1. Предмет и задачи. Сравнительная психология изучает филогенез, онтогенез, закономерности и функции психики, врожденное и приобретенное. Она рассматривает в сравнительном аспекте психологию приматов и человека, особенно ребенка. Зоопсихология рассматривает проблему антропогенетически значимых черт высших позвоночных, особенно приматов. Особая область - изучение интеллекта животных. Иногда зоопсихология воспринимается как метод, а не самостоятельная наука. Предмет и объект зоопсихологии: Объект - поведение, практическая деятельность животных. Предмет - их психическое отражение, т. е. психика. Предмет зоопсихологии: зоопсихология - наука о проявлениях, закономерностях и эволюции психического отражения на уровне животного, о происхождении и развитии в онто- и филогенезе психических процессов у животных и о предпосылках и предыстории человеческого сознания. Сравнительная психология- наука о закономерностях происхождения и развития психики животных и человека, об общем и различном в их психической деятельности. Этология - наука изучающая поведение животных. Психика - это форма отражения реальной действительности, позволяющая организму животного адекватно ориентировать свою активность по отношению к среде. У жив. о психич. реакциях определяют по поведению(совокупность внеш. преимущественно двигательной активности направл. на установл. жизненно - активной связи со средой. Зоопсихология базируется на физиологии всех видов, связана также с экологией, антогинезем и др. науками развития человека. Задачи зоопсих. : теоретические(решение задачи о соотношении бытия и сознания, познание психики человека, изучение психпроцессов и функ. на низших уровнях эвол. развития, на жив - ых можно моделировать определенные условия, кот. влияют на психику человека. И прикладные(использование знаний о психике жив. в хоз. и бытовой деятельности чел - ка, использ. знаний о психике жив. в природоохранной деят. чел. , использ. знаний о психике жив. в развивающих и психотерапевтических целях - анималотерапия).
2. История развития. Ч. Дарвин. Его работы дали начало сравн. и экспериментал. исследованиям "Выражение эмоций у животного и человека" - 1872г. Дарвин использовал объективным метод изучевиния психики. Опред. проявления эмоций у человека и у животных схожи. Категории поведения: 1)Инстинкт(комплексы простых без/усл рефлексов). 2)Способность к обучению. 3)К рассуждению. Посде Дарвина ученые идут по двум направлениям. Антропомофизм - стремление преувеличивать разумность животных и приписывать им человеческие свойства(сознание, волю, любовь). Это перенисение всех человеческих качеств на животных. Джон Роменс - ученик Дарвина. "Ум животных"Доказывает, что животные во многих ситуациях осуществляют разумные действия. Механицизм. Жак Леб, Дж. Уотсон, Павлов. Гл. постулат в изучении поведения жив. : "любым выводам должно предшествовать наблюдение". При изуч. жив - ого необх. отказаться от попыток узнать то, что нам знать не дано. Против антропоморфных тенденций Ж. Леб: теория тропизмов. Тропизмы - это генетически фиксированные механизмыпространственной ориентации и двигат. активности, животных в сторону благоприятных или от неблагоприятных условий среды(атомы поведения животных). Леб резко выступал против теории нервных центров и считал ее научной ошибкой - атомистический подход. Павлов - рефлексы - атомы поведения животных. Бихевиористы - Уотсон: поведение постороено из секретных и ышечных реакций организма, которые в свою очередьдетерминированы действующими на животное внешними стимулами. Бих - ты отбрасывали возможность того. ючто существуют какие - то процессы переработки информ. в нервной системе - промежуточные переменные. Заслуга: нахождение высокоточных приемов количественного анализа поведения. Толмен вводит понятие"промежуточных переменных" между стимулом и реакцией, кот. называются независимыми стимулами. Отец когнитивного подхода в зоопсих. - Л. Морган обособил обучение в инстинкты научения. Обучение - приобретенные, инстинкты - врожденные. Он пологал, что жив - е в ряде случаев действуют методом проб и ошибок. Тондайк(ученик Моргана)разработал учение о методе проб и ошибок. Морган - закан экономии: нельзя объяснить поведение жив. наличием разума, т. к. это объясняется наличием инстинкта. Вагнер - основатель зоопсих. (отечеств. ), кот. занимает небольшую часть сравн. псих. Ладыгина - Коц - зоопсихолог, одна из основателей. Фабри - основатель, автор зоопсих. и сравн. псих.
3. Методы исследования. 1)Метод наблюдения за поведением животного. Требует обязательной документации. Может осуществл. в естеств. или искуств. созданных условиях. 2)Метод наблюдения следов прибывания животных и их расшифровка. 3)Экспериментальные методы. а)методпроблемной клетки(садят жив. в клеткуи наблюдают как оно ее откроет), б)метод лабиринт, в)метод обходного пути(изучить возможности и способности к экстрополяции), г)метод дифференцированной дрессировки(проявляют устойчивость психики), д)"выбор на образец", иначе называется "дай такой же", е)метод проблемного ящика(из ящика достать еду, проверяется возможность использовать инструменты), ж)метод неподкрипляемого манипулирования(для исследования оринтировачно - исследовательского наблюдения), з)ситуационный метод.
4. Потребности и мотивации. 1)Потребность - отражение в форме переживания нужды индивида в том, что необходимо для поддержания его жизнедеятельности. Хар - ка потребности - определенная направленность на компонент среды или изменение состояния самого субъекта. Потребность выражает связь потребностного состояния с предметом потребности. Предмет потребности - то, что необходимо для обмена вещ - в(внутр. и внешнего(через мембрану клетки)). При психической форме отражения субъект начинает действовать до контакта с предметом потребности и для наступления этого контакта. Ключевой хар - кой предмета потребности внешнего обмена является то, что он заключен в объекте среды. 2)Мотивация - родовое понятие для определения совокупности факторов, механизмов и процессов, обеспечивающих направленность поведения. 3основных компонента: побуждение, направление, наличие у субъекта способа осуществления необх. поведения. Мотивац - й процес - процесс, придания мотивационной ф - ции различным содержаниям, задействованным в деятельности субъекта по удовлетворениюпотребности. 3)Псих. деятельность - орг - я всей активности субъекта в единую, целостную систему, напрвленная на удовлетворение потребности. Постоянство любого челове - ого организма - динамический гомеостаз(нужно сохранять постоянство параметров внутр. и внеш. среды). Для сохран. гомеостаза нужно затрачивать энергию(для энергии нужно поступление питат. вещ - в). Любая двиг. активность явл. мотивом для удовлетвор. потребностей. псих. деятел. будет меняться в зависимости от изменения среды - адаптация(приспособление всего организма). Поведенч. реакции возникают в ответ на потребности, вызванные определ. мотивацией.
5. Эволюция форм поведения как основа развития психики. Материалистическое решение проблемы зарождения психики возможнолишь на основе возникн. психики из первичной реакции живой формы материи, кот. называют раздражительностью. В ответ на действия раздражителя любой организм реагирует изменением обмена веществ. Раздражимость - это реакция на действия раздражителя. Для оценки реакции раздражимости, путем отбора, возникла новая форма - чувствительность(это способность к ощущениям, это есть элементарное психич. явление). Леонтьев, Выготский: Организм реагирует на раздражитель в силах оценить правильно ли он отреагировал. Таким образом, чувствительность в рез - те позволила организмам расширить свои "представления" о мире. Эта форма привела к правил. адаптации к условиям существования, т. е. к эволюции психич. деятельности. Таксисы - новая форма движения псих. деятельности. (хено - , термо - , электро - , фото - таксисы). Самой первой формой таксиса явл. кинез(просто движения беспорядочно). Появилась сле. форма реакций организма на измен. окруж. среды. Появились нервные стр - ры - рефлекс. Нет нервных элементов и нет рефлекса. Он стал наследоваться, строился в генетику клетки данного вида жив. , данного организма и т. д. Реакции собрались в комплексы, кот. назыв. инстинктами(комплексы простых без/усл рефлексов). Импринтинг - запечетлевание, конкретное преспособление к конкр. среде. Научение - это самостоятельная форма: я должен, мне надо(способность жив. принужденно изменять свое поведение). Появляется элементарная рассудочная деятельность. На этом заканчивается псих. деят. животных. От элем. формы псих. деят. - чувствительности к возникновению элементар. рассуд. деят. у животных.
6. Эволюция сенсорных систем. Раздражимость - это физич. действительность реальных объектов окр. мира. Результаты привели к необходимости оценить самих себя. Надо изучить псих. сторону отражения. Чувствительность - это начало элементарной психики. В биологич. объектах возникли специальные системы - сенсорные(чувствительные). Задача сенсорных систем - донести до организма любой сложности всю важную для него информацию: о внеш. и внутр. мире и о изменениях в мире. В организме такими датчиками явл. анализаторы: слуховые, вкусовые, тактильные, двигательные, зрительные, обонятельные. (Прим. строение анализатора: Получение информац. рецепторами=>преобразование в элект. сигнал=>передача эл. сигналов в центр=>центр переработки информ. =>выработка команд=>звенья передачи команд=>исполнение команд)Животные воспринимают объекты, кот. необходимы для выживания, поэтому в совершенстве развиваюся же анализаторы, кот. обеспечивают им в достаточной мере информ. об объектах питания или кот. угрожают жизни. эволюция сенсор. систем шла в направлении обеспечения адекватности организма животных в условиях их выживания.
7. Безусловный рефлекс. Самой первой формой таксиса явл. кинез(просто движения беспорядочно). А когда спецефический кинез, то это таксис(новая форма движения псих. деятельности). Б/усл рефлекс - это ответная реакция организма на раздражитель с обязательным участием нервной системы. если нет нервной системы, то таксис, а если еще ниже, то кинез. Раздражитель - какое - то изменение внеш. среды. Материальным субстратом для осуществл. рефлекса явл. рефлекторная дугас обратной связью. Рефлекторная дуга представлена нервными элементами. (рецептор - центр - орган исполнитель). Б/усл. рефлекс исполняется сразу, без обдумываний, потому что к работе готова рефл. дуга. Рефлекс материален. Дуга - ее можно генетически наследовать. Б/усл. рефлексы наследуемы, принадлежат всем особям данного вида. Комплексами б/усл. рефлексов, предворяющим потребности адаптации к среде новорожденных, вооружаются все особи данного вида. Эти комплексы обеспечивают выживание новорожденного вне организма матери.
8. Классификация безусловных рефлексов. Классификация: по раздражимости (реакция на действия раздражителя), по анализаторам (слуховые, вкусовые, тактильные, двигательные, зрительные, обонятельные), по значению для организма. Возрастные особенности: существуют в реальном мире: зрелорожденные детеныши и незрелорожденные. У зрелорожденных все системы связаны с движением имеютвызревшие центры, т. е. рефлексы сразу начинают осуществляться. У незрелорожденных все системы связаны с двигательными. Все зависит от условий проживания. Есть рефлексы, центры которых, вызревают в ходе жизни в определ. сроки: половые рефлексы. Видовые особенности: рефлексы направлены на выживание, приспособление к окр. среде, размножение. Все притерто к условиям проживания.
9. Инстинкты, их характеристика и видовые особенности. Истистинкты - это цель б/усл. рефлексов, построенная таким образом, что конец одного служит началом другого. Для осущ. инстинкта необходим определенный метабол. или гормональный фон. В трудах античных мыслителей основные проблемы поведения нашли дост. внимание, породили массу обсуждений, очень важна роль в этих проявл. психич. активности животных. Ж. Ламетри подчеркивал биологич. приспособленность инстинктов. Впервые применил срав. подход к изучению псих. деятельности животных. Инстинкты - естественные потребности. Инстинкты в искуственных случаях проигрывают. Инстинкт запрограмирован генетически, нужен для приспособл. к условиям существования. Функции инстинкта: обеспечение приспособления субъекта к постоянным, не изменяющимся в теч. жизни индивида, условиям среды.
10. Концепция инстинкта и его структура. Инстинктивное поведение складывается из отдел. актов, кот. состоят из стереотипных движений. Поведение - это совокуп. двигат. функций, кот. ориент. во времени и пространстве. Конкр. инстинкт. движения - реультат длит. эволюционнго процесса. Характерные движения - соверш. , сенсорные(чувствительные) восприятия, развивается психика. Акт повед - инстинкт действ, движ. Истин форма регул деят представл собой генетич фиксир реакцию на стимулы. Внутр факторы инстинкт повед: - саморегуляция, т. е. внутр ритмич процессы саморегул - ся для того, чтобы соответств внеш комбинац факторам среды. - получая через сенс сист пуск сигналы, нерв сист способна так построить физиологич - ие ф - ии, чтобы поддерж гомеостаз; внимание раздражители, сост - ие в совок пуск ситуацию - ключ раздражители на кот орг - зм реагирует видовыми формами повед; - настраив - ие ключевые раздраж, кот пониж порог раздражимости нерв центров, отвеч за порог чувсв - ти. Общее св - во ключ раздраж - ей - специфич элемент - е призн жизнен важн компонентов среды (цвет, запах, размер, простр - ое полож). Структура повед акта: 1) поисковая фаза - в инстин - кормовом повед занимает главн место, много вар - ов (голодное жив - е отпр - ся на писк корма). 2) акт поедания - коротк по времени, специфич для кажд вида, единообразн по рез - ту) - ригидная, стереотипн фаза. Все компон инст повед: СП - ть иметь и сп5ецифич переж сост - ие нужды и удовлетвор потребн - ти отраж и эмоц - но оценивать необходимые двиг реакции в ответ на эти стимулы - обеспеч генетически - вродж пуск мех - ом инст - та - в форме эндогенных ритмов акт - ти, строен сенс - перцепт систем. - Готовность суб к выполн опред деят - и (налич потребн) - Появл стимулов из внеш среды - Объект по отнош к кот жив будет осущ деят - ть - Способн жив - о соответств образом реагир - ть на эти стимулы и дейст - ть с объектами (внутр и внещ факторы, обусл инст - е поведение.
11. Внутр. и внеш. факторы инстинктивного поведения. Внутрен. факторы: стр - ра, позв. сохр. внутр. среду - представление о гомеостазе(поддерживание опред. параметров). При изменении внеш. среды стр - ра стала устойчивой. Зависимость от окр. среды - в потребностях. Эти потребности явл. мотив. поведенческихактов. Постепенно для адекватности изменениям среды в организме развивается саморегуляция. Условия среды меняются с опред. периодичностью - организм может их отслеживать, закреплять их в генетике и предворять эти явления изменениям своих потребностей. Внут. ритмы регуляции физиолг. функций - эндогенные биоритмы, кот. синтезируются с внеш. явлениями. В отд. участках мозга закрепл. определенные движение, т. е. послед. движений для достиж. лучшей адаптации к условиям внеш. среды. Инстинктив. действия позволяют ей приспособиться лучше к взращиванию животных. Внеш. факторы: Получал через сенсорные системы пусковые сигналы, нервные стр - ры способны так построить физиол. ф - ций, чтобы они обеспечив. постоянство внутр. среды. Внеш. раздражители составляющие пусковую ситуацию названы ключевыми раздражителями на них жив. реагируют, без предварит. обучения видовыми ферментами поведения(двиг. реакции). Настраивающие раздражители, кот. пол. порог раздражимости нерв. цент. отвергающих за высоту порога.
12. Пластичность инстинктивного поведения. Инстинкт. поведение - это развивающаяся пластическая деятельность, изменяемая внешними воздействиями. 2 типа приспособления к окружающей среде: 1)Изменение организации(строения и функций животных), совершающееся весьма медленно и позволяющее приспособиться лишь к постепенным изменениями среды. 2)Изменения поведения животных без изменения их организации на основе высокой пластичности ненаследственных, индивидуально приобретаемых форм поведения. Эффективное приспособление к быстрым изменениям среды. В этом случае больший успех будут иметь особи с более развитыми психическими способностями, "изобретатели" новых способов поведения. Ригидное инстинктивное поведение не может выполнять эту функцию. Но, подобно изменениям строения тела, может служить приспособлением к медленным изменениям среды. Значение такого приспособления не менее важно для выживания вида, чем индивидуальное приспособление. Т. о. , постоянство инстинктивных компонентов поведения необходимо для выполнения наиболее важных функций независимо от случайных условий среды. Итог эволюционного пути, пройденного видом, самое ценное, что приобретено видом для выживания особи и продолжения рода. Эти передаваемые программы не должны меняться под влиянием случайных факторов. А в экстремальных условиях ещё имеются шансы выживания благодаря резервной пластичности инстинктивного поведения. В остальном реализация врождённой программы в конкретных условиях обеспечивается процессами научения, т. е. индивидуального приспособления видотипичного поведения к частным условиям среды. Индивидуальное приспособление без утраты накопленного в ходе эволюции требует основы в виде устойчивой инстинктивной диспозиции, благодаря которой животное может с выгодой для себя реагировать в любой ситуации.
13. Психический компонент инстинктивного поведения. Все начинается с актуализации потребности - влечения, драйва, кот. регулируются эндогенными факторами и сформированна в эволюции для того чтобы "заставить"субъекта выполнить основные задачи жизнедеятельности. Драйв - инстинктивное побуждение, врожденное, присуще данному виду животных. Предмет потребности заключен в объекте деятел - ти, и для удовлетворения потребности субъект должен с этим объектом взаимодействовать - это суть психич. деят - ти и само ее содержание. Удовлетворение потребности - форма фзаимодействия с объектом, в процесс кот. субъект испытывает состояние, кот. для него есть то, к чему он стремился. Инстинкт. форма как регуляция деят - ти, охватывает 1 и 3 части деят - ти. Середина же, т. е. сам процесс деятел - ти строится прижизненно на основе других механизмов. Таким обр. , психич. компонент инстин - о поведения заключает в себе стремление, влечение к переживаниям определенных состояний, кот. можно достичь с определенными объектами.
14. 16. Импринтинг и его роль. Импринтинг - запечетлевание. Имеет значение последствия. Существ. критические периоды, кот. может замыкаться на свою мать, особей другого вида. Существ. опред. время, в течении кот. осуществ. этот процесс. У ребенка растягивается до 2 - 3лет. Критические периоды для запечатления - периоды открытых систем. Дальше у незрелорожденных(больше 3 суток запечат. )По времени созревания периодич. и центральных стр - р. Можно запечетлевать температуру, степень солености воды. В опред. период у особей происходит запечетлевание особей своего вида - время 4 - 10недель. Объекты запечатления - родительские особи, братья и сёстры, будущие половые партнёры, внешние признаки потенциальных врагов. Запечатление изучено на зрелорождающихся, хотя оно свойственно и незрелорождающимся. Оно чаще происходит сразу после рождения в течение короткого периода при первой встрече с объектом запечатления. Половое запечатление. Самцы запечатлевают своих матерей как образец самки своего вида. У серого гуся и белолобого гуся. Если показать птенцу чужую маму, будет ухаживать за чужими самками. Если птенцам дикой утки показывать самца - альбиноса, половое поведение самок впоследствии будет направлено на селезней - альбиносов. Если не показывать взрослых особей, половое поведение будет направлено на особей такого окраса, как у братьев\сестёр. У млекопитающих половое запечатление - у копытных и грызунов.
15. Критические периоды для запечатлевания. 2 - 4мес. жив. должно приобретать навыки общения. Долговременный импринтинг - долгое присутствие запечатлевания.
17. Общая хар - ка процесса научения. Научение как одна из форм регуляции деят - ти основано на образовании временных связей между стимуляцией и эмоц - ой и двигат. рекциями субъекта. Ф - ция научения: принужденного изменения имеющихся форм поведения в ответ на прижизненно же возникающие, но в теченее длит. времени сохраняющиеся изменения. Поведение субъекта для своего изменения требует повторяющегося совпадения: стимуляции, эмоц - ой двигат - ой реакции субъекта, получаемого рез - та - подкрепления. "Натуральный" усл. рефлекс(классич. )явился основной эксперим - й моделью исследования механизмов научения в раб. Равлова. Сначала возникает индифферентный стимул, на кот. у жив. есть ориентировочная реакция, по кот. не связан ни с какими формами поведения. Сразу после этого стимула, частично перекрываясь с ним во время, появляется стимул, на кот. у жив - ого уже есть определенная ответная реакция. "Натур. "усл. рефлекс явл - ся отдельным компонентом всего процесса научения и объясняет механизм образования временной связи. Такое научение стало основой дрессировки как процесса, организуемого чел - ом, кот. подбирает необходимые стимулы, подкрепление и создает условия для выполнения жив - м необходимой ответ - й реакции. Интструментальный усл. рефлекс - сложное научение у жив - ых, при кот. жив - ые сами проявляют активность во взаимодействии со средой и устанавливают связи между компонентами научения. - Мотивированное поведение животных, когда субъекту необходимо было сам - но вычленить стимулы, реакция на кот. приведет к получению подкрепления. - Жив - ое сначало совершает ряд движений(проб), большинство из кот. не ведут к получениюподкрепления(ошибки). При инст - ом рефлексе обычно жив - ое имеет достаточную свободу в выборе ответных реакций, с помощью кот. достигается подкрепление.
18. Навык и тренировка как формы научения. Навык - форма научения, кот. проявляется на разных ступенял эвол - ого развития, важнейшая форма факультативного научения, проявляется на опред - ом уровне филогенеза. В рез - те его формирования примен - я врожденная двигательная координация - реакция поведенческая, но в новой ситуации. Сигналы старые, а реакции новые. 1)необходимость подкрепления реакции и навыка, т. е. нужна тренировка. 2)тренировочный процесс, чем он лучше тем лучше рез - т. 3)Для примитивных навыков достаточно устойчивого стереотипа. Стереотип - станд - ый ответ на станд - ый комплекс раздражителей. Оперантное научение - выборка способов поведения. Дрессировка - коррекция поведения жив - ого с целью комфортного проживания с ним. Гердт создала теорию о тренировках дрессировки и выделила 3 стадии дрессировки: 1)стадия наталкивания (простое, сложное, непосредственное)2)ст. обработки навыка 3)ст. упрочнения отработанного навыка.
19. Подражание. Имитационное научение: групповые птицы наблюдают за поведением друг друга, и если одна особь научилась делать что - то новое и полезное, остальные получают опыт через подражание. Способность к ситуационному звукоподражанию (особенно развита у скворцов Майна и попугаев). Птицы способны связывать звуки с обстановкой и в дальнейшем издавать эти звуки в подобной ситуации. Научение путем подражания заключается в индивидуальном формировании новых форм поведения, но путем одного лишь непосредственного восприятия действий других животных. Аллеломиметическое поведение: подражание без научения. Стимуляция видоспецифических действий (или действий, которым животное уже обучено). Эмоциональное заражение при беге табуна, общее зевание стада, одновременный отдых, собирание пищи. Выполнение видотипичных действий одними животными является побуждающим фактором для других. Взаимопоощрение видотипичной деятельности. Имитационное научение - обучение невидоспецифическим формам поведения. Обучение на основе общения.
20. Ассоциативный тип научения. Инсайт. При ассоциативном научении образуется ассоциативная связь между двумя психическими явлениями. (Жив устан соотнош между всеми 3 компон проц научения: стимулом, ответн реак и подкрепл. Жив либо примен имеющ - я реакции в нов сигн ситуац, либо измен имеющ - ся реакц) Инсайт - высшая форма научения, основывается на опыте, полученном раньше при других сходных обстоятельствах. Присущ только птицам и млекопитающим, обладающим интеллектом. Оказавшись в проблемной ситуации, животное остается неподвижным и только оценивает обстановку, не совершая никаких действий, после чего начинает действовать с учетом реально существующих связей между компонентами среды. Инсайт (озарение): а) собственно инсайт (“улавливание отношений”); б) подражание типа социального облегчения; в) истинное подражание (“копир повед актов”).
21. Дрессировка. - коррекция поведения жив с целью комфортного проживания с ним. Герд выдел 3 стадии дрессир: 1. наталкивания (простое (косвенное); сложное; непосредств (находка в поведении) 2 обработка навыка 3 упрочения отработанного навыка.
22. 23. 24. Пренатальный Период. Эмбриогенез. Эмбриональное повед имеет преадаптационное знач. В проц эмбри - за идёт ускор созр - ие отдельных нервных волокон, которые определяют жизненные функции новорожденного (например, сосательные движения). Внутриутробные движения влияют на координацию физиологических процессов, связанных с мышечной деятельностью, и тем самым способствуют подготовке поведения новорожденного. Новорожденные ягнята и козлята способны, не утомляясь, бегать до двух часов подряд. Но при этом надо учитывать, что эмбрион находится в обеднённой среде, ему “нечего отражать”, так что психика находится в процессе становления, это подготовка к активному взаимодействию с внешней средой. На этом этапе - только зачаточные формы элементов психики. Подготовка морфофункциональной основы психического отражения. Куо одним из первых показал, что в ходе эмбриогенеза происходит развитие двигательных функций. Отработка клевательных движений. Зародыши головоногих моллюсков вращаются внутри яйца вокруг своей оси со скоростью 1 об\час. У эмбриона дафнии антенны для плавания на середине срока начинают двигаться, а перед завершением поднимаются и принимают нужное для плавания положение. У зародышей костистых рыб: дрожание, подёргивание отдельных частей тела, вращение, змеевидное изгибание. У земноводных - плавательные движения, движения конечностей. Все эти движения проявляются под влиянием эндогенно обусловленного созревания внутренних функциональных структур, а не из - за внешних влияний. Млекопитающих труднее изучать, т. к. они в утробе матери. Опыты на крысе, в рот детёнышей которой вставили конюли и капали поочерёдно то обыкновенной водой, то горькой: формирование условного рефлекса. Попытки выплёвывания конюли изо рта и дёргание головой после нормальной воды в предчувствии горькой. Гормонами, вводимыми матери, можно повлиять на половое поведение детёнышей.
22. 25. Вродженное и приобр Ранний постнатальный период. Рожд - е - поворотный пункт. Эта стадия развития протекает по - разному у разных животных и отличается специфическими закономерностями. У большинства беспозвоночных личинки не похожи на взрослые особи и у них совсем другая жизнедеятельность. У высших позвоночных - зрело - и незрелорождающиеся. Феномены - врождённое узнавание, ранний опыт, импринтинг. Установление контакта с матерью и братьями как первое общение. Три типа сензитивных периодов в этом периоде: для процессов научения, стимуляции физиологических процессов и формирования общения. Если во время периода для общения детёныш ни с кем не пообщается, у него потом будут сложности с общением и воспроизведением. Формирование первичных коммуникативных связей - запечатление. Если запечатлят холодный макет матери, будут предпочитать его обогреваемому макету. Существование “обратного запечатления” - родители запечатлевают своих детей. Мальки цихлид тоже запечатлевают. У ящериц - анолисов кивание головой с одновременным вытягиванием ног (важный компонент общения) наблюдается уже через 5 минут после вылупления. Исследовательское поведение тоже характерно для этого периода. Элементарные ориентировочные реакции - рано даже у незрелорождающихся. Щенки, лисята на 1 - 2 день совершают поисковые маятникообразные движения головой (поиск соска матери). Обезьяны уже в первые дни двигают ушными раковинами. 28) Изолированные от матери проявляют большую исследовательскую и манипулятивную активность. Раннее манипулирование: преимущественно с помощью передних конечностей и других эффекторов: хобота, хвоста, челюстного аппарата, щупалец, клешней. Манипулирование - ведущий фактор развития сенсомоторных функций, т. к. в ходе него - наиболее тесный контакт со средой. Манипуляционная активность - высшая форма ориентировочно - исследовательской деятельности животных. Врождённое узнавание. Быстрая и верная ориентация по отношению к жизненно важным компонентам среды, особенно важная для зрелорождающихся. Врождённое узнавание проявляется во врождённом, не зависящем от индивидуального опыта видоспецифическом избирательном отношении животных к определённым компонентам окружающей среды, признакам объектов, ситуациям, в способности животных биологически адекватно реагировать на некоторые признаки ещё незнакомых им объектов и ситуаций. Ранний опыт. Врождённое узнавание дополняется и корректируется благодаря раннему опыту. Птенцы куриных, одинаково реагирующие на всё подвижное, скоро научаются различать безопасные объекты путём привыкания. Запечатление (импринтинг). Форма облигатного научения, отличается исключительной прочностью. Объекты запечатления - родительские особи, братья и сёстры, будущие пол партнёры, внеш признаки потенциальных врагов. Всё это раннее научение - облигатное научение (может осуществляться только во время сензитивных периодов).
27. Значение родительской заботы о потомстве в формир. психики у зрело - и незрелорожд. жив. Существуют в реальном мире: зрелорожденные детеныши и незрелорожденные. У зрелорожденных все системы связаны с движением имеютвызревшие центры, т. е. рефлексы сразу начинают осуществляться. У незрелорожденных все системы связаны с двигательными. Все зависит от условий проживания. Есть рефлексы, центры которых, вызревают в ходе жизни в определ. сроки: половые рефлексы. Любое повед треб прижизн доводки, даже врожд. Детёныши позвоночных рождаются на разных стадиях зрелости. Крайнее незрелорождение - кенгурёнок. Незрелорождённые - большинство млекопитающих. А птенцы ряда птиц и детёныши копытных - зрелорождающиеся (почти сразу способны выполнять основные жизненные функции - опорно - локомоторные, пищедобывательные и др. )Зрелорожд - ся детёныши начи подвергаться воздействию среды в уже почти сформированном состоянии и сравнительно мало подвержены вредным влияниям среды, но при этом чрезвычайно ограничены возможности дальнейшего прогрессивного развития поведения: имеют место лишь отдельные дополнительные надстройки усл - рефл - ой деят. Незрелорож - ся, хотя им приходится труднее и они не могут жить без родит - ой помощи, находятся всё же в более выгодном положении: развитие нервной системы у них ещё не вполне закончено и они могут подставить свои развивающиеся врождённые формы поведения под влияние внешней среды. В рез - те врожд формы повед значительно модифицируются. (по Орбели). Т. о. незрелорождающиеся более прогрессивны. Психически наиболее развитые жив относ к незрелорож - ся. Наследст формы повед обрабат - ся прижизн - о. Но это не единс - ое, что опред психич развитие - гуси и лошади обнаруживают высокий уровень.
28. 32. Манипулирование в формир психики у жив. Манипуляц акт - ть может производиться как с помощью конечностей, так и с помощью ротового аппарата и других эффекторов. Манипулируя, животные получают информацию о свойствах предметов. Манипулир с биологически нейтральными объектами даёт знания, кот впоследствии помогут выжить в трудных условиях, и таким образом наличие манипул - ой акт - ти обеспечивает выживаемость вида. У молодых обезьян (у низших обезьян - в возрасте 2 - 5 лет) наблюд другие манипуля игры, игры высшего типа. Сложн формы манипул при малой общей акт - ти. Подверж предмета разнообр, преимущ деструктивным возд - ям; возд им на другие объекты. Преимущ такой игры: совершенствуются высокодифференц и тонкие эффекторные способности (прежде всего пальцев) и развивается комплекс кожно - мышечной чувствительности и зрения. Животное углублённо знакомится со свойствами предметных компонентов среды и исследует их внутреннее строение. Получение большого запаса потенциально полезных знаний. Такие игры в ювенильном периоде также готовят обезьян к взрослому поведению в сфере питания, т. к. движения пальцев важны при обработке плодов.
29. 30. 3133. Хар - ка игры и т. д. О ювенильном (игровом) периоде можно говорить только относительно детёнышей высших животных. У других животных индивидуальное развитие поведения ограничивается созреванием врождённых форм поведения, облигатного и факультативного научения, и элементарными формами исследовательского поведения. Игровая активность, осуществляясь на врождённой, инстинктивной основе, сама служит развитию и обогащению инстинктивных компонентов поведения и содержит элементы как облигатного, так и факультативного научения. Играть тоже нужно научиться. Каждый вид поведения проходит в онтогенезе игровой период. Главное в игре - научиться устанавливать связи, неважно, между кем и чем (то же - у Эльконина). Главный признак игры - субституция (замещение). В игровой активности завершается процесс формирования элементов поведения, берущий своё начало от эмбриональных координаций. Важная познавательная роль игры: накопление индивидуального опыта. Совершенствование двигательной активности в играх животных происходит через манипуляционные игры. Манипуляции могут производиться конечностями (медведи, еноты, кошки) или преимущественно ротовым аппаратом (псовые). В совместных играх (2 или более участников) формируется общение. Совместные игры - только у животных, у которых развитые формы группового поведения. Проводятся и без предметов, и с предметами (молодые хорьки ищут твёрдые предметы, чтобы с шумом сбрасывать их в умывальник). В процессе игры строится иерархия. Игровая сигнализация: “приглашение” к игре у разных видов разное, сигналы, предотвращающие “серьёзный” исход игры - тоже, они соответствуют позам “умиротворения” у взрослых. Играми высшего типа Фабри называют такие, при которых наблюдаются сложные формы обращения с предметами при незначительной подвижности животного (сидит и манипулирует). При таких играх развивается чувствительность пальцев и зрение. Объектами манипулирования чаще являются биологически нейтральные объекты. Такие игры - в одиночку. В ходе игры животное приобретает информацию о качествах предметов и окружающей его среде. Это позволяет конкретизировать, уточнять и дополнять видовой опыт применительно к условиям жизни особи. Лоренц подчёркивал важность игры для выживания вида: в ходе игры животное относится к каждому предмету как к потенциально биологически значимому и так выискивает в разных условиях возможности для существования. Особенно это относится к “любопытствующим существам”, как врановые и крысы, которые благодаря этому преуспели в урбанизированной среде. Келер указывал на то, что игра - “практически непрестанный поиск проб и ошибок”, в результате чего животное научается важным для него вещам. Не всякая ориентировочная деятельность является игрой. Но манипулирование биологически “нейтральными” объектами вне их адекватного применения - это всегда игра, и это высшая форма исследовательской деятельности. Игровое манипулирование стимулируется появлением новых объектов. В наименьшей степени исследовательский компонент представлен в играх, служащих только “физическими упражнениями”, в наибольшей степени - где имеет место активное воздействие на объект игры, т. е. в манипуляционных играх. Игру можно рассматривать как латентное научение, т. к. в процессе игры приобретается информация о качествах предметов и среды, что составляет личный “багаж” каждого животного, который оно впоследствии может использовать.
34. Низший уровень элементарной сенсорной психики. На этом уровне развития находится довольно большая группа животных. Это и стоящие между растительным и животным миром жгутиковые, и сравнительно сложно устроенные одно - и многоклеточные животные. На низшем уровне поведение выступает в довольно разнообразных формах, но всё же мы имеем дело лишь с примитивными проявлениями психической активности. Простейшие активно реагируют на биологически незначимые свойства компонентов среды как на сигналы о появлении жизненно важных условий. Т. о. простейшим свойственна элементарная форма психического отражения - ощущение, т. е. чувствительность. Это самый низший уровень психического отражения, до этого было только допсихическое отражение растений. У низших животных психика направлена на добывание пищи и определение ее пригодности, избегание неприятных воздействий(при этом они отклоняются или обползают препятствия). Локомоция простейших осуществляется в виде кинезов - элементарных инстинктивных движений. Таксисы - генетически фиксированные механизмы пространственной ориентации двигательной активности животных в сторону благоприятных(положительные таксисы) или неприятных(отрицательные)условий среды. Термотаксисы, клинотаксисы (изменение траектории при встрече с преградой, например), геотаксисы, хемотаксисы(в ответ на химическое раздражение), фототаксисы(изменение освещения).
35. 36. Элементарная сенсорная психика перех стадия к перц псих. Элементарную сенсорную психику Леонтьев определяет как стадию, на которой деятельность животных "отвечает тому или иному отдельному воздействующему свойству (или совокупности отдельных свойств) в силу существенной связи данного свойства с теми воздействиями, от которых зависит осуществление, основных биологических функций животных. Соответственно отражение действительности, связанное с таким строением деятельности, имеет форму чувствительности к отдельным воздействующим свойствам (или совокупности свойств), форму элементарного ощущения". Стадия же перцептивной психики, по Леонтьеву, "характеризуется способностью отражения внешней объективной действительности уже не в форме отдельных элементарных ощущений, вызываемых отдельными свойствами или их совокупностью, но в форме отражения вещей". Деятельность животного определяется на этой стадии тем, что выделяется содержание деятельности, направленное не на предмет воздействия, а на те условия, в которых этот предмет объективно дан в среде. Это содержание уже не связывается с тем, что побуждает деят - ть в целом, но отвечает специальным воздействиям, которые его вызывают". Сенсорная психика. На уровне отражения проявляются только отдельные свойства предметов. Преобладание инстинктивных форм поведения. Беспозвоночные и рыбы. По мере развития деятельности происходит развитие образа и осуществляется переход на новую стадию. Перцептивная психика. Деятельность животных отражает отношения между предметами. В образе мира животных - отражение только отдельных предметов. Появление игровой деятельности. Медленно формируются прижизненные навыки.
К перех фазе можно отнести моллюсков, кольч червей, ранн хордовых (оболочников, бесчерепных)Передвиг - ползанием (плаванием), очень прост строен и образ жизни, многие ведут неподв образ жизни или явл паразитами. Манипуляц осущ ротовым аппаратом. Светоощущ как через светочувств клетки, так и через спец органы зрен (кот не позволяют опред объект, но интенсивность света определ - т). Нет акт - х жищ - ов, питаются органич вещ - вами раствор в воде, общен примитивное, огранич террит - м, пол - ым общ - ем, нет заботы о потомстве.
37. Общая характеристика низшего уровня перцептивной психики. Общая характеристика: 1)Ориентация поведения по отдельным свойствам предметов, но не по предметам как таковым. 2)Выраженный активный поиск положительных раздражителей, т. е. выражено положительное таксисное поведение. 3)Ригидные, “запрограммированные” элементы преобладают, но при этом есть и накопление индивидуального опыта (только в определённых функциональных сферах). 4)Новые категории инстинктивного поведения: групповое поведение, общение, ритуализация, агрессивность, территориальное поведение. 5)Способность к элементарному абстрагированию(узнавание треугольника вне зависимости от размера). Ограниченность: только при еде у пчёл, только в лабиринте у муравьёв. 6)Облигатное научение(обязательно для каждой особи этого вида, доводка видоспецифического поведения). Аллело - миметическое поведение(подражание без научения, стимуляция видоспецифических действий). 7)Забота о потомстве по видоспецифическим программам. 8)Орудийные действия(выравнивание входа в норку камешком у роющих ос, употребление листиков и комочков земли для переноса найденной еды у муравьёв). Членистоногие и головоногие моллюски способны воспринимать объекты, взаимодействовать с ними, учитывая целостную ситуацию, замечают появление новых объектов, различают формы. Эта способность определяется в эксперименте(дифференцировочная дрессировка). Территориальные виды членистоногих и головоногих хорошо знают свою территорию и замечают перемены, при этом первых план выходит ориентировочная деятельность.
38. Общая характеристика высшего уровня перцептивной психики. В эту группу входят хрящевые и костные рыбы, амфибии, рептилии и все остальные животные. Особенности животных на этой стадии: 1)Локомоция: разнообразная, а у животных на суше в связи со сложностью двигательных задач более совершенная. 2)Манипулирование: познавательное значение. По мере специализации часть функций передних конечностей передаётся ротовому аппарату. Мультифункциональность передних конечностей. 3)Комфортное поведение есть уже у членистоногих(муха чистит себя лапками), но здесь оно гораздо более разнообразно и индивидуально. 4)Способность к зрительному обобщению, восприятие и узнавание формы. Выраженность различна у низших и у высших позвоночных. 5)Общение: разнообразие и дифференцированность. Оптическое общение: "диалоги" поз. Акустическое общение: голос, свист крыльев при полёте, постукивание по стволу. Индивидуализированность общения. - - Хрящевые рыбы: акулы могут ориентироваться по отдельным свойствам объекта: чувствуют запах крови на расстоянии нескольких километров. Существует два вида акул - катраны и кошачьи акулы, сходные по строению, но различные по обучаемости. Рептилии более подвижны, чем амфибии. Появляется кора полушарий - мозг освобождается от непосредственной связи с рецепторами, сигналы переключаются через происходит обобщение информации, поступающей в мозг от разны органов чувств - более полное взаимодействие со средой. Взаимодействие со средой: в пищевом поведении наблюдаются более cложные формы заботы о потомстве. Поведение врожденное, но с опытом модифицируется. Пластичность поведения. В основном изучались черепахи. Они различают форму, вертикальные и горизонтальные полосы, но задачи на выявление абстрактного признака "неодинаковое" (3 изображение: 2 одинаковых, 1 - отличное)решать не способны. Возможности органов чувств у млекопитающих: исключительная острота органов чувств, способность к различению минимальных концентраций химических веществ, способность к тончайшей зрительной дифференцировке. Обоняние: собаки используются для распознания(обнаружения)преступников по запаху, но способны и к более тонкой дифференцировке: они могут по запаху человеческого волоса(до 5 см), концентрированного на абсорбенте, отличить преступника, могут различить однояйцевых близнецов, могут распознать наличие болезни (шизофрения) у человека, различают индивидуальный запах холоднокровных животных. Зрительные анализаторы: Цариф и умный Ганс - лошади, демонстрировавшие способность разговаривать и решать сложные математические задачи. Выяснилось, что лошади могут научиться наблюдать за малейшими непроизвольными движениями человека (руки, ноги, голова), его мимикой, и связывать эти движения с решениями задач, которые ставит животному человек. Взаимосвязи со средой очень разнообразны.
39. Переходная фаза от низш к высш уровню Перцептивн стадии. Сравнить вопр 37 и 38. Пояляются конечности, некоторая похожесть на заботу о потомстве, гнезда, норы, внутреннее оплодотворение. Довольно разв локомоторн и манипулятивная акт - ть
40. Дайте общую хар - ку переходной фазы от стадии развития перцептивной психики к стадии интеллектуальной. Переходная стадия от перцепт - ой к интеллектуальной: Живот с зачатками коры ГМ. Демонстрируют зачатки интел - ой деят - ти, т. е. структкрированно, с выделением действий. - забота о детенышах, - проявление у детенышей игровой ф - ции, - возможность своеобразной формы общения с человеком, друг с другом и животными др вида.
41. Общая характеристика стадий развития интеллктуальной психики. Жив - ые: группа птиц, плацентарные млекопитающие. Сущ. 2 уровня этой стадии: - низший Птицы: куриные. ю стайные Копытные: овцы. - установление связей и отношений объектов, в большей степени локомоторный способ общения на основе локомоторного опыта. - отражением объектов, их простр - х связей, - предвидят изменение положения субъектов только тогда, когда они движутся, - экстраполяция дв - я объектов. - высший жив - е, устанавливающие связи с объектами, на основе манипулятивного взаимодействия с ними, - опыт расположения объектов относительно себя и относительно друг друга. Содержание их отражения: - постро - е, динам - е связи, - отн - я объектов не только отн - о друг друга, но и относительно самого себя. - представленыспособы действия субъекта по изменению положения объекта. Приматы, кроме пангид. , ластоногие, китообразные, хоботные - теплокровность, - развитая кора гм. Образ жизни: требуют высокоразвитых поведенческих реакций; 1 - усовершенствовалось пищевое поведение; - усложнился поиск корма; усложнилась обработка и переработка пищи, - функция запасания корма. 2 - изменение комфортной среды жилья; капитаьные норы и гнезда. 3 - усовершенствование репродуктивной сферы: - забота о потомстве; - удолетворение детенышей в контактной, пищевой сферах; - запечатлевание поведния взрослых особей.
42. Переходня фаза к стадии сознания. Смотр вопр 40) и 42) Появление средств отражения действ, готовых сп - ов действий. Формир активный процесс речи. Деятельность приобр совместную форму. Инстинкт форма повед очень слабо выражена. Научение большинством способов. Деят регулир вербально. Мышление. Всегда связ с социализ и другими людьми. Огромная роль родительских функций.
43. Характкризуйте раннююю стадию сознания. - Развитие психики в онтогенезе требует вкючение др. субъектов не только для формирования нового опыта и структуры действия, но и для новых ср - в отражение и овладения готовыми способами действиями. - речевые зоны мозга форимров - ия в онтогенезе, только при участии носитилей языка, организующих прцесс усвоения речевых средств с ребенком, - в структуре деят - ти преобраз. происходят ориентировачно - исслед - й деят - ти, она трансформ - ся в познавательную с потребностями в познании не только окруж - го мира, но и самого себя. причем и эта форма деят - ти становится совместной и стротся в онтогенезе. - инстинкт - я форма регуляции деят - и присутствует у человека, она набл - я на начальных стадиях онтогенеза, но потом они начинают управляться. - инстинкт - я форма в ходе воспитания, развития личности стан - ся зависимой, подчиненной влиянию др. субъектов. - научение дополняется сознт - ой формой деят. - интел - ая форма регуляции деят - ти преобраз - ся искуственными знаковыми средствами и приобретает новую форму - вербальную. - функионирование сознания обеспечивается специалным психическим прцессом - мышлением, его физиологич - м основанием служит в коре гм и представлено функцион - ой системой, объединяющей речевые зоны и ассоциативные зоны соматомоторные интеллекта. - меняется потребностно - моитв - я сфера, они опосредованны знаковыми сред - и и совместной деят - ю с др. дюдьми. - человек осознает предмет потребгости и может прижизненно формировать. - Сознание - форма регуляц. деят - и, основанная на использовании искуственных знаковых средств и осущ - я посредством спец - го псих - о прцесса. ю т. е мышление преобразует все стороны психики и ее развитие в онтогенезе.
44. Комунникация у животных. Коммуникация бывает визуальной, химической и тактильной. Танцы пчел: через движения на поверхности сот пчелы сообщают о том, насколько далеко богатое пищей место. У муравьев - химическая коммуникация (мечение территорий) и антеннальный код (муравьи при встрече друг с другом, часто соприкасаясь усиками, обмениваются информацией о том, где добыть пищу). Все это - врожденное инстинктивное поведение, но это большой шаг в развитии психики. А также общение, т. е воспринятие субъектами инфо др от друга. На интеллект стадии партнёры по общению воспр друг др как участников обмена инфо и учит сост и намерения др др - а в постр - ии своей деят - ти. На созн стад коммун стан аспектом постр отнош со средой.
46. Общая хар - ка стадии развития интеллектуальной психики. Ближе всего к «уму» в человеческом понимании стоит элементарная рассудочная деятельность - способность животных, столкнувшись с новой для себя ситуацией, с первой попытки строить правильную модель поведения. В её основе лежит умение животных выявлять простейшие эмпирические законы*, связывающие предметы и явления окружающего мира, и оперировать ими для решения своих задач. Элементарную рассудочную деятельность изучал Л. В. Крушинский и представители его школы. В частности, они проводили опыты по экстраполяции - «опережению», т. е. умению животных проследить за движущимся объектом, исчезнувшем из поля зрения, и построить как бы мысленную траекторию его движения. Для рыб и лягушек, например, скрывшейся из поля зрения приманки более не существует - они тут же забывают о ней. Пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие способны к экстраполяции. Хищные звери, к которым относятся и кошки, решают подобные задачи прекрасно.
47. Экстраполяционные способности животных. Экстраполяция - перенесение навыка с одного на другой. Экстрополяционный уровень, инстинктивный. Способность к экстраполяции является врожденной и, чем выше уровень филогенетического развития, тем большей способностью к экстраполяции обладает животное. Экстраполяционный рефлекс(введенный Кру - шинским ) - термин, дляобозначения элементарной единицы рассудочной деятельности. Стимулом Э. р. служит движущаяся приманка, скрывающаяся за преградой;ответным действием на стимул является движение животного к другой стороне преграды. Т. о. , термин«Э. р. »указывает на способность животного прогнозировать события на основе улавливания особенностей хода текущих событий. При изучении условий образования Э. р. оказалось, что у тех групп животных, у кот. высока доля правильных решений задач, часто развивается ряд неадекватных форм поведения: появляются фобии экспериментальной обстановки, наблюдаются симптомы резкого возбуждения животных или, наоборот, их «застывание» на месте;животные начинают систематически избегать выбирать тот путь, который приводит к получению награды. Все эти формы неадекватного поведения могут исчезнуть после перерыва в опытах или после введения транквилизаторов. Образование Э. р. представляет трудную для мозга животных деятельность, часто приводящую к развитию невротических состояний. Экстраполяционное поведение, или, проще сказать, действия на основе анализа ситуации: ворона оценивает ее и делает вывод, как повести себя. Способность принимать решение исходя из окружающей обстановки именно у ворон развита лучше, чем у всех других птиц. Это ли не доказательство ума?
49. Интеллект животных. Предпосылкой и основой развития интеллекта животных является манипулирование, причём прежде всего с биологически “нейтральными” объектами. В ходе манипулирования происходит наиболее глубокое и всестороннее ознакомление с новыми предметами или новыми свойствами уже известных животному объектов, формируются обобщённые знания о предметных компонентах окружающей среды. "Бескорыстная любознательность". Отличительная особенность интеллекта животных состоит в том, что в дополнение к отражению отдельных вещей возникает отражение их отношений и связей. По мере развития интеллектуальных форм поведения фазы решения задачи приобретают разнокачественность: прежде слитая в единый процесс деятельность дифференцируется на фазу подготовления и фазу осуществления. Три критерия интеллектуального поведения животного: 1. Когда движения органов сменяются движениями орудий и становятся опосредованными. 2. Употребление орудий, предполагающее понимание объективных свойств вещей. 3. Структурный(целостный, оформленный характер всей операции. Операция шимпанзе не возникает из отдельных элементов, как при дрессировке крыс;интеллектуальная операция возникает сразу как целое, которое определяет свойства и функциональные значения своих составных частей.
50. Сравнительная психология, предмет, задачи. - сравнительное изучение психики на разных уровнях ее развития. Психика - это форма отражения реальной действительности, позволяющая организму животного адекватно ориентировать свою активность по отношению к среде. Сравнению могут подвергаться в целом эволюционные уровни развития психики, отдельные психич. процессы на разных стадиях эволюционного или онтогенетического(индивидуального)развития, системные образования психики(напр. , интеллект, игровая деятельность, общение), а также закономерности развития (индивидуального и видового)на разных эволюц. уровнях. Одной из областей сравн. психологии явл. сравнительное изучение психики животных и человека, поэтому и назыв. - сравнительная псих.
51. Генетическое родство и качественные различия психики чел - ка и жив. Келеру удалось показать, что человекообразные обезьяны обнаруживают интеллектуальное поведение того типа и рода, которое является специфическим отличием человека, а именно: что высшие обезьяны способны к изобретению и употреблению орудий. По Кёлеру, отсутствие языка и ограниченность представлений - причины тому, что шимпанзе не свойственны задатки культурного развития. У шимпанзе очень ограничены рамки прошлого и будущего, оно живёт в наличной ситуации. По причине этого шимпанзе не заготавливают орудия, что тоже является барьером для культурного развития. Речь шимпанзе - это звуки, выражающие их эмоциональное состояние, имеющие субъективное значение и никогда не обозначающие ничего объективного, не употребляющиеся в качестве знака. Т. о. речь не является человекоподобной. Любое рефлекторное движение у обезьян можно закрепить с 1 - 2 сочетаний. “Изобретение” средств: видит корм, старые движения не действуют, тогда обезьяна начинает выдумывать что - то своё, и каждый раз надо выдумать что - то новое. Так можно выработать жест у обезяны. Показано, что их язык - открытая система, использующая ограниченное количество языковых единиц и они комбинируются. Различия в строении левого и правого полушарий найдены только у человека и человекообразных обезьян. Перемещаемость (возможность передавать информацию о событиях будущего и прошлого) Особенности группового поведения у человекообразных обезьян есть возможность прижизненной смены ролей (здесь разумно привести пример с канистрами, которыми стучал субдоминантный самец, чтобы завоевать авторитет, и как свергнутый таким образом доминантный самец выкрал эти канистры и путём такого же грохотания вернул себе былую славу). Дружеские связи играют важную роль в определении доминантности. Ритуализированная агрессия: причина появления мимики у обезьян. Пристальный взгляд - первое мимическое выражение. Формы сотрудничества в стаде обезьян: Взаимное обслуживание. Взаимопомощь и сотрудничество на базе инстинкта самосохранения. Активное побуждение . Направленность. Способность к двойственным поступкам .
52. Сравнительное изучение развития психики у детенышей животных и у детей(на прим. человекообразных обезьян). Локомоторные движения у шимпанзе развиваются быстрее, чем у ребёнка, но в той же последовательности (поднимание головы 3мес/3мес; самостоятельное хождение 64мес/25 мес). Но при этом ребёнок выхаживается родителями, а шимпанзе рождается в стае. Важно воспитывать: наследника одного из немецких князей Каспара Хаузера с детства до 17 лет держали в темнице и с ним никто не разговаривал;в результате на свободе он с трудом ходил и сумел сказать только 1 фразу. Были проведены эксперименты по воспитанию шимпанзе в домашних условиях. Супруги Келлог воспитывали шимпанзе Гуа совместно с сыном. Дети вместе играли. Шимпанзе хуже научалась подражать ранее неизвестным движениям. Дети дружили. Гуа любила играть с детьми, но не любила, когда на неё показывали пальцем и смеялись(проявляла агрессию). Смех - с 8 месяцев. Эмоциональные выражения радости, облегчения. Кашель, смех, храп ночью. Гуа неспособна произнести "папа". Вначале Гуа лучше понимала слова, потом Дональд(сын)перегнал её. Научили носить одежду, чистить зубы, включать свет, сидеть на стуле. Ладыгина - Котс взяла на 2 года полуторагодовалого шимпанзе Иони. Игры, в основном деструктивного характера. Экспериментальные игры(с водой). Собирание предметов и объединение их по разным признакам. Разглядывание мира через цветную клеёнку. Мучил маленьких животных, не любил детей, тараканов давил рукой через тряпку. Когда рядом никого не было, практически не играл - нужна компания. Тоже эмоции радости. Ладыгина - Котс позже наблюдала за своим сыном и отметила сходство изменений мимики. Иони понимал ряд предложений типа “иди в клетку”, “иди ко мне”, “горячо”. Воспитание шимпанзе сводится к выработке условных рефлексов и навыков. Подражание. Рисование на бумаге не продвигается дальше линий.
53. Предметная деятельность высших обезьян как предпосылка зарождения трудовой деятельности человека. Исследования, проведенные рядом советских зоопсихологов(Ладыгина - Котс, Фабри и др. ), показали, что как низшие, так и высшие(человекообразные)обезьяны осуществляют в ходе манипулирования практический анализ объекта(расчленение, разбор его, выделение и обследование отдельных деталей и т. п. ). Однако у человекообразных обезьян значительно сильнее, чем у низших, выражены синтетические("конструктивные")действия, т. е. воссоздание из частей, целого путем сближения, соединения, наслаивания предметов, их скручивания, завертывания, переплетения и т. д. Конструктивные действия встречаются в природных условиях у шимпанзе при гнездостроении. В противоположность гнездостроительной внегнездовая конструктивная деятельность встречается редко и развита весьма слабо. Проявляется она в условиях неволи в запутывании, обматывании или переплетений, напр. , прутиков или веревок или в скатывании шариков из глины. При этом показательно, что такое манипулирование не направлено на получение определенного рез - та деят - ти, наоборот, чаще всего переходит в деконструирование, т. е. разрушение рез - та деятельности(расплетение, раскручивание, расчленение и т. д. ). Минимальное развитие у шимпанзе орудийной деятельности, т. е. употребление предмета как вспомогательного средства для достижения какой - либо биологически значимой цели, Ладыгина - Котс объясняет тем, что и в естеств. условиях такая форма обращения с предметами встречается крайне редко. Действительно, несмотря на интенсивное изучение поведения человекообразных обезьян в естест. условиях, осуществленное рядом исследователей за последние годы, известны лишь отдельные случаи орудийных действий. К таким наблюдениям относятся описанные Лавик - Гудолл случаи извлечения термитов из их построек с помощью веточек или соломинок или собирания влаги из углублений в стволе дерева с помощью жеваного комка листьев. В действиях с веточками наибольший интерес представляет то обстоятельство, что прежде чем пользоваться ими как орудиями, шимпанзе(как в описанных ранее опытах Ладыгиной - Котс)отламывают мешающие листья и боковые побеги.
54. Эволюция соц. отношений жив - ых и ее роль в формирования соц - ых отношений в чел - ком обществе. Начнем с социальных вопросов. В животном мире жизнь семьей и стаей с достаточно сложными иерархическими отношениями распространена. Разделение функций при совместной охоте в стае хищников - обычное дело. Даже возможно сотрудничество разных видов. В дикой природе в зачаточной форме присутствует и понятие частной собственности. Животные имеют личное жилье, гарем, делят территорию обитания. Это означает, что такие отношения естественным образом возникают, и животные признают право собственности за другими. В дикой природе возможна и добровольная передача своей собственности. При выкармливании потомства это повсеместно распространено, но в некоторых случаях это носит и гораздо более сложный характер, необъяснимый на основе примитивных моделей вроде врожденного инстинкта. К примеру, у некоторых видов самец кормит и самку, постоянно находящуюся с новорожденными. Многое из этого арсенала свойственно и человеку, но вот чего нет у животных, так это более сложного разделения труда, когда особи заняты не одним общим делом, а разными делами, не связанными одно с другим технологически. Такое разделение может быть реализовано двумя способами. Либо дальнейшее взаимодействие происходит на основе обмена, либо за счет организованного кем - то разделения функций в рамках сообщества. Последнее, безусловно, сложнее, и является продуктом усложнения социальных отношений. Обмен первичен, и именно его мы выберем в качестве первичного свойства, которое соответствует уже человеку.
55. Язык животных. Общение животных качественно отличается от человеческого. Человеческое общение имеет вербальный канал. Звуки животных относятся только к текущей ситуации. Язык животных - система знаков (сигналов, звуков), которые передают информацию.
Тактильная информация доминирует у беспозвоночных. Напр. , в колониях термитов существуют слепые термиты - рабочие, у которых развит тактильный канал коммуникации. Имеет значение у млекопитающих. Тактильный контакт с раннего детства служит у высших приматов основой представления о себе. Химический Особенно развит у насекомых и млекопитающих. Напр. когда животные метят территорию, издают сигналы тревоги. Связь при помощи зрительных сигналов характерна для позвоночных животных и головоногих моллюсков, что связано с развитостью органов зрения. Большую роль в визуальной коммуникации играют движения. Наиболее совершенная коммуникационная двигательная система существует у пчёл. Танцы пчёл изучались немецким физиологом Карлом Фришем (получил за свои исследования нобелевскую премию). Звуковые сигналы имеют ряд преимуществ: звуки более дифференцированы, чем запахи, и могут гораздо точнее отражать состояние животного. Аудиальная коммуникация - наиболее универсальный тип коммуникации, наиболее распространённый, присущий практически всем животным. У горбатых китов звуковая коммуникация происходит в форме песен, они могут слышать их на расстоянии нескольких сотен километров. У земноводных и пресмыкающихся данный канал развит гораздо меньше, чем у других животных. Инфо не имеет конкр адресата. Важным аспектом явл язык запахов. Сигналы жив очень определённы о какой то конкр ситуации (Опасность, пища и т. д. )Для общения чел с жив использ языки посредники, кот путём жестов (у обезьян) например передают инфо друг другу. (язык «Амслен»). Языки - поср могут усваивать попугаи, дельфины и челобразн обезъяны.
56. Сравнительно - психологичекий анализ роли игры в формировании взрослого поведения у животных и человека. Для многих видов жив. доказано, что если детенышей лишить возможности совместно играть, то во взрослом состоянии сфера общения окажется заметно ущемленной или даже искаженной. У морских свинок это выражается в сохранении инфантильного поведения, даже после полного полового созревания, и в ненормальных реакциях на сородичей и других животных. Самцы крыс нуждаются для выполнения воспроизводительной ф - ции в раннем игровом общении с другими крысятами. В этих играх содержатся основные двигательные элементы взрослого самцового поведения. У норок самцы научаются нормальному общению с брачным партнером в ходе совместных игр начиная с 10 - недельного возраста;щенки койота, выращенные без игрового общения, обнаруживали повышенную агрессивность и т. д. Особенно отчетливо значение совместных игр детенышей для дальнейшей жизни особи проявляется у обезьян. Как и у других животных, обусловленные этим нарушения обнаруживаются у взрослых особей прежде всего в их неспособности к нормальному общению с себе подобными, особенно с половыми партнерами, а также в материнском поведении. Молодые обезьяны учатся общаться друг с другом в "игровых группах", т. е. группах совместно играющих детенышей, где они, по Уощберн и де Воре, практикуют умения и формы поведения взрослой жизни. Важно отметить, что ф - цию партнера по игре с успехом может осуществлять другое животное или даже, человек. Об этом свидетельствует, напр. , то обстоятельство, что при изолированном выращивании детенышей обезьян, имевших возможность играть только с людьми, формирование полноценных форм общения происходит без помех. Аналогично обстоит дело и у детенышей хищных млекопитающих, в частности медвежат и волчат, когда воспитывающий их человек или другие животные(например, собака)заменяют естественных игровых партнеров. Все эти животные в дальнейшем оказываются вполне способными к нормальному общению с сородичами.
57. Значение импринтинга для формирования здоровой психики человека. Родовая травма - это травма психическая, обусловленная событиями и условиями существования в перинатальном периоде. Поэтому правильнее было бы говорить о травме перинатального периода. Родовая травма возможна вследствие действия механизма импринтинга, т. е. раннего запечатлевания, кот. возможно не только у маленького ребенка, но и у плода. Благодаря явлению импринтинга, например, во время первичного контакта матери и ребенка сразу после рождения между ними образуется сильная психоэмоциональная связь, основа их будущих взаимоотношений, "включается"способность матери непосредственно ощущать потребности младенца и чувствовать его состояние. Ребенок запечатлевает принявший его мир в форме первичных внеутробных ощущений, и эти ощущения - основа его взаимоотношений с этим миром, фон, на кот. будет строиться его сознательное отношение к миру. Будет ли это материнское тепло или агрессивная среда в виде резиновых перчаток, шлепающих по ягодицам для выжимания громкого крика и т. д. - все это несомненно имеет огромное значение. Каждый вид импринтинга имеет свое критическое время. Вот почему важен контакт ребенка и матери в первые же минуты после рождения. Хорошо известен факт, что если детенышей млекопитающего жив - го разделить с матерью сразу после рождения, то по истечении достаточно короткого промежутка времени мать может их не признать и даже съесть. Человеческая мать интеллектом понимает, что это"ее ребенок", но при изначальном разделении теряется то, что называется бондингом, т. е. та тонкая связь, позволяющая матери и ребенку быть нераздельным целым, позволяющая матери понимать язык ребенка и чувствовать его как себя. Благодаря явлению импринтинга происходит формирование бессознательных структур, являющихся основами личностных характеристик, в конечном итоге влияющих на мировоззренческие установки и творческий потенциал человека. Первичные условия жизни ребенка - это модель мира и жизни, которые он бессознательно усваивает. Естественное протекание перинатального периода создает ребенку тот"психический багаж", который позволяет ему жить в мире так же естественно, т. е. в гармоничных с ним отношениях. Нарушение естественных процессов ведет к отрицательным запечатлеваниям, имеющим следствием как серьезные психологические проблемы, так и проблемы с физическим здоровьем. Здесь мы и можем говорить о Родовой травме.
59. Наблюдение. Мет наблюд - послед фиксац всех повед проявл акт - ти об наблюд. Принцыпы: объ - ть, сист - ть, точность фикс данн, обесп естеств повед испыт с ситуац наблюд. Правила: постан цели, выбор методик, неоднократ провед, Виды: сплошное, выборочн, включен. Способы фиксац: сплошн протоколирование (с пом техн средств или ручная); выборочн проток - ие, повременный прот, граф схемы, кодирован инфо.
60. Эксперамент. Мет Эксперимента - проверка науч гип - зы с помощ конторл усл - ий деят испыт - го. Принцыпы: контроль усл и повед испыт - го; наличие спец разраб проц провед экспер и фикс получ данн; возм повтор - ия с теми же или др усл; объе - ть. Правила: исп наблюд и его даннпри анализе; обеспеч мотив - ии испыт, адекв гипот исслед; выбор экспер мет - ик, адекв выдвин гип и пс особ испыт - го. Виды экспер: а) Лабор экс: лабиринтная мет - ка; проблемн клетка и проблемн ящик; обходн путь (Келер). Типы методик: локомоторн (передвиж жив); манипулятивн (передв приманки); комбин. Б) естествен экс: мет - ка откр поля (откр огран простр в кот выпуск - ся жив) - исслед страт освоен нов простр; Использ модифиц лаб мет - ик в ест ср обит жив; моделир ест деят в условиях неволи. в) Формирующ экспер - моделир и изуч проц формир нов формы повед: классич обуславл - ие - выраб - ка усл рефлекса (Павлов); оперантное обусл - науч - ие путём проб и Ош - ок (Скиннер); Дрессировка(наталк - ие, отработка навыка, упрочение, пошаг подкрепл. ); диффернц науч - ие (абстрагир признака, переделка навыка, выбор на об - ец); науч - ие по подраж; исп - ие и изгот орудий; обуч исполь искусств знак - ых средств; изуч зачатков самосозн.