p align="left">Некоторые христиане полагают, что считать себя хуже других - это вернейший способ стать смиренным. Вот текст, который часто приводится в подтверждение данной точки зрения: “Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя” (Фил 2:3).
Греческое слово (выше), употреблённое в данном отрывке Используется B.Aland, K.Aland, J.Karavidopoulos and oth. The Greek New Testament, 4th ed.,
(Biblia-Druck: Stuttgart, 1993). отличается от слова (лучше). Слово лучше (или хуже) используется при оценке или самооценке, тогда как слово выше (или ниже) связано более с категорией “смирение”. Иными словами, почитать других выше себя, не значит почитать других лучше себя. Как христиане, стремящиеся к смирению, мы должны почитать других выше себя, но, обладая здоровой самооценкой, мы не будем считать других лучше себя. Другие не лучше нас, так как они такие же грешники, как и мы. Другие не хуже нас, так как мы такие же грешники, как и они. Другие не лучше нас, так как большинство их достоинств - внешность, темперамент, таланты - лишь хорошая наследственность, данная им от Бога. Мы не лучше других, так как наши достоинства мы так же получили от Бога. Ложное смирение губительно. Оно обезличивает христианина. Оно стирает в нем Образ Божий и уничтожает его как личность.
Христианское смирение имеет совсем другую природу. Смирение - это осознание величия Бога. Смирение - это не то, каков человек, но каков Бог. Смирение не в том, что человек ничто, но в том, что Бог - все.
Христиане впитывают эти ложные ценности, и свою заниженную самооценку они считают смирением. Таким образом, заниженная самооценка сублимируется в христианский подвиг самоотвержения, когда христианин не уважает и не любит себя, критически о себе отзывается, занимается самобичеванием и гипертрофированием своей греховности. Такой христианин говорит всем, какой он грешный и недостойный. Часто именно такой человек считается среди христиан смиренным. Часто он сам, глубоко в душе, считает себя смиренным, не понимая, что это не смирение, а заниженная самооценка. Христианское смирение имеет диаметрально противоположную направленность:
"Не думайте, что настоящее смирение - вкрадчивость и елейность, когда мы нарочито подчеркиваем свое ничтожество. Встретив поистине смиренного человека, вы, скорее всего, подумаете, что он веселый, умный и ему очень интересно то, что вы говорили ему. А если он не понравится вам, то, наверное, потому, что вы ощутили укол зависти - как же ему удается так легко и радостно воспринимать жизнь? Он не думает о своем смирении; он вообще не думает о себе Клайв Льюис. Просто христианство. Чикаго. 1990. С.129.."
Параллельно с адаптацией заниженной самооценки, идет процесс сокрытия от глаз окружающих своей проблемы. Маскировка - это часто используемый прием при заниженной самооценке. Морис Розенберг (1965), исследовав 5000 старшеклассников (13-15лет), пришел к такому заключению:
"Для юношей с пониженным самоуважением типична общая неустойчивость образов "Я" и мнений о себе. Они больше других склонны закрываться от окружающих, представляя им какое-то "ложное лицо", "представляемое Я". С суждениями типа "Я часто ловлю себя на том, что разыгрываю роль, чтобы произвести на людей впечатление" и "Я склонен надевать "маску" перед людьми" юноши с низким самоуважением соглашались в 6 раз чаще, чем обладатели высокого самоуважения И.С.Кон С.101.."
Сама маскировка происходит в соответствии с ценностями и шаблонами референтной группы. Иными словами, человек надевает ту маску, которая сделает его более приятным и популярным в глазах окружающих, значимых для него людей. Он пытается стать таким человеком, которого более всего принимают в данном обществе, но которым он на самом деле не является. Например, молодой человек будет строить из себя высокого интеллектуала или "героя без страха и сомнения". Он будет отчаянно заниматься спортом, чтобы стать очень сильным. Он может надеть маску циника, не верящего ничему, или очень компетентного человека (студента). Все это делается для того, чтобы скрыть свое ранимое и заниженное "я" от глаз других. Человек боится, что другие узнают "правду о нем", узнают, какой он есть на самом деле. Человек боится, что если другие узнают его настоящее лицо - то он потеряет уважение в их глазах и им будут пренебрегать. Особенно это проявляется, когда человек попадает в среду, где царит дух соперничества и взаимного унижения. Такие обстоятельства вынуждают скрывать свои слабые стороны, чтобы избежать пренебрежительного отношения к себе, когда его слабости могут стать орудием его унижений. Человек маскируется и подстраивается под окружающих, потому что старается завоевать их уважение, чтобы “помочь” им любить его. Человек боится, что его не смогут принять и любить таким, какой он есть. Это, в свою очередь, увеличит в нем уже существующий дефицит ощущения себя любимым. Кроме ощущения себя любимым могут пострадать также и другие два столпа самооценки - собственное достоинство и чувство компетентности, т.к. если его "узнают" то пострадает его авторитет и имидж. Это будет ощутимый удар по его и так неустойчивой самооценке.
В христианской жизни может происходить аналогичное явление. Христиане знают, какое поведение от них ожидается, но не чувствуя себя таковыми в душе, стараются внешне изменить своё поведение, не обращая внимание на внутреннее содержание. Маскировка происходит уже в соответствии с христианскими ценностями. Например, очень легко изобразить духовность. Это лучше всего может получаться у флегматиков, которые по природе обладают сдержанными манерами и спокойным нравом. Спокойный характер в сочетании с частым цитированием Священного Писания создает видимость духовного благополучия. Нет возможности описать все множество масок, которые иногда применяют христиане в надежде скрыть свои внутренние проблемы.
Как это ни парадоксально, но часто такой подход одобряется и считается даже правильным. В частности, таким образом некоторые христиане интерпретируют христианского писателя Клайва Льюиса, который, развивая идею внутреннего изменения в одной из глав своей книги "Просто христианство", приводит пример с притворством. Свою главу он так и называет "Давайте притворимся" К. Льюис С.182.. Создаётся видимость, что в ней Льюис предлагает решать духовные проблемы с помощью “притворства” или масок, т.е. посредством наружного поведения менять внутреннее состояние. Применяя это в жизнь, некоторые христиане полагают, что если человек не испытывает любви к своему брату, то он должен вести себя так, как будто он его любит, и тогда постепенно эта любовь к нему придет, и таким образом, при долгом ношении, маска станет частью человека.
Не оспаривая сам факт наличия такой закономерности, мы все-таки полагаем, что подход "от наружного к внутреннему" приводит лишь к внешним изменениям одних привычных типов поведения на другие, но не меняет глубинной сути сердца человеческого. Фарисеи во времена Христа достигали вершин в использовании этого метода, но их изменения носили лишь внешний характер, за что их и обличал Христос (Мф.23:25-28). Многие современные христиане, прожив долгие годы в старании посредством внешнего изменить внутреннее, вдруг осознают, что где-то в глубине сердца они так и остаются такими, как были. Маски приносят вред не только христианам, но и тем, кто только приближается к христианству. Приходя в церковь, они не могут избавиться от ощущения искусственности всего, что видят, и подсознательно чувствуют неестественность и маскировку. Многие из них уходят из церкви, считая верующих лицемерами.
2. Самоутверждение.
Еще один защитный механизм, несколько отличный от других и не описанный нами ранее, “включается” в человеческом организме при заниженной самооценке. Этот механизм был описан еще Адлером Adler A., Understanding human nature (Garden City, NY: Garden City Publishing, 1927).. Он провел аналогию с физической сферой человека, где недостаток и слабость одного органа организм компенсирует усилением другого. Например, если одна почка плохо функционирует, то ее функции берет на себя другая почка. Так же в жизни, человек имеющий физические дефекты, начинает пытаться устранить эти дефекты, развивая другие органы с помощью тренировок, и нередко достигает мастерства и силы. Адлер показал, что та же закономерность действует и в психической сфере. Так, чувство неполноценности компенсируется самоутверждением. А.Адлер придавал огромное значение механизму компенсирования, т. к. он считал, что человек всю жизнь пытается компенсировать свое чувство неполноценности, сформированное в детстве, используя самоутверждение. Для него самоутверждение - движущий стимул, руководящий почти всеми его поступками.
Как уже говорилось, самооценка будет неустойчива, если нарушено хотя бы одно основание, на котором она базируется. Недостаток в одной из составных самооценки человек начинает компенсировать гипертрофированием другой составной. Человек начинает компенсировать свои недостатки любой деятельностью, которая приносит ему хоть какой-нибудь успех. Так человек, страдающий от недостатка любви, может пытаться компенсировать это в сфере компетентности. Средствами компенсирования, в таком случае, могут стать: усиленная учёба, спортивные тренировки, развитие навыков, способностей и т.д.
В христианской жизни самоутверждение происходит по тем же принципам, но уже в специфической для христиан сфере. Так, например, средством утверждения может стать кафедра в церкви, где молодой человек "самореализуется" под удивленные вздохи бабушек, восхищенных его красноречием. Самоутверждение может происходить в евангельской деятельности и в любом виде служения, где есть те, кто увидят и оценят. Но это самые невинные способы самоутверждения.
Альфред Адлер показал, что заниженная самооценка может принимать еще более сложные формы, когда происходит не просто компенсация, но гиперкомпенсация (overcompensation) или комплекс превосходства Adler A., Superiority and social interest: A collection of later writings, H. L. & R. R. Ansbacher, Eds.,
(Evanston, IL: Northwestern University Press, 1964).. Это форма компенсации, с помощью которой достигается нечто большее чем, просто избавление от чувства неполноценности. Гиперкомпенсация ведет к превосходству или выдающемуся достижению, когда человек действует так, как будто он чувствует свое превосходство над другими. Например, студент, считающий, что он лучше других знает английский язык, полагает, что всем необходимо узнать об этом и поэтому не упускает ни одной возможности сказать что-то по-английски в присутствии других. Человек, страдающий комплексом превосходства, выглядит обычно хвастливым, высокомерным, эгоцентричным и саркастичным. У него настолько низкое мнение о себе, что он чувствует свою значимость только тогда, когда ощущает в чем-то свое превосходство над другими. Окружающие люди считают его гордым, не понимая, что истинной причиной его высокомерия является заниженная самооценка.
А как гиперкомпенсация проявляется в христианской жизни? В чем христианин может пытаться превзойти других, чтобы почувствовать свою значимость? Если гордым среди христиан быть не принято, то ведь можно стать смиреннее или “святее” других. Ролло Мей указывает, что часто заниженная самооценка у верующих выражается в сильном стремлении к святости, когда отстаиваются и считаются важными незначительные мелочи христианской жизни. Успех в соблюдении этих мелочей и сравнение себя с другими, не такими “ревностными” членами церкви дают желанное чувство значимости. Такое стремление к “святости” почти никогда не обходится без критики тех, кто еще её не достиг. Критицизм других усиливает страдающее чувство собственной значимости Ролло Мей Искусство психологического консультирования. М., Независимая фирма "Класс".
1994. С.109.. Консервативная позиция не всегда имеет правильные мотивы. Христианину было бы полезно проанализировать свои чувства и честно определить, какую природу имеет его стремление к святости: стремление от чистого сердца быть подобным Иисусу или самоутверждение? А может быть и то и другое вместе? Ловушкой для верующего является попытка совместить служение Богу и самоутверждение.
Многие исследователи связывают заниженную самооценку с еще более негативными формами поведения, а именно, девиантным поведением. Эрик Фромм рассматривает девиантное поведение как одну из стратегий, которую используют люди, чтобы "убежать от свободы" и преодолеть чувство собственной незначимости. "Следуя этой тенденции, человек пытается преодолеть чувство неполноценности, унижая или покоряя других Л. Хьелл, Д. Зиглер С.249.."
Обширные исследования в этой области были проделаны Говардом Кэпленом.
"На основе обобщения литературных научных данных и собственного 10-летнего исследования 9300 семиклассников он пришел к выводу, что пониженное самоуважение положительно коррелирует едва ли не со всеми видами, так называемого девиантного, отклоняющегося от нормы поведения: нечестностью, членством в преступных группах и совершением правонарушений, наркоманией, алкоголизмом, агрессивным поведением, попытками самоубийства и различными психическими расстройствами И.С. Кон. С.102.."
Основная цель девиантного поведения - это чаще всего повышение своего самоуважения Т.е. влияет на второе основание, на котором базируется самооценка. Девиантное поведение
меньше влияет на формирование чувства компетентности и еще меньше - на ощущение себя
любимым.. Таким образом, самоутверждение происходит с помощью избрания деструктивных форм поведения. Достигается ли при этом цель повысить самоуважение? В какой-то мере это удается. Например, после употребления спиртного человек не ощущает свою ущербность, чувствует и ведет себя уверенно. Принадлежность к преступной группе дает неуверенному в себе человеку новые критерии и способы самоутверждения, позволяя видеть себя в благоприятном свете не за счет социально положительных действий, в которых у него не было успеха, а за счет социально негативных черт характера и поступков. Значительную роль здесь по-прежнему играет референтная группа индивида:
"Подростковое самоуничижение (заниженная самооценка) снимается девиантным поведением лишь постольку, поскольку такое поведение принято в соответствующей субкультуре, в случае же смены субкультуры оно теряет смысл И.С.Кон. С.254.."
Переходя к проблемам церкви, важно отметить, что у верующих, страдающих заниженной самооценкой, она также может проявляться через девиантное поведение. Это может выражаться в резко критическом отношении к пастору и руководству церкви, протест новым формам богослужений, создание группировок, отстаивающих какую-то идею и т.д. И такие формы поведения человек избирает не просто потому что он "грешник", который "не хочет покаяться", а потому что он не может разобраться со своими эмоциональными проблемами. Избавление человека от какой-то формы девиантного поведения без устранения основания проблемы - заниженной самооценки - невозможно. Попытка освобождения человека от различных форм защиты и маскировки без преодоления основной причины - заниженной самооценки - приведет к неудаче.
Б. Методики самосовершенствования.
В предыдущем разделе мы рассмотрели действие защитных механизмов человека, которое происходит за пределами осознания индивидуума и без вмешательства психолога. В данном разделе мы сделаем обзор основных методик, которые предлагаются различными психологами человеку, страдающему заниженной самооценкой, когда проблема уже выявлена. В некоторых случаях, для сокращения объема материала, мы рассмотрим лишь общие принципы
терапии заниженной самооценки.
1. Отечественная школа психологии.
Отечественная наука, как педагогика (Макаренко А.С., Сухомлинский В.А.), так и психология (Выготский А.С., Рубинштейн С.Л., Петровский А.В.), ведущую роль отводит деятельности. Личность формируется и совершенствуется главным образом в процессе активной деятельности, поэтому основной способ преодоления заниженной самооценки заключается в переключении её интересов и направленности с себя на "дело" (Л.И.Божович, Л.С.Славина). Работая с детьми, страдающими заниженной самооценкой, предлагается повышать их статус по отношению к другим, а так же создавать им возможность для самоутверждения. Мисюрина Т.Э. С.4.
2. Бихевиоральная школа психологии.
Отличную от этой методику предлагает бихевиоральная школа психологии. Как уже говорилось выше, основным предметом исследования бихевиоральной школы является внешнее поведение. Внутренние аспекты человеческой души почти не рассматриваются из-за отсутствия инструментария для ее объективного исследования. Поэтому и терапия в основном ориентирована на поведение человека. Бихевиористы полагают, что многие люди, имеющие проблемы в общении, просто не обладают навыками, необходимыми для разрешения проблем повседневной жизни. Возможно, они приобрели неправильные навыки или ошибочные шаблоны поведения, которые сохраняются с помощью какого-либо подкрепления. Бихевиоральные терапевты делают, например, вывод, что некоторые люди попросту не знают, как быть дружелюбными, как вести разговор, как выразить соответствующим образом гнев или отклонить неразумные просьбы Хьелл Л. Зиглер Д. С.362. .
Соответственно, терапия в данном случае будет заключаться в обучении навыкам поведения. Метод, применяемый для этого, имеет название “репетиция поведения”. Клиент обучается межличностным навыкам при помощи структурных ролевых игр. Методика проведения структурных ролевых игр такова Becket. R.E., Heimbetg. R.G., Bellack A.S., Social Skills Training Treatment of for Depression (New
York: Persimmon Press, 1987), 42-43.:
Клиенту объясняется суть роли, которую он должен будет играть, после чего ему представляется данная модель поведения в тренинговой ситуации.
Клиент должен исполнить роль, которая была ему представлена, причем исполнена, может быть либо в действии, либо посредством мысленного повторения. Мысленное представление оказывает действие, близкое по своему значению к реальному исполнению В этой связи будет уместно привести известный опыт, когда студенты “тренировавшиеся”
забрасывать мяч в кольцо с помощью мысленного представления, достигли результатов, близких с теми студентами, которые действительно тренировались забрасывать мяч, кроме того, результаты значительно отличались от результатов студентов, которые совсем не тренировались..
Консультант, наблюдая за исполнением, представляет клиенту информацию, что можно улучшить и побуждает его проводить ролевые игры далее.
В течение курса терапии клиент опробует выученные модели поведения в реальной жизни.
В целом, метод репетиции поведения помогает людям преодолевать застенчивость, учит отстаивать свои права, контролировать гнев и приобретать полезные навыки общения с другими людьми Pilkonis P.A., Zimbardo P.G., The Personal and Social Dynamics of Shyness. In C. E. Uzard, Ed., Emotions in Personality and Psychopathology (New York: Pltnum, 1979).. Кроме того, в основном, он ориентирован на формирование чувства компетентности.
3. Когнитивная школа психологии.
Несколько иную методику преодоления заниженной самооценки предлагает когнитивная школа психологии “Когнитивная психология - направление, задачей которого является доказательство решающей роли знания в поведении субъекта.” (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. C.164.), в частности, терапевтические разработки Джорджа Келли. Его метод целиком связан с его концепцией природы и поведения человека.
Когнитивное направление психологии подчеркивает влияние мыслительных процессов на поведение человека. Человек здесь рассматривается как ученый, который постоянно высказывает и проверяет свои гипотезы о природе вещей для того, чтобы можно было дать адекватный прогноз будущих событий Kelly G. A., Theory of Personality: The Psycology of Personal Constructs (New York: Norton, 1963). Соответственно, восприятие мира и себя основывается на своих моделях или конструктах “Категория мышления, (Personal construct), посредством которой человек интерпретирует или истолковывает свой жизненный опыт. По крайней мере, три элемента необходимы для формирования конструкта - два из них должны восприниматься как схожие, а третий элемент должен восприниматься как отличный от этих двух.” (Л. Хьелл, Д. Зиглер. С.476.). Эти конструкты сугубо индивидуальны и личностны. Поэтому методика когнитивных психологов, прежде всего, касается изменения ошибочных внутренних конструктов и предполагает создание здоровой внутренней конструктной системы. Главная задача при этом: увеличить прогностическую эффективность этих конструктов. Келли для этого создал оригинальную методику - терапию фиксированной роли “Терапия фиксированной роли (Fixed-role therapy) - метод психотерапии, разработанный Келли и направленный на то, чтобы помочь клиентам по-новому интерпретировать себя и свои жизненные ситуации. Клиентов побуждают жить и действовать в соответствии с новой ролью, как в терапевтическом окружении, так и вне него.” (Л. Хьелл, Д. Зиглер. С476.). Методика, как и при репетиции поведения, заключается в изменении внешнего поведения, хотя преследуется уже другая цель. Если там главной задачей являлось формирование навыков поведения, то здесь на первый план выходит работа над конструктной системой человека.
Методика терапии фиксированной роли заключается в следующем:
Пациент пишет очерк самохарактеристики в третьем лице. Ему необходимо описать себя со стороны, так как мог бы описать друг, знающий его близко.
Написанный очерк самохарактеристики тщательно исследуется, и выявляются конструкты, которые он использует в интерпретации себя и своих отношений с другими.
Пишется очерк фиксированной роли “Очерк фиксированной роли (Fixed-role sketch) - описание личности вымышленного индивида, разработанное с целью помочь клиенту интерпретировать себя иначе, так, чтобы он мог лучше обращаться с различными жизненными ситуациями.” (Л. Хьелл, Д. Зиглер. С.476.). Этот очерк составляется уже терапевтом с учетом того, что написал клиент в отчете самохарактеристики. В отчете вымышленная личность получает или наделяется конструктной системой, которая будет терапевтически полезна клиенту, и клиенту предлагается “сыграть” роль человека, описанного в очерке фиксированной роли. Для этого ему необходимо читать данный ему очерк не менее 3-х раз в день и думать, действовать, говорить и быть похожим на описанного человека. Цель - побудить клиента пересмотреть свой жизненный опыт и свои конструкты, чтобы он смог лучше и эффективнее извлекать из них уроки. Играя новую роль, человек меняется, как на уровне внутреннего мышления, т.е. конструкт, так и на уровне внешнего поведения Kelly G., The Psychology of Personal Constructs, Vols.1 and 2, (New York: Norton, 1955)..
Необходимо отметить, что эта методика не всегда эффективна Epting F.R., Personal Construct Counseling and Psychotherapy (Chichester, Eng.: Wiley, 1984)..
4. Методики компенсирования недостатков.
Некоторые христианские психологи (Д. Добсон, Н. Ван Пелт) в своих методиках делают упор на компенсационные процессы психики человека, которые были описаны ещё А. Адлером (см. стр. 39). Анализируя жизнь выдающихся людей, он пришел к следующему выводу: “Почти у всех выдающихся людей мы находим дефект какого-то органа; складывается впечатление, что они очень страдали в начале жизни, но боролись и преодолели свои трудности Adler A., What Life Should Mean to You? (Boston: Little Brown, 1931), 248.”. Среди примеров такой компенсации он называл Демосфена, заикавшегося с детства, а также Теодора Рузвельта, слабого и болезненного с детства, но достигшего успеха в оздоровлении своего организма в течение взрослой жизни. В своем известном исследовании “Истоки выдающихся успехов” Виктор и Милдрад Гертцелей, говоря о людях, преодолевших свои недостатки, называют также: У. Черчилля, М.К. Ганди, А. Швейцера, А. Эйнштейна, З. Фрейда и др Джеймс Ч. Добсон. С.193.. Несколько поколений советских людей были воспитаны на патриотической литературе, в частности, книге “Повесть о настоящем человеке”, которая повествует о летчике Алексее Мересьеве. Этот человек, потеряв обе ноги, с помощью тренировок сумел преодолеть эту проблему и снова стать летчиком.
Этот подход, основанный на концепции компенсации, предлагает начать с “инвентаризации достоинств и недостатков Н. Ван Пелт. С.33.”. Для этого необходимо на лист бумаги выписать все свои достоинства и недостатки. Выписанные недостатки необходимо классифицировать по двум группам: изменяемые и неизменяемые недостатки. Изменяемые недостатки предлагается, насколько это возможно, преодолеть. Например, стеснительность может быть хотя бы частично преодолена, некоторые недостающие навыки могут быть развиты посредством тренировок и труда.
Что касается неизменяемых недостатков, то здесь необходима компенсация. Например, молодой человек, не обладающий солидным ростом и фигурой, но имеющий способности к знаниям, может достичь успеха в интеллектуальной сфере. Доктор Добсон советует родителям, знающим недостатки и сильные стороны своих детей, развивать их сильные стороны, чтобы дети не чувствовали свою ущербность Джеймс Ч. Добсон. С.194-195.. Параллельно с компенсированием недостатков предлагается также принять свои слабые стороны характера или внешность и любить себя, каким есть Н. Ван Пелт. С.37. .
В целом, все перечисленные выше терапевтические методы способствуют преодолению заниженной самооценки. Однако необходимо отметить, что эти методы действенны не всегда. Наряду с рациональными и полезными моментами этих методик, обнаруживаются их поверхностность и лишь частичная действенность Epting F.R., Personal Construct Counseling and Psychotherapy (Chichester, Eng.: Wiley, 1984).. Недостатком этих методик является тот факт, что для них характерна замена неустойчивости одного столпа, на котором базируется самооценка, гипертрофированием другого. Кроме того, став частью привычек, станет ли новая форма поведения частью его глубокой внутренней природы?
Существуют многочисленные исследования влияния поведения человека на его чувства и настроение. (Д.Лерд, Ф.Штракка, Сара Снодграсс и т.д.). Эксперименты подтвердили, что выражение лица (Laird,1974,1984 Duclos & others , 1989), походка (Sara Snodgrass,1986), манера разговора и поведение (Sckenker & others,1994; Tice,1992) непосредственно влияют на чувства и настроение человека Майерс Д. С.183-186.. Так, например, в эксперименте, студенты, которых попросили улыбнуться, чувствовали себя счастливее и даже комиксы, которые им показывали, находили более смешными Майерс Д. С.184.. Поведение человека оказывает влияние на чувства и настроение. Но на сколько глубоко это влияние? Может ли изменение выражения лица, походки и поведения коренным образом преобразить внутренний мир человека, самые глубины его души, а также изменить его природу, унаследованную от родителей и обретенную в процессе жизни? Если бы это было так, то тогда можно было бы изменить человечество, просто привив ему новые модели поведения. К сожалению, а может быть и к счастью, это не возможно. Методики самосовершенствования, базирующиеся на изменении поведения, на практике хотя и приносят облегчение и частично повышают самооценку, но часто не освобождают полностью от заниженной самооценки.
Человек - это не просто совокупность рефлексов и инстинктов. Человек - очень сложное существо, чье поведение зависит от такого множества факторов, что использование односторонних методик, влияющих в основном на поведение, приносит лишь частичный эффект. Поэтому наиболее эффективными будут те методики, которые комбинируют воздействие на поведение человека с воздействием на внутренние, личные аспекты его души. Кроме того, действие методик самосовершенствования почти не касается уровня притязаний, от которого зависима самооценка. Эти методики не только не понижают уровень притязаний у имеющих заниженную самооценку, но в ряде случаев даже повышают ее В этой связи можно упомянуть адлеровскую концепцию компенсирования, когда перед человеком ставятся высокие для достижения цели. Напрашивается вопрос: что будет с и без того низкой самооценкой человека, если он не сумеет преодолеть себя и достигнуть успеха в другой деятельности?.
В. Изменение отношения к окружающим и себе.
Настоящий раздел было бы полезно начать кратким обзором предыдущего. В первой и во второй вводных главах мы обнаружили большую зависимость самооценки от социальной среды. Во второй главе мы также исследовали влияние наследственных факторов на самооценку человека. В третьей главе (разделы А, Б) мы рассмотрели различные стратегии, используемые для преодоления заниженной самооценки и обнаружили:
негативные проявления при использовании защитных механизмов;
недостаточность и частичность излечения при использовании методик самосовершенствования.
Такое положение дел побуждает нас искать новые методы, новые подходы, позволяющие более эффективно преодолевать заниженную самооценку. Наш поиск должен коснуться не только методик, уже известных психологии и являющихся частью терапевтической базы психологии, но и затронуть родственные психологии науки, в частности, теологию. Относясь к сфере интегративных наук, теология дополняет недостающие звенья, которые выходят за границы исследования психологии. Все науки есть часть общего знания, которые на различных уровнях интерпретируют одну и ту же истину:
"Если все истины - часть одной структуры, то различные уровни объяснения должны подходить друг другу, чтобы можно было сформировать общую картину (точно так же, как мы можем составить цельный трехмерный образ объекта из его двухмерных перспектив). Осознание наличия дополняющих друг друга различных уровней объяснения избавляет нас от бесполезного спора, с какой точки зрения нам следует рассматривать природу человека - с научной или субъективной. Не стоит считать, что какой-то из этих уровней является истинным объяснением Майерс Д. С.32.."
Этот подход еще более приемлем, если учитывать, что современная психология, а особенно отечественная психология, переживает кризис методологии, и в научной среде происходит активный поиск новых подходов, методов, а также отказ от старых стереотипов Б.С.Братусь, В.Л.Военков С.Л.Воробьев и др. Начала христианской психологии. М., Наука. 1995..
Необходимость обращаться к теологии для решения психологических проблем признавали такие ведущие психологи, как Юнг, Ранк и Ролло Мей. При этом они пошли дальше простого заимствования богословской теории в психологию и указывали на важность обретения своей религиозной веры. В частности, Юнг писал:
"Среди моих пациентов, вступивших во вторую половину своей жизни, т.е. в возрасте после тридцати пяти лет, не было ни одного, чья проблема, в конечном итоге, не сводилась бы к поиску религиозного взгляда на жизнь. Можно с уверенностью сказать, что каждый из них заболел потому, что утратил то, что существовавшие в любом веке религии давали своим приверженцам, и ни один из них не исцелился полностью, пока не обрел вновь свою веру Ролло Мей. С.126.."
1. Автономия от мнений окружающих.
Одной из важнейших функций религии является изменение отношения человека к миру и к самому себе. Мы не можем полностью изменить окружающую действительность, но мы можем изменить свое отношение к ней.
Как мы уже отмечали, детский и юношеский период развития человека характеризуется большой зависимостью от мнения окружающих. Дети, в силу своего развития, не могут формировать свою самооценку независимо от других или "автономно" по определению Маслоу. Он рассматривал автономию как одно из свойств самоактуализующегося человека “Самоактуализирующиеся люди - люди, которые удовлетворили свои дефицитные потребности и
развили свой потенциал настолько, что могут считаться в высшей степени здоровыми людьми.” (Л. Хьелл Д. Зиглер С.524.) . Кроме того, он указывал на рискованность построения самооценки на мнении других из-за того, что самооценка становится зависимой от мнения других и, соответственно, находится на ненадежном фундаменте Там же С.433.. Мнение других о человеке может меняться независимо от него самого. Также оно может быть предвзятым и неверным. Если самооценка строится на мнении окружающих, то она будет нестабильной и часто колеблемой под влиянием других.
Зависимость от мнения других может проявляться также в ложных конструктах. Одним из таких конструктов, согласно Роберту Мак-Ги, является верование: "Мне нужно, чтобы меня одобряли определенные люди и тогда я буду думать о себе хорошо Роберт Мак-Ги. Поиск значимости. Санкт-Петербург, Логос. 1994. С.34-46.." Данная проблема непосредственно связана с притязаниями, т.к. человек обычно считает, что заслуживает большего.
"Чего вы, по вашему, мнению, заслуживаете? Думаете ли вы, что заслуживаете, одобрение друзей, успеха в школе или карьере, здорового цвета лица, хорошего здоровья, продвижения по службе, времени для отдыха, свободы от надоедливых детей, равнодушного супруга или эгоистичных соседей? Иногда мы не можем определить, какого статуса, или каких удобств мы заслуживаем, но мы уверенны, что заслуживаем больше того, что имеем Там же, С.90. .”
Человек считает, что он заслуживает лучшего во всем, и когда все происходит не так, как он ожидает, проявляется внутренняя дисгармония.
Если другие люди не являются надежным источником для адекватной самооценки, то кто может быть истинным эталоном ценности человека? Теология предлагает таким эталоном сделать Бога. Какова ценность человека, если рассматривать это с точки зрения Библии?
Писание говорит, что люди сотворены Богом по Его образу и подобию (Быт.1:26). Иными словами, происхождение человека не имеет никакой связи с животными, принадлежащими группе приматов. Человек не “создался” по "образу" и "подобию" обезьяны, но был создан по образу и подобию Самого Бога. Это свидетельствует о высоком статусе человека. Еще одним доказательством ценности человека является искупление. Для спасения людей Вечный Бог отдает Своего единственного Сына. Никто не отдаст самое драгоценное за то, что не имеет особой цены. Ценность человека определяется ценностью отданной за него жертвы Христа. "Ценность одной души; кто может определить ее?... Там, у подножия креста, понимая, что даже из-за одного грешника Христос отдал бы свою жизнь, вы сможете осознать ценность одной души Е.Уайт. Наглядные уроки Христа. Заокский, Источник Жизни. 1995. С.151.." Творение и искупление - это два основания, на которых базируется ценность человека. Согласно Библии, человек - не просто результат серии мутаций, человек - это больше, чем просто высокоразвитая обезьяна, как считают психоаналитическая и бихевиоральная школы психологии.
Важно обратить внимание на философские взгляды, стоящие за теми или иными психологическими концепциями и взглядами на природу человека. Если человек является продуктом эволюции, то он лишь причуда природы, совокупность рефлексов и инстинктов, другими словами, высокоорганизованное животное. Он не обладает природной ценностью. Он обладает наделенной ценностью, ценностью, какой оценивает его государство, в котором он родился или общество, в котором он живет. Таким образом, ценность он приобретает, только достигая успехов и завоевывая уважение.
Библейская концепция ценности человека подчеркивает, что мы, люди не обретаем ценность в течение жизни. Мы обладаем природной ценностью, ценностью, которой оценил нас Бог. Новорожденный ребенок ценен родителям не потому, что он красив, умен или многого достиг в жизни. Он ценен родителям потому, что он их творение. Бог ценит людей также потому, что они Его творения. Господь так высоко ценит человека, что запрещает пренебрежительно высказываться о нем: "Кто скажет брату своему: "рака" (пустой человек), подлежит синедриону (верховному судилищу); а кто скажет "безумный" подлежит геенне огненной Ристо Сантала. Мессия в Новом Завете в свете раввинистических писаний. Санкт-Петербург
Библия для всех. 1996. С.145. ." (Мф.5:22)
Во все времена люди, принимавшие библейскую концепцию, теряли свою зависимость от мнения окружающих. В частности, это произошло в жизни апостола Павла. В первом послании к Коринфянам он выразил это следующими словами: "Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы, или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе". (1Кор.4:3) Он черпал свою ценность не в одобрении собратьев по вере, а в оценке Бога. Он перестал бороться за свой имидж в глазах других, он перестал быть зависимым от того, как о нем подумают, или скажут люди. Он обрел внутренний мир, который до этого не могли дать ему ни его высокое положение, ни его большое материальное состояние. После того, как он узнал библейскую концепцию ценности человека, его самооценка перестала строиться на мнениях и ценностях окружающих людей Необходимо отметить, что независимость от мнений других вовсе не означает полное
игнорирование советов и мнений окружающих. Речь здесь идет лишь об освобождении от фатальной зависимости самооценки от мнений других людей. .
Свободой и независимостью от мнений окружающих обладал и Сам Христос. Из Писания известно, что Он часто общался с мытарями, грешниками и изгоями общества (Матф.11:19, Лук.15:1-2). Общение с лицами низкого социального статуса всегда понижает статус человека в глазах других. Эта закономерность еще в большей степени проявляется в случае дружбы с такими людьми. Иисус же дружил с людьми низкого сословия, и его учениками были рыбаки, и этот факт нисколько не влиял на его самооценку. Он не переживал по поводу своего статуса, т.к. не зависел от критериев, по которым оценивают люди.
Библейская концепция ценности ведет человека от фатальной детерминированности от мнения окружающих к внутренней свободе. Освобождаясь от мнения окружающих, человек развивается от реактивности к проактивности.
2. Изменение личных оценочных конструкт по отношению к себе.
Отношение человека должно измениться не только к мнениям и ценностям социальной среды, но и к самому себе. Наиболее распространенным конструктом по отношению к себе является верование: “Я должен отвечать определенным стандартам, чтобы думать о себе хорошо Роберт С. Мак-Ги. С.72..” Это может выражаться в нетерпимости к себе по поводу своих недостатков. Часто это проявляется в перфекционизме различных форм: хорошее выполнение работы, пунктуальность, чистота дома или машины, внешность и т.д.
Люди анализируют себя по категориям, которые приняты в обществе и по которым оценивают их. Если человека оценивают по каким-то категориям, то он склонен и сам оценивать себя по ним. Некоторые из этих категорий уже были названы выше: красота, ум, материальное положение, популярность в обществе.
Сознавая сам в себе, что он не соответствует этим стандартам, человек прилагает все усилия, что бы достигнуть успеха. В этой гонке есть победители, но есть и проигравшие. Но даже те, кто достигают успеха, тем не менее, остаются внутренне неудовлетворенными. Они не могут принять себя, т.к. не терпят любого своего недостатка или несовершенства в каком-то плане. Они убегают от своего несовершенного в физическом, интеллектуальном или эмоциональном плане “я”. Они скрывают его под масками, вытесняют из сознания с помощью защитных механизмов. Они не могут принять себя.
Библейская теория предлагает прекратить это бегство. “Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха” (Пр.28:13). Сокрытие своих беззаконий, различных недостатков от себя и других, согласно Писанию, исключает возможность успеха. Только честное признание своих проблем приносит внутренний мир. В этой связи интересна программа, разработанная Сообществом Анонимных Алкоголиков. Первым шагом этой программы является: “Мы признаем свое бессилие перед алкоголем, признаем, что потеряли контроль над собой Двенадцать шагов и двенадцать традиций. A.A.W.S. Inc., Нью-Йорк. 1989. С.26..” Таким образом, происходит признание своей проблемы, причем не, только самому себе, но и членам группы. Это имеет большое значение, т.к. признание своей проблемы помогает человеку перестать “убегать” от негативных мыслей о себе и принять себя, а признание перед другими позволяет человеку прекратить прятать и маскировать проблему от других. Человек перестает бояться признать свои эмоциональные проблемы. Признавая свои проблемы перед другими, человек перестает бояться, что другие узнают его “настоящее я”. Он перестает бояться за свою репутацию, т.к. другие уже узнали его слабые стороны. Его завышенный уровень притязаний падает, и он испытывает внутренний мир. Теперь он не претендует на роль эксперта, с которым все должны считаться, компетентного человека или на роль человека “без проблем”. Человек начинает принимать себя таким, какой он есть.
Принятие себя, согласно Роджерсу, играет первостепенную роль в душевном выздоровлении человека. Именно на это направлена разработанная им “терапия, центрированная на клиенте”. Rogers C.R., Client - Centered Therapy In I.l.Kutush, A.Wolf, Eds., Psycho-therapist's Casebook (San
Francisco: Jossey-Bass, 1986). Принципы, предлагаемые им в этой методике, были бы весьма полезны при терапии заниженной самооценки.
Возвращаясь к программе, разработанной Сообществом Анонимных Алкоголиков важно заметить, что вторым и третьим шагами этой программы является: “Мы пришли к убеждению, что только Сила, более могущественная, чем мы сами, может вернуть нам здравомыслие. Мы приняли решение вверить свою жизнь и свою волю в руки Бога, как мы Его понимаем Двенадцать шагов и двенадцать традиций. A.A.W.S. Inc., Нью-Йорк. 1989. С.31,41..” Эта нерелигиозная программа действует только в том случае, если человек признаёт существование Силы, более могущественной, чем он сам и вверяет себя ей.
3. Библейская концепция ценности человека влияет на все три столпа самооценки.
Действительно, именно Бог может восполнить то, что не может дать общество и близкие люди. Именно Бог восполняет недостающие столпы самооценки:
потребность ощущать себя любимым - Бог любит человека безусловной любовью. (Ис.54:8,10, Иер.31:3, Рим.5:6 -10)
ощущение себя компетентным - согласно Писанию, Бог дает и развивает в людях таланты и дары. (Деян.2:1-13, Коринф.12:1-31, Рим.12:1-8)
иметь чувство собственного достоинства - Бог ценит человека и признает его достоинство, и это достоинство не зависит от его внешности, благосостояния, успеха и т.д. Такое отношение никак не связано с заслугами человека. (Пс.102:10-13, Тит.3:5)
Подводя итоги, важно отметить, что отличие христианского подхода заключается в том, что он меняет внутреннюю суть человеческой души, её ценности и приоритеты. Этот подход связан не столько с корректировкой внешних проявлений поведения, пагубно влияющих на самооценку, сколько с изменением самой сущности человека, его мыслей и чувств. При таком подходе человек становится внутренне независим от хорошего отношения и любви окружающих и начинает ориентироваться на отношение Бога к нему. Одновременно, человек освобождается из рабства собственных ложных оценочных критериев и начинает оценивать себя по критериям, предлагаемым Писанием. Он начинает ощущать себя полезным, обретая смысл жизни в служении другим через духовные дары. Тем самым, служение другим помогает ему обрести чувство компетентности. В совокупности, это помогает человеку обрести новое чувство собственного достоинства, которое уже не находится в зависимости от мнений окружающих и от удручавших ранее особенностей его личности. Таким образом, самооценка строится на новом, основанном на Писании, фундаменте.
Заключение.
В заключении подведем итоги. Исследуя природу заниженной самооценки (глава 1) и причины ее формирования (глава 11) мы обнаружили, что большую роль в формировании здоровой самооценки индивида играет социальная среда. Эта закономерность особенно проявляется как в раннем детстве, так и в школьный период.
Исследуя различные пути преодоления заниженной самооценки (глава 111), мы рассмотрели различные способы её разрешения. Действие защитных механизмов (раздел А) указывает на неосознанную борьбу человека с заниженной самооценкой. Используются различные защитные механизмы, в частности, сублимация и самоутверждение. При этом освобождение от заниженной самооценки не происходит.
Второй путь преодоления заниженной самооценки - самосовершенствование (раздел Б), т.е. использование различных терапевтических методик. В этом разделе мы рассмотрели некоторые методики, в частности:
- метод репетиции поведения,
- терапия фиксированной роли,
- концепция компенсации.
Наряду с их несомненной терапевтической полезностью, мы обнаружили, что эти методики не являются самодостаточными, и появляется необходимость обратиться к другим смежным наукам, в частности, теологии.
В разделе “Изменение отношения” (раздел В), мы рассмотрели библейский взгляд на проблему заниженной самооценки. Библейский подход подразумевает изменение отношения к мнениям и оценкам окружающих, а также изменение отношения к себе и своим недостаткам. Изменение отношения к мнениям и оценкам окружающих означает конец утомительной борьбы за уважение и имидж, за популярность в глазах других, избавляет от необходимости постоянно “играть” того, кем не является, маскировать свои эмоциональные проблемы. Изменение личных оценочных конструктов к себе означает конец изнурительной борьбы за самосовершенствование, ведет к принятию своего несовершенства. Принятие своего несовершенства приводит к принятию несовершенства других Berger E., “Relationships Among Acceptence of Self, Acceptence of Others and MMPI Scares”,
Journal of Counseling Psychology 2 (1955): 279-284.
Suinn R., “The Relationships Between Self-Acceptence and Acceptence of Others: A Learning-Theory Analysis”, Journal of Abnormal and Social Psychology 63 (1961): 37-42. .
Прекращение погони за популярностью, успехом и материальным положением не означает бездействие и пассивность. Теперь активность человека меняет содержание и сменяется здоровым стремлением к лучшему. При этом он остается довольным своим настоящим положением, потому что он любит себя. Неуспех уже не играет такую решающую роль для его самооценки, т.к. она базируется на другом, более надежном основании.
В заключении необходимо отметить: если изменение отношения к окружающим и себе оказывает положительное терапевтическое воздействие на самооценку человека, то этот метод может использоваться для преодоления заниженной самооценки наряду с другими рассмотренными выше методиками. Ввиду того, что психология не имеет абсолютных терапевтических методик, которые приносили бы полное освобождение от заниженной самооценки, то необходимо уже разработанные методики преодоления заниженной самооценки дополнять альтернативными методиками, а в частности, методом изменения отношения к себе и другим в соответствии с библейской концепцией ценности человека. Это позволит более эффективно преодолевать заниженную самооценку.
Темой дальнейших исследований может быть более основательное исследование библейской концепции для поиска новых путей терапии заниженной самооценки, а так же разработка практических методик, совмещающих наиболее эффективные психологические и теологические разработки, связанные с терапией заниженной самооценки.
Библиография.
Adler, A., Superiority and social interest: A collection of later writings, H. L. & R. R. Ansbacher, Eds., (Evanston, IL: Northwestern University Press, 1964)
Adler, A., Understanding human nature (Garden City, NY: Garden City Publishing, 1927)
Adler, A., What Life Should Mean to You? (Boston: Little Brown, 1931), 238-250.
Aland, B., Aland K., Karavidopoulos J. and oth. The Greek New Testament, 4th ed., (Biblia-Druck: Stuttgart, 1993)
Allport, G.W., Becoming: Basic Considerations for a Psychology of Personality (New Haven, CT: Yale University Press, 1955), 114-139
Allport, G.W., The Person in Psychology. Selected Essays (Boston.: Beacon Press, 1968), 105-148
Bandura, A., “Regulation of Cognitive Processes Through Perceived Self-Efficacy”, Developmental Psychology 25 (1989)
Bandura, A., “Self-Efficacy Mechanism in Human Agency”, American Psycholgist 37 (1982): 122-147.
Becket, R.E., Heimbetg. R.G., Bellack A.S., Social Skills Training Treatment of for Depression (New York: Persimmon Press, 1987), 42-43.
Berger, E., “Relationships Among Acceptence of Self, Acceptence of Others and MMPI Scares”, Journal of Counseling Psychology 2 (1955): 279-284.
Cox, Frank D., Human Lntimacy. Marriage the Family and it's Meaming (West Pablishing Company, 1987), 431-432.
Cramer, P., “The Development Of Defense mechanisms”, Journal of Personality 55 (1987): 597-614
Epting, F.R., Personal Construct Counseling and Psychotherapy (Chichester, Eng.: Wiley, 1984)
Erikson, E.H., Childhood and Society, 2nd ed. (New York: Norton, 1963), 263-187.
Freud, S., The Ego and The Mechanisms of Defence (New York: Internatonal Universities Press, 1946)
Fromm, E., Escape From Freedom (New York: Avon, 1941-1956), 163. Journal of Counseling Psychology 2 (1955): 279-284
Kelly, G.A. The Psychology of Personal Constructs, Vols.1 and 2, (New York: Norton, 1955)
Kelly, G.A. Theory of Personality: The Psycology of Personal Constructs (New York: Norton, 1963)
Knapp, Mark L. Interpersonal Communication and Human Relationships (Boston: Allyn and Bacon, 1984), 141,142.
Kuzma, Kay To Understend Your Child (Redlands, CA: Parent Scene, Inc, 1985), 105-127.
Lawrence, B., “Rosenfield, Beauty and Business”, New Mexico: Business Jornal 4 (1979): 23-28
Mallory, James D. Stanley C. Baldwin, The Kink and I (Grand Rapids, MI.: Zondervan Publishing House, 1965), 3335.
Maslow, A.H., Morivation and Personality, 3rd ed. (New York: Harper and Row, 1987)
Matthiesen, Eric & Linda. It's More Then Just Talk (New Jersey: Power Books, 1989)
Meier, Paul D., Minirth, Frank B., and others. Introduction to Psychology and Counseling Grand Rapids: Baker, 1992, 139-146.
Pargatz, Jan. 52 Simple Ways To Build Your Child's Self-Esteem And Confidence (Nashville: Oliver Nelson Books, 1997)
Pilkonis, P.A., Zimbardo P.G., The Personal and Social Dynamics of Shyness, In C. E. Uzard, Ed., Emotions in Personality and Psychopathology (New York: Pltnum, 1979)
Rogers, C.R., A Theory of Therapy, Personility and Interpersonal Relationship, As Developed in The Client-Centred Framework, In S.Koch Ed., Psychology: A Study of a Science (New York: McGraw-Hill, 1959), vol.3, 134-256.
Rogers, C.R. Client - Centered Therapy In I.l.Kutush, A.Wolf, Eds., Psycho-therapist's Casebook (San Francisco: Jossey-Bass, 1986)
Rose, R.J., Koskenvuo M., Kaorio J., Sarna S., Langinvainio H., “Shared Genes, Shared Experiences and Similarity: Data from 14,288 Adult Finnish Co-Twins”, Journal of Personality and Social Psychology 54 (1988): 161 -171
Rushton, J.P., Fulker D.W., Neale M.C., Nias D.K., Eysenck H.J., “Altruism and Aggression: The Hheritability of Individual Differences”, Journal of Peronality and Social Psychology 50 (1986): 1192-1198
Skinner, B.F. About Beheviorism (New York: Knopf, 1974)
Suinn, R. “The Relationships Between Self-Acceptence and Acceptence of Others: A Learning-Theory Analysis”, Journal of Abnormal and Social Psychology 63 (1961): 37-42
Tellegen, A., Lykken D.T., Bouchard T.J. et al., “Personality Similarity in Twins Raised Apart and Together”, Journal of Personality and Social Psychology 54 (1988): 1031-1039
Vagner, Maurice. The Sensation of Being Somebody (Grand Rapids, MI.: Zondervan Publishing House, 1975),
Авдеева Н.Н. Развитие образа себя у младенца. М., 1982.
Алексеев В.А. Развитие самооценки на рубеже подросткового и юношеского возраста. М. 1985.
Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М, “Педагогика”. 1980.
Андрущенко Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте. М. 1978.
Архипова Е.А. Влияние воспитателя и сверстников на самооценку детей старшего дошкольного возраста. Минск. 1983.
Библия. Синодальный перевод. М.,1967.
Богданова Д.Я. Практические занятия по психологии. М, “Физкультура и спорт”, 1989.
Болдуин Д.М. Духовное развитие. М, 1913.
Братусь Б.С., Военков В.Л., Воробьев С.Л. и др. Начала христианской психологии. М., Наука. 1995.
Ван-Пелт Н. Мы только начинаем. Источник жизни. 1997.
Вейсс Ф.Р. Нравственные основы жизни. Минск, “Юнацтва”. 1994.
Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырей А.А.. Психология личности. Тексты. М., Издательство московского университета. 1982.
Двенадцать шагов и двенадцать традиций. A.A.W.S. Inc., Нью-Йорк. 1989. С.10-35.
Джеймс У. Психология. М., Педагогика. 1991.
Добсон Джеймс Ч.. Родителям и молодоженам: доктор Добсон отвечает на ваши вопросы. М., Республика. 1989.
Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни. М., Просвещение. 1990. С.52-150.
Зелуганова Е.А. Соотношение самооценки и уровня притязаний, и его влияние на личностные особенности. М., 1995.
Козак М.Г. Динамика оценочных отношений личностей к себе и к другим. Киев. 1978.
Кон И.С. Психология ранней юности. М., Просвещение. 1989. С.85-150
Кронштадский Иоанн. Мысли христианина о покаянии и святом пришествии. Издание Московской Патриархии. 1986. C.11.
Кэмпбелл Росс. Как на самом деле любить детей. М., Знание. 1992. С.15-25.
Липкина А.И. Самооценка школьника. М. “Знание”. 1976.
Льюис Клайв Просто христианство. Чикаго. 1990.
Майерс Д. Социальная психология. Санкт-Петербург, Питер. 1997.
Мак-Ги Роберт Поиск значимости. Санкт-Петербург, Логос. 1994.
Макдауэлл Джош. Его Образ - мой образ. М., Новая жизнь. 1996.
Маралов В.Г. Индивидуально-типические особенности уровня притязаний учащихся старших классов. М. 1981.
Мей Ролло Искусство психологического консультирования. М., Независимая фирма "Класс". 1994. С.107-120.
Миронова Т.Л. Развитие самосознания у учащихся ПТУ в процессе профессиональной подготовки. М. 1985.
Мисюрина Т.Э. Преодоление неадекватной самооценки у старших подростков в процессе их приобщения к общественно-полезной деятельности. Алма-Ата. 1978.
Осьмак Л.П. Психологические особенности самоутверждения подростков. Киев. 1990.
Пауэлл Джон Почему я боюсь любить? М., Лига-Фолиант. 1993.
Петровский А.В. Введение в психологию. М., Academia. 1995.
Петровский А.В. Практические занятия по психологии. М, “Просвещение”. 1972.
В. Изменение отношения к окружающим и себе.....................................49
1. Автономия от мнений окружающих......................................................50
2. Изменение личных оценочных конструкт по отношению к себе......52
3. Библейская концепция ценности человека влияет на все три столпа самооценки.............................................................................................................54