рефераты курсовые

Психология личности

b>3.3.2 Научение через моделирование

Если бы приобретение навыков целиком зависело от результата наших собственных действий, то оно бы было малоэффективным или потенциально опасным. Но люди, кроме прямого опыта, используют также вербальную передачу информации, т.е. люди передают друг другу информацию, необходимую для освоения сложных навыков.

С точки зрения Бандуры люди формируют когнитивный образ определенной поведенческой реакции через наблюдение поведения модели, и далее эта закодированная информация, хранящаяся в памяти, служит ориентиром в их действиях. Он считал, что люди избавлены от груза ненужных ошибок и траты времени на формирование соответствующих реакций, так как они могут научиться чему-то на примере. Научение через наблюдение регулируется четырьмя взаимосвязанными компонентами: внимание, сохранение, моторно-репродуктивные и мотивационные процессы.

Процессы внимания. Человек может научиться многому через наблюдение, если он обратит внимание на характерные черты модели и правильно поймет их. Другими словами, недостаточно просто видеть модель и то, что она делает: скорее индивид должен тщательно выбрать, на что следует обратить внимание. Следовательно, процессы внимания влияют на то, что выборочно постигается в модели, с которой человек общается, и на то, что приобретается в результате наблюдения. Например, присутствие студента в классе не гарантирует, что он усваивает учебный материал.

Бандура показывает, что среди детерминант внимания, влияющих на моделирование, наиболее важными являются ассоциативные модели. Люди, с которыми мы регулярно общаемся, являются теми типами поведения, которые человек может изучить наиболее полно. Таким образом, внутри любой социальной группы есть лица, привлекающие больше внимания благодаря своему статусу, власти и т.п.

Процессы сохранения. Запоминание людей касается сохранения в памяти того, что наблюдалось когда-то. Т.е. наблюдение за моделью не будет эффективным, если человек не запомнит ее. Бандура считал, что в психике действует две основные репрезентативные системы, с помощью которых поведение модели сохраняется в памяти и превращается потом в действие.

а) образное кодирование. В результате наблюдения моделей поведения в процессе сенсорного научения возникают относительно стойкие и легко воспроизводимые образы того, что было увидено. Мыслимые образы формируются так, что любая ссылка на события, произошедшие ранее, сразу вызывает живой образ или картину физических стимулов. Решающую роль в изучении через наблюдение играют визуальные образы.

б) вербальное кодирование. Наблюдая модель, человек может повторять про себя то, что она делает. Фактически человек молча повторяет последовательность выполнения деятельности, и когда он захочет воспроизвести этот навык вербальный код дает соответствующий сигнал.

Гуманистическая психология

Существующие на сегодняшний день теории личности можно условно разделить на три большие группы. I - психодинамические теории: представляют человека в свете интрапсихических и инстинктивных процессов: (психоанализ). II - бихевиоральное направление - понимает человека как безвольный и послушный результат влияния окружающей среды. Главным понятием таких теорий является научение.

Третье и самое новое направление психологии личности - гуманистическая психология - понимает человека как изначально позитивную сущность, изначально стремящуюся к самосовершенствованию. Человек в гуманизме - это активный творец собственной жизни, имеющий право выбора и собственного стиля жизни.

Основателем гуманистического направления как такового считается Эрих Фромм, идеи которого позже нашли продолжение в работах Олпорта, Роджерса и Келли. При этом важнейший вклад в развитие гуманистической теории внес Эйбрахам Маслоу - американский психолог русского (еврейского) происхождения.

3.4 Гуманистическая теория личности (Эрих Фромм)

3.4.1 Краткий биографический очерк Э. Фромма

Эрих Фромм родился в 1900 году во Франкфурте и был единственным ребенком в семье. Одним из наиболее значительных воспоминаний детства для Фромма стала первая мировая война. По образованию Фромм был философом, серьезно изучал социологию и психологию. Серьезное влияние на него оказали З. Фрейд - в вопросе о бессознательности многих мотивов поведения и К. Маркс - в вопросе о социальном влиянии на формирование личности. Фромм скончался в 1980 году в Швейцарии от сердечного приступа.

3.4.2 Механизмы бегства

Одной из наиболее значительных книг Э. Фромма была «Бегство от свободы», в которой он отвечает на вопросы, поставленные З. Фрейдом, А. Адлером и другими «отцами» психоанализа: как люди преодолевают чувство одиночества, комплекс неполноценности и отчужденности. Стратегии, используемые людьми, чтобы подавить собственную индивидуальность через отказ от свободы, Фромм назвал механизмы бегства:

1. Авторитаризм - тенденция соединить себя с кем-то или чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным «Эго». Авторитаризм проявляется как в мазохистских, так и в садистских тенденциях. При мазохистских формах авторитаризма люди проявляют в отношениях с обществом чрезмерную зависимость, подчиненность и подавленность. Садистская форма проявляется в эксплуатации других, подчинении их и контроле.

Типичным примером авторитарной структуры является армия, где у каждого человека присутствуют обе тенденции: человек подчиняется вышестоящим офицерам и сам контролирует нижестоящих.

2. Деструктивность - человек пытается преодолеть комплекс неполноценности, уничтожая и подавляя других. Причем деструктивные тенденции могут быть направлены в позитивное русло: долг, патриотизм и любовь.

3. Подчинение - люди полностью растворяются в окружении, чтобы преодолеть пропасть между свободой и личной безопасностью. Некоторые люди используют данную стратегию и становятся абсолютно такими же, как окружение: они полностью жертвуют своей свободой ради личной безопасности. Такое поведение Фромм назвал «конформность автомата». В результате подобного поведения появляется «человек-хамелеон»

Альтернативу описанным выше стратегиям Фромм назвал позитивной свободой - т.е. человек чувствует себя частью мира и в то же время осознает свою свободу и независимость. Для достижения позитивной свободы человек должен проявлять так называемую «спонтанную активность», которую мы можем наблюдать у детей, которые руководствуются не социальными нормами и правилами, а внутренними побуждениями. Главными проявлениями спонтанной активности Фромм считал любовь и труд, через которые человек добивается чувства свободы не теряя своей связи с обществом.

3.4.3 Экзистенциальные потребности

Кроме отделения от природы и изоляции от окружающих на развитие личности влияют так называемые «экзистенциальные потребности». Это не рефлексы и не инстинкты, экзистенциальные потребности - отдельная часть личности каждого человека и своеобразная основа дихотомии свобода - безопасность.

1. Потребность в коммуникации. Людям необходимо постоянно о ком-то заботиться, проявлять участие и нести ответственность, чтобы преодолеть изоляцию от природы и отчужденность. В норме эта потребность осуществляется посредством «продуктивной любви» помогающей индивидам сохранять свою индивидуальность, трудясь вместе. В патологии, если потребность не удовлетворена, люди становятся нарциссами: они отстаивают свои личные эгоистические интересы и не способны доверять другим.

2. Потребность в преодолении. Все люди нуждаются в преодолении своей пассивной природы, чтобы стать активными и творческими созидателями своей жизни. Процесс созидания в разных своих формах (воспитание детей, искусство, создание материальных ценностей) позволяет человеку достичь чувства свободы и полноценности. Неудовлетворение этой потребности является причиной деструктивного поведения.

3. Потребность в корнях. Люди нуждаются в том, чтобы чувствовать себя частью человечества. В детстве человек имеет все основания чувствовать себя в безопасности - он защищен родительской опекой. Позже эта связь ослабевает либо теряется вовсе и человек, чувствуя неизбежность смерти, ощущает потребность в поддержке, стабильности и прочности. В том случае, если человек не смог отделиться от родителей, он не сможет ощутить свою личностную ценность и свободу.

4. Потребность в идентичности. Фромм считал, что все люди используют потребность тождества с самим собой, т.е. в идентичности, благодаря которой они чувствуют свою непохожесть и «отдельность» от других людей. Если человек достаточно четко самоидентифицирован он чувствует себя хозяином своей жизни. Если идентификация не достигнута, то человек становится пассивным, постоянно ждущим каких-то указаний.

5. Потребность в смысле жизни и идеологии. Фромм считал, что людям необходима стабильная и постоянная опора для понимания окружающего мира. Особое место занимает представление человека о природе и обществе. Главное, чтобы человек к объяснению окружающей действительности относился рационально, в этом залог здоровья, в т.ч. психического. Люди нуждаются в объекте преданности или смысле жизни - высшие цели или Бог.

Удовлетворение потребностей и, соответственно, формирование индивидуальности каждого человека, зависит от конкретных социально-экономических условий его жизни. Таким образом, определяющим фактором развития личности, по Фромму является общество. Но, как и у Фрейда, эти «основные ориентации характера» остаются практически неизменными всю жизнь.

Фромм выделял в современном обществе пять социальных типов характера: эти типы представляют собой результат взаимодействия экзистенциональных потребностей с социально-экономическими условиями данного общества. Среди всех типов Фромм определяет два больших типа: нормальные (продуктивные) и девиантные (непродуктивные). Ни один из этих типов не существует в чистом виде: продуктивные и непродуктивные качества сочетаются в каждом человеке в разных пропорциях. Следовательно, психическое и социальное здоровье индивида зависит от сочетания нормальных и девиантных черт человека.

1. Рецептивный тип. Считают, что источники всего хорошего в жизни находятся вне их самих. Они открыто зависимы и пассивны, не способны делать что-либо без посторонней помощи и их главная задача в жизни - сделать себя достойными любви окружающих. Их главная особенность - пассивность, доверчивость и сентиментальность. Люди этого типа могут быть оптимистичными и идеалистичными.

2. Эксплуатирующий тип. Берет все, что ему нужно силой или хитростью. Неспособны к созиданию, добиваются всего, эксплуатируя окружающих. Негативные качества: агрессивность, эгоцентризм, самонадеянность и склонность к сексуальной эксплуатации.

3. Накапливающие типы. Стремятся обладать большим количеством материальных благ, власти и любви. В определенной степени консервативны, не любят перемен. Положительные особенности - предусмотрительность, сдержанность и лояльность.

4. Рыночный тип. Оценивает себя как товар, который можно выгодно продать или обменять. Эти люди крайне конформны, готовы стать «кем угодно» в личностном плане лишь бы понравиться покупателю. Негативные качества - оппортунизм, бесцельность, бестактность, неразборчивость в средствах. Положительные черты - открытость изменениям, высокая обучаемость и щедрость. Фромм считал, что рыночная ориентация - продукт современного индустриального общества и присущих ему социальных проблем.

5. Продуктивный тип. Это, по Фромму, конечная цель развития любой личности. Этот тип - независим, честен, спокоен, совершает социально-полезные поступки. По существу продуктивный тип - идеальный и его достижение остается под вопросом. Современное общество рисуется по Фромму таким, в котором удовлетворяются и базисные потребности человека. Он называл это общество гуманистическим общинным социализмом.

3.5 Неогуманистическая психология (Абрахам Маслоу)

3.5.1 Основные принципы неогуманистической психологии

1. Экзистенционализм. Сам термин гуманистическая психология был предложен группой американских психологов, работавших в 60-е годы под руководством А. Маслоу. Фактически их задачей было создание альтернативы психоанализу и бихевиоризму. Маслоу назвал такой подход психологией третьей силы.

Основой гуманистической теории является экзистенционалистский взгляд на человека. Это значит, что человек уникален и существует в конкретный момент места и времени. Такой подход предполагает, что каждый человек это то, что он сам из себя делает. Согласно такому взгляду, человек не является ни продуктом наследственных, ни социальных факторов.

Экзистенционалисты считают, что люди осознают свою ответственность за собственную судьбу и поэтому испытывают боль, отчаяния и тревогу. Таким образом, суть такого подхода - свобода выбора. Но это не означает, что выбор будет безупречным и мудрым. Если бы так было, то исчезли бы чувства вины, страха, одиночества и т.д.

Важной категорией экзистенционализма является концепция становления. Человек никогда не стоит на месте, он всегда развивается. Причем человек развивается осмысленно и несет ответственность за реализацию как можно большего числа возможностей. Следовательно, поиск жизненного пути требует чего-то большего, чем удовлетворение биологических, сексуальных и агрессивных потребностей.

Некоторые люди по разным причинам отказываются от становления, они не хотят принять вызов судьбы и сделать свободный выбор. Такое поведение экзистенционалисты называют предательством.

2. Индивид как единое целое. Согласно Маслоу, очень трудно, если вообще возможно, изучать индивида путем выделения неких составляющих. Для Маслоу человеческий организм всегда ведет себя как единое целое, а не как набор дифференцированных частей. То, что случается в какой-то части, влияет на весь организм. Здесь проявляется главный принцип гештальт-психологии: «Индивид - это нечто большее, чем просто сумма составных частей».

3. Неуместность экспериментов над животными.. При таком подходе становится бессмысленным для человека изучать поведенческие реакции животных. Человек - это нечто большее, это особый вид живых существ. Ему присущи уникальные характеристики: идеалы, ценности, мужество, любовь, юмор и т.п. Кроме того, у человека есть разум, чувство прекрасного и чувство юмора.

4. Природа человека. В отличие от других направлений психологии, гуманизм дает довольно четкую оценку моральным аспектам поведения человека. При этом гуманисты утверждают, что природа человека положительна или, по крайней мере, нейтральна. Гуманисты полагают, что в человеке от рождения заложено стремление делать добро, а разрушительные силы в людях являются результатом фрустрации, а не врожденных пороков.

5. Творческая сила. Маслоу утверждал, что наиболее общей характеристикой людей, которую он наблюдал практически у всех, является творческая сила человека. Маслоу писал: деревья дают листья, птицы летают, люди - творят. Творчество для человека абсолютно естественно, оно - универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения.

6. Психическое здоровье. По Маслоу, ни одна психическая теория не уделяет достаточно внимания психологии здорового человека. Он считал, что невозможно понять, что такое патология, пока мы не поймем, что такое здоровье. Изучая психически больных, мы создали «больную» психологию, где для здорового человека просто нет места. Таким образом, основой психологической теории является изучение здоровых людей, таких, для кого самосовершенствование является главной темой жизни.

3.5.2 Мотивация: иерархия потребностей

Естественно, Маслоу обращал внимание на наиболее важный вопрос психологии: что управляет поведением, что есть мотивация. Маслоу описал человека как «желающее существо», которое редко достигает состояния полного, всеобъемлющего удовлетворения. Полное отсутствие потребностей, если оно и существует, может быть очень недолговечным. Здесь действует тот же принцип, что и в гештальт-психологии: если одна потребность удовлетворена, она становится фоном, а фигурой становится новая потребность, которая направляет внимание и усилие человека. Таким образом, люди всегда чего-то желают.

Маслоу считал, что все потребности человека врожденные, т.е. порождены наследственными инстинктами. Общность генотипа людей порождает общность структуры потребностей.

Маслоу предложил схему, которую он назвал иерархией потребностей:

Самоактуализация и личное самосовершенствование

Самоуважение

Принадлежность и любовь

Безопасность и защита

Физиологические потребности

Главным принципом этой схемы является следующее: для того, чтобы высшие потребности могли осознаться и мотивировать поведение, доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены.

Следовательно, потребности одного типа должны быть удовлетворены прежде, чем другая, расположенная выше, потребность проявится и станет для человека актуальной, т.е. действующей, мотивирующей поведение. Таким образом, последовательное расположение основных нужд в иерархии является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека. Расположение потребностей не является догмой, а скорее общим принципом. Например, творческие люди могут развивать и выражать свой талант, несмотря на серьезные социальные и бытовые проблемы.

Кроме того, ни одна группа потребностей не бывает полностью удовлетворена. Потребности не имеют четких границ и частично накладываются, тогда человек может быть одновременно мотивирован на двух и даже трех уровнях. При этом человек не может просто продвинуться наверх и просто там остаться. Если низкие потребности перестанут удовлетворяться, то человек вновь вернется на этот уровень.

1. Физиологические потребности являются самым сильными и неотложными, обеспечивают физическое выживания человека: голод, жажда, воздух и т.п. эти потребности обязательно должны быть удовлетворены на каком-то минимальном уровне, чтобы, с одной стороны, не наступила смерть, а с другой - могли стать актуальными потребности более высокого уровня. Например, хронически голодный человек редко стремиться делать карьеру, ходить в театр или сочинять музыку.

2. Потребность в безопасности и защите. Когда физиологические потребности в значительной мере удовлетворены, для человека приобретает значение следующий уровень потребностей. Это потребности в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и разумной свободе, и отсутствии угрожающих сил, болезней, страха и хаоса. Таким образом, эти потребности отражают заинтересованность в долговременном выживании.

Наиболее ярко эта потребность проявляется у детей - ребенок предпочитает быть зависимым, иметь ритуалы и распорядки. Маслоу считал, что дети лучше развиваются в семьях, где есть некоторая дисциплина и распорядок жизни. Если этого нет, то ребенок начинает искать места, где ситуация становится более стабильной. Иначе ребенок становится нервозным, тревожным и недоверчивым. Если от ребенка не требуют регулярного сна или питания, то родители не удовлетворяют его потребность в безопасности и защите.

Огромное негативное влияние на детей, по Маслоу, оказывают родительские ссоры, физические оскорбления, разлука, развод или смерть родителей. Все это дестабилизирует обстановку и делает ее ненадежной.

Потребности этого типа в значительной мере проявляются и в зрелом возрасте. Сберегательные вклады, страхование, организация охраны - все это проявления потребности в безопасности и защите. То, что Олпорт называл «цельная жизненная психология» - это та же реализация потребности в безопасности и защите. Это позволяет человеку чувствовать себя частью чего-то целого, и таким образом, ощущать свою безопасность.

Маслоу предположил, что некоторые типы невротических личностей мотивированы в основном этим типом потребностей. Невротики ведут себя так, как будто завтра - конец света. Они пытаются организовать свой мир, как структуру, в которой не может произойти никаких непредвиденных, а, следовательно, «опасных» событий. Такие люди всегда ищут человека или систему, к которой можно принадлежать, т.е. быть ею защищенным.

3. Потребность в принадлежности и любви. На этом уровне люди стремятся устанавливать отношения в привязанности с другими в своей семье или группе. Эта потребность так же является врожденной и проявляется в раннем детстве: ребенок страстно хочет жить в атмосфере любви и заботы и получать много ласки. Подростки стремятся найти любовь в форме уважения, через участие в различных группах: религиозных, спортивных, музыкальных и т.д. в юности решающее значение для удовлетворения этой потребности становится сексуальная близость - это форма признания собственной значимости и необходимости для кого-то.

Маслоу выделял два типа любви:

1. D-love - дефицитарная любовь, исходящая из стремления получить то, чего нам не хватает: секс, самоуважение, общественное признание и т.п. Таким образом, такая любовь больше берет, чем дает.

2. B-love - бытийная любовь, основана на осознании человеческой ценности другого, без какого-либо желания изменить или использовать его. Такая любовь касается поощрения в другом человеке всего позитивного, творческого и т.п.

Важно, что Маслоу не соглашался с Фрейдом в том, что любовь - это результат сублимации сексуальных инстинктов. Скорее наоборот, полноценные сексуальные отношения могут возникнуть только как результат полноценной бытийной любви.

В современном обществе, писал Маслоу, неудовлетворенность этой потребности - одна из главных проблем. Люди не знают даже ближайших соседей, живут изолированно, поэтому их возможность совершенствования в значительной мере подавлена. Именно это, по его мнению, является причиной многих проблем и психопатологий. Таким образом, любовь является основной предпосылкой развития здорового человека.

4. Потребность в самоуважении. Этот тип потребностей Маслоу делит на две большие группы:

1) Самоуважение: компетентность, уверенность. Достижения, независимость во взглядах и свобода в действиях. Человек должен быть уверен, что он достойный человек, может справляться с жизненными проблемами.

2) Уважение других: престиж, признание, репутация, статус, оценка и принятие. В этом случае человеку нужно знать, что то, что он делает, признается и ценится другими.

Удовлетворение этих потребностей порождает чувство уверенности в себе, достоинство и чувство своей необходимости в обществе. Фрустрация этой потребности порождает чувство неполноценности, пустоты жизни и беспомощности, значительно снижает самооценку. Выражение потребности в самоуважении у разных людей может быть самым разным: для подростка необходимо, чтобы он был популярным, а взрослого уважают за то, что у него семья, дети, работа и т.п.

Маслоу считал, что потребность в самоуважении проявляется в юности, достигают максимального уровня в зрелости и несколько снижаются в пожилом возрасте. Это происходит потому, что взрослые, с одной стороны, имеют более реалистичную картину своей действительной значимости и ценности, поэтому у них достаточно сильно развито самоуважение. С другой стороны взрослый человек уже имеет определенный опыт уважения и признания, что позволяет перейти к более высоким уровням потребности.

5. Самоактуализация - высшая потребность в иерархии Маслоу. Это желание стать тем, кем он хочет стать, достичь вершин своего творческого потенциала.

Самоактуализация может проявляться не только у людей искусства: рабочий у станка, которому нравится его работа, и который искренне хочет постичь все секреты мастерства, тоже стремится к самоактуализации. Маслоу считал, что большинство людей, если не все, ищут внутреннего совершенствования. В то же время лишь очень немногие - как правило, очень одаренные - достигают самоактуализации. Многие люди просто не знают своих творческих способностей и даже боятся их, уменьшая шансы самоактуализации. Это явление Маслоу назвал комплексом Ионы - это страх успеха, который мешает человеку расти и совершенствоваться.

Социальное и культурное окружение часто подавляет тенденцию к актуализации определенным нормам по отношению к какой-то части населения. Таким образом, актуализация высших потенциалов в общей массе возможна только при определенных благоприятных обстоятельствах. По-другому говоря, людям необходимо некое «способствующее общество», в котором можно раскрыть свой человеческий потенциал наиболее полно. С такой точки зрения ни одно общество не предоставляло оптимальных возможностей для самоактуализации. Еще одно препятствие самоактуализации - негативное влияние со стороны потребности в безопасности. Рост личности всегда связан с необходимостью рисковать, пробовать, от чего-то отказываться.

3.5.3 Дефицитарная мотивация и мотивация роста.

В дополнение теории иерархии потребностей Маслоу выделил две глобальные категории мотивов человека:

1. D-motives - дефицитарные мотивы, нацелены на изменение существующих условий, которые воспринимаются как неприятные и вызывающие напряжение. Обычно Д-мотивы являются стойкими детерминантами поведения и чем-то даже замещают черты личности. Д-мотивы соответствуют пяти основным критериям:

а) их отсутствие вызывает болезнь (не ешь - помрешь);

б) их присутствие предотвращает болезнь (нормально питайся - будешь долго жить);

в) их восстановление излечивает болезнь (нет другого способа избавиться от голода, чем поесть);

г) в случае свободного выбора, человек предпочтет удовлетворить их (голодный человек предпочтет поесть, а не пойти в театр);

д) они пассивны или вообще отсутствуют у здорового человека (здоровые люди находятся в достаточно благополучных условиях, чтобы не быть занятыми только пищей).

2. B-motives - бытийные мотивы, мотивы роста или метапотребности. Имеют отдаленные цели, связанные со стремлением актуализировать потенциал человека. В-мотивы должны обогатить и расширить жизненный опыт, увеличить напряжения через приобретения нового опыта.

Маслоу указывал, что поведение самоактуализировавшихся личностей мотивировано как раз метапотребностями. Эти потребности представлены в очень абстрактной теории, но вполне конкретны для каждого человека. Кроме того, метопотребности точно переплетены с отвергнутой потребностью самоактуализации. Например: адвокат в своей работе ищет справедливость потому, что просто любит преследовать недостижимую цель.

Маслоу предположил, что метапотребности в отличие от Д-мотивов важны в равной степени и не имеют никакой иерархии. Следовательно, одна метапотребность может быть заменена другой, если таковы обстоятельства. Талантливый человек может стремиться к красоте через творчество, но позже он может получать не меньшее удовольствие от воспитания детей. Согласно Маслоу, В-мотивы, как и Д-мотивы являются инстинктивными, т.е. имеют биологическую природу. Следовательно, они должны быть удовлетворены, если человек хочет сохранить психическое здоровье и достичь максимума своих возможностей.

Что мешает этому? Большинство людей отрицают свои дефицитарные потребности и не удовлетворяют метапотребностей. Кроме того, депривация метапотребностей, в отличие от депривации Д-потребностей не переживается человеком как осознанное желание. Тем не менее, неудовлетворение метапотребностей подавляет рост и развитие здоровой личности.

3.5.4 Метапатологии

Метамотивация невозможна до тех пор, пока человек не удовлетворил Д-мотивы более низкого уровня. Очень редко метапотребности становятся доминирующими без удовлетворения потребностей низшего уровня. Тем не менее депривация или фрустрация метапотребностей может вызвать у человека психические расстройства, именуемые метапатологиями. Их Маслоу называл психическими расстройствами высшего класса.

Маслоу считал, что многочисленные симптомы, связанные с бесконечным накопительством и ориентацией на потребление, свидетельствует о метапатологии. Примеры таких симптомов: неспособность любить кого-либо, стремление жить только сегодняшним днем, нежелание видеть что-либо ценное и достойное в жизни: неумение ценить настойчивость в поисках самоактуализации и т.п. Человек, страдающий метапатологией, сам может этого не замечать. Он смутно ощущает, что ему чего-то не хватает, но не понимает, чего именно. Например: параноидное поведение - это отрицание такой метапотребности, как истина. В результате человек становится подозрительным и боится других.

3.5.5 Образ жизни: D-life и B-life

В зависимости от того, какие потребности доминируют, Маслоу предложил видение двух образов жизни:

1. D-life - это в основном стремление удовлетворить существующий дефицит или требований окружения. Этот стиль жизни ориентирован на снижение напряжения, гомеостаз и импульсивное удовлетворение. Главный принцип такой жизни - живи сегодняшним днем. Такой человек - это крыса в ящике, он просто реагирует на стимулы и не вносит в жизнь ничего своего. Такая жизнь характеризуется рутиной и однообразием, отказом относиться к чему-либо серьезно, стремлением заниматься вещами несложными, но приятными. Счастье для таких людей в том, что они испытывают ощущение безопасности и удовлетворения.

2. B-life - совершенно особая жизнь. Это усилие или рывок, когда человек использует все свои способности в полную силу. Во время эпизодов метаобразов жизни человек бывает более собранным, непосредственным, творческим и открытым для переживаний. Б-образ жизни включает в себя счастливые и волнующие события, которые остаются в сознании ощущением чего-то важного, незабываемого. В-образ жизни сопровождается таким качеством, как отсутствие стремлений, потребностей и желаний - как будто человек переступил границы обычных потребностей и желаний. Они не нужны, т.к. человек уже достиг гораздо большего. Для В-образа жизни характерны также особые «вершинные переживания» - моменты, когда человек чувствует экстаз, благоговение, восторг.

3.5.6 Эупсихея

Вклад в персонологию Маслоу завершился разработкой концепции идеального общества, в котором люди могли бы свободно достигать самоактуализации. В его понимании хороший человек и хорошее общество - это одно и то же. Он считал, что современное общество оказывает на человека извращающее влияние. Он полагал, что главные положения, лежащие в основе воспитания детей, морали, религии направлены на то, чтобы подавить в человеке дьявола. При этом Маслоу писал, что вероятность самоактуализации выросла бы, если бы окружение вместо насаждения дисциплины и угрозы наказания, способствовало удовлетворению потребностей человека.

Маслоу мечтал об утопическом обществе, которое основало бы на пустынном острове тысячи здоровых семей, мигрировавших туда с целью самим определить свою судьбу. Он назвал такую утопию Эупсихея. В ее основе должна лежать философия анархизма и ничто не должно ограничивать свободу человека. Главное в таком обществе - уважение к основным метапотребностям. Это общество полно синергизма, где все работали бы вместе, ценили бы простоту и бескорыстие.

3.6 Феноменологическая психология (Карл Роджерс)

Теоретиком, внесшим максимальный вклад в разработку феноменологического направления в психологии, является Карл Роджерс. Американский психолог, родился в 1902 году, умер в 1987 от сердечного приступа. По образованию историк, он закончил один единственный курс психологии - заочно.

На представления Роджерса о психологии, так же, как и Фрейда, повлиял личный опыт работы с людьми, имеющими эмоциональные расстройства. В результате клинических наблюдений Роджерс сделал вывод, что основа человеческой природы ориентирована на движение к определенным целям, конструктивна, реалистична и позитивна по своей сути. Он считал человека активным существом, ориентированным на отдельные цели и способным их добиваться.

Роджерс всегда критиковал христианство и считал психоанализ его производной. Он не был согласен с мнением о том, что люди от природы злы и грешны. Роджерс допускал, что люди иногда бывают злы и деструктивны, могут совершать аморальные поступки - но это моменты, когда люди ведут себя не в соответствии с истинной внутренней природой.

Роджерс вводит термин «полностью функционирующая личность», когда ничто не мешает человеку проявлять свою внутреннюю природу, они представляют собой позитивные и разумные создания, которые хотят жить в гармонии с собой и с другими. Роджерс разделял позицию Маслоу о том, что люди имеют фактически неограниченный потенциал самосовершенствования. При этом в их теориях существует три различия:

1. Роджерс считал, что личность и поведение являются функцией когнитивных процессов, а Маслоу считает, что поведение и опыт человека являются результатом действия иерархии потребностей.

2. Теория Роджерса была сформулирована в результате работы с людьми, имеющими психические проблемы, он концентрировался на терапевтических условиях, которые способствовали бы самоактуализации. Маслоу же, напротив, никогда не занимался терапией и настаивал на том, чтобы изучать здоровую личность.

3. Роджерс тщательно изучал как происходит процесс самоактуализации и что способствует склонности человека к самосовершенствованию врожденного потенциала. Маслоу эти процессы практически игнорирует.

3.6.1 Тенденция актуализации

Роджерс выдвинул гипотезу о том, что все поведение вдохновляется и регулируется неким объединяющим мотивом, который он назвал тенденцией актуализации. Таким образом, важнейшая и, по Роджерсу, единственная потребность человека - актуализировать себя, то есть сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы.

Роджерс считал, что ничего нельзя объяснить, используя по отдельности специфические мотивы (голод, безопасность, половое влечение и т.д.) Например: голод традиционно рассматривался в психологии как самостоятельный мотив. Роджерс считал, что голод - это лишь часть господствующего мотива, лежащего в основе нашего существования, голод необходим для самосохранения. Потребность достижения - одно из проявлений потребности в самоактуализации.

Роджерс полагал, что при отсутствии внешних ограничений или воздействий тенденция актуализации выразится естественно посредством разнообразных форм поведения. Он определяет тенденцию актуализации как единственный центральный источник энергии в организме человека. Тенденция самоактуализации - это биологический факт, а не психологический феномен, она берет начало в физиологических процессах организма. На органическом уровне она выражается не только в сохранении организма с удовлетворением дефицитарных потребностей (воздух, пища, вода и т.п.), она также развивает организм, обеспечивая эволюцию и дифференциацию органов и функций тела, его рост и постоянное обновление. Тенденция актуализации является активным процессом, отвечающим за то, что организм всегда стремится к какой-то цели, будь то начинания, исследования, перемены и т.д. Она ведет человека в направлении автономии и самодостаточности.

Тенденция актуализации не просто нацелена на снижение напряжения, она, наоборот, подразумевает повышение напряжения. Роджерс отрицает редукционистскую теорию поведения, он считал, что поведение мотивировано потребностью человека развиваться и улучшаться. Роджерс утверждал, что подобная биологическая тенденция является общей для всех форм жизни - она присуща не только людям и животным, но и всему живому. Фактически жизнь эволюционирует потому, что хочет эволюционировать.

Для Роджерса весь жизненный опыт оценивается с позиции того, насколько хорошо он служит тенденции самоактуализации. Эта установка отражается в термине, который он использовал в связи с этой тенденцией: первичный оценочный процесс. Люди могут и оценивают позитивно переживания, которые они воспринимают как содействующие их личности и развивающие ее. И наоборот, они оценивают негативно те переживания, которые они воспринимают как препятствующие их актуализации.

3.6.2 Феноменологический подход к личности

Феноменологическое направление считает для индивида реальным то, что существует в пределах внутренней системы координат человека или субъективного мира, включающего все, осознаваемое в любой данный момент времени. Из этого следует, что субъективное восприятие и переживания не только представляют собой личную реальность человека, то также образуют основу для его действий. Каждый из нас реагирует на события в соответствии с тем, как мы субъективно воспринимаем их. Например: часто бывает, что два свидетеля одного и того же совершенно по-разному описывают событие.

Психологическая реальность феноменов является исключительно функцией того, как они воспринимаются людьми. Чувства человека не есть прямое отражение реальности: действительная реальность - это реальность, которую наблюдает и интерпретирует реагирующий организм. Таким образом, Роджерс считает, что не существует никакой «объективной реальности», его интересовала психологическая реальность и только она.

Роджерс настаивал на том, что поведение человека нельзя понять, не изучив его субъективной интерпретации событий. Таким образом, он был решительно против утверждений Скиннера о том, что поведение человека - это простая реакция на стимульную ситуацию.

Роджерс отвергал теорию Фрейда о том, что прошлый опыт или источники происхождения поведения являются первичными факторами, лежащими в основе личности. Поведение не определяется прошлыми событиями, оно - результат субъективного восприятия человека окружением.

Пример: «Почему человек ведет так враждебно?»

Фрейд: «Он терпел лишения и оскорбления, когда был ребенком».

Роджерс: «Он рассматривал мир, как опасное место и считает, что его не любят и не могут полюбить».

Кроме того, Роджерс подчеркивал, что понять человека можно, только если рассматривать его как единое целое. Таким образом, он поддерживал холистический взгляд на личность - он считал, что человек ведет себя как интегрированный организм и это единство нельзя свести к составляющим частям его личности.

3.6.3 Я-концепция

Я-концепция является определяющей в системе взглядов Роджерса. Первоначально он рассматривал самость как бессмысленный термин, не дающий никакой практической пользы. Однако его пациенты настаивали на выражении своих проблем и установок в терминах самости, и постепенно Роджерс осознал, что самость или «Я - концепция» это самый значительный элемент в опыте человека. Поэтому целью пациента является именно достижение этой «реальной сущности». Таким образом, Я или самость - это дифференцированная часть феноменального поля или поля восприятия человека. Это совокупность представлений человека о самом себе, о том, что он из себя представляет. Я-концепция включает в себя множество образов: Я - родитель, Я - студент, Я - сосед, Я - член спортклуба и т.п. Я-концепция включает не только восприятие того, какие мы есть, но то, какими мы хотели бы стать. Этот компонент называется Я-идеальное.

Понятие Я - концепция обладает рядом свойств:

1. Я-концепция исходит из общих законов и принципов восприятия, т.е. структура Я может быть понята в терминах процессов восприятия, таких, как фигура - фон, завершение и сходство и т.п.

2. Я-концепция пространственна по природе и считал, что она представляет собой организованную, последовательную и интегрированную систему восприятия, т.е. несмотря на то, что «Я-концепция» постоянно меняется, она всегда сохраняет качества цельной системы, гештальта. Неважно, насколько человек меняется - у него всегда сохраняется чувство внутренней целостности, понимание того, что он тот же самый человек.

3. Я-концепция - это нечто глубоко интегрированное в психику, она символизирует главную часть сознательного опыта человека.

4. Я-концепция включает бессознательные процессы, следовательно ей нельзя дать рабочее определение и исследовать экспериментально.

3.6.4 Развитие личности

Для Роджерса неважно, через какие стадии проходит личность в своем развитии, и в каком возрасте эти стадии наступают. Он сосредотачивается на том, как оценка индивида другими людьми способствует развитию позитивного или негативного образа себя.

Изначально новорожденный воспринимает все переживания нерасчлененно. Младенец не осознает себя как отдельное существо, не делает различий между тем, что «мое» и что «не мое». Вследствие общей тенденции к актуализации ребенок начинает отличать себя от остального мира. Этот процесс дифференциации феноменального поля в «Я-концепцию» и есть процесс формирования самости.

На стадии формирования Я контролируется исключительно организмическим оценочным процессом, т.е. младенец оценивает каждое новое преступление с позиции того, способствует оно или нет тенденции актуализации.

По мере того, как ребенок становится социально восприимчивым и развиваются его когнитивные и перцептивные способности, его Я-концепция все более дифференцируется и усложняется. Следовательно, развитие самости в значительной степени определяется процессом социализации. Отсюда вытекают условия, важные для развития Я - концепции.

Потребности в позитивном внимании. По Роджерсу, для любого человека важно, чтобы его любили и понимали другие. Эта потребность универсальна, развивается как осознание возникновения самости, она всепроникающа и устойчива. Впервые она проявляется как потребность младенца в любви и заботе, а впоследствии выражается в удовлетворении от социального удовлетворения и фрустрации, когда его наказывают.

Важным аспектом позитивного внимания является его двойная природа. Если человек считает, что он непременно чувствует удовлетворение своей собственной потребности. С точки зрения Роджерса, ребенок сделает почти все, даже пожертвует организмическим оценочным процессом, чтобы удовлетворить потребность позитивного внимания.

Эта потребность так же направлена на себя - человеку необходимо позитивно рассматривать себя. Потребность в позитивном внимании к себе - это приобретенная потребность, которая проявляется при сравнении своих переживаний с удовлетворением или неудовлетворением потребности в позитивном внимании.

2. Условные ценности. Дети очень впечатлительны и подвержены влиянию значимых для них людей. Для социализации типично, что дети учатся потому, что какие-то вещи можно делать, а какие-то нет. Если дети ведут себя иным образом, у них появляется опыт позитивного «внимания». Таким образом, появляются условия ценности, т.е. обстоятельства или условия, при которых человек будет переживать позитивное внимание. Обусловленное позитивное внимание означает, что дети получают похвалу, внимание и одобрение только в том случае, если демонстрируют те формы поведения, которые от них ожидают.

Роджерс считает, что условия ценности причиняет ущерб гармоничному развитию личности. Ребенок пытается соответствовать стандартам других, а не определить для себя, кем он хочет быть и добиваться этого. В таких условиях ребенок учится оценивать себя как личность только с точки зрения «выгодности». В результате формируется Я-концепция, которая находится в полном соответствии с организмическим опытом и, следовательно, не позволяет личности развиваться свободно.

3. Безусловное позитивное внимание. Очевидно, что никто не может быть полностью свободным от условий ценности, но можно получить позитивное внимание независимо от того, какое поведение демонстрирует человек. Такое безусловное позитивное внимание можно наблюдать, когда мать отдает свое внимание и любовь сыну не потому, что он выполнил или не выполнил какое-то условие, а просто так.

Единственный способ не вмешиваться в самоактуализацию ребенка - дать ему безусловное позитивное внимание. Такой подход не означает отсутствия дисциплины, социальных ограничений или других форм контроля поведения. Он означает только то, что ребенка должны ценить и любить независимо от того, что он делает. Когда ребенок переживает такое отношение, он начинает испытывать безусловное внимание к себе. Это позволяет детям развивать свои собственные ценности и удовлетворения в соответствии с их реальными переживаниями, независимо от их внешнего одобрения.

3.6.5 Норма и патология

Роджерс сформулировал определенные общие принципы, в соответствии с которыми можно охарактеризовать человека как психически здорового. Главным критерием психического здоровья Роджерс считал полноценное функционирование. Это термин для обозначения людей, которые используют свои способности и таланты, реализуют свой потенциал и движутся к полному познанию себя и сферы своих переживаний. Роджерс установил пять основных характеристик, общих для полноценно функционирующих людей:

1. Открытость переживанию - главная характеристика ПФЛ. Открытость переживанию прямо противоположна беззащитности. Такие люди полностью открыты новому, способны слушать себя, чувствовать всю сферу сенсорных, эмоциональных и когнитивных переживаний в себе, не испытывая угрозы. Он тонко осознает свои самые глубокие мысли и чувства, они не пытаются подавить их; часто действуют в соответствии с ними. Фактически все переживания: и внешние и внутренние точно символизированы в сознании не искажаясь и не отрицаясь. Для полноценно функционирующего человека нет внутреннего переживания или эмоции, которые угрожали бы осознанию собственной правоты.

2. Экзистенциальный образ жизни - это стремление и возможность жить полно и насыщенно в каждый момент существования, так, чтобы каждое переживание воспринималось как свежее и уникальное, отличное от предыдущего опыта. Таким образом, то, чем человек является в конкретный момент, зависит, прежде всего, от самого момента, а не от прежних ожиданий. Такой образ жизни предполагает, что Я-концепция и личность проистекают из переживаний, а не переживания преобразуются, чтобы соответствовать какой-то заранее заданной Я - структуре. Следовательно, люди, живущие полной жизнью гибки, адаптивны, терпимы и непосредственны.

3. Организмическое доверие. Большинство людей при принятии решений опирается на социальные нормы, на суждения других и на то, как они вели себя раньше в подобной ситуации. Таким образом, на их решение оказывают очень сильное влияние внешние силы. ПФЛ зависят в основном от организмических переживаний, которые они рассматривают как достоверный источник информации, позволяющий решить, как поступить. Организмическое доверие означает способность человека принимать во внимание свои внутренние ощущения и рассматривать их как основу для выбора решения.

4. Эмпирическая свобода. Этот аспект функционирования заключается в том, что человек может жить свободно, без ограничений и запретов. Это чувство личной власти, способность делать выбор и руководить собой. В то же время Роджерс не отрицал, что на человека влияют наследственно обусловленные факторы, социальные силы и прошлый опыт, которые во многом ограничивают свободу выбора. При этом эмпирическая свобода не подразумевает бесконтрольного поведения, это, скорее, чувство ответственности за свою судьбу - За все, что со мной происходит, я отвечаю сам.

5. Креативность. ПФЛ всегда создает какие-то продукты творчества - идей, проекты, действия. Творческие люди стремятся жить конструктивно и адаптивно в своей культуре, в то же время удовлетворяя самые глубокие свои потребности. Они способны творчески и гибко приспосабливаться к изменяющимся условиям окружения.

Таким образом, Роджерс главное внимание уделял не тому, что есть человек, а тому, чем он может быть. Роджерс был уверен, что ПФЛ - это люди будущего, которые дадут нашему обществу необходимую доброту и согласие.

Роджерс утверждал, что большинство форм поведения согласуется с Я-концепцией человека. Человек стремиться сохранить состояние согласованности самовосприятия и переживаний и таким образом сохранить самооценку. Поэтому переживания, находящиеся в соответствии с самостью человека могут осознаваться и точно восприниматься. И наоборот, переживания, находящиеся в конфликте с Я-концепцией образуют угрозу самооценке и, следовательно, личности, они не допускаются к осознанию и точному восприятию. Человеческая концепция себя является критерием, по которому переживания сравниваются и либо принимаются сознанием, либо отрицаются.

В теории Роджерса угроза существует, когда люди осознают несоответствие между Я-концепцией и каким-то аспектом реального переживания. Переживания, не соответствующие Я-концепции, воспринимаются как угрожающие, они не допускаются к сознанию, поскольку в этом случае нарушится главный принцип существования личности - целостность.

Несоответствие между реальными переживаниями и Я-концепцией не всегда воспринимается на сознательном уровне. Человек может чувствовать угрозу, не осознавая этого. В этом случае человек становится уязвимым для тревоги и дальнейших личностных расстройств. Тревога в данном случае является эмоциональной реакцией на угрозу, которая сигнализирует, что существует опасность нарушения целостности личности. Тревожный человек - это человек, который смутно осознает, что признание или символизация определенных переживаний приведет к радикальному изменению его сегодняшней самости.

Например: Я-концепция человека может включать положения о собственной мягкости и уступчивости. В то же время он может испытывать чувство агрессии и враждебности, но Я-концепция не позволит ему осознать эти чувства и будет испытывать тревогу всякий раз, когда почувствует и осознает свой гнев и враждебность.

Если человеку, его целостности долгое время ничего не угрожает, то он остается открытым и ему не нужно защищаться. При этом, он осознает или ощущает на подсознательном уровне, что переживание не согласуется с Я-концепцией, возникает угроза, за которой следует защитная реакция.

3.6.6 Механизмы защиты

Защита, по Роджерсу, - поведенческая реакция организма на угрозу, главная цель которых - сохранить целостность Я-структуры, т.е. защита усиливает и сохраняет самоуважение человека. Роджерс разработал только два механизма защиты, которые используются для сведения к минимуму несоответствия между Я и окружением: искажение восприятия и отрицание.

Искажение восприятия происходит тогда, когда травмирующее переживание допускается в сознание, но только в форме, допустимой для сохранения самооценки. Например: студент считает себя достаточно способным человеком, но на экзамене, причем заслужено, получает двойку. Естественно, никто не признает себя бездарностью, а будет считать, что ему не повезло, профессор несправедливо ставит оценки. Такое выборочное восприятие или искажение Роджерс характеризовал как рационализацию. В таком случае переживание воспринимается сознанием, но его истинный смысл остается непонятным.

Отрицание используется гораздо реже, человек сохраняет целостность своей Я - структуры, полностью уходя от осознания угрожающих переживаний. Фактически отрицание встречается каждый раз, когда человек отказывается признаться себе в том, что переживание в принципе имело место. Если отрицание доведено до крайности, могут иметь место психологические последствия более тяжелые, чем нарушение самооценки. Конечным результатом отрицания может быть паранойя, бред и другие психические расстройства.

3.6.7 Психические нарушения

Когда переживания совершенно не согласуются с Я-структурой или когда не согласующиеся переживания встречаются слишком часто, человек испытывает сильную тревогу, которая может серьезно нарушить повседневный порядок. Последствиями такой ситуации является возникновение невроза. Защита невротика все же позволяет ему не допустить сознания травмирующих переживаний, но такой человек не может сознательно оценить неустойчивость своего состояния, он очень уязвим в психологическом плане.

Если интенсивность травмирующих переживаний слишком высока, то защита может стать недостаточной, неэффективной и фактически может произойти разрушение Я-концепции. Такое состояние Роджерс называл психотическим.

Человек кажется странным, нелогичным или безумным. Психотическое поведение соответствует уже не Я - концепции, а отрицаемым аспектам существования. Иррациональное и даже суицидальное поведение часто может быть результатом психозов.

Личностные расстройства могут проявляться либо неожиданно, либо постепенно на протяжении достаточно длительного периода времени. Таким образом, Роджерс считал расстройства поведения результатом несоответствия между «Я» и переживаниями. Значительность несоответствия между осознанным «Я» и переживаниями определяет тяжесть психологической дезадаптации.

3.6.8 Психотерапия, центрированная на клиенте (Client - centered therapy)

Метод психотерапии, предложенный Роджерсом, имеет один главный принцип - все эффективные формы психокоррекции основаны на взаимоотношениях между людьми. Он утверждал, что качество личных отношений между психотерапевтом и клиентом - это единственный фактор, обеспечивающий успешность терапевтического вмешательства. Вторым аспектом проведения психотерапии является эмоциональный климат, в котором происходит общение.

Первоначально подход Роджерса был назван недирективной терапией. В ее основе лежит предположение, что клиент обладает способностью к самостоятельному целенаправленному изменению личности. Такой подход позволяет психотерапевту быть гораздо менее директивным по отношению к клиенту - обходиться без прямых указаний и установок. Психотерапевты роджеровского направления никогда не дают советов, не отвечают на вопросы «Как же поступить?» и не задают вопросов. Вместо этого терапевт пытается отразить то, что сообщил клиент и пояснить его чувства в процессе отражения и пояснения. Главная задача недирективного психотерапевта - как можно более точно отразить клиенту то, что он сам чувствует и думает.

Позже Роджерс перенес акцент на методики, позволяющие терапевту лично разобраться в том, что происходит с клиентом в каждый момент проводимого лечения. Это необходимо для того, чтобы максимально понять самовосприятие клиента, понять его «Я - концепцию». По мнению Роджерса, для осуществления конструктивных личностных изменений необходимо и достаточно наличие шести терапевтических условий.

1. Психологический контакт. Это означает, что должны существовать какие-то взаимоотношения или личный контакт между двумя людьми. Психотерапевт, каким бы талантливым он не был, не может помочь клиенту, если этот клиент не знает психотерапевта.

2. Клиент находится в состоянии несоответствия. Роджерс считал, что личностные расстройства являются следствием несоответствия между Я-концепцией и переживаниями. Потеря связи между источником своего осознаваемого опыта - он самому себе кажется чужим. Такая ситуация делает клиента очень уязвимым - в любой момент он может оказаться лицом к лицу с психотравмирующей реальностью.

3. Психотерапевт гармоничен или интегрирован. Когда клиент приходит к терапевту он должен встретить человека гармоничного, целостного и искреннего во взаимоотношениях. В ходе терапии психотерапевт должен быть самим собой, цельным и настоящим, а клиент должен ясно и четко чувствовать, что он открывает душу искреннему человеку.

4. Безусловное позитивное внимание к клиенту. Психотерапевт должен относиться к клиенту с пониманием, теплом, хвалить его как человека в процессе становления и не давать оценок его чувствам и переживаниям. Таким образом, человек не должен проявлять условия ценности по отношению к клиенту, а полностью принимать его без одобрения или порицания.

Сеансы терапии, центрированной на клиенте, происходят в спокойной атмосфере, создающей у клиента уверенность, что его полностью понимают и принимают. Такой психологический климат позволяет клиенту соприкоснуться со своим организмическим уровнем переживания, позволяет ему осознать это переживание, не чувствуя угрозу. Психотерапевтические условия позволяют клиенту еще более погрузиться в себя, выразить свои истинные чувства, не боясь упрека. Безусловное позитивное внимание позволяет клиенту оценить и осознать свои переживания, которые не соответствовали его Я-концепции, поэтому вызывали тревогу.

5. Эмпатия. Психотерапевт, центрированный на личности должен испытывать эмпатию к клиенту, т.е. психотерапевт чувствует внутренний мир переживаний клиента так, как если бы он был его собственным. Терапевт должен свободно переноситься в душевный мир клиента.

Клиент воспринимает эмпатию как внезапный солнечный луч, прорвавшийся сквозь густую листву в лесу. Это озарение значительно помогает восстановлению целостности Я-концепции.

6. Передача клиенту эмпатийного понимания и безусловного позитивного внимания. Психотерапевт должен всеми доступными способами использовать возможность передачи своей эмпатии и позитивного внимания клиенту. Бессмысленно испытывать такие чувства, если клиент о них не знает. Терапевт должен передавать свое позитивное отношение в каждом слове и жесте. Насколько клиент чувствует, что его понимают, настолько выше будет его возможность позитивно изменить свою личность.

Таким образом, именно клиент, а не психотерапевт ответственен за личностный рост во время курса терапии. Психотерапевт создает для изменения необходимые условия, но только клиент является реальными действующим фактором изменения своей личности.

3.7 Когнитивная психология (Джордж Келли)

3.7.1 Личностный конструкт

Основа когнитивной теории состоит в том, что Келли полагает, что главное для человека не реальность, а то, как человек воспринимает эту реальность. Таким образом, в основе когнитивной теории Келли лежит способ, с помощью которого индивиды постигают и интерпретируют явления (в т. ч. людей) в своем окружении. Келли концентрирует внимание на психологических процессах, которые позволяют людям организовать и понять события, происходящие в их жизни. Такие процессы Келли называет личностным конструктом.

Личностный конструкт - это своеобразная индивидуальная модель реальности, это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт. Конструкт - это устойчивый способ, которым человек осмысляет какие-то аспекты действительности в терминах схожести и контраста.

Количество личностных конструктов у каждого человека бесчисленно, но некоторые очень похожи: «мужской - женский», «хороший - плохой», «умный - глупый» и т.п.

Пример: вместо того, чтобы поступить в институт, девушка устраивается работать танцовщицей в клуб. Оценки разных людей - разные. Ни одно из объяснений причин такого поступка не будет ни верным, ни не верным. Просто дело в том, что каждый воспринимает мир по своему, через свою систему конструктов.

Келли рассматривает людей как исследователей. Они всю жизнь занимаются сопоставлением своих представлений о реальности с жизнью. Он считал, что все люди - ученые в том смысле, что они формулируют гипотезу и следят за тем, подтвердятся они или нет, вовлекая в эту деятельность все психические процессы. В соответствии с таким представлением о людях Келли утверждает: стоит только человеку предположить, что с помощью данного конструкта можно адекватно спрогнозировать и предсказать какое-то событие в своем окружении, как он начинает проверять это предположение по событиям, которые еще не наступили. Если конструкт помогает точно спрогнозировать событие, человек сохраняет этот конструкт.

И наоборот, если прогноз не подтвердился, конструкт, на основании которого он был сделан, вероятно, подвергнется пересмотру или даже вообще может быть исключен. Валидность конструкта проверяется с точки зрения его прогностической эффективности, степень которой может меняться в зависимости от ситуации.

Келли считал, что все личностные конструкты биполярны, т.е. мышление человека происходит в терминах черного и белого, а не оттенков серого. Переживая события, человек замечает, что какие-то события похожи друг на друга, а какие-то различаются между собой. Таким образом, для формирования конструкта необходимо, по крайней мере, три элемента: два из элементов конструкта должны быть похожи между собой, а третий должен отличаться от этих двух.

Подобно магниту все конструкты имеют два противоположных полюса. То, в чем два элемента считаются похожими называется эмерджентным полюсом или полюсом сходства конструкта, то, в чем они противоположны третьему элементу называется имплицитным полюсом, или полюсом контраста. Цель теории конструктов - объяснить, каким образом люди интерпретируют и прогнозируют свой жизненный опыт с точки зрения сходства и различий.

3.7.2 Свойства конструктов

1. Диапазон применимости включает в себя события, при которых конструкт релевантен или применим. Все конструкты имеют ограниченный диапазон применимости, хотя у разных конструктов эти границы могут меняться. Например: «хороший - плохой», «непорочность - проституция».

2. Фокус применимости относится к явлениям в рамках диапазона применимости, к которым этот конструкт наиболее применим. Например: конструкт «честный - не честный» для одного человека означает только то, что следует держать руки подальше от чужих денег, а другой человек может применить тот же конструкт к политическим событиям. Следовательно, фокус применимости всегда специфичен для человека, применяющего его.

3. Проницаемость - непроницаемость. Проницаемый конструкт допускает в свой диапазон применимости, еще не истолкованные в пределах его границ. Он открыт для объяснения новых явлений. С другой стороны непроницаемый конструкт, охватывая явления, составляющие его первоначальную основу, остается закрытым для интерпретации нового опыта. Например: Конструкт «компетентный враг - некомпетентный враг» у одного человека может быть проницаемым для интерпретации любого нового врага, а другой человек может сделать тот же конструкт совершенно непроницаемым, настаивая на том, что «нынче все враги тупые».

3.7.3 Типы конструктов.

Личностные конструкты можно классифицировать в соответствии с природой контроля, который они формируют над своими элементами.

1. Учредительный конструкт. Стандартизирует элементы для того, чтобы они были исключительно в его диапазоне, т.е. то, что попало в одну квалификацию, исключается из другой. Учредительную интерпретацию можно сравнить с такой характеристикой мышления, как «ничего, кроме». Пример: этнический ярлык. Если человек обозначен как «чукча», то все будут думать о нем как о чукче и ни о ком более.

2. Констелляторный конструкт. В нем элементы могут одновременно и принадлежать другим областям, но они постоянны в составе своей сферы. Пример: Если этот человек продавец, значит он жулик и спекулянт.

3. Предполагающий конструкт. Противоположен укредительному и констелляторному, т.к. позволяет быть открытым для нового опыта и принимать альтернативную точку зрения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Рефераты