рефераты курсовые

Особенности Я-образа у подростков

Особенности Я-образа у подростков

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретическое изучение становления и развития образа «Я» в подростковом возрасте

1.1 История изучения самосознания и становления образа «Я» у подростков

1.2 Условия и особенности построения адекватного образа «Я» у подростков

1.3 Влияние личности взрослого и сверстников на образ «Я» у подростков

Глава 2. Исследование особенностей соотношения образа «Я» и образа взрослого в подростковом возрасте

2.1 Оценка значимых субличностей через систему ведущих ценностей подростка

2.2 Обработка и анализ результатов проведенного исследования

Заключение

Список литературы

Введение

Известно, что высокая степень расхождения между такими компонентами или структурами Я-концепции, как реальное и идеальное Я, приводит к депрессии, обусловленной недостижимостью идеала.

Очень велика связь Я-концепции с психическим здоровьем, взаимодействием личности с окружающими и социальной адаптацией, с успехами в учебе.

Наибольший интерес вызывает изучение особенностей самосознания у подростков, так как подростковый возраст, как отмечал Выготский Л.С., характеризуется отмиранием старого, когда ребенок многое теряет из приобретенного прежде и рождением нового [13; 116].

В этом возрасте изменяется взгляд на себя, на субъективную, динамическую позицию изнутри. Подросток перестраивает все отношения с окружающим миром и самоопределяется в жизни. В подростковом возрасте дети встают напоследнюю ступень формирования, помогают им в этом родители, сверстники и окружающая действительность.

Вышеуказанные факты свидетельствуют об актуальности темы, выбранной нами для исследования в данной курсовой работе.

Делая обзор литературы по теме исследования, необходимо остановиться на следующих авторах и их работах:

Кандидат психологических наук И.А. Горьковая в своей работе «Нравственные и правовые аспекты самосознания у школьников» обращает внимание на резкий рост нарушений преступлений в среде подростков. Автор приходит к выводу о целесообразности исследования степени сформированности правосознания у старшеклассников. В исследовании приняли участие благополучные дети (126 школьников и 45 школьниц в возрасте 15-17 лет). В ходе исследования был использован «Патохарактерологический диагностический опросник». В результате был получен следующий результат: у 44% мальчиков и 31% девочек выявлена выраженная психологическая склонность к делинквентности [3; 19].

В работе сделан вывод о необходимости переноса центра тяжести в отношении с детьми и подростками с мер разрозненных социальных службна меры более общего характера.

Исследователь Егорычева И.Д. («Подросток и взрослый в пространстве современной России: взаимодействие по касательной (некоторые итоги и перспективы развития)”) рассматривает вопрос о насущности и актуальности некоторых подростковых проблем. По мнению автора одной из главных в психолого-педагогической науке и практике является задача разработки и организации технологий конструктивного взаимодействия. В работе проанализированы особенности взаимодействия, а также предлагаются сравнительная характеристика ведущих возрастных потребностей и степени их реализации в жизни подростка. Автор ыделяет ряд позиций в организации конструктивного взаимодействия [5; 200].

Работа Тумановой Е.В. («Образ отца и образ себя у подростков (возрастные и гендерные аспекты)») посвящена взаимосвязи образа отца и образа Я у подростков, ее динамике на протяжении подросткового возраста, а также гендерным аспектам формирования образа отца и представлений о себе у подростков.

В исследовании приняли участие дети 11, 13 и 15 лет. Исследование проводилось при помощи методик «20 утверждений» М.Куна («Какой я»), «Незаконченные предложения», Методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеева (МИС). Кроме этого использовались методики «Рисунок семьи», опросник «Взаимодействие родитель-ребенок».

В результате исследования автор приходит к выводу, что отношения с отцом наиболее эмоционально близкие, теплые у девочек среднего возраста. В этом возрасте велика критичность девочек по отношении к отцу, понижается степень идентификации [17; 20].

У мальчиков, чем более эмоционально близкие, теплые отношения с отцом, тем более выражена взаимосвязь между образом отца и образом себя (то есть идентификация и желание быть похожим на отца).

Объектом нашего исследования являются подростки (12-13 лет).

Предметом выступают структурные компоненты самосознания в подростковом возрасте (то есть соотношение образов «Я» и взрослого).

Исходя из вышесказанного можно определить цель нашей работы: выявить соотношение элементов самосознания, на их основе представить целостную характеристику образа «Я» подростка.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

1) Изучить теоретические данные по нашей теме;

2) Дать общий качественно-количественный анализ особенностей самосознания подростка (включающий в себя определения компонентов образа «Я»);

3) Дать оценку значимых субличностей через систему ведущих ценностей подростка

Глава 1. Теоретическое изучение становления и развития образа «Я» в подростковом возрасте

1.1 История изучения самосознания и становления образа «Я» у подростков

В 20-30-е годы ХХ-го века начался период, который в последствие получил название - «подростковый бум». Исследованиями в этой области занялись многие ученые. В частности: Ш .Бюлер, Л.С. Выготский, Э. Шпрангер, В. Штерн, З. Фрейд, К. Хорни и другие.

В период 30-40-х годов в центре повышенного внимания психологии оказалось сознание и самосознание. Активнейшее участие в изучении данного вопроса принимали не только отечественные психологи и физиологи, но и зарубежные. Проводимые ими исследования не потеряли актуальности и на сегодняшний день.

Стенли Холл в 1904-м году опубликовал свое первое исследование по отрочеству, в котором впервые описал амбивалентность и парадоксальность подростка, выделив ряд основных противоречий, присущих этому возрасту. Содержание подросткового периода Стенли Холл описывает как кризис самосознания, преодолев который, человечество приобретает «чувство индивидуальности». Его называют отцом психологии переходного возраста, так как он первым предложил концепцию, объясняющих данное явление, и очертил круг проблем, связанных с этим возрастом. Представления Стенли Холла о переходности, промежуточности данного периода развития, о кризисных, негативных аспектах этого возраста, и сегодня представляют ядро психологии подросткового возраста.

Л.С. Выготский разработал культурно-историческую концепцию, в которой изучил особенности подросткового возраста и отметил новообразования данного возраста: развитие рефлексии и на ее основе самосознания, как такой новообразовательной возможности понимания себя, связанной с отсутствием мира собственных переживаний, систематизации познания и упорядочения которых становится возможной только с появлением систематизации в понятиях. Развитие самосознания, как никакая другая сторона душевной жизни, считал Л.С. Выготский, зависит от культурного содержания среды.

Самосознание можно определить как образ себя и отношение к себе. В зарубежной литературе мы чаще встречаем термин «Я - концепция», обозначающий «совокупность всех представлений индивида о себе» (М Кун, М. Розенберг и др.).

Самосознание выполняет следующие функции: мотивационную; функцию целеполагания; детерминирует отношение к окружающему миру; определяет развитие тех или иных личностных черт, узаконивая их или возводя в статус желаемых; функция самоконтроля; является основанием для приобщения субъекта к тем или иным людям, группе лиц.

Сильное влияние на теорию юности и вообще переходного возраста оказал психоанализ. Его родоначальник - австрийский психиатр Зигмунд Фрейд - не создал систематической теории, но выдвинул целый ряд важных положений о природе подростковой и юношеской сексуальности, эмоциональных процессов и особенностей развития юношеской личности. Его идеи были развиты многочисленными последователями.

Самым влиятельным представителем неофрейдизма в психологии развития вообще, и юношеского возраста особенно, был американский психолог Эрик Эриксон. Развитие человека по Эриксону, связывается из трех взаимосвязанных, хотя и автономных процессов: соматического развития, изучаемого биологией, развития сознательного «Я», изучаемого психологией, и социального развития, изучаемого общественными науками [13; 211]. Самосознание не дано изначально, оно возникает постепенно, в меру того, как человек с помощью слова научится понимать самого себя. Становление подросткового самосознания включает три основные задачи развития:

- Самосознание временной протяженности собственного «Я», включающая детское прошлое и определяющая для себя проекцию в будущее.

- Осознание себя как отличного от постороннего и родительского мнения о себе.

- Обеспечение системы выборов, которая обеспечивает целостность личности (выбор профессии, половой поляризации, идеологических установок).

К. Роджерс предложил теорию личностно-центрированного консультирования, в которой по-своему рассматривал процесс формирования самосознания. Он отмечал, что чтобы получить адекватное представление о реальном «Я», необходимо понять суть концепции организмического оценочного процесса. Он подразумевает рассмотрение опыта и размещение в рамках этого опыта ценностей в определенном порядке в соответствии с их способностью удовлетворять потребности, связанные с тенденцией актуализации (стремление развития своих способностей с целью поддержания самого себя и расширения границ своего «Я»). Личностно- центрированная теория различает понятия «Я» и «Я-концепция». «Я» рассматривается как реальное организмическое «Я». Я-концепция людей - это их восприятие самих себя, которое не всегда соответствует их собственному переживанию или организмическому «Я». На начальном этапе Я-концепция формируется в основном на личном опыте индивида. Также люди разрабатывают Я-концепцию при взаимодействии с другими людьми, которые имеют для них значение и обращаются с ними как с отдельными «Я».

Видные русские психологи А. Галич, А. Потебня, И.М. Сеченов и другие рассматривали развитие самосознания и самосознания в неразрывном единстве субъекта и объекта, считая, что осознание человеком своей ближайшей среды и осознание им самого себя осуществляется им в одно и то же время, то есть человек сразу выступает и как «Я», и как «не Я».

В контексте социокультурного подхода к пониманию природы личности, специфики становления её самосознания, необходимо коснуться ещё одного более широкого взгляда на содержание этого понятия. Термин «личность» охватывает как природный, так социальный и культурный аспект. Такая широта описания понятия личности является избыточной, но рассмотрение всех данных аспектов может передать внутреннюю динамику формирования личности. Личность обладает данной ей от природы органической сущностью, потребностями и импульсами, которыми она обучается управлять по мере присвоение коллективных правил и норм в ходе социализации и индивидуального становления. При этом личность предстаёт как человек, характеризующийся самостоятельностью и ответственностью, который в своих поступках, переживаниях и мыслях опирается на общечеловеческие нравственные принципы, а не является только лишь субъектом социального взаимодействия. Таким образом, личность выступает как субъект культуры, способный к осмысленному преобразованию своей природной сущности и присваиваемых социальных норм и моделей.

Не смотря на то, что начало в исследовании подросткового возраста и его значение в становлении самосознания бывшего ребенка было заложено давно (более 80-ти лет назад), в психологии до сих пор нет единой теории, в которой были бы представлены важнейшие моменты подросткового периода, так, чтобы они не противоречили друг другу и чтобы удовлетворяли ученых, которые занимались исследованиями данного вопроса. Но все же хотелось бы подметить, что вышеперечисленные теории имеют очень важное значение для формирования комплексного представления о самосознании.

1.2 Условия и особенности построения адекватного образа «Я» у подростков

Под адекватностью образа «Я» подразумеваются точность и полнота понимания собственной личности и личности другого человека.

Выявлено, что, чем лучше подростки понимают себя, тем лучше, в общей сложности, они понимают и другого человека. Однако, тех одноклассников, которых подростки выбирали как сверстников, к которым они относятся хорошо, они понимают лучше, чем тех, к которым высказывали отрицательное отношение. И в том и в другом случае на адекватность образа Я и образа сверстника влияют как эмоциональный, так и мотивационный компоненты. Исключение из анализа одного из них приводит к искаженной реконструкции картины условий, при которых понимание себя и понимание другого человека происходит наиболее полно и адекватно.

На адекватность образа «Я» прежде всего влияет самоуважение и отсутствие внутренней конфликтности, которые находятся между собой в обратной корреляционной связи. То есть, наиболее хорошо разбираются в собственной личности те подростки, у которых наличествует высокое самоуважение при низкой конфликтности и наименее хорошо понимают себя подростки, у которых отсутствует уважение к себе, при высоком негативном фоне по отношению к себе и внутренней конфликтности. Интерес к познанию себя с адекватностью самопонимания непосредственно не связан, однако он оказывает опосредованное влияние через самоотношение. При прочих равных условиях (уровень самоуважения и внутренней конфликтности) наличие интереса повышает адекватность самопонимания, а при его отсутствии - адекватность образа «Я» ниже.

Психологические исследования становления Я-концепции человека в процессе его жизнедеятельности идут по нескольким направлениям. Прежде всего, изучаются сдвиги в содержании Я-концепции и ее компонентов - какие качества сознаются лучше, как меняется с возрастом уровень и критерии самооценок, какое значение придается внешности, а какое умственным и моральным качествам. Далее исследуется степень его достоверности и объективности, прослеживается изменение структуры образа Я в целом - степень его дифференцированности (когнитивной сложности), внутренней последовательности (цельности), устойчивости (стабильности во времени), субъективной значимости, контрастности, а также уровень самоуважения. По всем этим показателям переходный возраст заметно отличается как от детства, так и от взрослости, имеется грань в этом отношении и между подростком и юношей.

В ранней юности происходит постепенная смена «предметных» компонентов Я-концепции, в частности, соотношение телесных и морально-психологических компонентов своего Я. Юноша привыкает к своей внешности, формирует относительно устойчивый образ своего тела, принимает свою внешность и соответственно стабилизирует связанный с ней уровень притязаний. Постепенно на первый план выступают теперь другие свойства Я - умственные способности, волевые и моральные качества, от которых зависит успешность деятельности и отношения с окружающими.

Интерес к себе в подростковом возрасте в одних случаях связан с чувством аутосимпатии, а в других с наличием внутренней конфликтности и общего негативного фона по отношению к себе [8;46].

Известно, что в подростковом и юношеском возрасте усиливается стремление к самовосприятию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими. С этим сопряжено становление самосознания.

До подросткового возраста свои отличия от других привлекали внимание ребенка только в исключительных, конфликтных обстоятельствах. Его «я» практически сводится к сумме его идентификаций с разными значимыми другими людьми. У подростка и юноши положение меняется. Ориентация одновременно на нескольких значимых других делает его психологическую ситуацию неопределенной, внутренне конфликтной. Бессознательное желание избавиться от прежних идентификаций делает его активным в рефлексии, а также активизирует чувство своей особенности, непохожести на других.

Подростковый возраст - это не только период физического становления, но и этап когнитивного развития, важной функцией которого является построение теории самого себя.

Очень важно, чтобы у ребенка сформировалась адекватная Я-концепция. Выделяют 6 различных Я:

1. Реальное Я человека;

2. Собственное Я в представлении самого человека;

3. Его Я в представлении других людей;

4. Представления человека о том, что о нем думают другие;

5. Представления о том, каким ему хотелось бы стать;

6. Представления о том, каким его хотели бы видеть другие.

Рост самосознания и интереса к собственному «я» у подростков вытекает непосредственно из процессов полового созревания, физического развития, которое является одновременно социальными символами, знаками взросления и возмужания, на которые обращают внимание и за которыми пристально следят другие, взрослые и сверстники.

Обобщенной структурой самосознания выступает «Я - концепция». Центр личности -- «познающее Я», может иметь различные степени ощущаемости, в зависимости от цен грации субъективной системы. Самосознание «Я» включает в себя так же взаимосвязанные подструктуры - воспринимающие «Я-образы»: «актуальное Я», «реальное Я», «идеальное Я» и т.п. Отражая реально действующую в социальных ситуациях личность воспринимающие «Я-образы» создают второй ряд - ситуативные «Я-образы» (осознанные подструктуры эмпирического Я), объединяющие знания и мнения личности о себе, включая её телесные и психические особенности. Ситуативные «Я-образы», актуально осознаваемые и сменяющие друг друга в зависимости от быстроты изменений внешних обстоятельств определяют активность самосознания.

Таким образом, можем говорить о том, что самосознание подростка обладает определенными особенностями, отличающими его от самосознания, например, младшего школьника или юноши. К таким особенностям в первую очередь относятся: способность рассуждать абстрактно, логически, по аналогии, изменение содержания самоописаний и т.п.

1.3 Влияние личности взрослого и сверстников на образ «Я» у подростков

Говоря о самосознании, исследователи чаще всего упускают важную роль культурного окружения человека, воздействие огромного информационно-культурного пласта, в котором индивид выстраивает свои цели, поведение на протяжении всей своей жизни. Роль «значимых других» вряд ли можно свести только к функции «зеркального отражения», если учитывать один из важных механизмов становления личности и самосознания - идентификацию. Идентификация оказывается важнейшим процессом, точнее важнейшей психической деятельностью, идущей на встречу формирующим самосознание социальным влияниям.

Включаясь в систему общественных отношений, взаимодействуя с людьми, человек выделяет себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих психических и физических состояний и действий и процессов. Субъективное переживание собственного «Я» выражается в том, что человек понимает свою тождественность самому себе в настоящем, прошлом и будущем. Переживание своего «Я» является результатом длительного процесса формирования личности, который И.С. Кон обозначил как «открытие Я», рассматривая его как результат социализации.

Понятие «социализация» в различных научных школах не имеет однозначного толкования. Она означает социальное научение (необихивиоризм), процесс и результат социального взаимодействия (символический интеракционизм), самоактуализацию «Я-концепции» (гуманистическая психология). Каждое из этих направлений акцентирует внимание на одной из сторон многопланового феномена социализации. Социализация выступает как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта, осуществляемый в общении и деятельности, в ходе которого человек не просто усваивает социо-культурный опыт, но и преобразует его в собственные ценности, установки, ориентации, избирательно присваивая нормы и стереотипы, принятые в обществе или в референтной группе. Внешнее воздействие дает психологический эффект лишь преломляясь через ранее сложившийся у человека строй мыслей и чувств. Личностью становятся, научившись выделять своё «Я» из окружения, а так же сравнивая себя с ним. Важная роль окружения при этом заключается в его функции эталона и ориентира для самодетерминации.

Эталоны, задаваемые социо-культурным окружением, обуславливают форму и содержание самосознания.

Представление подростка о себе всегда соотносится с групповым образом «мы» - типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим «мы» полностью. Образы собственного Я оцениваются старшеклассниками гораздо тоньше и нежнее группового «мы». Подростки-мальчики считают себя менее сильными, менее общительными и жизнерадостными, но зато более добрыми и способными понять другого человека, чем их ровесники. Девочки приписывают себе меньшую общительность, но большую искренность, справедливость и верность.

Свойственное многим подросткам преувеличение собственной уникальности с возрастом обычно проходит, но отнюдь не ослаблением индивидуального начала. Напротив, чем старше и более развит человек, тем более находит он различий между собой и «усредненным» сверстником. Отсюда - напряженная потребность в психологической интимности, которая была бы одновременно самораскрытием и проникновением во внутренний мир другого. Осознание своей непохожести на других логически и исторически предшествует пониманию своей глубокой внутренней связи и единства с окружающими людьми.

И.И. Чеснокова предлагает различать уровни самосознания. На первом уровне соотнесение знаний о себе происходит в рамках сопоставления собственного «Я» и «другого человека». Изначально некоторое качество воспринимается и понимается в другом человеке, а потом оно становится основой для формирования представлений о собственном облике, собственном «Я». Основными приёмами самопознания здесь выступают самовосприятие и самонаблюдение. Второй уровень - уровень диалога с собой, где человек уже оперирует готовыми, сформированными знаниями о себе. Здесь разворачиваются такие механизмы как самоанализ и самоосмысление. Поэтому, по видимому, можно говорить, что «другой» выполняет роль эталона лишь на первом этапе формирования какого-либо личностного качества.

Изучением вопроса влияния на развитие личности существующего значимого взрослого (так называемого «Героя-взрослого») занималась исследователь Квартальнова Д.В. Проведенное автором исследование показало, что в подростковом возрасте существует такое психологическое образование как Герой. Герой является персонифицированным идеалом подростка. Героя может не быть, он может быть Внешним (когда главными для подростка в его образе являются внешность, таланты, общественное признание или деньги), или Внутренним (когда главным для подростка является внутренний мир Героя, его мировоззрения, внутренние достижения). Внутренним Героем может стать значимый взрослый (Герой-Взрослый). В результате исследования было доказано, было показано, что на ценностную иерархию подростка оказывает влияние наличие Героя, специфика подросткового возраста, средовые влияния и современная социальная ситуация, транслирующая определенный ряд ценностей.

Всех испытуемых Квартальнова Д.В. посчитала возможным разделить на несколько групп в зависимости от наличия или отсутствия у них образа героя. Испытуемых группы "Есть Герой-Взрослый" отличает высокий интеллектуальный уровень, выдающийся уровень творческого мышления, благополучная Я-концепция и повышенный уровень тревожности. Испытуемых группы "Есть Внутренний Герой не значимый взрослый" отличает выдающийся уровень интеллектуального развития, средний уровень творческого мышления, неблагополучная Я-концепция, низкий уровень тревожности. Испытуемых группы "Есть Внешний Герой" отличает среднее интеллектуальное развитие, низкий уровень творческого мышления, благополучная Я-концепция. Испытуемых группы "Нет Героя" отличает низкий интеллектуальный уровень, средний уровень творческого мышления, в целом благополучная Я-концепция. Таким образом, значимый взрослый может стать Героем, который является одним из факторов личностного развития подростка. Герой-Взрослый задает направление и цель развития подростка, являясь эталоном сравнения на всех этапах саморазвития. Появлению Героя-Взрослого способствует хороший интеллектуальный уровень подростка и высокий уровень творческого мышления. Наличие и специфика Героя влияет на выработку Я-концепции подростка. Качества, которые подросток выделяет в образе Героя-Взрослого, с одной стороны связаны с общей спецификой подросткового возраста, с другой - определяются личностными особенностями каждого подростка.

Глава 2. Изучение особенностей соотношения образа «Я» и образа взрослого в подростковом возрасте

2.1. Оценка значимых субличностей через систему ведущих ценностей подростка

Для более детального изучения индивидуального сознания подростков нами было проведено исследование. Суть его заключалась в том, как подросток оценивает собственные субличности или внутренние образы через актуальную для него систему ценностей.

Исследование было проведено на базе УО «Толочинская государственная средняя общеобразовательная школа №2».

Всего в исследовании приняли участие 15 человек. Из них 7 девушек и 8 парней.

Дата проведения: 25.05. 2009.

С целью определения наиболее значимых жизненных ценностей подросткового возраста в настоящее время было проведено исследование с использованием методики «Ценностные ориентации» М. Рокича.

Описание использованной методики:

Система ценностей ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и философии жизни.

Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.

М. Рокич различает 2 класса ценностей:

1) терминальные. Убеждение в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

2) инструментальные. Убеждение в том, что какой-то образ действий или свойство личности являются предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Респонденту предъявлены 2 списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листках бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

С целью выявления взаимозависимости субличностей подростка и актуальной для него системы ценностей, описанная выше методика была видоизменена. Так, респондентам предлагалось оценить насколько предъявляемые ценности (блок терминальных ценностей) актуальны для следующих персонажей: «Я - взрослый», «Я - идеальное», «Я в настоящем», «Мои родители». Ценности, предложенные для выбора подросткам:

1. жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

2. наличие хороших и верных друзей;

3. материально обеспеченная жизнь

4. свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

5. развитие (постоянное физическое и духовное совершенствование);

6. активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

7. познание (возможность расширения своего образования)

8. активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

9. счастливая семейная жизнь;

10. продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

11. развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

12. любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

13. общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

14. интересная работа;

15. творчество (возможность творческой деятельности);

16. уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)

17. здоровье (физическое и психическое);

18. красота природы

Ценностные ориентации - это элементы структуры личности, которые характеризуют содержательную сторону ее направленности. В форме ценностных ориентаций в результате обретения ценностей фиксируется существенное, наиболее важное для человека. Ценностные ориентации - это устойчивые, инвариантные образования («единицы») морального сознания - основные его идеи, понятия, «ценностные блоки», смысловые компоненты мировоззрения, выражающие суть нравственности человека, а значит, и общие культурно-исторические условия и перспективы. Содержание их изменчиво и подвижно. Система ценностных ориентаций выступает «свернутой» программой жизнедеятельности и служит основанием для реализации определенной модели личности. Той сферой, где социальное переходит в личностное и личностное становится социальным, где происходит обмен индивидуальными ценностно-мировоззренческими различиями является общение.

Самоопределение связано с ценностями, с потребностью формирования смысловой системы, в которой центральное место занимает проблема смысла жизни, с ориентацией на будущее.

2.2 Обработка и анализ результатов проведенного исследования

Результаты, полученные нами в результате проведения исследования могут быть представлены в виде сводной таблицы.

Таблица 1. Ценностные ориентации подростков

Название терминальной ценности

№ указанной ценности для блока «Я в настоящем»,

№ указанной ценности для блока «Я - взрослый»

№ указанной ценности для блока «Я - идеальное»

здоровье (физическое и психическое);

1

1

1

наличие хороших и верных друзей;

2

7

8

любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

3

14

16

уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)

4

4

4

интересная работа;

5

13

15

свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

6

15

13

материально обеспеченная жизнь

7

5

7

развитие (постоянное физическое и духовное совершенствование);

8

6

6

счастливая семейная жизнь;

9

2

3

познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

10

3

2

жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

11

8

5

активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

12

12

9

продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

13

9

11

общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

14

10

17

развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

15

17

18

счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей)

16

18

14

творчество (возможность творческой деятельности);

17

16

10

красота природы

18

15

12

В результате проведенного исследования, а также анализа полученных в ходе него результатов можно сделать следующие выводы:

- На первом месте для подростков (исходя из всех трех блоков) находится такая ценность, как здоровье. Видимо, собственное здоровье рассматривается подростками как условие личной успешности. Из представленного семантического пространства видно, что ценность здоровья для подростков в том, что его наличие дает уверенность в себе, способствует самореализации. Так как сфера отношений с родителями и близкими людьми для подростка является значимой, то естественно и желание, чтобы они были здоровы. Именно по этой причине, возможно, подростки определяют ценность «здоровье» на первое место для всех предложенных к рассмотрению субличностей.

- По многим пунктам образы «Я-идеальное», «Я-взрослый» совпадают. Так, например, такие ценности как уверенность в себе, развитие, здоровье стоят для подростка на одних и тех же местах, если он говорит о себе как идеальном и о взрослом человеке. Совпадение блоков «Я-идеальное», «Я-взрослый» объясняется тем, что они складываются под влиянием родителей. Ребенок как бы запрограммирован быть похожим на своих родителей.

- Наибольшие расхождения в позициях по блокам определены для ценности «любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)». Если для себя в настоящем подростки определяют место данной ценности на 3 позиции, то для взрослого человека эта позиция смещается на 14, а для идеального человека, по мнению испытуемых, данная ценность определяется только на 16 место. Таким образом, для подростков любовь имеет ценность, однако, признается ими значимой только в данное настоящее время. Испытуемые признают возможность, что данная ценность потеряет в будущем свое решающее и доминирующее для них значение.

- Также менее ценной, по предположению подростков, в будущем (для взрослого человека), а также для идеальной личности оказывается такая ценность как «наличие верных друзей».

- Подростки указывают, что такая ценность как «активная деятельная жизнь» находится на 9 месте для идеального человека, в то же время сами они ставят данную ценность только на 12 место. Такое же место определено для указанной категории для субличности «взрослый человек». Здесь мы видим, что подросток не отделяет себя от взрослого в отношении показателя активности и деятельности в жизни. Они же указывают, что стремление к идеальной личности заключается во владении данной ценностью в полной мере.

- Имеются также расхождения в отношении к такой ценности как «приятное времяпрепровождение». Так, если подростки для себя в настоящем времени ставят данную ценность на 15 место, то для взрослого человека, по мнению испытуемых она должна находиться на 17, а для идеального человека еще она является еще менее ценной и находится только на 18 месте.

- Наблюдаются расхождения в отношении ценности счастливой семейной жизни. Так, для себя подростки выставляют данную ценность на 9 позицию, в то время как для взрослого человека и идеального человека она, по мнению подростков, будет более значимой: ей отводятся 2 и 3 места соответственно. Данный факт вполне логичен и объясним. Действительно, сензитивным возрастом для создания семьи как раз является молодость (или «взрослость» в понимании подростка). Важно, что ценность семейного счастья является одной из главных и для «идеального» для подростка человека. Таким образом, данный факт позволяет нам говорить о том, что подростки осознают важность семьи, семейного благополучия в жизни человека, адекватно и положительно относятся к институту семьи.

- Достаточно значительное расхождение имеется в отношении ценности «жизненная мудрость». Так, подростки выставляют данную ценность для себя только на 11 позицию. В то же время испытуемые предполагают большую значимость данной ценности для взрослых (8 позиция) и для идеального человека (5 место). Объяснение такого расхождение вполне объяснимо, исходя из определения, данного к указанной ценности: «зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом». Здесь, очевидно, важную роль играет именно указание на то, что суждения и позиции опираются на жизненный опыт человека.

Таким образом, подростки подтверждают информацию о важности для их полноценного развития таких ценностей как «любовь», «наличие друзей», «интересная работа», однако же они предполагают, что данные ценности в будущем утратят свое ведущее значение. Можно сделать предположение о том, что образ взрослого, образ идеального человека связывается в сознании подростка с творчеством, серьезностью, стабильностью, в то же время для себя подростки не отрицают наличие хорошего времяпрепровождения, общения со сверстниками в качестве ценности.

Говоря о проблеме несовпадения реального «Я» и «Идеального Я», необходимо отметить, что это несовпадение вполне нормальное, естественное следствие когнитивного развития. При переходе от детства к отрочеству и далее самокритичность растет. Расхождение Я-реального и Я-идеального образов - функция не только возраста, но и интеллекта. У интеллектуально развитых подростков расхождение между реальным Я и идеальным Я, т.е. между теми свойствами, которые индивид себе приписывает, и теми, которыми он хотел бы обладать, значительно больше, чем у их сверстников со средними интеллектуальными способностями.

Заключение

Теоретический анализ литературы по проблеме самоопределения и развития образа «Я» в подростковом и раннем юношеском возрасте позволяет сделать следующие выводы:

В основе самоопределения в ранней юности лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу; активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла своего собственного существования.

Наиболее емким определением личностного самоопределения является процесс формирования смысловой системы, в которой слиты представления человека о себе и о мире.

Я-концепция может быть рассмотрена как фактор личностного самоопределения в ранней юности.

Для подростков на первом месте находится такая ценность, как здоровье. Таким образом, можно сделать вывод о том, что собственное здоровье рассматривается подростками как условие личной успешности. Ценность здоровья для подростков в том, что его наличие дает уверенность в себе, способствует самореализации. Именно по этой причине, возможно, подростки определяют ценность «здоровье» на первое место для всех предложенных к рассмотрению субличностей.

В результате проведенного исследования подростки подтверждают информацию о важности для их полноценного развития таких ценностей как «любовь», «наличие друзей», «интересная работа», однако же они предполагают, что данные ценности в будущем утратят свое ведущее значение. Можно сделать предположение о том, что образ взрослого, образ идеального человека связывается в сознании подростка с творчеством, серьезностью, стабильностью, в то же время для себя подростки не отрицают наличие хорошего времяпрепровождения, общения со сверстниками в качестве ценности.

Несовпадения реального «Я» и «Идеального Я», выявленное по нескольким пунктам проведенной методики вполне нормальное, естественное следствие когнитивного развития. При переходе от детства к отрочеству и далее самокритичность растет. Причем, необходимо также заметить, что частота несовпадения реального «Я» и «Я идеального» у подростков прямо пропорциональна уровню их интеллектуального развития.

Личностью становятся, научившись выделять своё «Я» из окружения, а так же сравнивая себя с ним. Важная роль окружения при этом заключается в его функции эталона и ориентира для самодетерминации. Эталоны, задаваемые социо-культурным окружением, обуславливают форму и содержание самосознания. Именно этим определяется роль окружения (в том числе взрослого) в становлении и развитии образа «Я» в подростковом возрасте.

Список литературы

1. Бирюкевич Е.А. Развитие образа Я при переходе от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту: Автороферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук БГПУ им. М.Танка. - М., 2002. - 22 с.

2. Васильева З.И. Изучение особенностей старших школьников. // Вопросы

психологии. №5., 1993., - С. 34-38.

3. Горьковая И. Нравственные и правовые аспекты самосознания у школьников // Адукацыя і выхаванне. - 1995. - №5, - С. 13-19.

4. Завадская Ж.Е. Способность к самоопределению как показатель социальной зрелости старшего школьника//Адукацыя і выхаванне, - 2006., - №10, - С. 35-42 с.

5. Егорычева И.Д. Подросток и взрослый в пространстве современной России: взаимодействие по касательной (некоторые итоги и перспективы развития) // Мир психологии. - 2008. - №1, С. 189-202.

6. Капустина Н.Г. Подросток: период после детства // Начальная школа плюс до и после. - 2008, - №1, С.20-24.

7. Корепанова М.В. Взрослый и ребенок: проблемы отношений // Начальная школа плюс до и после. - 2004, - №10, С.4-5.

8. Курпаткін А.М. Сацыяльна-псіхалагічная адаптацыя і вобраз “Я” у юнацтве// Веснік БДПУ. Сер. 1., Педагогіка. Псіхалогія. Філасофія. - 2005. - №4, с. 45-51.

9. Личко А.Е. Подростковая психология. М., 1985, - 264 с.

10. Мир подростка. /Под. ред. Снежневской Р.Д. М., Педагогика. 1989, - 233 с.

11. Поливанова К. Психологическое содержание подросткового возраста// Воспросы психологии. - 1996, - №1, С. 20-33.

12. Прихожан Е. Понять другого: подросток и взрослый - несколько штрихов к вечной теме // Семья и школа. - 1997. - №10, С. 4-6.

13. Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Ю.И. Фролов. Рос. пед.

агентство. М., 1997, - 234 с.

14. Психология подростка: Учебник / Под ред. А.А.Реана. - С.П.: Прайм-Еврознак, 2004, - М.: ОЛМА-ПРЕСС, - 2004. - 480 с.

15. Тесова Е. Подросток: самовоспитание и самопознание // Праблемы выхавання. - 1997. - Вып. 6., - С. 68-72.

16. Тихонрович О.В. Особенности Я-образа воспитанников социальных приютов // Весці БДУ. Сер.1. Педагогіка. Псіхалогія. Філасофія. - 2008. - №4, С.35-39.

17. Туманова Е.В. Образ отца и образ себя у подростков (возрастные и гендерные аспекты)// Психологическая наука и образование. - 2007, - №4, С. 16-24.

18. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. Дубровиной И.В. М., 1987, - 230 с.

19. Хухлаева О.В. Психология подростка: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология и педагогика». - М.: Академия, 2004. - 159 с.

20. Шельштейн Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте. //

Вопросы психологии. №2. 2000, - С.76-82.


© 2010 Рефераты