Психологические особенности профессиональной компетентности муниципальных служащих
p align="left">Зимняя И.А. опираясь на сформулированные в отечественной психологии положения таких авторов как: Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач, А.К. Маркова, выделяет следующие виды компетентностей:
- «компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности
- компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми
- компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах» (14, 40 с.).
Таким образом, каждая группа компетентностей включает в себя виды, образуя тем самым 10 основных компетенций:
1. компетенции здоровье сбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание и соблюдение правил личной гигиены;
2. компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни, ценности культуры;
3. компетенции интеграции: структурирование знаний, расширение накопленных знаний;
4. компетенции гражданственности: знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина;
5. компетенции самосовершенствования, саморазвития, саморегулирования, личностной и предметной рефлексии, смысл жизни, профессиональное развитие;
6. компетенции социального взаимодействия;
7. компетенции в общении;
8. компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач, интеллектуальная деятельность;
Первые пять основных компетенций входят в состав компетентности, относящейся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения. Шестая, седьмая компетенции входят в состав компетентностей, относящихся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы. И компетенции с восьмой по десятую образуют компетентность, относящуюся к деятельности человека.
Зеер Э.Ф. выделяет следующие компоненты профессиональной компетентности:
· социально-правовая компетентность - знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения;
· специальная компетентность - подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;
· персональная компетентность - способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализация себя в профессиональном труде;
· аутокомпетентность - адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкций (15, 53 с.).
Из вышесказанного видно, что, описывая понятие профессиональной компетентности, обязательным является определение основных ее составляющих, что порождает многообразие классификаций данного феномена. Как отечественные, так и зарубежные авторы занимались разработкой подобного рода классификаций, что свидетельствует об актуальности изучения проблематики профессиональной компетентности.
Проанализировав многочисленные психологические источники мы пришли к выводу, что профессиональная компетентность состоит из различных специфичных компетенций, определяющих успешность выполнения профессиональной деятельности и являющихся неотъемлемой частью личности профессионала. Одной из таких компетенций является личностная компетенция, обеспечивающая личностное развитие и самосовершенствование в процессе профессиональной деятельности. В дальнейшем мы перейдем к рассмотрению основных личностных характеристик муниципальных служащих, составляющих его профессиональную компетентность.
1.3 Составляющие профессиональной компетентности муниципальных служащих
Прежде чем рассмотреть вопрос содержания профессиональной компетентности муниципальных служащих, необходимо проанализировать условия и специфику деятельности на муниципальной службе.
Современный этап развития местного самоуправления характеризуется усилением внимания к такой ее важнейшей составляющей как муниципальная служба, центральное место в которой занимает муниципальный служащий. Делаются попытки создания концептуальной модели специалиста в области муниципального управления, исследуются профессиологические подходы, разрабатываются критерии и методики оценки уровня развития личностных качеств муниципальных служащих, способствующих эффективному выполнению профессиональной деятельности (41).
Рассмотрим общую характеристику деятельности муниципальных служащих.
Муниципальная служба, как это определено в законодательстве Российской Федерации, представляет собой профессиональную деятельность на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной (53). С другой стороны, муниципальная служба как профессия представляет собой род деятельности муниципальных служащих, определяемый разделением труда в сфере муниципального управления, обособлением определенной группы трудовых отношений (31).
Исходя из вышеуказанного определения муниципальной службы, можно выделить основные ее признаки:
1) Это особый вид публичной службы, т.е. служба в органах местной публичной власти;
2) Это профессиональная деятельность в органах местного самоуправления…муниципальные служащие - это лица, несущие службу на должностях в органах местного самоуправления;
3) Это деятельность по исполнению полномочий этих органов, т.е. деятельность, находящаяся в подчинении муниципального образования;
4) Это деятельность, организуемая на постоянной основе. Где постоянная основа деятельности муниципальных служащих будет обеспечивать профессионализм, стабильность ее выполнения (12, 147 с.).
По Законодательству муниципальная служба основана на следующих принципах (53):
1. Верховенство конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов Федерации над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении муниципальных служащих должностных обязанностей и обеспечении прав муниципальных служащих.
2. Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия.
3. Самостоятельность органов местного самоуправления в пределах их полномочий.
4. Профессионализм и компетентность муниципальных служащих.
5. Ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.
6. Равный доступ граждан к муниципальной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой и вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения и т.п.
7. Единство основных требований, предъявляемых к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций
8. Правовая и социальная защищенность муниципальных служащих.
9. Внепартийность муниципальной службы (32).
По своему содержанию муниципальная служба представляет собой не просто профессиональную, но и управленческую деятельность. От имени муниципального органа «муниципальная служба в рамках законодательства использует такие методы административной власти, как планирование, прогнозирование, управление, организацию, контроль. С помощью муниципальной службы проводятся в жизнь решения, программы, нормы, правила, запреты и предписания органов местного самоуправления» (30,143 с.).
Отсюда видно, что деятельность муниципального служащего должна регулироваться знаниями следующих законодательных актов:
- Конституция Российской Федерации (Глава 8)
- Гражданский Кодекс Российской Федерации (Глава 5 Части 1)
- Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
- и другое (58,13).
В связи со сложностью решаемых задач, направленных на управление трудно предсказуемой большой системой, включающей различные подсистемы с собственными целями и назначением, система муниципального управления является многогранной и многоуровневой структурой и использует инструментарий целого ряда экономических наук. К базе знаний муниципального служащего следует отнести не только углубленное знание данного региона, его природно-ресурсного потенциала, исторических, демографических особенностей, уровня экономического развития, но и вопросы управленческого характера, а именно построение системы управления, наиболее приемлемой и эффективной. Подготовка муниципальных служащих должна включать в себя получение знаний по следующим дисциплинам: экономическая теория, государственное регулирование, экономика, маркетинг, менеджмент и другие (31).
Существует законодательно установленные квалификационные требования к муниципальным служащим, согласно которым муниципальный служащий должен:
- знать об особенностях и специфике управляемых объектов - территориальных, социально-экономических систем. Знания конкретной территории приобретаются в ходе практической деятельности;
- обладать знаниями, навыками и умениями в основных областях профессиональной деятельности: управление экономическими процессами, управление социальными процессами, управление политическими процессами;
- обладать знаниями, навыками и умениями по основным видам профессиональной деятельности - правовой - контроль за исполнением законодательства (31).
Муниципальная служба является частью местного самоуправления и соответственно, обеспечивает исполнение управленческих полномочий муниципальных органов. Поэтому муниципальную службу можно определить как управленческий институт. В связи с этим, муниципальные служащие должны, наряду с узкоспециальными, иметь управленческие знания, навыки и способности, прежде всего в области сбора, обработки и обобщения информации, подготовки проектов решений, организации их исполнения, координации деятельности, регулирования и ряда других функций управления.
С психологической точки зрения, учитывая специфику деятельности муниципальных служащих, наибольший интерес для нас представляет содержание принципа деятельности муниципальных служащих, отражающего их профессионализм и профессиональную компетентность. Причем, профессиональная компетентность муниципальных служащих включает в себя помимо описанных выше знаний и умений специфичные компетенции относительно выполняемой деятельности. Одной из таких компетенций является личностная компетенция муниципальных служащих, состоящая из совокупности определенных личностных качеств.
Личностные качества определяются условиями и спецификой деятельности на муниципальной службе.
В 1991 г. Международная ассоциация управления городами и районами (ICMA) разработала набор основных компетенций и умений, необходимых для эффективной работы муниципального управляющего. Это наиболее полный список профессиональных компетенций, необходимых муниципальному управляющему (49, 110 с.):
1. Управление персоналом включает в себя такие личностные качества как: умение понимать межличностные отношения, мотивировать людей; объективность в оценке действий других людей; умение понимать командные отношения; способность направлять и координировать усилия группы; креативность; умение определять ожидания, формировать ориентиры, поддерживать всех членов коллектива.
2. Политическое содействие, включающее в себя: понимание групповой динамики и политического поведения; навыка организации коммуникации; способность вовлекать других в процесс анализа ситуации и возможных результатов деятельности; умение предвидеть последствия политических решений; способность передавать правильную информацию и давать здравые рекомендации.
3. Организация услуг включает следующие качества: навык оценки потребностей местного сообщества, наличных ресурсов; предвидение результатов решений, связанных с предоставлением услуг; способность формировать цели и показатели продуктивности деятельности, оценивать результаты; знание методов сбора информации; понимание организационных процессов; способность содействовать организационным улучшениям.
4. Стратегическое лидерство включает: понимание собственного стиля лидерства; проницательность; формирование перспектив; определение набора задач; способность создавать среду, поощряющую к инициативе и инновациям; прозорливость; творчество.
5. Приверженность демократическим принципам, включающая в себя следующие личностные качества: понимание демократических принципов, политических процессов, законодательства о местном самоуправлении; понимание групповой динамики; поддержание ценности различий в организации и в местном сообществе.
6. Организационное планирование и менеджмент подразумевает под собой: понимание и навык работы с бюджетом, финансового анализа; управление человеческим потенциалом; стратегическое планирование.
7. Коммуникация, являющаяся неотъемлемой частью любого управления, содержит в себе следующие характеристики: понимание принципов межличностной и групповой коммуникации; навык слушать, говорить и писать; способность убеждать, адаптировать предъявления к особенностям аудитории; восприятие вербальных и невербальных ответов; навык выбора наиболее эффективных коммуникативных методов для конкретных взаимодействий.
8. Целостность включает: справедливость; честность; понимание деловой и личностной этики; личную целостность; профессиональную целостность; содействие этике поведения в организации посредством личного примера, управленческой практикой, организацией специального обучения (49, 112 с).
Дополнительную группу черт и качеств личности муниципального служащего, влияющую на эффективность его деятельности отличает субъективный, личностный характер. Личностные характеристики служащего непосредственно связаны с его психикой, субъективными качествами, прирожденными, приобретёнными или развитыми способностями. Ведущее место среди них занимает интеллект, характеризующий умственные способности и развитие личности.
Таким образом, вышеперечисленной классификации раскрывают многообразие необходимых личностных качеств муниципальных служащих. Данные характеристики охватывают обширный пласт и многосторонность характерологических проявлений личности.
Мурашко А.Ф., исследуя проблему профессиональной компетентности различных категорий муниципальных служащих, предлагает следующий перечень показателей профессиональных и личных качеств:
1 категория - «руководители»(наряду с перечисленными ниже показателями качеств, руководители должны обладатькачествами, предъявляемыми и к специалисту):
1.1. Способность самостоятельно принимать решения
1.2. Оперативность принятия и реализации решений
1.3. Общая эрудиция и кругозор
1.4. Организаторские способности
1.5. Профессиональная предприимчивость с учетом требований рынка
1.6. Чувство долга и ответственности
1.7. Способность адаптироваться к новой ситуации и применять новые подходы к решению возникающих проблем
1.8. Умение держать слово
1.9. Принципиальность, честность
1.10. Умение вести деловые переговоры
1.11. Способность создать нормальные взаимоотношения в коллективе (психологический климат)
1.12. Восприимчивость к критике
1.13. Умение видеть, поддерживать и применять новое, передовое
1.14. Склонность советоваться с коллективом
1.15. Умение создать сплоченный коллектив
1.16 Умение эффективно и последовательно организовать работу по взаимосвязи с другими отделами, ведомственными и отраслевыми организациями, госорганами, отраслями, субъектами Российской Федерации
2 категория - «специалисты»:
2.1. Профессиональная компетентность
2.2. Знание отечественного и зарубежного опыта
2.3. Полнота, оперативность и качество выполнения работ и заданий
2.7. Умение четко излагать свои мысли письменно и устно
2.8. Аналитические способности
2.9. Дисциплинированность
2.10. Владение иностранными языками
2.11. Работа над повышением своей квалификации
2.12. Умение не допускать личностных конфликтов с сотрудниками
2.13. Ответственность за порученное дело
2.14. Инициативность в работе
2.15. Стремление довести начатое дело до конца
2.16. Умение строить деловые взаимоотношения
2.17. Работоспособность
Обобщая описанные выше характеристики можно сделать вывод о необходимости определенного набора личностных черт муниципальных служащих способствующие более эффективному выполнению их деятельности.
Специфика деятельности на муниципальной службе связана с принятием управленческих решений по социально-экономическому благоустройству населения города, и соответственно, зачастую протекает в непосредственно контакте с населением. Данный факт существенно отличает государственного и муниципального служащих и подтверждает необходимость и важность высокоразвитой личностной компетенции в деятельности муниципальных служащих.
Специфика управленческого решения на муниципальной службе, особенность муниципального управления состоит в том, что в основе деятельности на муниципальной службе должна быть социально-экономическая эффективность, качественное жизнеобеспечение населения (20, 46 с.). Содержание профессиональной деятельности на муниципальной службе - принятие и реализация социально-эффективных управленческих решений (20, 44 с.). Основные этапы разработки, принятия и реализации управленческих решений следующие: постановка и анализ проблемы; прогнозирование и разработка альтернативных вариантов; выбор решения и плана действий; контроль над выполнением решений; коррекция; поведение итогов работы и выход на качественно новый уровень решения все более сложных и интересных проблем (20, 47 с.). Основные профессиональные принципы технологии принятия решений: многофакторный анализ ресурсов, альтернативность, выработка критериев эффективности.
Особенности деятельности на муниципальной службе, специфика принятия профессионально - важных управленческих решений обуславливают необходимость наличия определенного набора требований к личности муниципального служащего предъявляемые со стороны их профессиональной компетентности.
Опираясь на отечественный опыт муниципальной службы и анализируя организацию, характер и ее содержание, можно констатировать, что муниципальная служба имеет ярко выраженную специфику по сравнению с другими видами профессиональной деятельности. Речь идет, прежде всего, о нормативно правовом, управленческо-коммуникативном и публичном характере муниципальной службы. Форма управленческого труда муниципальных служащих представлена в основном действиями по выполнению многочисленных функций планирования, организации, мотивации, регулировании, анализа и контроля за состоянием дел в организации и направлена на решение вопросов жизнедеятельности населения. Здесь от человека требуются исключительно глубокие знания в конкретной предметной области, соответствующие функциям, задачам, направлениям деятельности данного органа власти или его подразделения (19).
Многие авторы по психологии менеджмента отмечают, что для лиц, находящихся на высшей ступени муниципального управления, приоритетным являются организационная и социально-психологическая виды деятельности, которые накладывают следующие требования (29, 4):
1. Для организационной деятельности: умение расставить приоритеты, организовать коллективную работу исполнителей; ориентироваться в сложных ситуациях и находить рациональные, нестандартные решения; заключать договоры, вести переговоры, устанавливать контакты, планировать свою деятельность и работу коллектива; знание методов организационно-управленческой деятельности.
2. Для социально-психологической деятельности: умение воспитывать в работниках способность мыслить, действовать, решать возникающие проблемы оперативно и самостоятельно; обладать спокойствием и выдержкой в конфликтных ситуациях; умение мотивировать труд работников; обладать убежденностью и принципиальностью; сохранять ровные отношения со всеми работниками; умение оценивать свои действия с точки зрения этики и морали; умение убеждать, доказывать, разъяснять, обладать способностью оказывать влияние на окружающих, быть требовательным, но не подавлять; соблюдать законодательные права и обязанности; развивать собственную личность.
Для специалистов, занимающихся планированием, разработкой перспективных проектов необходимы следующие качества:
1. Инновационная деятельность: инициативность, умение видеть эффективность и перспективность своего дела.
2. Экономическая: умение оценить финансовое состояние, экономическую эффективность принимаемых решений, читать и комментировать баланс; способность разрабатывать новые идеи.
3. Аналитическо-исследовательская: способность анализировать и сопоставлять факты и результаты; умение оценивать перспективность цели; способность анализировать воздействие внешних и внутренних факторов; умение разрабатывать стратегию и тактику; умение разрабатывать и анализировать варианты решений; способность профессионально оценить результаты своей деятельности и коллектива.
Таким образом, проанализировав предложенные характеристики деятельности муниципальных служащих, необходимые в их профессиональной деятельности профессиональные личностные качества видно, что именно условия и специфика деятельности муниципальных служащих определяют содержание профессиональной компетентности муниципальных служащих.
Опираясь на анализ литературы, и, учитывая специфику и особенности деятельности муниципальных служащих, мы будем выделять следующие основные составляющие профессиональной компетентности: синергичность, гибкость поведения, креативность, ориентация во времени, сензитивность, самопринятие, поддержка, ценностные ориентации и личностный адаптационный потенциал.
Далее мы рассмотрим данные критерии в отдельности. Одной из основных составляющих профессиональной компетентности является креативность. В психологическом словаре креативность (от англ. сreativity) определяют как «уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности» (24, 120 с.). Первоначально креативность рассматривалась как функция интеллекта, и уровень развития интеллекта отождествлялся с уровнем креативности. Впоследствии выяснилось, что уровень интеллекта коррелирует с креативностью до определенного предела, а слишком высокий интеллект препятствует проявлению креативности.
Креативность также определяется, как «способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации» (42, 205 с.).
А. Маслоу рассматривает креативность как творческую направленность - врожденное качество (54).
Э. Шостром определяет креативность как выраженность творческой направленности личности, наличие творческого потенциала (38).
Таким образом, учитывая различные точки зрения и специфику деятельности муниципальных служащих, под креативностью мы будем понимать интеллектуальную способность позволяющую порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления при принятии профессионально важных управленческих решений.
Следующая составляющая профессиональной компетентности муниципальных служащих - синергичность.
Э. Шостром определяет синергичность как «способность человека быть целостным, превзойти дихотомию. Способность осмысленно связывать противоречивые жизненные явления, а не воспринимать их как антагонистические» (42, 52 с.).
В психологии менеджмента синергичность рассматривается с точки зрения системного подхода в управлении.
Лебедев О.Т. синергичность определяет как направленность действий, приводящая к усилению достижения конечного результата. При хорошем согласовании подсистем в процессе осуществления деятельности возрастает степень упорядоченности системы, усиливается ее синергичность (26, 154 с.). Положительная синергичность способствует более быстрому и качественному достижению поставленной цели. Отрицательная синергичность дезорганизует функционирование системы, тормозит управленческие процессы в организации.
Протасова В.А. исследуя вопросы психологии управления, описывает синергичность как однонаправленность действий, интеграция усилий в системе, которые приводят к возрастанию (умножению) конечного результата (40). В управлении организацией, по мнению автора, синергичность означает сознательную однонаправленную деятельность всех членов коллектива (подразделений) в стремлении к общей цели. Повышение синергии в организации осуществляется, прежде всего, посредством грамотной работы с персоналом. Менеджеру необходимо иметь информацию о психологии и социальной структуре работающих (образование, возраст, пол, национальность, семейное положение и т.д.), их этике, взглядах, нравах и обычаях, традициях и культуре, на основании которой и строится эффективная система управления организацией.
Таким образом, автор раскрывает понятие «синергичность» с точки зрения управления и описывает значимость целостности структуры организации и согласованности деятельности служащих, как важных факторов, влияющих на общую эффективность достижения целей организации.
Применяя термин «синергичность» к сфере муниципального управления нас будет интересовать не столько целостная структура, организованность работы различных подразделений органов местного самоуправления, а также согласованность деятельности муниципальных служащих, сколько синергичность самого муниципального служащего. Синергичность как целостность не только профессиональная, но и личностная.
Таким образом, под синергичностью мы будем понимать способность целостно воспринимать окружающую действительность и самого себя, а также находить закономерные связи в противоречивых жизненных ситуациях в процессе осуществления профессиональной деятельности.
Важной составляющей профессиональной компетентности является также гибкость поведения.
Словарь русского языка определяет понятие гибкий как «способный трезво оценить обстановку, обстоятельства и приноровиться к ним» (35, 112 с.).
Э. Шостром под гибкостью поведения понимает способность человека ситуационно реагировать без ригидной приверженности принципам (42).
Таким образом, под гибкостью поведения мы будем понимать умение ситуационно реагировать в различных жизненных ситуациях, гибкость и разумность в применении некоторых стандартных принципов и оценок.
Ориентация во времени.Первоначально данное качество называется «компетентность во времени», под которым А. Маслоу понимал умение находиться в ситуации «здесь и теперь» (54), насколько человек умеет жить настоящим, связывая его с прошлым и прогнозируя будущее.
Э. Шостром характеризовал данное понятие так: ориентация во времени «определяет степень правильности ориентированности человека во времени» (42, 75 с.), т.е. рассмотрение его в единстве прошлого, настоящего и будущего, где цели личности всегда связаны с текущей деятельностью и прошлый опыт влияет на поведение в настоящем.
В нашем исследовании мы будем придерживаться понимания данного термина описанное Э. Шостромом.
Рассмотрим такую немаловажную характеристику профессиональной компетентности как сензитивность.
В психологическом словаре сензитивность (sensitivus - чувствительный) определяется как «характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям» (42, 419 с.).
Хрящева Н.Ю. описывая понятие сензитивности, придерживается многокомпонентной теории, включающей в себя понимание сензитивности как «целостное, общее свойство, как способность предсказывать чувства, мысли и поведение других людей» (19, 83 с.) и, с другой стороны, сензитивность как общая способность, включающая в себя четыре основных компонента: наблюдательская сензитивность, теоретическая сензитивность, номотетическая сензитивность, идеографическая сензитивность.
Э. Шостром определяет сензитивность как «чувствительность к собственным переживаниям и потребностям» (38, 194 с.). То есть, сензитивность характеризует степень того, насколько человек глубоко и тонко ощущает себя, свое собственное эмоциональное состояние.
Самопринятие.Э. Шостром расшифровывает самопринятие как «способность человека принимать себя вопреки своей слабости» (38, 194 с.). То есть личность принимает себя такой, какая она есть, - со всеми своими недостатками и слабостями.
К. Роджерс считает, что самопринятие играет наиболее важную роль в развитии личности и психологического здоровья (44). Наиболее социально адаптивные те люди, которые чувствуют, что их любят, что они нужны, что их принимают, что они заслуживают уважения. Чтобы развиваться, нужно принимать себя.
Джонсон Д.У. в качестве одного из основных базисных навыков личности выделяет навык самопринятия. Где под самопринятием автор понимает «осознание и принятие себя: осознание своих чувств и реакций» (12, 12 с.). Автор утверждает, что принимать себя не только сводиться к осознанию каких-либо сторон своей личности, но и равнозначно уважению себя. При этом высокий уровень принятия себя связан с высоким уровнем социальной адаптации. Джонсон Д.У. пишет, что принимающие себя люди, считают мир более дружелюбным и соответственно у них меньше защитных реакций.
Немаловажной характеристикой профессиональной компетентности является характеристика ценностной ориентации муниципальных служащих.
В психологическом словаре ценностная ориентация определяются как «компонент направленности личности. Это разделяемые и внутренне принятые ею материальные и духовные ценности, предрасположенность к восприятию условий жизни и деятельности в их субъективной значимости» (42, 584 с.).
Ценностные ориентации служат опорными установками для принятия решений и регуляции поведения. Непротиворечивость ценностных ориентаций является показателем устойчивости личности. Одной из детерминант ценностных ориентаций является деятельность личности, но в любой системе ценностных ориентаций есть своя динамика и развитие.
Э. Шостром характеризует ценностные ориентации тем, «насколько человек руководствуется ценностями, присущими самоактуализирующейся личности» (38, 193 с.). Автор считает, что отвержение принципов и идеалов, по которым живет самоактуализирующаяся личность, препятствует личностному развитию и совершенствованию.
Самодостаточность(в узком смысле понимания данного термина: как поддержка).Э. Шостром качество поддержки характеризует как направленность человека на себя: руководство своими собственными целями, убеждениями, установками и принципами (38, 192 с.).
Обладая вышерассмотренными составляющими профессиональной компетентности необходимо также уметь использовать данные качества на практике, чему наиболее способствует личностный адаптационный потенциал муниципальных служащих.
Термин «адаптация» происходит от лат. adapto - приспособляю и socialis - общественный (24) и в психологическом словаре определяется как:
1) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды;
2) результат этого процесса. Соотношение этих компонентов, определяющее характер поведения, зависит от целей и ценностных ориентаций индивида, возможностей их достижения в социальной среде. Несмотря на непрерывный характер адаптации, ее обычно связывают с периодами кардинальной смены деятельности индивида и его социального окружения (24).
Петровский В.А. понятие адаптивности рассматривает также с точки зрения тенденции соответствия между целями и достигаемыми результатами активности. Адаптивность выражается в согласовании целей и результатов. Различия в трактовке целевых ориентаций («целей» - в широком смысле) человека обусловливает разные варианты возможной адаптивной направленности: гомеостатический вариант (адаптивный исход здесь состоит в достижении равновесия), гедонистический вариант (адаптивный исход - наслаждение, избегание страданий), прагматический (адаптивный исход - практическая польза, успех) и т.п.
А.Г. Маклаков определяет личностный адаптационный потенциал как «целый интервал ответных реакций индивида, который будет соответствовать представлению о психической норме, а также некоторый интервал отношений человека к тому или иному явлению, касающихся, прежде всего категорий общечеловеческих ценностей, не выходящий за рамки общепринятых норм» (38, 127 с.).
Степень соответствия этому «интервалу» психической и социально-нравственной нормативности и обеспечивает эффективность процесса социально-психологической адаптации, определяет личностный адаптационный потенциал, являющийся важнейшей интегральной характеристикой психического развития. При этом, характеристику личностного потенциала адаптации, по мнению автора, можно получить, оценив уровень поведенческой регуляции, коммуникативные способности и уровень моральной нормативности.
Таким образом, под личностной адаптацией мы будем понимать согласованность целей и результатов деятельности муниципальных служащих, посредством проявления активности, с учетом и соответствующие представлению о психологической норме, а также категориям общечеловеческих ценностей, не выходящих за рамки общепринятых моральных норм.
Из сказанного ранее видно, что специфика деятельности муниципальных служащих определяет набор необходимых личностных качеств, являющихся стержневой основой профессиональной компетентности муниципальных служащих.
Именно специфичный набор необходимых в муниципальной деятельности личностных качеств, способствует как саморазвитию, так и профессиональному росту муниципальных служащих.
Теоретический анализ литературы по проблеме профессиональной компетентности муниципальных служащих показал:
1. Многие авторы подходят к вопросу рассмотрения структуры профессиональной компетентности, а также рассмотрению проблемы ее видов. Причем структура и содержание понятия профессиональной компетентности сводится к описанию ее видов. Каждый автор по-своему разграничивает виды компетентности и дает свою характеристику без учета специфики деятельности, в которой данный вид компетентности проявляется.
2. При рассмотрении вопроса компетентности авторы выделяют особенности профессиональной деятельности, специфика которой обуславливает содержание понятия профессиональной компетентности и возможность выделения различных видов компетентности и ее особенностей.
3. Под профессиональной компетентностью муниципальных служащих мы будем понимать интегральное личностное образование, включающее в себя профессионально важные знания, умения и специфичные компетенции относительно выполняемой деятельности.
4. Основными специфичными компетентностями являются такие как: специальная, социальная, личностная, индивидуальная. Стержневой составной частью профессиональной компетентности является психологическая компетентность, которая включает в себя: социально-перцептивную компетентность, социально-психологическую, аутопсихологическую, коммуникативную, психолого-педагогическую компетентность.
5. Психологическими особенностями профессиональной компетентности муниципальных служащих является определенный набор личностных качеств, выделяемый согласно специфике и условиям их деятельности. В своей исследовательской работе мы будем исследовать следующие психологические особенности профессиональной компетентности: синергичность, гибкость поведения, креативность, ориентация во времени, сензитивность, самопринятие, самодостаточность, ценностные ориентации и личностный адаптационный потенциал.
6. Данные личностные качества способствуют саморазвитию, профессиональному развитию, противостоянию профессиональной деформации и эффективному выполнению деятельности на муниципальной службе.
Высокий уровень развития психологических особенностей профессиональной компетентности обеспечивает успешное освоение психологических методов управления «человеческой составляющей».
2. Экспериментальное исследование профессиональной компетентности муниципальных служащих
2.1Описание выборки и методов исследования
Исследование проводилось на базе различных структурных подразделений администраций города Самары. Тестирование испытуемых проходило в групповой форме по 16 человек на добровольной основе. Выборка составила 48 человек, из них:
32 - женщины (66,7%),
16 - мужчин (33,3%).
Возраст испытуемых от 21 до 46 лет, стаж работы на муниципальных должностях составил в среднем 5 лет: где разброс соответствует от3 до 12 лет.
Образование обследуемых муниципальных служащих: гуманитарное - 21 человек (44%), техническое - 27 человек (56%). Данные показатели свидетельствуют о доминировании технического образования у лиц находящихся на муниципальной службе.
В целом по выборке можно отметить следующие занимаемые должности: начальники, заведующие отделов - 13 человек (27%), главный и ведущие специалисты - 24 человека (50%), специалисты - 11 человек (23%). Большинством испытуемых явились главные и ведущие специалисты различных структурных подразделений администрации города Самара.
Целью нашего экспериментального исследования является изучение личностных особенностей муниципальных служащих составляющих их профессиональную компетентность и на этой основе выделение существующей типологии муниципальных служащих.
Задачами эксперимента явились:- подбор диагностического инструментария для выявления необходимых личностных качеств;- проведение тестирования;- анализ полученных результатов;- составление социально-психологических портретов существующих типов муниципальных служащих;- разработка рекомендаций для кадровых служб администраций города Самары по подбору персонала на муниципальные должности.Обоснование выбора методики MMPI.Миннесотский Многофакторный Личностный Опросник - опросник личностный. Предложен С. Хатуэем и Дж. Маккинли в 1940 г. (39, 145 с.) М. м. л. о. является реализацией типологического подхода к изучению личности и занимает ведущее место среди других личностных опросник в психодиагностических исследованиях. Опросник состоит из 550 утверждений, образующих 10 основных диагностических шкал. На каждое из утверждений обследуемые (лица в возрасте от 16 лет и старше с коэффициентом интеллекта не ниже 80) должны дать ответ: «верно» - «неверно», «не могу сказать». Полученные данные заносятся экспериментатором в стандартный регистрационный бланк, в котором отмечаются также сведения об обследуемом. Завершается обследование построением «профиля личности» (см. прил. 4,5), который вычерчивается на специальных бланках (два вида - для мужчин и женщин), где бальные оценки переводятся в стандартные, со средним значением 50 и стандартным отклонением 10.Приведем основные шкалы М. м. л. о.1. Шкала сверхконтроля;2. Шкала пессимистичности;3. Шкала эмоциональной лабильности;4. Шкала импульсивности;5. Шкала мужественности / женственности;6. Шкала ригидности;7. Шкала тревожности;8. Шкала индивидуальности;9. Шкала оптимистичности;10. Шкала социальных контактов.М.м.л.о. широко применяется в отечественных психодиагностических исследованиях. Адаптация опросника началась еще в 60-е гг. Первым был предложен вариант, состоящий из 384 утверждений (Ф.Б. Березин и М.П. Мирошников, 1967). Ф.Б. Березиным с соавторами разработана оригинальная интерпретация шкал М.м.л.о., осуществлена его тщательная стандартизация. Большая работа по адаптации опросника проводилась также в Ленинградском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева, московскими психологами (Л.Н. Собчик, 1971). Предпринимались попытки использования ЭВМ для интерпретации данных, полученных с помощью М.м.л.о.Данный вариант М.м.л.о. используется при профессиональном отборе, и, следовательно, направлен на выявление базисных качеств личности, позволяющий прогнозировать успешность его профессиональной деятельности.Обоснование выбора опросника Личностной ориентации.Личностной Ориентации Опросник - опросник личностный. Предложен Э. Шостромом в 1963 г. и предназначен для измерения степени самоактуализации личности (6, 158 с.). Адаптированный вариант Почебут Л.Г.Опросник состоит из 150 утверждений. Задача обследуемого - в каждом случае выбрать из двух утверждений одно наиболее для него подходящее. Опросник включает в себя две основные шкалы личностной ориентации («Времени» и «Опоры») и 10 подшкал. Оценки по основным шкалам являются относительными. Они представляют собой отношение «Времени» (отношение временной некомпетентности к временной компетентности) и отношение «Опоры» (отношение опоры на других к опоре на себя). По мнению автора, относительные оценки шкал «Времени» и «Опоры» представляют две главные области, существенные для развития личности на пути к самоактуализации.Оценки по каждой из 10 подшкал предназначены для отражения различных аспектов, важных с точки зрения процесса самоактуализации. Утверждения основных шкал «Времени» и «Опоры» не перекрываются, а подшкалы состоят из утверждений, одновременно входящих в другие шкалы.1. «Ориентация во времени» состоит из 17 утверждений и определяет, насколько человек живет в «настоящем» в противоположность «прошлому» и «будущему». Компетентная во времени личность - живет главным образом в настоящем, некомпетентная - живет в прошлом или будущем.2. «Поддержка» состоит из 90 утверждений и определяет, насколько способ реагирования индивида характеризуется ориентацией на «других» или «на себя». Направленные «на себя» или внутренне ориентированные индивиды руководствуются, главным образом, собственными принципами и мотивами, а направленные «на других» в большей степени зависят от окружения или внешних сил.Подшкалы:1. «Ценностные ориентации» - (20 утверждений) измеряет, в какой степени человек разделяет ценности, характерные для самоактуализирующейся личности.