступности является крайне высокое распространение в ней «тяжких» и «особо тяжких» преступлений. Данные статистики преступлений показывают линейную зависимость падения доли «тяжких» и «особо тяжких» с увеличением возраста правонарушителей. Это свидетельствует о повышенной агрессивности подростковой и юношеской среды. Характерной чертой для периода 90-х годов является разное увеличение криминализации девочек-подростков. 2.Анализ статистики правонарушений показывает крайне высокую долю среди подростков преступлений, связанных с половой неприкосновенностью: каждое 6-е изнасилование совершено несовершеннолетним; каждое 3-е групповое изнасилование было совершено либо несовершеннолетним, либо при их участии. На распространенности групповых изнасилований в подростковой среде следует сделать специальный акцент, поскольку этот факт свидетельствует не только о существенной трансформации моральных норм среди подростковых групп или о действенности механизма групповой идентификации, влияющего на поведение подростка, но и об особом типе подросткового сознания, готового на разделение групповой ответственности, но уходящего от ответственности индивидуальной. 3. Материалы статистики свидетельствуют о стремительном росте алкоголизации, наркомании и токсикомании в подростковой среде. Практически половина поставленных на учет 1997 года наркоманов и токсикоманов являются несовершеннолетними. Этот факт имеет принципиальное значение, поскольку распространение венерических заболеваний и особенно ВИЧ-инфекция, напрямую связывается экспертами с употреблением наркотиков. 4.Приведенные данные свидетельствуют о необходимости принятия неотложных мер по проведению совместной профилактики работы МВД, Минздрава и Министерства общего и профессионального образования.Часть IIЭкспериментальное исследование2.1. Статистические данные социологических опросов на проблему «Подросток о себе и о семье...»В предыдущей главе не было упомянуто о проблеме и роли семьи и семейного счастья в жизни подростка. В данной же главе мы проследим основные особенности этой проблемы и попытаемся представить себе демографическую ситуацию в стране лет через 15-20. Для этого мы приведем результаты социологического опроса нынешних подростков. Как они хотят жить, когда вырастут, собираются ли заводить семью, детей и т.д. Эти вопросы российским мальчикам и девочкам задало московское бюро ЮНЕСКО.В аналитическом докладе московского бюро ЮНЕСКО приводятся данные социологических опросов российских школьников за последние 10 лет, а также результаты сравнительных исследований семейных ценностей у подростков Москвы. Амстердама и Нью-Йорка.Главный вывод, сделанный исследователями, должен по идее успокоить тех, кто предрекает нам демографическую катастрофу: «счастливая семейная жизнь» в течении последних 10 лет занимает первое место среди жизненных ценностей (заметим, в отличии от интересов) российских старшеклассников, а «воспитание детей» переместилось в списке ценностей с шестого места на четвертое, обогнав «общение с людьми» и «развитие своих способностей». Правда, в абсолютных цифрах значимость «воспитания детей» почти не изменилась: оно по-прежнему остается важным примерно для четверти подростков.А вот «счастливая семейная жизнь», оставаясь мечтой большинства подростков, демонстрирует совершенно загадочную динамику: среди юношей ее роль падает, тогда как среди девушек, наоборот, резко возрастает.Объяснить этот странный парадокс помогает исследование. Которое проводилось среди старшеклассников и студентов Барнауля. Участников исследования просили дать развернутые определения таких понятий. Как «советская женщина» и «советский мужчина», «новый русский мужчина» и «новая русская женщина».Образцы советских мужчины и женщины выглядят в интервью подростков серыми и скучными: женщины замечены стоянием в очередях, а мужчины унижены низкой зарплатой. Что касается представления о современных мужчине и женщине. То они в основном сформированы не личным опытом наблюдения за реальными людьми, а повторяют расхожие клише, предлагаемые СМИ (газетами, журналами, кино и телевидением).Например, 20-летний студент так описывает основные типы «нового русского мужчины»: «Новый русский - это:а) бритоголовый мужик, перекачанный анаболиками, золотой крест на груди, ездящий на «Ленде», глупый, живущий «разбоем и грабежом»;б) элегантный молодой человек, стильный джентльмен, высокообразованный, ориентирующийся в политико-экономической сфере, много работающий».Разумеется, юноша может идентифицировать себя не с отрицательным образом «нового русского». А сего позитивным вариантом - образованным профессионалом, уверенным в себе, состоятельным и самодостаточным. Подобные модели мужественности активно разрабатываются сейчас на телевидении (сериалы о частных сыщиках), в рекламе (сигареты Camel), в мужчинах журналах («Медведь»). Гордый и стильный образ одинокого волка (медведя) не предполагает наличие семьи, вообще каких-либо прочность отношений или обязательств.В представлениях подростков о «новой русской женщине» также выделяются два типа. Первый - зеркальная копия - деловая женщина, занимается своим делом, владеет фирмой; семья, дом, квартира; мечтающая о страстном муже» (из интервью 18-летней студентки); «уверенная с себе бизнес-женщина. Которая считает. Что ей здорово повезло в этой жизни» (20-летний юноша).Противоположная версия выглядит следующим образом: «Новая русская - жена нового русского, неработающая, доставляющая удовольствие своему мужу. Не ухаживает за домом, так как для этого у нее есть прислуга. Играет в гольф, купается в бассейне возле коттеджа» (школьник 16 лет). Оба варианта «новой русской женщины» являются заманчивыми для идентификации. При этом. СНИ акцентирует внимание на традиционном женском образе: многочисленные «женские» журналы и телепередачи в основном сосредоточены не на описании успешной профессиональной карьеры женщины, а на советах по макияжу, выбору одежды, оформлению интерьера и воспитанию детей.Поэтому, более привлекательной и реалистичной представляется девушкам модель идентичности, сформулированная 20-летней студенткой: «Новая русская женщина - обеспеченная жена нового русского, которая сидит дома (не работает). Следит за собой, ходит в салоны красоты, магазины одежды, ужинает с мужем или любовником в ресторанах, не отказывает себе ни в чем, но сильно зависит от денег мужа».Парадокс в том, что эта сексуальная кошечка может быть женой только бритоголового варианта «нового русского», поскольку ролевая модель одинокого профессионала вообще не предполагает наличия жены. Рядом с одиноким волком может быть только столь же независимая и уверенная в себе женщина - профессионал, связь с которой не предполагает взаимных обязательств и не угрожает личной свободе мужчины.Исследования показало, что ценность семейной жизни наиболее высока из школьников из семей среднего класса, тогда как дети из бедных и богатых семей не считают семейное счастье главной жизненной ценностью. Этот результат совпадает с представлениями социологов о среднем классе как носителе традиционных ценностей. Вместе с тем стремление создать крепкую семью более характерно для подростков из малообеспеченных или богатых школьников. Это противоречие объясняется тем, что счастливая семейная жизнь и способность создать крепкую семью относятся к разным смысловым пластам сознания подростков.Счастливая семейная жизнь представляется подростку условием его личностного развития, самореализации и душевного благополучия. Именно эти ценности традиционно культивируются в среднем классе. В то же время образ человека, способного создать крепкую семью, ассоциируется с мужчиной, способным свою семью материально обеспечить. Этот образ, наоборот, оказывается значимым для подростков из бедных семей и выполняет роль образца, которого они стремятся достигнуть.Третий результат исследования касается сравнения представлений о семейной жизни у российских подростков и их западных сверстников. В качестве примера для сравнения были выбраны голландские и американские школьники. Социологи считают, что Голландия находится на первом месте среди западных стран по распространенности феминистических взглядов как среди женщин, так и среди женщин. Голландцы уверены, что замужество и рождение детей не должно мешать профессиональной карьере женщины, что мужчины и женщины должны пользоваться одинаковой свободой действий, в том числе сексуальной свободой. Многие голландские женщины рассматривают заботу о своем внешнем виде как потакание секцизму.Напротив, большинство жителей США придерживается в целом более традиционных взглядов на распределение ролей между мужчиной и женщиной. Американцы менее терпимо, чем большинство европейцев, относятся к рождению внебрачных детей, считают более предпочтительными семьи с двумя и более детьми и неработающей матерью, больше радуются рождению мальчиков, чем девочек.Исследователи попытались выяснить, к какому типу представлений о семейной жизни - западноевропейскому или американскому - склоняется российские школьники.Самое показательное - расхождение в оценке такого фактора, как сексуальная гармония супругов. Его отмечают почти половина российских подростков, причем с возрастом роль этого фактора увеличивается. Среди голландцев важность сексуальной гармонии признают лишь треть опрошенных, а среди американцев - всего - 15%. Причем возрастная динамика значимости этого фактора у западных подростков обратная: максимальную значимость сексуального аспекта брака отмечают 15-16-летние школьники, а затем она начинает постепенно снижаться. Одновременно растет значимость таких факторов, как «поддержка супругами друг друга» и «забота о воспитании детей». Исследователи интерпретируют это различие как свидетельство некоторой инфантильности российских школьников, ориентированных в браке на удовлетворение собственных иронистических потребностей, а не на взаимопомощь и укрепление межличностных отношений.Еще одним свидетельством инфантильности российских подростков является крайне низкая оценка ими такого фактора успешной семейной жизни, как четкое распределение обязанностей между супругами, отличающего современную модель брака от традиционной, в которой роли мужа и жены закреплены обычаем и не подлежат обсуждению. Однако традиционность представлений российских подростков о браке вовсе не означает совпадения их взглядов на обязанности мужа и жены, а говорит лишь о их неготовности обсуждать эти обязанности и искать компромиссы.Итоги социологического исследования ЮНЕСКО скорее подтверждают, чем опровергают тревожные выводы демографов. Хотя большинство подростков мечтают о семейном счастье. Этому счастью вряд ли суждено сбыться. Во-первых, девушки, ориентированные на традиционную форму брака с обеспеченными молодыми людьми. Рискуют не найти себе подходящую пару. Поскольку на такую форму брака ориентированы как раз подростки из бедных семей, а наиболее успешные сверстники вовсе не ориентированы на брак.Во-вторых, даже если молодые люди и найдут себе пару, брак вряд ли продлится долго, поскольку нынешние подростки думают только о сексуальной гармонии и не готовы к справедливому разделению супружеских обязанностей.2.2. Анализ прессы. Современное состояние интересов подростков.Жизнь подростка XXI века, в той или интерпретации. Которую нам преподносят все современные средства массовой информации (СМИ) крупно изменилось за последние годы.Проведенный анализ характеризует современного подростка как маленького человека, который мыслит по-взрослому, рационального, ориентированного на ценности еще не свойственные его юному возрасту. Подросток говорит и рассуждает на серьезные темы с неприсущей, опять таки, его возрасту важностью. Его высказывания уходят в глубокие размышления на темы, которые казалось бы последних и не требуют.Все разговоры подростков берут свое начало из личных и общественных интересов. увлечений и образа жизни в целом. А интересы молодых юношей и девушек в настоящее время самые разнообразные. Во всем виноват технический прогресс идущий, даже скачущий, гигантскими шагами.Начиная от простого засиживания дома перед телевизором или компьютером, просматривания журналов и чтения книг, заканчивая походами в ночные клубы или занятиями новыми, экстремальными видами спорта, ставшими столь модными за последние два, три года. Бешенными темпами происходит процесс аккомодации всех Западных мегашумов в становлении общества и развития молодого поколения в нем.Юные настолько ориентированы на культуру запада в сегодняшнее время, насколько было ориентировано молодое поколение 20-30 лет назад на все то что было только внутри нашей страны. И в этом вся сущность внутренней структуры развития современных подростков.Во многих СМИ, а конкретно в современной печати для молодого поколения дается информация, в различном масштабе и разной последовательности, о том, что же является главным на сегодняшний день для мальчиков и девочек. О чем они чаще всего говорят, пишут, думают и что вообще их больше всего интересует. Откровенно говоря, тенденция интересов. а точнее проблем молодежи, наблюдается весьма банальная и привычная для данного возраста.Представим реально иерархическую последовательность выявленных нами в результате общего анализа основных интересов и проблем, начиная с самых популярных в молодежной и подростковой среде. (Данные собраны по материалам из периодических изданий для подростков за последнюю декаду 2000 года и первую декаду 2001 года, причем, издания пользующиеся наибольшей популярностью среди юношей и девушек, такие как журналы: «Ровесник», «Штучка», «16-ть», «СООL» и «COOL GIRL»).Итак, проведем эту последовательность, как иерархию наиболее актуальных проблем интересующих подростков на начало этого века:1. Любовные темы во взаимоотношениях полов.2. Модная музыка, в основном зарубежная.3. Страсть к компьютерам и интернету (компьютерные игры).4. ТВ и кино (обсуждение всех популярных личностей: актеров, певцов, телеведущих и т.д.).5. Ночные развлечения (клубные тусовки, танцы, «прогулки под луной»).6. Модный спорт.7. Проблема нездорового образа жизни (наркотики, курение, алкоголь).8. Проблема зарабатывания денег.Рассмотрим подробнее каждый пункт из выявленной нами иерархии. Одной из наиболее популярных тем у нынешних подростков является тема любви. Мысли и разговоры о ней настолько наполняет юные головы и это нечаянным образом наводит на то, что скоро брачные союзы будут заключаться в алкогольном возрасте еще за долю до полного завершения полового созревания как мальчиков так и девочек.Так как еще до вступления в половые отношения, а это сейчас происходит довольно-таки в раннем возрасте, у подростков наблюдается весьма серьезное отношение друг к другу в плане эмоционального, платонического общения. Ранее половое созревание мальчиков и девочек подталкивает их на первые шаги к взрослению и ведению самостоятельного образа жизни. Чаще всего подростки сталкиваются с проблемой несчастной или неразделенной любви, в основном девочки. Ранее разочарование девочек и девушек. По разным причинам, в молодых людях приводит к возникновению мелких комплексов, которые потом, при дальнейших неблагоприятных обстоятельствах, могут привести к полному безразличию к противоположному полу.В связи с этим невозможность создать нормальную крепкую семью, воспитать детей. Присутствие огромного количества юных матерй-одиночек уже является нормой в нашем обществе, хотя само общество пытается это отрицать. Но факты есть и они более чем аргументированы. Подростки часто просят совета как помочь им поступить в той или иной ситуации. Так как сами они могут только процесс отношений, а закончить его как бы им хотелось не могут и не могут решить как это сделать.Ведь души их в таком юном возрасте настолько ранимы, а натуры так чувствительны и восприимчивы к любым колебаниям из вне, что не то что им самим, а даже постороннему взгляду трудно прогнозировать то же может быть с ними дальше. Поэтому, вывод будет таковым, что в столь юном возрасте заводить и начинать какие-либо серьезные отношения не имеет смысла, так как для каждого периода возрастного или временного существует свой жизненный акт, свой объект исследования.Интерес молодости к современной музыке обусловлен в первую очередь тем, что многие подростки пытаются выразить через музыку свое отношение к жизни.Для одних это просто увлечение, для других это становится неотъемлемой частью их жизни. Кто-то создает свои собственные музыкальные группы (сейчас в основном - это молодежные рок-группы). Кто-то просто в них участвует подражая существующим профессиональным рок и поп-группам. Повсеместно среди молодежи распространены различные фэн-клубы, которые также считаются неформальными группами. У некоторых юношей и девушек поклонение своим кумирам доходит до безумия, которое начинается с простого подражания ( от прически, одежды до самого поведения) и заканчивается самым настоящим преследованием, иногда с угрозами адресованными лично тому или иному певцу или певице.Страсть к компьютерам, компьютерным играм и интернетомания распространяется сейчас по всему миру и для каждого подростка просиживающие возле компьютера по 10 часов в сутки считается нормальным. Ведь где еще как не в Интернете можно раздобыть самую самую разнообразнейшую информацию. Также интересно то, что и телевидение и кино хоть и увлекает нынешнее поколение. Но не в такой степени как обсуждение различных слухов, оправданных и ложных, о самых известных личностях мира и шоу-бизнеса.Очень популярными в последнее время стали посещения молодежи ночных клубов и дискотек. «Клубы, клубы, клубы - все о них говорят, но ничего конкретного. Одни борются с этим общественным невежеством», другие поют гимны клубной «культуре-мультуре». Интересно, как законопослушные граждане всю ночь до утра не подпрыгивают на своих пружинистых матрацах и диванах от топанья тысяч ног и ора тысяч глоток.По крайней мере от шелеста тратившихся на дискотеках и в клубах денег могли бы проснуться хотя бы налоговые инспектора. Но граждане спят. Только за стенкой, мешая иногда кому-то заснуть, раздается чуть ли не еженощный разговор по душам: «Куда?...Ночь на дворе! Не пущу! Опять шляться идешь?...» А мальчик или девочка в ответ вместе с Петкуном (солистом группы «Танцы минус»):». Я отключаю диктофоны, я обрезаю провода!...» Дискотека - волшебное слово, Лермонтов мог бы сказать: «Из пламя и света рожденное слово». У кого при одном его звучании от 13 до ... лет не екнет сердце, если и не от радости, то во всяком случае, от страха за своих кровиночек: дочек - внучек, сынков - внучков... или за свой кошелек? Внутри зала в оглушающем грохоте, в свете светомузыки беснуется молодое племя. Клубная молодежная культура - что это?Это дивный дар все того же просвещенного Запада непросвещенной Россией. В больших городах ночных клубов такое множество, что вместо перечисления самых лучших проще приложить номер «Досуга», иначе уши и ночи готовы просто разбежаться от такого разнообразия. Но так как ночные клубы - это явление, заранее обреченное на успех, то все они имеют определенную, всегда срабатывающую формулу: танцплощадка + бар + последние танцевальные хиты + игровые автоматы или бильярд + разнообразные сидячие места, места созерцателей и выступление знаменитостей. Обычно к двенадцати часам ночи на танцполе яблоку некуда упасть, да оно и не захотело бы падать - раздавят вмиг. Посетителей ночных клубов можно грубо поделить на больных и абсолютно здоровых: к больным относятся фанатики, готовые на любые жертвы, лишь бы созерцать своего кумира, и молодые люди, больные звездной болезнью, всегда делающие так, как модно.Здоровье - это клубни, создающие моду. Представители так называемой золотой молодежи, для которых любимый клуб - и храм, и дом, и поле брани. Для таких людей - это стиль жизни, точнее это сама жизнь, которая порождает и свою особую клубную молодежную культуру, которая потом важно выступает по высокому подиуму и в родном дворе, а потом напишут о ней умные эссе и этюды». Выходит, что такое сосредоточение интересов самое беззаботное, веселое, свободное, без приложения каких-либо умственных затрат, времяпровождениие, хотя и не приносящее особой пользы.Увеличение подростками спортом, сейчас стало более актуальным чем прежде. Сейчас спорт стал модным, особенно те виды, которые относят к экстремальным, то есть опасным (сноуборд, велотриал, скейтбойд и др.).Все это опасные виды спорта для физического здоровья. Но молодые, особенно юноши относят свою безопасность на второй план и с удовольствием занимаются этим экстримом. В основном наверное из-за острых ощущений, а в этом возрасте подобные ощущения носят свой неповторимый характер. Но и доказать и показать себе и другим на что они способны и чего могут достичь, в рамках данного спорта, конечно. Почему-то о проблеме вредных привычек, например курения, а также более серьезных проблемах алкоголизма и наркомании подростки говорят и интересуютсяменьше. И располагается эта проблема на предпоследнем месте нашей иерархической лестницы. Может потому, что это слишком сугубо индивидуально и страх разоблачения тормозит выход наружу самой опасной и страшной темы.Много писем приходит в редакции во все практически молодежные издания. В которых подростки откровенно говорят, что они наркоманы. И как они хотят с этим справится и как им трудно это сделать. Рассказывает о болезнях и смертях близких друзей. И как они жалеют о том, что когда-то просто попробовали, ради любопытства, ради интереса... Но такие письма публикуют редко, а информации о данной проблеме в проанализированных нами изданиях практически нет.Ну и последняя проблема, из множества других менее актуальных, которая интересует подростков - это проблема где и как заработать деньги? О том, куда пойти учиться после школы дети знают еще до выхода из нее, а вот где они потом будут работать (по профессии или нет, не имеет значения) и как будут зарабатывать деньги. Это их беспокоит сильнее, начиная с выпускного школьного бала, заканчивая выпускным из института или другого заведения. Подросток также пытается найти работу и во время учебы, каникул, чтобы заработать на карманные расходы и чуть-чуть побыть независимым от родителей. Это обстоятельство позволяет им повыситься как в глазах окружающих, так и в собственных, что очень важно в подростковом возрасте.2.3. Анализ факта влияния общественных и личностных факторов на протекание подросткового кризиса.Итак, проведенный нами краткий анализ выборочной современной прессы и установлением современного состояния интересов и наиболее актуальных проблем подростков позволяет сделать следующий вывод: в основном одни из наиболее популярных интересов молодежи нацелены на свое личное эмоционально-чувственное обогащение, на свободное и независимое существование своих желаний, потребностей и действий.Ясно одно, подросток подвержен влиянию того общества в котором он живет, а значит подвержены влиянию и все его внутренние и внешние стороны развития. Хорошо известно то, что каждое общество и каждая социокультурная ситуация диктует свои правила, условия и ставит свои задачи для молодежи своего времени.И, то, что было 40, 30 и 20 лет назад - это одно. Динамика развития подростков настоящего времени весьма отличается от прошлого. Этому всему доказательства того, что уже начиная с раннего возраста подростки вступают в половую связь (в 12, 13, 14 лет).Существуют даже кассеты с видеозаписями подростковой порнографии, которые с легкостью можно приобрести в специальных видеомагазинах. Много подобной информации транслируется и по телевидению, а также в различных журналах и газетах.Раньше, естественно, такого не было, а если и было, то только не для общественного обозрения. Юные мальчики и девочки в силу своего сенситивного возраста, обуреваемые часто чувством влюбленности, пытаются быть похожими на взрослых. А когда происходит так, что все их наивные мечты и представления о чистой и прекрасной любви рушатся и меняются, наступает «ломка» и в характере и в поведении, что непременно сказывается на формировании кризиса становления их собственного «Я». Как на эту проблему смотрит современное общество, а вернее на пути решения этой проблемы? Противники и сторонники программы полового воспитания дискутируют по поводу последней, и даже приводят данную программу к полемике. То есть к политическим спорам, приближая ее к государственной политике молодежи. Что по нашим данным совершенно правильно.Ведь программа полового воспитания дает возможность получить нормальные, неискаженные представления о половых отношениях, снизит риск случайного начала половой жизни и предотвратит ее нежелательные последствия, что позволит вести здоровую и полноценную сексуальную жизнь в будущем.Так же проблема полового воспитания, так как это затрачивает непосредственно глубинные ценностные основания культуры общества, и именно учет исторически сложившейся культурной ситуации подростковой среды с характерными для сегодняшнего дня момента ценностно-нормативной неопределенности, является необходимым условием как для изучения половой идентичности.Так же актуальная проблема подростковой наркомании и алкоголизации требует к себе предельного внимания и контроля. Употребление и злоупотребление наркотических веществ, а также различных психоактивных веществ, приводящие к ужасным последствиям, выводит на первый план агрессивность молодежи. Которая к сегодняшнему дню возросла настолько, что по конкретным громкоговорящим фактам (например: Царицынский терракт в конце октября 2001 года) немалую роль на подростков оказывает именно общественное влияние.Создается странное впечатление того, что государство само направляет молодежь в нужное ему русло, но как бы в совершенно неправильное. Государственная политика молодежи получается втянутой в политику немного иного масштаба, а как, известно, любая политика строится на экономике, о последней можно сказать, что в нашей стране, грубо говоря, она отсутствует. Поэтому и происходит сегодня этот хаос в молодежной среде.Конкретизируя вышесказанное: в Москве значительная часть общественных и политических умов категорично против того, чтобы столицу заселяли люди кавказских национальностей. Что делают подростки в данной ситуации. Они смотрят на своих взрослых, на их агрессивную и часто агрессивную реакцию и это, естественно, не может не отложиться в их юных головках.Опять таки все это транслируется в телевизионных передачах, в газетных публикациях и подается в навязчивых тонах с подтекстом, а подтекст то имеет вовсе не латентный смысл. Он несет в себе явную мысль о том, что в скором будущем в Москве каждый второй человек будет нерусского происхождения. И что в этом скором будущем жить именно им - сегодняшним подросткам.На этом конкретном примере так же можно говорить и о более глобальном, а именно о международном терроризме, который в последний год поверг просто в шок все население земного шара. Как это не прискорбно, но в настоящий момент общество бессильно, если уже во многих странах (главным образом исповедующих исламскую религию) появились террористические организации, в которых значительную часть составляет молодежь.Общество саио часто ведет «психологическую атаку» населения не учитывая того, что значительная его часть подростки тоже пока дают под эту «атаку» и начинают воспитываться уже по заданной программе: «все новое - модно». Стремятся соответствовать подобным «лозунгам». Общество же либо поощряет, либо отвергает и по всей современной жизни подростков, незаметно чтобы оно, это общество, понимало этих юных парней и девчонок, понимало чего они хотят, не смотря на все предоставленное им разнообразие современных интересов. Подросток видит это непонимание со стороны взрослых и самого общества и в силу происходящих в нем изменений, внутренних и внешних в этот период, сам отказывается понимать это общество.Здесь можно сказать, что круг замкнулся, дальше вполне возможно, что развитие подростка и процесс формирования кризиса будет зависеть в основном от личностных факторов влияния, таких как отношение подростка к себе как к личности, отношение подростка к себе как к личности, отношение к сверстникам, к своему будущему, способность или неспособность выбрать карьеру, продлить образование и т.д. 2.4. Основные выводы.Итак, в ходе проделанной работы на тему «Особенности протекания подросткового кризиса в современном обществе» были поставлены и рассмотрены задачи: провести теоретический анализ представлений об особенностях подросткового возраста, современных тенденциях молодежной социализации, ценностей и идеалов современных подростков, а также проследить данные проблемы в рамках исторического времени и изучить экспериментально, с помощью анализа современной прессы для подростков, процесс влияния общества на протекание подросткового кризиса. Выдвинутая гипотеза о том, что процесс формирования подросткового влияния современного общества подтвердилась.Теоретическое подтверждение того, что различные факторы в ходе времени влияют на процесс развития и формирования кризиса мы рассматривали подробно экспериментально подтвердив это с предъявлением фактов современной жизни подростков. Библиография.1.Балыкова Е. Л. Коридор безопасности от населения для малолетних // Медицинская газ. - №35 -1997.2.Бирюзова Т. Эротика - поминутно // Российская газ. - 12.09.97.3.Божович Л.Н. Избранные психологические труды // М. - 1995 - под ред. Д.И. Фельдштейна. 4.Волков А.Г. Семья - объект демографии // М.: наука - 1986.5.«Власть» - аналитический еженедельник издательского дома «Коммерсант» - № 48 - 2000 - 5 дек.6.Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении // под ред. Невского И.А. - М. - 1968.7.Голод С.И. Стабильность семьи: социальный и демографические аспекты // Л.: наука - 1984.8.Дибров Д. Пустоцветы. Подражателей хиппи - не так уж много, но они есть... // Моск. Комсомолец - М. - 1987 - 17 сент.9.Додолев Е. Аромат бумажных роз // Смена. - М. - 1987. - № 17.10.Кофырин И. Кто уходит в неформалы... // «Аргументы и факты» - 1990. - № 13.11.Ломакина Д.А., Собкин В.С. Социальные проблемы криминогенности молодежи // Социология образования. Труды по социологии образования - Том 2. - выпуск 3. - М.- ЦСО РАО. - 1994.12.Прихожан А.М.. Толстых Н.Н. Дети без семьи // М. - 1990.13.Психологические проблемы изучения неформальных молодежных объединений // м. - 1988. - под ред. Д.И.Фельдштейна.14.Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста // 8-е издание. - С. - П. - 2000.15.Собкин В.С. Динамика ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте // М. - 1997.16.Собкин В.С., Кузнецова Н.И. Российский подросток 90-х. Движение в зону риска // М. -1998.17.Файн А.П. Формы и методы работы с подростковыми неформальными группами // М. - 1989.18.Фельдштейн Д.И., Разиновский Л.А. Методические рекомендации по изучению особенностей неформальных молодежных объединений // М. - 1987.19.Суприев И.Ю., Радзиховский Л.А. Из истории неформальных молодежных объединений //20.Телевидение и школа: опыт социокультурного и психолого-педагогического анализа // М. - 1989. - под. ред. Собкина В.С. 21.Э. Эриксон. Кризис. Юность. Идентичность //22.Современная подростковая пресса, журналы:«Ровесник» № с 1 по 5. - 2001. «Штучка» № с 1 по 6. - 2001.«16» № 4,5. - 2001.«COOL GIRL» № с 19 по 23. - 2001. № с 1 по 12. - 2001.« GOOL» № с 36 по 51. - 2000. № с 14 по 24. - 2001.